МАСЛОВ МИХАИЛ СТАНИСЛАВОВИЧ - старший преподаватель, Волгоградский государственный аграрный университет ([email protected]).
IVANOV, SERGEY M. - Ph.D. in Philosophy, Press Secretary of the Department for Relations of the Church with Society and the Media of the Volgograd Diocese ([email protected]).
MOROZOVA, NATALIA V. - Ph.D. in History, Associate Professor, branch "Vzlet" MAI (National Research University) in Akhtubinsk ([email protected])
NAZAROVA, TATYANA P. - PhD in History, Associate Professor of the Volgograd State Agricultural University ([email protected]).
MASLOV, MIHAIL S. - Senior Lecturer of the Volgograd State Agricultural University ([email protected]).
УДК 94(47).08:930.253 DOI: 10.24412/2308-264X-2024-2-67-70
ПОЛОЗОВ А.И.
К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ЧЕРНОМОРСКОГО ЯХТ-КЛУБА: ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1875-1895 гг.
Ключевые слова: Черноморский яхт-клуб, Устав, общество яхт-клуба, члены яхт-клуба, Командор и Вице-Командор, почетные, действительные члены и сотрудники, единовременный и ежегодный взносы, учредители яхт-клуба.
Черноморский яхт-клуб был создан в городе Одесса в 1875 году; в его состав вошли 30 учредителей. После утверждения Устава Черноморского яхт-клуба, в 1893 году было внесено предложение о создании парусного кружка, который был образован в 1895 году и вошел в состав Черноморского яхт-клуба. Сообщество яхт-клуба состояло из почетных, действительных членов и сотрудников. Почетные члены избирались на общем собрании, по представлению комитета клуба. Действительные члены клуба избирались путем голосования. Сотрудники избирались общим собранием путем подачи своей кандидатуры по предложению комитета. С членов и сотрудников взимался единовременный взнос в размере100 рублей и ежегодный взнос в размере 30 рублей. Собрание членов могло повысить единовременный взнос до 200 рублей или понизить его до 50 рублей.
POLOZOV, A.I
ON THE HISTORY OF THE CREATION OF THE BLACK SEA YACHT CLUB: ORGANIZATION AND MAIN AREAS OF ACTIVITY IN 1875-1895
Key words: Black Sea Yacht Club, Charter, yacht club society, members of the yacht club, Commander and Vice-Commander, honorary, full members and employees, one-time and annual contributions, founders of the yacht club.
The Black Sea Yacht Club was created in the city of Odessa in 1875, it included 30 founders. Following its creation and approval of the Charter of the Black Sea Yacht Club, a proposal was made in 1893 to create a sailing circle, which was formed in 1895 and became part of the Black Sea Yacht Club. The yacht club society consisted of honorary, full members and employees. Honorary members were elected at the general meeting, on the proposal of the club committee. The active members of the club were elected by voting. Employees were elected by the general meeting by submitting their candidacy on the proposal of the committee. Members and employees were charged a one-time fee of 100 rubles and an annual fee of 30 rubles. The meeting of members could increase the onetime contribution to 200 rubles or lower it to 50 rubles.
Идея создания яхт-клуба в г. Одессе берет свое начало в 1874 году. Спустя год, в 1875 году был образован Черноморский яхт-клуб, который был учрежден благородным собранием представителей местной элиты из числа самых богатых и аристократических семейств города Одессы [1].
В список учредителей входило всего 30 человек. Помимо поименованных выше английских подданных в их число входили: пять одесских купцов первой гильдии, один контр-адмирал, два тайных советника, один граф, два князя, пять титулярных советников, два почетных гражданина, один поручик, один капитан-лейтенант, один капитан первого ранга, три коллежских секретаря, один действительный статский советник [2, л. 30].
В создании яхт-клуба в Одессе в качестве учредителей участвовали также и английские подданные, а именно:
«Великобританский подданный Эдвиг Газлер; Великобританский Вице - Консул Вильям Генрихович Гент; Великобританский подданный Фома Иванович Мичель; Английский инженер Осберт Чадвиг;
Великобританский Генеральный Консул Станлей» [2, л. 31].
Черноморский яхт-клуб находился под покровительством Августовских Их Императорских Высочеств Государей Великих Князей Константина Николаевича и Алексея Александровича. Основным предметом деятельности яхт-клуба являлась пропаганда желания к плаванию на гребных, парусных и паровых судах, совершенствование их конструктивных особенностей и постройка судов, а также практическая подготовка опытных шкиперов и матросов [3, с. 88].
