УДК 63.3
М. С. Черешнева
ЕГО НАЗЫВАЛИ «ЖЕЛЕЗНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ»: К ПОЛИТИЧЕСКОМУ ПОРТРЕТУ ВАЛЛАБХАИ ПАТЕЛЯ
В настоящей статье дана характеристика места и роли выдающегося индийского политика и государственного деятеля Валлабхаи Пателя в партийной иерархии Индийского национального конгресса после достижения Индией независимости и в создании Индийской гражданской службы. Патель до настоящего времени будто бы «остается за кадром» в отечественной историографии. Обобщающей монографии, которая была бы посвящена именно его деятельности в годы борьбы индийского народа за свое освобождение от британской колониальной зависимости, а также - его усилиям по строительству индийской государственности пока нет. Во многом это объясняется сложностью самого предмета - Патель был авторитетным политиком, не раз спасавшим страну в тяжелые времена, но выбор Махатмы Ганди при определении своего преемника и будущего главы партии и свободной Индии пал не на него. Кроме того, Патель был тесно связан с индийской, индусской финансово-промышленной элитой. Он был инициатором подавления леворадикальных, коммунистических выступлений, деятельности Коммунистической партии Индии, если они принимали вооруженный характер. Он был инициатором подавления леворадикальных, коммунистических выступлений, деятельности Коммунистической партии Индии, если они принимали вооруженный характер. В качестве министра внутренних
дел Патель был обязан эффективно решать проблемы, с которыми сталкивается страна, как политические, так и административные. Его консервативное начало, в хорошем смысле этого слова, соединилось с деятельной креативностью. Трудности переходного периода, вызванные уходом англичан из Индии и «выводом из оборота» того обученного персонала чиновников, который обладал всей властью в течение ста лет, усугублялись последствиями раздела в августе 1947 г., огромными человеческими потрясениями и страданиями, повышенной криминогенностью общества, которые Патель не мог предотвратить. По образцу британской Индийской гражданской службы колониальных времен в независимой Индии были созданы собственные административные структуры: Индийская административная служба; Индийская полицейская служба, сыгравшие огромную роль в обеспечении функционирования молодого государства. Статья основывается на индийских, британских и отечественных архивных и опубликованных материалах, дипломатической переписке, мемуарах и автобиографиях, английской и индийской прессе. Автор опирается на новейшие исследования отечественных индологов.
Ключевые слова: независимая Индия, Индийский национальный конгресс, Индийская гражданская служба, Валлабхаи Патель, Джавахарлал Неру, Махатма Ганди.
M. S. Chereshneva
HE WAS CALLED "THE IRON MAN": ON THE POLITICAL PORTRAIT OF VALLABHBHAI PATEL
The article studies the features of the place and role of a prominent Indian politician and public official Vallabhbhai Patel in the hierarchy of the Indian National Congress after the achievement of independence by India and the creation of the Indian Civil Service. Until now Patelis as if "behind the scenes" in the national historiography. There is no generalizing monograph, which would be devoted to his activities during the struggle of the Indian people for their liberation from British colonial dependence, as well as his efforts to build Indian statehood yet. This is largely due to the complexity of the subject - Patel was an authoritative politician, not once saved the country in difficult times, but the choice of Mahatma Gandhi in determining his successor and the future head of the party and free India did not fall on him. In addition, Patel was closely associated with the Indian, Hindu financial and industrial elite. He was the initiator of the suppression of left-wing radical, Communist uprisings, the activities of the Communist Party of India, if they took an armed character. As a Minister of Internal Affairs, Patel was obliged to deal effectively with the problems facing the country, both political and administrative. His conservative
beginning, in a good sense of the word, was combined with an active creativity. The difficulties of the transition period caused by the withdrawal of the British from India and the "withdrawal from circulation" of the trained personnel of officials, who had all the power for a hundred years, were exacerbated by the consequences of the partition in August 1947, the huge human upheavals and suffering, increased criminality of society, which Patel could not prevent. Following the model of the British Indian Civil service of the colonial times, independent India established its own administrative structures: the Indian Civil service, Indian Police service, which played a huge role in the functioning of the young state. The article is based on Indian, British and domestic archives and published materials, diplomatic correspondence, memoirs and autobiographies, English and Indian press. The author relies on the latest research of domestic Indologists.
