Научная статья на тему 'Криминальная глобализация международной и национальных банковских систем'

Криминальная глобализация международной и национальных банковских систем Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
109
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Криминальная глобализация международной и национальных банковских систем»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (29) 2006

централизовать денежные ресурсы и «дозировать» выплаты регионам (пример - Санкт-Петербург: в 2005 г. государственные организации задолжали 542 млн. рублей, а за прошлый год так и не выплатили 276 млн. рублей)21.

В-пятых, важную роль играет «человеческий фактор» природоресурсного потенциала, который заложен в конституционной обязанности каждого «сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58)22. Сразу оговоримся, в сегодняшней России названная норма пока еще фиктивна, т.е. реально «не работает»: господствует варварское использование природных ресурсов (массовое браконьерство, коррупция, правовой нигилизм к природному законодательству в смысле юридической ответственности).

Напрашивается вывод: либо общество преодолеет правовой нигилизм в сфере природопользования путем воспитания правосознания (что является очень длительным процессом) и добьется необходимой результативности деятельности природоохранных органов и организаций, либо России реально грозит массовое истощение, а то и утрата природных ресурсов.

1 Кстати, в данной (природоресурсной) сфере применим паспортный подход. Так, в Постановлении Правительства РФ «О музее-заповеднике «Московский Кремль» есть такие нормы: п. 9 «В соответствии с основными задачами Музей: ... проводит учет и паспортизацию памятников истории и культуры федерального значения» (см. Сборник нормативных актов по экологическому праву Российской Федерации. Т II. М., 1995. С. 317). Далее: СНА ЭП РФ. Т. II.

2 Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 1242.

3 См. там же. С. 1062.

4а) «владение» - правомочие фактического обладания вещью, собственностью;

б) «пользование - правомочие на потребление вещей собственности;

в) «распоряжение» - правомочие определять судьбу вещи собственности. См. ГК РФ (изд. 2004 г.), особенно ст. 209,

212.

5 См.: СЗ РФ. 1994. 5 декабря. № 32. Ст. 3301.

6 См.: Анисимов А.П., Алексеев А.П. Полномочие органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды: вопросы классификации // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 2. С. 35-38.

7 См.: ВСНД РСФСР и ВС РФ РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1421.

8 См.: ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 10. Ст. 457.

9 См.: Конституция Российской Федерации. М., 1993.

10 Полагаем, что данные нормы (особенно в условиях расширения прав региональной власти) работают и в пользу муниципального строя.

11 Принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 20 декабря 2001 г.

12 См.: Конституция Российской Федерации. М., 1993.

13 Принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 20 декабря 2001г.

14 См.: Конституция Российской Федерации. М., 1993г.

15 См.: ВСНД РФ и ВС РФ.1992. № 10. Ст. 457.

16 См.: Анисимов А.П., Алексеев А.П. Указ. соч. С. 38

17 См.: Российская газета. 2005. 19 сентября. Кстати, бытует (причем нередко) мнение: богатство недр субъекта РФ соседствует с нищетой населения. Удивительный парадокс!..

18 Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. 16 января. № 3. Ст. 89.

19 См.: СНА ЭП РФ. Т. II. С. 12.

20 См.: Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. 16 января. № 3. Ст. 89.

21 См.: Российская газета. 2005. 27 сентября.

22 См.: Конституция Российской Федерации. М., 1993.

H.A. Данилова*, С.П. Кушниренко**

Криминальная глобализация международной и национальных банковских систем

В конце XX в. человечество вступило в эпоху глобализации - всемирного процесса, взаимосвязывающего национальные социально-экономические образования в единую мировую экономическую и общественную систему. Основными предпосылками, оказавшими существенное влияние на развитие этого процесса, явились такие, как отказ от регулирования финансовых рынков и связанной с ними деятельности; технологический прогресс, позволяющий осуществлять мониторинг финансовых рынков и проведение финансовых операций в мировом масштабе; растущая институционализация финансовых рынков.

* Доцент Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук.

