Научная статья на тему 'КРИКЕТНЫЙ ТУРНИР 1911 Г. В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНДО-БРИТАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ КОНЦА XIX – НАЧАЛА ХХ ВЕКА'

КРИКЕТНЫЙ ТУРНИР 1911 Г. В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНДО-БРИТАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ КОНЦА XIX – НАЧАЛА ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Индия / Великобритания / спорт / крикет / национальное самосознание / патриотизм / колониальная политика / India / Great Britain / sports / cricket / national identity / patriotism / colonial policy

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Симонов Константин Викторович, Куликова Татьяна Алексеевна

В статье рассматриваются события, связанные с подготовкой и проведением летом 1911 г. игрового турне индийской сборной по крикету. Спортсмены, представлявшие самые разные территории и религиозные общины Индии, посетили Англию, где выступили против команд известнейших британских крикетных клубов из Лондона, Оксфорда и Кембриджа. Внимание к различным составляющим организации этих матчевых встреч и всего крикетного тура позволяет оценить степень переплетения спортивных событий с целевыми установками и конкретным содержанием имперской политики Великобритании, проанализировать позицию английских колониальных властей, ряда видных индийских политиков и общественных деятелей по поводу состояния и перспектив развития индо-британских отношений. Отмечается, что крикетный турнир 1911 г. может рассматриваться как инструмент публичной дипломатии с характерным включением спортивных событий в социально-политическую жизнь и систему международных отношений того времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Симонов Константин Викторович, Куликова Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE 1911 CRICKET TOURNAMENT IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT INDO-BRITISH RELATIONS OF THE LATE XIX – EARLY XX CENTURY

The article examines the events related to the preparation and conduct of the Indian cricket team's game tour in the summer of 1911. Athletes representing a wide variety of territories and religious communities of India visited England, where they opposed the teams of the most famous British cricket clubs from London, Oxford and Cambridge. Attention to the various components of the organization of these match meetings and the entire cricket tour allows us to assess the degree of intertwining of sporting events with the objectives and specific content of British imperial policy, to analyze the position of the British colonial authorities, a number of prominent Indian politicians and public figures on the state and prospects for the development of Indo-British relations. It is noted that the 1911 cricket tournament It can be considered as an instrument of public diplomacy with the characteristic inclusion of sports events in the socio-political life and the system of international relations of that time.

Текст научной работы на тему «КРИКЕТНЫЙ ТУРНИР 1911 Г. В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНДО-БРИТАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ КОНЦА XIX – НАЧАЛА ХХ ВЕКА»

References and Sources

1. Varshavskij rechnoj yaht-klub i grebnoe obshchestvo // Velosipedist i rechnoj yaht-klub. 1892. - №2 31. - 10 noyabrya. - S. 11-12.

2. Kopylov S.N. Bor'ba s soslovnoj organizaciej Estlyandskogo imperatorskogo yaht-kluba // Journal Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research. - 2020. - T. 8. - № 8. - S. 63-69.

3. Kopylov S.N. Klub «Smelyh parusnikov» kak osnovatel' vodnogo sporta v Pribaltike // Rubezhi istorii. - 2020. - №2 5(11). - S. 29-32.

4. Kopylov S.N. Konfiskaciya sudov inostrannyh poddannyh u rossijskih yaht-klubov vo vremya Pervoj mirovoj vojny // Kaspijskij region: politika, ekonomika, kul'tura. - 2021. - № 1 (66). - S. 61-66.

5. Kopylov S.N. Organizaciya upravleniya Revel'skoj gavani Estlyandskogo morskogo yaht-kluba // Rubezhi istorii. - 2020. - №2 6(12). - S. 27-30.

6. Kopylov S.N. Osveshchenie v presse stanovleniya Estlyandskogo imperatorskogo yaht-kluba // Journal Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research. - 2020. - T. 8. - № 8. - S. 26-32.

7. Kopylov S.N. Problema najma inostrannyh specialistov morskogo dela v Estlyandskom imperatorskom yaht-klube // Journal Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research. - 2021. - T. 8. - №2 9. - S. 15-20.

8. Kopylov S.N. Sozdanie Estlyandskogo morskogo yaht-kluba (k postanovke problemy issledovaniya) // Rubezhi istorii. - 2020. - №2 4(10). - S. 25-29.

9. Kopylov S.N., Livencev D.V. Razvitie Estlyandskogo morskogo yaht-kluba v konce XIX v. // Uchenye zapiski: elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2021. - №2 1 (57). [Elektronnyj resurs] URL: (data obrashcheniya: 27.03.2021.). (132 kb).

10. Korobchuk A.O. Katok Voronezhskogo Petrovskogo yaht-kluba // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. - 2013. - №2 2 (44). - S. 49-52.

11. Korobchuk A.O. Vodnye sorevnovaniya Petrovskogo Voronezhskogo yaht-kluba v 1912 g. // Kul'tura i fizicheskoe zdorov'e. - 2014. - №2 4 (51) -S. 54-57.

12. Korobchuk A.O. Voronezhskij Petrovskij yaht-klub (1875 - 1917 gg.). - Voronezh, 2014. - 96 s.

13. Korobchuk A.O. Obuchenie vodnomu sportu v yaht-klube goroda Voronezha // Formirovanie professional'noj kompetentnosti specialistov v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya: Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. - Voronezh, 2014. - S. 113-114.

14. Korobchuk A.O. Organizaciya katka Voronezhskogo petrovskogo yaht-kluba // Bereginya-777-Sova. - 2015. - №2 1(24) - S. 85-88.

15. Korobchuk A.O. Organizaciya Petrovskogo Voronezhskogo yaht-kluba // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. - 2013. - №2 3 (45). - S. 71-73.

16. Korobchuk A.O. Pervye gody sushchestvovaniya Voronezhskogo yaht-kluba // Bereginya 777-Sova. - 2013. - №2 3. - S. 10-16.

17. Korobchuk A.O. Prinyatie ustava Voronezhskogo Petrovskogo yaht-kluba // Teoriya i praktika innovacionnyh tekhnologij v APK. - Voronezh, 2013. S. 72-74.

