Научная статья на тему 'Состояние и тенденции развития рынка рекрутинговых услуг в России'

Состояние и тенденции развития рынка рекрутинговых услуг в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
683
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕКРУТИНГОВАЯ УСЛУГА / ОН-ЛАЙН РЕКРУТМЕНТ / МНОГОКРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овсянников Денис Анатольевич

Выявлены основные тенденции развития рынка рекрутинговых услуг: развитие рынка в регионах, развитие он-лайн-рекрутмента, концентрация рынка, выход в социальные сети. Показано, что анализ job-сайтов является простым и эффективным средством исследования рынка рекрутинговых услуг. Проведено многокритериальное оценивание активности субъектов рынка он-лайновых рекрутинговых услуг с выделением Парето-эффективных объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Овсянников Денис Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main trends of recruiting services: market development in the regions, the development of on-line recruitment, market concentration, and access to social networks were determined. The analysis of job-sites was shown to be a simple and effective method for market research of the recruiting services. A multicriteria evaluation of the activity of market players in the on-line recruitment services was fulfilled. A Pa-reto-efficient allocation of objects (job-sites) was worked out.

Текст научной работы на тему «Состояние и тенденции развития рынка рекрутинговых услуг в России»

^ЖауЧНО-ТеХНИЧе£КИеВеДОМ2£ТИ«СПбГП|У.4..2212;.ЭКОНОМИЧе£КИе.НаУКИ

УДК 338.46

Д.А. Овсянников

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА РЕКРУТИНГОВЫХ

УСЛУГ В РОССИИ

Рынок рекрутинговых услуг в России, его появление, относится к 90-м гг. ХХ в. В 1991 г. были созданы государственные центры занятости населения в регионах РФ, стали развиваться коммерческие организации по предоставлению кадровых услуг. Побудительными факторами развития такого рынка можно считать спрос на услуги со стороны крупных предприятий и организаций и возрастающую трудовую мобильность населения.

Первоначально рынок рекрутинговых услуг развивался преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге, но в начале 2000-х гг. ситуация стала меняться. Столичные компании начали открывать региональные отделения, на российский рынок вышли международные компании, обеспечивающие высокие стандарты рекрутин-гового сервиса и тем самым побуждающие отечественных рекрутеров к развитию профессионализма. Развитие рекрутмента было обусловлено потребностями пришедших на российский рынок крупных отечественных и зарубежных торговых и промышленных предприятий с высоким инвестиционным потенциалом в массовом персонале и управленцах среднего и высшего звена.

Сегодня на рынке рекрутинговых услуг работает множество крупных и малых отечественных и международных компаний, не только открывающих новые офисы по всей стране в соответствии с потребностями своих клиентов, но и использующих технологии удаленной работы по управлению персоналом. Основными видами рерутинговых услуг, помимо подбора персонала, являются аутстаффинг, кадровый консалтинг и аутсорсинг. Широкое распространение получил электронный рекрутмент (онлайн-рекрутмент), который представляет собой процесс формирования и предоставления рекрутин-говой услуги с использованием информационно-

коммуникационных технологий. К основным технологическим особенностям электронного рекрутмента относятся: размещение баз данных о вакансиях предприятий и резюме соискателей работы на специализированных job-сайтах, публикация вакансий на корпоративных сайтах, пересылка резюме по электронной почте, предварительный удаленный отбор кандидатов с помощью видеособеседования и т. п. Рынок рекрутинговых онлайн-услуг формируют, в первую очередь, компании-владельцы job-сайтов и производители специализированного программного обеспечения для рекрутмента. По оценкам, сделанным в 2009 г. [7], рост рынка онлайн-рекрутмента в конце 2000-х гг. составлял порядка 40-50 % в год, в 2008 г. его объем составил 25-30 млн долл.

Новой тенденцией развития электронного рекрутмента, достаточно очевидно проявившейся в последние два года и лишенной явной рыночной компоненты, является поиск и предложение работы через социальные сети. Распространение этого направления рекрутмента -следствие вовлечения все большего числа пользователей Интернет в социальные сети. По результатам исследований 2009 г., проведенных на портале «ЯИметрика» [5], услугами социальных сетей, сообществ, их отдельных сервисов (рассылка сообщений друзьям, их друзьям, изменение статуса на сайте на «ищу работу» и др.) в Интернет пользовались около трети опрошенных. Сегодня многие рекрутинговые компании имеют собственные информационные ресурсы в наиболее массовых социальных сетях.

На сегодняшний день услугами рекрутинго-вых агентств пользуется все большее число граждан, информация об услугах широко распространена в Интернет: в поисковых системах, на интернет-сайтах агентств, в социальных сетях. Так, на сайте Yandex. Работа [2] зарегистрированы

ссылки на 1222 сайта, получивших наименование «рЬ-сайты», которые содержат информацию о компаниях, занимающихся подбором персонала по базе резюме и вакансий, объявления о курсах и тренингах, каталоги кадровых агентств, аналитические материалы, советы по трудоустройству. На сайте top100.rambler.ru приводятся ссылки на 2612 аналогичных ресурсов [3].

