Научная статья на тему ' криминогенная особенность преступлений, связанных с пресечением государственной границы в приграничных с Монголией районах Республики Тыва'

криминогенная особенность преступлений, связанных с пресечением государственной границы в приграничных с Монголией районах Республики Тыва Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
267
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преступление / история / кража / угон скота / причины / анализ / Республика Тыва / Монголия. / crime / history / theft / stealing of the cattle / reason / analysis / Republic of Tyva / Mongolia.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Азияна Сарыг-Ооловна Монгуш

В данной статье проведен историко-правовой анализ правонарушений в деятельности животноводческих и аратских хозяйств в Республике Тыва. Проводится исследование основных причин, способствующих совершению преступлений, связанных с пресечением государственной границы в приграничных районах республики с Монголией. Проводится правовой анализ борьбы со скотокрадством. Предложены некоторые меры противодействия кражам животных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINOGENIC FEATURE OF THE CRIMES CONNECTED WITH SUPPRESSION OF FRONTIER IN AREAS OF THE REPUBLIC OF TYVA, BORDER WITH MONGOLIA

In this article the historical and legal analysis of offenses in activity stock-raising and the aratskikh of farms in the Republic of Tyva is carried out. The research of the main reasons promoting commission of the crimes connected with suppression of frontier in border areas of the republic with Mongolia is conducted. The legal analysis of fight against abaction is carried out. Some measures of counteraction to thefts of animals are proposed.

Текст научной работы на тему « криминогенная особенность преступлений, связанных с пресечением государственной границы в приграничных с Монголией районах Республики Тыва»

14. Самдан А.А. Практикум по спецкурсу «Юридическая терминология тюрков Саяно-Алтая». - Кызыл: ТывГУ. 2010. - 150 с.

15. Шастина Н.П. Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. - М.: Гос. Изд-во геогр. лит-ры,1957. - 272 с.

16. Ширап Р.О. Традиция в зеркале современности и будущего. [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. URL: http://www.tuva.asia/news/society/1197-shirap.html.

17. Яковлев Е.К. Этнографический обзор инородческого населения долины южного Енисея и объяснительный каталог этнографического отдела музея. - Минусинск, 1900. - С. 355.

УДК 343.711.2

doi: 10.24411/9999-021A-2019-10021

Азияна Сарыг-ооловна Монгуш Тувинский государственный университет,

г. Кызыл, Россия

КРИМИНОГЕННАЯ ОСОБЕННОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРЕСЕЧЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ В ПРИГРАНИЧНЫХ С МОНГОЛИЕЙ РАЙОНАХ

РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

В данной статье проведен историко-правовой анализ правонарушений в деятельности животноводческих и аратских хозяйств в Республике Тыва. Проводится исследование основных причин, способствующих совершению преступлений, связанных с пресечением государственной границы в приграничных районах республики с Монголией. Проводится правовой анализ борьбы со скотокрадством. Предложены некоторые меры противодействия кражам животных. Ключевые слова: преступление, история, кража, угон скота, причины, анализ, Республика Тыва, Монголия.

Aziyana Mongush Tuvan state university, Kyzyl, Russia

CRIMINOGENIC FEATURE OF THE CRIMES CONNECTED WITH SUPPRESSION OF FRONTIER IN AREAS OF THE REPUBLIC OF TYVA, BORDER WITH MONGOLIA

In this article the historical and legal analysis of offenses in activity stock-raising and the aratskikh offarms in the Republic of Tyva is carried out. The research of the main reasons promoting commission of the crimes connected with suppression offrontier in border areas of the republic with Mongolia is conducted. The legal analysis of fight against abaction is carried out. Some measures of counteraction to thefts of animals are proposed.

Keywords: crime, history, theft, stealing of the cattle, reason, analysis, Republic of Tyva, Mongolia.

Одним из наиболее значимых направлений борьбы с преступными посягательствами на собственность является предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, связанных с кражами скота, что является характерным видом хищений чужого имущества в Республики Тыва. Для тувинского и монгольского народов, где животноводство испокон веков являлось одной из важных отраслей хозяйствования, борьба со скотокрадством, несмотря на усилия государственных органов, была и остается актуальной проблемой, оказывающей негативное влияние на экономическое и социальное положение общества.