Важнейшей практической формой работы стало проведение гонок судов [4, с. 14], проведение бесед по предметам, относящимся к морскому делу, приобретение судов из-за границы и содержание мастерских для постройки судов. В качестве полезного вспомогательного средства в обществе было организовано проведение занятий по изучению гимнастических упражнений [5, с. 29], по плаванию, по катанию на коньках [6, с. 32], по стрельбе, по фехтованию и др. Одной из отличительных черт жизни Черноморского яхт-клуба являлась организация морских прогулок [7, с. 2]. В них могли принимать участие и лица женского пола, хотя, согласно статьи 7 Устава Черноморского яхт-клуба, женщинам запрещалось быть членами яхт-клуба, как и некоторым другим лицам, обозначенным в данной статье.
Членами клуба, в основном, становились обеспеченные представители купечества и дворяне [7, с. 1], кроме офицеров Российского флота [8, с. 196].
Главным представителем яхт-клуба являлся Командор, который избирался на два года общим собранием из числа кандидатов, предложенных через комитет. Он обладал правом руководства судами яхт-клуба, в тот момент, когда они находятся в нем. Вице-Командор избирался также на два года, как и Командор, общим собранием, предложенным через комитет [7, с. 9]. Он занимал место Командора в случае надобности и являлся председателем комиссии при проведении гонок. В случае его отсутствия, должность его замещал один из членов технического комитета.
Председателем общего собрания являлись Командор или Вице-Командор из почетных или действительных членов. В случае если Командор или Вице-Командор не могли присутствовать на проходящем заседании, то их замещал один из членов комитета, которого выбирали присутствующие члены. На таких заседаниях могли решаться вопросы, как о принятии в члены яхт-клуба, так и об их исключении [7, с. 9]. Исключение из членов клуба решалось голосованием всех присутствующих. В случае, если две трети участников голосовали за исключение, решение считалось принятым. При равенстве голосов, голос председателя заседания становился решающим в ту или иную сторону [7, с. 5].
Общее собрание занималось:
- рассмотрением различных представлений комитета, касающихся яхт-клуба;
- вынесением предложений по изменению содержания Устава клуба;
- выбором должностных лиц клуба;
- рассмотрением представляемого комитетом ежегодного отчета, для проверки которого собирается комиссия из трех членов клуба.
Постановления, выносимые на общем собрании [9, с. 108], заносились в протокол, который подписывался присутствовавшими на заседании лицами. Заседание общего собрания признавалось состоявшимся, если в нем присутствовало не менее одной трети всех членов общества. Когда, где и в какое время будет проходить заседание, доводилось каждый раз заблаговременно до членов клуба и руководства города.
Все предложения, поступавшие для обсуждения на общем собрании [10, с. 99], поступали через комитет. Если такие предложения были сделаны в письменной форме и имели подписи не менее десяти членов, в соответствии с Уставом клуба, эти предложения выносились комитетом на общее собрание, где инициаторы постановки вопроса и члены клуба излагали свои мнения.
Делами общества управлял комитет, который состоял из Командора, Вице-Командора, технического и хозяйственного отделений. Техническому отделению поручалось управление морскими занятиями общества и распоряжение гаванью яхт-клуба. Хозяйственному отделению поручалось благоустройство яхт-клуба и управление хозяйством. По решению Командора или Вице-Командора каждое из отделений могло проводить заседания отдельно друг от друга по вопросам компетентности [7, с. 7]. По всем другим вопросам заседания проходили совместно.
В каждом отделении состояли по 4 члена комитета и по 2 кандидата к нему. Ежегодно выбывали из отделения по 2 члена, а на их место общим собранием выбирались новые члены. Выбывшие члены могли быть избраны заново. Члены технического отделения комитета избирались только из офицеров морского ведомства, судовладельцев и лиц, имевших достаточные знания в морском деле. Для ведения записей по клубу, комитет избирал из членов клуба секретаря, который утверждался на общем собрании. Секретарь на время исполнения своих обязанностей освобождался от установленного ежегодного взноса и имел право голоса на заседаниях комитета.
Для решений каждого отделения комитета было необходимо присутствие хотя бы трех членов каждого отделения, считая, в том числе, его представителя.
Общество яхт-клуба состояло из почетных, действительных членов и сотрудников. Избрание лиц в почетные члены проходило на общем собрании, по представлению комитета клуба. Об избранных лицах комитет предоставлял сведения высшему морскому начальству. Почетные члены освобождались от взносов за вступление в общество и за ежегодные билеты. Действительные члены избирались путем голосования, при этом число голосов должно было составлять не менее 2/3 голосов от общего числа избирателей [11, с. 51]. Действительные члены имели такие же права и обязанности, как и почетные, но платили за ежегодные билеты и вступление в общество.
