Научная статья на тему 'Основные направления воздействия масс-медиа на криминализацию общественного сознания'

Основные направления воздействия масс-медиа на криминализацию общественного сознания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
108
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСС-МЕДИА / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / MASS-MEDIA / SOCIAL CONSCIOUSNESS / INTERNET / TELEVISION / CRIMINALIZATION / CRIME PREVENTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Аванесян Вилен Витальевич

Анализируется криминогенное значение воздействия на общество современной прессы, телеви- дения, кино, радио, сети Интернет, компьютерных и видеоигр, иных источников и средств массового распространения информации, для обозначения которых автором используется собирательное поня- тие «масс-медиа». Исследуются основные направления такого воздействия, его негативные послед- ствия. Рассматриваются причины наблюдаемых криминогенных тенденций в указанной сфере и меры по их предупреждению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main directions of mass-media influence on social consciousness criminalization

This article is about criminal influence of the press, television, films, radio, Internet, computer and videogames and other sources of the mass information, which defined by an author as «mass-media». Also the main directions of this influence and its negative consequences and reasons of mentioned tendencies and their prevention are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Основные направления воздействия масс-медиа на криминализацию общественного сознания»

 ■ ■ шшш

НАУЧНЫЙ ПОРТАЛ МВД РОССИИ № 3 2011

ВИЛЕН ВИТАЛЬЕВИЧ АВАНЕСЯН,

кандидат юридических наук, научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ МАСС-МЕДИА НА КРИМИНАЛИЗАЦИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

ее s

и

О <

О X

S ^

S а й

Анализируется криминогенное значение воздействия на общество современной прессы, телевидения, кино, радио, сети Интернет, компьютерных и видеоигр, иных источников и средств массового распространения информации, для обозначения которых автором используется собирательное понятие «масс-медиа». Исследуются основные направления такого воздействия, его негативные последствия. Рассматриваются причины наблюдаемых криминогенных тенденций в указанной сфере и меры по их предупреждению.

Ключевые слова: масс-медиа, общественное сознание, средства массовой информации, сеть Интернет, телевидение, криминализация, предупреждение преступности.

V.V. Avanesyan, PhD, Researcher, Russia MI National Research Institute; e-mail: vnii59yandex. ru, tel.: 8 (499) 230-11-46.

The main directions of mass-media influence on social consciousness criminalization.

This article is about criminal influence of the press, television, films, radio, Internet, computer and videogames and other sources of the mass information, which defined by an author as «mass-media». Also the main directions of this influence and its negative consequences and reasons of mentioned tendencies and their prevention are considered in the article.

Key words: mass-media, social consciousness, media, Internet, television, criminalization, crime prevention.

Наблюдаемые сегодня негативные тенденции, связанные с преступностью, являются в значительной степени следствием социально-психологических процессов, которые одновременно порождают преступность, порождаются ею и неизменно сопутствуют ей.

В ряду таких процессов одно из ведущих мест занимает криминализация общественного сознания. Этот процесс достаточно трудно преодолеть - отношение к нему со стороны общественности и государства почти безразличное.

В целом основу криминализации общественного сознания составляет в первую очередь деформация ценностно-нормативной системы личности, размывание социально позитивных ценностей, установок, стереотипов поведения, нравственных идеалов людей. Она сопровождается значительным распространением среди различных слоев населения, в том числе традиционно законопослушных, антиобщественных взглядов и представлений, которые допускают, оправдывают, поощряют либо открыто провоцируют противоправное поведение. В сознание людей внедряются мнимые ценности, ложные идеалы и даже нормы поведения «воровского», криминального мира, нередко выдаваемые за

42

образцовые; сильный, хоть и безразличный к окружающим, материально обеспеченный, хоть и ставший таким путем нарушения законов, ставится в пример, который якобы соответствует действительности. Такое представление в точности отражает социально-экономическое, политическое и морально-нравственное состояние страны и общества.

