Научная статья на тему 'Крейг НЬЮМАРК: свой в доску'

Крейг НЬЮМАРК: свой в доску Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
82
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Антон Ковалевский

Его обвиняют в том, что он строит в Интернете чуть ли не «коммунизм». «Зато мы зарабатываем — в отличие от тех, кто ставил во главу угла доходы, но до сих пор остается в минусе», — отвечает предприниматель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Крейг НЬЮМАРК: свой в доску»

Антон Ковалевский

Крейг Ньюмарк:

свои в доску

¥

i

л 7М Я

¿in- ■ ■i * 1

■ '

Их обвиняют в том, что они строят в Сети «коммунизм». «Зато мы зарабатываем — в отличие от тех, кто ставил во главу угла доходы, но остается в минусе», — отвечают Джим Бакмастер и Крейг Ньюмарк.

Все гениальное просто. Пожалуй, лучшего кредо для самой популярной в мире онлайновой доски бесплатных объявлений Craigslist и не подобрать.

Дизайн сайта — будто привет из далеких по меркам Интернета

девяностых, запомнившихся бумом доткомов (большинство из которых лопнуло словно мыльные пузыри). Ни баннеров, ни картинок, ни единого намека на модные ныне дизайнерские изыски вроде веселенькой анимации. Но нужны

ли все эти «бантики», если хорошей службе коротких объявлений в духе газетных classified требуются прежде всего внятные тексты и мощная поисковая система?

На фоне грандиозных современных порталов, всеобщего помеша-

20 млрд

просмотров в месяц, 49 млн уникальных посетителей из США, 33-е место в мире по числу посещений, около 8 млн объявлений ежемесячно. Статистике Craigslist можно только позавидовать

г

тельства на почве социальных сетей и Web 2.0 детище Крейга Ньюмарка выглядит оплотом ретроградства. Что совершенно не мешает проекту по праву и вполне уверенно занимать прочные позиции в десятке самых посещаемых сайтов США. Показатели Craigslist — голубая мечта основателя любого нынешнего интернет-стартапа. 20 миллиардов просмотров в месяц (49 миллионов уникальных посетителей только из США). 33-е место в мире по числу посещений. Около 8 миллионов объявлений ежемесячно (в том числе до двух миллионов платных сообщений о вакансиях). Не многие способны похвастаться такими результатами.

Будь на месте Ньюмарка кто-нибудь другой, с таким потоком клиентов он давно ворвался бы в список Forbes. Или продал бы аппетитный бизнес — например, Google. Причем за бешеные деньги. Но Ньюмарк и здесь держится особняком. За 15 лет существования компании он не предпринял ни единой попытки вывести ее на биржу, ни разу не разместил ни одного рекламного баннера и не взял с пользователей ни цента. За исключением корпоративных клиентов, которые платят до 75 долларов за одно объявление о вакансии.

«Craigslist — это потенциальная золотая жила; но только если откажется от своих коммунистических идеалов, — уверен Эрик Бейкер, основатель сайта по продаже билетов StubHub.com. — В год они могли бы зарабатывать до полумиллиарда долларов». Сколько Крейг Ньюмарк зарабатывает на

самом деле — не знает никто. Ведь компания остается непубличной. По оценке некоторых аналитиков, в 2004 году обороты Craigslist составляли около $10 млн, в 2006-м — до $25 млн, и около $150 млн — год спустя. И это при штате в 28 сотрудников и полном отсутствии отдела продаж или маркетинга! Как утверждает СЕО компании Джим Бакмастер, Craigslist... не заинтересована в получении прибыли: здесь хотят помочь людям найти автомобили, дома, работу и новые знакомства. Как ни странно, но эта противоречащая духу едва ли не любого бизнеса философия до сих пор не давала осечки: конкурировать с Craigslist на этом поле не готова, похоже, даже Google.

Tabula rasa

Началось все в 1995 году, когда выпускник университета Case Western Reserve и программист с внушительным стажем (17 лет только в легендарной IBM, не считая других авторитетных работодателей) Крейг Ньюмарк переехал в Сан-Франциско и начал работать в компании Charles Schwab. Интернет в то время только начинал обретать популярность, так что друзья и коллеги Ньюмарка поддерживали связь посредством самых разнообразных и ныне давно забытых инструментов — WELL, MindVox и новостных групп Usenet. На этой волне Крейг и решил организовать «для своих» (большей частью для разработчиков программного обеспечения из Сан-Франциско) электронную рассылку, где анонсировал разнообразные примечательные события, концерты и вечеринки, которые проходили в городе. Число подписчиков быстро увеличивалось — в основном благодаря «сарафанному радио». И вскоре ящик электронной почты Ньюмарка уже оказался не в состоянии рассылать письма адресатам, число которых множилось с каждым днем. Кроме того, сообщения мог отправлять не только Крейг, но и любой участник рассылки; поэтому в «листе» начали появляться послания на самые разные темы — от поиска работы до продажи жилья. Число кате-

горий росло, и подписчики предложили Ньюмарку организовать веб-сайт, на котором можно было бы размещать любые объявления.

