Научная статья на тему 'Вопросы политико-правового трансграничного сотрудничества на тувинско-монгольском участке Российской государственной границы'

Вопросы политико-правового трансграничного сотрудничества на тувинско-монгольском участке Российской государственной границы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
217
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ТРАНСГРАНИЧНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ойдуп Т.М., Кылгыдай А.Ч.

Статья посвящена анализу политико-правовых вопросов на участке российской государственной границы Республика Тыва Монголия. Выявлены особенности восприятия статуса границы тувинскими и монгольскими респондентами, их отношения к системе прохождения погранично-таможенного контроля, а также к вопросам трансграничной преступности. Сделан вывод о том, что в условиях расширяющихся межгосударственных связей для российских правоохранительных органов защита интересов российских граждан должна оставаться приоритетной задачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ойдуп Т.М., Кылгыдай А.Ч.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы политико-правового трансграничного сотрудничества на тувинско-монгольском участке Российской государственной границы»

УДК 33.339.9

вопросы политико-правового трансграничного сотрудничества на тувинско-монгольском участке российской государственной границы

Т. М. ойдуп,

кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории «Региональная экономика» E-mail: tana_o@mail.ru

А. Ч. КыЛГЬЩАЙ, кандидат экономических наук, младший научный сотрудник лаборатории «Региональная экономика» E-mail: aikys_k@mail.ru

Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов сО РАН

Статья посвящена анализу политико-правовых вопросов на участке российской государственной границы Республика Тыва - Монголия. Выявлены особенности восприятия статуса границы тувинскими и монгольскими респондентами, их отношения к системе прохождения погранично-таможенного контроля, а также к вопросам трансграничной преступности. Сделан вывод о том, что в условиях расширяющихся межгосударственных связей для российских правоохранительных органов защита интересов российских граждан должна оставаться приоритетной задачей.

Ключевые слова: трансграничные территории, приграничное сотрудничество, трансграничная преступность, правоохранительные органы.

Республика Тыва (Тува), расположенная на юге Сибирского федерального округа, занимает пограничное положение по отношению к внешним рубежам России — граничит с Монголией. В современном виде граница между Тувой и Монголией действует с 1980 г. Общая протяженность тувино-монгольского приграничья составляет 1 313 км, или 38 % от всей российско-монгольской границы

(3 485 км). Республика Тыва граничит с четырьмя аймаками Монголии: Баян-Улгий, Увс, Завхан, Хувсгел. К трансграничным районам в Туве относятся 5 административных образований — Монгун-Тайгинский, Овюрский, Тес-Хемский, Эрзинский, Тере-Хольский. Сотрудничество на данном участке государственной границы активизировалось с организацией таможенных пропускных постов, что привело к расширению товарооборота, увеличению числа пересечений госграницы, а это, по мнению авторов, в совокупности привело к изменению в сознании местных жителей статуса государственной границы, из категории правового характера она переместилась в разряд объектов социально-экономического порядка.

В связи с этим в исследовании была поставлена задача выяснить, как относятся жители приграничных районов Тувы и граждане Монголии к самому понятию «государственная граница», с какими категориями она ассоциируется, поскольку «углубление внешнеэкономических связей, усиление процессов интеграции способствуют как изменению роли государственной границы, так и переос-

мыслению статуса приграничных территорий. Из барьера, разделяющего государства и людей, граница становится ресурсом развития, а приграничные территории превращаются в контактные зоны с интенсивными экономическими, социальными, культурными связями, где формируются специфичные трансграничные пространства и институты» [4]. Ответы на эти вопросы были найдены с помощью социологического опроса, проведенного авторами в 2010 г. в приграничных районах Республики Тыва: Эрзинском, Тере-Хольском, Тес-Хемском, Овюрс-ком, Монгун-Тайгинском. В нем приняло участие 389 тувинцев и 88 монголов. Из общего количества опрошенных тувинцев 56,9 % составляли женщины, 43,1 % — мужчины; число женщин и мужчин среди монгольских респондентов было равным. Наибольшее количество респондентов пришлось на возрастную группу от 31 до 40 лет (табл. 1).

По уровню образования выборочная совокупность для тувинских и монгольских респондентов сложилась следующим образом. Высшее или незаконченное высшее образование имели 41,4 % тувинцев и 40,9 % монголов, среднее специальное — 37,5 и 25 %, полное среднее — 15,9 и 26,1 %, неполное среднее — 5,1 и 8,0 % тувинцев и монголов соответственно.

