Научная статья на тему 'Криминогенные воздействия средств массовой информации'

Криминогенные воздействия средств массовой информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
429
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ / СОЗНАНИЕ / ЭМОЦИИ / ЧУВСТВА / ПОВЕДЕНИЕ / АГРЕССИЯ / НАСИЛИЕ / КРИМИНОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ПРЕСТУПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ФАКТОР / MASS MEDIA / MEANS OF MASS COMMUNICATION / CONSCIOUSNESS / EMOTIONS / FEELINGS / BEHAVIOR / AGGRESSION / VIOLENCE / CRIMINOGENIC IMPACT / CRIMINAL BEHAVIOR / FACTOR

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Анхимова Радмила Владимировна

Рассматривается вопрос криминогенного влияния средств массовой информации на личность и общество. Обозначена необходимость совершенствования мер по предупреждению криминогенного воздействия средств массовой информации на личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminogenic impact of the mass media

The question of criminogenic impact of the mass media on the personality and society is examined. The necessity to improve means of preventing criminogenic impact of the mass media on the personality is marked.

Текст научной работы на тему «Криминогенные воздействия средств массовой информации»

РАДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА АНХИМОВА,

соискатель ФГКУ «ВНИИ МВД России»

КРИМИНОГЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Рассматривается вопрос криминогенного влияния средств массовой информации на личность и общество. Обозначена необходимость совершенствования мер по предупреждению криминогенного воздействия средств массовой информации на личность.

Ключевые слова: средства массовой информации, средства массовой коммуникации, сознание, эмоции, чувства, поведение, агрессия, насилие, криминогенное воздействие, преступное поведение, фактор.

R.V. Ankhimova, Candidate, Russia MI FPOI National Research Institute, e-mail: aradmila@ yandex.ru, tel.: 8 (495) 667-13-43.

Criminogenic impact of the mass media.

The question of criminogenic impact of the mass media on the personality and society is examined. The necessity to improve means of preventing criminogenic impact of the mass media on the personality is marked.

Key words: mass media, means of mass communication, consciousness, emotions, feelings, behavior, aggression, violence, criminogenic impact, criminal behavior, factor.

В настоящее время не подвергается сомне-^ нию тот факт, что человеку для выполнения своих и социальных функций требуется постоянное полу-¡"2 чение информации. Информационное взаимо-О действие личности с внешним миром является Е одним из необходимых условий жизнедеятельности. Прекращение информационного обмена X может стать причиной психических аномалий ^ вплоть до психических заболеваний1. Эволюция социальных процессов, влияние общественных трансформаций на жизнь человека усиливают его зависимость от средств массовой коммуникации.

Согласно результатам инициативного всероссийского опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 26-27 мая 2012 г в 46 областях, краях и республиках России, зависимость от телевидения, Интернета и компьютера является третьей по распространенности зависимостью среди россиян (11% респондентов) после курения и семьи (18% и 14% соответственно)2. Возрастающая роль средств массовой информации в жизни современного человека и общества ставит перед различными науками проблематику «эффектов массовой коммуникации», изучение которых предусматривает исследование перемен в сознании и поведении людей, происходящих под влиянием средств массовой информации. Необходимость и актуальность исследования «эффектов массовых коммуникаций» обусловливается их особой социальной значимостью в части изучения масс-медиа в качестве возможного

источника насилия, фрустрации, агрессивности, преступного поведения.

Как известно, проблемы детерминации, концепции причин, условий и иных факторов отдельных видов преступности в современных условиях являются одними из приоритетных направлений теоретических исследований в отечественной криминологии.

Воздействие средств СМИ на сознание людей находит отражение в большом количестве научных трудов в различных областях. Среди отечественных ученых, обращавшихся к этой проблеме, можно выделить: Н.Н. Богомолова, О.П. Березкина, Г.В. Грачева, Б.А. Грушина, В.Л. Доценко, Г.Г. Почепцова, В.Д. Попова, В.Ф. Петренко, А.А. Ульяновского, Г.С. Мельник, М.М. Назарова, а среди западных ученых, рассматривающих эту проблему в своих трудах, -Дж. Гренбера, П. Лазарсфельда, Р. Петти, К. Хов-ланда, Р. Харриса, Ю. Хабермаса, Г. Шиллера, Р. Драбмана, М. Томаса.

