Федерации от 26.10.2011 г. № 37-Дп11-14 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
6. Брюн Ж.-П., Грей Л., Стивенсон К., Скотт К. Руководство по возврату активов для специалистов-практиков. М.: Альпина Паблишер, 2012. - 356 с.
7. Федоров А.Ю. Актуальные виктимологические проблемы обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов в условиях корпоративных конфликтов // Право и экономика. 2011. № 6. С. 51 - 61.
Серова Ольга Александровна, докт. юрид. наук, проф., зав. кафедрой гражданского права, [email protected] (Россия, Калининград, Балтийский федеральный университет им. И. Канта)
PROBLEMS OF LEGAL EVALUATION OF COMPANIES' HEADS ACTIVITY WITH THE ABUSE OF AUTHORITY AND WITHDRAWL OF COMPANY'S ASSETS
O.A. Serova
The problems of dispute resolution and investigation of cases related to the potential abuse of companies ' leaders of their powers. The result of such activities, as a rule, is a withdrawal of company's assets, violation of property rights ofparticipants. Countering such offenses is a matter of different fields of law. When selecting the method and form of protection of violated rights it is necessary o give a correct assessment of actions of the head taking into account criminological characteristics of his personality.
Key words: abuse of power, violation of property rights, the head of the organization, the withdrawal of assets.
Serova Olga Alexandrovna, doctor of jurid. science, professor, head of department of civil law, [email protected] (Russia, Kaliningrad, Immanuel Kant Baltic Federal University)
УДК 343.988:343.326
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖЕРТВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ПО ЭКСТРЕМИСТСКИМ
МОТИВАМ
Т. А. Аристархова
В статье рассматривается система типовых сведений о жертвах преступлений экстремистской направленности. Автором выделены основные типы потерпевших по преступлениям данного вида, а также взаимосвязь экстремистских мотивов совершения таких деяний и подбора жертв и совершения конкретных криминальных деяний.
Ключевые слова: экстремистские преступления, жертва преступления, потерпевший, криминалистическая характеристика преступления.
В системе криминалистической характеристики преступлений, совершенных по экстремистским мотивам, одно из ключевых мест занимают типовые сведения о личности жертвы (потерпевшего). Отметим, что о
личностных характеристики и качества потерпевшего, особенности его поведения зачастую выступают причинами совершения в отношении него преступлений рассматриваемого вида. При этом потерпевшими от рассматриваемых экстремистских деяний могут выступать лица, в отношении которых совершено посягательство на жизнь, причинен вред различный вред здоровью, а также моральный или имущественный вред. Имущественный вред также может быть причинен имуществу различных юридических лиц.
Стоит отметить, что применительно к изучению жертв экстремистских преступлений против прав и законных интересов человека и гражданина криминалистикой могут активно использоваться знания криминологического характера. Например, как отмечает К.В. Вишневецкий, «...каждая социальная группа имеет определенную степень виктимности, связанную с характерными именно для нее параметрами. При этом следует исходить из того, что виктимность социальных страт представляет собой разновидность групповой виктимности» [1,С. 19]. Указанная характеристика в должной мере подходит к общим признакам различных социальных групп, определенные из которых и предопределяют формирование и реализацию экстремистского мотива (политической, расовой, национальной, религиозной и пр. ненависти или вражды) совершения рассматриваемых преступлений в отношении конкретных представителей такой социальной общности или группы. При этом не обязателен фактическое отношение жертвы и той социальной группы, в отношении которой преступники-экстремисты испытывают ту или иную социальную ненависть или вражду. Достаточен сам факт отнесения преступниками потерпевшего к такой группе по каким-либо признакам. В числе таких признаков: признаки внешности, элементы одежды или прически, степень владения определенным языком или особенности произношения, местонахождение в определенное время, место жительства или работы и некоторые другие.
Здесь стоит отметить, что для общего определения жертв экстремистских преступлений против прав и законных интересов человека в юридической литературе иногда используется такой термин как «интегративная жертва». Такая жертва появляется там, где ущерб от преступных действий, даже направленных против общности, материализован в причинение вреда непосредственно лицам, составляющим эту группу [2,С.36]. В этом смысле общность людей, представляемая как жертва, - это совокупность жертв -физических лиц.
