ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 2(28)2017
УДК 343.988
Б.Р. Бухориев
криминологическая характеристика личности потерпевшего от торговли людьми и меры его защиты в республике таджикистан
prevention of human trafficking
in the republic of tajikistan
В статье дана криминологическая характеристика потерпевших от торговли людьми, рассмотрена деятельность правоохранительных органов и неправительственных организаций по осуществлению работы с населением Республики Таджикистан в целях предупреждения различных форм эксплуатации человека. Предложены меры по индивидуальной профилактике торговли людьми в стране.
Ключевые слова: торговля людьми, характеристика потерпевшего, эксплуатация, общая и индивидуальная профилактика.
The paper describes the victims of human trafficking, the activities of law enforcement agencies and nongovernmental organizations in their work with the population of the Republic of Tajikistan in order to prevent various forms of human exploitation are examined. Measures for individual prevention of human trafficking in the country are proposed.
Key words: human trafficking, characteristics of the victims, exploitation, general and individual prevention.
Как уголовно-наказуемое деяние торговля людьми впервые получила законодательное закрепление в Уголовном кодексе Республики Таджикистан (далее - УК РТ) в 2003 г. (ст. 1301 УК РТ) [1].
Ежегодно в Таджикистане потерпевшими от преступной торговли людьми становятся в среднем около семидесяти человек. По данным Международной организации по миграции, за последние 11 лет потерпевшими от данного преступления были признаны примерно 700 граждан страны. Однако нельзя сказать, что указанные цифры отражают реальную картину торговли людьми, так как преступление относится к категории высоколатентных [2, С. 24]. Преступник, жертва и ситуация столь тесно связаны между собой, что образуют единую систему, которая может существовать только при наличии всех названных компонентов [3, С. 66].
При этом проблема предупреждения торговли людьми продолжает оставаться весьма актуальной. Торговля людьми совершается в целях сексуальной, трудовой и других видов эксплуатации. Изучение архивных уголовных дел, возбужденных по ст. 1301, 132, 167 УК РТ и рассмотренных судами общей юрисдикции Республики Таджикистан в 2009-2015 гг., позволило выявить ряд основных признаков, по которым можно охарактеризовать жертв торговли людьми.
1. Социально-демографический признак (пол,
возраст, социальное происхождение, семейное и должностное положение и т.д.).
Гендерная характеристика. Девушки и женщины используются в целях сексуальной эксплуатации за рубежом (Россия, ОАЭ, Турция, ФРГ и др.). Мужчины подвергаются эксплуатации в форме принудительного труда в России и Казахстане.
Возрастная характеристика. Наиболее высокой виктимностью характеризуются лица в возрасте от 18 до 39 лет. В этом возрасте женщины и девушки внешне наиболее привлекательны, что повышает спрос на них на рынке сексуальных услуг. Молодые мужчины становятся жертвами данного преступления в связи со своей высокой физической работоспособностью. По оценкам экспертов, более 20 процентов трудовых мигрантов Таджикистана попадают в сети торговли людьми. Только в Российской Федерации, по официальным данным ФМС России, на сегодняшний день трудится более 863 тысяч мигрантов из Таджикистана [4].
По социальному положению жертвами торговли людьми в большинстве случаев являются официальные безработные, принадлежащие к группе людей с низкими и очень низкими доходами.
Семейное положение. Женщины-потерпевшие от деяний, предусмотренных ст. 1301, 132 УК РТ, в подавляющем большинстве не состояли в браке. Как правило, это женщины, у которых не сложи-
Бухориев Бехруз Рустамович, адъюнкт кафедры уголовной политики Академии управления МВД России e-mail: Buhoriev_1991@mail.ru © Бухориев Б.Р., 2017
Статья получена: 11.11.2016. Статья принята к публикации: 19.05.2017. Статья опубликована онлайн: 20.06.2017.
лась личная жизнь: разведенные, вдовы, одинокие матери и др. Что касается мужчин, то в основном это женатые люди, и, поскольку по восточным традициям мужчина обязан обеспечивать семью, быть ее кормильцем, они берутся за любую оплачиваемую работу. А молодые неженатые парни, выходцы из бедных семей, порой соглашаются на любое, в том числе криминальное занятие, чтобы обеспечить своих родителей.
