Научная статья на тему 'Криминальная кличка: функциональный аспект'

Криминальная кличка: функциональный аспект Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1184
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оним / социальный маркер / художественный текст / криминальная кличка / функции криминальной клички / экстралингвистическая информация / коннотация. / onym / social marker / literary text / criminal nickname / functions of criminal nickname / extralinguistic information / connotation.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — А. И. Ускова

Статья посвящена исследованию социально маркированных онимов. Проводится разграничение официальной и неофициальной ономастики, включающей онимы различных социальных групп. Раскрывается сущность понятий «оним», «прозвище», «криминальная кличка». Предпринята попытка определения роли криминальной клички в тексте художественного произведения. Рассматриваются основные тенденции употребления криминальных кличек в художественных произведениях русскоязычных авторов. Описываются характерные особенности данного вида онимов. Новизна работы определяется представлением классификации криминальных кличек в текстах художественных произведений с точки зрения функционального аспекта. Исследование показало полифункциональность данного вида онимов и значительный потенциал в плане передачи эмоциональности и экспрессивности. Полученные результаты дополняют представление о социально-маркированных онимах и могут быть использованы в рамках преподавания русского языка и спецкурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL NICKNAME: FUNCTIONAL ASPECT.

The article deals with the investigation of socially marked onyms. The author specifies official and non-official onomastics, with the latter including names of various social groups. The work reveals the meaning of the notions “onim”, “nickname”, “criminal nickname”. The article determines the role of the criminal nickname in literary texts. The main trends in the usage of criminal nicknames in literary texts of Russian authors are considered. The features of this type of onyms are described. The novelty of the work is determined by the representation of the classification of criminal nicknames in literary texts from the point of view of the functional aspect. The analysis of the actual material showed the polyfunctionality of this type of onyms and the significant potential in terms of transferring emotionality and expressiveness. The received results supplement ideas of socially labeled onyms and can be used in different lecture courses.

Текст научной работы на тему «Криминальная кличка: функциональный аспект»

Поражение в хоккее является неизбежным результатом игрового процесса. Оно представляется наличием деструктивных действий по отношению к игре, результатам, а также разладом в команде. Данное игровое событие вербализуется в языке глагольными номинациями, содержащими в своей семантике указание на некое деструктивное действие, потерю или отсутствие удачи.

Библиографический список

Итак, в результате проведенного исследования выявлены основные номинации игровых событий и составляющих их компонентов в хоккее. Ими являются глагольные словосочетания и отглагольные существительные. Данная тема открывает дальнейшие возможности для изучения номинаций игровых событий других видов спорта.

1. Никитин М.В. Курс лингвистической семантики. Санкт-Петербург: Научный центр проблем диалога, 1997.

2. Гак В.Г Языковые преобразования. Москва: Языки русской культуры, 1998.

3. Журавлев А.Ф. Способы номинации в современном русском языке. Москва: Наука, 1992.

4. Харитончик З.А. Лексикология английского языка. Минск, Высшая школа, 1992.

5. Щедровицкий ГП. О методе исследования мышления. Москва: Ин-т развития им. Г.П. Щедровицкого, 2006.

6. Крюкова И.В. Рекламное имя: от изобретения до прецедентности. Волгоград: Перемена, 2004.

7. Clinton J. Good news, bad news for flyers with Schenn set to make return as Raffl falls injured. - The Hockey News, October 20, 2016. Available at: www.thehockeynews.com

8. Belson M. N.H.L. playoffs: lighting gets past capitals despite a drought. The New York Times, June 8, 2011. Available at: www.thehockeynews.com

9. Caldwell D. Overtime goal sinks Devils in Feisty Game with Flyers. The New York Times, July 10, 2011. Available at: www.nytimes.com

10. Clinton J. 2020 vision: what the Boston Bruins roster will look like in three years. The Hockey News, July 19, 2017. Available at: www.thehockeynews.com

11. Campbell K. First Step towards superstardom: Eichel hopes summer work helps Sabers beat winter blues. The Hockey News, March 27, 2015. Available at: www. thehockeynews.com

