Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ СОРЕВНОВАНИЙ ВАРШАВСКОГО ГРЕБНОГО ОБЩЕСТВА (1892 Г.)'

К ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ СОРЕВНОВАНИЙ ВАРШАВСКОГО ГРЕБНОГО ОБЩЕСТВА (1892 Г.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Варшавское гребное общество / Российская Империя / Привисленский край / Варшавское генерал-губернаторство / правление водноспортивной общественной организации / гоночная комиссия / спортивные соревнования / наградной значок / маломерные гребные суда / спортивная дистанция / всероссийские и международные соревнования / Warsaw Rowing Society / Russian Empire / Privislinsky Krai / Warsaw General Government / board of the water sports public organization / racing commission / sports competitions / award badge / small-size rowing vessels / sports distance / all-Russian and international competitions

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Девяткина Анель Турсынгазыевна

В статье исследуется исторический опыт организации спортивных мероприятий комитетом Варшавского гребного общества. При этом хронологические рамки ограничены 1892 годом. Показано, что Гребное общества в Варшавском генерал-губернаторстве представляло собой крупнейшее общественное объединение любителей водного спорта в Привисленском крае Российской империи. Гребные гонки Варшавского гребного общества в спортивном плане имели не только всероссийское, но и международное значение. Гоночная комиссия Варшавского гребного общества старалась проводить максимальное количество спортивных соревнований каждый сезон. Не стал исключением и сезон 1892 г., когда правление Варшавского гребного общества успешно осуществило целый ряд запланированных им спортивных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE HISTORY OF THE ORGANIZATION OF COMPETITIONS OF THE WARSAW ROWING SOCIETY (1892)

The article examines the historical experience of organizing sports events by the Warsaw Rowing Society committee. At the same time, the chronological framework is limited to 1892. It is shown that the Rowing Society in the Warsaw General Government was the largest public association of water sports enthusiasts in the Privislensky region of the Russian Empire. In terms of sports, the rowing races of the Warsaw Rowing Society had not only all-Russian but also international significance. The Racing Commission of the Warsaw Rowing Society tried to hold the maximum number of sports competitions each season. The 1892 season was no exception, when the board of the Warsaw Rowing Society successfully carried out a number of sporting events it had planned.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ СОРЕВНОВАНИЙ ВАРШАВСКОГО ГРЕБНОГО ОБЩЕСТВА (1892 Г.)»

оказало благотворное влияние на дальнейшее развитие яхт-клуба. Впрочем, данная проблема требует проведения дальнейших исследований.

Таким образом, Черноморский яхт-клуб в своей деятельности и развитии соблюдал все правила, ограничения и требования, установленные Уставом Черноморского яхт-клуба. Руководство общего собрания и общества проводило набор новых членов в свои ряды на регулярной основе. Оно давало возможность лицам, ранее выбывшим из клуба, заново вступать в клуб путем баллотирования. Заново вступившие лица могли, как платить, так и не платить единовременный взнос, по решению руководства. Для развития и совершенствования яхт-клуба в 1893 году была выдвинута идея о создании парусного кружка, которая была реализована в 1895 году.

Литература и источники

1. Большая иллюстрированная энциклопедия яхт-клубов // https://web.archive.org/web/ 20120708081720/http://book.nationalclass.ru/encyclopedia/CHernomorskiy-yaht-klub/ (Дата обращения 5.03.2024г.).

2. Российский государственный архив ВМФ (РГА ВМФ). Ф. 243. Оп. 1 .Д. 9134.

3. ЛивенцевД.В. Императорский флот в российской политике: стратиграфия социального конфликта. - Воронеж, 2008. - 88 с.

4. Ливенцев Д.В. Петровский Воронежский яхт-клуб как центр городской культурной жизни // Теория и практика инновационных технологий в АПК. - Воронеж, 2013. С. 13-l 5.

5. Копылов С.Н. Борьба с сословной организацией Эстляндского Императорского яхт-клуба // Бюллетень социально-экономических и гуманитарных исследований. - 2020. - №8. - С. 26-32.

6. Семенов В.Г. История спортивно-массовой работы среди военнослужащих русской армии и военно-морского флота (1855 - 1917 гг.). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - М., 2008. - 34.