Key words: independent India, the Indian National Congress, Indian Civil Service, Vallabhbhai Patel, Nehru Jawaharlal, Mahatma Gandhi.
В 2017 г. Республика Индия отмечала 70-летие своей независимости. Тогда, в далеком августе 1947 г. на месте британской колонии на Индостане возникли два доминиона - Индийский Союз и Пакистан. Решающую роль в организации освободительной борьбы народов полуострова сыграла партия Индийский национальный конгресс (ИНК) и ее выдающийся лидер Махатма Ганди, когорта его сподвижников и учеников, среди которых любой индиец сегодня в первую очередь назовет имена Джавахарлала Неру и Валлабхаи Пателя. И если личность Неру, ставшего первым премьер-министром независимой Индии, более чем хорошо изучена, то Патель до настоящего времени будто бы «остается за кадром» в отечественной историографии.
Валлабхаи Патель (1875-1950), выдающийся государственный деятель Индии, один из лидеров ИНК, родился 31 октября 1875 г в городе Надиаде в Британской Индии. Основы его характера были заложены в детском возрасте. Патриотизм и целеустремленность, свойственные старшим в его семье, также оказали влияние на становление личности Пателя. Он нашел себя в сфере изучения права. Получив образование на родине и затем в Лондоне, он стал юристом. В бурные первые десятилетия XX века Патель не спешил занять ту или иную политическую нишу. Он активно защищал честь индийцев в судебных процессах. Собственную честь как юриста Патель также оберегал и не поддавался на провокации и подкуп. В 1916 г. он определился со своими политическими пристрастиями - стал последователем и доверенным лицом Махатмы Ганди. Патель вошёл в муниципалитет Ахмедабада. Блестящая работа на посту председателя Санитарно-Техни-ческого комитета принесла ему всеобщее признание. Во время чумы 1917 г. в Ахмедабаде он лично руководил профилактическими мероприятиями. В 1921 г. Патель был избран президентом Бомбейского провинциального конгресса, в том же году - председателем комитета XXXVI сессии ИНК. Он собирал средства для кампаний народных масс, которыми руководил Ганди.
У него был большой и положительный опыт работы заместителем главы Временного правительства, которое англичане при вице-короле Уэйвелле создали осенью 1946 г. То правительство, действовавшее как Исполнительный совет при вице-короле, возглавлял Неру, и с тех пор он проникся абсолютным доверием к Пателю. При своей фантастической прозорливости, аналитическом уме и твердой воле исполнять задуманное, Патель не раз заявлял: «Я - не эксперт. Я -юрист. Единственное, чего я хочу, - не подвести Индию» [10, р.293]. Неру в начале совместной работы в правительстве восхищался Пателем. Это видно из его письма к Валлабхаи: «Я пишу, чтобы пригласить Вас присоединиться к новому кабинету. Вы - самый сильный столп кабинета» [14, vol. 4, p. 537]. Патель ответил: «Наша привязанность друг к другу и дружеские отношения в течение почти 30 лет не допускают никаких формальностей... мои услуги будут в Вашем распоряжении
до конца моей жизни... наш с Вами союз нерушим, и в этом наша сила» [14, vol. 4, p. 537]. Его практические шаги как министра сразу же стали вызывать неоднозначную реакцию в политических кругах. Так, левые политики в ИНК называли Пателя «палкой, которой правые бьют социалистов». Он санкционировал массовые аресты коммунистов в январе 1946 г., месяцем позже усмирял бастующих матросов судна «Тальвар».