12. Clinton J. Scott Darling's save of the year candidate steals overtime win for Blackhawks. The Hockey News, November 7, 2016. Available at: www.thehockeynews.com

13. Clinton J. The Stars are reportedly set to announce Jim Montgomery as their newest head coach. The Hockey News, May 2, 2018. Available at: www.thehockeynews.com

14. Campbell K. Man-boy Chychrum may not go № 1 in OHL. The Hockey News, March 10, 2016. Available at: www.thehockeynews.com

15. Clinton J. Watch Blues' Schwartz bury perfect backhander for win over Canadians. The Hockey News, December 6, 2016. Available at: www.thehockeynews.com

16. Campbell K. Blue Jackets stopping sweep should please the entire east. The Hockey News, March 22, 2017. Available at: www.thehockeynews.com

17. Clinton J. Golden Knights' Karlsson can't miss this season, but can it really continue. The Hockey News, April 3, 2018. Available at: www.thehockeynews.com

18. Campbell K. After forcing game 7, Maple Leafs will lean on experience of Babcock, Andersen. The Hockey News, April 24, 2018. Available at: www.thehockeynews.com

19. Clinton J. Why N.H.L. teams may not enjoy the comforts of Home Ice. - The Hockey News, March 12, 2011. - Режим доступа: www.thehockeynews.com

20. Larkin M. How Auston Matthews' injury affects the Maple Leafs' trade deadline strategy. The Hockey News, February 23, 2018. Available at: www.thehockeynews.com

References

1. Nikitin M.V. Kurs lingvisticheskoj semantiki. Sankt-Peterburg: Nauchnyj centr problem dialoga, 1997.

2. Gak V.G. Yazykovye preobrazovaniya. Moskva: Yazyki russkoj kul'tury, 1998.

3. Zhuravlev A.F. Sposoby nominacii vsovremennomrusskomyazyke. Moskva: Nauka, 1992.

4. Haritonchik Z.A. Leksikologiya anglijskogo yazyka. Minsk, Vysshaya shkola, 1992.

5. Schedrovickij G.P. O metode issledovaniya myshleniya. Moskva: In-t razvitiya im. G.P. Schedrovickogo, 2006.

6. Kryukova I.V. Reklamnoe imya: ot izobreteniya do precedentnosti. Volgograd: Peremena, 2004.

7. Clinton J. Good news, bad news for flyers with Schenn set to make return as Raffl falls injured. - The Hockey News, October 20, 2016. Available at: www.thehockeynews.com

8. Belson M. N.H.L. playoffs: lighting gets past capitals despite a drought. The New York Times, June 8, 2011. Available at: www.thehockeynews.com

9. Caldwell D. Overtime goal sinks Devils in Feisty Game with Flyers. The New York Times, July 10, 2011. Available at: www.nytimes.com

10. Clinton J. 2020 vision: what the Boston Bruins roster will look like in three years. The Hockey News, July 19, 2017. Available at: www.thehockeynews.com

11. Campbell K. First Step towards superstardom: Eichel hopes summer work helps Sabers beat winter blues. The Hockey News, March 27, 2015. Available at: www. thehockeynews.com

12. Clinton J. Scott Darling's save of the year candidate steals overtime win for Blackhawks. The Hockey News, November 7, 2016. Available at: www.thehockeynews. com

13. Clinton J. The Stars are reportedly set to announce Jim Montgomery as their newest head coach. The Hockey News, May 2, 2018. Available at: www.thehockeynews.com

14. Campbell K. Man-boy Chychrum may not go № 1 in OHL. The Hockey News, March 10, 2016. Available at: www.thehockeynews.com

15. Clinton J. Watch Blues' Schwartz bury perfect backhander for win over Canadians. The Hockey News, December 6, 2016. Available at: www.thehockeynews.com

16. Campbell K. Blue Jackets stopping sweep should please the entire east. The Hockey News, March 22, 2017. Available at: www.thehockeynews.com