Одной из криминогенных особенностей преступности связано с ее исторически обусловленным местом в системе общественных отношений. Неоценимый вклад в исследования тувинского общества, судопроизводства и системы права конца XIX - начала XX веков, внесли в своих трудах сибирские просветители А.В. Андрианов, Г.П. Сафьянов, Е.К. Яковлев, Н.Ф. Катанов, Ф.Я. Кон, Д. Каррутерес, В.Л. Попов и др.

Известно, что тувинцы, как и все кочевые народы, имели большое количество животных - это было измерением имущественных отношений. «Урянхи (тувинцы) считались одними из богатейших скотоводов в Северной Монголии: скот крупной породы, лошади бойкие, сильные и крупнее монгольских» - так, писал исследователь-востоковед и путешественник В.Л. Попов, посетивший

Туву в 1902 году [1, с. 318]. По его рассказу: «За воровство обыкновенно судит сумынный, а иногда хошунный суд. За первую кражу приговаривают к платежу двойной стоимости украденного, а если он не сможет заплатить - за него платит общество; кроме денежного взыскания за первую кражу полагается наказание палками. За повторение кражи полагаются разные наказания: отмораживание кистей рук или засыпание глаз конским мелкоизрубленным волосом и др. За убийство полагается смертельная казнь - виновные отправляются в Улясутай. Несмотря на такие ужасные наказания, кража лошадей продолжается и поныне» [1, с 319]. Не лишне будет отметить, что лошадь в жизни тувинцев во все времена выполняла важную роль. Она была единственным средством передвижения кочевника.

В период 1921-1944 гг. становления Тувинской Народной Республики (далее - ТНР), для руководства страны важной задачей являлось внедрение в аратские хозяйства новых приемов ведения животноводства. Также в те годы «развивалась политика ужесточения наказания за хищение скота». Так, в ст. 35 «Закона о привлечении к судебной ответственности» 1924 года сказано, что похищение верблюдов, лошадей или коров влечет за собой лишение свободы сроком на 1 год с возмещением угнанного скота, а при хищении мелкого рогатого скота - на 3 месяца. А в 1924 году Уголовный закон ТНР, установил еще более строгие меры наказания. В статье 131 прописано, что за похищение лошадей или другого крупного скота предусматривается лишение свободы от 2 до 7 лет, за хищение мелкого рогатого скота (далее МРС) - от 6 месяцев до 2 лет. При рецидиве или похищении скота в сговоре - лишение свободы от 3-х до 10 лет [2].

Уголовное уложение ТНР 1930 года смягчило наказание за похищение скота, но не намного: при похищении лошадей или коров верхняя планка была снижена до 5 лет, а при более тяжких обстоятельствах данного преступления - до 8 лет. В то же время, за кражу имущества предусматривалось лишение свободы от шести месяцев до двух лет. Следовательно, в период ТНР скотокрадство все же было эпизодическим явлением, так как украденный скот было проблемно сбыть, а также боязнь получить суровое наказание. Рост краж скота на территории Тувы происходит в военное время в связи с социально-экономическими причинами того времени [2].

В последующие годы колхозы и совхозы стали преобразовываться в аратские хозяйства, единоличные либо объединяющие несколько семей. При этом скот делили между бывшими работниками совхозов соответственно стажу. К середине девяностых годов резко упало поголовье скота, причем без различия крупный или мелкий рогатый скот - одинаково. Вследствие разрушения инфраструктуры, в частности исчезновения насосных колодцев на водоразделах, аварийное состояние линий электропередач, непригодность зимних стоянок скота и ферм, нехватки транспорта и ГСМ, угон скота, большая часть чабанов оказалось не в состоянии поддерживать нормальный ритм кочевания.

Сегодня современное состояние промышленности Республики Тыва, уровень материально-технической и ресурсной базы, экономическая жизнь в сельской местности, рост числа безработных, отсутствие альтернативных путей сообщения с соседними регионами, позволяют утверждать, что единственно рентабельной отраслью производящей экономики в Туве продолжает оставаться животноводство (аратские и фермерские хозяйства). Что соответственно негативно отражается в количестве хищений скота путем краж, грабежей, разбойных нападений.

В Республике Тыва, особенно в сельской местности, отмечается высокий удельный вес этих преступлений в общей структуре преступности корыстной направленности. В большом количестве похищают как крупный рогатый скот, лошадей, так и мелкий (овец, коз), причем не только с подворий, но и с отгонных пастбищ колхозов, подсобных частных и личных хозяйств.

