Научная статья на тему 'Первые годы существования Воронежского яхт-клуба'

Первые годы существования Воронежского яхт-клуба Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
228
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯХТ-КЛУБ / СОРЕВНОВАНИЯ / COMPETITIONS / ПРОВИНЦИЯ / PROVINCE / СПОРТ / SPORT / YACHT-CLUB

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коробчук Андрей Олегович

Статья рассматривает историю организации Петровского воронежского яхт-клуба. Кроме того, автор уделяет внимание вопросам развития спорта в русской провинции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIRST YEARS OF EXISTENCE OF THE VORONEZH YACHT CLUB

The article considers the history of the organization of the Petrovsky Voronezh yacht-club. In addition, the author pays attention to the problems of the development of sport in the Russian province.

Текст научной работы на тему «Первые годы существования Воронежского яхт-клуба»

УДК 359:947 ББК 68.57

ПЕРВЫЕ ГОДЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОГО ЯХТ-КЛУБА

I

Коробчук Андрей Олегович, соискатель кафедры истории России Воронежский государственный педагогический университет (г. Воронеж)

Аннотация. Статья рассматривает историю организации Петровского воронежского яхт-клуба. Кроме того, автор уделяет внимание вопросам развития спорта в русской провинции. Ключевые слова: яхт-клуб, соревнования, провинция, спорт.

THE FIRST YEARS OF EXISTENCE OF THE VORONEZH YACHT CLUB

Korobchuk A. O.

applicant (Voronezh)

Abstract. The article considers the history of the organization of the Petrovsky Voronezh yacht-club. In addition, the author pays attention to the problems of the development of sport in the Russian province. Key words: yacht-club, competitions, province, sport.

Многие выдающиеся достижения в провинциальной жизни со временем переходят в разряд городских легенд. Вот что гласит начало официальной истории Воронежского Петровского яхт-клуба. 15 мая 1874 г. одному воронежскому любителю парусного дела пришла мысль организовать парусное катание на шлюпке. Затем 23 августа уже несколько любителей катания на яхтах устроили первый речной праздник, включавший гонку и поездку на Луговой остров, где состоялись: небольшой пикник, фейерверк и танцы под музыку оркестра. Далее, как писал один из членов клуба в морскую газету «Яхта»: «И так, будущий яхт-клуб на хорошем пути; зимой предполагается устроить каток и буера (лёгкая лодка или платформа, установленная на особых металлических коньках, предназначенная для скольжения по льду и оснащённая мачтой с парусами - Авт.); а весною парусные гонки. Кроме того, город обещает уступить яхт-клубу известный памятник морской деятельности Петра Великого в Воронеже, старый каменный цейхгауз с прилежащим к нему Луговым островом, на котором можно устроить постоянное гулянье. Это почетное здание, в настоящее время, занято, стыдно ска-ЯМ

- ю -ЯР-

зать, складом шерсти и разных принадлежностей шерстяных моек и отдается городом для этой потребы за 250 рублей в год! А между тем здесь было, когда-то, адмиралтейство, строились и спускались военные суда, развевались флаги, палили пушки, и Великий Петр праздновал рождение русского флота. «Sic transit gloria mundi»» [19]. От себя редакция газеты добавила: «Каждый, кому близко русское морское дело, порадуется возникновению у нас этого нового яхт-клуба и от души пожелает ему успеха в развитии и в процветании» [19].

Один из участников первых гонок еще не имевшего имени яхт-клуба С.М. Карпинский писал: «Само собой разумеется, что гонки наши еще ничего серьезного не имеют и служат только для забавы членов будущего яхт-клуба, служа, впрочем, надежным средством привлечения новых приверженцев; даже некоторые из дам, в большом числе посещающих нашу пристань и катанья, уже довольно ловко управляются с веслами и рулем; а число гостей и членов все прибывает» [6].