** * Доцент Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических

наук.

Интеграция мировой экономики и стремительное развитие транснационального финансовоинформационного пространства на базе новейших высоких технологий потребовали значительных организационно-технических преобразований как национальных, так и международной банковской системы. Системный анализ этих преобразований с учетом их позитивного и негативного характера позволяет выделить основные направления процесса глобализации в сфере банковской деятельности.

1. Становление супер-рынка банковских услуг - интегрированного, многофункционального финансового института, оказывающего услуги по приему и обслуживанию депозитов, переводу денежных средств и управлению инвестициями, брокерские услуги по осуществлению сделок с ценными бумагами и товарами, услуги доверительного характера.

Этот процесс способствует разрушению традиционных барьеров между банками и иными финансовыми учреждениями и созданию так называемых многопрофильных электронных финансовых супермаркетов, что нередко чревато снижением уровня качества оказываемых услуг и добросовестности со стороны подобных учреждений, традиционно характерной для зарубежных банков.

2. Либерализация банковской деятельности. Процесс глобализации не только стимулирует свободное перемещение капиталов, но и в ситуации, когда национальные границы не являются преградой для любых финансовых операций, способствует ослаблению внутригосударственного контроля над их осуществлением. Указанные обстоятельства предопределяют возможность свободного перемещения не только «законных», но и «незаконных» денежных средств и, как следствие, чем больше стран задействовано в транзите денежных средств, чем больше валют, в которые эти средства можно конвертировать, тем труднее отслеживать их передвижение.

3. Развитие оффшорного сектора мировой индустрии финансов, явившегося следствием глобализации международных финансов. С одной стороны, существование оффшорных зон способствует ускорению развития международной торговли и инвестиционных процессов. С другой

- создает благоприятные условия для функционирования целого сектора банковской деятельности, не подлежащего контролю со стороны национальных контрольно-надзорных органов.

4. Развитие и повсеместное внедрение электронных банковских услуг (е-банкинга), включающих онлайновое информационное обслуживание, эмиссию электронных денег, электронные платежи и расчеты, а также совершаемые электронным способом депозитные, кредитные, валютные и инвестиционные операции.

Таким образом, несмотря на то, что глобализация - закономерный процесс формирования общемировых принципов жизнеустройства, он несет в себе и резко отрицательные черты - глобальные проблемы, в числе которых особое место занимает так называемая «криминальная глобализация» или «криминальная глобализация экономики»1 . Позитивные процессы, способствующие свободному передвижению людей, товаров и денежных средств, одновременно создали благоприятные условия для легализации «грязных» денег, перемещения поддельных товаров, наркотиков, оружия, незаконных мигрантов. Иными словами, процесс глобальных перемен охватил и мировую преступность, делая ее более организованной, транснациональной, информационно и технически оснащенной.

Результаты проведенного исследования позволяют выделить следующие основные тенденции криминальной глобализации экономики, имеющие непосредственное отношение к банковской сфере:

- интегрирование незаконных операций в деятельность законных коммерческих фирм и, как следствие, размывание границ между законной и незаконной экономической деятельностью, препятствующее выявлению противоправного характера последней;

- использование в преступных целях кибернетического пространства, предоставляющего широчайшие возможности для организованной преступности - от электронных банковских услуг, в т.ч. посредством виртуальных и Интернет-банков, до создания виртуальных криминальных группировок, члены которых не испытывают необходимости встречаться или находиться в одной стране;

- создание подпольной глобальной финансовой системы, поддерживающей связи со своими клиентами в преступной среде посредством сложных механизмов коммерческих операций.

При этом нельзя не отметить еще один весьма существенный фактор - создание единого общемирового финансового рынка в результате объединения региональных и отраслевых финансовых рынков. Этот в целом позитивный процесс сопровождается появлением в финансовой сфере глобальных монополий, обладающих наднациональной властью в масштабе общемировых рынков. Интерес организованных преступных сообществ к подобным вненациональным монополиям обусловливается тем, что они в большинстве своем даже не формализованы и, как следствие, анализировать их деятельность традиционными методами практически невозможно.

