Научная статья на тему 'Криминологическая характеристика преступлений, сопряженных с жестоким обращением с потерпевшим'

Криминологическая характеристика преступлений, сопряженных с жестоким обращением с потерпевшим Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
455
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Криминологическая характеристика преступлений, сопряженных с жестоким обращением с потерпевшим»

Картавченко Виктория Владимировна

преподаватель кафедры уголовного права Кубанского государственного аграрного университета

Криминологическая характеристика преступлений, сопряженных с жестоким обращением с потерпевшим

естокие и особо жестокие преступления, совершаемые в отношении несовершеннолетних, всегда вызывают широкий общественный резонанс и негативное отношение к лицам, их совершившим. Такие преступления представляют повышенную общественную опасность, поскольку в них проявляются крайне отрицательные черты личности преступника - бесчеловечность и безжалостность.

Освещение проблем жестокости и особой жестокости не должно сводиться лишь к исследованию уголовно-правового аспекта. Комплексный подход к теме исследования предполагает изучение природы жестокого поведения, ее криминологического понятия.

Для более полного понимания таких понятий как «жестокость» и «агрессия», необходимо определить их значение. Ю.М. Антонян предлагает понимать под агрессивностью особенности (черты) личности, а под агрессией — соответствующее поведение, заключающееся в демонстрации силы, угрозы ее применения либо использовании силы в отношении отдельного человека или группы лиц1.

Германский психолог X. Хекхаузен рассматривает агрессию как намеренные действия с целью причинения вреда. Возможны также случаи, когда агрессивные действия возникают «самопроизвольно», из желания воспрепятствовать, навредить кому-либо, обойтись с кем-нибудь несправедливо, кого-нибудь оскорбить. В связи с чем

следует различать реактивную (реакция на определенную ситуацию) и спонтанную агрессию2.

Таким образом, в литературе по праву и психологии агрессивное поведение рассматривается как причинение вреда либо угроза его причинения другим индивидам.

Научное понятие жестокости отличается от понятия агрессивности.

Ю.М. Антонян под жестокостью как чертой личности понимает стремление к причинению страданий, мучений людям или животным, выражающееся в действиях, бездействиях, словах, а также фантазировании соответствующего содержания. При этом проявления жестокости могут быть преднамеренными или импульсивными, сознательными или несознательными3.

По мнению О.Ю. Михайловой, жестокость является вполне конкретным свойством личности насильственного преступника, которое проявляется в антиобщественном поведении, направленном на причинение страданий. В основе жестокости лежат дефекты ценностно-нормативной сферы человека, а именно, нарушение ценности другого человека4.

Агрессивность так же, как и жестокость, является свойством личности как социального существа, поскольку личность формируется в обществе. Агрессивная личность предпочитает использовать насильственные средства для реализации своих целей, а результат насильственных действий — причинение вреда людям. Однако понятие «агрессивность» шире, чем понятие «жесто-

1 Антонян Ю.М. Общий очерк о преступном насилии // Человек против человека. Преступное насилие: Сб. статей / Под общ. ред. Ю.М. Антоняна, С.Ф. Милюкова. СПб., 1994. С. 11.

2 Хекхэузен X. Мотивации и деятельность. М., 1985. Т. 1. С. 365-367.

3 Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. М., 1991. С. 115.

4 Михайлова О.Ю. Изучение психологических мотивов преступлений, сопряженных с особой жестокостью // Юридическая психология. Материалы симпозиума на 6-м Всесоюзном съезде общества психологов. М., 1983. С. 53.

кость».

Агрессивность необходимо рассматривать как свойство личности, заключающееся в причинении вреда другим людям, а жестокость и особую жестокость — как свойства личности, заключающиеся в осознанном причинении вреда другим индивидам в виде мучений и страданий либо особых мучений и страданий. По сравнению с агрессивностью, жестокость и особая жестокость заключают в себе более высокий уровень общественной опасности.

Исследование проблем агрессивного и жестокого поведения невозможно без анализа факторов, способствующих развитию таких качеств личности, как агрессивность и жестокость1. В научной зарубежной литературе по психологии и психиатрии существуют различные теории, объясняющие природу агрессивного и жестокого поведения. Начало рассмотрения психологических механизмов агрессивности человека связано с учением 3. Фрейда о двух фундаментальных инстинктах: инстинкте жизни (созидательное начало) и инстинкте смерти (начало разрушительное), с которым и связывается агрессивность. Инстинкты, по Фрейду, являются врожденными, вечными и неизменными, поэтому в агрессивности он видит неотъемлемое свойство человеческой природы. Накапливающаяся энергия «агрессивного драйва» время от времени должна получать «разрядку» во вспышках агрессивности.

Против теории врожденной агрессии З. Фрейда выступает австрийский ученый В. Холличер. Он считает, что «новейшие исследования подтверждают предвидения И.П. Павлова: инстинкты проявляются как результат интегрирования врожденных реакций с условными, врожденного поведения с поведением, выработанным в процессе научения... Инстинктивное поведение не играет определяющей роли в жизни человека. Он противостоит среде, все в большей и большей степени создаваемой им самим, в той мере, в какой он способен постепенно адаптироваться к этой среде, которая все быстрее изменяется»2.