Систематические исследования влияния средств массовой информации на агрессивное поведение начались в 50-х годах прошлого века. В наибольшей степени эта проблема изучалась социальными психологами США (С. Фешбах, А. Бандура, Л. Берковитц, А. Сигал, Э. Маккоби и др.). В СССР первые аналогичные исследования были проведены в начале 80-х годов ХХ в. Изыскания в области выявления взаимосвязи между преступностью и СМИ способствовали выделению самостоятельного научного направления -криминологии массовых коммуникаций, где

объектом изучения выступает «противоречивый феномен СМИ», рассматриваемый, с одной стороны, как криминогенный фактор, а с другой - как антикриминогенный3. Изучением феномена СМИ в той или иной степени среди российских ученых занимались: Ю.М. Антонян, Д. Гаухман,

A.И. Долгова, ГА. Аванесов, А.Е. Волков, А.Б. Сахаров, Г.М. Миньковский, П.А. Герцензон, И.И. Карпец, В.И. Кудрявцев, Г.Н. Горшенков,

B.Т. Томин, Б.В. Кваша, Е.А. Костыря, М.Ю. Керж-нер, Н.С. Малушкина, И.В. Мартынович, Н.Б. Набатов, Ф.К. Рябыкин, Д.А. Шестаков, ГМ. Ярош, В.Э. Войцехович, В.А. Копылов, А.М. Сысоев, А.В. Клочкова и др.

Учитывая глубину ранее проведенных изысканий и их практическую значимость, следует отметить, что в целом данные проблемы в отечественной науке по-прежнему остаются недостаточно разработанными.

В основу большинства исследований криминогенного воздействия масс-медиа на личность положена гипотеза о том, что негативным последствием восприятия человеком информации, содержащейся в СМИ, может стать формирование криминогенных стереотипов поведения, выступающих факторами, способствующими совершению конкретных преступлений. По справедливому мнению В.Н. Кудрявцева, «сегодня рядом средств массовой информации, пропагандирующих насилие, сексуальную распущенность, потребительский идеал «красивой жизни», жестокость, осуществляющих подмену культуры ее суррогатами, фактически осуществляется «антивоспитательная» функция через криминализацию индивидуального и общественного сознания, правовой нигилизм и аномию.

В итоге образуется временное или устойчивое рассогласование личности со средой, лежащее в основе большинства форм преступного поведения»4.

Таким образом, представляется, что дальнейшая разработка проблем, связанных с возможностью СМИ изменять поведение людей, делает необходимым: выявление криминогенных факторов СМИ, их систематизацию, установление их взаимосвязи между собой и другими детерминантами преступности, что в свою очередь позволит найти возможности психологической и правовой защиты от механизмов их действия.

Выявление и изучение совокупности криминогенных факторов является основой любого криминологического исследования, обеспечивающего познание преступности. В отечественной криминологии дискуссионным является вопрос о разграничении таких понятий, как причины, условия и факторы преступности. Воздействие

средств массовой информации в различных условиях может выступать в качестве криминогенных факторов, причин преступности и ее следствий5.

Не вдаваясь в дискуссию по вопросу разделения категорий, используемых при анализе комплекса факторов, условий, причин, обусловливающих преступность, на основе работ ряда авторов можно выделить некоторые факторы средств массовой информации, которые представляются особенно криминогенными.

1. Демонстрация СМИ жестокости и насилия.

Особую тревогу продолжает вызывать влияние на общество телевизионных каналов. Анализ работы семи телевизионных каналов за один телевизионный день, проведенный А.С. Запе-соцким, зафиксировал демонстрацию 160 драк, 202 убийств, 6 ограблений, 10 половых актов, 66 сцен распития спиртных напитков, 39 случаев нецензурной брани и 302 негативные новости. Правильным представляется мнение А.С. Запе-соцкого, полагающего, что результатом такого воздействия «может быть только невротизация населения»6.

Обоснованным представляется мнение авторов, полагающих, что последствиями длительной трансляции насилия по телевидению могут также являться повышение агрессивности поведения, снижение порога чувствительности к агрессии, виктимизация аудитории.

Демонстрация телевизионного насилия может выступать и как мотивация преступного поведения.