18. Korobchuk A.O. Razvitie struktury yaht-kluba v Voronezhe do 1917 g. // Tvoj tovarishch. - 2013. - №2 8. - S. 12-19.

19. Korobchuk A.O. Sozdanie yaht-kluba v Voronezhe // Sozvezdie. - 2013. - № 1. (2) - S. 91-110.

20. Korobchuk A.O. Yaht-klub v Voronezhe do 1917 g. // Bereginya 777-Sova. 2013. - № 3 (22). - S. 6-14.

21. Korobchuk A.O. Yaht-klub Voronezha kak centr sportivnoj zhizni dorevolyucionnoj russkoj provincii // Formirovanie professional'noj kompetentnosti specialistov v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya: Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. - Voronezh, 2013. - S. 195-197.

22. Livencev D.V. Na zare voronezhskogo futbola // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. - 2014. - №2 2. - S. 48-50.

23. Livencev D.V. Nachalo voronezhskogo futbola // Voronezhskoe kraevedenie: tradicii i sovremennost'. Materialy nauchno-prakticheskoj kraevedcheskoj konferencii. - Voronezh, 2014. - S. 42 - 43.

24. Livencev D.V. Petrovskij Voronezhskij yaht-klub kak centr gorodskoj kul'turnoj zhizni // Teoriya i praktika innovacionnyh tekhnologij v APK. -Voronezh, 2013. - S. 13-15.

25. Livencev D.V. Stanovlenie voronezhskogo futbola // Tvoj Tovarishch. - 2014. - №2 11. - S. 36-39.

ДЕВЯТКИНА АНЕЛЬ ТУРСЫНГАЗЫЕВНА - соискатель, Воронежский государственный педагогический университет. DEVYATKINA, ANEL T. - candidate of Voronezh State Pedagogical University (mail_for_anel@mail.ru).

УДК 796.358:325.8 DOI: 10.24412/2308-264X-2024-2-74-83

СИМОНОВ К.В., КУЛИКОВА Т.А. КРИКЕТНЫЙ ТУРНИР 1911 Г. В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНДО-БРИТАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Ключевые слова: Индия, Великобритания, спорт, крикет, национальное самосознание, патриотизм, колониальная политика.

В статье рассматриваются события, связанные с подготовкой и проведением летом 1911 г. игрового турне индийской сборной по крикету. Спортсмены, представлявшие самые разные территории и религиозные общины Индии, посетили Англию, где выступили против команд известнейших британских крикетных клубов из Лондона, Оксфорда и Кембриджа. Внимание к различным составляющим организации этих матчевых встреч и всего крикетного тура позволяет оценить степень переплетения спортивных событий с целевыми установками и конкретным содержанием имперской политики Великобритании, проанализировать позицию английских колониальных властей, ряда видных индийских политиков и общественных деятелей по поводу состояния и перспектив развития индо-британских отношений. Отмечается, что крикетный турнир 1911 г. может рассматриваться как инструмент публичной дипломатии с характерным включением спортивных событий в социально-политическую жизнь и систему международных отношений того времени.

SIMONOV, K.V., KULIKOVA, T.A. THE 1911 CRICKET TOURNAMENT IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT INDO-BRITISH RELATIONS

OF THE LATE XIX - EARLY XX CENTURY

Key words: India, Great Britain, sports, cricket, national identity, patriotism, colonial policy.

The article examines the events related to the preparation and conduct of the Indian cricket team's game tour in the summer of 1911. Athletes representing a wide variety of territories and religious communities of India visited England, where they opposed the teams of the most famous British cricket clubs from London, Oxford and Cambridge. Attention to the various components of the organization of these match meetings and the entire cricket tour allows us to assess the degree of intertwining of sporting events with the obj ectives and specific content of British imperial policy, to analyze the position of the British colonial authorities, a number of prominent Indian politicians and public figures on the state and prospects for the development of Indo-British relations. It is noted that the 1911 cricket

tournament It can be considered as an instrument of public diplomacy with the characteristic inclusion of sports events in the sociopolitical life and the system of international relations of that time.

Английские колониальные власти, а вслед за ними и многие представители элит в колониях, в том числе в Индии, придавали развитию крикета особое значение, полагая, что этот вид спорта воплощает особые имперские ценности, жизненно важные для политической организации и поддержания стабильности колониальной державы, такие как лояльность, бескорыстие, самодисциплина и строгое подчинение правилам. Данные установки были не только обозначены, но и получили распространение даже в самых дальних уголках Британской империи посредством деятельности чиновников колониальных администраций, военных, журналистов, торговцев, миссионеров и ученых.

Крикетный турнир 1911 г., матчи с участием индийской сборной, с одной стороны, и игроками лучших крикетных клубов метрополии - с другой, являлись составной частью регулярной, налаженной и уже зарекомендовавшей себя схемы организации состязаний между представителями различных английских спортивных сообществ и командами по отдельным видам спорта, которые создавались в британских колониях. В подавляющем большинстве случаев подобные спортивные мероприятия организовывались и проводились именно по крикету, что может свидетельствовать о его особом статусе как «имперской игры» [1, p. 279].

Спортивные связи между колониями и метрополией активно формировались во второй половине XIX - начале ХХ века. Существовал огромный общественный запрос на спортивные обмены как у значительной части англоязычного населения зависимых территорий, так и среди представителей самой британской элиты. Визиты первоначально любительских команд по отдельным видам спорта, организуемые между ними соревнования неизменно становились важными событиями общественной жизни не только для английских владений в Индии, но и широко приветствовались в британских колониях на территориях Северной Америки, Австралии, Новой Зеландии и на юге Африки. Спортивные мероприятия подробно освещались в местной прессе, активно обсуждались общественностью. Непосредственное участие в состязаниях, выступления в составе команд или простое присутствие в качестве зрителей на импровизированных стадионах и игровых площадках являлось значимой составляющей досуговой деятельности населения в колониях.