Подобная ситуация постепенно приводит к тому, что преступность начинает восприниматься большинством как повседневное естественное явление, разновидность нормы. А это в свою очередь неминуемо приводит к существенному снижению так называемого социально-позитивного иммунитета общества . Выступая в качестве гарантии безопасности и самосохранения общества, защиты от тотального криминального поражения, такой иммунитет от преступности в нормальных условиях должен включать в себя как минимум следующие социально-психологические элементы:

уверенность граждан в реализации государством провозглашенных демократических норм и принципов;

уверенность граждан в выполнении государственных программ по противодействию крими-

ф ■

нальным процессам и явлениям в стране;

доверительное отношение граждан к государственной власти, к правоохранительным органам, убежденность в реальной способности последних противостоять преступности, в том числе посредством привлечения к этой деятельности соответствующих социальных инструментов;

абсолютную неприемлемость в массовом сознании противоправных проявлений, непримиримость по отношению к ним, понимание неотвратимости наказания за них;

уверенность граждан в собственной защищенности от криминальных посягательств;

всеобщее признание консолидированной агитационно-информационной политики государства и общества, направленной на формирование моделей законопослушного поведения, уважения граждан к закону, принятым в обществе демократическим нормам поведения, нравственно-духовным ценностям и др.

Отсутствие де-факто в обществе названных условий приводит к значительному усилению отрицательного воздействия на общественное сознание массовых технологий и институтов, через которые распространяется негативная информация и осуществляются различные формы коммуникации. Речь идет о прессе, телевидении, киноиндустрии, радио, сети Интернет, компьютерных и видеоиграх и др. Мы будем именовать их масс-медиа. Термин «масс-медиа» для российской науки является относительно новым, а потому его определение представляет сложность. Некоторые отождествляют его с понятием «средства массовой информации». В основе данной точки зрения лежит лингвистический подход, поскольку в переводе с английского «mass media» означает СМИ. Однако тот смысл, который вкладывается в это понятие за рубежом, не соответствует отечественному.

Согласно российскому законодательству под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации2.

В зарубежной научной и правовой литературе масс-медиа определяется как совокупность всех медиатехнологий, включая сеть Интернет, телевидение, газеты и радио, которые используются для обеспечения массовых коммуникаций, а также совокупность всех институтов, которые управляют этими технологиями3.

Таким образом, во избежание подмены понятий под термином «масс-медиа» мы будем подразумевать любые источники информации и

средства ее распространения, имеющие массовое воздействие на потребителей (получателей) такой информации. Это определение включает в себя как СМИ в традиционном понимании, так и новые средства коммуникации (сеть Интернет, социальные сети, игры, мобильные устройства связи и т.п.), значение которых в современном мире очень велико.

Вообще, слово «медиум» используется для обозначения инструмента преобразования опыта в знание. Это относительно обобщенное понятие, так как подразумевает любой коммуникационный инструмент, который передает (распространяет) определенное значение. Телефон, радио, фильм, телевидение являются «медиа» так же, как и пресса, человеческий голос, скульптура и живопись4. В то же время сам процесс медиации осуществляется в каждом случае по-разному в зависимости от степени «чистоты» медиума. Например, телефон представляет собой «чистую» форму медиации, в то время как газеты и электронные медиа теснейшим образом связаны со средой своего существования и, в свою очередь, формируют свой собственный саморефен-циальный универсум5.

В условиях, создающих или обеспечивающих возможность обращения таких медиа к неограниченной и достаточно большой аудитории, они приобретают статус масс-медиа.

Во второй половине XX - начале XXI в. мировые медиа соединились вместе в широкую универсальную систему. Если для 80-90-х годов прошлого века важным аспектом расширения пространства масс-медиа стало формирование и развитие видеокультуры, то в последнюю декаду этого столетия появляются новые области, имеющие специфические функции, распространяющиеся среди населения неравномерно, но значительно меняющие возможности, смыслы и структуру большой части современного культурного потребления в области массовых коммуникаций6. На смену видеокассетам, видеодискам, видеоконференциям, видеотрансляциям, видеокамерам и видеотекстам приходят цифровые медиаформаты, цифровое телевидение, цифровая фото- и видеоаппаратура, 3-Д технологии. Однако за относительно непродолжительный период времени в сфере масс-медиа произошла коренная революция, затронувшая не только их содержание: если раньше можно было говорить об их значительном влиянии на сознание людей, то сейчас такое влияние - более чем огромно.

То есть современные масс-медиа являются одним из основных источников, формирующих

СС

5 и

О

3

X

5 ^

5 а ы

43

ее 5 и

О <

О X

X ^

X а а

представления человека о реалиях окружающего мира. Известный немецкий социолог Н. Луман сказал: «Все, что мы знаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы узнаем через масс-медиа. Это относится к знанию не только общества и истории, но и природы. Мы узнаем о стратосфере так же, как Платон узнавал об Атлантиде: „люди говорят то-то и то-то"... Вместе с тем, о самих масс-медиа мы наслышались такого, что не можем доверять этому источнику. Мы сопротивляемся их воздействию, подозревая, что нами манипулируют, но по существу это ничего не меняет, потому что знания, полученные нами из масс-медиа, словно сами собой складываются в замкнутый каркас, элементы которого укрепляют друг друга»7.