Новому городскому мероприятию повезло, что одним из его основателей был Сергей Михайлович Карпин-

ский. Для воронежской провинциальной жизни он представлял собой уникальную личность. Он был инициатором создания яхт-клуба, основным автором его устава, и наиболее деятельным членом. Родившись в 1845 г. в семье директора Воронежской гимназии, С.М. Карпинский и свою жизнь связал с народным просвещением. Окончив Харьковский университет, он преподавал математику сначала в Тамбовской, а затем в Воронежской гимназии и Воронежском реальном училище. В 1880 - 1910 гг. он был директором Воронежской учительской семинарии. В 1903г. получил чин действительного статского советника. Состоял членом Комитета вспомоществования учащимся в средних учебных заведениях Воронежа.

Возглавляя в течение многих лет Воронежский яхт-клуб, С.М. Карпинский написал исторический очерк его деятельности (в соавторстве с другим его активным членом - А.В. Миллером), выпущенный к десятилетию основания клуба [7]. С.М. Карпинский совершал дальние путешествия на лодках и составлял их увлекательные описания, писал стихи. В 1880-е гг. увлекался велосипедным транспортом. Был товарищем председателя Воронежского округа ОСВОД, членом Губернского статистического комитета, с 1 декабря 1900 г. - членом Губернской ученой архивной комиссии. Даже трудно представить, что перед нами биография одного человека. Кстати, господин С.М. Карпинский был единственным воронежским активным подписчиком, читателем и автором морской газеты «Яхта» [18].

Между прочим, данная газета впервые упомянула о возможном создании яхт-клуба в Воронеже в № 8 за 1874 г. [9].

19 марта 1875 г. состоялось утверждение устава Воронежского Петровского яхт-клуба [15]. Документ был составлен по образцу правил Санкт-Петербургского речного яхт-клуба [15].

По уставу членами яхт-клуба могли быть лица мужского пола всех сословий, за исключением несовершеннолетних (из этой категории принимались лишь имеющие классные чины), воспитанников учебных заведений и нижних воинских чинов (даже, в случае, если они достигли совершеннолетия), а также лиц, лишенных по суду прав состояния, или исключенных из клуба и подобных ему спортивных обществ [16].

Яхт-клуб состоял из почетных, действительных, иногородних членов и сотрудников. Почетные члены освобождались от взносов (как ежегодных, так и единовременных при вступлении). Члены-сотрудники избирались Общим собранием закрытой баллотировкой на 2 года [16].

Почетными членами клуба были избраны начальники Воронежской губернии и главы городского самоуправления. Августейшим покровителем клуба стал генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович [2].

Члены яхт-клуба носили форменную одежду темно-зеленого цвета, гражданского покроя, с отложным воротником, на котором знак яхт-клуба был вышит золотом. Пуговицы полагались золотые с матовой серединой, полированным ободком и знаком яхт-клуба. Жилеты носили белые с форменными пуговицами, а брюки темно-зеле-

ные, белые или черные. Командору и вице-командору для отличия от прочих членов клуба были присвоены наплечные золотые жгуты: для командора - круглые витые, а для вице-командора - плоские, плетеные. Фуражка полагалась темно-зеленая с двумя золотыми галунами на околыше и знаком яхт-клуба. Пальто шили по образцу предназначенного для флотских офицеров, но без золотых погон и знаков на лацканах [2].

Флаги яхт-клуба были устроены по образцу Санкт-Петербургского речного яхт-клуба:

1. Кормовой флаг - белый, с синим прямым крестом и гербом г. Воронежа в крыже;

2. Стеньговый флаг - треугольный, белый с синим прямым крестом и с тем же гербом в крыже. Стеньговый флаг означал присутствие судовладельца и под веслами его носили на флагштоке на носу;

3. Брейд-вымпелы командорский и вице-командор-

ский;

4. Флаг почетного члена - адмиральский флаг яхт-клуба с синею полосою внизу;

5. Флаг гоночной комиссии - адмиральский флаг яхт-клуба с красною полосою внизу [17].