Безусловно, имя Пателя присутствует в общих работах российских индологов, есть и статьи о нем. Но обобщающей монографии, которая была бы посвящена именно его деятельности в годы борьбы индийского народа за свое освобождение от британской колониальной зависимости, а также - его усилиям по строительству индийской государственности пока нет. Во многом это объясняется сложностью самого предмета - Патель был любимцем конгрессистов, авторитетным политиком, не раз спасавшим страну в тяжелые времена, но выбор Махатмы Ганди при определении своего преемника и будущего главы партии и свободной Индии пал не на него. Бесспорно, не мог премьер-министр не видеть, каким непререкаемым авторитетом в ИНК, правительстве и парламенте пользуется его заместитель. «Железный Патель» был, по существу, неформальным лидером. В письме от 29 марта 1950 г. Неру выразил ему всю силу своих противоречивых чувств: «Я вижу, что идеал, к которому я стремился, угасает, и развитие независимой Индии не только беспокоит меня, но и свидетельствует, что работа моей жизни провалилась» [14, vol. 10, p. 23]. Он признавался Пателю, что его мучили противоречия, существовавшие между парламентом и ним, премьером: «Они (парламентарии. - М. Ч.) мирятся со мной из-за их дружелюбия ко мне и привязанности, а также из-за их прошлого опыта и привычки делать это. Но они уходят все дальше и дальше от меня в своих мыслях и чувствах. Это приносит мне несчастье и разочарование» [14, p. 6-8]. Кроме того, Патель был тесно связан с индийской, индусской финансово-промышленной элитой и категорически расправлялся с насильственными выступлениями против частной собственности, против государственной машины. Он был инициатором подавления леворадикальных, коммунистических выступлений, деятельности Коммунистической партии Индии, если они принимали вооруженный характер и создавали угрозу государственной безопасности страны.
Немаловажно отметить и тот факт, что при организации передачи власти, которую обеспечивали вице-король Маунтбеттен и индийские политические партии, Патель очень помог Маунтбеттену. По существу, он обеспечил большую часть успеха Маунтбеттена. Если бы Патель не поддержал условия передачи власти от англичан индийцам, предполагавшие не только свободу, но и расчленение Индии на преимущественно индусское и преимущественно мусульманское государства, и не постарался убедить в целесообразности этих преобразований своего учителя и общеиндийского лидера Махатму Ганди, - вряд ли Маунтбетте-
ну удалось бы уговорить конгрессистов самому. С Пателем они рассуждали в одном ключе. Уставшие от крайней напряженности индусско-мусуль-манских религиозных и политических противоречий, от активной борьбы Мусульманской лиги и ее бессменного лидера Мухаммада Али Джинны за создание Пакистана, Патель и Маунтбеттен стремились отделаться от всего этого как можно скорее, т.е. пока не началась настоящая гражданская война на Индостане. И, что примечательно, и Неру, в силу своих личностных качеств, своей сверхэмоциональности, пассионарности, решить эту задачу без Пателя тоже бы не смог. Маунтбеттен писал в те дни горячего июня 1947 г: «Я должен особо подчеркнуть роль Пателя в достижении нашего соглашения с индийцами... Он будто высечен из камня, бескомпромиссен. Его огромные достижения как бы скрыты под поверхностью, но именно он - первый из высшего конгрессистско-го руководства, кто понял еще в феврале 1947 г., что Декларация нашего правительства означает раздел Индии, если межиндийское политическое соглашения не будет выработано к июню 1948 г или ранее» [10, р. 293]. Маунтбеттен не жалел комплиментов в адрес Пателя, указывая на то, что, обладая столь выдающимися качествами лидера, он часто поражал своих коллег выдержкой, непоколебимым мужеством.. Его реализм во многом определил принятие плана по созданию доминионов» [10, р. 294].
