Научная статья на тему 'КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О НАГЛЯДНОСТИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ'

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О НАГЛЯДНОСТИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
КриминалистЪ
Область наук
Ключевые слова
криминалистическое учение / наглядность / уголовное судопроизводство / криминалистические технологии / познание преступления / суд присяжных / forensic doctrine / visual aspects / criminal proceedings / forensic techniques / understanding of crime / jury trial

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексей Васильевич Холопов

Статья посвящена вопросам формирования криминалистического учения о наглядности в уголовном судопроизводстве. Автор рассматривает наглядность как свойство объектов быть воспринятыми на уровне чувственного познания, а также как технологию, позволяющую сформировать чувственно воспринимаемый образ объекта для его познания. Описываются теоретические вопросы реализации принципа наглядности в уголовном судопроизводстве (общая часть учения) и криминалистические технологии обеспечения наглядности на досудебных стадиях уголовного судопроизводства и на стадии судебного разбирательства (особенная часть учения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORENSIC DOCTRINE OF VISUAL ASPECTS IN CRIMINAL PROCEEDINGS: CONCEPT AND CONTENT

The article is devoted to the formation of forensic doctrine of visual aspects in criminal proceedings. The author considers visual aspects as a property of objects to be perceived at the level of sense knowledge, and also as a technique allowing to form a sensually perceived image of an object for its cognition. The article describes the theoretical issues of application of the principle of visual aspects in criminal proceedings as a general part of the doctrine and forensic techniques to ensure visual aspects at the pre-trial stages and the trial stage of criminal proceedings as a special part of the doctrine.

Текст научной работы на тему «КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О НАГЛЯДНОСТИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ»

КРИМИНАЛИСТЪ. 2022. № 1 (38). С. 72 - 78 • CRIMINALIST. 2022. № 1 (38). P. 72-78

Научная статья УДК 343.98

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О НАГЛЯДНОСТИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

Алексей Васильевич ХОЛОПОВ

Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия, alekseiholopov@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования криминалистического учения о наглядности в уголовном судопроизводстве. Автор рассматривает наглядность как свойство объектов быть воспринятыми на уровне чувственного познания, а также как технологию, позволяющую сформировать чувственно воспринимаемый образ объекта для его познания. Описываются теоретические вопросы реализации принципа наглядности в уголовном судопроизводстве (общая часть учения) и криминалистические технологии обеспечения наглядности на досудебных стадиях уголовного судопроизводства и на стадии судебного разбирательства (особенная часть учения).

Ключевые слова: криминалистическое учение, наглядность, уголовное судопроизводство, криминалистические технологии, познание преступления, суд присяжных

Для цитирования: Холопов А. В. Криминалистическое учение о наглядности в уголовном судопроизводстве: понятие и содержание // Криминалистъ. 2022. № 1 (38). С. 72 — 78.

FORENSIC DOCTRINE OF VISUAL ASPECTS IN CRIMINAL PROCEEDINGS: CONCEPT AND CONTENT

Alexey V. KHOLOPOV

St. Petersburg Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia, alekseiholopov@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to the formation of forensic doctrine of visual aspects in criminal proceedings. The author considers visual aspects as a property of objects to be perceived at the level of

sense knowledge, and also as a technique allowing to form a sensually perceived image of an object for its cognition. The article describes the theoretical issues of application of the principle of visual aspects in criminal proceedings as a general part of the doctrine and forensic techniques to ensure visual aspects at the pre-trial stages and the trial stage of criminal proceedings as a special part of the doctrine.

Keywords: forensic doctrine, visual aspects, criminal proceedings, forensic techniques, understanding of crime, jury trial

For citation: Kholopov A. V. Forensic doctrine of visual aspects in criminal proceedings: concept and content // Criminalist. 2022;1(38):72-78. (In Russ.).

Криминалистику как научное знание можно представить в вице систематизированной совокупности учений (теорий), описывающих различные аспекты процессов раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Как отмечает А. А. Эк-сархопуло, путь исторического развития криминалистики проходит через «обобщение эмпирического материала и создание

© Холопов А. В., 2022

частных криминалистических теорий к более общим теориям и учениям и через их систематизацию к формированию общей теории науки» [1, с. 11 — 12].