Согласимся в целом с мнением, что жертвами преступлений экстремистской направленности выступают лица, которым индивидуально или коллективно был причинен имущественный, физический, моральный вред или права и законные интересы которого были существенно ущемлены, в результате совершения в отношении них криминальных деяний по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, обладающей социально-демографическими, нравственно-психологическими, биофизическими качествами, способствующими в разной
степени, в зависимости от объективных и субъективных факторов конкретной ситуации, формированию условий возможного причинения вреда [3,С.34].
Наиболее распространенным типом потерпевших - физических лиц по рассматриваемой категории преступлений выступают лица, обладающие определенными биологическими, антропологическими признаками и являющиеся представителями некоренной расы или национальности в какой-либо местности или регионе (68,5 % от общего количества потерпевших -физических по рассматриваемой категории дел, изученных в ходе эмпирического исследования).
Следует отметить, что численность потерпевших именно этой группы обусловлена, во-первых, доминированием в структуре рассматриваемых деяний преступлений, совершаемых по мотивам расовой и национальной ненависти и вражды. Во-вторых, преступники-экстремисты и организованные преступные формирования, действующие в том или ином регионе страны, представляют, как правило, титульную для этой территории национальность, и, в этой связи, более предрасположены к преступным действиям по отношению к лицам, чья раса или национальность отличается от их собственной. Как следствие, такие преступления чаще всего направлены против представителей некоренных для данного региона рас и национальностей. Они призваны вызвать неприязнь, чувство ненависти к их культуре, образу жизни, языку, национальным традициям. Факторами, побуждающими к совершению таких преступлений или сопровождающими такие деяния, могут стать обвинения, в том числе клеветнические, представителей иной национальности, расы в том, что они являются источником экономических проблем, социальной напряженности, преступности и т.п., специально организованные провокации, имеющие национальную окраску, бытовые, территориальные или имущественные конфликты между представителями различных национальностей.
Например, в центральном или в северо-западном регионах страны, где проводилось наше основное эмпирическое исследование, жертвами экстремистских преступлений против прав и законных интересов человека и гражданина чаще выступают лица, имеющие «неславянскую» внешность или происхождение. При этом потерпевшими выступают как граждане России, так и граждане других государств: стран Средней Азии, Афганистана, Вьетнама, Гвинеи-Бисау, Ливии, Сирии, Турции, Иордании, Китая и др.
Механизм рассматриваемых деяний отличает случайный характер выбора конкретной жертвы преступниками, отсутствие в большинстве случаев предшествующих экстремистским преступлениям личностных связей «жертва-преступник», отсутствие специальной подготовки нападения на конкретного потерпевшего (при возможный общей подготовке к экстремистским акциям, а также предшествующим нападениям криминальным «рейдам» в поисках лиц, принадлежащих к неправильной, по мнению преступников, расе или национальности), особая жестокость совершения таких деяний в сочетании с эксцессами исполнителей со стороны отдельных членов преступных групп.
Тесно связанными с националистическими оказываются мотивы религиозной вражды и ненависти, по которым преступники, совершая
экстремистские преступления, выбирают своих жертв. Потерпевшими по этой категории дел выступают физические лица - последователи различных религий, священники, раввины, муфтии, другие служители культов, обслуживающий персонал мест религиозного поклонения (церквей, храмов, мечетей, синагог). Такие деяния имели место в 14,7 % изученных нами случаев. Экстремистские посягательства по мотивам религиозной ненависти и вражды посягают как на жизнь и здоровье таких лиц, так и на другие охраняемые законом религиозные отношения и права в этой сфере.
Такие деяния также совершаются в отношении мест религиозного поклонения (церквей, храмов, мечетей, синагог), находящихся в них предметов религиозного назначения (например, икон, алтарей, священных книг и писаний и т.д.), другого имущества. Так, например, 20-летняя студентка из одного из высших учебных заведений г.Барнаул была признана виновной по ч.1 ст.282 УК РФ («Действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства группы лиц по признакам расы и национальности, совершенные публично»), за осквернение здания синагоги. Преступные действия были совершены по мотивам личной ненависти и вражды к определенной этнической и религиозной группе и выразились в нанесении на стенах здания синагоги и еврейской общины посредством краски призывов экстремистского содержания, а также рисунки, пропагандирующие расистские идеи.