Сотрудники избирались общим собранием путем подачи своей кандидатуры по предложению комитета. Предпочтение отдавалось таким лицам, которые могли исполнять поручения, оказывать содействия и доставлять сведения. Такие сотрудники пользовались правом голоса на общих собраниях и правом бесплатного входа в клуб. В случае, если в течение двух лет они не сообщали полезные сведения и отказывались от поручений, то они автоматически выбывали из клуба.
Желающий вступить в яхт-клуб должен был получить рекомендации не менее чем от двух действительных членов, которые должны были на установленном печатном бланке указать данные кандидата (звание, место жительство, имя, отчество и фамилия). Затем о желающем вступить в яхт-клуб комитет клуба размещал объявление в своем зале. В следующем месяце проходило голосование, путем закрытой подачи голосов членами общего собрания.
Единовременный вступительный взнос составлял довольно приличную сумму - в 100 рублей, а ежегодный - 30 рублей. Вместе с тем, общему собранию членов предоставлялось право повысить единовременный взнос, окончательно до 200 рублей или понизить его до 50 рублей [7, с. 3]. Избранные в действительные члены клуба офицеры морского ведомства, освобождались от единовременного взноса. Ежегодные билеты оплачивались в комитете общества по установленным суммам не позднее 1 -го марта. Вновь избранные члены должны были внести свои взносы в течение 2-х месяцев со дня объявления об их избрании.
В члены общества яхт-клуба принимались лица всех сословий, однако членами яхт-клуба не могли быть [7, с. 4]:
- не достигшие совершеннолетнего возраста, за исключением лиц, состоящих на действительной службе в офицерских или гражданских чинах;
- члены, хотя-бы один раз, исключенные из Черноморского и других Российских яхт -клубов;
- лица женского пола;
- воспитанники учебных заведений, низшие воинские чины, юнкера, хотя бы они и достигли совершеннолетия;
- лица, подвергшиеся ограничению прав по суду.
Выход из общества яхт-клуба мог быть по следующим причинам:
- вследствие нарушения правил устава или общепринятых понятий о чести и приличии;
- за неуплату ежегодного билета.
В случае нарушения правил Устава или общепринятых понятий о чести и приличии, комитет предварительно собирал подробные сведения о поступке данного лица и предоставлял их на рассмотрение общего собрания. Помимо сведений, комитет представлял свое заключение о степени виновности лиц, что влияло на решение об его исключении.
Член клуба, который сам отказывался от звания или возвращал свой билет добровольно, то есть выражал свое нежелание участвовать и быть частью общества, навсегда лишался права на повторное поступление в общество [12, с. 95].
Поле создания яхт-клуба и утверждения Устава Черноморского яхт-клуба было внесено предложение о создании парусного кружка, который, в итоге, образовался в 1895 году и вошел в Черноморский яхт-клуб, как его составная часть. Кружок был создан в целях развития и совершенствования яхт-клуба, путем вступления в его члены лиц разных сословий при условии минимального единовременного и ежегодного взносов. Все это имело положительный эффект и
оказало благотворное влияние на дальнейшее развитие яхт-клуба. Впрочем, данная проблема требует проведения дальнейших исследований.
Таким образом, Черноморский яхт-клуб в своей деятельности и развитии соблюдал все правила, ограничения и требования, установленные Уставом Черноморского яхт-клуба. Руководство общего собрания и общества проводило набор новых членов в свои ряды на регулярной основе. Оно давало возможность лицам, ранее выбывшим из клуба, заново вступать в клуб путем баллотирования. Заново вступившие лица могли, как платить, так и не платить единовременный взнос, по решению руководства. Для развития и совершенствования яхт-клуба в 189З году была выдвинута идея о создании парусного кружка, которая была реализована в 1895 году.
Литература и источники
1. Большая иллюстрированная энциклопедия яхт-клубов // https://web.archive.org/web/ 2Q12Q7Q8Q8172Q/http://book.nationalclass.ru/encyclopedia/CHernomorskiy-yaht-klub/ (Дата обращения 5.03.2024г.).
2. Российский государственный архив ВМФ (РГА ВМФ). Ф. 24З. Он. 1 .Д. 91З4.
3. ЛивенцевД.В. Императорский флот в российской политике: стратиграфия социального конфликта. - Воронеж, 2QQ8. - 88 с.
4. Ливенцев Д.В. Петровский Воронежский яхт-клуб как центр городской культурной жизни // Теория и практика инновационных технологий в АПК. - Воронеж, 201З. С. 1З-15.
5. Копылов С.Н. Борьба с сословной организацией Эстляндского Императорского яхт-клуба // Бюллетень социально-экономических и гуманитарных исследований. - 2020. - №8. - С. 26-З2.
6. Семенов В.Г. История спортивно-массовой работы среди военнослужащих русской армии и военно-морского флота (1855 - 1917 гг.). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - М., 2QQ8. - З4.