Принятие индийцами «Плана Маунтбеттена» летом 1947 г принесло Пателю множество новых сложнейших забот. Он должен был решать вопросы о разделении активов между образовывавшимися тогда, с 15 августа 1947 г., доминионами Индией и Пакистаном. Разница потенциалов двух государств Индостана после раздела по религиозному принципу, которого добилась Мусульманская лига, была очевидной. По численности населения (320 млн. человек) Индия в 5 раз превосходила Пакистан, по площади (3288 тыс. кв. км) - почти в 3.5 раза. Физические активы и экономические ресурсы были распределены в отношении 6:1 в пользу Индии [4, гл. 5].
Патель высокопрофессионально работал в Совете по разделу, защищая интересы Индии, много требуя от чиновников, помогавших ему. Еще в колониальных условиях он позволил действовать самостоятельно по выполнению его приказов всем чиновникам Гражданской службы Индии и офицерам англо-индийской колониальной армии, которые работали в комиссиях Совета по разделу и других подотчетных структурах. Пакистанцы были впечатлены его стилем работы, скоростью и продуманностью действий, отношению к мусульманам. За Пателем закрепилась «слава» гонителя мусульман, но он всех судил по делам и преследовал мусульманских радикалов так же, как и любых других. Непреложным является факт: он с энтузиазмом способствовал включению мусульман в состав правительства Индии, впервые в истории страны назначил индийца-мусульманина главным комиссаром Дели; сыграл огромную роль в поддержании правопорядка и
защиты жизни мусульманских беженцев в период раздела Индии и массового перемещения людей в 1947 г Внимательные и объективные мусульманские политики не могли не видеть этого. На последнем заседании Совета по разделу Абдур Раб Ништар, член Рабочего комитета Мусульманской лиги, возглавлявший пакистанскую команду при решении вопросов раздела, высказал свое восхищение работой Пателя, конструктивным подходом к решению индусско-мусульманских и индо-пакистанских вопросов и заверил, что «в будущем министры Пакистана продолжат относиться к нему как к старшему брату» [10, р. 294].
Раздел Индии, произошедший одновременно с предоставлением ей свободы 14-15 августа 1947 г. и образованием двух доминионов, конечно, стал для британцев рубежом в их двухсотлетнем владычестве на Индостане. Они смогли достаточно мирно передать власть и при этом сохранить свое влияние в регионе. Для доминионов же наступала полная неизвестности и драматизма пора самоопределения, государственного строительства. Для Пателя труднейшей задачей стало и выполнение им обязанностей министра по делам княжеств, «собирание» княжеств Индии -второй части Индостана, которая наряду с Британской Индией при колониальных властях образовывала Индийскую империю [4, гл. 6]. Хотели ли сами князья, династии, веками правившие в своих землях, - британцы не лишили их полностью этой власти, - теперь отказаться от нее и стать гражданами новообразующихся Индии и Пакистана? Имевшие свои армии, полицию, всю атрибутику государственности, казну, князья, бесспорно, желали сохранения своих владений, трона, династий и привилегий. Многие из них владели территориями, по размерам равными Португалии или Франции, а княжеств формата Бельгии или Швейцарии насчитывались десятки. Князья очень ревностно следили за развитием ситуации вокруг передачи власти и раздела Индии в 1947 г. Патель начал долгий и нервный период переговоров с князьями. Тем из них, кто явно подумывал о сохранении своей самостоятельности, Патель подавал себя открытым, прагматичным, где-то циничным, политиком. Он не скрывал, что никаких княжеств-анклавов внутри Индии более не будет, а желающих встать на этот путь ожидают: для начала - экономическая блокада, а затем - силовые армейские акции и принудительная интеграция. Патель склонял князей получить выгоды от приятия неизбежности, от добровольного присоединения к новообразующимся государствам, даже от превращения собственных царствующих персон в руководителей административных единиц Индии, звал включиться в строительство демократического государства, стать гражданами единой страны. Его харизматическая личность обладала такой степенью воздействия, что многие князья, например крупных образований Бароды, Кочи-на, Джайпура, Джодхпура, Биканера, Патиалы, Ревы, уже в апреле 1947 г изъявили готовность к сотрудничеству [8, р. 686-687]. В княжествах же, сопротивлявшихся вхождению, например в Хай-
дарабаде, ширилось сепаратистское движение. Там, в коммунистических прокламациях и листовках, расклеенных перед полицейскими участками и в других видных местах, содержался призыв к «истинным конгрессистам» поддержать народное движение против правительства независимой Индии: «При власти Конгресса нас ждет голод. Продолжится правление "больших кошельков". Патель организовал свою банду. КПИ - единственная партия, способная создать настоящее народное правительство» [11, I. 35-36]. Патель приказал применить силу и принудить непокорные княжества к вступлению в Индийский Союз.