С вышесказанным сложно не согласиться, поскольку информация всегда являлась инструментом регулирования общественной жизни, а в настоящее время - в эпоху информационного общества - эта ее роль многократно возросла.

Обладая способностью определять содержание сообщений, материалов, иной информации или, по крайней мере, задавать им смысловой, идейный вектор, масс-медиа могут воздействовать на общественное сознание и настроение, взгляды и поведение отдельных людей, социальных групп. Информация, доводимая посредством масс-медиа до читателей, слушателей или зрителей, вызывает у них соответствующую реакцию в виде эмоциональных, психологических переживаний, что приводит к формированию определенных установок во взглядах, ориентирах и даже поведении. Причем эти установки могут как носить позитивный характер, так и провоцировать противоправное, в том числе преступное, поведение.

Масс-медиа сегодня - это мощное стратегическое средство формирования массового сознания, стереотипов, гражданских ценностей, идентичности. В наше время, в период глобального расширения информационного пространства, социализация нового поколения невозможна без активного влияния этого института. Поэтому роль масс-медиа в воспитании личности очень значима. Имея реальную возможность актуализировать ту или иную проблему в публичных показах, дискуссиях, выступлениях, диспутах и т.д., масс-медиа способны содействовать утверждению конкретного, нужного для них, баланса общественного мнения в социуме. И от того, кому они реально «служат», и зависит фактическое содержание медиапродукта и как результат -законопослушность или криминальная направленность его потребителей.

Конечно же, большинство представителей масс-медиа в своей деятельности проводят линию, соответствующую интересам государства и общества в нашей стране. Но все же есть некоторая их часть, создаваемая, финансируемая и функционирующая «под заказ» определенных заинтересованных лиц, представляющих конкретные интересы политических, идеологических и иных кругов, чаще всего преступных, преследующих свои личные корыстные или политические цели в ущерб общественным и государственным интересам. Им, безусловно, выгодно взращивание управляемой человеческой среды. Такие медийные институты наиболее опасны; они имеют своих покровителей не только в криминальной среде, в том числе международной, нередко их связи ведут и к местным политическим структурам, включая правоохранительные и государственные.

Конечно, сегодня откровенно враждебных государству институтов масс-медиа практически нет (по крайней мере, - легальных), однако безразличных к общечеловеческим и государственным ценностям - немало. Именно они и являются носителями лжеидей и стереотипов, которые упорно и последовательно, прямо или косвенно внедряются в сознание отчаявшихся людей, и в первую очередь молодежи, путем подачи медиа-продукта, обычно по форме привлекательного, захватывающего, яркого, но по содержанию пошлого, безыдейного, преступного. Криминогенная ситуация в связи с деятельностью этой части современных масс-медиа также усугубляется.

Вступив в стихию рыночных отношений, оказавшись в ситуации острой конкурентной борьбы за рынки сбыта своей продукции, названные представители масс-медиа, вполне лояльные к государственной власти и ее общенациональной политике, в целях удержания и расширения потребительской аудитории вынуждены прибегать к использованию методов и приемов, многие из которых сводятся к манипуляциям с традиционными духовными, социальными и правовыми ценностями, к игре на человеческих слабостях, «смакованию» и прославлению пороков, уничтожению нравственности. Злоупотребление такими методами со стороны журналистов, авторов книг, представителей киноиндустрии, производителей видео- и компьютерных игр и иных ответственных за содержание средств массовой коммуникации лиц, усугубляемое зачастую их криминологической неграмотностью, оказывают существенное негативное воздействие на массовое сознание, которое может носить и кримино-

44

ф ■

генный характер, опосредованно влияя на состояние преступности в обществе. Они, конечно же, далеки от традиционных методов воспитания, базирующихся на социальных нормах гуманистической, духовной культуры, направленных на закрепление в обществе патриотических, толерантных чувств и идей, принципов равноправия и законопослушности. Более того, своим медиа-продуктом они отвлекают людей от насущных проблем, от истинных жизненных ценностей и культивируют простой путь «к счастью» через применение силы, нарушение закона, аморальное поведение, безразличие к окружающим и т.д. По этой причине в условиях углубления в молодом российском обществе правового нигилизма и негативизма, повышения терпимости граждан к нарушению уголовно-правовых запретов и потенциальной их готовности к совершению преступлений изучение информационных посылок криминализации общественного сознания приобретает особую актуальность.