7. Устав Черноморского яхт-клуба. - Одесса, 1887.

8. Коробчук А.О. Яхт-клуб Воронежа как центр спортивной жизни дореволюционной русской провинции // Формирование профессиональной компетентности специалистов в системе непрерывного образования: Международная научно-практическая конференция. - Воронеж: Изд. Научная книга, 2013. - С. 195-197.

9. Ершов Б.А. Система духовного образования в Воронежской губернии в XIX веке // Образование и общество. - 20l0. - № 5 (64). - С. 105-108.

10. Гуринов С. Л., Ливенцев Д.В. Актуальные вопросы военной истории России: Конспект лекций. Воронеж: Наука-ЮНИПРЕСС, 2019. - 100 с.

11. Коробчук А.О. Каток Воронежского Петровского яхт-клуба // Культура физическая и здоровье. - 2013. - № 2. - С. 49-52.

12. Коробчук А.О. Воронежский Петровский яхт-клуб (1875 - 1917 гг.). - Воронеж: Наука-ЮНИПРЕСС, 2014. - 96 с.

References and Sources

1. Bol'shaya illyustrirovannaya enciklopediya yaht-klubov // https://web.archive.org/web/ 20120708081720/http://book.nationalclass.ru/encyclopedia/CHernomorskiy-yaht-klub/ (Data obrashcheniya 5.03.2024g.).

2. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv VMF (RGA VMF). F. 243. Op. 1.D. 9134.

3. Livencev D.V. Imperatorskij flot v rossijskoj politike: stratigrafiya social'nogo konflikta. - Voronezh, 2008. - 88 s.

4. Livencev D.V. Petrovskij Voronezhskij yaht-klub kak centr gorodskoj kul'turnoj zhizni // Teoriya i praktika innovacionnyh tekhnologij v APK. -Voronezh, 2013. S. 13-l5.

5. Kopylov S.N. Bor'ba s soslovnoj organizaciej Estlyandskogo Imperatorskogo yaht-kluba // Byulleten' social'no-ekonomicheskih i gumanitarnyh issledovanij. - 2020. - №8. - S. 26-32.

6. Semenov V.G. Istoriya sportivno-massovoj raboty sredi voennosluzhashchih russkoj armii i voenno-morskogo flota (1855 - 1917 gg.). Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. - M., 2008. - 34.

7. Ustav Chernomorskogo yaht-kluba. - Odessa, 1887.

8. Korobchuk A.O. Yaht-klub Voronezha kak centr sportivnoj zhizni dorevolyucionnoj russkoj provincii // Formirovanie professional'noj kompetentnosti specialistov v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya: Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. - Voronezh: Izd. Nauchnaya kniga, 2013. - S. 195-197.

9. Ershov B.A. Sistema duhovnogo obrazovaniya v Voronezhskoj gubernii v XIX veke // Obrazovanie i obshchestvo. - 20l0. - № 5 (64). - S. 105-108.

10. Gurinov S. L., Livencev D.V. Aktual'nye voprosy voennoj istorii Rossii: Konspekt lekcij. Voronezh: Nauka-YuNIPRESS, 2019. - l00 s.

11. Korobchuk A.O. Katok Voronezhskogo Petrovskogo yaht-kluba // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. - 2013. - № 2. - S. 49-52.

12. Korobchuk A.O. Voronezhskij Petrovskij yaht-klub (1875 - 1917 gg.). - Voronezh: Nauka-YuNIPRESS, 2014. - 96 s.

ПОЛОЗОВ АЛЕКСЕЙ ИГОРЕВИЧ - соискатель, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I (alex19540704@gmail.com).

POLOZOV, ALEXEY I. - applicant of the Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter I.

УДК 94(47).08:347.799.66«1892» Б01: 10.24412/2308-264Х-2024-2-70-74

ДЕВЯТКИНА А.Т.

К ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ СОРЕВНОВАНИЙ ВАРШАВСКОГО ГРЕБНОГО

ОБЩЕСТВА (1892 Г.)

Ключевые слова: Варшавское гребное общество, Российская Империя, Привисленский край, Варшавское генерал-губернаторство, правление водноспортивной общественной организации, гоночная комиссия, спортивные соревнования, наградной значок, маломерные гребные суда, спортивная дистанция, всероссийские и международные соревнования.