При становлении государственности доминионов прослеживались характерные отличия. В Индии после августа 1947 г. наметилась интересная тенденция - происходило отделение от Индийского национального конгресса политических организаций и образование новых партий. Собственно внутри Конгресса существовали два противоборствующих политических течения, влиявшие как на внутрипартийную, так на общегосударственную жизнь.
Первое течение представлял премьер-министр независимой Индии Джавахарлал Неру и его единомышленники в руководстве партии. Их поддерживали левые и центристы. Неру видел будущую Индию неким синтетическим государством, соединяющим социалистическое и капиталистическое начала: при сохранении частной собственности, но с обязательным плановым началом и регулируемой государственной экономикой, социальной поддержкой беднейшего и малоимущего населения. В области внешней политики Неру выступал за невхождение в военно-политические блоки великих держав, «позитивный нейтрализм», развитие отношений со всеми государствами мира, капиталистическими и социалистическими [1; 4].
Второе течение - консервативные круги ИНК во главе с заместителем Неру, министром внутренних дел Пателем, и председателем Конгресса Тандоном, которые выступали за свободное развитие капитализма в Индии, рыночные отношения, частное предпринимательство. В аграрном вопросе они предполагали сделать основной упор на техническое перевооружение индийской деревни. Их внешнеполитические предпочтения -Западные державы, Великобритания и Содружество наций [5, с. 286, 354]. В ИНК сложилось своеобразное двоевластие. Вместе с Неру, Паттабхи Ситарамайей, Раджендрой Прасадом, Бхимрао Рамджи Амбедкаром Патель принял активное участие в подготовке первой индийской конституции. Состоявшая из 22 частей, на 395 станицах с 9 приложениями, Конституция провозгласила Индийский Союз независимой парламентской республикой. Учредительное собрание одобрило проект Конституции Индии в ноябре 1949 г. Она была введена в действие 26 января 1950 г. Этот день стал национальным праздником - Днем Республики. Республика основывалась на принципах секуляризма и демократии и гарантировала всем гражданам важнейшие демократические
права и свободы, включая неприкосновенность частной собственности.
Одной из важнейших заслуг Валлабхаи Пателя перед историей своей страны стало создание новой и эффективной системы государственной службы, государственного аппарата, начало чему было им положено накануне передачи власти. Задача была особенно сложной потому, что еще в октябре 1946 г., накануне ухода англичан из Индии, министр по делам Индии и Бирмы лорд Ли-стоуэлл постановил в октябре 1946 г. прекратить дальнейший набор кадров в Гражданскую службу Индии и указал на возможность прекратить его связи со службами ранее даты конституционных изменений в Британской Индии. Такой шаг мог повлечь за собой опасные последствия. Распад управленческого аппарата в колонии до передачи власти поставил под угрозу административное единство страны. Британцы в свое время построили свою империю на Индостане за счет военной и бюрократической колониальной машины. Развал колониального аппарата управления до создания преемствующей системы государственной службы в независимой Индии грозил обернуться трагедией, в особенности в обстоятельствах межрелигиозных столкновений, которые ширились в северо-западной и северо-восточной частях страны, их выспышки наблюдались в Дели, в других районах полуострова. Патель чувствовал больше, чем любой другой лидер, что только новая Всеиндийская административная служба может помочь ему сохранить управляемость в государстве. Его энергичные усилия по созданию нового государственного аппарата во многом спасли ситуацию первых месяцев существования независимой Индии.