Исследование взаимосвязей между преступностью и масс-медиа - достаточно новое научное течение, которое именуется криминологией массовых коммуникаций. Под ней понимается направление криминологической науки, систематизирующее знания о природе, закономерностях преступности в сфере оборота массовой информации, возможностях предупредительного воздействия на нее и применения массово-коммуникативных методов оптимизации функционирования системы противодействия преступности8.

Приведенное определение, по нашему мнению, представляется не совсем точным, поскольку не охватывает достаточно важный аспект -детерминацию преступности под воздействием массовой информации, проводником, транслятором которой являются масс-медиа.

Изучение содержания современных медиа позволяет выделить главные факторы, которые оказывают потенциальное криминогенное влияние на формирование общественного мнения.

Во-первых, основная масса медийной продукции, затрагивающая тему преступности, характеризуется чрезмерным натуралистическим описанием жестоких способов совершения преступлений, истязаний жертв насилия и т.д. Следует отметить, что если раньше подобная форма подачи информации оказывала эффект массового устрашения, поскольку ее психологическое восприятие для большинства было затруднительным, то сейчас это стало разновидностью нормы. Более того, подобный прием достаточно широко используется в медиаиндустрии в коммерческих целях. А ведь демонстрация

откровенных сцен насилия, в том числе в «благородных» целях, может оказать существенное криминогенное влияние, в первую очередь на подростков. В последние годы криминологами отмечается особая жестокость, присущая преступности несовершеннолетних. Стали нередкими факты, когда подростки истязают и даже убивают своих родных, есть и прямо противоположные случаи. Сценарии таких преступлений нередко идентичны тем, что несовершеннолетние преступники видели в фильмах и в компьютерных играх. Подросток с сигаретой в зубах, употребляющий алкоголь и наркотики, с ножом в руках, битой или с оружием, - образ который уже не шокирует общественность.

Во-вторых, доминирование криминальной или насильственной тематики в большинстве медийных произведений, в которых она выступает если не основной, то второстепенной, приводит к развитию у определенной части аудитории привыкания к безнаказанности преступности, формированию отношения к ней как к неотъемлемому элементу повседневной жизни.

Это способствует неадекватному отображению в массовом сознании общественной опасности различных преступлений, когда менее опасные преступления практически безразлично воспринимаются людьми, у них повышается толерантность к преступникам.

В-третьих, современное масс-медийное пространство характеризуется высокой коммерциализацией. Оно, как уже отмечалось, ориентировано на потребительский спрос, который в условиях практически абсолютной свободы и вседозволенности информации отличается повышенным интересом ко всему запрещенному, порочному, скандальному и т.п.

Героизация преступников, прославление антигероев, декларация свободы самовыражения и поведения вопреки общественному мнению, культивирование таких ценностей, личностных качеств и свойств, как цинизм, хладнокровие, расчетливость, пренебрежение интересами окружающих, - распространенные атрибуты современной медиакультуры. Традиционные ценности и идеалы постепенно вытесняются из современных медиа, поскольку становятся все менее актуальными и востребованными.

Наглядно вышеуказанную тенденцию можно проследить на тематическом и содержательном изменении программ телевизионного вещания. Если раньше телевидение было вторично по отношению к другим каналам коммуникации (кино, театр, эстрада, радио), то сегодня наряду с дальнейшей модификацией и приспособлением ука-

СС

5 и

О

3

X

X ^

X а ы

45

ее 5 и

О <

О X

X ^

X а а

занных жанров возникают новые «гибридные» формы, а также специфические телевизионные шоу. Речь идет о так называемых реалити-шоу. Обычно сюжетом этих программ является показ действий группы (или групп) людей в приближенной к жизни обстановке. Реалити-телевидение очень развито в США и Великобритании, однако и в России процент реалити-программ в сетке вещания достаточно высокий.