Развитие криминалистики как науки и учебной дисциплины обеспечивается интеграцией результатов научных исследований, имеющих форму криминалистических учений (теорий). В криминалистике сформировалось достаточно большое количество различных криминалистических учений,

например учение о следах и следообразова-нии, учение о следственных ситуациях, учение о версиях, учение о механизме и способе преступления и т. д.

Рассматривая уголовное судопроизводство как процесс познания, наглядность следует считать свойством информации о событии преступления, позволяющим субъекту познания ее воспринять с помощью органов чувств.

Наглядность как свойство воспринимаемых человеком объектов (предметов, процессов, явлений) является одним из важнейших компонентов познания.

В этом смысле в философии науки наглядность — это «предъявляемое к научной теории требование, согласно которому предлагаемые ею модели (картины) изучаемых явлений должны быть непосредственно воспринимаемы наблюдателем с помощью органов чувств» [2].

В педагогике наглядность означает: «1) свойство психических образов объектов познания, выражающее степень доступности и понятности этих образов для познающего субъекта; 2) один из принципов обучения» [3].

Таким образом, свойство наглядности объекта познания позволяет человеку сформировать в сознании доступный для понимания образ объекта посредством его восприятия с помощью органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания), составляющего чувственное познание, осуществляющего связь сознания человека с окружающим миром.

Исходя из того что наблюдаемые и изучаемые в науке объекты (предметы, явления, процессы) не всегда имеют чувственно воспринимаемую форму либо имеют сложное устройство, для субъекта познания они фактически невидимы, ненаглядны, невос-принимаемы, следовательно, такие объекты непонятны и труднопознаваемы.

Можно сказать, что система органов чувств является основным инструментом познания объектов. В случае невозможности непосредственного восприятия (наблюдения) некоторых объектов в силу их физических свойств, например субатомных частиц, психики человека, социальных явлений, субъект познания на основе системы исследований может создать модель изучае-

мого объекта, т. е. визуализировать то, что недоступно чувственному восприятию.

Такой процесс визуализации можно рассматривать как переход от отсутствия наглядности (ненаглядности) к наглядности, что позволяет субъекту познания чувственно воспринять свойства объекта для формирования в сознании его образа. В этом случае субъект познания может столкнуться с проблемой объективности визуального образа ненаглядного объекта, т. е. соответствия полученного визуального образа (модели) исходному визуализируемому объекту. Одним из вариантов повышения объективности визуальных (наглядных) образов подобных объектов познания является использование научных методов и технических средств, способствующих снижению субъективных искажений в процессе их визуализации.

Уголовное судопроизводство как процесс познания преступления не исключение в части решения проблем обеспечения наглядности доказательственной информации на досудебных стадиях и стадии судебного разбирательства.

Рассмотрим некоторые, по нашему мнению, наиболее значимые факторы, указывающие на необходимость формирования криминалистического учения о наглядности в уголовном судопроизводстве.

1. Наглядность преступления как объекта познания. Субъект познания практически не имеет возможности непосредственно чувственно воспринимать событие (процесс совершения) преступления в реальном времени, за исключением случаев видеозаписи момента совершения преступления. Но даже при наличии видеозаписи познание основано на восстановлении (реконструкции) события преступления по его последствиям, т. е. по объектно-следовой обстановке, отразившейся на месте происшествия. В результате такой реконструкции создается как мысленная модель события преступления в сознании следователя, так и наглядная, материальная — уголовное дело.

Событие преступления, отраженное в объектно-следовой обстановке места происшествия, не является для следователя полностью понятным и очевидным (доступным для прямого наблюдения), определенная часть события остается скрытой (неочевидной, ненаглядной), требующей для ее позна-

ния проведения соответствующих криминалистических исследований.

2. Наглядность в процессе доказывания. Как отмечает А. Р. Белкин, «субъект доказывания, устанавливая при помощи доказательств обстоятельства дела, точно так же, как и в любых других областях человеческой деятельности, переходит от чувственного восприятия отдельных фактов, признаков, свойств тех или иных объектов, играющих роль доказательств, к логическому осмыслению воспринятого, к рациональному мышлению» [4, с. 12].