В течение двух дней он созвал конференцию глав провинциальных министерств в Нью-Дели. Его речь перед ними содержала продуманную им характеристику текущего момента в истории государственного управления страны. Патель отмечал: «Несмотря на все риски, будет лучше, если придет конец нынешней колониальной структуре» [16]. Он подчеркивал, что посетил все административные единицы страны и убедился в том, что значительная часть британских чиновников настроена пропакистански, и это не может не вредить делу построения индийской государственности. «Единственный смелый ответ на вызов времени - немедленно заменить британский чиновничий корпус новой Индийской гражданской службой», - резюмировал он [16].
Выступая в Учредительном собрании 10 октября 1949 г., со свойственными ему дальновидностью и пониманием верховенства права, Патель сказал: «Индийский Союз не состоится, вы не объедините Индию, если не будет хорошей Все-индийской службы, независимой, ответственной, думающей» [13, р. 97-98]. Патель считал «эффективную, дисциплинированную, компетентную службу «непременным условием надлежащего управления при демократическом режиме» [13, р. 97-98]. Конкурсный отбор для найма нового контингента чиновников не мог быть проведен
раньше июля 1947 г., но Патель не мог ждать так долго. Он принял решение начать с набора первой группы из числа демобилизованных военнослужащих. Его смелость граничила с риском, так как Британия еще не решила в тот момент, стоит ли и когда отречься от власти, хотя и объявила дату передачи власти. Он старался предотвратить любую возможную приостановку процесса управления страной, наступление муниципального хаоса. Преемственность службы должна была обеспечить поддержание правопорядка в стране, по факту уже находившейся в ситуации «общинной войны». Выступая в апреле 1947 г. перед первой группой чиновников-новобранцев, Патель подчеркивал значимость происходящей работы, называл ее «эпохальной», «безошибочным симптомом передачи власти индийцам» [6].
Индийская административная служба, по его словам, «знаменовала собой инаугурацию Все-индийской службы, полностью управляемой индийцами и контролируемой Индией». Он, по сути, определял, профессиональный кодекс индийского чиновника: «Теперь административная служба будет свободной, станет выполнять свою истинную роль национальной службы, не будучи поглощенной традициями и привычками прошлого" [6]. Патель напутствовал испытуемых на конкурсном отборе: «Возможно, вам известны старые поговорки об Индийской гражданской службе, сложенные при британцах, - что, она - не Индийская, не гражданская, не проникнута духом служения... Ваши предшественники должны были служить проводниками чужих законов, для выполнения указаний иностранных работодателей. А настоящий гражданский служащий не может себе позволить и не должен принять участие в политике. Он не должен втягивать себя в общественные споры. Отойти от беспристрастного служения закону в любом из этих аспектов для госслужащего означает унизить государственную службу и понизить ее достоинство" [6].
В качестве министра внутренних дел Патель был обязан эффективно решать проблемы, с которыми сталкивается страна, как политические, так и административные. Его консервативное начало, в хорошем смысле этого слова, соединилось с деятельной креативностью. Трудности переходного периода, вызванные уходом англичан из Индии и «выводом из оборота» того обученного персонала чиновников, который обладал всей властью в течение ста лет, усугублялись последствиями раздела в августе 1947 г., огромными человеческими потрясениями и страданиями, повышенной криминогенностью общества, которые Патель не мог предотвратить.
По образцу британской Индийской гражданской службы колониальных времен в независимой Индии были созданы собственные административные структуры1:
1) Индийская административная служба;
2) Индийская полицейская служба.
1 В 1976 г. была образована Всеиндийская юридическая служба.
Набор и условия службы лиц, назначаемых на государственные должности, регулировались актами парламента и легислатур, с соблюдением соответствующих положений Конституции 1950 г. [3, с. 423-555] Для проведения экзаменов на местах на замещение должностей в службах Индийского Союза и административных единиц, создавались комиссии по делам государственных служб. Условия работы членов и персонала таких комиссий определялись президентом страны. Таким образом, при Пателе была заложена собственно база для создания стройной системы управления Индией в будущем.
