Научная статья на тему 'Экономический и правовой анализ закупочной деятельности в системе МВД России'

Экономический и правовой анализ закупочной деятельности в системе МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1013
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственные закупки / государственная закупочная деятельность / поставщик / поставка товаров / ведомственный контроль / public procurement / public procurement / supplier / supply of goods / departmental control.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кристина Ивановна Осипова

Рассматриваются отличительные особенности закупочной деятельности в Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Обозначены основные нормативно-правовые акты, обеспечивающие процедуру закупочной деятельности в МВД России. Проводится анализ специфики профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, которые ввиду своей компетенции сталкиваются с проблемными вопросами, обусловленными разносторонностью государственной закупочной деятельностью и сокрытием в ней экономических преступлений, в том числе и коррупционной направленности. Представлен анализ деятельности сотрудников, которым в процессе работы приходится сталкиваться с рядом проблемных вопросов, обусловленных спецификой сферы закупок и особенностями механизма подготовки, совершения и сокрытия в ней преступлений. Предлагается действенное средство в противодействии преступным сговорам в закупочной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кристина Ивановна Осипова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND LEGAL ANALYSIS OF PROCUREMENT IN THE SYSTEM MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article deals with the distinctive features of procurement activities in the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation. The main normative legal acts providing the procedure of procurement activity in the Ministry of internal Affairs of Russia are designated. The author analyzed the specifics of professional activity of law enforcement officers who, due to their competence, face problematic issues due to the diversity of public procurement activities and concealment of economic crimes, including corruption. The article presents an analysis of the activities of employees who in the course of work have to deal with a number of problematic issues due to the specifics of the procurement sphere and the peculiarities of the mechanism of preparation, Commission and concealment of crimes in it. In conclusion, the author proposes an effective tool in combating criminal collusion in the procurement sphere.

Текст научной работы на тему «Экономический и правовой анализ закупочной деятельности в системе МВД России»

УДК 336.14 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10113

ББК 65.052 © К.И. Осипова, 2019

Научная специальность 08.00.12 — бухгалтерский учет, статистика

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ

Кристина Ивановна Осипова, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: aisbobi@mail.ru

Научный руководитель: профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук А.В. Минаков

Аннотация. Рассматриваются отличительные особенности закупочной деятельности в Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Обозначены основные нормативно-правовые акты, обеспечивающие процедуру закупочной деятельности в МВД России. Проводится анализ специфики профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, которые ввиду своей компетенции сталкиваются с проблемными вопросами, обусловленными разносторонностью государственной закупочной деятельностью и сокрытием в ней экономических преступлений, в том числе и коррупционной направленности. Представлен анализ деятельности сотрудников, которым в процессе работы приходится сталкиваться с рядом проблемных вопросов, обусловленных спецификой сферы закупок и особенностями механизма подготовки, совершения и сокрытия в ней преступлений. Предлагается действенное средство в противодействии преступным сговорам в закупочной сфере.

Ключевые слова: государственные закупки, государственная закупочная деятельность, поставщик, поставка товаров, ведомственный контроль.

ECONOMIC AND LEGAL ANALYSIS OF PROCUREMENT IN THE SYSTEM MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Kristina I. Osipova, adjunct faculty of the preparation of scientific-pedagogical and scientific personnel Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: aisbobi@mail.ru

Research supervisor: professor of department of economy and accounting of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', doctor of economic sciences A.V. Minakov

Annotation. The article deals with the distinctive features of procurement activities in the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation. The main normative legal acts providing the procedure of procurement activity in the Ministry of internal Affairs of Russia are designated. The author analyzed the specifics of professional activity of law enforcement officers who, due to their competence, face problematic issues due to the diversity of public procurement activities and concealment of economic crimes, including corruption. The article presents an analysis of the activities of employees who in the course of work have to deal with a number of problematic issues due to the specifics of the procurement sphere and the peculiarities of the mechanism of preparation, Commission and concealment of crimes in it. In conclusion, the author proposes an effective tool in combating criminal collusion in the procurement sphere. Keywords: public procurement, public procurement, supplier, supply of goods, departmental control.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Осипова К.И. Экономический и правовой анализ закупочной деятельности в системе МВД России. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(2):252-254.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одной из основных задач любого государства является развитие экономики, а, как следствие и повышение уровня жизни населения. В настоящее время для достижения этих целей разработан такой элемент государственного контроля, как государственный заказ (государственные закупки). Уничтожение централизованной системы снабжения, существовавшей во времена советской власти — является одной из проблем, которая возникла в результате перехода к рыночным отношениям России. Низкая эффективность рыночного механизма образования хозяйственных связей в секторах народного хозяйства стала более очевидной и требует принятия

специальных мер, особенно на рынке государственных заказов.

