Научная статья на тему 'Криминологическая экспертиза в Республике Беларусь как необходимая мера в системе предупреждения преступности'

Криминологическая экспертиза в Республике Беларусь как необходимая мера в системе предупреждения преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
978
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПЕРТИЗА / ПРЕСТУПНОСТЬ / КОРРУПЦИЯ / КРИМИНОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ / EXPERTISE / CRIME / CORRUPTION / CRIMINOGENIC FACTORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жишко К. С.

В данной статье автором рассматривается процесс становления и развития криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов в Республике Беларусь. Рассматривается значимость проведения данной экспертизы для формирования правового поведения у граждан. Вместе с тем в статье указывается, что ни одна криминологическая экспертиза не является гарантией принятия закона, абсолютно свободного от риска криминогенного характера в процессе реализации его норм.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the author considers the process of formation and development of criminological expertise of draft normative legal acts in the Republic of Belarus. The importance of conducting this examination for the formation of legal behavior among citizens is considered. At the same time, the article points out that no criminological expertise is a guarantee of the adoption of a law absolutely free from the risk of criminality in the process of implementing its norms.

Текст научной работы на тему «Криминологическая экспертиза в Республике Беларусь как необходимая мера в системе предупреждения преступности»

экспертиз по расследуемым уголовным делам, правильности и полноты назначенных экспертных исследований. В случае выявления фактов необоснованно длительного производства экспертизы либо несвоевременности ее назначения требовать от непосредственного руководителя следственного органа проводить анализ этих причин;

Список литературы.

1. Гладких В.И., Сташевский С.С., Горжей Цовый УПК: больше вопросов, чем ответов // Российский следователь. 2003. № 1. С. 17-19.

2. Котенев И.О., Будило И.В., Кузьмин В.Н. Актуальные проблемы и перспективы развития института поручительства в органах внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2008. № 4 (8). С. 16-19.

3. Крупин К.Н., Леонов С.В. Судебно-медицинская оценка морфологии колото-резаных ран, сформированных клинками ножей с различными дефектами острия // Судебно-медицинская экспертиза. 2011. Т. 54. № 3. С. 39-41.

4. Малютин М.П. К вопросу о целях применения тактических криминалистических средств доказывания // Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2011. № 2. С. 25-26.

5. Сергун П.П. Принципы аттестационного производства в органах внутренних дел Российской Федерации // Правовая культура. 2011. № 2. С. 91-95.

6. Якушев В.А. Правовые основы материально-технического обеспечения и социальной защиты сотрудников полиции и милиции в российском государстве, 1718-2009 гг: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2010. - 25 с.

Жишко К.С.

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ КАК НЕОБХОДИМАЯ МЕРА В СИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

Ключевые слова: экспертиза, преступность, коррупция, криминогенные факторы.

Аннотация: В данной статье автором рассматривается процесс становления и развития криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов в Республике Беларусь. Рассматривается значимость проведения данной экспертизы для формирования

правового поведения у граждан. Вместе с тем в статье указывается, что ни одна криминологическая экспертиза не является гарантией принятия закона, абсолютно свободного от риска криминогенного характера в процессе реализации его норм.

Key words: expertise, crime, corruption, criminogenic factors.

Abstract: In this article the author considers the process of formation and development of criminological expertise of draft normative legal acts in the Republic of Belarus. The importance of conducting this examination for the formation of legal behavior among citizens is considered. At the same time, the article points out that no criminological expertise is a guarantee of the adoption of a law absolutely free from the risk of criminality in the process of implementing its norms.

Понятие криминологической экспертизы было введено в нашу действительность относительно недавно. Криминологическая экспертиза представляет собой проведение комплекса мероприятий, таких как: изучение, анализ, оценка как экономических, так и социальных, культурно-воспитательных и иных явлений, процессов, мероприятий с целью определить их возможное влияние на преступность, ее причинный комплекс, качественно-количественные характеристики, последствия, другие криминологически значимые показатели [1, с. 206].

На сегодняшний день Республика Беларусь является единственным государством на постсоветском пространстве, где возможность проведения обязательной криминологической экспертизы закреплена законодательно.

Введение криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов в Республике Беларусь явилось практической реализацией идеи о том, что сдерживание роста преступности может осуществляться не только на уровне правоохранительных органов, органов исполнительной власти, общественных объединений, но и на уровне законодательного органа. Криминологическая экспертиза в Республике Беларусь является принципиально важной мерой в системе мероприятий общеспециального предупреждения преступности [2, с. 12].

Еще в Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь, одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 10.04.2002 г. № 205, в перечне важнейших мер по реализации ее положений было указано на необходимость разработки методик определения криминологических последствий принятия нормативных правовых актов [3].

Основополагающие положения о криминологической экспертизе впервые были закреплены в Законе Республики Беларусь от 1 ноября 2004 г. № 321-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее - Закон).

Указанный Закон предусматривает криминологическую экспертизу проектов декретов и указов Президента Республики Беларусь; проектов законов, вносимых в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь; изменений и (или) дополнений, внесенных в законопроект в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь; проектов нормативных правовых актах министерств, иных республиканских органов государственного управления, Национального банка Республики Беларусь; исполнительных и распорядительных местных органов, других государственных органов; проектов нормативных правовых актов местных Советов депутатов.