По правилам Петровского Воронежского клуба кормовой флаг поднимали на судах от 8 часов утра до захождения солнца, как на якоре, так и под веслами и парусами. В последнем случае он поднимался на заднем парусе. В ненастную погоду он мог быть спущен. Адмиральские флаги, брейд-вымпелы и стеньговые флаги поднимались и опускались по личному приказанию тех лиц, присутствие которых они означали. Позывной вымпел парусного судна поднимался на передней мачте или стеньге в начале кампании, и спускался только по ее окончании. На судах, где был какой-либо стеньговый флаг или брейд-вымпел, позывной вымпел не поднимался. В высоко торжественные дни и в праздники яхт-клуба суда его расцвечивались флагами. Судовладелец, продавший судно или сдавший его в частное пользование, обязан был снять с судна флаг яхт-клуба и возвратить в клуб свидетельство на плавание под клубным флагом [2].

Яхт-клуб имел свою печать с изображением флага яхт-клуба и надписью «Петровский Воронежский Яхт-клуб».

После чего произошло первое собрание, на котором были избраны члены комитета клуба: Павел Иванович Сафонов - командором, С.М. Карпинский - вице-командором, А.Е. Матюшенко - начальником пристани, М.В. Гонорский - помощником начальника пристани, Н.Н. Скрябин, А.В. Миллер, Н.З. Иогель и И.К. Веретенников - старшинами хозяйственного отделения. Днем открытия клуба решили считать 30 мая - день рождения Императора Петра I [6].

Первоначально помещение яхт-клуба находилось на городской стороне реки близ Митрофановского моста. Через год после основания, в 1875 г., яхт-клуб переместился на противоположный берег, на полуостров, против церкви св. Иоанна Богослова. Практически яхт-клуб обосновался на луговой стороне реки Воронеж. Его помещение состояло из небольшого места, обне-

Шк-

-Щщ- и -

сенного решеткой, внутри которой находились: парусный павильон, служивший местом для собрания членов, кухня, кегли, столы и скамьи для желающих пить чай и обедать на свежем воздухе, место для клубного флага и проч. Перед решеткой располагалась пристань со служителями и специальная стоянка для шлюпок, делившихся на общественные и членские. Рядом в небольшом заливе устроили купальню. Для перевоза членов клуба и их гостей с городского берега реки на пристань из Санкт-Петербурга были выписаны два ялика (двухвесельная шлюпка - Авт.). Число шлюпок, стоявших у пристани, достигало 17. Еженедельно, по пятницам, в помещениях яхт-клуба играла музыка, пристань украшала иллюминация, иногда давался фейерверк и происходили танцы на песке пляжа [12].

Большой проблемой члены нового яхт-клуба назвали восстановление цейхгауза, который сам по себе должен был стать памятником петровских преобразований [11]. Осенью того же года Городская управа предоставила клубу здание цейхгауза, тесно связанного с именем Петра Великого. Здание было выстроено из кирпича в 1696 г. в два этажа, с толщиной стен в 14 футов. Третий этаж был деревянным, его сломали в конце XVIII в. Первоначально цейхгауз был местом хранения судовых и артиллерийских принадлежностей. На рубеже XVIII - XIX вв. в цейхгаузе располагался музей, а затем госпиталь. В 1812 г. здание было продано в частные руки на слом за 12 тыс. руб. ассигнациями, но оказалось настолько прочным, что сломать его не удалось. Позднее цейхгауз перешел в собственность города. В 1830-е гг. городские власти решили обратить здание в памятник пребывания Петра I в Воронеже. Предполагалось «в верхнем этаже сего здания устроить храм во имя Святителя Митрофана, Воронежского Чудотворца». Однако осуществить замысел не удалось, прежде всего, из-за недостатка средств. Цейхгауз удалось отремонтировать только к 1875 г. Осенью того же года его сдали в аренду яхт-клубу с условием выплаты в городскую казну в течение пяти лет (до 1881 г.) половину той суммы, которая была потрачена городом на его ремонт. После 1881 г. здание было сдано яхт-клубу бесплатно.

Первая гонка на призы от яхт-клуба прошла 20 июля 1875 г. Первым пришел туз (деревянная шлюпка, рассчитанная на одного гребца и одного-двух пассажиров -Авт.) «Резвый», рулевой Н.Н. Скрябин, гребец В. Д. Жидков; вторым пришел туз «Заря», рулевой А.В. Миллер, гребец Н.П. Яковлев. Судил гонку Г. Маршалов. Вторая гонка проводилась на одной шлюпке по очереди и на время. Лучшим гребцом клуба стал А.Е. Матюшенко. Парусные гонки в 1875 г., т.е. первом году существования Воронежского Петровского яхт-клуба, не проводились [12].