К государственным нуждам следует относить не только публичные, но и нужды органов государства в товарах, работах и услугах.

Остановимся более подробно на удовлетворении нужд МВД РФ. Так, материально-техническое, вещевое, продовольственное и иное обеспечение ОВД происходит с помощью заключения госконтрактов на поставку товаров (работ, услуг), либо на основе единого плана снабжения в соответствии со штатами, табелями и т.д. Таким образом, гражданско-правовое регулирование имеется только в первом случае данного процесса.

Поставка товаров (работ, услуг) для ОВД осуществляется на основании § 4 гл. 30 ГК РФ. Данный параграф посвящен общим положениям, самой процедуре заключения, правам и обязанностям поставщиков и заказчиков. Также осуществляется на основании ФЗ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»1, в котором перечислены все стадии реализации поставки [1, с. 133-144].

Особенностью гражданско-правового регулирования будет являться сочетание норм права. К примеру, за ненадлежащее заключение госконтракта или размещение самого заказа, помимо гражданско-правовой ответственности, предусмотрена административная ответственность, а также дисциплинарная, на основании нормативных актов подразделения МВД в случае, если в результате ошибки будет признан виновным государственный заказчик.

Нормативно-правовой базой регулирования ведомственных нужд выступает также ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»2. С его помощью определяется поставка товаров для производственно-продовольственного и технического обеспечения.

Касательно самого процесса заключения и исполнения госконтракта на поставку товаров (работ, услуг) появляется затруднительный момент, который связан с режимностью объектов территориальных органов, подразделений и организаций МВД России. Это можно отнести к непреднамеренным фактором ограничения конкуренции между поставщиками. Вследствие данного ограничения происходит завышение цен на тот или иной поставляемый товар. Причина затруднения возникает в закрытом доступе; наличие пропускного режима может привести к несвоевременному исполнению обязанностей, возложенных на поставщика.

Следует отметить, что уставные функции и обязанности правоохранительной деятельности ОВД, предполагают своевременную и точную реализацию закупочной деятельности товаров (работ, услуг), а также государственного оборонного заказа в отношении товаров (работ, услуг), которые входят в группу особого правового регулирования [2, с. 241-250].

Проведением госзакупок в МВД России занимается департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД РФ (ДТ МВД России). Департамент является самостоятельным подразделением центрального аппарата МВД России, который занимается обеспечением и осуществлением функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и законодательному регулированию в области имущественных отношений, организации государственных закупок, материально-технического, медицинского, санаторно-курортного, жилищного, метро-

логического обеспечения, строительства, реконструкции и капитального ремонта, строительного контроля и т.д., в пределах своей компетенции [3, с. 190-193].

Организация ведомственного контроля в сфере закупок в МВД России осуществляется в соответствии с Регламентом проведения МВД РФ ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденным приказом МВД России от 16 мая 2016 г. № 2473.

Согласно данному акту, ведомственный контроль госзакупок осуществляется ДТ МВД России с привлечением уполномоченных должностных лиц подразделений центрального аппарата МВД России и ОУМТС МВД России, а также территориальными органами МВД России в отношении соответствующих подведомственных заказчиков.

Предметом ведомственного контроля является соблюдение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.

Департамент осуществляет анализ закупок заказчиками с помощью сбора, систематизации и оценки информации о планировании и осуществлении закупок. Данная информация размещена в единой информационной системе в сфере закупок, но допускается использование иных информационных источников.

При создании системы правового регулирования рассчитывалось, что расходование бюджетных денежных средств будет более рациональным, прозрачным и эффективным. Но данная сложная система породила новые способы и схемы преступного обогащения.

Министерство Финансов РФ опубликовало статистику государственных закупок за I квартал 2018 г., которая продемонстрировала рост объема государственных контрактов до 1,26 трлн руб., что на 21,9% больше аналогичного показателя 2017 г.

При этом количество контрактов, заключенных в рамках 44-ФЗ, сократилось на 8,5%, до 945 тыс., т.е. произошел рост средней цены договора на 12,3% — до 1,3 млн руб. Подавляющее большинство заключенных контрактов пришлось на два вида закупок: 46% — у единственного поставщика и 45% — по результатам электронных аукционов4.

Международный неправительственный союз «Transparency International» в своей оценке отразил, что еже-

1 ФЗ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.

2 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7600.

3 Приказ МВД РФ от 16 мая 2016 г. № 247 «Об утверждении Регламента проведения Министерством внутренних дел Российской Федерации ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд».

