Научная статья на тему 'КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ПОТЕРПЕВШЕГО ПРИ СОВЕРШЕНИИ ТЕЛЕФОННОГО МОШЕННИЧЕСТВА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО С ТЕРРИТОРИИ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО- ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ПОТЕРПЕВШЕГО ПРИ СОВЕРШЕНИИ ТЕЛЕФОННОГО МОШЕННИЧЕСТВА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО С ТЕРРИТОРИИ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО- ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / ТЕЛЕФОННОЕ МОШЕННИЧЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ ПОТЕРПЕВШЕГО / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Экономюк Виктория Сергеевна

Как и любому виду преступлений, телефонному мошенничеству присуща обособленная криминалистическая характеристика. Данный вид преступлений еще недостаточно изучен, особенно в части портрета потенциального потерпевшего. В статье рассматривается криминалистическая характеристика телефонного мошенничества в контексте личности потерпевшего: пол, возраст, семейное положение, место жительства, финансовые привычки, наличие высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Экономюк Виктория Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORENSIC CHARACTERISTICS OF THE PERSONALITY OF THE VICTIM DURING THE COMMISSION OF TELEPHONE FRAUD, CARRIED OUT FROM THE TERRITORY OF INSTITUTIONS OF THE PENITENTIARY SYSTEM

Like any type of crime, telephone fraud has a distinct criminalistic characteristic. This type of crime has not yet been sufficiently studied, especially in terms of the portrait of the potential victim. The article considers the criminalistic characteristics of telephone fraud in the context of the personality of the victim: sex, age, marital status, place of residence, financial habits, higher education.

Текст научной работы на тему «КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ПОТЕРПЕВШЕГО ПРИ СОВЕРШЕНИИ ТЕЛЕФОННОГО МОШЕННИЧЕСТВА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО С ТЕРРИТОРИИ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО- ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

УДК 343

DOI 10.23672/b0282-8753-7961 -t

Экономюк Виктория Сергеевна

аспирантка,

Российский государственный университет правосудия zistabloom@yandex.ru

Viktoria S. Ekonomiyk

Postgraduate,

Russian State University of Justice zistabloom@yandex.ru

Криминалистическая

характеристика личности потерпевшего при совершении телефонного мошенничества, осуществляемого с территории учреждений уголовно-исполнительной системы

Forensic characteristics

of the personality of the victim during the commission of telephone fraud, carried out from the territory of institutions of the penitentiary system

Аннотация. Как и любому виду преступлений, телефонному мошенничеству присуща обособленная криминалистическая характеристика. Данный вид преступлений еще недостаточно изучен, особенно в части портрета потенциального потерпевшего. В статье рассматривается криминалистическая характеристика телефонного мошенничества в контексте личности потерпевшего: пол, возраст, семейное положение, место жительства, финансовые привычки, наличие высшего образования.

Ключевые слова: криминалистическая характеристика, телефонное мошенничество, личность потерпевшего, уголовно-исполнительная система.

Annotation. Like any type of crime, telephone fraud has a distinct criminalistic characteristic. This type of crime has not yet been sufficiently studied, especially in terms of the portrait of the potential victim. The article considers the criminalistic characteristics of telephone fraud in the context of the personality of the victim: sex, age, marital status, place of residence, financial habits, higher education.

Keywords: forensic characteristics, telephone fraud, identity of the victim, penal system.

Проблема телефонного мошенничества все еще не теряет своей актуальности. В течение 2021 года проблема телефонного мошенничества не решилась и не исчезла. Наиболее достоверными представляются статистические данные, заявленные заместителем начальника следственного департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) полковником юстиции Данилом Филипповым: «Всего за 11 месяцев текущего [2021] года сумма причиненного ущерба по данному виду преступлений составляет 45 млрд рублей» Вместе с тем, также были опубликованы данные по количеству совершенных преступлений - 494 тысячи [2].

О проблеме телефонного мошенничества давно известно не только в правоохранительных органах, но и в крупных российских банках. Специалисты банков пристально изучают механизм совершения преступления с позиции движения денежных средств. В годовом отчете ПАО «Сбербанк» за 2017 г., в разделе «лидерство в безопасности», указано, что «Эксперты службы безопасности Сбербанка в режиме 24/7 проводят сбор и анализ наиболее значимой информации по фактам мошенничества, совершаемым в отношении банка и его клиентов» [3].

Таким образом, эксперты Сбербанка через пеленгацию средств сотовой связи и комплектующих к ним, видят напрямую транзакции, связанные с перемещением денежных средств, например, из колоний, тюрем и следственных изоляторов в режиме реального времени.