Отдельно надо отметить три поездки по рекам Воронеж и Дон, совершенные членами Воронежского Петровского яхт-клуба в 1875 г. Вот что сообщала о данных поездках морская газета «Яхта»: «В первый раз, пять членов яхт-клуба - господа Болховитинов, Вяхирев, Гонорский, Карпинский и Матюшенко, съездили в село Чертовицкое вверх по реке Воронеж, пройдя около 50 верст; поездка была во

всех отношениях удачная; отплыв поутру, они возвратились вечером; она была совершена на учебной шлюпке для семейных прогулок. Во второй раз, на такой же шлюпке, отправились вшестером, вниз по реке Дон до села Устья, совокупный путь составил 60 верст; в этот раз был сильный ветер, дувший все время против течения, в то время как шлюпка шла вниз, и стихший на обратном пути. Кроме того, надо было два раза перетаскивать через плотину, т.е. переправлять шлюпку вручную. В результате гребцы вернулись только на рассвете следующего дня. Третья поездка совершена была на парусном тузе «Дон», принадлежащем С.М. Карпинскому. Он вместе с М.В. Гонорским прокатились вниз по реке Воронеж и потом по течению Дона в Дивногорский монастырь. Сама поездка заняла пять дней (два дня пути туда и три обратно). В течение этого времени шлюпка была в пути пятьдесят часов, из которых 31 час шла на веслах. Как писал участник данного шлюпочного похода: «...наслаждения, испытанные гребцами во время путешествия, могут составить предмет отдельной поэмы!»» [12].

22 августа 1875 г. состоялся торжественный спуск на воду паровой шлюпки «Ростов», построенной на средства члена Воронежского Петровского яхт-клуба А.Е. Матюшенко, разработавшего даже собственные чертежи для данного маломерного судна. После удачного спуска А.Е. Матюшенко принялся за постройку двух байдарок, одна из которых до конца 1875 г. прошла успешные испытания [5]. Вскоре 21 сентября 1875 г. летнее помещение клуба было закрыто, а после произведенного салюта флаг яхт-клуба спущен, т.е. организация прекратила свою деятельность в текущем году [5]. Именно 1875 г. стал первым полноценным сезоном Воронежского Петровского яхт-клуба.

Уже в начале 1876 г. один из воронежских любителей катания на парусных судах сообщал следующее редакции морской газеты: «У нас полный разлив - это для нас, членов-любителей парусных кампаний, годовой праздник; теперь только мы вполне можем наслаждаться и простором длинных галсов, и роскошью больших волн, которых летом у нас не бывает. К сожалению, разлив нашей реки, начавшись 12 марта, вместо обычного 28 - 30 марта, застал нас врасплох: не все шлюпки наши готовы. Но так как воды нынешний год очень много, то мы надеемся, что она не сбудет так скоро и нам удастся еще пользоваться парусным испытанием» [10].

Сразу после открытия нового сезона 1876 г. общее собрание Воронежского Петровского яхт-клуба избрало в свои почетные члены командора и вице-командора Санкт-Петербургского речного яхт-клуба В.Ю. Познанского и А.И. Лера; а начальника гавани и распорядителя шлюпочной мастерской Санкт-Петербургского речного яхт-клуба Д.И. Маршалова избрали в члены технические сотрудники воронежского яхт-клуба [21].

В первое пятилетие деятельности яхт-клуба продолжалось и развитие водного спорта. Например, 23 июля 1877 г. в честь тезоименитства Государыни Императрицы в Воронежском Петровском яхт-клубе устроили праздник и гонку четырехвесельных ялов. Праздник собрал

12

многочисленную толпу любопытных, наблюдавших за гонками, проходившими между зданием яхт-клуба и Чер-навским мостом. В гонке участвовали две четверки. На первой лодке гребцами были: П.Ф. Яковлев, В.С. Пути-лин, А.Д. Семынин и А.А. Козьмин, а рулевым В.Д. Жидков. На второй лодке рулевым был М.В. Гонорский, а гребцами: В.Я. Алпатов, В.К. Тезатчиди, И.И. Расторгуев и А.Ф. Горазлев. Дистанция была назначена в 1,5 версты с двумя поворотами. Первой пришла четверка В.Д. Жидкова, и победители получили призы, состоявшие из массивных серебряных подстаканников. Праздник запомнился дружеским обедом и азартными играми, как признались члены яхт-клуба, «карты занимают у нас довольно много места» [1].

