УДК 343.9 Краюшкина Мария Михайловна [email protected]
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И МОТИВАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА УЛИЦАХ ГОРОДА
Krayushkina Maria Mikhaylovna [email protected]
CRIMINOLOGICAL DESCRIPTION AND MOTIVATION OF CRIMES COMMITTED IN THE CITY STREETS
Аннотация:
В данной статье рассматривается уличная преступность, ее понятие и пределы исследования. Классификация преступлений и типология преступников, совершающих уличные преступления. Мотивация уличных преступления и ее профилактика.
Ключевые слова:
уличная преступность, типология преступников, преступность несовершеннолетних, мотив и мотивация, индивидуальная профилактика.
Summary:
This article deals with street crime, its concept and research scope. The author gives a classification of crimes and typology of offenders committing the street crimes, and considers the street crime motivation and its prevention.
Keywords:
street crime, typology of criminals, juvenile crime, motive and motivation, individual prevention.
Уличная преступность, как пишет Г.М. Погорелова, - самостоятельный вид преступности, представляющий собой совокупность уголовно-наказуемых, общественно-опасных деяний совершаемых в населенных пунктах вне пределов жилых строений, зданий и огороженных территорий государственных, культурных, производственных и иных учреждений в тот или иной период времени [1, с. 16].
Уличная преступность образует совокупность однородных по пространственному признаку деяний, совершаемых на определенной территории. Эта однородность свидетельствует об относительной самостоятельности и массовости уличной преступности, наличии у нее своих специфических закономерностей существования и развития.
Специфика уличной преступности, пишет Ю.В. Кивич, касается как технологии совершения уличных преступлений, реализации криминальных намерений преступников, так и всего причинного комплекса, а также своеобразия личности уличного преступника. Также Ю.В. Кивич отмечает, что преступления, составляющие уличную преступность, весьма многообразны [2, с. 8]. К ним можно отнести преступления не большой и средней тяжести, тяжкие и особо тяжки преступления. Также преступления, совершаемые на улицах города, можно разделить следующим образом:
1) по цели преступного деяния: корыстные преступления и преступления без корыстного мотива (преступная неосторожность, преступление в состоянии аффекта и т.д.);
2) по методу совершения преступления: насильственные преступления (убийства, изнасилования, бандитизм, терроризм), преступления «без жертв» (торговля наркотиками, проституция);
3) по объекту преступного посягательства: преступления против личности, преступления против собственности;
4) по личности правонарушителя: преступность несовершеннолетних, преступления полностью дееспособных людей, преступления, совершенные самостоятельно, в группе лиц, организованная преступность и др.
Из всех видов преступности особое внимание хотим уделить «детской» уличной преступности, которая тесно связана с преступным поведением несовершеннолетних младших возрастных категорий (14-15 лет). В год по стране лицами в возрасте, не подлежащем уголовной ответственности (до 14 лет), совершается, в среднем, 150 тысяч преступлений. Значительная их часть выливается в уличную преступность. Несовершеннолетние совершают такие преступления, как хулиганство, кражи, грабежи, разбои, угон автотранспортных средств, вандализм, а также уничтожение и повреждение имущества. Но как пишет Г.М. Погорелова, в структуре уличной преступности несовершеннолетних преобладают корыстно-насильственные и корыстные деяния, каждое третье из которых совершено несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения [3, с. 17]. Хотим отметить, что среди несовершеннолетних преступников достаточно много бродяг, особенно среди лиц в возрасте 14-15 лет.
Познание такого феномена, как уличная преступность требует изучение не только видов преступлений, совершаемых на улице, но и исследование категорий и групп лиц, совершающих данные преступления.
Развитие системы улиц, что связано с ростом городов, приводит к становлению и распространению новых разнообразных форм образа жизни, а этому соответствуют различные уличные виды поведения людей, выделяются особые именно уличные типы индивидов. Однако в основе всего лежит личность, то есть главное - это индивидуальная, личностная основа. Все начинается с личности и ею же заканчивается. Индивид - стержень системы улиц. Личности преступника является центральной проблемой криминологии, о которой нельзя забывать при изучении уличной преступности.
