Научная статья на тему 'КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСКРЫТИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ СООБЩЕСТВОМ'

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСКРЫТИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ СООБЩЕСТВОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
244
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРЕСТУПНОЕ СООБЩЕСТВО / КОРРУПЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бирюков С.Ю., Алексеева А.П.

В статье на основе комплексного анализа механизма противодействия компетентным лицам оперативных подразделений и органов предварительного расследования показан генезис и дана краткая характеристика структуры преступного сообщества в контексте его задач по самосохранению и, как следствие, противодействию раскрытию и расследованию его преступной деятельности. С учетом положений теории противодействия расследованию преступлений показаны основные его факторы и признаки, в том числе и те, которые могут свидетельствовать о начале работы по противодействию деятельности уполномоченных лиц правоохранительных органов. Обоснована взаимосвязь организованной преступной деятельности и коррупции. Предложены методы преодоления противодействия расследованию. В статье особо подчеркивается комплексный характер предлагаемых мер: с одной стороны, это меры чисто процессуального характера, а с другой - оперативно-разыскного. Использование возможностей как следователя, так и сотрудника оперативного подразделения, по мнению авторов, будет только способствовать эффективности предлагаемых ими мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бирюков С.Ю., Алексеева А.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINALISTIC METHODS OF OVERCOMING COUNTERACTION TO DISCLOSURE AND INVESTIGATION OF CRIMES BY CRIMINAL COMMUNITY

In this article, based on a comprehensive analysis of the mechanism of resistance of a competent person operational units and the preliminary investigation shows the Genesis and gives a brief description of the structure of the criminal community in the context of its task of self-preservation and as a consequence counteracting disclosure and investigation of his criminal activities. Based on the provisions of the theory of counteraction to the investigation of crimes, its main factors and signs are shown, including those that may indicate the beginning of work to counteract the activities of authorized persons of law enforcement agencies. The interrelation of organized criminal activity and corruption is substantiated. Methods of overcoming counteraction to investigation are offered. The article emphasizes the complex nature of the proposed measures: on the one hand, these are measures of a purely procedural nature, and on the other - operational and investigative. The use of the capabilities of both the investigator and the operational unit, according to the authors, will only contribute to the effectiveness of their proposed measures.

Текст научной работы на тему «КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСКРЫТИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ СООБЩЕСТВОМ»

УДК 343.98.068 DOI 10.25724/VAMVD.KWXY

ББК 67.522.1

С. Ю. Бирюков, А. П. Алексеева

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСКРЫТИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ,

СОВЕРШЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ СООБЩЕСТВОМ

В статье на основе комплексного анализа механизма противодействия компетентным лицам оперативных подразделений и органов предварительного расследования показан генезис и дана краткая характеристика структуры преступного сообщества в контексте его задач по самосохранению и, как следствие, противодействию раскрытию и расследованию его преступной деятельности. С учетом положений теории противодействия расследованию преступлений показаны основные его факторы и признаки, в том числе и те, которые могут свидетельствовать о начале работы по противодействию деятельности уполномоченных лиц правоохранительных органов. Обоснована взаимосвязь организованной преступной деятельности и коррупции. Предложены методы преодоления противодействия расследованию. В статье особо подчеркивается комплексный характер предлагаемых мер: с одной стороны, это меры чисто процессуального характера, а с другой — оперативно-разыскного. Использование возможностей как следователя, так и сотрудника оперативного подразделения, по мнению авторов, будет только способствовать эффективности предлагаемых ими мер.

Ключевые слова: предварительное расследование, противодействие, организованная преступность, преступное сообщество, коррупция.

S. Yu. Biryukov, A. P. Alekseeva

CRIMINALISTIC METHODS OF OVERCOMING COUNTERACTION

TO DISCLOSURE AND INVESTIGATION OF CRIMES BY CRIMINAL COMMUNITY

In this article, based on a comprehensive analysis of the mechanism of resistance of a competent person operational units and the preliminary investigation shows the Genesis and gives a brief description of the structure of the criminal community in the context of its task of self-preservation and as a consequence counteracting disclosure and investigation of his criminal activities. Based on the provisions of the theory of counteraction to the investigation of crimes, its main factors and signs are shown, including those that may indicate the beginning of work to counteract the activities of authorized persons of law enforcement agencies. The interrelation of organized criminal activity and corruption is substantiated. Methods of overcoming counteraction to investigation are offered. The article emphasizes the complex nature of the proposed measures: on the one hand, these are measures of a purely procedural nature, and on the other — operational and investigative. The use of the capabilities of both the investigator and the operational unit, according to the authors, will only contribute to the effectiveness of their proposed measures.