Английские, а несколько позднее и местные, предприниматели пытались также активно использовать коммерческий потенциал крикетных туров, получая прибыль от их организации и проведения. Игровые турниры приносили значительные доходы, и финансовая мотивация их инициаторов из числа деловых людей со временем только нарастала. Развитие транспортного сообщения, появление пароходов, активное строительство железных дорог и быстрое расширение телеграфной сети в пределах империи придали новый импульс развитию спортивных контактов между ее отдельными территориями [2, p. 23-33]. При этом со второй половины XIX века игровые турниры, особенно по крикету, приобретали все более выраженный политический подтекст. Британские власти и представители многочисленных клубных сообществ рассматривали спортивные события, в целом, и командные встречи на игровых полях - в частности, в качестве одного из действенных инструментов укрепления внутренней имперской структуры, поддержания ее целостности и работоспособности. Так, в 1886 г. руководители команды Кембриджского университета, как принимающей стороны крикетного турнира, оценивая значение готовящейся серии матчевых встреч с игроками из Канады, подчеркивали: «Политики реализуют грандиозные планы, чтобы с помощью договоров и конвенций связать нас и наши колонии, но мы также можем сказать, что визит канадской команды ... укрепит контакты с нашими собратьями ... гораздо теснее, чем любая дипломатия или торговля» [3, p. 5].

Убежденность в том, что спортивные обмены упрочивают имперское единство, была особенно характерна для участников известнейшего лондонского крикетного клуба Мэрилебон, который с начала XX века занимался организацией большинства зарубежных любительских туров английских команд и формированием основного состава сборной страны по крикету. В сложной клубной иерархии выделялись три ключевые фигуры, сыгравшие наибольшую роль в реализации планов продвижения крикета как вида спорта в британских колониях - лорд Дж. Xаррис, заместитель государственного секретаря по делам Индии (1885-1886) и губернатор Бомбея (18901895); лорд М. Xоук, капитан нескольких известнейших крикетных команд, участник девяти

75

зарубежных туров английской сборной; П. Уорнер, выступавший за команды Оксфордского университета, округа Мидлсекс, капитан английской сборной по крикету (1903-1904, 1905-1906). Последний, будучи известным игроком и авторитетным общественным деятелем, утверждал, что «крикет расширяет свое влияние везде, где говорят на английском языке, даже дипломаты и политики признают, что он способствует укреплению дружбы и взаимопонимания между народами» [3, p. 27].

Политическое значение развития спортивных связей с метрополией столь же высоко оценивалось колониальными властями. Уже первое турне английской крикетной команды по Австралии в 1861-1862 гг. вызвало активное обсуждение перспектив развития англоавстралийских отношений с точки зрения дальнейшей интеграции отдаленных территорий Британской империи и их культурного сближения на основе общих видов деятельности, в числе которых видное место отводилось именно крикету.

Использование спортивных турниров для пропаганды и продвижения имперских идей не менее характерным было и для южноафриканских владений Великобритании, где англичане стремились утвердить свое превосходство над африканерами и местным чернокожим населением. Первый крикетный тур британской команды по Капской колонии состоялся в 1888-1889 гг. Его инициатор и руководитель майор Р. Уортон с удовлетворением признал, что, помимо укрепления культурных связей, мероприятие «способствовало желаемому объединению различных политических элементов в единое целое в общественном сознании» [4, p. 5]. Видные местные политики и чиновники колониальной администрации рассматривали крикетное турне команды Р. Уортона как неотъемлемую часть британской внешней политики по распространению ценностей элитарной культуры английских аристократов на юге Африки. Интересно, однако, заметить, что ответная инициатива со стороны влиятельных представителей коренного населения, выраженная в попытке Джона Тенго Джабаву - журналиста и редактора первой африканской газеты, организовать ответную серию крикетных матчей с участием игроков-африканеров и команд английских клубов, поддержки сразу не получила [4, p. 45].

Лишь после завершения англо-бурской войны спортивные связи между Англией и Южной Африкой получили активное развитие в виду серьезного обострения проблемы политического статуса английских колоний на континенте и в связи с принятием британским парламентом Акта о Южной Африке. В 1907 г. были проведены состязания с участием команды из Трансвааля и английской сборной по крикету. В 1912 г. состоялся Имперский трехсторонний турнир, на котором выступили лучшие игроки Англии, Австралии и Южной Африки. Все эти события нацелены были на укрепление британских позиций и демонстрацию лояльного отношения к политике метрополии у части местного населения Южно-Африканского Союза, как британского протектората и владения короны.

Иными словами, игровой тур индийской команды по крикету 1911 г. и состязания с игроками лучших английских крикетных клубов планировались не как отдельное эпизодическое мероприятие. Напротив, это событие готовилось и было проведено на фоне уже достаточно прочных, имевших почти полувековую историю спортивных контактов между Англией, как политическим центром империи, и зависимыми от нее территориями.

В Британской Индии крикет получил наибольшее развитие среди парсов - влиятельной этнорелигиозной группы, пользовавшейся широкой поддержкой колониальных властей. В 1877 г. в Бомбее команда из числа участников элитарного английского спортивного клуба Gymkhana провела матч против игроков любительской сборной по крикету, в составе которой выступили представители местной парсийской общины. Ее лидер и один из основателей индийского крикета Ардешир Патель на волне растущего интереса к игре и признания британской администрацией спортивных достижений соотечественников планировал поездку команды парсов в Англию по примеру туров канадских, австралийских и южноафриканских игроков в крикет.

Парсийская сборная совершила игровое турне в 1886 г. Событие это было приурочено к открытию колониальной выставки в Лондоне. По оценкам журналистов, увлечение крикетом представителей «туземного» населения и инициатива А. Пателя «свидетельствовали об определенных успехах цивилизаторской миссии [Великобритании - К.С.] в Индии», хотя и в спортивном, и в финансовом плане начинание признано было в целом провальным [5, p. 144-146]. Организаторы мероприятия оставили практически без внимания информационную составляющую

его проведения и недооценили важность предварительного налаживания личных контактов с представителями английской элиты и известными крикетными клубами.