Изложенное позволяет прийти к выводу, что в настоящее время сфера банковской деятельности является объектом внимания криминальных структур по двум причинам. Во-первых, она используется для совершения противоправных деяний, в первую очередь различного рода мошенничеств (т.е. инструменты банковской деятельности выступают в качестве средства преступления), во-вторых,

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (29) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (29) 2006

используется с целью отмывания преступно нажитых доходов (т.е. служит своеобразным средством как воспроизводства преступной деятельности, так и личного обогащения).

Заметную роль в обслуживании международной криминальной деятельности играют оффшорные финансовые центры (так называемые «финансовые оазисы» или «гавани»), число которых в мире выросло сейчас до сотни. Они открывают неограниченные возможности для отмывания «грязных» денег, размещения их в банках и других финансовых учреждениях, приобретения недвижимости и пр. Осуществление подобных операций облегчается при использовании межбанковской международной телекоммуникационной сети «SWIFT», которая объединяет около 4 тыс. банков по всему миру. Наиболее привлекательной чертой оффшорных зон является безопасность, поскольку для них характерно отсутствие уголовного наказания за финансовые нарушения, а международные нормы не признаются либо не действуют2.

Можно выделить следующие факторы, обусловливающие возможность использования оффшорных финансовых зон в преступных целях:

- факторы экономического характера (зависимость экономики страны от состояния сектора банковских услуг; использование в качестве национальной валюты одной из мировых валют; наличие хорошо развитых электронных средств связи; развитая индустрия туризма, позволяющая обосновать большие объемы налично-денежной выручки);

- факторы правового характера (законодательное обеспечение защиты банковской и коммерческой тайны, регистрации компаний в минимальные сроки [один-два дня] и регистрации морских судов под флагом данной страны);

- факторы, связанные с географическим положением и транспортной инфраструктурой (удобное географическое положение и хорошо развитое транспортное сообщение с другими государствами позволяют беспрепятственно и регулярно совершать деловые поездки в любом направлении).

Указанные факторы в сочетании с постоянно разрабатываемыми преступниками новыми схемами, предусматривающими использование различных фондов, трастовых компаний, финансовых трастов и специальных банковских счетов, а также чрезмерная засекреченность информации о банковских счетах, вкладах и осуществляемых по ним операциях способствуют созданию ситуации, которую представитель органа ООН по контролю наркотических препаратов и предупреждению преступности (ONDCCP) охарактеризовал следующим образом: «То, что начато в виде бизнеса по обслуживанию немногих привилегированных, по существу стало огромной дырой в международных правовой и финансовой системах. Если международное сообщество должно принять законы, которые отвечают глобализации торговли, глобальным передвижениям масс людей и денег, тогда совершенно необходимо решить проблемы ликвидации этой «черной дыры»3.

Наряду с этим нельзя не учитывать современные реалии финансового рынка, которые заключаются в том, что устремления банков в области рационализации банковского дела направлены на расширение круга электронных банковских продуктов и услуг. В рамках одного банка в течение нескольких минут могут совершаться тысячи операций с безналичными денежными средствами и ценными бумагами, а если учесть развитие интернет-банкинга4, когда банк сам по себе является виртуальным, эффективный контроль над такими операциями чрезвычайно затруднен. При этом важно отметить два, на наш взгляд, весьма существенных обстоятельства. Во-первых, в электронном (безбумажном) виде существуют не только денежные средства и ценные бумаги - их учет, хранение, перечисление и передача также осуществляются с использованием электронных технологий. Во-вторых, современное банковское обслуживание позволяет клиентам производить трансакции на «бесконтактной» основе из любого места при наличии доступа к телефону или Интернету.