Потерпевшими от экстремистских преступлений рассматриваемой категории могут выступать представители различных субкультур, сторонники и члены неформальных движений и сообществ (5,8 % изученных случаев).
В социологии субкультура (от латинского «sub» - под и «cultura» -воспитание) определяется как система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование, отличающееся от большинства общества, в рамках доминирующей культуры. Субкультура возникает как позитивная или негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру среди различных социальных слоев и возрастных групп. Что касается молодежной субкультуры, то она характеризуется собственным мировоззрением, своеобразными манерами поведения, стилями одежды и прически, формой проведения досуга и т. д. [4,С.34]
Подобные субкультуры, как общественные формирования, другие неформальные объединения и движения, многообразны и некоторые из них вызывают идеологическую или иную социальную ненависть и вражду со стороны представителей других социальных групп (например, тех же скинхедов).
В последнее время усиливается проблема экстремистского поведения определенных категорий спортивных болельщиков - так называемых фанатов-ультрас. Например, по данным научных исследований практически у всех крупных российских клубов имеются различные официальных и нелегальные объединения фанатов-болельщиков, насчитывающим сотни тысяч человек. Некоторые из них считаются группировками европейского масштаба («Red-Blue
Warriors» (ПФК«ЦСКА»), «Flint's Crew»^K«CnapTaK»)H«Ultras»^K«3eHffr»)). Объединения фанатов, по мнению исследователей, отличаются от других субкультур высокой сплоченностью, внутренней иерархией, дисциплиной и координацией [5,С.45]. Хорошо организованные, имеющие криминальный опыт драк и противодействия работе правоохранительных органов, подчас вооруженные и разделяющие националистические взгляды подобные организованные формирования могут принять активное участие в совершении экстремистских акций, как в отношении болельщиков других спортивных клубов и обществ, так и в отношении многих других социальных групп, а также провоцировании массовых беспорядков.
Мотивы идеологической вражды могут стать причиной преступлений экстремистского характера в отношении членов общественных формирований, протестующих против националистической или расисткой идеологии. Известны примеры, когда жертвами экстремистских преступлений становились активисты антифашистских организаций, различных правозащитных объединений.
В особую социальную группу, в отношении которой нередко совершаются экстремистские преступления, входят лица без определенного места жительства. По результатам эмпирического исследования посягательства на жизнь и здоровье таких лиц, совершенные по мотивам ненависти и вражды к представителям этой социальной группы, имели место в 15,5 % изученных случаев. Преступления в отношении указанных лиц также обычно совершаются с особой жестокостью. Жертвы подыскиваются в ходе криминальных «рейдов» в местах нахождения, питания таких лиц, попрошайничества и пр.
В числе потерпевших экстремистских преступлений рассматриваемого вида необходимо выделить лиц (их близких), ставших жертвами посягательства в связи с осуществляемой ими правоохранительной деятельностью или деятельностью, содействующей раскрытию и расследованию экстремистских преступлений. При этом такие посягательство могут иметь место в связи с осуществляемым противодействием расследованию, либо являться следствием мести в отношении ранее выполненной профессиональной деятельности. как в целях противодействия расследованию. Факты таких посягательств имели место по 7,9 % изученных уголовных дел. В следственной практике встречаются примеры преступных посягательств на судей, экспертов по проблемам ксенофобии и национальных отношений, принимавших участие в рассмотрении или расследовании дел рассматриваемой категории. Добавим лишь, что объектами посягательства могут выступать также члены семьи или иные близки люди. Так, в сентябре 2009 г. молодежная экстремистская группа, действовавшая в г. Хабаровск, состоявшая из 4 человек в возрасте от 15 до 23 лет организатором которой был 15-летний школьник, совершила покушение на поджог здания Еврейского культурного центра и синагоги, куда преступники бросили две бутылки с зажигательной смесью. Впоследствии та же группа попыталась поджечь дом сотрудника центра по противодействию экстремизму Главного управления МВД РФ по ДФО, в то время когда там находились члены
его семьи. По счастливой случайности бутылка с зажигательной смесью, брошенная в дом оперативного сотрудника, не попала в него.