В противовес психоаналитическим теориям агрессии была выдвинута теория социального научения агрессии. В соответствии с ней межличностный конфликт облегчает проявление агрессии, является необходимым, но недостаточным условием ее возникновения. Для возникновения

агрессивного поведения необходимо наличие у индивида предрасположенности вести себя агрессивно. Такая предрасположенность формируется в социальной среде: через наблюдение за поведением окружающих, анализ собственного удачного опыта применения агрессии, а не связывается с ролью врожденных человеческих инстинктов. Первостепенная роль в формировании агрессивных личностных диспозиций отводится социальному окружению3.

Ряд российских юристов объясняют агрессивное и жестокое поведение индивида наличием у него социальных потребностей к совершению такого рода действий. Такой позиции придерживаются В.Н. Кудрявцев и Н.А. Барановский.

По мнению академика В.Н. Кудрявцева, основой мотивации преступного поведения часто выступают человеческие потребности, к которым относятся элементарные биологические (например, самосохранение, размножение и т.д.) и социальные (социальное общение, социальная активность и др.) потребности. При этом потребностями насильственной преступности, не связанными с корыстными целями, являются месть, личная неприязнь4.

Некоторые российские ученые видят причину преступного агрессивного поведения в отчужденности, страхе за собственное существование у лица, которое действует агрессивно. Так, по мнению Ю.М. Антоняна, М.И. Еникеева и В.Е. Эми-нова, «наличие агрессивности заставляет предположить, что подозрительность убийц и других насильственных преступников заключается в постоянном ожидании нападения извне и готовности сопротивляться ему... Мы полагаем, что убийцы и другие насильственные преступники — это лица с повышенной тревожностью, если понимать тревожность как ощущение угрозы своему бытию и постоянную готовность оборонять его... »5.

Субъективными факторами агрессивного и жестокого поведения могут являться психические аномалии, не исключающие вменяемости. Причиной агрессивного поведения могут быть и различного рода психические хронические заболевания. Например, при эпилепсии могут возникать эпилептические эквиваленты, характеризующиеся внезапным изменением настроения в сторону гневно-злобного, нередко с агрессией и яростью в отношении окружающих.

1 Богомолова С.Н. О внутриличностных детерминантах криминальной агрессии // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. Сб. научн. трудов / Под ред. А.А. Ратинова. М., 1989. С. 77-78.

2 Холличер В. Человек и агрессия. М.

3 Богомолова С.Н. Указ. соч. С. 79.

4 I

1975. С. 82-83.

Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. М., 1998. С. 42-54. 5 Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М., 1996. С. 125-126.

169

Формирование жестокого и агрессивного поведения личности происходит в процессе ее социализации. На поведение личности оказывают влияние различные социальные явления (общество в целом, семья, трудовой и учебный коллектив и любые другие социальные объединения людей). На формирование указанных отрицательных черт личности могут оказывать воздействие различные психические аномалии, но такое воздействие необходимо исследовать в совокупности с другими факторами.

На сегодняшний день, проявлению преступного насилия, агрессии и жестокости в нашем обществе способствуют некоторые обстоятельства, такие как экономические и социальные условия жизни людей. Расслоение общества на богатых и бедных, безработица, задержка выплаты зарплат и социальных пособий — все эти факторы могут стать причинами жестокого и агрессивного поведения людей.

Другим фактором стало снижение уровня нравственных требований, предъявляемых индивидуумом к самому себе и обществом — к конкретному члену общества. Насилие, жестокость, агрессивность пропагандируются в кинофильмах, в различной литературе. Это оказывает особое влияние на преступное поведение несовершеннолетних, которое все чаще проявляется в особо жестоких, изуверских преступлениях.

Агрессия и особая жестокость проявляются в межнациональных и религиозных конфликтах, когда та или иная нация избирается в качестве «виновника» всех бед другой нации.

Также можно выделить объективные факторы, обуславливающие развитие агрессивного и жестокого преступного поведения на микроуровне.

Агрессивность и жестокость как свойства личности формируются преимущественно в процессе ранней социализации: в детском и подростковом возрасте. Неблагополучная семья не обес-

печивает нормального становления личности. Жестокое обращение с детьми, конфликтные отношения между самими супругами — все это стимулирует агрессивное поведение несовершеннолетних по отношению к своим сверстникам.

Проблемы преступной агрессивности, жестокости и особой жестокости требуют глубокого изучения и разработки предупредительных мер со стороны государства и общества. Предупреждение преступности данного вида предполагает осуществление комплекса мероприятий по устранению факторов, ее вызывающих.

Первостепенное значение в предупреждении преступной агрессивности, жестокости и особой жестокости имеют решение коренных социальных и экономических задач, межнациональных проблем, повышение уровня нравственности и материальной обеспеченности людей, т.е. мероприятия общесоциального уровня.

Необходимо проведение мероприятий, направленных на своевременное выявление и постановку на учет лиц с психическими отклонениями, влияющими на проявление агрессивности и жестокости (например, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения), а также более тесное взаимодействие между органами здравоохранения и правоохранительными органами с целью контроля за их поведением. Информация о лицах с такого рода психическими отклонениями должна незамедлительно направляться в правоохранительные органы, что будет способствовать раскрытию особо жестоких преступлений.

Целесообразно разработать специальные методики индивидуально-воспитательных мер воздействия на лиц, отбывающих наказание за преступления, совершенные с особой жестокостью. Прежде всего, это касается несовершеннолетних преступников, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

170

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.