Ярким примером указанного тезиса могут служить данные информационно-новостного портала www.tert.am от 12 июля 2012 г., согласно которым «житель Йемена Мухаммед аль Али аль Азаб приговорен к пожизненному заключению за убийство 5 человек, в том числе и своей жены. Убийство произошло после просмотра телесериала турецкого производства, пишет «Аль-Арабия». 31-летний аль Азаб искренне признался, что совершил подобное, будучи «воодушевленным» турецким сериалом «Долина волков»7.

Сообщение NEWSru.com от 25 июля 2012 г. об аресте жителя штата Мэн Тимоти Куртуа, которого просмотр фильма «Темный рыцарь: Возрождение легенды» «вдохновил на убийство начальника»8 также подтверждает повышенную криминогенность обозначенного фактора. Как известно, такие случаи не единичны.

Наличие причинно-следственной связи между просмотром сцен насилия и девиант-ным поведением подтверждает анкетный опрос,

проведенный А.В. Клочковой в рамках криминологического исследования, проводимого с 1995 г. Согласно результатам опроса у каждого пятого школьника и студента и у каждого четвертого взрослого из числа опрошенных публикации и передачи средств массовой информации, посвященные преступности, вызывают побуждения к антиобщественным актам поведения9.

2. Воздействие СМИ на общественное мнение и манипулирование им (агитация, пропаганда, недобросовестная реклама и др.).

Как отмечает А.М. Сысоев, «распространяя те или иные сообщения и материалы, СМИ создают общественное мнение, настроение, определяя взгляды и поведение отдельных личностей и социальных групп. Сообщая своим читателям, зрителям или слушателям какую-либо информацию, СМИ вызывают у них соответствующие эмоциональные переживания, способствуя формированию стереотипных поведенческих установок»10. В большинстве случаев, как подчеркивает Г.В. Грачев, «пропаганда является средством обмана, информационно-психологического насилия над личностью и контроля ее поведения»11.

Примером нагнетания массового психоза средствами массовой информации является социологическое исследование, которое провел А.М. Сысоев в 2006 г., опросив 370 человек, проживающих в различных городах. В период, когда СМИ регулярно сообщали новости о преступной деятельности грузин, всем респондентам был задан вопрос: «Представители какой нации вызывают у Вас неприязненное отношение?» Около 24% опрошенных указали грузин в качестве объекта ксенофобии (второе место в списке объектов национальной неприязни). При этом результаты подобного опроса, проведенного семью месяцами ранее, показали, что представители грузинской национальности в ответах респондентов не упо-минались12.

Таким образом, результатом воздействия данного фактора могут являться: формирование у населения негативных вплоть до враждебных установок в отношении различных социальных групп общества, «превращение личности в марионетку», что опосредованно способствует преступному поведению.

3. Информирование СМИ о методах и способах совершения противоправных действий.

Так, подробное освещение средствами массовой информации различных схем мошенничества («автоподстава», «финансовые пирамиды», «лжеблаготворительность», интернет-мошенничество и др.) может являться пособием в реализации преступных планов лиц, склонных к совершению правонарушений. В качестве примера,

подтверждающего криминогенность данного фактора, достаточно привести сообщение информационно-новостного портала News-Baikal от 11 марта 2011 г о том, что «иркутскому преступнику схему мошенничества подсказала одна из передач на телевидении»13.

4. Популяризация СМИ противозаконного поведения, героизации преступников.

Распространение средствами массовой информации идеи могущества преступного мира регулярно напоминает аудитории о связях криминальных авторитетов с «сильными мира сего», способствует формированию отрицательного мнения у населения о правоохранительных органах и всей системе борьбы с преступностью, порождает ощущение незащищенности от угрозы криминальных посягательств, чувство страха перед преступностью. По результатам опроса населения Российской Федерации, проведенного исследовательской группой ЦИРКОН с 24 по 30 июня 2009 г., у каждого четвертого телезрителя, по их признанию, часто возникает чувство стыда при просмотре различных телепередач, еще у трети респондентов такие эмоции также бывали, хотя и редко. Как минимум иногда в ходе телепросмотра испытывают страх и чувство сильной тревоги почти половина россиян (12% - часто, 37% - иногда). При этом 74% опрошенных высказались за устранение аморальных, опасных и вредных передач с общедоступных каналов14.