Жертвами рассматриваемых преступлений против прав и законных интересов человека и гражданина могут также стать лица, случайно ставшие очевидцами совершения преступления или попытавшиеся защитить от нападающих других лиц (2% изученных случаев).
Необходимо добавить, что жертвами преступной деятельности экстремистских преступных групп и сообществ групп могут выступать их же действующие или бывшие члены, заподозренные в сотрудничестве с правоохранительными органами, иногда - ставшие жертвами внутригрупповых разборок за сферы криминального влияния или финансирования (3,2 % изученных случаев).
В 6,9 % изученных случаев жертвами рассматриваемых преступлений стали несовершеннолетние, в том числе дети.
Здесь также стоит отметить, что по делам о преступлениях рассматриваемой категории, совершаемых путем размещения материалов и призывов экстремистского характера в компьютерных социальных сетях («Вконтакте», «Фейсбук», «Одноклассники», «Твиттер», «Инстраграм» и др.), круг потерпевших от такого преступления лиц может быть крайне широк.
Практическое значение сведений о жертве (потерпевшем) экстремистских преступлений с криминалистической точки зрения проявляется в более полной и грамотной оценке следователем способа и ситуации совершения преступных деяний, особенностей мотива такой преступной деятельности, объема криминалистически значимой информации, которая может быть получена в ходе исследования материальных следов преступлений или в виде показаний. Очевидно, что знание таких особенностей позволит более тщательно планировать ход различных следственных действий с участием потерпевших, нейтрализовывать последствия возможного воздействия на них со стороны преступников или иных лиц в целях противодействия расследованию, своевременно принять эффективные меры по обеспечению государственной защиты потерпевшего по рассматриваемой категории дел.
В случае гибели потерпевшего, а также нахождения его в опасном для жизни состоянии, не позволяющем проводить с ним какие-либо следственные действия или идентификационные мероприятия, типовые сведения о жертве способствуют установлению конкретных данных о его личности. Также, как справедливо отмечается в криминалистической литературе, такие сведения будут способствовать сбору и анализу конкретной информации о том, какие признаки или действия жертвы могли спровоцировать в отношении него преступление, в какой свойства потерпевшего находятся со свойствами, признаками и качествами преступников [6,С. 10]. Иными словами, анализ такой взаимосвязи реализуется по схеме: от личности к потерпевшего к мотиву экстремистского преступления; от мотива такого деяния - к личности преступника и характеристике преступной группы.
Список литературы:
1. Вишневецкий К.В. Виктимологические проблемы преступности в западной криминологической науке. - Краснодар, 2005.
2. Ривман Д.В. Криминальная виктимология. - СПб.: Питер, 2002.
3.Цыбелов А. Классификация жертв преступлений экстремистской направленности // Законность. 2008, №11.
4.Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. — М.: Ин-т социологии РАН, 2000.
5.Сумачев А.В., Монаков И.В. Молодежный экстремизм как проявление субкультурных факторов // Правовые основы противодействия экстремистской деятельности / Материалы научно-практической конференции (11 февраля 2011 г.). - Тюмень: Тюмень, 2011.
6.Неволина Н. Е. Криминалистическое значение информации о личности жертвы убийства . Автореферат дис... канд. юрид. наук. - Екатеринбург,2003.
Аристархова Татьяна Анатольевна, заместитель директора института права и управления Тульского государственного университета. +7(4872)35-55-85, tanya [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
FORENSIC CHARACTERISTICS OF VICTIMS OF CRIME PERPETRATED ON
EXTREMIST MOTIVES T.A.Aristarhova
The article discusses the types of information system for the victims of extremist crimes. The author of the main types of victims of crimes of this type, and the relationship of extremist motives for such acts and selection of victims and commit specific criminal acts.
Keywords: extremist crimes, the victim of crime, the victim, forensic characterization of the
crime.
Aristarkhova Tatiana Anatolievna, Deputy Director of the Institute of Law and Administration of the Tula State University. +7 (4872) 35-55-85, [email protected] (Russia, Tula, Tula State University)