Два года спустя, игроки-парсы из Бомбея вновь отправились в турне по Англии. На этот раз их приезд предваряла широкая разъяснительная кампания в британской прессе. Капитан сборной по крикету Пестонджи Канга в своих интервью обозначил основные цели команды: «Изучать и научиться понимать английские традиции, воспринять наилучшим образом вкусы и стиль поведения англичан, показать по возвращении друзьям в Индии преимущества, которые дает общение с английской знатью». В августе 1888 г., в журнале «Крикет» была опубликована редакционная статья с подробным анализом матчевых встреч индийской и британских клубных команд. В ней высоко оценивались итоги проведенного турнира, «как примечательного примера энтузиазма и неподдельного интереса игроков - уроженцев Индии к нашей [английской - авт.] национальной игре». Не менее значимо британский истеблишмент оценивал политические результаты состоявшейся крикетной серии, приветствуя приобщение коренного населения «индийских колоний» к культуре и обычаям Англии. Особо указывалось также на важность и полезность дальнейшей реализации практики обменов визитами игроков в крикет с целью укрепления доверия и поддержания постоянных тесных связей между «управляющими и управляемыми», т.е. британскими властями и жителями индийского субконтинента [5, р. 149-150].

В начале следующего десятилетия английские любительские команды провели два ответных игровых тура, встречаясь на крикетных полях с индийскими игроками. Первое турне состоялось в 1889-1890 гг. под руководством Дж. Вернона, капитана сборной Англии, выступавшего ранее за крикетный клуб округа Мидлсекс. Английская команда превосходила по всем критериям своих соперников, в итоге выиграв семь матчей подряд и один сыграв вничью. С подачи лорда Дж. Харриса, занявшего пост губернатора провинции Бомбей, состоялась решающая игра, где против английских спортсменов - любителей выступила местная команда парсов, неожиданно одержавших победу и ставших в итоге обладателями почетного титула «чемпионов Индии по крикету». В 1892-1893 гг. по инициативе лорда М. Хоука прошел второй всеиндийский турнир, на котором лучшие игроки сборной Англии выступали против сформированных «на религиозной и общинной основе» индийских команд. Главными соперниками английских спортсменов вновь оказались крикетисты из Бомбея. При этом британские организаторы соревнований признавали, что результаты матчей вполне предсказуемы, а итоговый игровой счет в пользу гостей не рассматривается ими в качестве желаемой цели. Основную ставку инициаторы и участники индийской крикетной серии, прежде всего, делали на активное развитие практики социального взаимодействия между колониальными властями и местным населением [6].

Поворотным моментом в истории англо-индийских спортивных контактов, как составной части имперской политики, можно считать крикетный турнир 1903 г., ставший частью официальной программы проведения Делийского дурбара в честь коронации короля Эдуарда VII. Английские игроки, представлявшие любительский спортивный клуб из Оксфорда, в течение двух недель провели несколько матчей с сильнейшими индийскими командами. В планы колониальных властей входила демонстрация единения с британской короной представителей самых разных этносов и религиозных общин Индийского субконтинента. К участию в состязаниях были допущены игроки значительного числа местных крикетных клубов, одни названия которых призваны были убедить общественность и правящую лондонскую верхушку в широкой поддержке населением Индии имперской политики королевского правительства и ценностей британского общества. Программой турнира предусматривалось вступление команд, сформированных по кастовому, религиозному и территориальному принципам. Они представляли, в частности, Клуб богини Сарасвати, Крикетный клуб кшатриев, Объединенный крикетный клуб гуджаратийцев, Крикетный клуб маратхов, Мусульманский крикетный клуб.

Наибольший интерес зрителей и прессы привлекла встреча британских игроков-любителей с их традиционными соперниками на крикетных полях - командой парсов из Бомбея. Значительно возросший уровень игры и подготовки участников состязаний, а также придание высокого статуса и значения крикетным матчам после включения их правительством вице-короля Индии в сценарий коронационных торжеств, оценены были влиятельными представителями индийской общественности как аргументы в пользу организации полномасштабного игрового тура сборной Индии по крикету за пределами полуострова. После недолгих размышлений решено было

направить лучших индийских игроков в Англию для выступления против прославленных британских команд.

Планированием и подготовкой мероприятия в инициативном порядке занялся Дж.М. Фрамджи Патель - родственник Ардешира Пателя, активный участник соревнований по крикету и личный помощник бомбейского губернатора Дж. Харриса в делах, связанных с организацией ежегодных городских крикетных турниров, известных как Бомбейский пятиугольник. Дж.М. Фрамджи Патель был убежден в том, что развитие крикета может стать не только фактором, объединяющим все индийское общество, но и всемерно способствовать укреплению имперского единства и британских позиций в Азии.

В 1905 г. он опубликовал книгу «Размышления об индийском крикете», в которой, в частности, утверждал: «В такой стране, как Индия, крикет оказывает влияние, выходящее далеко за рамки его социальной, спортивной и воспитательной ценности. Разрушая искусственные барьеры, он объединяет представителей всех каст и превращает многочисленные общественные классы в единое целое» [7, р. уш]. Как и многие образованные индийцы того времени, Дж.М. Фрамджи Патель полагал, что чем активнее британские ценности будут восприниматься его соотечественниками, тем меньше станут заметны культурные, языковые и расовые различия между европейцами и народами Индостана.

Крикет, по мнению Дж.М. Фрамджи Пателя, несет в себе ярко выраженные черты английского образа и стиля жизни, а потому, проявляя и развивая интерес к этой игре, индийцы станут, со временем, все более походить на британцев. По его уверениям, успехи индийских игроков в крикете неизбежно приведут к переоценке весьма распространенных в английском обществе представлений об отсталости и примитивизме народов Индии. «Если мы обыграем их [англичан - К.С.] в крикет, они будут думать о нас лучше», - указывал Дж.М. Фрамджи Патель [7, р. 173]. Обращаясь к министру по делам колоний Альфреду Литтлтону - известному политику и выдающемуся спортсмену, он пытался убедить через него представителей британских правительственных кругов в необходимости принять во внимание интересы 300 млн. индийцев с целью решения проблемы укрепления имперской безопасности на Востоке. Развитие спорта в английских колониях и доминионах при этом предлагалось рассматривать в качестве важной составной части программы государственных преобразований, наряду с торговлей, промышленностью и обороной.