В статье исследуется исторический опыт организации спортивных мероприятий комитетом Варшавского гребного общества. При этом хронологические рамки ограничены 1892 годом. Показано, что Гребное общества в Варшавском генерал-губернаторстве представляло собой крупнейшее общественное объединение любителей водного спорта в Привисленском

крае Российской империи. Гребные гонки Варшавского гребного общества в спортивном плане имели не только всероссийское, но и международное значение. Гоночная комиссия Варшавского гребного общества старалась проводить максимальное количество спортивных соревнований каждый сезон. Не стал исключением и сезон 1892 г., когда правление Варшавского гребного общества успешно осуществило целый ряд запланированных им спортивных мероприятий.

DEVYATKINA, A T.

ON THE HISTORY OF THE ORGANIZATION OF COMPETITIONS OF THE WARSAW ROWING SOCIETY (1892)

Key words: Warsaw Rowing Society, Russian Empire, Privislinsky Krai, Warsaw General Government, board of the water sports public organization, racing commission, sports competitions, award badge, small-size rowing vessels, sports distance, all-Russian and international competitions.

The article examines the historical experience of organizing sports events by the Warsaw Rowing Society committee. At the same time, the chronological framework is limited to 1892. It is shown that the Rowing Society in the Warsaw General Government was the largest public association of water sports enthusiasts in the Privislensky region of the Russian Empire. In terms of sports, the rowing races of the Warsaw Rowing Society had not only all-Russian but also international significance. The Racing Commission of the Warsaw Rowing Society tried to hold the maximum number of sports competitions each season. The 1892 season was no exception, when the board of the Warsaw Rowing Society successfully carried out a number of sporting events it had planned.

История яхт-клубов и гребных обществ в настоящее время вызывает интерес у российских историков. В данной связи, в частности, необходимо отметить целый ряд научных работ С.Н. Копылова, посвященных становлению и развитию Эстляндского императорского яхт-клуба [2-9]. Кстати, С.Н. Копылов успешно защитил по выбранной теме исследования кандидатскую диссертацию. Нельзя не отметить, также монографическую работу и несколько научных статей А.О. Коробчука, рассматривающих историю Воронежского Петровского яхт-клуба [10-12, 14-21].

Упомянутые исследователи освещают целый ряд вопросов, связанных с организацией и деятельностью Эстляндского императорского яхт-клуба и Воронежского Петровского яхт-клуба:

• Создание яхт-клубов.

• Источники финансирования.

• Анализ списка членов яхт-клубов.

• Инфраструктура яхт-клубов.

• Организация спортивных соревнований.

• Проведение развлекательных и общественных мероприятий.

Наконец, историю Воронежского Петровского яхт-клуба, особенно развитие в его стенах игровых видов спорта, проанализировал и охарактеризовал в своих научных статьях Ливенцев Д.В. [22-25].

Получается, что в современной российской историографии довольно неплохо освещена организация и деятельность Эстляндского императорского яхт-клуба и Воронежского Петровского яхт-клуба. В то же время, важно понимать, что во второй половине XIX - начале XX вв. речные и морские яхт-клубы создавались практически в каждом крупном губернском городе Российской империи.

Особенной национальной окраиной российского государства во второй половине XIX -начале XX вв. являлось Варшавское генерал-губернаторство. Данная территория отошла России по результатам наполеоновских войн в начале XIX века. Естественно, это не могло не сказаться на становлении и развитии повседневной жизни в Привисленском крае, в том числе спортивной. Тем не менее, Варшавское гребное общество развивалось в идеальных природных условиях. Помимо этогор, еще на этапе создания Варшавский речной яхт-клуб и Варшавское гребное общество получили полную административную и финансовую поддержку от российских властей Варшавского генерал-губернаторства.