Была предпринята попытка максимально полно охватить все социальные группы приграничных районов, поскольку тема, поднимаемая в исследовании, затрагивает каждого, независимо от уровня его дохода или полученного образования (табл. 2).

Наибольшее число опрошенных среди тувинских респондентов составили представители сфер образования и здравоохранения, а среди монголов — предприниматели, что не искажает результатов опроса и не противоречит задачам исследования, поскольку численность работников образования и здравоохранения превалирует над остальными профессиями, а большое количество предпринимателей среди монголов объясняется тем, что в приграничных районах Тувы активно развиваются торговые отношения и представители именно этой

Таблица 1

Распределение респондентов по возрастным группам, %

Таблица 2

Распределение респондентов по социальным группам, %

Возрастные группы, лет Тувинцы Монголы

18-24 20,1 22,7

25-30 16,5 20,5

31-40 28,5 34,1

41-50 24,9 10,2

51-55 3,6 2,3

56-60 3,6 5,7

61 и старше 2,8 4,5

Социальная группа Тувинцы Монголы

Рабочий промышленности, 1,5 6,8

строительства, транспорта и др.

Работник сельского хозяйства, 6,4 4,5

фермер, арат

Инженер, специалист технического 1,0 2,3

профиля

Работник образования, науки, 25,7 9,1

культуры, здравоохранения и др.

Военнослужащий, работник право- 5,4 2,3

охранительных органов, таможни

Работник аппарата государственного 4,6 2,3

учреждения

Работник банка, страховой компании 2,6 2,3

и др.

Предприниматель 6,7 35,2

Работник торговли, общепита, 5,4 3,4

бытового обслуживания

Не работаю, на пенсии 6,7 4,5

Занимаюсь домашним хозяйством 6,9 2,3

Временно не работаю, ищу работу 13,6 5,7

Студент, учащийся 9,5 19,3

профессии чаще всего встречаются в тувинском приграничье.

Основная цель исследования заключалась в получении научно обоснованной информации о мнении жителей тувинско-монгольского приграничья относительно различных аспектов их жизни: экономических связей, экологических проблем, социальной инфраструктуры. В данной статье представлены результаты опроса, раскрывающие вопросы политико-правового сотрудничества.

Государственная граница вносит значительные изменения в хозяйственное освоение территории, использование природных ресурсов. По обе стороны формируются особые, контактные географические структуры [1]. Это весомый фактор в развитии территории и его присутствие, по сути, должно влиять на разнообразные стороны жизни проживающих вблизи нее людей. Тем не менее местное тувинское население не может дать однозначного ответа на вопрос, влияет ли государственная граница на их повседневную жизнь: 33,3 % респондентов ощущают на себе влияние границы, 43,4 % — отрицают какое-либо воздействие данного факта, а 23,1 % затруднились ответить на вопрос. Подобное распределение мнений показывает, насколько активно граница как социально-правовой институт включена в жизнь респондентов, а именно как часто они переходят границу, приходилось ли им сталкиваться с неправомерными действиями со стороны граждан соседнего государства, проживают ли родственники за границей и т. д. Таким

- 57

образом, можно сказать, что третья часть населения приграничных кожуунов Тувы вовлечена в трансграничное взаимодействие, наиболее в тех местах, где организованы таможенные посты — Эрзинский, Тес-Хемский и Овюрский кожууны.

Более половины опрошенных тувинцев и монголов считают, что участок границы между республиками хорошо укреплен (табл. 3), а 34,7 % тувинцев и 25 % монголов полагают, что государственная граница укреплена плохо. Высок процент затруднившихся ответить.

В процессе исследования ставилась задача выяснить, с какими категориями ассоциируется понятие «государственная граница» у граждан сопредельных государств. У тувинцев превалирует точка зрения, что граница — это надежная неприступная крепость, так считают 46,3 % опрошенных. На втором месте точка зрения, что это дверь в доброжелательный дом (21,3 %). На третьем месте мнение, что граница — это линия, которая существует только на карте, в жизни границ нет. Из ответов монгольских респондентов нельзя выделить доминирующую точку зрения, поскольку мнения распределились практически поровну между всеми ассоциативными рядами (табл. 4).