4 Статистика 2018: госзаказчики на 22% увеличили объемы закупок // URL://http://irzakupki.ru/statistika-2018-goszakazc-hiki-na-22-uvelichi/

№ 2 / 2019

Вестник Московского университета МВД России

253

годно более 400 млрд долл. США теряется в области госзакупок в результате взяточничества и коррупции, что повышает госзатраты на 20-25%. По различным оценкам до 5% бюджета Европейского союза регулярно теряется по причине мошенничества, расточительства и управленческих недочетов5.

В России выявлением, предупреждением и пресечением преступлений в закупочной сфере занимаются сотрудники экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России. Анкетирование, проведенное среди них, показало, что в процессе работы им приходится сталкиваться с рядом проблемных вопросов, обусловленных спецификой сферы закупок и особенностями механизма подготовки, совершения и сокрытия в ней преступлений. Подавляющее большинство опрошенных сотрудников указанных подразделений указали на целесообразность разработки для них методических рекомендаций по оперативному обслуживанию сферы закупок.

Проведя анализ преступлений в закупочной сфере за 2013-2017 гг., следует сказать, что: образовалась устойчивая тенденция роста совершения преступлений в данной сфере, расширилось разнообразие способов их совершения; преступные деяния часто выражаются в нарушениях четко установленных правил проведения процедур закупок, которые, в свою очередь, уголовно наказуемыми не являются. Данный факт усложняет процесс документирования незаконной деятельности преступников.

Так, по данными ГУЭБиПК МВД России, в большинстве субъектов Российской Федерации действуют многоуровневые схемы, которые организованы коррумпированными чиновниками. Данные схемы позволяют уводить в теневой сектор значительную часть бюджетных средств, которые выделяются для государственных и муниципальных закупок6. Организованная преступность, как подметил Генеральный прокурор РФ Ю. Чайка, не только не скрывает свою противоправную деятельность, но и блокирует реакцию государства с помощью коррумпированных чиновников различного ранга7.

Таким образом, действенным средством в противодействии преступным сговорам может стать совместная работа контролирующих (надзорных) органов и правоохранительных в рамках внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, а также рекомендации по использованию специализированного интернет-проекта, которые оказывали бы воздействие на правосознание личности, социальных групп и всего населения страны, имеющего отношение к закупочной сфере. Аудиторией такого проекта должны быть инициативные добросовестные участники закупок, права и законные интересы которых нарушаются, а также сознатель-

ные граждане, которые обладают сведениями о правонарушениях. Несомненно, в числе обратившихся будут фигурировать лица, преследующие цель устранения своих конкурентов, но это не исключает возможность привлечения последних к ответственности за допущенные ими правонарушения в процессе закупок, но и предупреждению правонарушений в закупочной сфере.

Проведенный в настоящей статье экономический и правовой анализ закупочной деятельности в системе МВД России, послужит основой для дальнейших исследований в данном направлении.

Литература

1. Осокин Р.Б. Организационно-правовые проблемы контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и роль органов прокуратуры в их разрешении // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 8. С. 133-144.

2. Смолина К.И. Особенности контроля государственных закупок // Ежегодная Всерос. науч.-практ. конф. «Экономическая безопасность личности, общества, государства: проблемы и пути обеспечения». СПб., 2018.

3. ВадрецкиИ.С. Значение контроля в сфере государственных закупок для обеспечения экономической безопасности // Вестник экономической безопасности. 2018. № 4. С. 190-193.

References

1. Osokin R.B. Organizatsionno-pravovyye problemy kontraktnoy sistemy v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsi-pal'nykh nuzhd i rol' organov prokuratury v ikh razres-henii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2016. № 8. S. 133-144.

2. Smolina K.I. Osobennosti kontrolya gosudarstvennykh zakupok // Ezhegodnaya Vseros. nauch.-prakt. konf. «Ekonomicheskaya bezopasnost' lichnosti, obshchestva, gosudarstva: problemy i puti obespecheniya». SPb., 2018.

3. Vadretski I.S. Znacheniye kontrolya v sfere gosudarstvennykh zakupok dlya obespecheniya ekonomiches-koy bezopasnosti // Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti. 2018. № 4. S. 190-193.

5 Оценка автономной некоммерческой организации «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Транспе-ренси Интернешнл Р» // URL://https://transparency.org.ru/pro-jects/goszakupki/lenoblsud-priznal

6 Экономическая безопасность: новые угрозы и контрмеры (интервью с начальником ГУЭБиПК МВД России генерал-майором полиции Д. Мироновым) // URL://http://ormvd.ru/pubs/-101 /economic-security-new-threats

7 Организованную преступность прикрывают коррумпированные чиновники (интервью с Генеральным прокурором Российской Федерации Ю. Чайкой) // URL://http://genproc.-gov.ru/smi/news/genproc/news-57543/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.