Варшавское гребное общество пользовалось значительно большей популярностью у местных спортсменов. Существенным отличием от других российских спортивных обществ стало наличие в рядах польских спортсменов представителей всех социальных слоев. Обычно губернские яхт-клубы включали в свои ряды дворянство и богатое купечество. Но для членов Варшавского речного яхт-клуба и Варшавского гребного общества при участии в любых водноспортивных соревнованиях особых социальных ограничений не существовало. Тем не менее, среди посетителей Варшавского речного яхт-клуба и Варшавского гребного общества преобладали лица польской национальности, что объяснимо, если учитывать специфику Варшавского генерал-губернаторства в составе Российской империи.

71

На базе наплавного здания общественной спортивной организации постоянно проводились гребные соревнования. В спортивных мероприятиях Варшавского гребного общества принимали участие маломерные гребные суда различных классов. За соблюдением спортивных правил на любых спортивных состязаниях следила гоночная комиссия Варшавского гребного общества.

Именно благодаря Варшавскому гребному обществу академическая гребля получила самое широкое развитие в Привисленском крае. Среди членов Варшавского гребного общества можно было встретить представителей российской администрации, польского дворянства, польского купечества и мещанства. Но нужно отметить, что представители российской официальной власти в рядах Варшавского гребного общества присутствовали исключительно номинально. Ключевую роль в управлении и развитии спортивной общественной организации играли польские дворяне и купечество.

Достаточно активным, в плане организации спортивных мероприятий, у Варшавского гребного общества стал 1892 г. Давайте посмотрим, какие соревнование проводило в 1892 г. правление Варшавского гребного общества.

Огромное значение в проведении гребных соревнований на маломерных судах имела гоночная комиссия, которая включала следующих любителей спорта. Кстати, если посмотреть на состав членов гоночной комиссии, то можно сделать вывод о преобладании в рядах Варшавского гребного общество представителей польской национальности.

Таблица 1.

Состав гоночной комиссии Варшавского гребного общества в 1892 г._

Фамилия и имя Должность в Варшавском гребном обществе

господин Казимир Мятецкий Вице-председатель Варшавского гребного общества

господин Карл Пель Член гоночной комиссии Варшавского гребного общества

господин Леопольд Шеллер Член гоночной комиссии Варшавского гребного общества

господин Эдмунд Гиржаска Член гоночной комиссии Варшавского гребного общества

господин Войцех Глушевский Член гоночной комиссии Варшавского гребного общества

господин Адольф Бауерфейнд Судья гоночной комиссии Варшавского гребного общества

господин Эдуард Гесснер Судья гоночной комиссии Варшавского гребного общества

господин Эдуард Гулльман Судья гоночной комиссии Варшавского гребного общества

господин Северин Перковский Судья гоночной комиссии Варшавского гребного общества

господин Игнатий Ригерт Посредник гоночной комиссии Варшавского гребного общества

господин Осип Скавронский Стартер гоночной комиссии Варшавского гребного общества

господин Иван Оффманский Стартер на шлюпочной дистанции гоночной комиссии Варшавского гребного общества

Гоночная комиссия Варшавского гребного общества имела собственный утвержденный флаг, который вывешивался во время проведения гребных соревнований.

Все соревнования в Варшавском гребном клубе разделялись на разряды по виду гребных маломерных судов:

• I разряд - четырехвесельные шлюпки.

• II разряд - четырехвесельные гиги-аутригеры.

• III разряд - гиги-двойки.

• IV разряд - шестивесельные шлюпки с подвижными банками.

• V разряд - четырехвесельные гиги.

• VI разряд - восьмивесельные гиги-аутригеры [1, с. 12].

Самой популярной дистанции для спортсменов являлась дистанция в 3000 метров. Однако были и по-настоящему длинные дистанции, например, 32 версты. Для поднятия авторитета гоночной комиссии ее возглавил вице-председатель Варшавского гребного общества.

Победителей гребных соревнований в 1892 г. гоночная комиссия Варшавского гребного общества награждала серебряными значками и золотыми жетонами. Специалисты водного спорта отмечали, что команды Варшавского гребного общества могут достойно выступать не только на всероссийском, но и на международном уровне.

Таким образом, в 1892 г. гоночная комиссия Варшавского гребного общества организовала целый ряд разнообразных спортивных соревнований на дистанциях от 3000 метров до 32 верст. В спортивных мероприятиях принимали участие маломерные суда шести классов. Сами спортивные мероприятия Варшавского гребного общества привлекали значительное число спортсменов Привисленского края. Для спортсменов, победивших в состязаниях, предназначались серебряные значки и золотые жетоны.