Воронежский Петровский яхт-клуб получил в первые годы своего существования заслуженную известность в России. 14 марта 1877 г. в гостинице «Демут» состоялся торжественный вечер под предводительством адмирала С.И. Зеленого, посвященный 17-летию Санкт-Петербургского речного яхт-клуба.

Надо сказать, что адмирал С.И. Зеленой был одним из самых заметных военно-морских деятелей XIX в. В 1822 г. С.И. Зеленой поступил в Морской корпус, после окончания которого был произведён в мичманы и назначен на преподавательскую работу. В 1832 г. его командировали в Дерптский университет для изучения под руководством профессора Струве астрономии. Научная деятельность С.И. Зеленого началась с 1833 г., когда он в чине лейтенанта принял участие в хронометрической экспедиции генерала Шуберта. В 1835 г. он был прикомандирован к Морскому корпусу для преподавания астрономии и навигации в офицерских и гардемаринских классах. Первые же шаги на педагогическом поприще обнаружили в С.И. Зеленом талант преподавателя, умевшего совместить научную серьёзность содержания с увлекательным изложением материала, что создало ему вполне заслуженную известность. В 1838 г. он был приглашён лектором по астрономии в Санкт-Петербургский университет и за свои научные труды избран членом ряда учёных обществ, а большинство его работ было премировано Императорской академией наук.

В период 1836 - 1850 гг. С.И. Зеленой издал ряд сочинений: «Лекции алгебраического и трансцендентального анализа» (1838 г.), труд, составленный им совместно с С.О. Бурчаком, и удостоенный Демидовской премии и Высочайшего подарка, «Беседы с детьми об астрономии» (1838 г.), за которые автор получил бриллиантовый перстень от Николая I, «Астрономические средства кораблевождения» (1842 г.) - полная Демидовская премия и производство в капитан-лейтенанты, «Лекции популярной астрономии» (1844 г.), «Прямолинейная и сферическая тригонометрия» (1848 г.) и целый ряд статей в «Журнале министерства народного просвещения» и «Морском сборнике» [14].

С 1839 по 1850 гг. он занимался составлением и печатанием альманаха «Морской месяцеслов», издаваемого гидрографическим департаментом, сотрудничал по морским вопросам в энциклопедическом лексиконе Плю-

шара и военно-энциклопедическом словаре барона Зед-делера. В 1849 г. вследствие крутой перемены взглядов морского начальства на систему воспитания в Морском корпусе С.И. Зеленой как сторонник гуманных мер и широкого образования должен был оставить свою работу. Руководители Морского корпуса посчитали, что фронтовая служба важнее дифференциалов и интегралов, поэтому в талантливых преподавателях математики кадеты не нуждаются.

Однако широкая известность С.И. Зеленого как педагога помогла ему занять в 1850 г. в чине армейского подполковника пост директора Московского Лазаревского института восточных языков. Руководя институтом, он обнаружил исключительные педагогические и административные способности. За 5 лет своей работы С.И. Зеленой сделал очень много для организации внутреннего и внешнего порядка в данном заведении. В период руководства институтом он был награждён орденом Святой Анны 2-ой степени и произведён в полковники, а за научные труды удостоен ордена Святого Владимира 4-ой степени [13].

После окончания Крымской войны по личному желанию управляющего флотом великого князя Константина Николаевича С.И. Зеленой был возвращён на морскую службу в чине капитана первого ранга и назначен вице-директором гидрографического департамента, а потом в звании контр-адмирала возглавлял эту организацию в течение 14 лет. Под его руководством была полностью реорганизована гидрографическая часть, положено начало развитию научной деятельности в области мореплавания и гидрографии, учреждены в совершенстве оборудованные морские астрономические обсерватории, произведён ряд работ по триангуляции (метод определения геодезического положения) и описи Белого, Каспийского, Балтийского морей, усовершенствована картография, впервые изданы полноценные лоции наших морей, оборудовано на новых началах маячное дело, начато исследование девиации компасов, организованы спасательные станции и проч. [20].