Он обратился к тем чиновникам бывших колониальных административных структур, которые изъявили готовность служить свободной Индии. Британцы, по сути, бросили их на произвол судьбы, а новые власти, премьер-министр Неру и левые конгрессисты открыто демонстрировали свою враждебность к ним как к классу. Патель же, в начале 1947 г., пригласил в свою резиденцию несколько десятков бывших высокопоставленных государственных служащих и, к большому их удивлению, говорил с ними в патриотической и реалистической манере. Патель предложил им «посвятить себя служению родной стране». Он не обещал им взамен ничего большего, чем «радость, которую он и его коллеги испытывают служа независимой Индии» [9]. Он призвал их применить их опыт на благо отечества, предложил им «равенство» с новым поколением госслужащих, «если только они тоже будут работать так же неустанно и неустанно, как он и его коллеги, будь то в правительстве или вне его, для народа страны» [9].
Как администратор, Патель был образцом для подражания. Он вел свою работу в основном из своей резиденции, давал указания своим секретарям, которые являлись к нему для получения приказов. Он всегда поддерживал их. У него была фотографическая память. Он никогда не сомневался в верности служащих своего детища - Индийской гражданской службы, ценил их работу, защищал их. В одном из выступлений в Учредительном Собрании он заявил о них: «Я должен признаться, что вас (госслужащих), с вашим патриотизмом, верностью, искренностью и способностями, сложно кем-либо заменить» [9]. Он, как никто, всегда предельно внимательно выслушивал все стороны и только потом принимал решение. Но когда решение было принято, Патель был прочнее камня. Не было тверже человека, умеющего сказать «нет» в ответ на просьбу, которую было невозможно выполнить или категорически воспрещалось выполнять. Госслужащим он запрещал участвовать в левых и леворадикальных политических организациях. 1 февраля 1950 г. правительство Индии запретило всем государственным служащим принимать участие в деятельности коммунистической партии, революционно-социалистической организации, индусской Хунду Махасабхи и ее радикального молодежного крыла РСС, Всеиндийского конгресса профсоюзов [2, л. 8]. Неру писал о Пателе в этой связи:
«Возможно, во всей Индии у Ганди не было более преданного соратника, чем Валлабхаи, - человека сильного и несгибаемого в своей работе, и все же преданного ему лично и своим идеалам в политике» [12, р. 287]. Неру был, как описывал его Ганди, более британским, чем индийским, в своих мыслях и образе. Патель же был по рождению крестьянином и был ближе к Ганди, чем Неру.
Но в отличие от Ганди и Неру, Патель был абсолютным прагматиком, и его дарование проявлялось в умении успешно вести сложные государственные дела даже тогда, когда лидеры Конгресса опускали руки. Правдивы слова индийского историка Кришны: «И если Махатма Ганди, как оракул, вдохновил массы, то именно Валлаб-
хаи Патель превратил их в боевую силу как для свержения британского господства, так и для построения демократической независимой Индии» [10, р. 503]. Уникальный успех Пателя как партийного и государственного деятеля был обусловлен его железной волей, сочетавшейся с подлинным демократизмом и гибкостью ума. Он не был ни скрытным интриганом, ни страстным идеологом. Он был суровым реалистом. Его гибкость помогала ему вырабатывать нужную стратегию и тактику для каждого конкретного исторического момента, при всем том он не изменял своей генеральной линии на создание сильного демократического государства в Индии. За все это его называли «Железным Человеком».
Источники и литература
1. Алаев Л. Б., Вигасин А. А., Сафронова А. Л. История Индии. М.: Дрофа, 2010. 541 с.
2. Архив внешней политики МИД Российской Федерации. Ф. 090. Оп. 8а. П. 19. Д. 47.
3. Конституция Индии 1950 г. // Конституции зарубежных государств / сост. В. В. Маклаков. М.: Волтерс Клувер, 2006. 584 с.