Повышению авторитета гоночной комиссии Варшавского гребного общества среди участников соревнований способствовало наличие в ее рядах вице-председателя водноспортивной общественной организации. Ход состязаний польских гребцов освещала спортивная пресса Российской Империи. Благодаря организации спортивных мероприятий и результатам, достигнутым спортсменами, деятельность Варшавского гребного общества получила широкую известность не только у российских, но и у зарубежных специалистов гребного спорта.

Литература и источники

1. Варшавский речной яхт-клуб и гребное общество // Велосипедист и речной яхт-клуб. 1892. - № 31. - 10 ноября. - С. 11-12.

2. Копылов С.Н. Борьба с сословной организацией Эстляндского императорского яхт-клуба // Journal Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research. - 2020. - Т. 8. - № 8. - С. 63-69.

3. Копылов С.Н. Клуб «Смелых парусников» как основатель водного спорта в Прибалтике // Рубежи истории. - 2020. - № 5(11). - С. 29-32.

4. Копылов С.Н. Конфискация судов иностранных подданных у российских яхт-клубов во время Первой мировой войны // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2021. - № 1 (66). - С. 61-66.

5. Копылов С.Н. Организация управления Ревельской гавани Эстляндского морского яхт-клуба // Рубежи истории. - 2020. - № 6(12). - С. 27-30.

6. Копылов С.Н. Освещение в прессе становления Эстляндского императорского яхт-клуба // Journal Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research. - 2020. - Т. 8. - № 8. - С. 26-32.

7. Копылов С.Н. Проблема найма иностранных специалистов морского дела в Эстляндском императорском яхт-клубе // Journal Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research. - 2021. - Т. 8. - № 9. - С. 15-20.

8. Копылов С.Н. Создание Эстляндского морского яхт-клуба (к постановке проблемы исследования) // Рубежи истории. - 2020. - № 4(10). - С. 25-29.

9. Копылов С.Н., Ливенцев Д.В. Развитие Эстляндского морского яхт-клуба в конце XIX в. // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2021. - № 1 (57). [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: 27.03.2021.). (132 кб).

10. КоробчукА.О. Каток Воронежского Петровского яхт-клуба // Культура физическая и здоровье. - 2013. - № 2 (44). - С. 4952.

11. Коробчук А.О. Водные соревнования Петровского Воронежского яхт-клуба в 1912 г. // Культура и физическое здоровье. -2014. - № 4 (51) - С. 54-57.

12. Коробчук А.О. Воронежский Петровский яхт-клуб (1875 - 1917 гг.). - Воронеж, 2014. - 96 с.

13. Коробчук А.О. Обучение водному спорту в яхт-клубе города Воронежа // Формирование профессиональной компетентности специалистов в системе непрерывного образования: Международная научно-практическая конференция. -Воронеж, 2014. - С. 113-114.

14. Коробчук А.О. Организация катка Воронежского петровского яхт-клуба // Берегиня-777-Сова. - 2015. - № 1(24) - С. 85-88.

15. Коробчук А.О. Организация Петровского Воронежского яхт-клуба // Культура физическая и здоровье. - 2013. - № 3 (45). -С. 71-73.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Коробчук А.О. Первые годы существования Воронежского яхт-клуба // Берегиня 777-Сова. - 2013. - № 3. - С. 10-16.

17. Коробчук А.О. Принятие устава Воронежского Петровского яхт-клуба // Теория и практика инновационных технологий в АПК. - Воронеж, 2013. С. 72-74.

18. Коробчук А.О. Развитие структуры яхт-клуба в Воронеже до 1917 г. // Твой товарищ. - 2013. - № 8. - С. 12-19.

19. Коробчук А.О. Создание яхт-клуба в Воронеже // Созвездие. - 2013. - № 1. (2) - С. 91-110.

20. Коробчук А.О. Яхт-клуб в Воронеже до 1917 г. // Берегиня 777-Сова. 2013. - № 3 (22). - С. 6-14.