В соответствии с Законом обязательной криминологической экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов, направленные на регулирование общественных отношений в финансово-экономической сфере, в сферах государственной службы, судебной и правоохранительной деятельности, социальной защиты, здравоохранения, образования, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

В Законе записано, что проведение криминологической экспертизы проектов законов возлагается на Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь, а декретов и указов Президента Республики Беларусь и постановлений Правительства - Министерство юстиции Республики Беларусь.

В нем же установлено, что порядок проведения криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов определяется Положением о порядке проведения криминологической экспертизы.

Следовательно, в Закон о нормативных правовых актах в 2004 году было включено требование о том, чтобы законодательство активно реализовывало не только регулирующую функцию, но и функцию предупреждения преступности.

Однако, нововведение, принятое в 2004 году, значительное время бездействовало, потому что в республике отсутствовали правовые нормы, определяющие статус, порядок, методологию и методику проведения криминологической экспертизы.

Важным этапом в развитии правовых основ криминологической экспертизы нормативных правовых актов явился Указ Президента

Республики Беларусь от 3 августа 2006 г. № 482 «О создании государственного учреждения».

В нем было предусмотрено создание государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Прокуратуры Республики Беларусь» (далее - Научно-практический центр). В мае 2007 года в связи с принятием нового закона о Прокуратуре Республик Беларусь указанное государственное учреждение было переименовано в государственное учреждение «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь». Как юридическое лицо, Научно-практический центр действует на основе Устава, утвержденного Генеральным прокурором Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь совместно с Национальной академией наук Беларуси передал Генеральной прокуратуре Республики Беларусь функции заказчика по утвержденным программам научных исследований в области предупреждения и борьбы с наиболее опасными видами преступности и финансирование этих программ.

Значение Указа Президента Республики Беларусь от 3 августа 2006 г. № 482 «О создании государственного учреждения» состоит, следовательно, в сосредоточении изучения криминогенных факторов, прогнозирования основных тенденций, динамики и структуры преступности в специализированном экспертном учреждении.

Второй Указ Президента Республики Беларусь от 29 мая 2007 г. № 244 «О криминологической экспертизе законов Республики Беларусь» положил начало практическому осуществлению криминологической экспертизы. Данным Указом утверждено Положение «О порядке проведения криминологической экспертизы проектов законов Республики Беларусь» (далее - Положение).

В результате издания нового нормативного акта криминологическая экспертиза в Республике Беларусь стала реальным видом законотворческой деятельности. Она позволяет выявлять в проектах законов нормы, реализация которых может повлечь возникновение рисков криминогенного характера. До этого времени она была в основном предметом обсуждения ученых.

Однако не только в Беларуси привлечено внимание ученых-криминологов к вопросам криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов. Так, в 1994 году Российская Криминологическая Ассоциация представила в Парламент два акта экспертизы по проектам Уголовного кодекса 1994 года.

Необходимо обратить внимание на то, что Указ Президента Республики Беларусь от 29 мая 2007 г. № 244 «О криминологической экспертизе законов Республики Беларусь», положивший, как сказано выше, начало практическому осуществлению криминологической экспертизы, сделал это в отношении всего лишь одного вида проектов нормативных правовых актах - проектов законов.

Первыми для проведения криминологической экспертизы поступили проекты Законов Республики Беларусь «Об ипотеке», «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь», «О внесении изменений в статью 229 Уголовного кодекса Республики Беларусь», «О внесении изменений и дополнения в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам деятельности адвокатов», «О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь» и др. 31 проект закона направлен Советом Министров Республики Беларусь, проект Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур» направлен для проведения криминологической экспертизы Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 29 мая 2007 г. № 244 «О криминологической экспертизе законов Республики Беларусь» предусмотрено, что в будущем по результатам проведения криминологических экспертиз проектов законов Республики Беларусь Генеральный прокурор обязан внести Президенту предложения о возможности проведения данной экспертизы в отношении проектов иных нормативных правовых актов.

Вместе с тем, для того, чтобы специалисты Научно-практического центра проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь могли при проведении криминологической экспертизы единообразно анализировать проекты законов и оформлять заключения, необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями по проведению криминологической экспертизы, утвержденными приказом Генерального прокурора Республики Беларусь 17.09.2007. № 35 (далее - Методические рекомендации).

В Методических рекомендациях криминологическая экспертиза определяется как социально-правовой анализ содержания и функциональных свойств норм проекта закона в целях установления в нем таких положений, которые непосредственно или во

взаимодействии с иными социальными факторами деструктивного характера могут создавать объективные и субъективные предпосылки преступного или иного антиобщественного поведения.

В них указано также на то, что криминологическая экспертиза проводится на предмет выявления в направленном на экспертизу проекте закона нормативных положений, реализация которых может повлечь возникновение рисков криминогенного характера, а также в целях разработки и внесения предложений об устранении выявленных в проекте закона недостатков, способствующих возникновению таких рисков.