В свете вышеизложенного обращают на себя внимание результаты исследования, проведенного Фондом «Общественное мнение» 28-29 июля 2007 г., в соответствии с которыми рейтинг тем, интересующих россиян, возглавила криминальная хроника вкупе с сообщениями о проис-шествиях-51%15.

За последние шесть лет популярность программ о криминальной хронике снизилась лишь на 10%16.

5. Пропаганда СМИ роскошного образа жизни, всепоглощающего потребления материальных благ, сексуальной распущенности.

Как правильно отмечает А.С. Запесоцкий, «в ранг национальных добродетелей возводятся нормы субкультуры доморощенного «гламура», сообщества экономических «преступников-нуво-ришей»17.

Воздействие данного фактора на индивидуальное и общественное сознание способствует деморализации населения и деформации духовно-нравственных ценностей, которые напрямую связаны с потенциальным ростом преступности.

Популяризация «красивого» образа жизни также усиливает ощущение имущественной поляризации и порождает чувство социального неравен-

ства, что в свою очередь приводит к возникновению враждебности в обществе. Так, по результатам опроса россиян в 2008 г., более или менее часто испытывали немотивированное чувство агрессии к окружающим 84% респондентов, 47% из них на этой почве совершили правонарушения, а 31% из числа опрошенных ассоциировали возникшее у них чувство агрессии с ярко выраженными фактами социальной несправедливости18.

6. Недостаточное информирование СМИ о наказании виновных лиц на фоне чрезмерного освещения криминальных событий.

Данный фактор способствует снижению доверия к правоохранительным органам, формированию у граждан установок на вседозволенность и безнаказанность. О криминогенности данного фактора можно судить по следующим цифрам: «Факты безнаказанного совершения преступлений в 2008 г. известны 50% опрошенных россиян, 72% - известны факты безнаказанного совершения административных проступков, 94% - уверены, что в нашей стране, нарушив закон, можно уклониться от ответственности с помощью взяток - на это указали 69% опрошенных - или в том случае, если удастся найти такое высокопоставленное должностное лицо, которое по тем или иным мотивам захочет помочь (25%)»19.

Очевидно, что перечислить все возможные виды криминогенных воздействий средств массовой информации невозможно. Вместе с тем, представляется, что рассмотренных факторов достаточно, чтобы показать, что злоупотребления со стороны современных СМИ подобными методами наносят ущерб ценностно-нравственной системе всего общества, оказывают достаточно выраженное криминогенное воздействие на индивидуальное и массовое сознание и тем самым опосредованно влияют на уровень антикриминогенного потенциала в обществе. Подобные факты влияния масс-медиа на поведение людей нельзя игнорировать, несмотря на обоснованную точку зрения, что «нет доказательств абсолютной криминогенности или антикримин-ногенности воздействия СМИ на формирование личности преступника»20.

По неутешительным прогнозам ученых на XXI в., «деструктивные манипуляции человеком, общественным мнением и массовым сознанием могут наряду с национальными конфликтами, экологическими катастрофами и демографическими бедствиями превратиться в мировую проблему третьего тысячелетия»21.

Изложенное позволяет сделать следующие выводы.

СМИ, распространяя ту или иную информацию, способны:

повышать агрессивность поведения, снижать порог чувствительности к агрессии вплоть до полного безразличия;

повышать уровень тревожности, невротиза-ции, страха и виктимизации населения;

формировать стереотипные и преступные поведенческие установки вплоть до имитации увиденного;

усиливать действие других детерминант преступности.

Таким образом, учитывая высокую общественную опасность криминогенного воздействия средств массовой информации как на личность, так и на общество в целом, достаточную сложность и неоднозначность рассматриваемой проблемы, представляется целесообразным осуществить разработку и реализацию комплекса мер, направленных на усовершенствование существующего влияния масс-медиа и предупреждения его негативных последствий.

Считаем, что одними из наиболее эффективных направлений деятельности в данной области, учитывая запрет цензуры в российском законодательстве, должны стать основанные на научных междисциплинарных исследованиях меры, направленные: на изучение социально-психологических процессов влияния СМИ на трансформацию сознания и поведение индивидуума и группы, формирование у личности навыков самозащиты от негативного влияния масс-медиа, возрождение нравственных ценностей общества.