Главная особенность личности, совершающей уличное преступление, как отмечает Е.С. Заремба, заключается в том, что ее преступное поведение обусловлено теми общественными отношениями и связями с уличной средой, в которые она вступает. Именно поэтому можно говорить, что личность уличного преступника имеет социальную обусловленность и формируется под воздействием криминогенных факторов, способствующих развитию ее индивидуального преступного поведения в сфере уличного пространства [4, с. 13]. Для лиц, совершающих уличные преступления, характерны: антиобщественное поведение, низкий уровень правосознания, культуры и образования, жестокость, агрессия, цинизм, огрубление личности, неспособность к сочувствию и сопереживанию, озлобленность, апатия, а также утрата позитивных социально-значимых ценностей и связей.
В криминологической литературе можно встретить много вариантов типологии личности преступника. В основном они связаны с решением практических задач. Одним из видов типологии можно назвать дифференциацию преступников в зависимости от характера личностномотивационных свойств, проявляющихся в совершенном преступлении. При этом выделяются насильственные преступники, корыстные, рецидивисты и т.д. Главное здесь - мотивация преступного поведения.
Конкретный преступник имеет в себе такую криминальную личностную функцию, которая преобразует его именно в улочника. Это особый социальный тип. Его положение в контексте уличных преступлений зависит от его же индивидуально-психологических качеств, соответствующих уличным социальным условиям. Улочник - это такая «порода» (вид индивида, особь), которая проявляется, срастаясь с улицей, то есть врастает в улицу. Но при изучении личности уличного преступника оценивается не только конкретное лицо во всем многообразии его характеристик, но и вся совокупность существенных относительно стойких свойств, качеств личности.
Элементы личностной структуры существуют не наряду с другими ее компонентами, такими как потребности, цели, интересы, ценности и т.д., а проникают во всю сложную систему элементов сознания и самосознания человека. В определенных условиях потребности или интересы, как и другие элементы психики личности, могут становиться мотивами или даже установками действий личности, или ее ориентациями. Это и принимается во внимание при изучении структуры личности преступника. Но это не есть какая-то сумма тех или иных отрицательных свойств личности, наиболее распространенных среди преступников. Данная проблема решается путем сведения индивидуального в личности преступника к социальному и наоборот. При этом не только познается общее и особенное в личности, но и выявляются сходные, необходимые и существенные свойства в конкретном человеке. Об этом К.Е. Игошев пишет так: «Какая бы конкретная личность ни изучалась, какой бы вид преступной деятельности ни рассматривался, во всех случаях, как во всяком отдельном, единичном, в них обнаруживаются черты и свойства общего порядка, входящие в характеристику преступника как социального типа». Здесь, по мнению Г.А. Аванесова, речь идет о том, что изменения в системе преступных проявлений связаны с изменениями в социально-психологическом облике личности преступника как типа, детерминированного общественными отношениями. Вне общественных отношений, подчеркивает Г.А. Аванесов, недопустимо говорить о какой бы то ни было личности преступника. Любой социальный тип личности, продолжает свою мысль Г.А. Аванесов, не может быть ничем иным, как обобщенной формой отражения общественных отношений, выраженных в потребностях, интересах, ориентациях и направленности индивида. В этом смысле, как нам представляется, тип преступника есть существо, структура которого содержит различные социально-психологические образования [5].
Криминологическая типология должна давать представление о степени развития криминогенных свойств личности, их стойкости или возможности изменения в положительную сторону.
Изучение типологии личности преступника необходимо для выработки системы государственных и общественных мер (в соответствии с типом личности), для индивидуальной профилактики лиц, совершивших или которые только собираются совершить преступление.
На основании типологии можно выделять такие типы, как личность несовершеннолетнего преступника, личность корыстного преступника, личность преступника, совершающего насильственные преступления, личность рецидивиста и другие. Можно выделить также личность привычного, злостного, профессионального или случайного преступника.
Изучая особенности личности уличного преступника, нам представляется, что по степени и характеру общественной опасности можно выделить такие типологические группы уличных
преступников, как: лица, совершившие на улицах насильственные преступления небольшой тяжести (хулиганство); средней тяжести (насильственный грабеж); тяжкие насильственные преступления (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, разбой); особо тяжкие насильственные преступления (убийство).