Направить представительную индийскую команду по крикету в Англию было давней мечтой Дж.М. Фрамджи Пателя. В апреле 1900 г. газеты сообщили, что идея организации поездки «по-видимому, привела к какому-то определенному результату», а самому вдохновителю замысла выражалась признательность «за помощь в продвижении плана, проявленную энергию и использованное влияние» [7, р. 157-158]. Однако, несмотря на полученную поддержку со стороны известных в английском крикете и близких к власти персон, таких как Дж. Харрис и М. Хоук, инициатива не получила практического воплощения вследствие недостатка собранных средств. Личные вложения Дж.М. Фрамджи Пателя в общее дело оценивались в этом случае как «немалые», но решительно преодолеть нехватку финансов даже такие серьезные суммы, очевидно, не могли.

Делийский дурбар 1903 г. и крикетный турнир оксфордской команды обеспечили возврат к прежним планам с еще большим энтузиазмом. Дж.М. Фрамджи Патель и его сторонники смогли вновь заручиться финансовой и политической поддержкой влиятельных покровителей, как в Индии, так и в Англии. Интерес к предприятию возрастал, и практическое претворение его в жизнь казалось многим уже делом вполне решенным. Абсолютно неожиданным в такой ситуации стал отказ самих инициаторов от дальнейших шагов по реализации проекта. Масштабный крикетный тур индийских игроков по Англии был снова отменен. Организаторы объяснили свое решение внезапно возникшими финансовыми проблемами и сложностями комплектования команды.

Новость воспринята была в индийском обществе по большей части негативно. В адрес Дж.М. Фрамджи Пателя прозвучали обвинения в намеренном срыве поездки и отказе включать в состав национальной сборной по крикету игроков из числа индусов и мусульман. В ответ он лишь заверял единомышленников в честности своих намерений и твердой убежденности в том, что «идея отправить индийскую команду в Англию когда-нибудь обязательно станет свершившимся фактом» [7, р. 158].

Действительно, очередной провал на стадии подготовки игрового турне не остановил Дж.М. Фрамджи Пателя. Уже через год он снова отправился в Лондон. Организация подготовительных мероприятий к визиту игроков в крикет из числа парсов, индусов и мусульман обозначена была целью его новой поездки. В интервью газете «The Times of India» он выразил твердую уверенность в том, что именно объединенная индийская команда «была бы не только сердечно принята в Англии, но и принесла бы огромную пользу с точки зрения обеспечения государственных интересов» [8, р. 2].

Проект в очередной раз не получил продолжения. Несмотря на нужное количество собранных средств, от заявленной Дж.М. Фрамджи Пателем схемы пришлось отказаться. Влиятельные представители самых разных групп индийского населения, с которыми он взаимодействовал, не смогли договориться по поводу формирования репрезентативной команды, персональный состав которой устраивал бы самих лидеров многочисленных территориальных, этнических, религиозных и кастовых объединений. Сложившуюся ситуацию удачно обрисовал лорд Дж. Харрис, заявивший, что «трудности проистекают от самих организаторов», которым «мешают их кастовые обычаи, религиозные предрассудки, расовые предубеждения» [9, р. 5].

Усилия Дж.М. Фрамджи Пателя и его единомышленников принесли желаемый результат лишь спустя еще несколько лет. Поездка индийской команды по крикету в Англию и проведение серии матчей с игроками прославленных британских клубов стали итоговым результатом целенаправленной работы множества организаторов из числа чиновников колониальной администрации, военнослужащих англо-индийской армии, правителей отдельных княжеств, журналистов, профессиональных тренеров, предпринимателей, игроков.

К определенному моменту времени было достигнуто удачное сочетание целого ряда факторов и условий, необходимых для развития крикета, обеспечен постоянный рост числа его поклонников, гарантировано благожелательное отношение со стороны властей и прессы. Индийские правители включили занятия крикетом в арсенал своих аристократических развлечений, сделали его популярной формой досуга, формировали и содержали собственные команды, выступавшие под руководством приглашенных из Англии специалистов. Крупные торговцы и промышленники проявляли интерес к крикетным матчам и часто выступали в составе любительских команд, желая, тем самым, укрепить свои связи с колониальными чиновниками. Для мелких и средних индийских предпринимателей увлечение крикетом становилось показателем успешности усвоения норм и принципов правильного поведения в обществе. Представителям социальных низов триумфальные выступления на крикетных площадках давали шанс со временем получить известность на национальном и международном уровнях.

Словом, в начале ХХ столетия крикет казался весьма эффективным инструментом организации взаимодействия самых разных социальных и политических сил. Подобная оценка приобретала особое значение в условиях набиравших силу изменений в ведущих сферах общественной жизни и в связи с ростом напряженности в отношениях между британскими колониальными властями и населением зависимых индийских территорий. Рост национально-освободительного движения, усиление протестных настроений, бойкот английских товаров, террористические акции против королевских чиновников вызывали серьезную обеспокоенность и у сторонников британского правления, таких как Дж.М. Фрамджи Патель, и среди пришедших к власти в 1906 г. английских политиков из либеральной партии.

Инициированные министром по делам Индии Дж. Морли и вице-королем Г. Минто реформы управления, известные как Закон об индийских советах 1909 г., явили собой попытку сближения лондонского правительства с умеренными индийскими политиками и представителями наиболее обеспеченных слоев индийского общества. Выборные делегаты от местного населения должны были занять половину мест в Совете при вице-короле и составить большинство в советах при губернаторах провинций.