В результате работы, проведённой им на посту директора гидрографического департамента, русский флот стал обслуживаться мореходными инструментами отечественного производства, не только не уступавшими иностранным, но и превосходившими их тщательностью и точностью.

В 1873 г. С.И. Зеленой был избран почётным членом Императорской академии наук, а в 1881 г. его назначили председателем главного военно-морского суда. Он руководил военно-морским судом в течение 10 лет, после чего был произведён в полные адмиралы и уволен в отставку.

Данный почтенный адмирал обратил самое пристальное внимание на формирование Воронежского Петровского яхт-клуба и принял живое участие в становлении репутации новой организации. Среди прочих поздравлений для Санкт-Петербургского речного яхт-клуба присутствовали стихи и от воронежских любителей катания на яхтах:

-РЩ- 13 -

«Под журчащее пенье весенних ручьев, Звонко воду к разливу несущих, Мы желаем всем много счастливых годов, Друг за другом спокойно идущих.

Новых яхт, дальних плаваний, гонок, Шумных праздников, дельных бесед, Мореходному классу успехов.

И «Яхте» (т.е. морской газете при Санкт-Петербур-гскомречном яхт-клубе) много сотен подписчиков в год».

Отвечая на поздравление, петербуржский речной яхт-клуб отправил в Воронеж следующую телеграмму:

«Шлем яхт-клубу ответный привет, Ему вторим его пожеланьем И желаем ему много лет, И желаем ему процветанья. За желание сотен подписчиков нам Превеликое шлем мы спасибо, Из Воронежа ждем мы подписчиков, ибо Наши члены, стыд им и срам, Совсем «Яхты», ей-Богу, не знают И совсем ведь ее не читают» [4].

Один из членов Воронежского Петровского яхт-клуба осуществил и напечатал в газете «Яхта» перевод сочинения Макгригора «Плавание без команды на яхте «Роб Рой»» [5].

Особенно торжественно проводилось празднование пятилетия яхт-клуба. 14 сентября 1878 г. был последний в сезоне семейный вечер в Воронежском Петровском яхт-клубе. В 15 час. 30 мин. начался обед, на котором присутствовало до 35 человек постоянных участников мероприятий яхт-клуба. Обед оживлял оркестр, исполнявший различные мелодии. Тост нового командора клуба С.М. Карпинского за процветание данного дела на воронежской земле был встречен дружными возгласами «ура». Затем, от имени клуба, была выражена благодарность воронежской городской думе и, отдельно, А.Н. Аносову, которого специально пригласили на торжество за поддержку, оказанную яхт-клубу. Наконец, были прочитаны стихи:

«Прошло пять лет как клуб наш родился И шлюпки первые спустились на реку -И флаг наш кормовой впервые развился. Готовя будущность счастливую ему.

И начали с тех пор кампанию мы лихо, Эскадра выросла потом, Бывали бури - было тихо, Не раз мы черпали бортом.

А раз уж чересчур черпнули; -И не явись на помощь нам Наш вновь избранный капитан, Все непременно б потонули...

Не раз команда бунтовала; Но усмирив строптивых дух, Свезут на берег, бывало Не одного, так сразу двух.

За вахту спор мы поднимали -Дежурить не хотел никто -И руль, случалось, оставляли Рискуя все пустить на дно...

Когда ж в эскадре приходилось Пробоину заделать в бок, К починке этой мы стремились Все конопатить, чем кто мог.

И так, наладив, продолжаем Мы плавать вот уж пятый год, Единством сильны - и крепчаем, Идя с попутным мы вперед!...

Кончая пятую кампанию, Сегодня в гавань входим мы; На якорь ставим всю эскадру И флаг спускаем со стеньги.

Дай Бог, чтоб снова развивался С начала он весны шестой, И встретить наш кружок собрался Разлива праздник дорогой.