По мотивации совершения преступлений можно выделить такие типологические группы уличных насильственных преступников, как: лица, совершающие уличные насильственные преступления с корыстной целью; лица, совершающие данные преступления из хулиганских побуждений; лица, совершающие «безмотивные» уличные насильственные преступления.
Мотив является главным в механизме не только преступного, но и любого другого поведения или поступка человека.
Мотив деяния, как пишут ученые, имеет двойную подоплеку: когда он является неотъемлемой чертой человека, идет изнутри, представляет собой свойство личности; когда он является реакцией (чаще агрессивной) на те или иные ценности.
Мотив уличного преступления связан с потребностями и интересами личности «улочника». Если мотивы позволяют понять, почему личность в определенной ситуации совершает уличное преступление
Мотив, как пишет Г.А. Аванесов, ссылаясь на Н.Г. Иванова, - это прежде всего психофизиологическое понятие. Мотивы человеческой деятельности могут быть как осознанными, так и неосознанными, хотя в целом преобладают осознанные мотивы. В основе мотива лежит потребность, которая ориентирована на получение человеком удовлетворения (удовольствия). Удовлетворение следует понимать как полезный результат. В основе удовлетворения лежат жизненные функции человека [6, с. 18].
Можно выделять как семейные мотивы, бытовые, досуговые, так и уличные. В каждом случае проявляется своя специфика. Также отметим, что уличное преступление, как и досуговобытовое, может быть окрашено личностно-конфликтной семейной мотивацией, а может носить общественно-семейный, неперсонифицированный, безадресный характер - чистая хулиганская мотивация (корни которой скрыты в семейном неблагополучии) в виде пьяной драки, желания кому-то за что-то отомстить, искаженного стремления к самоутверждению, которое невозможно проявить в семье, где нет признания, нужного авторитета. Доминантом мотивов уличных преступлений является именно улица.
Уличные преступления могут быть разными, однако их объединяет единая мотивация. Это могут быть убийство или разбой, причинение тяжкого вреда или изнасилование, но во всех случаях их мотивом является применение насилия, а мотивация уличная. Мотивация уличного преступления конкретно направлена на то, как, каким образом и с помощью каких средств достичь соответствующей преступной цели.
Мотивы уличных преступлений, пишет С.Н. Абельцев, группируются и проявляются в двух основных направлениях: стремление к удовлетворению потребности, связанной с преступной целью; стремление к удовлетворению потребности в самом преступлении.
Мотив уличного преступления связан с потребностями и интересами личности «улочника». Если мотивы позволяют понять, почему личность в определенной ситуации совершает уличное преступление, то потребности и интересы раскрывают источники соответствующего побуждения, основу избирательности и направленности конкретных действий. В данном случае, когда речь идет об уличных преступлениях, избирательность и направленность именно «преступноуличные», а конкретные действия и есть уличные преступления. Интересы и потребности не просто существуют наряду с мотивами указанных преступлений, а пронизывают всю систему причин и условий поведения «уличного» преступника. Он и определяет уличную ситуацию.
Борьба с уличной преступностью должна основываться главным образом на понимании ее социальной природы. Исходя их этого, можем сказать, что профилактика уличной преступности должна начинаться с профилактики мотива преступления.
Как пишет Г.А. Аванесов, профилактика мотивов преступлений фактически имеет место в двух случаях:
- когда мотивы преступлений находятся в зародышевом состоянии;
- когда такие мотивы еще не имеют места, но существует реальная возможность их возникновения.
Для успешного предупреждения преступности и различного рода ее проявлений необходимо не только лишить ее мотивации «в зародыше», но и осуществлять индивидуальную профилактику, которая рассчитана на конкретную работу с каждым конкретным человеком. Как пишет Г.А. Аванесов, она используется тогда, когда поведение личности свидетельствует о реальной возможности перехода ее на преступный путь. Это свидетельствование подтверждается соответствующей мотивацией, мотивами определяются и возможности преступного поведения. Меры индивидуальной профилактики обеспечивают соответствующее воздействие, с одной стороны, на саму личность (и все ее внутренние мотивационные проявления), а с другой - на
окружающие ее социальные явления (соответствующие мотивы). Основными элементами системы индивидуальной профилактики являются, во-первых, тщательное изучение лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, с тем, чтобы выявить категории, в отношении которых особенно полезно (и целесообразно) индивидуальное воздействие; во-вторых, определение основных мер и мероприятий, опираясь на которые можно было бы на практике осуществить такую работу; в-третьих, рациональные методы организации, контроля и определения эффекта индивидуального профилактического воздействия.
