экологические правонарушения: это система особых принудительных мер, применяемых к субъектам, нарушившим законодательство об охране окружающей среды и природопользовании, и выражающихся в установлении для субъектов правонарушения определенных отрицательных последствий в виде ограничений личного или имущественного характера.
Примечания
’ Духно H.A., Иванкин В.И. Понятие и виды юридической ответственности // Государство и право. 2000. № 6. С. 12.
2 Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972. Т. 1. С. 371.
3 Шиндяпина М.Д. Стадии юридической ответственности: учеб. пособие. М., 1998. С. 25.
4 Шаргородский М.Д. Детерминизм и ответственность // Правоведение. 1968. № 1. С. 46.
5 Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1961. С. 314—318.
6 Колбасов О.С., Краснов Н.И. Эффективность юридической ответственности в охране окружающей среды. М., 1985. С. 25.
7 Доронин Г.Г. Юридическая ответственность за экологические правонарушения: исходные положения и теоретические подходы: учеб.-метод. материалы. М., 2000. С. 8.
8 Ерофеев Б.В. Советское экологическое право: Общая часть. М., 1988. С. 73.
9 Жевлаков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М., 1997. С. 9; Подробнее см.: Охрана окружающей природной среды: Постатейный комментарий к Закону России. М., 1993. С. 172.
10 Яковлев В.Н. Экологическое право / отв. ред. П.С. Никитюк. Кишинев, 1988. С. 97—98.
11 Петров В.В. Экология и право. М., 1981. С. 215.
12 Экологическое право России: учеб. / под ред. Е.Д. Ермакова, A.A. Сухарева. М., 1997. С. 413.
13 Юридическая ответственность за экологические правонарушения / под ред. А.И. Бобылева, H.A. Духно. М., 2001. С. 12.
14 Ерофеев Б.В. Экологическое право: учеб. М., 2004. С. 140.
15 Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). М., 1999. С. 475.
И.И. ЛИХАНОВА
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Криминальная обстановка в сфере налогообложения на протяжении ряда лет характеризуется ростом преступности, ее массовым характером, высокой степенью латентности. Несмотря на принимаемые на законодательном уровне меры по минимизации налогообложения, уклонение от уплаты налогов продолжает оставаться сложной экономической и правовой проблемой.
Изменения, отмеченные в последнее время в структуре и динамике налоговой преступности, свидетельствуют о том, что криминальное проникновение в налоговую сферу носит все более организованный и профессиональный характер. Постоянно растут уровень и качество интеллектуального обеспечения этого вида противоправной деятельности, идут интенсивный поиск и реализация новых способов совершения налоговых преступлений.
В настоящее время в России продолжается реформирование экономики и фи-
нансовой сферы. В этой связи происходит изменение налоговой политики государства. Составной частью данного процесса является построение новой системы налогообложения, которая, в свою очередь, невозможна без эффективно действующего механизма взыскания задолженностей по налогам и сборам. Необходимость этого в значительной степени обусловлена наличием большого числа недобросовестных налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), которые, игнорируя свою конституционную обязанность по своевременной и полной уплате налогов, посредством сокрытия денежных средств и имущества препятствуют осуществлению налоговыми органами взыскания с хозяйствующих субъектов недоимок.
Начиная изучать налоговую преступность, в первую очередь нужно определить ее криминологические характеристики. К числу основных криминологических характеристик
© И.И. Лиханова, 2007
И.И. ЛИХАНОВА
налоговой преступности большинство авторов относят состояние, динамику, уровень, латентность и структуру1.
Как уже отмечалось, становление современной российской налоговой системы сопровождается значительным ростом числа налоговых преступлений и правонарушений. По оценкам специалистов, в результате неисполнения налогоплательщиками своих обязанностей государство ежегодно недополучает от 30 до 40% бюджетных средств. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение, носит массовый характер и является главной причиной непоступления налогов в государственную казну.
Среди основных причин высокой латентности, выделяемых специалистами применительно к экономическим преступлениям2, на счет преступлений в сфере налогообложения следует отнести отсутствие потерпевших и иных лиц (кроме органов налогового контроля), заинтересованных в их выявлении. В результате совершения налоговых преступлений прежде всего затрагиваются интересы государства. Население же в основной массе относится к нарушителям налогового законодательства терпимо или даже сочувственно и не только не оказывает содействия государственным контролирующим и правоохранительным органам в их выявлении, но и способствует совершению преступлений. Зачастую работники предприятий знают о нарушениях налогового законодательства со стороны руководителей предприятий, но, тем не менее, крайне редко предпринимают какие-либо действия для того, чтобы воспрепятствовать этому. Повсеместное распространение получила практика выплаты работникам с их согласия заработной платы из неучтенной денежной наличности и без надлежащего оформления в бухгалтерских документах.
К числу иных причин высокого уровня латентности налоговой преступности следует отнести:
- изобретательность налоговых преступников;
- тщательную маскировку совершаемых ими налоговых преступлений;
- отсутствие явных следов, указывающих на совершение налоговых преступлений;
- наличие большого промежутка времени (от года и более) между моментом совершения и моментом выявления налогового преступления.
Отдельные авторы в качестве искусственных причин латентности называют недостатки в деятельности органов, в обязанности которых входит раскрытие налоговых преступлений3.