Key words: preliminary investigation, counteraction, organized crime, criminal investigation, corruption.

Интенсивность попыток противодействия процессу раскрытия и расследования преступлений, совершенных преступными сообществами, в определенной степени обусловлена степенью организованности данных формирований. Другими словами, чем выше степень организации преступного сообщества, тем более эффективными, продуманными, упорядоченными и, следовательно,

более опасными выглядят используемые им способы противодействия органам предварительного расследования.

Преступное сообщество является подсистемой организованной преступности, занимающей наиболее высокое место в иерархии групповой преступности. Организация деятельности преступного сообщества зависит от многих обстоятельств, тем

не менее для современных форм групповой преступности главной тенденцией выступает уход от общеизвестных принципов «воровского закона» в сторону определенной криминальной идеологии, где во главу угла поставлены принципы накопления денег и власти.

Существенную трансформацию претерпел и качественный состав преступных сообществ, в настоящее время представляющий собой «сплав» лиц с ярко выраженной асоциальной поведенческой установкой и так называемых деморализованных лиц, не сумевших «найти себя» в современном обществе, приспособиться к нему после внезапных кардинальных изменений в жизни (уволенные по отрицательным мотивам сотрудники правоохранительных органов, органов государственной власти; спортсмены, закончившие спортивную карьеру, и др.).

Очевидно, что в настоящее время в связи с изменениями в экономической и социально-политической жизни нашей страны в структуре организованной преступности возросла роль преступных сообществ. Для целей противодействия органам, осуществляющим предварительное расследование преступлений, в установлении всех обстоятельств расследуемого общественно опасного деяния, они используют как общеизвестные способы, которые могут применяться любым асоциальным элементом, так и специфические, характерные именно для преступных сообществ, которые опосредованы их возможностями, структурой, финансами, влиянием. Безусловно, такая их дифференциация является условной. Так, подкуп, направление необоснованных жалоб, запугивание, насилие в отношении отдельных участников уголовного процесса и их близких, незаконные действия защитников, соблюдение маскировки и конспиративности используются при любой степени организованности преступной деятельности. Но применяемые преступным сообществом приемы приобретают наиболее изощренные и опасные формы, к числу которых можно отнести попытки воздействовать на следователей и судей в целях принятия выгодных для преступных сообществ решений; дискредитацию сотрудников правоохранительных органов; попытки оказать негативное воздействие на процесс расследования через возможности средств массовой информации; безосновательное изъятие уголовного дела из производства следователя или судьи; дачу неофициальных указаний, которые никак не соответствуют имеющимся в материалах уголовного дела фактическим данным о расследуемых уголовно

наказуемых деяниях; отмену решений и приговоров и т. д. по надуманным основаниям. Только мощные и наиболее организованные преступные сообщества, как правило, имеют возможности для принятия мер по укрывательству преступников за пределами России или обеспечению перехода на нелегальное положение своих членов, против которых у правоохранительных органов имелись доказательства их преступной деятельности.

В то же время в целях максимального увеличения эффективности принимаемых мер, направленных на противодействие правоохранительным органам, преступные сообщества в своей структуре имеют лиц, задачами которых являются сбор сведений о деятельности конкретных сотрудников органов предварительного следствия и оперативных подразделений, направленной на раскрытие и расследование интересующего преступления или серии преступлений, и своевременное адекватное реагирование на появляющиеся угрозы для их нейтрализации. Кроме этого структура преступных сообществ предполагает наличие лиц, занимающихся обеспечением «безопасности» осуществляемой преступной деятельности. В их задачи входят разработка и реализация методов и средств, максимально усложняющих деятельность правоохранительных органов не только во время предварительного расследования, но и на стадии выявления признаков преступной деятельности сообщества. Сюда относятся, например, средства и методы нейтрализации деятельности ведомственных контролирующих и ревизионных органов и т. п. Для реализации своих «функциональных задач» эти лица имеют в своем распоряжении значительные финансовые и технические (в широком смысле слова) возможности, что позволяет им достаточно эффективно осуществлять разведку, контрразведку, подкуп должностных лиц государственных органов.