Возможно, отсутствие у монголов четко выраженного представления о государственной границе исходит из особенности понимания ее сущности на законодательном уровне. Анализ законов о границе Российской Федерации и Монголии показал, что уже в определении категории «государственная граница» имеются некоторые различия. Например,

Таблица 3

Распределение мнений респондентов о надежности государственной границы между Тувой и Монголией, %

Мнения респондентов Тувинцы Монголы

Да, государственная граница между Тувой и Монголией хорошо укреплена 52,4 53,4

Нет, государственная граница между Тувой и Монголией плохо укреплена 34,7 25

Затрудняюсь ответить 12,9 21,6

Таблица 4

Распределение мнений респондентов о государственной границе, %

Мнения респондентов Тувинцы Монголы

Государственная граница — это надежная неприступная крепость 46,3 26,1

Государственная граница — это линия, которая существует только на карте, в жизни границ нет 16,5 19,3

Государственная граница — это дверь в доброжелательный дом 21,3 28,4

Затрудняюсь ответить 15,9 26,1

если в российском законе под государственной границей понимается линия «определяющая предел действия государственного суверенитета»1 [2], то в монгольском законе — это линия «разграничивающая переделы территории от сопредельных государств»2 [5]. То есть в российском определении граница является ограничением распространения верховенства и независимости государственной власти, а в монгольском — она определяет размеры и контуры территории страны. По сути, в одно явление вкладывается разный смысл, что, возможно, в свою очередь, через инструменты социальной пропаганды и национальной политики государства может транслироваться и влиять на представления простых обывателей.

Подобные различия обусловили необходимость выяснить, как соотносятся представления респондентов о государственной границе с оценками ее надежности. В группе респондентов, которые видят в границе надежную неприступную крепость, больше половины опрошенных тувинцев (61,1 %) и монголов (69,6 %) считают, что государственная граница между Тувой и Монголией хорошо укреплена (табл. 5).

Точно такие представления о надежности границы превалируют в группе опрошенных тувинцев (55,4 %) и монголов (60,0 %), которые ассоциируют границу с дверью в доброжелательный дом. А вот в группе, которая полагает, что граница — это линия, которая существует только на карте, большинство думает, что граница между республиками плохо укреплена, — такой точки зрения придерживается 62,5 % тувинцев и 52,9 % монголов. Число респондентов, которые считают, что государственная граница выполняет только формальную роль, относительно невелико (см. табл. 4, тувинцев — 16,5 %, монголов — 19,3 %). Но то, что в их числе больше половины считает, что граница плохо укреплена, дает повод предположить, что у этого числа респондентов имеются латентные формы неприятия законных способов охраны и контроля госграницы. Вполне возможно, что эта категория граждан испытывает недоверие к самой системе охраны границы,

1 Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

2 Государственная граница Монголии — утвержденная и согласованная международным договором линия и проходящая по этой линии поверхность, устанавливающая пределы государственной территории Монголии, разграничивающая пределы территории от сопредельных государств.

Таблица 5

Соотношение мнений респондентов о государственной границе и степени ее надежности (тувинцы/монголы), %

Мнения респондентов Какое высказывание Вам наиболее близко?

Государственная граница — это надежная неприступная крепость Государственная граница — это линия, которая существует только на карте, в жизни границ нет Государственная граница — это дверь в доброжелательный дом Затрудняюсь ответить

Да, государственная граница между Тувой и Монголией хорошо укреплена 61,1 / 69,6 34,4 / 29,4 55,4 / 60 41,9 / 47,8

Нет, государственная граница между Тувой и Монголией плохо укреплена 26,7 / 8,7 62,5 / 52,9 32,5 / 16 32,3 / 30,4

Затрудняюсь ответить 12,2 / 21,7 3,1 / 17,6 12,0 / 24 25,8 / 21,7

так называемый правовой нигилизм - отсутствие веры в силу закона, а также возможно, что их мнение основано на личном негативном опыте от работы правоохранительных органов, что, в свою очередь, может спровоцировать эту категорию жителей приграничных кожуунов и аймаков на неправомерные действия, руководствуясь при этом простой логикой - «Граница плохо укреплена, так почему бы этим не воспользоваться?».

Таким образом, присутствие в ответах респондентов мнения о формальной роли границы может служить маркером, во-первых, наличия в общественном сознании латентных форм нелегальных представлений о роли границы и, во-вторых, оценки работы и качества выполнения обязанностей пограничных и таможенных органов.