2. Уровень образования, профессиональная принадлежность.
Наиболее уязвимыми в сфере торговли людьми являются граждане, впервые вышедшие на рынок труда и не имеющие профессионального образования, специальности, и представители массовых профессий: строители, продавцы, сельскохозяйственные работники и др.
3. Уголовно-правовая характеристика.
Как показало исследование, жертвы торговли людьми ранее не привлекались к уголовной ответственности и не судимы. Нелегальное пребывание на территории другого государства, занятия противозаконной деятельностью в странах эксплуатации (проституция, перевозка наркотиков) являются причиной того, что потерпевшие от торговли людьми воздерживаются от обращения в правоохранительные органы.
В научной литературе принято выделять внешние (объективные) и внутренние (субъективные) виктимогенные факторы, влияющие на преступность [5, С. 130]. Внешними (объективными) факторами, создающими условия для торговли людьми и виктимности, являются отсутствие средств к существованию, безработица, необходимость формирования материальной базы для будущей семьи и т.д. Индивидуальные особенности жертвы торговли людьми, такие как нравственное сознание, привычки, поведение и др., представляют собой совокупность внутренних (субъективных) виктимогенных факторов. Например, употребление алкоголя, наркотиков и других одурманивающих веществ, а также низкий уровень культуры характерны для женщин-проституток.
Немаловажным в предупреждении торговли людьми является определение круга субъектов правоохранительной деятельности.
Среди всех правоохранительных органов, осуществляющих предупредительную деятельность, особая роль принадлежит органам внутренних дел, таккак одним изнаправленийих деятельности является осуществление правовой пропаганды среди граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности [6]. Органы внутренних дел (ОВД), как в Российской Федерации, так и Республике Таджикистан, в отличие от
иных правоохранительных органов, непосредствен-ноработаютс населением,что позволяет выявить вик-тимное поведение потенциальной жертвы.
Обеспечить безопасность граждан можно путем информирования, мер убеждения и помощи. Информируя население о фактах торговли людьми, рассказывая о способах совершения данного преступления, сотрудники милиции ведут профилактическую работу, разъясняя, как не стать жертвой торговли людьми.
В 2011 г. во многих городах и районах Республики Таджикистан в разное время проходили широкомасштабные кампании под общим названием «Пятнадцать дней информированности о торговле людьми». В рамках кампании были проведены различные пропагандистско-просветительские и культурные мероприятия. При содействии неправительственных организаций (далее НПО) было изготовлено 2000 специальных пропагандистских футболок и 60 тысяч информационных материалов. В столице, а также во всех городах и районах республики с привлечением более 300 тысяч участников был проведен Национальный день бега - «Нет торговле людьми!». Среди учащихся общеобразовательных школ были проведены конкурсы на лучшее сочинение и лучший рисунок на тему «Наш союз против торговли людьми». С участием представителей Межведомственной комиссии по борьбе с торговлей людьми и ряда министерств и ведомств были организованы беседы на тему предупреждения торговли людьми, которые транслировались по центральному и местному телевидению.
Республиканским молодежным культурным центром «Ориёно» в г. Душанбе была проведена акция под общим названием «Мы отрицаем трудовую эксплуатацию детей». В концерте, сопровождающем мероприятие, приняли участие 250 несовершеннолетних правонарушителей, а также воспитанники специализированных школ-интернатов.
В южных районах было проведено аналогичное мероприятие под названием «Марафон». В здании государственного учреждения «Центр молодежи» был организован показ фильмов, демонстрирующих лучшие человеческие качества, достойное поведение и здоровый образ жизни.
В северных районах республики был проведен концерт под лозунгом «Пятнадцать дней предупреждения торговли людьми». Комитетом по делам молодежи, спорту и туризму при Правительстве Республики Таджикистан при участии 1500 добровольцев были проведены более 215 различных мероприятий на темы, связанные с предупреждением торговли людьми, и распространено более 60 тысяч информационных материалов среди населения.