17. Clinton J. Golden Knights' Karlsson can't miss this season, but can it really continue. The Hockey News, April 3, 2018. Available at: www.thehockeynews.com

18. Campbell K. After forcing game 7, Maple Leafs will lean on experience of Babcock, Andersen. The Hockey News, April 24, 2018. Available at: www.thehockeynews.com

19. Clinton J. Why N.H.L. teams may not enjoy the comforts of Home Ice. - The Hockey News, March 12, 2011. - Rezhim dostupa: www.thehockeynews.com

20. Larkin M. How Auston Matthews' injury affects the Maple Leafs' trade deadline strategy. The Hockey News, February 23, 2018. Available at: www.thehockeynews.com

Статья поступила в редакцию 24.09.19

УДК 81.367.622.12

Uskova A.I., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Voronezh State Pedagogical University (Voronezh, Russia), E-mail: uskanna@mail.ru

CRIMINAL NICKNAME: FUNCTIONAL ASPECT. The article deals with the investigation of socially marked onyms. The author specifies official and non-official onomastics, with the latter including names of various social groups. The work reveals the meaning of the notions "onim", "nickname", "criminal nickname". The article determines the role of the criminal nickname in literary texts. The main trends in the usage of criminal nicknames in literary texts of Russian authors are considered. The features of this type of onyms are described. The novelty of the work is determined by the representation of the classification of criminal nicknames in literary texts from the point of view of the functional aspect. The analysis of the actual material showed the polyfunctionality of this type of onyms and the significant potential in terms of transferring emotionality and expressiveness. The received results supplement ideas of socially labeled onyms and can be used in different lecture courses. Key words: onym, social marker, literary text, criminal nickname, functions of criminal nickname, extralinguistic information, connotation.

А.И. Ускоеа. канд. филол. наук, ст. преп., Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, E-mail: uskanna@mail.ru

КРИМИНАЛЬНАЯ КЛИЧКА: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Статья посвящена исследованию социально маркированных онимов. Проводится разграничение официальной и неофициальной ономастики, включающей онимы различных социальных групп. Раскрывается сущность понятий «оним», «прозвище», «криминальная кличка». Предпринята попытка определения роли криминальной клички в тексте художественного произведения. Рассматриваются основные тенденции употребления криминальных кличек в художественных произведениях русскоязычных авторов. Описываются характерные особенности данного вида онимов. Новизна работы определяется представлением классификации криминальных кличек в текстах художественных произведений с точки зрения функционального аспекта. Исследование показало полифункциональность данного вида онимов и значительный потенциал в плане передачи эмоциональности и экспрессивности. Полученные результаты дополняют представление о социально-маркированных онимах и могут быть использованы в рамках преподавания русского языка и спецкурсов.

Ключевые слова: оним, социальный маркер, художественный текст, криминальная кличка, функции криминальной клички, экстралингвистическая информация, коннотация.

В последние десятилетия в лингвистической науке наблюдается доминирование антропоцентрического подхода к изучению различных языковых явлений. Центром исследовательской мысли выступает непосредственно человек, языковая личность и картина мира. Следствием особого внимания к исследованию данных аспектов становится повышение значимости изучения онимов как средства передачи мировоззрения человека.

Отечественными учеными успешно решен целый спектр вопросов, связанных с анализированием функционирования онимов в различных видах дискурса, определением их лингвистического статуса, разграничением формальных и неформальных имен [1 - 4]. Однако обширная антропонимическая категория, составляющая неформальные имена (прозвища, клички, псевдонимы) и занимающая важное место в повседневной жизни каждого индивидуума, является недостаточно изученной и вместе с тем представляет перспективную область исследований. Актуальность работы обусловливается высоким потенциалом онимов, в частности неформальных имен, позволяющим раскрывать творческий замысел автора художественного произведения и адекватно интерпретировать передающую таким образом информацию.