Проведение крикетного турнира с участием английских команд и индийской сборной приобретало в такой ситуации особое значение. Оно должно было подчеркнуть идею единства, сближения, общности интересов населения Британской империи на новом и важном этапе ее развития. Дж.М. Фрамджи Патель выражал убежденность, что готовящиеся соревнования внесут свой вклад в дело укрепления дружбы между народами Индии и жителями Соединенного Королевства. Губернатор Бомбея Дж. Кларк, давно и тесно контактировавший с представителями

крикетного сообщества, признавал «индийское турне в Англию» полезным «в сложившихся обстоятельствах» и необходимым с точки зрения «реализации взаимных интересов» [10, р. 7]. Сообразно моменту высказывались и представители британской общественности, связанные как с правящей партией либералов, так и с крикетной элитой. В частности, Ф.Э. Лейси, секретарь крикетного клуба Мэрилебон и основанного в 1909 г. Международного совета по крикету, заявил, что визит индийской команды «важен для устранения предрассудков и закрепления дружеских связей» между теми, кто придерживается «имперских позиций» [11, р. 6].

Проведение турнира планировалось приурочить к церемонии коронации британского короля Георга V. Тем самым, организаторы намеревались в очередной раз выразить поддержку политики колониальных властей и продемонстрировать верноподданнические чувства от имени значительной части индийского общества. Особенностью завершающего этапа масштабных подготовительных мероприятий, связанных с реализацией планов Дж.М. Фрамджи Пателя, явилось в данном случае то, что организаторы уже выражали не только надежду на претворение в жизнь идей имперской солидарности, но и строили свои расчеты на ожидании ответных шагов и новых политических уступок со стороны британского кабинета. Речь в данном случае велась о продолжении управленческих реформ и дальнейшем расширении участия индийцев во властных структурах на уровне провинций.

Конкретные решения, способные претворить в жизнь инициативы Дж.М. Фрамджи Пателя, готовились и принимались теперь уже значительно быстрее и оказывались более результативны, чем прежде. В сентябре 1909 г. в Бомбее при непосредственном участии одного из богатейших промышленников города Ратанджи Таты был сформирован организационный комитет, занявшийся сбором средств и подготовкой команды индийских игроков в крикет для поездки в Англию. В его состав вошли многочисленные местные предприниматели, торговцы, крупные чиновники колониальной администрации, военные, а также правители вассальных индийских княжеств Майсура, Патиалы, Натора, Биканера, Куч-Бехара и лидер общины исмаилитов, президент Всеиндийской мусульманской лиги Ага-хан. Они же выступили и основными вкладчиками средств гарантийного фонда турнира, который к концу 1910 г. составил 42 тыс. рупий. Поддержку организационному комитету соревнований высказали Международный совет по крикету и клуб Мэрилебон. С их стороны прозвучали заверения в готовности осуществить призовые выплаты индийским игрокам по итогам матча в Лондоне в размере 200 фунтов стерлингов каждому [12, р. 17].

Тренером индийской сборной по крикету на время подготовки к турниру стал Дж.А. Куффе, профессиональный игрок австралийского происхождения, выступавший за команду графства Вустершир. В 1910-1911 гг. при его непосредственном участии проводился отбор кандидатов, и была разыграна серия из нескольких пробных матчей, чтобы оценить физическую форму и уровень игровой подготовки индийских спортсменов. Ведущая роль в работе отборочной комиссии и формировании состава сборной принадлежала майору Дж.Г. Грейгу, одному из лучших игроков в крикет, выступавшему за клуб «Хэмпшир», и личному адъютанту губернатора Бомбея. Интерес Дж.М. Фрамджи Пателя и других организаторов турнира к этому военному чиновнику связан был с желанием использовать его многолетний игровой опыт и обширные связи в британском спортивном мире для формирования общественных настроений в позитивном и благожелательном ключе.

Освещать визит индийской сборной в Англию поручено было профессиональному игроку и журналисту Э. Сэвеллу. В Европе он считался признанным экспертом по крикету, регулярно публиковал статьи об индийских командах и проводимых местных турнирах. Именно Э. Сэвелл стал автором серии репортажей о матчах с участием английских и индийских игроков.

С серьезными сложностями организаторам тура неожиданно пришлось столкнуться при выборе капитана команды. Дж.М. Фрамджи Патель изначально видел в этой роли лишь Кумара Ранджицинджи, правителя Наванагара, полковника англо-индийской армии и одного из известнейших игроков в крикет, выступавшего ранее в составе сильнейших британских команд. Однако тот без энтузиазма отнесся к сделанному ему предложению. Свой отказ возглавить индийскую сборную он объяснил завершением активной спортивной карьеры, а также отсутствием каких бы то ни было личных достижений именно на индийских национальных турнирах. Значительную часть жизни он провел в Англии, получил европейское образование и

прославился как игрок в крикет в составе команд Кембриджского университета и Сассекса. Дж.М. Фрамджи Патель пытался переубедить оппонента, аргументируя свою позицию тем фактом, что само участие индийского махараджи в составе команды «привлекло бы повышенное внимание крикетной публики Англии и существенно повысило бы шансы на успех всего турнира». Однако К. Ранджицинджи своего мнения не изменил [13, р. 91-92].

Капитаном индийской сборной мог оказаться майор Кехашру Мистри. Его кандидатура рассматривалась отборочной комиссией и организационным комитетом после неудачных переговоров с К. Ранджицинджи. К. Мистри получил известность как высококлассный игрок команды парсов на турнирах в Бомбее, пользовался абсолютным доверием руководства английской колониальной администрации и считался «самым здравомыслящим» чиновником при правителе княжества Патиала. Однако К. Мистри не отличался знатностью происхождения и не имел высоких покровителей. Это и помешало ему стать во главе команды.

Организаторы турнира сошлись во мнении, что капитаном индийской сборной должен стать аристократ, верный союзник британской короны, человек, широко известный в обществе и увлеченный крикетом. Таковым по общему признанию являлся махараджа княжества Патиала Бхупиндер Сингх. Получив соответствующее предложение, он, тем не менее, несколько месяцев выжидал, не давал прямого ответа, очевидно, сомневаясь в необходимости и своевременности подобного заявления с учетом позиции колониальных властей. Британские представители в Патиале с сомнением отнеслись к возможности участия правителя в крикетном турнире за пределами Индии, учитывая присущую Бхупиндер Сингху экстравагантность поступков. В администрации провинции Пенджаб, в состав которой входили владения махараджи, столь же неохотно санкционировали его поездку в Англию, совпадающую по времени с коронацией короля. Состав делегации местных правителей, допущенных к участию в торжествах, к тому моменту уже был определен, и вносить коррективы британские власти долгое время отказывались [14, р. 132134].