Информационно-культурными мероприятия-
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 2(28)2017
ми было охвачено более 450 тысяч представителей разных слоев населения.
Кроме того, в соответствующих органах Гор-но-Бадахшанской автономной области при содействии НПО «Мадина» среди девушек были проведены семинарские занятия на темы «Трафик», «Торговля людьми» и «Изучаем свое право». С целью культурного воспитания девушек и их защиты от угрозы торговли людьми среди студенток Хорогского государственного университета и местного медицинского колледжа НПО были проведены беседы на темы «Достойное поведение восточной женщины», «Трудовая миграция женщин и её последствия», «Трафик детей». С целью разъяснения требований Комплексной программы по борьбе с торговлей людьми в Республике Таджикистан на 2011-2013 годы [7] ответственными лицами в некоторых сельских органах самоуправления семинары- были организованы совещания и выездные заседания. В них приняли участие более 3900 человек, среди которых председатели махаллинских советов, руководители школ и дехканских хозяйств.
Безусловно, указанные меры оказали положительное влияние на формирование правосознания населения, однако, к сожалению, они не приобрели характера постоянных и системных мероприятий по причине недостаточного государственного финансирования организации подобных профилактических мероприятий. Для повышения эффективности криминологической защиты населения правоохранительным органам республики было бы целесообразно обратиться к опыту Российской Федерации. Так, Министерством внутренних дел Российской Федерации был открыт портал «Официальный канал МВД России», где регулярно размещаются информационные и профилактические материалы, например ролики, содержащие советы по предостережению граждан от легкомысленных и необдуманных действий, а также рассказывающие о способах криминологиче ской защиты от воздействия преступников. Считаем целесообразным на портале МВД Республики Таджикистан создать аналогичный канал с информацией о деятельности ОВД по предупреждению преступлений, в частности торговли людьми, не нарушающий при этом государственной, служебной тайны, а также прав, свобод и законных интере сов граждан.
Следующим направлением предупреждения торговли людьми является предупреждение повторной виктимизации в форме оказания помощи лицам, ставшим жертвами торговли людьми. Например, в целях реализации данной меры постановлением Правительства Республики Таджикистан от 3 марта2002 г. №№ 100 утверждены «Правила создания центров поддержки и оказания помощи
потерпевшим от торговли людьми». В соответствии с требованиями закона Республики Таджикистан «О противодействии торговле людьми и оказании помощи жертвам торговли людьми» [8] в настоящее время на территории страны созданы несколько Центров по поддержке и оказанию помощи потерпевшим от торговли людьми. Международной организацией по миграции (МОМ), Комитетом по делам женщин и семьи при Правительстве Ре спублики Таджикистан в городе Душанбе создан Центр под названием «Служба поддержки девушек». Этот Центр предназначен для девочек и девушек от 10 до 18 лет, которые стали жертвами насилия, эксплуатации и торговли людьми или правам и интересам которых может быть причинен вред в результате таких действий. Основной целью деятельности Центра является поддержка, оказание помощи и содействие в реинтеграции указанной категории девушек в семью и общество.
По сведениям МОМ, в указанных центрах прошли социальную реабилитацию около 150 жертв торговли людьми, из них более 100 женщин. Кроме того, 118 девушек получили психологическую и медицинскую помощь при Службе поддержки девушек Комитета по делам женщин и семьи.
Немаловажную роль в предупреждении торговли людьми играют и средства массовой информации. Потенциал СМИ, оказывающих значительное влияние на поведение человека, не нуждается в доказательствах, поэтому ОВД активно сотрудничают с теле- и радиопрограммами и с их помощью доводят до граждан сообщения о фактах торговли людьми и информируют их о мерах безопасности. Однако необходимо учесть, что деятельность СМИ должна быть целенаправленной, органически включенной в систему специального предупреждения этих преступлений против личности [9, С. 198].
Меры общей профилактики сами по себе не всегда способны предупредить торговлю людьми, что делает необходимым использование мер индивидуальной профилактики.
Традиционно в виктимологической профилактике индивидуальные меры предусматривают выявление лиц с повышенной виктимностью и проведение с ними защитно-воспитательных мероприятий, направленных на снижение риска стать жертвой преступных посягательств.