Анализ оперативной обстановки в Туве показывает, что в 2018 году, несмотря на 26% снижение числа зарегистрированных краж скота в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (2018 - 593, 2017 - 800), процент раскрываемости данных преступлений составил всего 16% [3].

Общественная опасность этих преступлений выражается, прежде всего, в огромных материальных потерях. Практически не поддается учету социальный и моральный ущерб, наносимый этими преступлениями, особенно сельчанам и частным предпринимателям. В 2018 году жителям республики нанесен материальный ущерб на 58 миллионов 644 тысяч рублей. Сумма возмещённого ущерба составила 1 миллион 834 тысяч рублей.

Немаловажный фактор - угоны скота в Монголию. Главной проблемой на тувинском участке российско-монгольской границы является преступность (угон скота) и контрабанда (прежде всего -мяса). В связи с огромной протяжённостью границы между Республикой Тыва и Монголией по малозаселённой местности, а также недостаточностью пограничной охраны, скотокрады «кайгалы» терроризируют скотоводов сопредельных сторон [4, с.2].

Следует отметить, что на границе налажено взаимодействие пограничников с обеих сторон. Законность и правопорядок в приграничье обеспечивают пять территориальных органов внутренних дел МВД РФ по Республике Тыва. Сохраняет силу заключенный в 1980 г. договор «О режиме советско-монгольской государственной границы и сотрудничестве по пограничным вопросам». Розыск, возвращение угнанного и перепасшегося скота через государственную границу осуществляется на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 945 от 14.12.2000 г. [5].

В целях исполнения соглашения и решения задач взаимодействия на территории приграничных районов созданы экспертные комиссии по розыску, возвращению угнанного и перепасшегося через государственную границу скота, в состав которых входят: представитель администрации приграничных населенных пунктов, сотрудники правоохранительных органов, представители пограничных служб, погранветнадзора, ветеринарных служб и переводчики.

Основными функциями совместных комиссий являются:

- организация поиска, задержания и передачи на сопредельную сторону угнанного и перепасшегося через госграницу скота, при необходимости временного изолированного содержания, убоя или уничтожения животных;

- организация системы учета и таврирования скота;

- обеспечение безопасности работы совместных комиссий на территории государства, которое ведет поиск скота;

- несет расходы (проживание, питание, транспортные и иные расходы), связанные с деятельностью совместной комиссии на ее территории. Расходы финансируются за счет средств местного бюджета.

Несмотря на то, что в соответствии с данным Соглашением все мероприятия должны проводиться на постоянной основе, в настоящее время совместные комиссии носят формальный характер. Всеми администрациями приграничных районов не на должном уровне организована работа по оказанию содействия совместным комиссиям в розыске и возвращении угнанного и во время выпаса перешедшего через государственную границу скота, не предусмотрено выделение в установленном порядке из бюджетов средств, необходимых для работы совместных комиссий.

Вместе с тем, следует отметить, что имеются и некоторые трудности в результате осуществления взаимодействия, в части возвращения похищенного с территории Республики Монголия скота по причине несвоевременного оповещения Пограничным Управлением ФСБ РФ по Республике Тыва, либо полицией Монголии, сотрудников МВД по Республике Тыва о фактах нарушения государственной границы, связанных с кражами скота. Также имеются разногласия двух сторон при изъятии скота (при проведении опознания скота монгольской стороной часто возникают спорные вопросы по экстерьерным признакам животного, по меткам, по тавру, по возрасту), в результате изъять скот не представляется возможным. Перешедший во время выпаса или краденый скот возвращается в комиссионном порядке с составлением акта-передачи.

В то же время граница РФ и МНР практически прозрачна для монголов, так как российские пограничники физически не имеют возможности контролировать ее пресечение в связи с недостаточным снабжением погранзастав. Следующая проблема заключается в том, что жители Тувы, разыскивающие угнанный через границу скот, вынуждены оформлять множество документов. За это время поиск скота теряет всякий смысл. Многократные российско-монгольские консультации результатов пока не принесли.