Такое мышление основано на закономерностях психических процессов чувственного и рационального познания. В результате чувственного познания, основанного на ощущении, восприятии (образ восприятия), представлении (образ представления, воображения), происходит формирование психического образа воспринятого объекта. Такие психические образы являются продуктом отражения реальной действительности в сознании субъекта познания. Степень полноты, целостности и объективности психических образов во многом зависит от наглядности чувственно воспринятого объекта познания. В дальнейшем такие образы осмысливаются на уровне рационального познания (понятие, суждение, умозаключение) в рамках наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. Таким образом, наглядность воспринимаемой информация является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование ее психического образа в сознании. В этом смысле наглядность можно назвать мостом между чувственным и рациональным уровнями познания, обеспечивающим их диалектическое единство. Полагаем, что с точки зрения доказывания как процесса познания уместно говорить о повышении уровня наглядности доказательственной информации в процессе ее фиксации на досудебных стадиях и стадии судебного разбирательства с целью обеспечения познания преступления субъектами уголовного судопроизводства.

3. Наглядность в суде. Л. Е. Ароцкер отмечал, что использование в суде научно-технических средств в представлении доказательств повышает их наглядность и убедительность и способствуют формиро-

ванию внутреннего убеждения участников судебного разбирательства [5].

Для обеспечения познания преступления субъектами судебного разбирательства стороне обвинения и защиты необходимо представлять доказательственную информацию в судебном заседании максимально наглядно, что требует наличия теоретических знаний и практических навыков по использованию современных технологий демонстрации и визуализации информации.

Особое значение наглядность представляемой доказательственной информации имеет в судебном разбирательстве с участием присяжных заседателей как один из основных факторов познания события преступления.

Об исключительной важности реализации принципа наглядности в деятельности государственного обвинителя еще в 1993 году в Письме Генеральной прокуратуры Российской Федерации отмечалось, что «в отличие от нынешних народных заседателей присяжные, очевидно, не будут знакомиться с письменными материалами дела... <.. .> .. .Имеющиеся доказательства... должны быть продемонстрированы в суде наглядно, убедительно, чтобы значение их было понятно не только профессиональным судьям, но и неспециалистам»1.

В этом смысле обеспечение познания преступления в суде присяжных предполагает не только повышенные требования к наглядности доказательственной информации, зафиксированной в уголовном деле, но использование средств и методов ее наглядной демонстрации и визуализации в судебном разбирательстве.

4. Криминалистическое обеспечение наглядности в уголовном судопроизводстве. По мере расследования преступления и формирования уголовного дела повышается степень наглядности, т. е. эволюционирует от низкой степени наглядности к высокой степени наглядности. Такая эволюция требует научно-технического обеспечения (криминалистического обеспечения), иначе

1 О методических рекомендациях об участии прокурора в исследовании доказательств в судебном разбирательстве : Письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12 марта 1993 г. № 12/13-93. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

не будет соблюдена объективизация доказывания [6].

Получение объективного и целостного чувственно воспринимаемого образа события преступления является результатом применения научно-технических средств и методов, позволяющих максимально снизить субъективные искажения в процессе фиксации информации на досудебных стадиях и стадии судебного разбирательства.

Полагаем, что в криминалистике возникла необходимость научного исследования проблем, связанных с использованием научных методов и технических средств для обеспечения наглядности результатов фиксации доказательственной информации и представления (демонстрации и визуализации) в уголовном судопроизводстве.

Это позволяет говорить о целесообразности рассмотрения теоретических и практических вопросов обеспечения наглядности в уголовном судопроизводстве в рамках криминалистического учения о наглядности.

Избегая полемики относительно значения терминов «учение» и «теория», отметим, что в криминалистике данные термины рассматриваются как синонимы [7].

Так, Р. С. Белкин писал, что «учение — это не что иное, как теория, во всяком случае, именно в таком смысле данный термин употребляется в криминалистике» [8, с. 62].