В итоге заинтересованные стороны сошлись во мнении, что Бхупиндер Сингх сможет возглавить сборную Индии по крикету и отправиться в игровое турне при условии предварительного принятия необходимых управленческих распоряжений на время своего отсутствия в Патиале и нахождения в свите махараджи чиновников англо-индийской администрации. Решение принималось с подачи вице-короля Индии Ч. Гардинга в марте 1911 г.

На торжественном приеме, организованном Дж.М. Фрамджи Пателем в Бомбее накануне отъезда команды, Бхупиндер Сингх заверил собравшихся, что его игроки «сохранят и приумножат индийские традиции крикета» и выразил искреннюю надежду на «триумфальное возвращение» [15, р. 5]. Однако по прибытии в Лондон махараджа быстро устранился от исполнения своих капитанских обязанностей. За первые две недели турнира он выходил на поле лишь в трех матчах - против команд Оксфорда, Кембриджа и сборной клуба Мэрилебон. Больше ни он сам, ни его личный адъютант и ближайший помощник К. Мистри в играх не участвовали, а проводили время, посещая различные светские мероприятия, торжественные приемы, устраиваемые по случаю коронации, где налаживали личные контакты с лондонской элитой. Необходимость такого специфического общения объяснялась желанием правителя Патиалы приобрести друзей и влиятельных покровителей из числа представителей высшего британского общества. Заручившись их поддержкой, Бхупиндер Сингх надеялся далее использовать столь выгодные знакомства в своих интересах, особенно на уровне взаимодействия с чиновниками колониальной администрации. Он познакомился с министром по делам Индии лордом Р. Кру-Милнсом и другими членами британского кабинета и даже удостоился личной аудиенции короля [14, р. 136].

На короткое время проведения игрового тура практически все внимание английских верхов было привлечено к личности правителя Патиалы. Столичные аристократы, гражданские служащие и военные, журналисты ведущих газет и представители специальных служб внимательно следили за всеми передвижениями махараджи, его контактами и высказываниями. По словам Дж. Данлопа-Смита, бывшего секретаря вице-короля Индии Г. Минто, знакомого с Бхупиндер Сингхом еще со времен службы в Пенджабе и Патиале, «правительство беспокоилось о молодом правителе и его будущем». В его свите негласно присутствовал особый чиновник, который должен был действовать «не как шпион, а как друг и помощник» [14, р. 136]. На самом же деле заявленные приоритеты выстраивались в обратном порядке.

Плотный контроль, установленный за индийским вельможей, фактически привел к общему смещению интересов публики и болельщиков. Вместо обсуждения выступления игроков и качественного анализа результатов матчей внимание широкой общественности почти целиком сосредоточилось на личности капитана команды.

Итоги турнира оказались по-настоящему интересны лишь с точки зрения изучения причин поражения индийской сборной. Проигрыш гостей уже в первых матчах заставил английских любителей крикета в очередной раз признать, что индийское общество разделено глубокими противоречиями между представителями отдельных каст, религиозных общин и территорий. Э. Сэвелл обратил внимание на имеющиеся разногласия между парсами и индусами [16, р. 6]. По ходу более чем двух десятков игр это многократно находило выражение в отказе и тех, и других продуктивно взаимодействовать на спортивных площадках, например, в нежелании подавать или принимать мяч, действуя в паре с иноверцем. Парсы часто не допускали игроков индусов на поле, дабы подчеркнуть свой более высокий социальный статус, численное преимущество в составе команды, и ожидаемо более весомый вклад в результат каждой встречи.

Индийские же болельщики призывали обратить внимание в большей степени не на расхождения религиозного и этнического характера, а на сам факт объединения игроков из числа индусов, парсов и мусульман в составе сборной, где «каждый инстинктивно чувствовал себя, прежде всего, индийцем, представителем одной большой страны». Вся команда была якобы «движима единым порывом», и это рассматривалось в качестве важного залога развития дальнейшего сотрудничества между крупнейшими этническими и религиозными группами индийского общества. Причины поражений по итогам первых игр серии в данном контексте связывались с объективно неблагоприятными и во многом неожиданными для выходцев с Индостана условиями Англии - географическими, климатическими, атмосферными. Одновременно с этим, звучали призывы учесть трудности восприятия местных обычаев, образа жизни и невозможность преодоления возникшего, как следствие, личного душевного дискомфорта у многих индийских игроков [17, р. 12].

Представители националистических организаций оценили выступление сборной по крикету, напротив, весьма восторженно. Успех виделся им в самом факте противостояния индийской команды знаменитым английским спортсменам, в доказательстве возможности сопротивляться тем силам, которые еще недавно считались непобедимыми. «Удар хинди был нанесен в самую точку. Несмотря на слухи о внутренних разногласиях, тур действительно продемонстрировал готовность представителей разных индийских общин играть плечом к плечу на спортивных полях и объединяться ради великой цели» [18, р. 3].

П. Уорнер, в отличие от многих непосредственных участников и очевидцев событий, оценил не только внешнюю, видимую, сторону процесса, но и верно спрогнозировал его развитие на перспективу. Он указал, что «проведение первого всеиндийского крикетного турне по Великобритании являет собой попытку объединения представителей различных каст и общин субконтинента». «Полученный опыт преодоления имеющихся культурных различий позволит в скором будущем сформировать новое представление об Индии», - заключил бывший капитан английской крикетной сборной [19, р. 5].

Действительно, в дальнейшем проводимые в общеимперском масштабе спортивные мероприятия по крикету становились все более политизированными, а участие индийских команд в них определялось в значительной мере стремлением игроков и организаторов выразить свою приверженность идеям национального самоопределения, патриотизма и нараставшим противостоянием британскому правлению.

