Научная статья на тему 'Криминогенные детерминанты налоговой преступности'

Криминогенные детерминанты налоговой преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
426
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Егоров В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Криминогенные детерминанты налоговой преступности»

2002

5. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

«авторитет» кодификации, превратить его во второстепенный инструмент правового регулирования* 1.

Таким образом, в силу того, что ответственность за нарушения налогового законодательства является по сути административной ответственностью, в целях упорядочения законодательства об административных правонарушениях становится целесообразным внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях, объединив в КоАП РФ все правонарушения в области налогов.

В.А.Егоров*

КРИМИНОГЕННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ НАЛОГОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Одним из важных условий существования государства в условиях рыночной экономики является взимание налогов. Однако собрать ожидаемые налоги в полном объеме пока не удается. По оценкам специалистов, государство ежегодно недополучает до трети ожидаемых налоговых поступлений в бюджет2.

Судебно-следственная практика свидетельствует об устойчивом росте уклонения от уплаты налогов, повышении его общественной опасности вследствие расширения масштабов, более изощренных формах совершения и возрастающих размерах причиненного ущерба. Можно прогнозировать, что борьба с налоговыми правонарушениями и преступлениями станет одним из наиболее важных и сложных задач для государства.

Почему налогоплательщик уклоняется от выполнения конституционных обязанностей по уплате налогов, как он выбирает противоправную линию поведения, что этому способствует? Ответы на эти вопросы мы можем получить, только изучив причины и условия этого явления.

Материалистическая наука определяет причинность как объективную связь между явлениями, при которой одно или несколько явлений (причин) порождают другое явление (следствие)3. Исходя из этой общей

Кандидат юридических наук, доцент.

1 Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях /Под ред. Ю.М.Козлова. - М.: Юристъ, 2002. - С. 87.

2 Кучеров И.И. Налоговые преступления. - М., 1997. - С. 47-48.

3 Философская энциклопедия. Т. 4. - М., 1967. - С. 370; Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии (О структуре индивидуального преступного поведения). - М.: Юрид. лит., 1968. - С. 5.

185

Марийский юридический вестник

Выпуск 2

посылки, под причинами преступления в криминологии понимают негативные социальные явления, порождающие преступность и преступления как свое логическое следствие1. Причины преступности имеют социально-психологическое корни. Они всегда субъективны и относятся к сфере сознания и социальной психологии. «Непосредственные причины и истоки виновного поведения преступников всегда лежат в личности человека, совершившего преступление...»2. Другими словами, никакие внешние обстоятельства не могут являться определяющими причинами противоправного деяния, если они не стали внутренними детерминантами человеческой деятельности3 4.

«Причинами преступности в широком смысле этого слова можно считать все те обстоятельства, без которых она не могла бы возникнуть и не может существовать. Но не все эти обстоятельства играют одинаковую роль. Одни из них создают лишь реальную возможность преступных мотивов, а другие превращают эту возможность в действительность. Поэтому первые следует рассматривать как условия,

4

а вторые как причины» .

Таким образом, наряду с причинами преступности, существуют условия, способствующие совершению преступлений. Под ними понимается наличие явлений реальной действительности, которые сами по себе не могут породить преступность (следствие), но их наличие может способствовать возникновению у человека намерения совершить преступление. Условия способствуют, создают возможность возникновения и проявления причины, порождающей следствие. Они обеспечивают появление и действие причины. Категория «условия» связана с категорией «возможность» и ее количественным выражением «вероятность».

Одна из наиболее исчерпывающих классификаций причин и условий, обусловливающих уклонение от уплаты налогов, принадлежит специалисту финансового права, французскому ученому П.М.Годме, согласно которому их можно разделить на экономические, политические, моральные (этические, психологические) и технические5. Такая классификация наиболее полно отражает этиологию данного феномена.

Суть налога как элемента отношений между государством и налогоплательщиком таит в себе первичные отношения экономического при-

1 Четвериков В.С. Криминология: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1996. - С.45.

2 Яковлев А.М. Причинность и социальная психология (социально-психологические закономерности противоправного поведения). - М.: Юрид. лит., 1971.

3 Ратинов А.Р. Психологическое изучение личности преступника. - М., 1981. - С. 9.

4 Шаргородский М.Д. Преступность, ее причины и условия в социалистическом обществе //Преступность и ее предупреждение. - Л., 1966. - С. 30.