21. Коробчук А.О. Яхт-клуб Воронежа как центр спортивной жизни дореволюционной русской провинции // Формирование профессиональной компетентности специалистов в системе непрерывного образования: Международная научно-практическая конференция. - Воронеж, 2013. - С. 195-197.

22. Ливенцев Д.В. На заре воронежского футбола // Культура физическая и здоровье. - 2014. - № 2. - С. 48-50.

23. Ливенцев Д.В. Начало воронежского футбола // Воронежское краеведение: традиции и современность. Материалы научно-практической краеведческой конференции. - Воронеж, 2014. - С. 42 - 43.

24. Ливенцев Д.В. Петровский Воронежский яхт-клуб как центр городской культурной жизни // Теория и практика инновационных технологий в АПК. - Воронеж, 2013. - С. 13-15.

25. Ливенцев Д.В. Становление воронежского футбола // Твой Товарищ. - 2014. - № 11. - С. 36-39.

References and Sources

1. Varshavskij rechnoj yaht-klub i grebnoe obshchestvo // Velosipedist i rechnoj yaht-klub. 1892. - №2 31. - 10 noyabrya. - S. 11-12.

2. Kopylov S.N. Bor'ba s soslovnoj organizaciej Estlyandskogo imperatorskogo yaht-kluba // Journal Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research. - 2020. - T. 8. - № 8. - S. 63-69.

3. Kopylov S.N. Klub «Smelyh parusnikov» kak osnovatel' vodnogo sporta v Pribaltike // Rubezhi istorii. - 2020. - №2 5(11). - S. 29-32.

4. Kopylov S.N. Konfiskaciya sudov inostrannyh poddannyh u rossijskih yaht-klubov vo vremya Pervoj mirovoj vojny // Kaspijskij region: politika, ekonomika, kul'tura. - 2021. - № 1 (66). - S. 61-66.

5. Kopylov S.N. Organizaciya upravleniya Revel'skoj gavani Estlyandskogo morskogo yaht-kluba // Rubezhi istorii. - 2020. - №2 6(12). - S. 27-30.

6. Kopylov S.N. Osveshchenie v presse stanovleniya Estlyandskogo imperatorskogo yaht-kluba // Journal Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research. - 2020. - T. 8. - № 8. - S. 26-32.

7. Kopylov S.N. Problema najma inostrannyh specialistov morskogo dela v Estlyandskom imperatorskom yaht-klube // Journal Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research. - 2021. - T. 8. - №2 9. - S. 15-20.

8. Kopylov S.N. Sozdanie Estlyandskogo morskogo yaht-kluba (k postanovke problemy issledovaniya) // Rubezhi istorii. - 2020. - №2 4(10). - S. 25-29.

9. Kopylov S.N., Livencev D.V. Razvitie Estlyandskogo morskogo yaht-kluba v konce XIX v. // Uchenye zapiski: elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2021. - №2 1 (57). [Elektronnyj resurs] URL: (data obrashcheniya: 27.03.2021.). (132 kb).

10. Korobchuk A.O. Katok Voronezhskogo Petrovskogo yaht-kluba // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. - 2013. - №2 2 (44). - S. 49-52.

11. Korobchuk A.O. Vodnye sorevnovaniya Petrovskogo Voronezhskogo yaht-kluba v 1912 g. // Kul'tura i fizicheskoe zdorov'e. - 2014. - №2 4 (51) -S. 54-57.

12. Korobchuk A.O. Voronezhskij Petrovskij yaht-klub (1875 - 1917 gg.). - Voronezh, 2014. - 96 s.

13. Korobchuk A.O. Obuchenie vodnomu sportu v yaht-klube goroda Voronezha // Formirovanie professional'noj kompetentnosti specialistov v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya: Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. - Voronezh, 2014. - S. 113-114.

14. Korobchuk A.O. Organizaciya katka Voronezhskogo petrovskogo yaht-kluba // Bereginya-777-Sova. - 2015. - №2 1(24) - S. 85-88.

15. Korobchuk A.O. Organizaciya Petrovskogo Voronezhskogo yaht-kluba // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. - 2013. - №2 3 (45). - S. 71-73.

16. Korobchuk A.O. Pervye gody sushchestvovaniya Voronezhskogo yaht-kluba // Bereginya 777-Sova. - 2013. - №2 3. - S. 10-16.