В данной работе мы ставим перед собой цель выявить основные функции такого специфического вида онимов, употребляемого в художественных произведениях русскоязычных писателей, как криминальная кличка. В задачи исследования входит установление взаимокорреляции между понятиями «оним» - «прозвище» - «криминальная кличка»; проведение выборки онимов, представляющих криминальные клички персонажей художественных произведений, а также классификация фактического материала с точки зрения выполняемой им функции в художественном тексте. Для решения вышеобозначенных задач использовались следующие методы: метод сплошной выборки - для отбора актуальных примеров, релевантных для данного исследования; описательно-аналитический метод и метод классификации, позволившие осуществить анализ специфических характеристик криминальной клички как особого вида онимов.

Новизна работы состоит в том, что на материале русского языка проведена классификация криминальных кличек, встречающихся в произведениях художественной литературы в соответствии с выполняемой ими функцией. Результаты проведенного исследования могут найти применение в рамках преподавания курсов русского языка и литературы, иллюстративный материал также может быть интересен лингвистам при изучении проблем ономастики и диалектологии.

В качестве материала исследования были использованы художественные произведения авторов различных жанров, упоминающие и описывающие подробности жизни преступников. Источником примеров послужили работы таких писателей, как В. Крестовский («Петербургские трущобы»), А.А. и ГА. Вайнеры («Эра милосердия»), В. Токарева («Джентльмены удачи») и Б. Акунин («Ал-тын-толобас»).

Предварить анализ фактического материала целесообразным представляется обращением к сущности понятий «оним» и «криминальная кличка» в контексте их функционирования в тексте художественного произведения.

В настоящее время Т.А. Буркова, Е.С. Плешков, В.В. Робустова отмечают, что среди разнообразных приемов, используемых при создании литературно-художественного образа, большую роль играют онимы [5], [3], [4]. Совокупность различного рода имен составляет онимическую систему художественного произведения, которая необходима для отражения реалий окружающей действительности. Важным компонентом ономастикона художественного произведения наряду с зоонимами, топонимами, библионимами, этнонимами и т.д. выступают имена собственные, или антропонимы. Они представляют особый интерес для изучения в связи с антропоцентричностью художественного текста и антропоцен-тричностью человеческого мировосприятия.

При исследовании подобных фактов языка важно различать ономастику официальную (т.е. имена, отчества, фамилии) и неофициальную (т.е. имена, употребляющиеся в разговорной речи и неформальной обстановке). Последняя находится в фокусе нашего внимания благодаря наличию возможности передачи широкого спектра лингвокультурологической информации.

Имена персонажей, псевдонимы, прозвища и клички образуют единый лингвокультурный код, использующийся автором художественного произведения для воссоздания значимого фрагмента картины мира того или иного национального языка [1]. Антропонимы, включенные писателем в текст художественного произведения, вместе с другими средствами языка функционируют в комплексной образной перспективе, т.е. в перспективе художественного целого. В свою очередь имена персонажей становятся уникальным средством достижения целостности художественного образа, способным характеризовать как социальную принадлежность персонажа, так и передавать национальный и местный колорит. Вместе с тем, посредством имени возможна также передача отдельных примет эпохи или исторического фона, если действие происходит в прошлом [2]. Для проведения всестороннего анализа литературного произведения одним из наиболее важных этапов становится изучение употребляемых автором имен персонажей.

Отметим, что авторы достаточно части избирают тактику непрямых оценок и характеристик своих персонажей для придания произведению большей реалистичности. В результате герои художественных произведений наделяются различными вымышленными именами, имеющими особую семантическую наполненность, а также высокую степень экспрессивности и эмоциональности вместе

с субъективными представлениями автора. Прозвища и клички являются одной из наиболее многочисленных по составу встречающихся на страницах литературных произведений категорий. По определению М.А. Грачева, прозвище - это дополнительное неформальное имя, которое человек получает от окружающих в соответствии с какими-либо специфическими чертами или аналогией [6]. Прозвища появились гораздо раньше фамилий, отчеств или псевдонимов для замены непосредственно имен. При этом причины для этого могли быть разнообразными (сокращение имени, уважительное/уничижительное обращение, сокрытие истинного имени и т.д.). Феномен прозвищного наименования заключается в том, что подобный заменитель официального имени не раскрывает, а напротив, делает не очевидными антропонимические явления. Все это обусловливает необходимость глубокого теоретического осмысления и точности определений.