Для целей понимания актуальности исследуемой проблемы представляется логичным провести подсчеты: численность населения в возрасте от 20 до 60 лет в России составляет около 80 миллионов человек [5]. Необходимо принять условие, что мошенники производят в течение одного года около 70 млн звонков, за один день получается -около 192 тысяч звонков, то есть в час около 8 тысяч звонков. Целесообразно принять за условие, что продолжительность телефонного разговора зависит от реакции потенциальной жертвы. Таким образом, следует предусмотреть три варианта развития событий:

1. Потенциальная жертва уже в начале разговора понимает, что звонок идет от мошенников -длительность соединения одна минута.

2. Потенциальная жертва понимает, что звонят мошенники не сразу, а в процессе общения - длительность соединения три минуты.

3. Потенциальная жертва доверяет мошенникам и сообщает данные о кредитных учреждениях, где открыты банковские счета или производит с ними манипуляции - длительность соединения свыше 10 минут.

Таким образом, для развития доверительного разговора и последующего обмана необходимо как минимум 10 минут непрерывного общения, связанного с возможностью выхода в сеть Интернет для реализации функций банковских приложений. Следует также отметить, что основная часть звонков не дает мошенникам результата, поскольку общество имеет представление о телефонном мошенничестве и быстрее прерывает разговор на фразах «сотрудник безопасности» и другие. Тогда можно принять, что средняя продолжительность телефонного разговора составляет 2 минуты. Дальнейшие расчеты показывают, что каждые 2 минуты в сутки совершается 270 звонков от мошенников, а если брать только дневное время, то количество звонков в течение 2 минут составит около одной тысячи. Такую плотность звонков могут обеспечить только организованные колл-центры (CALL - англ. звонить), которые в своем суммарном составе имеют не одну тысячу человек. Такое количество людей, свободных от официальной трудовой деятельности, имеется только в учреждения уголовно-исполнительной системы (далее - УИС).

Изучение портрета потенциальной жертвы телефонного мошенничества позволит в будущем эффективнее организовывать и проводить профилактические и просветительские мероприятия по отношению к гражданскому населению с целью предупреждения новых преступлений.

Под угрозу совершения мошенничества попадают чаще всего те лица, сим-карты которых зарегистрированы в городах-миллионниках. Вышесказанное исходит из разумного предположения, что заработная плата и уровень жизни в мегаполисах существенно выше, к примеру, в поселках городского типа, деревнях. Следовательно, указанная категория лиц имеет возможность откладывать на банковские счета накопленные денежные средства на крупные покупки (квартира, машина, предметы роскоши, бытовая техника, дорогостоящее лечение), которые и интересуют злоумышленников.

По данным исследований компании ООО «Бизон» (дочерняя организация ПАО «СБЕРБАНК»), самыми уязвимыми регионами в России оказались города федерального значения: Москва и Санкт-Петербург. На столичный регион приходится 28,8 % всех звонков. Далее идут: Санкт-Петербург и Ленинградская область (8,7 %), Краснодарский край (3,4 %), Свердловская область (3,1 %), Ростовская область (2,4 %), Самарская область (2,3 %). Среди целей мошенников также жители Челябинской, Нижегородской и Новосибирской областей (по 2%), Татарстана и Башкирии (по 1,9 %), а также Красноярского края (1,5 %) [6].

Также, наиболее уязвимой категорией населения при осуществлении мошенничества следует считать пенсионеров, предпенсионеров, инвалидов.

Уважительное обращение по телефону, представление сотрудником службы безопасности крупнейшего банка страны уже заочно вызывает доверие у последних, а уверенный тон и отсутствие времени на размышление лишь способствуют совершению преступления. Однако в категорию потенциальных жертв также может и попасть более молодое работающее население России, поскольку уровень доверия к банковской системе, в целом, достаточно велик. Основной фактор в данных ситуациях - отсутствие времени на принятие решения, а также - страх потери возможности расплачиваться за товары или услуги. Жертва полагает, что простой телефонный звонок способен решить проблему «несанкционированного перевода денежных средств», поскольку на вооружении банков есть, например, системы распознавания голоса, узнающие звонящих и разговаривающих клиентов банка. Исходя из вышесказанного, потерпевшие без подозрений сообщают цифры, приходящие по СМС, и теряют доступ к интернет-банку.

Таким образом, типичными потерпевшими становятся легко внушаемые граждане как молодого, так и старшего поколения, как владеющие, так и невладеющие информационного-коммуникаци-онными технологиями, проживающие в крупных городах и имеющие возможность накапливать капитал.