Частные криминалистические теории (учения) представляют собой «научные положения, отражающие результаты познания объективных закономерностей действительности, составляющих предмет криминалистики и являющихся базой для разработки криминалистических средств, приемов, методик и рекомендаций по их использованию в практике борьбы с преступностью» [9, с. 46].

С этой точки зрения криминалистическое учение о наглядности можно рассматривать как частную криминалистическую теорию.

Говоря о структуре криминалистического учения о наглядности, следует отметить, что «в настоящее время в криминалистике не разработано единого подхода к структурному построению частных криминалистических теорий (учений)» [7].

Криминалистическое учение о наглядности с точки зрения «традиционной, классической» структуры, используемой в

криминалистике, состоит из общей части и специальной (особенной).

Структурные элементы общей части криминалистического учения о наглядности.

1. Значение наглядности в уголовном судопроизводстве и предпосылки возникновения криминалистического учения о наглядности.

Значение наглядности в уголовном судопроизводстве рассматривалось выше. Исторической предпосылкой возникновения криминалистического учения о наглядности служит использование дореволюционными учеными-правоведами понятия «чувственная очевидность» для описания наглядного представления доказательств [10].

Введение в Российской Федерации в 2016 году суда присяжных можно рассматривать как современную предпосылку возникновения криминалистического учения о наглядности.

2. Понятие, объект и предмет частного криминалистического учения о наглядности и место учения в структуре общих криминалистических теорий.

Криминалистическое учение о наглядности представляет собой систему научных знаний о закономерностях формирования визуального образа события преступления с помощью научно-технических средств, тактико-криминалистических приемов и методов в процессе фиксации криминалистически значимой информации на досудебных стадиях и в процессе ее представления (демонстрации и визуализации) на стадии судебного разбирательства для обеспечения познания преступления субъектами уголовного судопроизводства.

Демонстрацию можно рассматривать как активную деятельность субъекта обеспечения наглядности, заключающуюся в представлении внешних признаков, строения (устройства), свойств и функций какого-либо объекта с целью их воспроизведения для субъекта познания.

Визуализация является синонимом наглядности и представляет собой процесс формирования наглядного образа объекта (предмета, явления, процесса и т. д.), так называемой визуальной модели в виде информации (схемы, графики, компьютерные модели), отражающей различные характеристики объекта, так как объект невозможно изучить

путем прямого наблюдения и восприятия органами чувств субъекта познания.

Объект криминалистического учения о наглядности представляет собой деятельность субъектов уголовного судопроизводства по реализации принципа наглядности в процессе познания преступления. Предметом данного учения являются закономерности использования криминалистических технологий обеспечения наглядности в уголовном судопроизводстве.

3. Психологические основы обеспечения наглядности в уголовном судопроизводстве. Теория доказательств основывается на чувственном и рациональном познании. Учитывая, что 80 — 90 % информации в головной мозг доставляется посредством зрительного канала восприятия, субъект познания преимущественно оперирует визуальными (наглядными) образами.

Визуальный образ можно назвать самой совершенной формой психического образа, который также может быть, например, аудиальным (слуховым) или двигательным. Такой психический образ является результатом чувственного познания, основанного на ощущениях (зрение, слух, обоняние, осязание), восприятии (образ восприятия), представлении (образ представления и воображения).

Психологические основы обеспечения наглядности в уголовном судопроизводстве заключаются в описании закономерностей формирования психических (визуальных) образов посредством чувственного познания. Знания в области психологии необходимы дознавателю, следователю, прокурору, эксперту для обеспечения наглядности доказательственной информации в ходе ее фиксации на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.

Теоретические знания и практические навыки в области психологии восприятия и познания важны на стадии судебного разбирательства, например, для обеспечения наглядности в деятельности государственного обвинителя в суде присяжных. Особенность процесса познания в судебном разбирательстве заключается в том, что государственный обвинитель формирует целостный мысленный образ события преступления «для себя и у себя в сознании». Только после этого он должен обеспечить процесс познания собы-

тия преступления «для других» участников судебного разбирательства, т. е. передать им с помощью вербальных средств или визуализировать посредством различных научно-технических средств и методов эти образы — доказательственную информацию.