Следует отметить, что для преступных сообществ характерно комплексное, заранее продуманное и прослеживаемое (с глубоким анализом) на каждом этапе противодействие правоохранительным органам. В этих условиях следователю, судье особенно важно использовать весь спектр предоставленных им законом процессуальных действий и ОРМ. Необходимо воплотить в жизнь слова В. П. Лаврова о том, что весь процесс предварительного расследования и судебного следствия должен быть обеспечен эффективным оперативным сопровождением [1, с. 103]. В связи с этим основополагающей задачей оперативных подразделений должно стать внедрение в пре-

ступное сообщество с тем, чтобы знать замыслы его лидеров и цели. На основе полученной оперативной информации, в свою очередь, необходимо разработать комплекс ОРМ, направленных на выявление и закрепление криминалистически значимой информации о деятельности конкретного преступного сообщества, которая впоследствии может быть трансформирована в доказательственную.

В соответствии с частной теорией противодействия расследованию преступлений и методов его преодоления прежде всего нужно установить факторы и признаки такого противодействия. К признакам, которые могут свидетельствовать о начале работы по противодействию деятельности уполномоченных лиц правоохранительных органов, направленной на раскрытие и установление всех обстоятельств совершения преступлений членами преступного сообщества, подлежащих доказыванию в ходе предварительного расследования, можно отнести:

— снижение либо резкое увеличение активности в деятельности преступного сообщества;

— задействование существенных финансовых средств и активизация контактов с коррумпированными представителями различных уровней государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной;

— осуществление действий, направленных на подавление воли к обеспечению объективного и наступательного хода расследования у отдельных должностных лиц правоохранительных органов (угрозы в адрес близких, повреждение имущества, иные демонстративные акции);

— появление в СМИ сообщений негативного характера, касающихся расследования конкретного преступного деяния или лиц, ведущих его расследование, и т. д. [2, с. 54; 3].

Необходимо констатировать, что в настоящее время в нашей стране к процессу противодействия раскрытию и расследованию организованной преступной деятельности часто привлекаются коррумпированные должностные лица — представители органов государственной власти, что представляет серьезную проблему для правосудия. В теории криминологии явление коррупции неразрывно связано с организованной преступностью и является одним из основополагающих признаков последней. Это два схожих между собой и взаимозависимых явления, направленных в первую очередь на получение незаконных доходов. Проведенные исследования показывают, что коррупция среди государственных служащих дает преступному сообществу широкие возможности по обеспечению

собственной безопасности от деятельности государственных правоохранительных и иных органов и общественных организаций. Кроме того, коррупция позволяет подчинить деятельность различных, в том числе, и правоохранительных органов своим целям [4, с. 10]. Оба этих явления зародились и получили свое развитие в недрах теневой экономики и административно-командной системы, которые и детерминировали процессы формирования качественно новой формы организованной преступной деятельности — преступного синдиката. Особо выделяется взаимовлияние коррупции и экономической преступности. Таким образом, сущность коррупции состоит, прежде всего, в использовании служебных полномочий, авторитета власти и возможностей определенной категории должностных лиц.

Наибольшую опасность представляют коррупционеры в среде правоохранительных органов. По результатам проводившихся исследований большинство следователей и дознавателей (53 %, по другим данным — 80 %), на которых оказывалось неправомерное давление со стороны должностных лиц государственных органов и представителей общественных организаций, заявляли, что оно в подавляющем большинстве случаев осуществлялось через их руководство либо руководство иных правоохранительных органов [5, с. 147]. Если смотреть на данную ситуацию объективно, то становится ясно, что руководители далеко не всегда исходят из своих личных интересов. Правоохранительная система является достаточно закрытой для посторонних лиц, поэтому зачастую воздействие на следователей осуществляется, образно выражаясь, по «субординации» (через вышестоящих начальников и т. п.). Наряду с принятием соответствующих мер к отдельным руководителям и иным должностным лицам в правоохранительных органах за совершение неправомерных действий в пользу обвиняемых, наиболее эффективным средством противодействия так называемой низовой коррупции представляется совершенствование нормативного регулирования государственной службы, рост профессионализма ее служащих и т. д.