Большинство опрошенных жителей Тувы (40,9 %) и Монголии (53,4 %) не устраивает существующая система прохождения через границу, они считают, что необходимо снизить количество административных барьеров, сделать вход свободным (табл. 6). Почти равное соотношение сложилось между тувинскими и монгольскими респондентами, которых все устраивает, и они не хотят никаких изменений, и теми, кто считает, что необходимо ужесточить систему прохождения контроля.

Таблица 6

Распределение мнений респондентов о существующей системе прохождения границы, %

Мнения респондентов Твинцы Монголы

Надо снизить количество административных барьеров, сделать вход свободным 40,9 53,4

Все устраивает, ничего менять не надо 29,6 20,5

Надо ужесточить систему прохождения контроля 12,3 13,6

Затрудняюсь ответить 17,2 12,5

Мотивы изменения системы прохождения государственной границы респонденты видят в ее надежности. Так, в группе респондентов, которые высказались за снижение административных барьеров и в группе, которую все устраивает, почти 60 % ответивших считают, что государственная граница между Тувой и Монголией хорошо укреплена, а в группе ответивших, что необходимо ужесточить систему контроля, превалирует мнение о том, что граница ненадежна и слабо укреплена (табл. 7).

Можно сказать, что различные оценки в надежности границы влияют на восприятие системы пограничного контроля, послабления или ужесточения прохождения границы.

Таблица 7

Соотношение мнений респондентов о системе прохождения через границу и надежности защиты госграницы (тувинцы/монголы), %

Мнение респондентов Вас устраивает существующая система прохождений через границу?

Надо снизить количество административных барьеров, сделать вход свободным Все устраивает, ничего менять не надо Надо ужесточить систему прохождения контроля Затрудняюсь ответить

Да, государственная граница между Тувой и Монголией хорошо укреплена 59,7 / 59,6 63,5 / 61,1 29,2 / 16,7 32,8 / 54,5

Нет, государственная граница между Тувой и Монголией плохо укреплена 32,1 / 14,9 25,2 / 22,2 62,5 / 83,3 37,3 / 9,1

Затрудняюсь ответить 8,2 / 25,5 11,3 / 16,7 8,3 / 0 29,9 / 36,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Эрзинский —И— Тес-Хемский —Д— Овюрский Монгун-Тайгинский Тере-Хольский

Таблица 8

Количество преступлений за 2001—2010 гг., совершенных в отношении граждан Монголии на территории тувинского приграничья

Кожуун 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Эрзинский 2 4 1 7 1 6 1 - - -

Тес-Хемский - - 1 1 1 - 1 - - -

Овюрский 1 - - 3 2 6 6 1 2 2

Монгун-Тайгинский - 1 - - - - 1 3 4 -

Тере-Хольский - - - - - - - - - -

Немаловажную роль в оценке политико-правового климата в трансграничных районах играет уровень преступности. По данным Министерства внутренних дел Республики Тыва, среди приграничных районов Тувы наибольшее число преступлений в период с 2001 по 2010 г. наблюдалось в Тес-Хемском, Овюрском и Эрзинском кожуунах (рис. 1). Динамические ряды свидетельствуют, что начиная с 2005 г. отмечается ежегодное снижение числа преступлений на всем приграничном пространстве Тувы.

За последние 10 лет на территории приграничных кожуунов гражданами Монголии были совершены преступления только в 2007 г. по одному в Эрзинском и Овюрском. Количество правонарушений, совершенных жителями Тувы в отношении граждан соседнего государства, гораздо больше (табл. 8). Наиболее опасными районами для монголов являются Эрзинский и Овюрский. За последние три года возросло число правонарушений в Монгун-Тайгинском кожууне.

Тем не менее можно сказать, что преступность на приграничных территориях Тувы носит больше внутренний характер, нежели трансграничный. Количество правонарушений в отношении граждан

60 -

Монголии невелико. Больше 70 % опрошенных тувинцев и монголов утверждают, что им не приходилось сталкиваться с преступными действиями со стороны представителей соседней стороны. Однако около 20 % респондентов все же имели негативный опыт (табл. 9).

Еще одним подтверждением низкой трансграничной преступности на обозначенной территории служат ответы респондентов на вопрос об оценке своей защищенности от возможных проявлений преступности. Если сравнивать ответы респондентов из Тувы и Монголии, то видно, что местное население чувствует себя менее защищенным по сравнению с гостями из Монголии — 45 % против 72,7 % (рис. 2).