4. Черешнева Л. А. Радуга над Красным фортом: раздел колониальной Индии 1947 г. М.: Восточная литература, 2012. 391 с.
5. Юрлов Ф. Н. От восхода до заката. Династия Неру-Ганди. Кн. 1. Мотилал и Джавахарлал. М.: ИВ РАН, 2015. 520 с.
6. The Bombay Chronicle. 1947. April 21.
7. The Constituition of India. Encyclopaedia of Indian Government and Politics. In 10 vols. Vol. 2. Jaipur: Pointer Publishers, 2000. 789 p.
8. Constitutional Relations between Britain and India, 1942 - 47 / ed. by N. Mansergh. In 12 Vols. Vol. 11. London: Her Majesty's Stationery Office, 1982.
9. The Indian Express. 1966. September 8.
10. Krishna B. Sardar Vallabhbhai Patel: India's Iron Man. New Delhi: INDUS, 1995. 567 p.
11. National Archives of India. Government of India. Ministry of States, 1949. Branch Hydarabad. File №11(1)-H.
12. Nehru J. Autobiography. London: The Bodley Head, 1936. 672 p.
13. Nehru B.K. Thoughts on Our Present Discontents. New Delhi: Allied Publishers, 1986. 297 p.
14. Sardar Patel's Correspondence 1945-1950. In 10 vols. Vol. 4, 10. Ahmedabad: Navajivan Publishing House, 1972, 1973.
15. The Statesman. 1950. December 16.
16. The Times (London). 1946. October 23.
References
1. Alaev L. B., Vigasin A. A., Safronova A. L. Istoriya Indii (History of India). Moscow: Drofa, 2010. 541 p. (In Russian).
2. Archives of Foreign Policy of the Ministry of External Affairs of the Russian Federation. F. 090. Inv. 8a. P.19. D.47. (In Russian).
3. Konstituciya Indii 1950 g. // Konstitucii zarubezhnyh gosudarstv (Constitutions of the Foreign Countries) / compiled by V. V. Maklakov. Moscow: Volters Kluver, 2006. 584 p. (In Russian).
4. Chereshneva L. A. Raduga nad Krasnym fortom: razdel kolonial'noj Indii 1947 g. (Rainbow over the Red Fort: Partition of the Colonial India in 1947). Moscow: Vostochnaya literatura, 2012. 391 p. (In Russian).
5. Yurlov F. N. Ot voskhoda do zakata. Dinastiya Nehru-Gandi. Kn. 1. Motilal i Dzhavaharlal (From Sunrise to Sunset. The Dynasty of The Nehru-Gandhi. kn. 1. Motilal and Jawaharlal). Moscow: Institute of oriental studies of RAS publ., 2015. 520 p. (In Russian).
8. The Bombay Chronicle. 1947. April 21.
9. The Constituition of India. Encyclopaedia of Indian Government and Politics. In 10 vols. Vol. 2. Jaipur: Pointer Publishers, 2000. 789 p.
8. Constitutional Relations between Britain and India, 1942 - 47 / ed. by N. Mansergh. In 12 Vols. Vol. 11. London: Her Majesty's Stationery Office, 1982.
9. The Indian Express. 1966. September 8.
10. Krishna B. Sardar Vallabhbhai Patel: India's Iron Man. New Delhi: INDUS, 1995. 567 p.
11. National Archives of India. Government of India. Ministry of States, 1949. Branch Hydarabad. File №11(1)-H.
12. Nehru J. Autobiography. London: The Bodley Head, 1936. 672 p.
13. Nehru B.K. Thoughts on Our Present Discontents. New Delhi: Allied Publishers, 1986. 297 p.
14. Sardar Patel's Correspondence 1945-1950. In 10 vols. Vol. 4, 10. Ahmedabad: Navajivan Publishing House, 1972, 1973.
15. The Statesman. 1950. December 16.
16. The Times (London). 1946. October 23.