Таким образом, с одной стороны, системы безналичных платежей обеспечивают более надежную защиту для трансакций, предоставляя большую возможность для их отслеживания по электронным документам, которые могут автоматически создаваться, сохраняться и передаваться вместе с конкретной трансакцией. С другой стороны, эти технологии привлекательны и для преступников. Возросшие скорость и объемы электронных платежей наряду с недостаточно последовательным подходом к фиксированию ключевой информации о трансакциях, хранению документов о них и передаче необходимой информации вместе с трансакциями являются препятствием для обеспечения «отслеживания» отдельных трансакций правоохранительными и контрольно-надзорными органами.

Анализ материалов, подготовленных Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), позволяет выделить наиболее типичные способы использования безналичных переводов в преступных целях:

- использование подставных лиц для осуществления трансакций;

- направление денежных средств через ряд различных банков таким образом, чтобы они выглядели исходящими из разных и на вид не связанных друг с другом источников;

- осуществление переводов через небанковские финансовые учреждения или так называемые альтернативные системы денежных переводов: в результате указанные переводы оказываются вне поля зрения систем финансового мониторинга и правоохранительных органов5.

Учитывая изложенное, представляется, что в силу бурных темпов развития информационных технологий в банковской сфере только законодательно установленных мер, направленных на противодействие легализации, уже недостаточно. Все большая электронизация банковских операций предопределяет необходимость принятия адекватных мер самими банками. В данном случае речь идет о работе по нескольким направлениям:

- соответствие технической оснащенности банка современным нововведениям;

- обучение и подготовка персонала;

- обязательная идентификация личности клиента уже на первоначальной стадии установления деловых отношений с ним (т.е. при первоначальном открытии банковского счета), а также постоянное обновление информации о клиентах;

- разработка внутренних мер безопасности, в т.ч. алгоритмов поведения банковских служащих в необычных или подозрительных ситуациях;

- хранение информации.

В этом плане весьма показателен пример совместной работы одиннадцати ведущих банков мира (Societe Generale, Deutsche Bank AG, ABN AMRO Bank N.V., Banco Santander Central Hispano

S.A., Credit Suisse Group, UBS AG, HSBC, Barclays Bank, The Chase Manhattan Private Bank, Citibank N.A., J.P. Morgan), инициировавших разработку Всеобщих директив по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (Вольфсбергских принципов).

Вольфсбергские принципы содержат приоритетные направления политики банков и основные элементы механизмов по предотвращению использования банковской системы для легализации доходов, полученных преступным путем. В основе политики любого банка в соответствии с Вольфсбергскими принципами должно лежать правило, согласно которому банк может устанавливать отношения только с теми клиентами, в отношении источников доходов или финансирования которых может быть в разумных пределах подтверждено их законное происхождение. Вместе с тем Вольфсбергские принципы предполагают, что конкретные механизмы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, могут определяться по усмотрению банка6.

Изложенное дает основание для вывода, что проблемы противодействия банковской преступности могут быть решены лишь совместными усилиями всех государств. Ведущая роль здесь принадлежит многосторонним и двусторонним международным договорам. В качестве примера можно привести Конвенцию об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности7 от 8 ноября 1990 г., ратифицированную 28 мая 2001 г. Федеральным законом «О ратификации Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности»8. Центральными органами, ответственными за применение положений Конвенции, являются Министерство юстиции РФ - по гражданско-правовым вопросам (включая гражданско-правовые аспекты уголовных дел) - и Генеральная прокуратура РФ - по уголовно-правовым вопросам. Большое значение в применении норм Конвенции получают двусторонние соглашения государств, направленные на разработку и применение конкретных мер противодействия легализации. Так, например, 12 февраля 1999 г. было заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия о сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями, а также финансовыми операциями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем9. Ст. 4 Соглашения предусматривает следующие формы сотрудничества:

а) обмен информацией, которая может способствовать предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию незаконных финансовых операций, а также финансовых операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, а именно:

- правового характера, в частности о национальном законодательстве, направленном против незаконных финансовых операций, а также финансовых операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем;

- о формах и методах предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия незаконных финансовых операций, а также финансовых операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем;

- о нарушениях порядка осуществления финансовых операций и развитии форм и методов легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем;