Важная роль отводится организации деятельности по профилактике коррупционных преступлений, совершенствованию основных тактических приемов их предотвращения. Если в прежние годы особое внимание уделялось мерам морального и общественного воздействия, в первую очередь, в трудовом коллективе, то в настоящее время следует признать, что на фоне повышения

приоритета материальной составляющей наблюдается тенденция к отрицательному отношению к нормам права, морали. Очевидно, что в этих условиях возрастает необходимость использования особых форм и методов с тем, чтобы обеспечить стабильную профилактическую деятельность. Главное внимание следует обратить на расширение и более эффективное применение правовых средств.

Стоит учесть, что в России пока еще не до конца сформирована система средств и методов борьбы с коррупцией. В частности, на законодательном уровне не определены понятия коррупционного преступления и коррупционного правонарушения. В отличие от России в Республике Казахстан, имеющей много общего с нашей страной, сделан серьезный шаг в разработке административного механизма и механизма правового регулирования предупреждения коррупции и злоупотребления властью. Так, казахстанское законодательство к числу коррупционных относит следующие нарушения:

— нарушение лицами, уполномоченными на осуществление государственных функций, дисциплинарных норм, выражающихся в получении дополнительного дохода запрещенным способом, или совершение действий, которые могут восприниматься как акты коррупции;

— административные проступки;

— преступления (коррупционные), ответственность за которые предусмотрена в статьях Уголовного кодекса Республики Казахстан.

Используя в процессе расследования преступления первые две дефиниции в совокупности с другими тактическими приемами, можно своевременно и эффективно нейтрализовать или минимизировать попытки противодействия расследованию любого преступления.

Зарубежные исследователи относят к коррупционным преступлениям взяточничество, непотизм (т. е. оказание покровительства на основе личных связей) и незаконное присвоение публичных средств для частного использования [6]. Уголовный кодекс Республики Казахстан в отдельной главе дает четкий перечень коррупционных преступлений: «присвоение или растрата вверенного чужого имущества»; «легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем»; «дача взятки»; «получение взятки»; «воспрепятствование осуществлению правосудия и производства предварительного расследования»; «бездействие по службе» и некоторые другие. При этом к числу характерных признаков уголовно наказуемой коррупции отнесены: исполь-

зование должностным лицом или государственным служащим своих полномочий или служебного положения; совершение указанных деяний с корыстными мотивами и иной личной заинтересованностью и т. п.

Нейтрализация или минимизация попыток противодействия расследованию со стороны коррумпированных представителей органов власти и управления — наиболее сложная задача. Здесь нужно исходить из следующей стратегии: указанные лица, в том числе представители СМИ, включаются в процесс противодействия расследованию не с самого его начала, а спустя некоторое время после получения ими определенного количества информации из законных источников. Поэтому вмешательство или попытки вмешательства в процесс расследования могут быть успешно преодолены следующими методами:

— правоохранительные органы после задержания подозреваемых или заключения под стражу обвиняемых действуют быстро и решительно;

— лица, которые проявляют активное любопытство к ходу расследования преступления в рамках уголовного дела, получают официальные предупреждения о возможности их допроса в качестве свидетелей;

— виновные лица изобличаются с привлечением их к уголовной ответственности.

Но все же особый упор необходимо сделать на оперативно-разыскные методы борьбы с деятельностью преступных сообществ и коррупцией, ведь эффективность такой работы определяется, прежде всего, успешностью оперативно-разыскных мероприятий, организацией деятельности оперативных подразделений, результативным проведением оперативной разработки фигурантов и т. п.

Актуальной задачей правоохранительных органов является дальнейшая разработка на новой правовой основе оперативных и тактико-криминалистических комбинаций. Существенная роль в этом принадлежит тактике применения технических средств обнаружения и фиксации доказательственной информации. Обобщение следственной и судебной практики свидетельствует о том, что сведения, зафиксированные с помощью технических средств в ходе оперативно-разыскных мероприятий, играют существенную роль в доказывании после проверки их в установленном процессуальном порядке. В частности, в числе высокоэффективных мер собирания доказательной информации о коррупционных и других преступлениях, совершенных членами преступных сообществ, следует выделить: снятие

информации с технических каналов связи; получение компьютерной информации; наблюдение (в том числе с применением специальных технических средств, с использованием аудио- и видеозаписи, фотосъемки); обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; сбор образцов для сравнительного исследования с целью их проверки по криминалистическим и другим учетам. Практика свидетельствует, что указанные и иные оперативно-разыскные мероприятия в сочетании с процессуальными (следственными) действиями, с экономическим анализом деятельности и состояния как юридических, так и физических лиц позволяют наиболее глубоко проникнуть в преступные сообщества и установить не только прямые факты конкретной преступной деятельности, но и их коррупционные связи.