Реалити-шоу исключительно популярны у зрительской аудитории. Психологи связывают это с подсознательным стремлением к «подсматриванию» за чужой жизнью. Разумеется, действуют здесь и общие факторы, определяющие популярность любых скандальных передач: любопытство и стремление к сильным переживаниям, особенно проявляющиеся на фоне монотонной повседневной жизни. «Натурализация» телеимиджей ведет к их укоренению в среде культуры повседневности, к слиянию образов телеэкрана с окружающей вещной средой.

Критики утверждают, что реалити-шоу оказывают негативное воздействие на психику зрителей, особенно молодых, с несформиро-вавшимся еще вкусом, характером и убеждениями: они активизируют нездоровое любопытство и предоставляют в качестве образца для подражания не вполне адекватное поведение участников. Организаторы шоу в погоне за зре-лищностью нередко балансируют на грани непристойности, а иногда и явно переходят ее, что также может оказывать негативное воздействие на нравственность зрителей, многие из которых склонны без рассуждений принимать телевизионные образы за эталон. Кроме того, вызывает беспокойство и состояние психики участников, которые вынуждены в течение длительного времени жить в условиях, когда каждый их шаг фиксируется и может быть показан миллионам зрителей9. Циничность, грязная конкуренция, бескомпромиссность, стремление к наживе и выгоде при пренебрежении интересами окружающих - вот основные характеристики поведения героев многих реалити-шоу. Показательно в этом отношении реалити-шоу «Дом-2». За многолетний период его существования многие участники оказались замешаны в ряде скандалов и преступлений, судьбы некоторых участников завершились трагично.

Конечно, прямого криминогенного воздействия такие шоу не имеют, однако их роль в деформации ценностных и нравственных ориентиров телезрителей, особенно молодежи, неоспорима. А такая деформация, в свою очередь, может детерминировать преступность.

Таким образом, очевидно, что сегодня влияние масс-медиа на общество может иметь отрицательные социально-психологические и даже криминогенные последствия. Но не следует забывать, что они способны оказать разноплановый эффект на разные категории людей. У одних, например, циничные, излишне подробные описания насилия могут спровоцировать агрессивное возбуждение, у других - привести к формированию психологической черствости, безразличию и невосприимчивости к чужим страданиям (такая реакция наиболее характерна для лиц с неустойчивой психикой, включая подростков), у третьих, к которым мы относим предрасположенных к насилию лиц, - вызвать психологическую разрядку, имеющую позитивное социальное значение. Конечно, положительное значение последнего эффекта несравнимо с разрушительной социальной и нравственно-психологической направленностью остальных.

Изложенное выше свидетельствует об острой необходимости в принятии государством соответствующих мер контроля и реагирования в сложившихся условиях. Речь идет не об ограничении свободы слова, распространения информации, а о принятии разумных и диктуемых интересами общественной безопасности ограничений, которые должны устанавливаться на законодательном уровне.

Свобода слова предполагает, прежде всего, право на свободное выражение мнения - это одно из важнейших прав человека; однако свобода слова - это не вседозволенность. Как указано в Международном пакте о гражданских и политических правах: «Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати, или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору» (ч. 2 ст. 19).

Вместе с тем, эта норма устанавливает возможность введения определенных ограничений такой свободы: «а) для уважения прав и репутации определенных лиц; б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения». Перечень подобных ограничений содержится также в ч. 2 ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая предусматривает и возможность ограничения свободы в интересах территориальной целостности, в целях предотвращения беспорядков и преступлений.

46

ф ■

Отдельные ограничения свободы слова закреплены в национальном законодательстве большинства европейских стран, где приняты законы, запрещающие расистские выступления, пропаганду или провокационные заявления, выражающие ненависть или презрение к лицам или группам лиц на основании их расовой или этнической принадлежности, национальности, верои-споведания10.

Так, в ст. 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» имеется положение, запрещающее использовать средства массовой информации с целью «совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости».

Однако указанные м еханизмы ограничения свободы слова и распространения информации недостаточны для реального противодействия детерминирующей преступность деятельности масс-медиа. Необходима разработка более тонких, психологически, педагогически и социально обоснованных, нравственно и ценностно ориентированных инструментов, применяемых в первую очередь в отношении несовершеннолетних.