Преступность характеризуется не только количественными, но и качественными показателями. К последним относится структура преступности. Обратившись к показателям, можно убедиться в высоком удельном весе в налоговой преступности сокрытий доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения. При этом более половины преступлений данного вида совершается в особо крупных размерах. Названное обстоятельство дополнительно указывает на значительно возросшее число крупных собственников, не желающих по различным причинам платить налоги в государственный бюджет и использующих для этих целей различные ухищрения и маскировку, надеясь избежать разоблачения и наказания. Данные статистики свидетельствуют о том, что лиц, считающих возможным оказать открытое противодействие органам налогового контроля, гораздо меньше, чем тех, которые склонны использовать различные способы для уклонения от исполнения своих налоговых обязательств.
Статистика свидетельствует о том, что преступные посягательства, направленные на уклонение от уплаты налога на прибыль, составляют 43,6% общего числа налоговых преступлений, НДС — 28,4%, налогов в дорожные фонды — 6,7%, подоходного налога с физических лиц — 3,7%, акцизов — 1,2%, налога на имущество предприятий — 0,9%4. Из этого следует, что налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты тех налогов, которые предусматривают наиболее крупные отчисления в бюджет. Иные налоги также достаточно часто оказываются неуплаченными в результате преступных действий, однако это происходит преимущественно из-за того, что они имеют общий объект налогообложения с указанными обязательными платежами. Преобладание преступлений, связанных с неуплатой налога на прибыль,
Известия ИГЭА. 2007. № 1 (51)
объясняется уязвимостью механизма его исчисления, предусматривающего целый ряд исключений и изъятий, а также наличием льгот по его уплате, которые используются незаконно. В данном случае оказывает влияние и повышенный уровень корыстной мотивации у преступников — ведь в удержании в своей собственности полученной прибыли и заключается их главная цель.
Естественно, появление и рост количества неплательщиков налогов — это один из важнейших признаков неэффективности действующей системы налогообложения и налогового администрирования. Противодействие девиантному поведению в сфере налогообложения — одна из актуальных проблем в России.
Анализ динамики налоговых преступлений последних лет позволяет сделать вывод не только о резко прогрессирующем их росте, но и об увеличении числа зарегистрированных преступлений, что говорит об улучшении профессиональной деятельности и активизации налоговых органов. Так, за 2000 г. было зарегистрировано 23 671 тыс. преступлений в налоговой сфере, за 2001 г. — 24 646 тыс. преступлений5. Хотя надо отметить, что в последующие годы эти цифры уменьшились, но, по нашему мнению, это говорит лишь о том, что усилился контроль в данной сфере, а не о том, что налогоплательщики стали более добросовестными.
Что же является причиной высокого уровня преступности в сфере налогообложения? Здесь стоит отметить, что налогоплательщик в первую очередь стремится к тому, чтобы налоговый механизм как можно меньше влиял на эффективность его деятельности. Приоритетными моментами для данного субъекта становятся финансовые показатели, и именно с этой позиции налогоплательщик оценивает эффективность налогообложения в стране. По-прежнему большинство налогоплательщиков считают, что налоги непомерно высоки, и предпочитают скрывать свои доходы. Конечно же, существенную роль для государства в оценке уплаты налоговых сумм играют размеры налоговых отчислений, однако не стоит забывать и про внутренние расходы налогоплательщика, как правило, не учитываемые государством и вызванные
затратами на сам процесс уплаты налогов и сборов.
Из всего перечисленного можно сделать вывод, что только устранив все причины, заставляющие налогоплательщика скрывать свои доходы от государства и уклоняться от уплаты налогов и сборов, мы сможем решить проблему. Но не стоит забывать, что налоговая система России еще находится в процессе становления, и сколько еще потребуется времени на его завершение, неизвестно. Конечно, в общих чертах к настоящему времени уже сформированы механизмы взимания налоговых платежей и контроля за их поступлением в бюджеты различных уровней. Но налоговое законодательство, являющееся правовой основой существования налоговой системы, содержит в себе ряд неточностей, его нормативные акты иногда противоречат друг другу. А система обеспечения государственного налогового контроля в силу объективных причин еще не имеет достаточного опыта для полномасштабной охраны налоговой безопасности государства.
В то же время не стоит забывать, что развитая налоговая система — неотъемлемый элемент современной экономики, условие успешного развития государства и общества. Поддержка налоговой системы государства является одной из важнейших задач деятельности общества в целом и каждого в отдельности.
Примечания
1 Долгова А.И., Коробейников Б.В., Кудрявцев В.Н., Панкратов В.В. Понятия советской криминологии. 1985. С. 15.
2 Лунев В.В. Преступность ХХ века: Мировые, региональные и российские тенденции. М., 1997. С. 238-240.
3 Криминология: учеб. для юрид. вузов / под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова. СПб., 1998. С. 64.
4 Зрелов А.П., Краснов М.В. Современные способы противодействия организованной экономической и налоговой преступности // Право и политика. 2003. № 11. С. 77-82.
5 Пинкевич Т.В. Криминологические и уголовно-правовые основы борьбы с экономической преступностью. М., 2003. С. 262-267; Преступность в России XXI в. и реагирование на нее. М., 2004. С. 98-99.
Известия ИГЭА 2007. № 1 (51)