17. Korobchuk A.O. Prinyatie ustava Voronezhskogo Petrovskogo yaht-kluba // Teoriya i praktika innovacionnyh tekhnologij v APK. - Voronezh, 2013. S. 72-74.

18. Korobchuk A.O. Razvitie struktury yaht-kluba v Voronezhe do 1917 g. // Tvoj tovarishch. - 2013. - №2 8. - S. 12-19.

19. Korobchuk A.O. Sozdanie yaht-kluba v Voronezhe // Sozvezdie. - 2013. - № 1. (2) - S. 91-110.

20. Korobchuk A.O. Yaht-klub v Voronezhe do 1917 g. // Bereginya 777-Sova. 2013. - № 3 (22). - S. 6-14.

21. Korobchuk A.O. Yaht-klub Voronezha kak centr sportivnoj zhizni dorevolyucionnoj russkoj provincii // Formirovanie professional'noj kompetentnosti specialistov v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya: Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. - Voronezh, 2013. - S. 195-197.

22. Livencev D.V. Na zare voronezhskogo futbola // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. - 2014. - №2 2. - S. 48-50.

23. Livencev D.V. Nachalo voronezhskogo futbola // Voronezhskoe kraevedenie: tradicii i sovremennost'. Materialy nauchno-prakticheskoj kraevedcheskoj konferencii. - Voronezh, 2014. - S. 42 - 43.

24. Livencev D.V. Petrovskij Voronezhskij yaht-klub kak centr gorodskoj kul'turnoj zhizni // Teoriya i praktika innovacionnyh tekhnologij v APK. -Voronezh, 2013. - S. 13-15.

25. Livencev D.V. Stanovlenie voronezhskogo futbola // Tvoj Tovarishch. - 2014. - №2 11. - S. 36-39.

ДЕВЯТКИНА АНЕЛЬ ТУРСЫНГАЗЫЕВНА - соискатель, Воронежский государственный педагогический университет. DEVYATKINA, ANEL T. - candidate of Voronezh State Pedagogical University (mail_for_anel@mail.ru).

УДК 796.358:325.8 DOI: 10.24412/2308-264X-2024-2-74-83

СИМОНОВ К.В., КУЛИКОВА Т.А. КРИКЕТНЫЙ ТУРНИР 1911 Г. В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНДО-БРИТАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Ключевые слова: Индия, Великобритания, спорт, крикет, национальное самосознание, патриотизм, колониальная политика.

В статье рассматриваются события, связанные с подготовкой и проведением летом 1911 г. игрового турне индийской сборной по крикету. Спортсмены, представлявшие самые разные территории и религиозные общины Индии, посетили Англию, где выступили против команд известнейших британских крикетных клубов из Лондона, Оксфорда и Кембриджа. Внимание к различным составляющим организации этих матчевых встреч и всего крикетного тура позволяет оценить степень переплетения спортивных событий с целевыми установками и конкретным содержанием имперской политики Великобритании, проанализировать позицию английских колониальных властей, ряда видных индийских политиков и общественных деятелей по поводу состояния и перспектив развития индо-британских отношений. Отмечается, что крикетный турнир 1911 г. может рассматриваться как инструмент публичной дипломатии с характерным включением спортивных событий в социально-политическую жизнь и систему международных отношений того времени.

SIMONOV, K.V., KULIKOVA, T.A. THE 1911 CRICKET TOURNAMENT IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT INDO-BRITISH RELATIONS

OF THE LATE XIX - EARLY XX CENTURY

Key words: India, Great Britain, sports, cricket, national identity, patriotism, colonial policy.

The article examines the events related to the preparation and conduct of the Indian cricket team's game tour in the summer of 1911. Athletes representing a wide variety of territories and religious communities of India visited England, where they opposed the teams of the most famous British cricket clubs from London, Oxford and Cambridge. Attention to the various components of the organization of these match meetings and the entire cricket tour allows us to assess the degree of intertwining of sporting events with the obj ectives and specific content of British imperial policy, to analyze the position of the British colonial authorities, a number of prominent Indian politicians and public figures on the state and prospects for the development of Indo-British relations. It is noted that the 1911 cricket

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.