Жертвами телефонных мошенников могут стать и мужчины, и женщины любого возраста, профессии. Однако существует ряд исследований, обосновывающих определенные возрастные рамки, предположительный пол и род занятий потенциальных жертв. Указанные характеристики формируются исходя из анализа жалоб и заявлений, получаемых от пострадавших. В данном случае, предпочтение следует отдать отчетам банков, поскольку изначально именно они сталкиваются с обманутыми людьми.

Например, ОТП Банк отмечает, что «часто жертвами телефонных преступников становятся мужчины, а люди, состоящие в браки, попадаются на уловки социальной инженерии в 2 раза реже, чем неженатые. В сети преступников чаще попадают люди младше 33 лет и старше 68. Кроме того, мошенники чаще пытаются связаться с владельцами кредитных карт, а средний чек успешного мошенничества составляет около 10000 рублей. Наиболее бдительные клиенты ОТП Банка живут на Дальнем Востоке, а самые доверчивые - в южных регионах и на Урале» [4].

Помимо прочего, важным критерием для выбора жертвы является высшее образование. Как правило, люди с высшим образованием зарабатывают больше и, соответственно, сумма подозрительной операции, которая испугает жертву, будет значительно выше. Главным критерием выступает то, что мошенник должен назвать такую сумму, которая теоретически может находиться на банковском счете у жертвы и потеря которой заставит ее нервничать, паниковать и принимать неверные решения. «Чаще всего жертвами

телефонных мошенников, притворяющихся сотрудниками банков, становятся одинокие мужчины в возрасте 28-37 лет с высшим образованием» [1].

Таким образом, существуют объективные и субъективные причины, по которым указанные преступления продолжают совершаться. Более того, число таких злодеяний из года в год имеет

Литература:

1. В России описали портрет типичной жертвы телефонных мошенников URL : https://lenta.ru/ne ws/2020/12/06/victim/ (дата посещения 17.10.2021).

2. В МВД назвали сумму ущерба от телефонного мошенничества URL : https://iz.ru/1264176/2021-12-14/v-mvd-nazvali-summu-ushcherba-ot-telefon nogo-moshennichestva-s-nachala-goda (дата посещения 12.03.2022).

3. Годовой отчет ПАО «Сбербанк». URL : https:// 2017.report-sberbank.ru/ru/performance-overview/te chnology/cybersecurity (дата посещения 27.02.2021).

4. ОТП Банк составил социальный портрет жертвы телефонных мошенников. URL : https:// www.otpbank.ru/about/press-centr/news/0115384/ (дата посещения 17.10.2021).

5. Федеральная служба государственной статистики. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 01 января 2020 года URL : https://gks.ru/bgd/regl/b20_111/Main.htm (дата посещения 22.06.2021).

6. Эксперты назвали самые популярные среди телефонных мошенников регионы. URL : https:// xco.news/article/2020/12/29/eksperty-nazvali-samy e-populyarnye-sredi-telefonnyh-moshennikov-re-giony?utm_source=email&from=email (дата посещения 18.03.2021).

тенденцию к увеличению. Для наиболее успешной профилактики и раскрытия вышеописанных преступлений необходима научная разработка портрета потенциальной жертвы на основе наполняемых статистических данных о поле, возрасте, семейном положении, месте жительства, финансовых привычках, наличии высшего образования и других характеристиках.

Literature:

1. In Russia they described the portrait of a typical victim of telephone scammers. URL : https://lenta.ru/ news/2020/12/06/victim/ (date of visit 17.10.2021).

2. The Ministry of Internal Affairs named the amount of damage from phone fraud. URL : https:// iz.ru/1264176/2021 -12-14/v-mvd-nazvali-summu-us hcherba-ot-telefonnogo-moshennichestva-s-nacha la-goda (date of visit 12.03.2022).

3. Annual report of Sberbank PJSC. URL : https:// 2017.report-sberbank.ru/ru/performance-overview/ technology/cybersecurity (date of visit 27.02.2021).

4. OTP Bank compiled a social portrait of a victim of telephone fraudsters. URL : https://www.otpbank.ru/ about/press-centr/news/0115384/ (date visited 17.10.2021).

5. Federal State Statistics Service. Population of the Russian Federation by gender and age as of January 01, 2020. URL : https://gks.ru/bgd/regl/b20_111/ Main.htm (date visited 22.06.2021).

6. Experts named the most popular regions among phone scammers. URL https://xco.news/arti-cle/2020/12/29/eksperty-nazvali-samye-populyarn ye-sredi-telefonnyh-moshennikov-regiony?utm_sour ce=email&from=email (date visited 18.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.