Нас интересует именно неофициальное имя человека, данное представителями преступного мира и выполняющее широкий спектр функций (экспрессивную, конспиративную и т.д.), т.е. «криминальное прозвище» или кличка. Типологически прозвище выступает более общим, а кличка - частным и подчиненным ему лингвистическим феноменом.

Криминальная кличка - это важный элемент субкультуры представителей преступного мира, это пароль, ключ к пониманию их мировоззрения. Подобный вид онимов позволяет понять отношение преступника к себе, а также отношение и своего непосредственного окружения. Кличка отражает статус в криминальном мире, однако неоднородна как в возрастном, так и социальном отношении. Создание кличек происходит в результате отклонений от норм образования официальных личных имен и норм литературного языка. В связи с этим критериями отнесения онима к кличке являются использование необычных суффиксов при образовании от имен собственных, употребление антропонимов (в том числе и отчества, при наличии) в качестве клички, включение в состав клички других компонентов и т.д. Также немаловажным является и оценочный компонент в семантике данных имен [6].

Криминальная кличка выполняет различные функции в криминальной/околокриминальной среде. В.Ф. Пирожков выделяет пять основных функций кличек:

• клички используются для замещения фамилии в качестве обозначения

лица;

• являются средством клеймления (стигматизации);

• закрепляют статус индивида в иерархии группы;

• служат вербальным инструментом деперсонализации (в случае с неблагозвучными, оскорбительными кличками);

• служат для персонализации личности (в случае с благозвучными, возвышающими прозвищами) [7].

Проанализировав 30 криминальных кличек в произведениях художественной литературы, мы выделили 6 их основных функций. Рассмотрим более подробно каждую из них.

1. Одной из представленных функций является персонализация. Персона-лизация служит средством выделения персонажа, имя которого приобретает положительные коннотации, например, Дед, Миша Хитрый. Перечисленные клички героев указывают на их выдающиеся качества и свойства личности, благодаря которым они и стали удачливыми и успешными в криминальной среде.

2. Наряду с персонализацией активно используется писателями и противоположная тенденция деперсонализации, т.е. употребления неблагозвучных, уничижительных имен с пейоративными коннотациями: Бацилла, Крыса, Шакал. Отметим, что замена имени человека на имя животного является маркером низкого социального статуса в обществе. Вышеобозначенные примеры имен демонстрируют закрепленную в сознании представителей русскоязычной лингво-культуры «аксиологическую лестницу», где местом человека является вершина, а животным отведены нижние ступени. Зоосемантические метафоры, имеющие отсылки к наименованиям животных, используются авторами для того, чтобы акцентировать внимание читателей на отрицательных свойствах героев. Так, наиболее часто они служат целям передачи различных черт характера, привычек или низкого уровня интеллекта героев.

3. Криминальная кличка выполняет также функцию передачи информации об особенностях преступной деятельности и указывает на ту или иную профессию преступника: Ручечник, Палач или статус в криминальной иерархии: Манька Облигация, Копченый, Сенька Тузик, Доцент, Батя, Князь. Таким образом, кличка выступает особым социальным маркером, наряду с другими характеристиками персонажа. Следует также отметить, что даже в рамках одного художественного произведения можно наблюдать стратификационное деление персонажей, которые занимают как низшие ступени иерархии, так и самую ее вершину. Подобный прием позволяет с максимальной точностью и реалистичностью воссоздавать мир преступности на страницах художественного произведения.

4. Криминальная кличка отражает физические особенности и, в частности, внешность, являясь эффективным методом раскрытия характера героя: Косой, Рыжий, Чугунная Рожа, Кирпич, Промокашка. При этом иногда авторы прибегают к приему наименования «от противного». Так, герой с обезображенным лицом носит кличку Красавчик, а худощавый - Толстяк.