Тем не менее вопрос преступности вообще и в том числе трансграничной актуален и регулярно

Таблица 9

Распределение мнений респондентов о том, приходилось ли сталкиваться с преступными действиями со стороны тувинцев или монголов, %

Мнения респондентов Тувинцы Монголы

Нет, не приходилось 71,2 72,7

Да, приходилось 17,2 20,5

Затрудняюсь ответить 11,6 6,8

Тувинцы Монголы

Рис. 2. Сравнение оценок степени защищенности от возможных проявлений преступности, %: 1 - обеспечивается достаточная защита; 2 - некоторая защита все же обеспечивается; 3 - защита совершенно не обеспечивается; 4 - затрудняюсь ответить

обсуждается на международных встречах пограничных и таможенных органов обеих сторон. Кроме того, решаются вопросы принятия более эффективных мер по упорядочению ведения хозяйственной деятельности населения на государственной границе, приведя ее в строгое соответствие с требованием Договора между Российской Федерацией и Монголией «О режиме российско-монгольской государственной границы» от 08.12.2006, что позволит до минимума сократить перепасы скота, создающие предпосылки для его кражи. В связи с этим значительной активизации требует работа совместных комиссий по розыску и возвращению угнанного и перешедшего через границу скота [3].

Респонденты из Тувы и Монголии, отвечая на вопрос «Власти Тувы и Монголии делают многое, чтобы предупредить и снизить преступность в приграничных районах. Как Вы думаете, что еще нужно сделать, чтобы преступность на границе снизилась?», предлагают свои меры для стабилизации ситуации. Среди их ответов значительное место занимают предложения, связанные с укреплением границы, увеличением количества пограничных постов, столбов, усилением патрулирования границы и т. п. Тувинское население считает, что не всегда в двухстороннем режиме исполняются законы о скотокрадстве, если российская сторона старается найти и возвратить угнанный скот с территории

Монголии, то вернуть скот тувинских чабанов удается очень редко. Кроме указанных проблем политического сотрудничества местное население предлагает еще ряд мер, которые, по их мнению, будут способствовать улучшению отношений между Тувой и Монголией, а также снижению преступности: усилить контроль на границе (систему прохождения и др.); улучшить профилактическую работу с населением (лекции, конференции и др.); повысить эффективность контроля за работой пограничных и таможенных служб; укреплять добрососедские и дружеские связи и др. Реализация указанных мер позволит снизить уровень трансграничной преступности на тувинско-монгольском приграничье, что будет способствовать дальнейшему развитию добрососедских отношений между сторонами.

По результатам анализа данных можно выделить особенности политико-правового трансграничного сотрудничества на тувинском участке государственной границы России и Монголии. Государственная граница как социально-правовой институт с каждым годом все активнее включается в жизнь населения приграничных районов. Этому способствует не только расширение торгово-экономических партнерств между сторонами, но и политика властей соседних территорий, направленная на сближение народов. Это проявляется и в снижении трансграничной преступности. Тем не менее при решении вопросов правового характера российским правоохранительным органам необходимо придерживаться более принципиальной позиции и проявлять больше политической воли в отстаивании интересов граждан своей страны, поддерживая тем самым еще существующее в сознании людей представление о государственной границе как надежной неприступной крепости.

Список литературы

1. Бакланов П. Я. Контактные географические структуры и их функции в Северо-Восточной Азии. // Известия РАН. Серия географическая. 2000. № 1. С. 31-39.

2. О государственной границе Российской Федерации: Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-I // Гарант. Информационно-правовой портал. URL: www.garant.ru.

3. Пограничники России и Монголии проводят совещание в Кызыле. URL: http:// http://www.tuvaonline. ru/2010/03/11/1138_pogran. html.

4. Симутина Н. Л., Рыжова Н. П. Экономические и социальные взаимодействия на трансграничном пространстве Благовещенск — Хэйхэ // Вестник ДВО РАН. 2007. № 5. С. 130—144.

5. «Монгол улсын хилийн тухай» Монгл улсын хууль 1993 оны 10 дугаар сарын 21-ний одор. URL: http://http:// bpo.gov. mn/index.php?option=com_content&task=view &id=106&Itemid=100.

- 61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.