- о финансовых операциях, связанных с получением доходов, которые, по сведениям компетентных органов, возможно, получены незаконным путем;

б) взаимодействие по вопросам проведения мероприятий, направленных на выявление незаконных (по национальному законодательству каждой Стороны) финансовых операций, а также финансовых операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем;

в) проведение совместных аналитических исследований по проблемам, затрагивающим взаимные интересы Сторон в области предупреждения и выявления незаконных финансовых операций,

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (29) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (29) 2006

а также финансовых операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем;

г) оказание помощи: в стажировке специалистов; в создании информационных систем, обеспечивающих выполнение задач по предупреждению и выявлению незаконных финансовых операций, а также финансовых операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем и иные.

1 См., напр.: XXI век против мафии. Криминальная глобализация и Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. М., 2001; В тени глобализации // Криминальная глобализация экономики / Под ред. Л.М. Тимофеева и Ю.В. Латова. Вып. 5/1. М., 2002; и др.

2 См.: Логинов Е.Л. Отмывание денег через Интернет-технологии. М., 2005. С. 57.

3 См.: О решении проблем борьбы с отмыванием грязных денег // Борьба с преступностью за рубежом. 2001. № 5. С. 18-19.

4 Интернет-банкинг - создание механизмов осуществления банковских операций с помощью глобальной сети Интернет. Интерес банков к данной форме обслуживания объясняется стремлением расширить круг клиентуры за счет привлечения клиентов, находящихся в других регионах, странах, континентах без открытия филиалов. Еще больший интерес к такой форме обслуживания проявляют клиенты, в т.ч. недобросовестные, поскольку у них появляется возможность без посещения банка осуществлять практически любые операции по счету.

5 См.: Отчет Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег по типологиям отмывания преступных доходов и финансирования терроризма за 2003-2004 гг. - www.fatf-gafi.org/pdf/TY2004_en.PDF.

6 См.: О Вольфсбергских принципах: указание оперативного характера Банка Росси от 15 февраля 2001 г. № 24-Т // Нормативные акты по банковской деятельности. 2001. № 3.

7 См.: Конвенция о отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Страсбург, 8 ноября 1990 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 3. Ст. 203

8 См.: О ратификации Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности: Федеральный закон от 28 мая 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 23. Ст. 2280.

9 См.: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия о сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями, а также финансовыми операциями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем (Москва, 12 февраля 1999) // Бюллетень международных договоров. 1999. № 11.

A.П. Спиридонов*, В.Ф. Анисимов**, О.Г. Михайлова***, А.Г. Гурбанов****,

B.И. Тарайко*****, И.Л. Третьяков******

Конвенционные преступления в системе преступлений по международному уголовному праву

Виды преступлений в международном уголовном праве классифицируются по различным основаниям, среди которых особо следует выделить материальные и формально-юридические. Несомненно, любая классификация преступлений, основанная на юридически значимом критерии, представляет самостоятельную теоретическую ценность и способствует развитию науки уголовного права.

В уголовном праве представлена формально-юридическая классификация преступлений, предусмотренных нормами международного уголовного права (И.И. Лукашук):

1) преступления по общему международному праву (преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности);

2) конвенционные преступления (терроризм, захват заложников, торговля рабами и обращение в рабство, торговля людьми и эксплуатация проституции третьими лицами, подделка денежных знаков, незаконная торговля наркотиками, незаконные ввоз, вывоз и передача права собственности на культурные ценности и др.)1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Кандидат юридических наук.

** Преподаватель Нижневартовского филиала Северо-Западной академии государственной службы, кандидат юридических

наук.

*** Кандидат юридических наук, доцент (Курский филиал Орловского юридического института МВД России).

**** Старший следователь по особо важным делам прокуратуры Московской области, кандидат юридических наук, старший советник юстиции.

***** Заместитель директора Института права и предпринимательства Архангельского государственного технического университета, кандидат юридических наук.

****** Доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.