Обеспечение познания «для других» основано на закономерностях психических процессов чувственного познания (ощущение ^ восприятие (образ восприятия) ^ представление (образ представления, воображения)) как первого этапа перехода чувственно воспринимаемых образов в мысленные. Другими словами, наглядные образы, воспринятые на уровне чувственного познания, и сформированные на их основе психические (визуальные) образы являются основой дальнейшего их осмысления на уровне рационального познания (понятие, суждение, умозаключение).

Структурные элементы особенной части учения о наглядности.

1. Понятие и содержание криминалистических технологий обеспечения наглядности в уголовном судопроизводстве. Криминалистические технологии обеспечения наглядности представляют собой систему организационно-управленческих мер, научно-технических средств, операций, приемов, совокупность методов, процессов, устройств и материалов, а также научное описание способов использования научных методов и технических средств для фиксации, демонстрации и визуализации информации в процессе доказывания в уголовном судопроизводстве.

2. Криминалистические технологии фиксации информации в уголовном судопроизводстве. Система научно-технических средств, тактико-криминалистических приемов и методов запечатления аудиовизуальной и пространственно-измерительной информации (графическая фиксация), позволяющих при ее воспроизведении сформировать объективные, всеракурсные, реалистичные, чувственно воспринимаемые визуальные образы с целью обеспечения познания события преступления.

Обеспечение наглядности представляемой информации на судебном следствии напрямую зависит от полноты и качества ее фиксации на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.

2.1. Технико-криминалистические средства фиксации при производстве следственных действий. Научно-технические средства и методы фиксации аудиовизуальной информации в уголовном судопроизводстве, предоставляющие возможность создания чувственно воспринимаемых образов в виде всеракурсной, целостной, объективной виртуальной визуальной модели зафиксированного объекта, обеспечивающие высокую степень реалистичности (например, создания 3D-фотопанорам, панорамной 360° видеозаписи следственных действий, лазерного геодезического 3D-сканирования места происшествия и т. д.).

2.2. Тактико-криминалистические приемы и методы фиксации аудиовизуальной информации в уголовном судопроизводстве. Система тактико-криминалистических правил, рекомендаций и критериев оценки применения при производстве следственных действий технологий фиксации аудиовизуальной доказательственной информации, являющихся одним из основных средств обеспечения наглядности в уголовном судопроизводстве, например тактико-криминалистические приемы и методы фотографической фиксации места происшествия, тактико-криминалистические приемы и методы фиксации аудиовизуальной информации при производстве следственных действий.

3. Криминалистические технологии обеспечения наглядности на стадии судебного разбирательства. Система научно-технических средств, тактико-криминалистических приемов и методов демонстрации и визуализации, позволяющих представить доказательственную информацию в виде чувственно воспринимаемых наглядных образов с целью обеспечения познания преступления участниками судебного разбирательства. Исходя из особенностей функционирования суда присяжных, государственному обвинителю отводится одна из ключевых ролей в использовании криминалистических технологий обеспечения наглядности, поскольку согласно ч. 5 ст. 246, ст. 273 и 274 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации состязательный процесс возлагает на него обязанность доказывания виновности подсудимого. В настоящее время актуальность проблем реализации принципа наглядности в судебном разбирательстве с участием коллегии присяжных является

предметом научных исследований и публикаций [11; 12].

3.1. Технико-криминалистические средства обеспечения наглядности на стадии судебного разбирательства. Система приспособлений, устройств, материалов, технических, мультимедийных, программных, программно-технических средств, позволяющих конструктивно и функционально представить (демонстрация и визуализация) доказательственную информацию в виде чувственно воспринимаемых наглядных образов с целью обеспечения познания преступления участниками судебного разбирательства.