В качестве первоочередных мер предупреждения криминогенного воздействия масс-медиа на общественное сознание можно выделить следующие:

организацию комплексных междисциплинарных научных исследований, направленных на изучение вопросов, касающихся интенсивности направленности и глубины криминального заражения массового сознания, механизма и последствий такого рода негативного воздействия на разные уровни (индивидуальное, групповое, общественное), виды (обыденное и теоретическое), социально-групповые разновидности сознания (несовершеннолетних, молодежи, лиц с социально-отклоняющимся поведением и т.д.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

доведение результатов указанных исследований до общественности, специалистов, законодателей с целью формирования в должном направлении общественного мнения;

научно-методическую разработку и внедрение криминологически обоснованных образовательных программ, направленных на воссоздание в образовательных учреждениях всех уровней системы правового воспитания с целью воспитания уважения учащихся к закону и к действующей правовой системе, формирования

установок и навыков законопослушного поведения в любой сфере деятельности и правомерных способов разрешения конфликтов (межличностных, групповых, деловых и т.п.); программ обучения родителей и лиц, профессиональная деятельность которых связана с воспитанием и обучением несовершеннолетних, раскрывающих, в частности, последствия неразборчивого и бесконтрольного доступа детей и подростков к печатной, теле- и видеопродукции соответствующего содержания;

принятие на законодательном уровне комплекса мер, направленных на соответствующие требованиям цивилизованного общества ограничения в демонстрации в масс-медиа актов насилия, агрессии, откровенных сцен эротического содержания, аномальных, патологических форм поведения (во времени показа, местах распространения) и другие разумные и достаточные ограничения;

установление и обеспечение эффективной юридической ответственности журналистов, разработчиков игр и иных ответственных за содержание масс-медиа лиц, виновных в распространении материалов, несовместимых с ценностями и нормами цивилизованного общества (пропагандирующих культ силы, пренебрежение нравственностью и законностью, сознательно распространяющих нормы и ценности криминальной среды), нарушении международно-правовых принципов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних (принципы обеспечения физического, умственного, духовного, морального и социального развития, защиты ребенка от всех форм сексуального совращения, от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, соблюдения конфиденциальности в отношении ребенка, нарушившего уголовное законодательство)11.

В заключение хотелось бы отметить, что проблема криминогенного воздействия масс-медиа на общественное сознание в современном информационном обществе с каждым днем приобретает все большую актуальность. Это обстоятельство усугубляется еще и тем, что ее последствия носят устойчивый перспективный характер, они больше обращены к будущим поколениям, ведь, как отмечалось, информационная зависимость в обществе постоянно растет и рост этот уже невозможно остановить. Поэтому сегодня необходимо принять все возможные меры организационного, правового, социального, нравственно-идеологического, культурно-воспитательного и иного характера, которые создали бы все условия для сдерживания и ограничения

СС

5 и

О

3

X

X ^

X а ы

47

#

к

и

О <

0

1

к

^

S а

наблюдаемых негативных тенденций. Сегодня важно, чтобы каждый человек научился и был способен реально воспринимать, объективно анализировать и самостоятельно оценивать медиа-продукт. Институты масс-медиа необходимы людям, но они всецело должны служить здоровым интересам общества.

1 Клочкова А.В. Информационные предпосылки криминализации общественного сознания / А.В. Клочкова, О.В. Пристанская // Вестник московского ун-та. Серия 11: Право. 1999. № 2. С. 18.

2 Статья 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».

3 Potter W.J. Arguing for a general framework for mass media scholarship / W.J. Potter. - CA: SAGE, 2008, P. 32.

4 Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая

культура XX века / Под ред. В.В. Бычкова. - М., 2003. С. 45.

5 Самореференция - буквально «ссылка на самое себя»: операции системы отсылают к другим операциям той же самой системы.

6 Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / Под ред. В.В. Бычкова. - М., 2003. С. 46.

7 Luhmann N. Die realitat der massenmedien. 2., erweiterte Auflage / N. Luhmann. - Opladen: Westdeutscher Verlag, 1996. P 9.

8 Преступность среди социальных подсистем. Новая концепция и отрасли криминологии / Под ред. А. Шестакова. -СПб., 2003. С. 129.

9 Розенков Е. Психика и реалити-телевидение / Е. Розен-ков // Психиатрия и психотерапия. 2006. № 3. С. 53.

10 Сысоев А.М. Влияние средств массовой информации на формирование криминогенных установок / А.М. Сысоев // Уголовно-исполнительное право. - Вологда: Вологодский институт права и экономики ФСИН России, 2007. № 2. С. 23.

11 Клочкова А.В. Указ. раб. / А.В. Клочкова, О.В. Пристанская. С. 21.

48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.