Литература и источники

1. HoltR. Sport and the British: A Modern History. - Oxford: Oxford University Press, 1992.

2. Wynne-Tomas P. The Complete History of Cricket Tours at Home and the Abroad. - L.: Hamlyn, 1989.

3. Morgan J.A. The Cultural Bond: Sport, Empire, Society. - L.: Frank Cass, 1992.

4. Murray B., Vahed G. Empire and Cricket: The South African Experience, 1884-1914. - Pretoria: Unisa Press, 2009.

5. StoddartB., SandifordK. The Imperial Game. - Manchester: Manchester University Press, 1998.

6. Stoddart B. Sport, Cultural Imperialism and Colonial Response in the British Empire // Comparative Studies in Society and History. - 1988. - Vol.30. - №4. - P.649-673.

7. Framjee Patel J.M. Stray Thought on Indian Cricket. - Bombay: Times Press, 1905.

8. The Times of India. - 1906. -31 March.

9. The Times of India. - 1906. - 4 July.

10. The Times of India. - 1911. - 1 October.

11. The Bombay Gazette. - 1910. - 28 February.

12. The Bombay Gazette. - 1910. - 26 November.

13. Rodrigues M. Batting for the Empire: A Political Biography of Ranjitsinhji. New Delhi: Penguin Books, 2003.

14. Natwar Singh K. The Magnificent Maharaja: The Life and Times of Bhupindar Singh of Patiala, 1891-1938. - New Delhi: Rupa, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. The Times of India. - 1911. - 5 May.

16. The Madras Mail. - 1911. - 21 June.

17. The Bombay Gazette. - 1911. - 2 October.

18. The Hindi Patriot. - 1911. - 8 September.

19. The Times of India. - 1911. - 23 June.

СИМОНОВ КОНСТАНТИН ВИКТОРОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, русского и иностранных языков Воронежской государственной академии спорта (ksimonov76@mail.ru). КУЛИКОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, русского и иностранных языков Воронежской государственной академии спорта (takt21@yandex.ru).

SIMONOV, KONSTANTIN V. - Ph.D. in History, Associate Professor of the Department of Humanities, Russian and Foreign Languages, Voronezh State Academy of Sports (ksimonov76@mail.ru).

KULIKOVA, TATYANA A. - Ph.D. of Pedagogic Sciences, Associate Professor of the Department of Humanities, Russian and Foreign Languages, Voronezh State Academy of Sports (takt21 @yandex.ru).

УДК 94(55):323.1«189/191» DOI: 10.24412/2308-264X-2024-2-83-88

МУСАЕВА С.И.

СТАНОВЛЕНИЕ ОППОЗИЦИОННОГО БУРЖУАЗНО-НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ИРАНЕ НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕВОЛЮЦИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Ключевые слова: Иран, шах, оппозиционное буржуазно-националистическое движение, правительство шаха, интеллигенция, духовенство, реформы.

В статье освещается проблема возникновения и распространения в Иране оппозиционного буржуазно-националистического движения в конце XIX - начале XX вв., оформившегося в сложных условиях феодально-монархической структуры иранского общества и сильной колониальной зависимости от европейских держав, однако оказавшего огромное влияние не только на народные массы, но и на сословие духовенства. Показано, то известный иранский просветитель, политический деятель и публицист, борец за независимость страны от иностранных колонизаторов Мирза Мальком-хан, проводивший большую просветительскую работу среди иранцев, снискал глубокое уважение и почет не только в кругах передовой интеллигенции, но и всего народа Ирана. Он издавал газету «Канун», через которую вел критику шахского режима и его политику уступок иностранцам, развернул активную пропаганду за установление конституционной монархии и введение парламента. При содействии и участии прогрессивной интеллигенции и иранских буржуазных просветителей в 1890 г. в Тегеране было создано тайное общество «Адамийат», организованное по образцу масонских лож. В конце XIX - начале XX вв. во многих городах Ирана, в том числе Исфахане, Тебризе, Кермане и в других городах стали появляться тайные организации - «Кетабханейе мелли», «Энджомийе мелли», «Энджомийе махфи» и др., проводившие большую просветительскую работу, направленную против шахского режима и его правительства. Борьба иранского народа при поддержке буржуазной национальной интеллигенции, политических деятелей и прогрессивной части иранского духовенства против шахского режима привела к социальному взрыву в обществе и Конституционной революции в Иране.

MUSAEVA, S.I.

THE FORMATION OF THE OPPOSITION BOURGEOIS-NATIONALIST MOVEMENT IN IRAN ON THE EVE OF THE FIRST CONSTITUTIONAL REVOLUTION IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURIES

Key words: Iran, the Shah, the opposition bourgeois nationalist movement, the Shah's government, intellectuals, clergy, reforms.

The article highlights the problem of the emergence and spread of the oppositional bourgeois nationalist movement in Iran in the late XIX - early XX centuries, which was formed in difficult conditions of the feudal-monarchical structure of Iranian society and strong colonial dependence on European powers, which had a huge impact not only on the masses, but also on the clergy of the country. Mirza Malkom Khan, a well-known Iranian educator, politician and publicist, a fighter for the country's independence from foreign colonialists, carried out extensive educational work among Iranians, gained deep respect and honor not only from the advanced intelligentsia of Iran and the entire people of the country. He published the newspaper Kanun, through which he criticized the Shah's regime and its policy of concessions to foreigners, launched active propaganda for the establishment of a constitutional monarchy and the introduction of parliament in Iran. With his assistance and the participation of progressive intellectuals and Iranian bourgeois enlighteners, in 1890 a secret society "Adamiyat" was established in Tehran, organized on the model of Masonic lodges. In the late XIX - early XX centuries, secret organizations began to appear in many cities of Iran, including Isfahan, Tabriz, Kerman and other cities, such as Ketabhaneyeh Melli, Engomiye Melli, Engomiye mahfi, etc. who carried out extensive educational work directed against the Shah's regime and his government. The struggle of the Iranian people with the support of the bourgeois national intelligentsia, politicians and the progressive part of the Iranian clergy against the Shah's regime led to a social explosion in society, which led to a Constitutional Revolution in Iran.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.