3.2. Тактико-криминалистические приемы и методы обеспечения наглядности на стадии судебного разбирательства. Управление вниманием участников судебного следствия (акцентирование внимания); кодировка в наглядном представлении информации, т. е. использование системы условных знаков, символов и обозначений; уменьшение шокирующего эффекта, т. е. снижение негативного психоэмоционального воздействия зафиксированных на фотографии телесных повреждений (зияющие раны, признаки разложения и т. д.) посредством их визуальной маскировки; визуализация модели события преступления, т. е. создание компьютерной анимированной 3D-модели события преступления, например с помощью компьютерной программы 3D-EyeWitness.

Учение о наглядности, наряду с другими частными криминалистическими теориями, затрагивает все разделы криминалистики, что дает возможность целостного системного описания и восприятия уголовного судопроизводства как процесса познания преступления. Р. С. Белкин отмечал, что «частные криминалистические теории связаны между собой множеством связей, отношений, взаимопереходов. <.. .> Это может быть объемная связь, когда предмет одной частной криминалистической теории входит в качестве элемента в содержание множества, составляющего предмет другой теории, более высокого по сравнению с первой уровня» [13, с. 4].

Таким образом, криминалистическое учение о наглядности можно рассматривать как предмет (элемент предмета) криминалистической теории (учения) более высокого уровня — криминалистической теории познания преступления.

Список источников

1. Эксархопуло А. А. Криминалистическая теория: формирование и перспективы развития в условиях НТР : специальность 12.00.09 «Уголовный процесс; криминалистика; оперативно-розыскная деятельность» : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Эксархопуло Алексей Алексеевич. Санкт-Петербург, 1993. 32 с.

2. Новая философская энциклопедия : в 4 т. / науч.-ред. совет: В. С. Стёпин [и др.]. Москва : Мысль, 2000 — 2001. ISBN 5-244-00961-3 // Академик : Словари и энциклопедии на Академике : сайт. URL: https://dic.academic.ra/dic.nsf/enc_pЫlosophy/8720/НАГЛЯДНОСТЬ (дата обращения: 15.11.2021).

3. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В. Г. Панов. Москва : Большая Рос. энцикл., 1993 — 1999. ISBN 5-85270-140-8 // Академик : Словари и энциклопедии на Академике : сайт. URL: https://pedagogicheskaya.academic.ru/1672/НАГЛЯДНОСТЬ (дата обращения: 15.11.2021).

4. Белкин А. Р. Теория доказывания в уголовном судопроизводстве. Москва : Норма, 2005. 528 с. ISBN 5-89123-898-5.

5. Ароцкер Л. Е. Использование данных криминалистики в судебном разбирательстве уголовных дел. Москва : Юрид. лит., 1964. 223 с.

6. Вандер М. Б. Объективизация доказывания в уголовном процессе с применением научно-технических средств. Санкт-Петербург : Ин-т повышения квалиф. прокурорско-следственных работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 1994. 52 с.

7. Малыхина Н. И. Криминалистические учения и теории: проблемы формирования и определения места в системе криминалистики // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 2. С. 193 — 199.

8. Белкин Р. С. Курс криминалистики. В 3 т. Т. 1. Общая теория криминалистики. Москва : Юристъ, 1997. 408 c.

9. Криминалистика : учеб. для вузов / Т. В. Аверьянова, Р. С. Белкин, Ю. Г. Корухов, Е. Р. Российская ; под ред. Р. С. Белкина. Москва : Норма : ИНФРА-М, 1999. 971 с. ISBN 5-89123-302-9.

10. Владимиров Л. Е. Учение об уголовных доказательствах. Части Общая и Особенная. 3-е изд., изм. и законч. Санкт-Петербург : Книжный магазин «Законоведение», 1910. 440 с.

11. Никонов В. А. Наглядность в работе государственного обвинителя // Законность. 2007. № 10. С. 15 — 17.

12. Крысин В. В. Цифровые технологии как средство обеспечения наглядности речи государственного обвинителя в прениях сторон с участием коллегии присяжных заседателей // Следственная практика. 2020. Вып. 210. С. 98 — 101.

13. Белкин Р. С. Курс криминалистики. В 3 т. Т. 2. Частные криминалистические теории. Москва : Юристъ, 1997. 464 с.

Информация об авторе

А. В. Холопов - кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author

A. V. Kholopov - Candidate of Science (Law), Associate Professor.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.