5. Криминальные клички употребляются для обозначения особенностей поведения, манеры речи. В данном случае большое значение имеют индивидуально-авторские ассоциации и интерпретации образа персонажа: Летучий, Дым, Вурдалак, Одиссей.

6. Национальная принадлежность также может быть отражена в криминальных именах героев художественных произведений. В русскоязычных художественных произведениях употребляются такие клички, как Турок, Грузин, Цыган. При этом среди стилистически нейтральных лексем, обозначающих национальность персонажа, встречаются и стилистически сниженные, например, Хохол (для наименования героя-украинца).

В ходе анализа фактического материала также было установлено, что в художественном тексте криминальные клички способны выполнять одновременно несколько функций (например, являясь средством деперсонализации и передавая информацию об особенностях преступной деятельности и т.д.). Обращает на себя внимание тот факт, что криминальные клички выполняют и экспрессивную функцию, в состав которой входят такие компоненты, как эмоциональность, образность и интенсивность, т.е. выражают разнообразные чувства, оценки и отношение героев к окружающей действительности.

В криминальное имя персонажа авторы закладывают обширную прагматическую и лингвокультурологическую информацию. Представляет интерес употребление криминальной клички Б. Акуниным в романе «Алтын-толобас», где бандит с фамилией Соловьев становится известен под кличкой Седой: «Значит, Влад и есть тот самый Седой, - горько усмехнулся Фандорин, - Почему «Седой»? Он же молод. - Потому что Соловьев, - непонятно ответил Шурик» [8]. Далее в тексте романа никак не поясняется происхождение данной клички. Вероятно, это происходит из-за уверенности Б. Акунина в наличии у читательской аудитории достаточного уровня ассоциативно-образного мышления, т.е. в том, что для читателей будет очевидным проведение аналогии с именем известного советского композитора В.П. Соловьева-Седова.

Однако в случаях, когда одного упоминания криминальной клички недостаточно для полноты воссоздания образа персонажа, авторы прибегают к различного рода пояснениям. В произведениях некоторых писателей встречаются контекстуальные пояснения происхождения той или иной криминальной клички персонажа. Подобный описательный метод помогает читателю понять,

Библиографический список

какая деятельность или какие именно качества стали причиной получения им криминального прозвища. Следует отметить, что криминальные клички в литературных произведениях заключают в себе специфические авторские ассоциации и обширную экстралингвистическую информацию, наполняя текст особой смысловой нагрузкой. Например, В. Крестовский в романе «Петербургские трущобы» называет одного из героев, Мишку Разломая, Булочкой «за то, что, не имея ни гроша за душою, стал однажды играть на булку подаянную и с этой булки в год разжился игрою на семьдесят рублей - деньги для тюрьмы весьма-таки немалые» [9], т.е. за профессиональную деятельность преступника.

Анализ корпуса примеров криминальных кличек русскоязычных авторов позволяет сделать вывод о том, что данный вид онимов является неотъемлемым элементом при описании преступного мира, заключающим в себе экстралингвистическую информацию. Криминальная кличка как социальный маркер полифункциональна: она используется писателями для отражения различных характеристик героя - от внешности и физических особенностей до статуса в преступном сообществе, а также способна выражать разнообразные оттенки коннотаций. Наблюдается преобладание криминальных кличек с отрицательной коннотацией, в то время как нейтральные или дающие положительную характеристику клички встречаются реже. Данный факт обусловливается авторской позицией, характеризующейся негативным отношением к персонажам, занимающимся преступной деятельностью. В целом оценочный потенциал криминальной клички отражает отношение автора к субъекту номинации, т.е. «обслуживает» кличку для передачи дополнительной информации о персонаже через «чувство - отношение». Все это позволяет выстраивать целостный образ персонажа и реализовать авторский замысел.

На наш взгляд, перспективными направлениями для дальнейших исследований будет являться системное описание оценочно маркированных кличек, а также разработка методик выявления оценочных коннотаций в данном виде неформальных онимов.

1. Беляев А.Н. Лингвокультурологические аспекты изучения имен собственных. Немецкий язык в Башкортостане: проблемы и перспективы: материалы XII Научно-практической конференции. Уфа: РИЦ БашГУ, 2017: 67 - 71.