В целях повышения результативности по раскрытию краж скота, связанных с пересечением государственной границы и недопущения возникновения спорных вопросов, как считают специалисты, необходимо:

- при получении сообщений и заявлений о фактах краж скота истребовать описание всех отличительных экстерьерных признаков: масть, пол и возраст похищенного скота, метины, тавро;

- в случае совершения краж скота с нарушением госграницы состав совместных комиссий с потерпевшей стороны должен незамедлительно выехать на место происшествия и организовать розыск, задержание и возвращение на сопредельную сторону угнанного и перепасшегося через границу скота и обеспечивать безопасность работы совместной комиссии.

Расходы, связанные с обеспечением деятельности совместной комиссии несет ответственность та комиссия, на чьей территории ведется розыск скота.

Вместе с тем, анализ практики показывает, что большинство преступлений, как в приграничных районах, так и в других происходит из-за неорганизованного выпаса скота. Чаще

угоняют животных из мест свободного выпаса, т.е. там, где преступники усматривают «благоприятные» для этого условия - отдаленность от населенных пунктов, отсутствие или малочисленность охраны.

Именно такие преступления представляют особую опасность и, как правило, совершаются организованными преступными группами. Статистика указывает, что в 2018 году более 50 процентов краж скота совершено местными жителями в составе групп, и по роду своей деятельности, имеющие непосредственное отношение к содержанию, обслуживанию и обеспечению охраны животных [6].

Неудовлетворительное состояние борьбы со скотокрадством обусловлено рядом причин, к числу которых можно отнести отсутствие целого ряда основополагающих законов, обязывающих животноводов и органов власти организовывать выпас, учет, таврирование, чипирование и паспортизацию скота, регулирующих правоотношения в сферах частной собственности и оборота оружия.

Как показывает передовой опыт других регионов России, в рамках реализации государственных полномочий в области административного законодательства, руководители местных самоуправлений самостоятельно принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие правила содержания сельскохозяйственных животных. В республике пока нет должного взаимодействия местных органов самоуправления и правоохранительных органов. Таврирование и паспортизация животных, на чем настаивают органы внутренних дел, всегда сталкиваются с проблемой нехватки денег в бюджете.

Идея законодательного урегулирования проблемы скотокрадства предпринималась юристом Вячеславом Даржа [7, с 59]. Разработанный им Кодекс животновода активно обсуждался и даже был направлен в Государственную Думу России, но там в связи с противоречиями федеральному законодательству был отклонен. Вместе с тем, данный проект предусматривал новые меры правового регулирования отношений, которые вытекали из животноводства, охватывающих практически всю жизнедеятельность арата, вопросы пастьбы скота, забоя, учета и контроля мяса и мясопродуктов в Туве и многое другое.

Возможности уголовного закона в борьбе со скотокрадством во многом зависят от того, как общество осведомлено о сущности и причинах этого явления.

Уголовный Кодекс РФ, введенный в действие с 1 января 1997 года, хищение скота определяет как кражу, т.е. тайное хищение чужого имущества (ст. 158 УК РФ). Согласно статье 137 Гражданского Кодекса РФ животные приравнены к имуществу и к ним применяются общие правила об имуществе [8].

За кражу чужого имущества, скота согласно УК РФ применяются следующие виды наказаний:

1) денежный штраф,

2) обязательные, исправительные либо принудительные работы,

3) лишением свободы.

Конкретный вид наказания определяется исходя из юридической квалификации совершенного преступления и решения суда, который определяет соразмерное наказание.

Указанный перечень видов наказаний за совершение краж скота, практически остаются не исполнительными, не эффективными видами карательного воздействия. Наиболее практически исполнительным видом наказания является «лишение свободы на определенный срок». Уголовный кодекс РФ, указывая многие виды наказаний, не предусмотрел реальных мер и методов для их осуществления.

Анализ исполнения наказаний постановленных судебными приговорами, показывает о том, что некоторые виды наказаний как «штраф, исправительные работы, арест» в условиях Республики Тыва не реальны для исполнения из-за тяжелых экономических условий и отсутствия их правового регулирования в законе. Например, штраф в Республике Тыва как наказание исполнить и применить сложно из-за отсутствия денежных средств у осужденного и низкого уровня жизни.

Исправительные работы, являются также декларативным видом наказания, поскольку нет способов и методов ее осуществления, нет простых рабочих мест, четкого порядка законодательного регулирования этого наказания.