5 Годме П.М. Финансовое право. - М.: Прогресс, 1978. - С. 399-406.

186

2002

5. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

своения. Критерием, характеризующим общее налоговое бремя, может служить ставка налогов, под которой понимается доля изъятия с налогооблагаемой базы. Исследования, проведенные американским экономистом А. Лаффером, показали, что изъятие у налогоплательщика более 35-40% добавленной стоимости приводят к ситуации, когда расширение производства и инвестиции становятся невыгодными. Бремя налогов в России значительно тяжелее, чем в зарубежных странах. По сравнению с другими государствами самая высокая налоговая ставка оказалась именно в России. Она составила 58,9%, что более чем на 15% превышает ставки в США и на 11% в Германии. Поэтому большая часть российских предпринимателей уклоняется от налогообложения. Такая ситуация стимулирует уход многих предпринимателей в нелегальную, «теневую» сферу деятельности.

Практика правоохранительных и налоговых органов показывает, что наиболее деструктивным фактором, влияющим как на состояние общества в целом, так и на криминальную ситуацию в стране, стал неоправданно высокий темп концентрации капитала и средства производства в руках частных лиц. Он не только углубил социальное неравенство и антагонизм между отдельными группами населения, но и ожесточил борьбу за сферы влияния среди предпринимателей, в значительной массе обладающих криминальным опытом или связями с преступным миром. Отражением этого стали заказные убийства, серии банкротств, подконтрольных менее влиятельным криминальным группировкам. Очевидным результатом явился более активный процесс криминализации экономики с усилением альянса экономической и общеуголовной преступности. По оценкам специалистов МВД, на стыке этих двух видов преступности действуют более тысячи организованных преступных групп.

Рост фактов уклонения от уплаты налогов в нашей стране обусловлен господством в обществе потребительской идеологии, стремлением к быстрым, в том числе и не совсем законным материальным приобретениям.

В условиях нестабильности в стране налогоплательщик сравнивает экономические последствия уплаты налогов и применения санкций. П.М.Годме пишет, что «налогоплательщик расчитывает, оправдывает ли выгода, которую он получит, избежать налога и неприятности, которые это повлечет за собой, если обман раскроется»1.

Другая сторона этой проблемы в том, что, чем хуже экономическое положение налогоплательщика, тем выше побудительные мотивы укло- * 187

1 Годме П.М. Финансовое право. - М.: Прогресс, 1978. - С. 407.

187

Марийский юридический вестник

Выпуск 2

нения. Во-первых, выполнение всех налоговых обязательств может ухудшить экономическое положение как физического, так юридического лица вплоть до прекращения деятельности. Поэтому уклонение от уплаты налогов может рассматриваться налогоплательщиком как единственный шанс выжить. Во-вторых, применение санкций к экономически слабому субъекту, хотя может разорить его, все же угроза потерять все может быть менее существенна, чем угроза применения санкций к динамично развивающемуся субъекту, который при этом лишается реальных перспектив.

Таким образом, низкий уровень предпринимательской этики и правовой культуры, с одной стороны, и отсутствие соответствующего контроля со стороны государства, в первую очередь, его правоохранительной системы, с другой стороны, способствовали развитию манипулирования как альтернативы созидательной деятельности, привели к созданию огромной структуры теневой экономики, что способствует криминализации общества.

Причины налоговой преступности следует искать также в самой сущности налоговых правоотношений, которые предусматривают публично-правовую обязанность отдать часть заработанного в пользу государства. Многие потенциальные налогоплательщики не хотят признать такую обязанность, а также не осознают зависимость своевременности и полноты поступления налогов в бюджеты и процветания государства, стабильности в экономике и социальной политике.

Политические причины уклонения от налогов связаны с регулирующей функцией налогов: посредством их государство проводит ту или иную социальную или экономическую политику. Законодатели и исполнительные органы стремятся не столько к расширению налоговой базы путем стимулирования развития производства и предпринимательства, сколько к сбалансированию бюджета, фискальная функция налогов начинает преобладать над стимулирующей.

Одним из политических факторов, способствующих уклонению от налогообложения, является неустоявшаяся политическая система России и отсутствие надежных технологий контроля за ее функционированием и становлением, особенно в предвыборный период.