Беседы, проводимые в данных целях, можно разделить на 3 вида.
1. Предварительная беседа. Такая беседа носит официальный характер. В основном она проводится с женщинами, поведение которых свидетельствует, что они могут быть вовлечены в занятие проституцией, а также с лицами, намеревающимися выехать на заработки за пределы республи-
ки. В этих случаях необходимо собрать как можно больше информации о потенциальной жертве, ее нуждах, потребностях, круге знакомых, месте работы и т.д. Потенциальную жертву необходимо проинформировать о таком преступлении, как торговля людьми, и связанных с ним преступлениях, а также проинструктировать, как не оказаться потерпевшим в результате вербовки для эксплуатации. Очень важно зародить и укрепить доверие к правоохранительным органам, чтобы в дальнейшем потерпевшие от торговли людьми смогли обратиться к ним за защитой своих прав и свобод.
2. Предупредительная беседа. Она должна проводиться с женщинами, занимающимися проституцией, лицами, нарушающими миграционные законы, а также лицами, занятыми в теневой экономике. В течение беседы сотрудник ОВД должен постараться убедить потенциальную жертву торговли людьми изменить свое поведение, чтобы не стать жертвой преступления и не создать условий для успешных действий вербовщиков, осуществляющих торговлю людьми. Предупредительная беседа должна завершаться официальным письменным предупреждением о недопустимости нарушения законов.
3. Беседа в целях обеспечения индивидуальной безопасности.
В случае если есть информация (в ходе беседы с потерпевшим) о приготовлении или посягательстве на потенциальную жертву от торговли людьми, органы правопорядка обязаны обеспечить личную безопасность данному лицу, а при необходимости и безопасность его семье.
Эффективной предупредительной мерой может стать привлечение родственников, друзей и знакомых потенциальных жертв, т.к. в силу национальных традиций и обычаев Республики Таджикистан сильное влияние на поведение лица оказывает его семья, а также старшие по возрасту, религия, круг друзей. Давно замечено, что близкие внесемейные отношения «по своему значению занимают второе место, после круга домашнего» [10, С. 17].
Все вышесказанное позволяет констатировать, что предупреждение виктимизации потерпевших является одной из главных проблем предупреждения торговли людьми. Просвещение граждан и реабилитация потерпевших от деятельности торговцев людьми может стать главным шагом на пути успешного сокращения виктимизации населения и минимализации повторной виктимности.
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Уголовный кодекс Республики Таджикистан // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан.1998. № 9.
2. Бухориев Б.Р. Торговля людьми как преступление международного характера // Состояние преступности в России и борьба с ней уголовно-правовыми средствами : сб. материалов вузовского научного семинара : М. : Академия управления МВД России, 2014.
3. Задорожный В.И. Виктимологическая профилактика преступлений : организационно-управленческий и правовой аспекты. М., 2005.
4. Таджикские мигранты продолжают покидать Россию // Режим доступа: http://news.tj/ru/newspaper/ artide/tadzЫkskie-migranty-prodolzhayut-pokidat-rossiyu.
5. Зырянова Ю.В. Виктимогенные факторы сексуального насилия в семье в отношении несовершеннолетних (на примере Республики Хакасия) // Библиотека криминалиста. 2014. №2.
6. О милиции : закон Республики Таджикистан // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2004. №5. Ст. 352.
7. О Комплексной программе по борьбе с торговлей людьми в Республике Таджикистан на 2011-2013 годы : постановление Правительства Республики Таджикистан от 3 марта 2011 года № 113 http://online. zakon.kz/Document/?doc_id=30962512#pos=0;200
8. О противодействии торговле людьми и оказании помощи жертвам торговли людьми : закон Республики Таджикистан от 26.07.2014 № 1096 // Чумхурият. 2014. № 151-154.
9. Куркузкина Е.Б., Полянская Е.М. Виктимологическая профилактика использования рабского труда и торговли людьми // Криминальная виктимология : вчера, сегодня, завтра : материалы международной научно-практической конференции (25 октября 2012 г.). М., 2013.
10. Люблинский П.В. Методика социального обследования детства. М., 1928.