Теперь за процветание клуба Бокал поднимем, борт о борт, И вверх килем мы опрокинем

Его, входя сегодня в порт» [9].

В 19 час. 30 мин. под пение гимна «Боже, Царя Храни» спустили Высочайше дарованный яхт-клубу флаг. На пятый год существования всего в Воронежском Петровском яхт-клубе насчитывалось 42 члена, с годовым взносом по 10 рублей, дамы входили в члены клуба бесплатно. Именно в выплате взносов новый командор клуба навел жесткий порядок, т.к. раньше членов было в 5 раз больше, но взносы платили далеко не все, что привело к конфликтам и едва не закончилось распадом яхт-клуба. Торжественный вечер закончился катанием на шлюпках [9].

Таким образом, в 1875 г. в Воронеже был создан Петровский яхт-клуб, причем мероприятия по его организации получили одобрение на всероссийском уровне. Достаточно упомянуть, что при основании шефом яхт-клуба стал генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович. Изначально яхт-клуб нес в себе не только сугубо спортивную, но и культурно-развлекательную функцию для воронежской общественной жизни, отсюда достижения на поприще непосредственно водного спорта членов яхт-клуба можно назвать весьма скромными. Несмотря на это Воронежский Петровский яхт-клуб за первые пять лет своего существования, после ряда организационных преобразований, занял ведущие позиции в культурной жизни города и приобрел всероссийскую известность.

14

Литература:

1. Внутренние известия // Яхта. - 1877. - № 31. - С. 3 - 4.

2. Воронежский Петровский яхт-клуб, Устав Петровского Воронежского яхт-клуба. 22 дек. 1908г. - СПб., 1909. - С. 12 - 15.

3. Воронежский яхт-клуб // Яхта. - 1875. - № 12. - С. 889 -991.

4. Годовой обед Санкт-Петербургского речного яхт-клуба // Яхта. - 1877. - № 11. - С. 2.

5. Дневальная шлюпка // Яхта. - 1878. - № 6. - С. 8.

6. Карпинский, С.М. Воронежский вновь учреждаемый яхт-клуб // Яхта. - 1874. - № 10. - С. 387 - 388.

7. Карпинский, С.М. Десятилетие Петровского Воронежского яхт-клуба. 1875 -1885. - Воронеж, 1886.

8. Обед и вечер в Петровском яхт-клубе // Яхта. - 1878. -№ 38. - С. 7 - 9.

9. От редакции // Яхта. - 1874. - № 8. - С. 467.

10. Отрывок из письма. Воронеж, 19 марта 1876г. // Яхта. - 1876. - № 7. - С. 411.

11. Петровский Воронежский яхт-клуб // Яхта. - 1875. - № 5. -С. 387.

12. Петровский Воронежский яхт-клуб // Яхта. - 1875. - № 9. -С. 683 - 685.

13. Полководцы, военачальники, военные деятели России в «Военной энциклопедии» И. Д. Сытина. СПб.: Изд-во. Эко-полис и культура, - СПб., 1996. - Т. 2. - С.200 - 201.

14. Российский государственный архив Военно-Морского флота. Ф. 162. Оп. 1. Д.970. Лл.1 - 2.

15. Российский государственный архив Военно-Морского флота. Ф. 402. Оп. 2. Д. 545. Лл. 75 - 77.

16. Российский государственный архив Военно-Морского флота. Ф. 402. Оп. 2. Д. 549. Лл. 18 - 24.

17. Российский государственный архив Военно-Морского флота. Ф. 402. Оп. 2. Д. 555. Л. 110.

18. Список подписавшихся в 1874 г. на издаваемый в Санкт-Петербургским речным яхт-клубом ежемесячный листок для любителей морского дела «Яхта» // Яхта. - 1874. -№ 12. - С. 741.

19. Учреждаемый в Воронеже Петровский яхт-клуб // Яхта. -1874. - № 9. - С. 526 - 527.

20. Энциклопедический словарь. Брокгауза и Ефрона. - СПб.: Изд. Просвещение, - 1894. - Т. 23. - С.385 - 386.

21. Яхт-клубы // Яхта. - 1876. - № 8. - С. 462 - 463.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.