Во всех трех указанных случаях, объектом такого воздействия (индивидуальнопрофилактического) являются сама личность и сама мотивация поведения этой личности. Они являются «единым объектом» и в то же время самостоятельными. Это самые конкретизированные объекты индивидуального профилактического воздействия [7, с. 292, 301].
Также хотим отметить, что осуществляя индивидуальную профилактику, большое внимание следует уделять профилактике алкоголизма и наркомании, особенно среди детей и подростков. Как алкоголизм, так и наркомания оказывают негативное влияние на психику, интеллект, эмоции, волю и мотивацию поведения людей.
Мотивация занимает важное место в механизме человеческого поведения, выявление закономерностей которого дает возможность всесторонне раскрыть сущность и значение всех других факторов деятельности человека.
Для эффективной профилактики мотивации уличной преступности необходимо установить причину антиобщественного поведения, и прежде всего, определить обстоятельства, которые сыграли решающую роль в выборе мотива и цели этого поведения. Причина преступления и есть то, что порождает мотив и цель преступления. Мотив самым непосредственным образом указывает обстоятельства, сыгравшие решающую роль в антиобщественном поведении. Также необходимо определить степень «отчужденности» личности преступника от общества и окружающей его социальной среды, устойчивость способов поведения данной личности и т.д. Поэтому установление мотива и цели позволяет установить причину совершения преступления и, следовательно, наметить профилактические меры по его предупреждению.
Осуществляя профилактику уличной преступности, нельзя забывать и о борьбе с рецидивной преступностью. В этой борьбе первостепенное значение имеет общее «оздоровление» обстановки на улицах города, устранение межнациональной напряженности, улучшение нравственно-психологического климата и другие факторы, способные благоприятно воздействовать на криминологическую ситуацию.
Профилактика уличной преступности сильно отличается от профилактики других видов преступности. Она должна быть более гибкой и постоянно совершенствоваться. Немало важным является и то, что профилактическая деятельность должна образовываться в соответствии с состоянием и возможностями общества.
Ссылки:
1. Погорелова Г.М. криминологическая характеристика уличной преступности несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2004.
2. Кивич Ю.В. Криминологическая характеристика и предупреждение уличной преступности в условиях города: автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 1999.
3. Погорелова Г.М. криминологическая характеристика уличной преступности несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2004.
4. Заремба Е.С. Криминологическая характеристика уличной преступности (по материалам Тюменской области): автореф. дис. ... канд. юр. наук. Тюмень, 2011.
5. Аванесов Г.А. Криминология. М., 1984.
6. Аванесов Г.А. Десять глав о мотивации и мотивах. Через призму науки криминологии: монография. М., 2012.
7. Там же.
References (transliterated):
1. Pogorelova G.M. kriminologicheskaya kharakteristika ulichnoy prestupnosti nesovershennoletnikh: avtoref. dis. ... kand. yur. nauk. M., 2004.
2. Kivich Y.V. Kriminologicheskaya kharakteristika i preduprezhdenie ulichnoy prestupnosti v usloviyakh goroda: avtoref. dis. ... kand. yur. nauk. M., 1999.
3. Pogorelova G.M. kriminologicheskaya kharakteristika ulichnoy prestupnosti nesovershennoletnikh: avtoref. dis. . kand. yur. nauk. M., 2004.
4. Zaremba E.S. Kriminologicheskaya kharakteristika ulichnoy prestupnosti (po materialam Tyumenskoy oblasti): avtoref. dis. ... kand. yur. nauk. Tyumen', 2011.
5. Avanesov G.A. Kriminologiya. M., 1984.
6. Avanesov G.A. Desyat' glav o motivatsii i motivakh. Cherez prizmu nauki kriminologii: monograph. M., 2012.
7. Ibid.
- З12 -