Под рисками криминогенного характера рекомендуется понимать деструктивные факторы правового свойства, заключенные в нормах права и обусловленные их социальной неадаптированностью, противоречивостью, неопределенностью, вследствие чего в процессе их реализации (соблюдения, исполнения, использования и применения) создаются объективные предпосылки (условия) и мотивация допустимого или возможного отклонения от правомерного поведения независимо от того, является или не является такое отклонение уголовно наказуемым деянием.

Для выражения степени криминогенной способности норм законопроекта специалисты предложили шкалу рисков: риск минимален; риск существует; риск высок; высочайшая степень риска. Криминогенные свойства законопроекта должны быть минимизированы.

В идеале результатом проведения криминологической экспертизы должно быть принятие такого закона, который бы стимулировал правовое поведение каждого человека, гражданина, субъекта хозяйствования, на которых данный закон распространяется.

Вместе с тем, представляется, что ни одна криминологическая экспертиза не является гарантией принятия закона, абсолютно свободного от риска криминогенного характера в процессе реализации его норм. Надежда на принятие предельно некриминогенного закона наталкивается на множество сложностей. Наибольшие из них связаны с необходимостью преодоления межотраслевых законодательных коллизий, с многообразием взглядов на сущность и методологию исследования правовых норм, на предмет их соответствия законодательно закрепленному идеалу поведения. Сложность установления в законопроекте норм, порождающих коррупцию и криминогенность общественных отношений, в определенной мере состоит и в том, что по своему характеру криминологический анализ всегда является мультидисциплинарным. С криминологией сопряжены

многие науки, и криминологические знания по своему характеру являются междисциплинарными.

При наличии в проекте закона норм, реализация которых может повлечь возникновение рисков криминогенного характера, в заключении должны быть перечислены такие нормы, а также кратко в лаконичном виде сформулированы предложения об устранении выявленных недостатков.

Таким образом, подводя итог вышесказанному и учитывая ситуацию в сфере предупреждения преступности в Республике Беларусь, можно с уверенностью говорить, что использование криминологической экспертизы позволяет решать такие задачи, как: создание стройной системы предупреждения преступности, основой которой будет служить нормативная правовая база, приведенная в соответствие с криминологической действительностью; создание механизма системного воздействия на причины и условия преступности, а также блокирование факторов криминогенного характера. Следовательно, конечным результатом криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов должно быть воздействие практически на все виды и группы причин, условий и других детерминантов преступности, а вместе с тем, наряду с использованием криминологической экспертизы в качестве одного из направлений совершенствования правовых основ противодействия преступности, необходимо дальнейшее фундаментальное исследование проблемы сущности преступности, соотношения ее с отдельным преступлением и правом.

Список литературы

1. Шевчук Н.Н. Понятие, предмет и объект криминологической экспертизы // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Б. Экономические и юридические науки. Криминалистика и криминология. 2009. № 10. С. 205-207.

2. Корзик В.Ф. Правовые основы криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь: учебный материал. - Брест: БрГУ, 2009. - 42 с.

3. Концепция совершенствования законодательства Республики Беларусь: одобрена Указом Президента Республики Беларусь 10.04.2002 г. № 205 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. -2002. - № 46. - 1/ 3636.

4. Борисов А.В., Якушев В.А. Проблемы профилактики преступности в законодательстве и в деятельности полиции российской империи. - Москва, 2009. - 28 с.

5. Смашникова Т.Б. Особенности трудовой миграции в союзном государстве Беларуси и России // В сборнике: Современная юриспруденция: проблемы и решения материалы международной заочной научно-практической конференции. 2013. С. 7-12.

6. Бородин С.В., Лунеев, В.В. О криминологической экспертизе законов и иных нормативных актов // Государство и право. 2002. № 6. С. 40-45.

Орлов В.В.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРИБУНАЛОВ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: декреты, Всероссийская Чрезвычайная комиссия, революционный трибунал, судебная система, подсудность.

Аннотация: В статье на основе декретов и других нормативных актов Социалистической республики осуществлена характеристика создания и организации деятельности различных революционных трибуналов, как составной части судебной системы Советской власти.

Keywords: decree, All-Russian Extraordinary Commission, revolutionary tribunal, judicial system, jurisdiction.

Abstract: In the article, the characteristic of the creation and organization of the activities of various revolutionary tribunals, as part of the judicial system of the Soviet government, is given on the basis of decrees and other normative acts of the Socialist Republic.

В целях защиты завоеваний Октябрьского вооруженного восстания, а также унификации советского судебного аппарата Советом Народных Комиссаров (СНК) 22 ноября (6 декабря) 1917 г. был издан Декрет о суде № 1. В пункте 8 Декрета указывалось, что «для борьбы против контрреволюционных сил в виде принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц, учреждаются рабочие и крестьянские революционные трибуналы в составе одного председателя и шести очередных заседателей, избираемых губернскими или городскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов » [1]. Как отмечают П.П. Глущенко и М.Э. Жаркой: «Этот документ и последующие инструкции закрепили важнейшие принципы и нормы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.