2. Капкова С.Ю. Перевод личных имен и реалий в произведении Дж.К. Ролинг «Гарри Поттер и Тайная комната». Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. Воронеж: Воронежский государственный университет. 2004; № 1: 75 - 78.

3. Плешков Е.С. Современные подходы к изучению имен собственных. Молодой ученый. 2016; 4: 914 - 917.

4. Робустова В.В. Антропонимическое прозвище в когнитивно-функциональном аспекте: на материале англоязычных художественных произведений XX - XXI вв. Диссертация ... кандидата филологических наук. Москва, 2009.

5. Буркова Т.А. Неофициальный антропоним как социально маркированная единица в профессиональной сфере. Вестник Башкирского университета. 2017; № 22: 108 - 112.

6. Грачёв М.А. Место криминальной клички в русской антропонимической системе. Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Филология. История. 2017; № 1: 5 - 9.

7. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи. Available at: https://www.romanbook.net/read/4590073/?page=1

8. Акунин Б. Алтын-толобас. Available at: http://e-libra.ru/read/169400-altyn-tolobas.html

9. Крестовский В. Петербургские трущобы. Available at: http://librebook.ru/peterburgskie_truchoby

References

1. Belyaev A.N. Lingvokul'turologicheskie aspekty izucheniya imen sobstvennyh. Nemeckij yazyk v Bashkortostane: problemy i perspektivy: materialy XII Nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa: RIC BashGU, 2017: 67 - 71.

2. Kapkova S.Yu. Perevod lichnyh imen i realij v proizvedenii Dzh.K. Roling «Garri Potter i Tajnaya komnata». Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya. Voronezh: Voronezhskij gosudarstvennyj universitet. 2004; № 1: 75 - 78.

3. Pleshkov E.S. Sovremennye podhody k izucheniyu imen sobstvennyh. Molodoj uchenyj. 2016; 4: 914 - 917.

4. Robustova V.V. Antroponimicheskoe prozvische v kognitivno-funkcional'nom aspekte: na materiale angloyazychnyh hudozhestvennyh proizvedenij XX- XXI vv. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Moskva, 2009.

5. Burkova T.A. Neoficial'nyj antroponim kak social'no markirovannaya edinica v professional'noj sfere. Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2017; № 22: 108 - 112.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Grachev M.A. Mesto kriminal'noj klichki v russkoj antroponimicheskoj sisteme. Uchenye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Filologiya. Istoriya. 2017; № 1: 5 - 9.

7. Pirozhkov V.F. Zakony prestupnogo mira molodezhi. Available at: https://www.romanbook.net/read/4590073/?page=1

8. Akunin B. Altyn-tolobas. Available at: http://e-libra.ru/read/169400-altyn-tolobas.html

9. Krestovskij V. Peterburgskie truschoby. Available at: http://librebook.ru/peterburgskie_truchoby

Статья поступила в редакцию 26.09.19

УДК 811.351.12

Khalidova R.Sh, Doctor of Sciences (Philology), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: rashi-dr@mail.ru

THE FEATURES OF THE DEICTIC SYSTEM OF THE CARATIAN LANGUAGE. The article explores features of the spatial deixis of the Caratian language. Caratian is distinguished from other closely related languages by the number of deictic words and the degree of egocentricity of its spatial deixis. The category of deixis is considered as a language universal, since this category is inherent in all languages, but in each specific language it is revealed in its own way. Demonstrative pronouns, adverbs of a place, pronoun adverbs and demonstrative particles are considered as lexical means of representing spatial deixis. Among them, it is demonstrative pronouns that make up the top of the hierarchy of lexical means of expressing deixis. The Caratian language has the largest number of demonstrative pronouns compared to the rest of the Avaro-Andian languages.

Key words: Caratian language, spatial deixis, demonstrative pronouns, egocentricity.

Р.Ш. Халидова, д-р филол. наук, проф., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,

E-mail: rashi-dr@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.