При проведении разведывательных опросов необходимо учитывать социально-психологические особенности каждого человека в зависимости от сферы его работы. Ценной информацией могут обладать лица, которые непосредственно сталки-

ваются с фактами коррупции. К ним относятся предприниматели, работники СМИ, аудиторы и т. д. Постоянно общаясь с широким кругом лиц, они часто осведомлены о субъектах, склонных к коррупции. Об условиях, облегчающих совершение тех или иных преступлений, могут сообщить работники центров недвижимости, развлекательных заведений, судебные приставы и т. п.

Таким образом, работа правоохранительных органов по преодолению попыток противодействия расследованию должна строиться с учетом взаимосвязи организованной преступной деятельности и коррупции; носить комплексный характер, основанный исключительно на процессуальных и оперативно-разыскных мерах; использовать возможности следователя и сотрудника оперативного подразделения. Правильно выстроенная тактика действий правоохранительных органов в этой сфере способна повысить эффективность мер по преодолению попыток противодействия расследованию.

1. Лавров В. П. Противодействие раскрытию и расследованию корыстно-насильственных преступлений и криминалистические методы его нейтрализации. М., 2006.

2. Жердев В. А., Комиссаров В. И. Расследование серийных корыстно-насильственных преступлений, совершенных организованными преступными группами, на первоначальном этапе. М., 2002.

3. Урда М. Н., Шевелева С. В., Тененева И. В. Ответственность за контрабанду по уголовному законодательству стран — участниц Таможенного союза: проблемы унификации законодательства // Всероссийский криминологический журнал. 2017. Т. 11. № 1. С. 205—215.

4. Организованная преступность: проблемы, дискуссии, предложения. М., 1989.

5. Рахматуллин Р. Р. Криминалистические проблемы преодоления противодействия раскрытию и расследованию преступлений. Екатеринбург, 2005.

6. Лунеев В. В. Коррупция, учтенная и фактическая // Государство и Право. 1996. № 8. С. 78—91.

© Бирюков С. Ю., Алексеева А. П., 2019

1. Lavrov V. P. Counteraction to disclosure and investigation of mercenary and violent crimes and criminalistic methods of its neutralization. Moscow; 2006.

2. Zherdev V. A., Komissarov V. I. Investigation of serial selfish and violent crimes committed by organized criminal groups at the initial stage. Moscow; 2002.

3. Urda M. N., Sheveleva S. V., Teneneva I. V. Responsibility for smuggling under the criminal legislation of the countries-participants of the customs Union: problems of unification of legislation. All-Russian journal of criminology. 2017; Vol. 11, No 1: 205—215.

4. Organized crime: Problems, discussions, proposals. Moscow, 1989.

5. Rakhmatullin R. R. Forensic problems of overcoming counteraction to disclosure and investigation of crimes. Yekaterinburg; 2005.

6. Luneev V. V. Corruption, taken into account and actual. State and Law. 1996; № 8: 78—91.

© Biryukov S. Yu., Alekseeva A. P., 2019

Бирюков Святослав Юрьевич,

начальник кафедры предварительного расследования учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент; e-mail: Bir.slav@yandex.ru

Алексеева Анна Павловна,

профессор кафедры уголовного права учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России, доктор юридических наук, доцент; e-mail: alexeeva.va-mvd@yandex.ru

* * *

Biryukov Svyatoslav Yurevich,

head of the department

of preliminary investigation

of the training and scientific complex

of the preliminary investigation

in the law-enforcement bodies

of the Volgograd Academy

of the Ministry of the Interior of Russia,

candidate of juridical sciences, docent;

e-mail: Вir.slav@yandex.ru

Alekseeva Anna Pavlovna,

professor at the criminal law department of the educational and scientific complex on the preliminary investigation in the interior bodies of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, doctor of juridical sciences, docent; e-mail: alexeeva.va-mvd@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.