Еще в марте 2002 г. на заседании Санкт-Петербурского криминологического клуба на тему «Криминология средств массовой информации» профессором В. В. Колесниковым абсолютно справедливо отмечено, что «решить же проблему можно лишь при условии проведения системных изменений в социуме, касающихся базисных трансформаций отношений собственности, приводящих к возникновению основ гражданского общества с выходом на формирование правовой государственности»22.

В заключение хотелось бы отметить, что предупрежденный и обладающий знанием человек может самостоятельно создать механизм психологической защиты в виде психологического барьера недоверия к информации, способной оказать криминогенное влияние на личность или сформировать установку на необходимость анализа поступающей информации23.

1 Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. - М., 2003. С. 19.

2 Наши зависимости и как с ними бороться // Всерос-

сийский центр изучения общественного мнения: сайт. - М., 2000-2012. Пресс-вып. № 2055. URL: http://wciom.ru/index. php?id=459&uid=112858 (дата обращения: 10.10.2012).

3 Горшенков А.Г. Виктимологический аспект предупредительного воздействия на преступность в сфере массовой информации: Дис. ... канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 1999. С. 11.

4 Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества. - М., 2002. С. 18.

5 Виневский В.Н. Криминологические аспекты изучения современных средств массовой информации и их влияния на преступность // Вестник Воронеж. ин-та МВД России. 2011. № 4. С. 102.

6 Запесоцкий А.С. Влияние СМИ на молодежь как проблема отечественной педагогики // Педагогика. 2010. № 2. С. 4.

7 Житель Йемена после просмотра турецкого сериала убил 5 человек // Tert.am.: сайт. - Ереван, 2008-2012. URL: http://www.tert.am/ru/news/2012/07/12/turkish-soap-opera/ (дата обращения: 14.10.2012).

8 В подражание «Джокеру»: посмотрев «Темного рыцаря», американец поехал убивать начальника // NEWSru.com: сайт. 2000-2012. URL: http://www.newsru.com/world/25jul2012/ holmescopycat.html (дата обращения: 14.10.2012).

9 Клочкова А.В. Пропаганда насилия и жестокости в средствах массовой информации (криминологический аспект) // Культура: управление, экономика, право. 2006. № 4. С. 2-5.

10 Сысоев А.М. Влияние средств массовой информации на формирование криминогенных установок // Уголовно-ис-полнит. право. 2007. № 2. С. 32.

11 Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность... С. 19.

12 Сысоев А.М. Указ. соч. С. 32.

13 Телевидение подсказало иркутскому мошеннику схему // News-Baikal: новости Иркутской области: сайт.

2011 -2012. URL: http://news-baikal.ru/344-televidenie-podskazalo-irkutskomu-moshenniku-shemu.html (дата обращения: 13.10.2012).

14 Россияне о телевидении и общественном влиянии: основные результаты опроса общественного мнения о его содержании. 2009. URL: http://www.zircon.ru/upload/ iblock/130/090716.pdf (дата обращения: 10.10.2012).

15 СМИ: предпочитаемые каналы информации // Фонд «Общественное мнение»: сайт. 2003-2011. URL: http://bd.fom. ru/report/map/d073121 (дата обращения: 10.10.2012).

16 Китаева К. Россияне устали от криминала на телевидении // РБК daily: ежеднев. деловая газета. 2012. 25 окт. URL: http://www.rbcdaily.ru/2012/10/25/media/562949984998768 (дата обращения: 27.10.2012).

17 Запесоцкий А.С. Указ. соч. С. 5.

18 Корсантия А.А., Максименко И.В. Основные причины детерминации преступности в Российской Федерации // Право и безопасность. 2009. № 2 (31). URL: http://dpr.ru/pravo/ pravo_27_25.htm (дата обращения: 31.10.2012).

19 Там же.

20 Цит. по: Шоткинов С. Криминологическая оценка воздействия масс-медиа на преступность // Уголов. право. 2004. № 3. С. 116.

21 Цит. по: Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. - М., 2003. С. 63.

22 Бурлаков В.Н. Средства массовой информации и преступность (криминология СМИ): Материалы научного заседания / Бурлаков В.Н., Горшенков Г.Н., Максина С.В., Шеста-ков Д.А. // Правоведение. 2000. № 5. С. 265.

23 Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. - М.: РАГС, 1998. С. 7-8.

V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.