Ньюмарк собирался дать сайту простенькое название «SF events» («события в Сан-Франциско»), но читатели рассылки убедили его, что давно называют проект Craig's list («рассылкой Крейга») — а значит, именно это имя и следует дать новому сайту Поначалу Крейг считал проект чем-то вроде хобби и предполагал, что по-прежнему будет заниматься программированием, причем вовсе не обязательно в крупной фирме, а Craigslist так и останется всего лишь удобным способом для новых знакомств и поиска работы. Но в 1997 году поступили первые предложения о размещении рекламы

ЩЯ Craigslist — золотая жила,

считают эксперты. Если бы Ньюмарк отказался от своих «коммунистических» идеалов, проект приносил бы до полумиллиарда долларов ежегодно

(от Microsoft, причем Ньюмарк по-прежнему не жалеет, что отверг их). А в 1998 году Крейг понял: сайт растет настолько высокими темпами, что теперь вполне можно отказаться от основной работы и посвятить все свое время бывшему хобби.

К 2000 году офис компании по-прежнему размещался в квартире Ньюмарка, но на него работало уже девять человек — в том числе нынешний СЕО Джим Бакмастер, занимавший тогда должность главного программиста. Ньюмарк быстро понял, что менеджмент — далеко не его стезя, и спустя полгода уступил Бакмастеру бразды оперативного правления. И не только: именно Бакмастер создал нынешний дизайн сайта, добавил возможность самостоятельного размещения объявлений и выбора города, поиск по базе, форумы для обсуждений, создание собственных категорий и систему «флагов».

бизнес-журнал январь #1 2011

71

г

12 часов в сутки

приходится проводить в офисе Крейгу Ньюмарку, занимаясь технической поддержкой пользователей. Слишком уж активны спамеры, с которыми приходится постоянно бороться!

Призрак коммунизма

«Флаги» стали одной из самых полезных «фишек» сайта: контент могут оценивать не только модераторы, но и сами пользователи, просто отмечая незаконные или оскорбительные сообщения. При этом для установки флажка не требуется регистрации. Выставить оценку может любой, даже анонимный посетитель. Как только определенное число пользователей отмечает публикацию как сомнительную, система автоматически удаляет ее. Сколько именно флажков для этого требуется, также определяет сама система (этот предел зависит от категории, в которой помещено сообщение).

Разумеется, флажки могут расставлять не только сознательные пользователи, но и вандалы (в компании с недобросовестными конкурентами). Но такие случаи обсуждаются на форумах, и их отслеживают сами работники компании. По словам Крейга Ньюмарка, проблема спама по-прежнему остается одной из самых серьезных — и сам он до сих пор проводит в офисе компании до 12 часов в сутки, занимаясь технической поддержкой пользователей.

Лишь в 2004 году CraigsИst начал зарабатывать: размещение вакансий обходилось компаниям из Нью-Йорка и Лос-Анджелеса в 25

долларов за одну позицию. При этом сайт запустил Gigs — новую категорию, в которой представители бизнеса могли абсолютно бесплатно размещать информацию о низкооплачиваемых местах или программах стажировки.

Буквально через две недели стало известно, что крупнейший онлайновый аукцион eBay купил 28,4% компании у одного из ее бывших сотрудников. Некоторые поклонники Craigslist выразили по этому поводу беспокойство: не будет ли гигант вмешиваться во внутренние дела сайта? Но Ньюмарк успокоил общественность: большая доля (впрочем, какая именно — до сих пор неизвестно) по-прежнему в его руках, и сайт не будет менять свою политику. Правда, в eBay остались не слишком довольны сделкой: в 2008 году компания подала на Craigslist в суд, утверждая, что действия менеджмента привели к размыванию доли eBay до 24,9%. Ньюмарк подал ответный иск, заявив, что это именно eBay вредит честной конкуренции, — но в конечном итоге (в сентябре 2010 года) проиграл. Не растеряв, впрочем, мощной поддержки интернет-сообщества.

Тогда же, в сентябре, компания закрыла раздел сервисов для взрослых, до 2009 года именовавшийся «эротическими услугами».

Некоторая часть публики долгое время и весьма настойчиво обвиняла сайт в пособничестве проституции, так что Ньюмарк и Бакмастер решили уступить поборникам морали. К тому же эти объявления не приносили компании никакой прибыли.

В наш прагматический век это выглядит странным, но прибыль интересует руководителей проекта в последнюю очередь (за что основателя компании нередко обвиняют в попытке построить «интернет-социализм» или даже «сетевой коммунизм»). «Во времена первого бума Интернета возникли тысячи компаний, — объяснял СЕО Craigslist Джим Бакмастер в 2006 году. — Если не считать нас, то все они имели своей целью заработать как можно больше денег. Почти все эти компании пошли ко дну и так и не заработали не цента. Даже крупнейшие игроки вроде Amazon до сих пор не зарабатывают: они по-прежнему в убытках. А мы — мы все эти годы были в плюсе».

И правда, принятая на вооружение модель все это время остается неизменной: платить должны не пользователи, а бизнес.

— Компании могут себе позволить небольшие комиссии, которые мы просим, — уверен Бакмастер. — Они платят из денег, которые не облагаются налогами, тогда как у пользователей средств гораздо меньше, и они вынуждены еще и платить государству. Поэтому для нас оказалось весьма выгодным преимуществом ориентация на нужды пользователей и не обращать внимания на все остальное. Это позволяет нам держать небольшой штат и не усложнять все операции.

И стратегия сработала! Сейчас Craigslist поддерживает несколько языков и охватывает более 50 стран и почти тысячу городов по всему миру — в том числе Москву и Санкт-Петербург (впрочем, пока объявления здесь размещают разве что иностранцы). И пусть Ньюмарк не имеет миллиардных прибылей, зато его сайт остается таким, каким его хотят видеть пользователи, возвращающиеся на Craigslist снова и снова. А ценнее актива для интернет-компании и быть не может. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.