7. Устав Черноморского яхт-клуба. - Одесса, 1887.
8. Коробчук А.О. Яхт-клуб Воронежа как центр спортивной жизни дореволюционной русской провинции // Формирование профессиональной компетентности специалистов в системе непрерывного образования: Международная научно-практическая конференция. - Воронеж: Изд. Научная книга, 201З. - С. 195-197.
9. Ершов Б.А. Система духовного образования в Воронежской губернии в XIX веке // Образование и общество. - 2010. - № 5 (64). - С. 1Q5-1Q8.
10. Гуринов С. Л., Ливенцев Д.В. Актуальные вопросы военной истории России: Конспект лекций. Воронеж: Наука-ЮНИПРЕСС, 2Q19. - 1QQ с.
11. Коробчук А.О. Каток Воронежского Петровского яхт-клуба // Культура физическая и здоровье. - 201З. - № 2. - С. 49-52.
12. Коробчук А.О. Воронежский Петровский яхт-клуб (1875 - 1917 гг.). - Воронеж: Наука-ЮНИПРЕСС, 2Q14. - 96 с.
References and Sources
1. Bol'shaya illyustrirovannaya enciklopediya yaht-klubov // https://web.archive.org/web/ 2Q12Q7Q8Q8172Q/http://book.nationalclass.ru/encyclopedia/CHernomorskiy-yaht-klub/ (Data obrashcheniya 5.03.2024g.).
2. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv VMF (RGA VMF). F. 24З. Op. 1.D. 91З4.
3. Livencev D.V. Imperatorskij flot v rossijskoj politike: stratigrafiya social'nogo konflikta. - Voronezh, 2008. - 88 s.
4. Livencev D.V. Petrovskij Voronezhskij yaht-klub kak centr gorodskoj kul'turnoj zhizni // Teoriya i praktika innovacionnyh tekhnologij v APK. -Voronezh, 201З. S. 1З-15.
5. Kopylov S.N. Bor'ba s soslovnoj organizaciej Estlyandskogo Imperatorskogo yaht-kluba // Byulleten' social'no-ekonomicheskih i gumanitarnyh issledovanij. - 2020. - №8. - S. 26-З2.
6. Semenov V.G. Istoriya sportivno-massovoj raboty sredi voennosluzhashchih russkoj armii i voenno-morskogo flota (1855 - 1917 gg.). Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. - M., 2008. - З4.
7. Ustav Chernomorskogo yaht-kluba. - Odessa, 1887.
8. Korobchuk A.O. Yaht-klub Voronezha kak centr sportivnoj zhizni dorevolyucionnoj russkoj provincii // Formirovanie professional'noj kompetentnosti specialistov v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya: Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. - Voronezh: Izd. Nauchnaya kniga, 201З. - S. 195-197.
9. Ershov B.A. Sistema duhovnogo obrazovaniya v Voronezhskoj gubernii v XIX veke // Obrazovanie i obshchestvo. - 2010. - № 5 (64). - S. 105-108.
10. Gurinov S. L., Livencev D.V. Aktual'nye voprosy voennoj istorii Rossii: Konspekt lekcij. Voronezh: Nauka-YuNIPRESS, 2019. - 100 s.
11. Korobchuk A.O. Katok Voronezhskogo Petrovskogo yaht-kluba // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. - 201З. - № 2. - S. 49-52.
12. Korobchuk A.O. Voronezhskij Petrovskij yaht-klub (1875 - 1917 gg.). - Voronezh: Nauka-YuNIPRESS, 2014. - 96 s.
ПОЛОЗОВ АЛЕКСЕЙ ИГОРЕВИЧ - соискатель, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I ([email protected]).
POLOZOV, ALEXEY I. - applicant of the Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter I.
УДК 94(47).08:347.799.66«1892» Б01: 10.24412/2308-264Х-2024-2-70-74
ДЕВЯТКИНА А.Т.
К ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ СОРЕВНОВАНИЙ ВАРШАВСКОГО ГРЕБНОГО
ОБЩЕСТВА (1892 Г.)
Ключевые слова: Варшавское гребное общество, Российская Империя, Привисленский край, Варшавское генерал-губернаторство, правление водноспортивной общественной организации, гоночная комиссия, спортивные соревнования, наградной значок, маломерные гребные суда, спортивная дистанция, всероссийские и международные соревнования.
В статье исследуется исторический опыт организации спортивных мероприятий комитетом Варшавского гребного общества. При этом хронологические рамки ограничены 1892 годом. Показано, что Гребное общества в Варшавском генерал-губернаторстве представляло собой крупнейшее общественное объединение любителей водного спорта в Привисленском