Для того чтобы применять «арест» необходимы большие экономические вложения для строительства специальных зданий и содержания осужденных. Если совершено преступление, то должно быть и наказание, которое должно быть реально исполнимым. Согласно статье 43 «Понятие и цели наказания» УК РФ наказание есть мера государственного принуждения, назначенная за совершенное преступление, оно заключается в лишении прав и свобод осужденного лица.

Каждое лицо, совершившее преступление должно быть принудительно привлечено к уголовной ответственности на основании уголовного закона и обвинительного приговора, это является юридической обязанностью правоохранительных органов, которые обязаны бороться с преступностью, не уклоняясь от этого. Уголовная ответственность реализуется только тогда, когда назначенное наказание или другое уголовно-правовое средство фактически исполняется.

Анализ судебной практики Республики Тыва в отношении наказаний применяемых к скотокрадам показывает о том, что суды, определяющие конкретные виды наказаний не полноценно оценивают социально-экономические условия, в которых находится наша республика. Лицо, совершившее хищение скота, не имеющее раннюю судимость, как правило, осуждается условной мере наказания или к денежному штрафу. Это позволяет ему вновь и вновь ему совершать хищение скота, но уже более квалифицированно, организованно и в крупном размере.

Однако отсутствие целого ряда основополагающих законов, регулирующих правоотношения в сферах частной собственности и оборота оружия, расплывчатость положений головного законодательства о необходимой обороне и существующая инерция мышления работников милиции и прокуратуры, зачастую рассматривающих самозащиту граждан с репрессивной позиции, до сих пор тормозят проводимые реформы. Из-за отсутствия законодательного регулирования борьбы со скотокрадством Республики Тыва, приводит к торможению развития скотоводства.

Скотокрадство уже давно стало головной болью тувинских животноводов. В последние годы эта проблема не раз обсуждалась в правительстве и парламенте республики. Правоохранительные органы нередко подвергаются критике - как со стороны властей, так и со стороны владельцев скота -за нерасторопность и неэффективность мер по борьбе со скотокрадами.

Для реализации воздействия всех правовых рычагов борьбы со скотокрадством необходимо повысить правосознание простого народа, контроль за деятельностью правоохранительных органов. Отсутствие высокой ответственности и профессионализма у сотрудников правоохранительных органов вывело скотокрадство в преступный промысел с широко разветвленной сетью сбыта и переработки краденого скота, а также реализации произведенных мясопродуктов. Необходимо повысить правосознание населения, улучшить социальный жизненный уровень животноводов, законодательно урегулировать рычаги противодействия краж скота.

Источники и литература

1. Попов В.Л. Через Саяны и Монголию. Уранхай. Тыва дептер. Антология научной и просветительской мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае - Танну-Туве, урянхайцах - тувинцах, о древностях Тувы. [Тескт]: в7т. Т.3: Урягнхайский край: тувинско-русские отношения (конец XVII - начало XX вв.) / составитель С. К. Шойгу. - Кызыл: ОАО «Тываполиграф», 2014.

2. Сборник законов ТНР. - Кызыл, 1944. - 455 с. Фонд «Редкие книги» НМ РТ. КП 11444/19.

3. Сведения о кражах скота. Официальный сайт МВД по Республике Тыва. [Электронный ресурс]. URL: http://www. 17.mvd.ru/

4. Кайгалы XXI века. Тува и Монголия обмениваются набегами скотокрадов: есть жертвы (недоступная ссылка). Дата обращения 3 мая 2016. Архивировано 8 мая 2016 года.

5. Постановления Правительства Российской Федерации № 945 от 14.12.2000 года «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о совместных комиссиях по розыску и возвращению угнанного и перепасшегося через государственную границу скота» // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 декабря 2000 г., № 51, ст.5005.

6. Скотокрадство - история и наши дни. Качан И. [Электронный ресурс] // «Плюс Информ» 2018 - 14 декабря 2018, № 566 - [Электронный ресурс]. URL: http://www.plusinform.ru/problem/11319-skotokradstvo-istoriya-i-nashi-dni.html (дата обращения: 06.05 2019).

7. Даржа В.К. Традиционные мужские занятия тувинцев. Том I: Хозяйство. Охота. Рыбалка. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2008.

8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 02.08.2019) // СЗ РФ. 1996 г. №25 ст. 2954.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.