Существенно влияет на налоговую преступность коррумпированность служащих государственного аппарата и органов муниципального самоуправления. Данное негативное явление порождает низкую эффективность функционирования системы государственной власти и как следствие - политическую нестабильность.

Важным фактором полноты понимания причин уклонения от уплаты налогов является проблема налоговой морали. Налоговая мораль обыч- 188

188

2002

5. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

но определяется как позиция индивидуума или всех налогоплательщиков по отношению к исполнению или неисполнению налоговой обязанности. Уровень социально-экономического развития, образования, культуры, традиции, менталитет существенно влияют на поведение налогоплательщика. Отсутствие правовой и налоговой культуры у наших граждан способствует уклонению от уплаты налогов. Для сравнения можем отметить, что в большинстве развитых стран Европы и Америки платить налоги почетно, это наряду с избирательным правом является привилегией граждан страны. Из-за отсутствия прозрачности доходной и расходной части бюджетов россияне подчас не знают, на какие цели будут израсходованы перечисленные государству налоги.

Значительное влияние на быстрые темпы роста налоговой преступности оказали поляризация населения по уровню доходов и низкий уровень жизни большей части населения России. Резкое расслоение вызывает высокий уровень социального напряжения между разными слоями населения. Часть населения считает себя обделенной в ходе приватизации и поэтому отторгает попытки государства ввести экономические правила, закрепляющие сложившееся несправедливое, на их взгляд, положение. В этой связи существует высокая степень готовности части населения России поправить свое материальное, финансовое положение за счет противоправных посягательств, в том числе путем уклонения от налогообложения. В связи с этим более 80% респондентов усматривают питательную среду для криминализации общества в высоких темпах его имущественного расслоения, в том числе в обнищании части населения, потенциально готовой на нарушение закона ради выживания и обеспечения элементарных средств существования.

В целях уклонения от уплаты налогов распространенными стали «исчезновения или бегства» предприятий и их руководителей, которые, имея задолженность перед бюджетом и попав в поле зрения правоохранительных и налоговых органов, прекращают свою деятельность, предварительно «перекачав» все свои средства в структуры, создаваемые теми же владельцами или их ближайшими связями. Приобретает выраженный характер тенденция доведения отдельных производств до состояния банкротства или «лжебанкротства». Ежегодно образуются и ликвидируются сотни тысяч предприятий, не отчитавшихся перед бюджетом.

Одним из основных условий, способствующих «бегству» налогоплательщиков, является отсутствие системы мер по предупреждению и пресечению использования утраченных и поддельных паспортов при регистрации коммерческих предприятий и осуществлении коммерческой деятельности. 189

189

Марийский юридический вестник

Выпуск 2

Высоким остается процент налогоплательщиков, которые не представляют или задерживают отчетность по финансово-хозяйственной деятельности. В ряде регионов их количество доходит до 30% зарегистрированных юридических лиц.

Немаловажным фактором, способствующим увеличению числа налоговых преступлений, является несовершенство и нестабильность налогового законодательства. Российское налоговое право отличается излишней объемностью и сложностью. Нормативно-правовая база по вопросам налогообложения включает в себя более ста законов, указов Президента, постановлений Правительства, инструкций и разъяснений налоговых служб. Даже принятие Налогового кодекса РФ не привело налоговое законодательство к стабильности. Все это приводит к возникновению у предпринимателей ощущения нестабильности налогового законодательства.

Проведенный опрос предпринимателей в данной сфере позволяет выделить в качестве причин ухода от уплаты налогов следующее:

- неопытность бухгалтера - 5,3%;

- постоянные изменения в законодательстве - 55%;

- наличие огромного количества нормативных актов, регулирующих порядок отражения в бухгалтерском учете различных коммерческих операций - 27,5%;

- иное - 10%\

А.И.Сидоркин

ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ССЫЛКИ В СССР В 1960-80-Х ГОДАХ

Законодательные акты, принятые в 1924-1935 гг., определяли применение ссылки в течение весьма продолжительного периода времени - до принятия в 1958 г. Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Существенные изменения уголовной политики государства во второй половине 1950-х - начале 1960-х гг., а также накопленный практический опыт обусловили необходимость внесения изменений и дополнений в законодательство, в том числе и в нормы, 190

Кандидат юридических наук.

1 Баранов А.А. Криминологический анализ и предупреждение экономических преступлений в сфере малого предпринимательства. Дис. Канд. юрид. наук. - М., 1999. -С. 81.

190

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.