Несмотря на новые технологии рекрутмента, процесс формирования и предоставления рекру-тинговой услуги по-прежнему является проявлением экономического поведения трех субъектов -работодателя, рекрутинговой компании и лица, занимающегося поиском работы. Для работодателя экономическое поведение при найме работников заключается в противоречивом стремлении увеличить стоимость продукта труда нанимаемых при одновременном снижении издержек на заработную плату и прямых затрат на поиск персонала. Экономическое поведение рекрутин-говой компании направлено на расширение ассортимента и объемов предоставляемых услуг, а также на повышение дохода от одной услуги. Для лица, занимающегося поиском работы, экономическое поведение - это система действий, которые связаны с использованием трудового потенциала и ориентированы на получение вознаграждения от его обращения.

Очевидно, что цели экономического поведения трех перечисленных субъектов различны. Различно и проявление факторов внешней среды при стремлении к этим целям. Так, для рекрутин-говых компаний благоприятна интенсификация процессов трудоустройства, повышение трудовой мобильности населения. Работодатели заинтересованы в росте количества претендентов на одну вакансию. Соискателям рабочих мест выгодно увеличение числа вакансий.

В настоящее время отсутствуют достоверные оценки объема российского рынка он-лайновых рекрутинговых услуг.

В основу методологии анализа активности субъектов рынка он-лайновых рекрутинговых услуг может быть положена идея многокритериальной классификации, основанной на процедуре интерактивной Парето-классификации [4]. Исходными данными, характеризующими активность рЬ-сайтов, являются следующие показатели:

- тематический индекс цитирования Yandex, характеризующий не только количество ссылок на сайт, но и авторитетность ссылающихся источников;

- количество страниц сайтов, проиндексированных поисковыми системами Yandex [2] и Google [1];

- количество включенных в базы данных Yandex упоминаний на других сайтах;

- количество ссылающихся сайтов, включенных в базы данных Google;

- счетчики Liveinternet [6] количества просмотров и количества посетителей сайта (количества уникальных ip-адресов), размещенные на анализируемых job-сайтах.

Выбор перечисленных показателей обусловлен тем, что, с одной стороны, их значения легко могут быть определены для большинства job-сайтов по запросам в поисковых системах и непосредственному обращению к самим сайтам. С другой стороны, выбранные показатели наиболее полно характеризуют известность сайта, его посещаемость, объемы и обновляемость баз данных.

Указанные показатели были использованы для анализа активности субъектов рынка он-лайновых рекрутинговых услуг, занимающих первые пятьдесят позиций в рейтинге «toplOO.rambler.ru/Работа и карьера» [3] без учета сайтов, не имеющих явной специализации в области он-лайн рекрутмента и сайтов, не проиндексированных Yandex и Google.

Результаты Парето-классификации приведены здесь в таблице. В соответствии с принципом Парето в таблицу включены недоминируемые объекты анализа, т. е. такие job-сайты, для которых не существует других сайтов, не менее эффективных по всей совокупности показателей и при этом более эффективных хотя бы по одному показателю. В таблице серым фоном выделены строки, соответствующие job-сайтам, каждый из которых наиболее эффективен с точки зрения хотя бы одного показателя. Значения таких показателей выделены жирным шрифтом. Остальные строки соответствуют объектам анализа, не являющимся лидерами ни по одному из показателей, но недоминируемым (т. е. нет сайтов, которые бы были более эффективными одновременно по всей совокупности показателей).

^ЖауЧН0-ТеХНИЧе£КИеВеД0М2£ТИ«СПбГП|У.4..2212.ЭК0Н0МИЧе£КИе.НаУКИ

Результаты Парето-классификации job-сайтов

URL Yandex Google Счетчик Liveinternet

Тематический индекс цитирования Количество проиндексированных страниц Количество упоминаний на других сайтах Количество проиндексированных страниц Количество ссылающихся сайтов Количество просмотров Количество посетителей

spb.hh.ru 1200 692 000 335 000 222 000 3 120 000 44 940 518 802 377

superjob.ru 12 000 5 000 000 2 000 000 5 970 000 2 920 000 109 558 932 4 450 840

rabota.ru 7400 573 000 7 000 000 1 800 000 9 030 000 26 901 641 2 583 500

job.ru 6500 374 000 8 000 000 1 460 000 4 980 000 21 187 860 1 764 503

free-lance.ru 6000 9 000 000 796 000 3 790 000 1 540 000 32 009 166 1 055 850

zarplata.ru 4000 342 000 1 000 000 642 000 9 090 000 7 568 828 1 295 949

job-mo.ru 650 878 000 2 000 000 751 000 3 270 000 27 875 029 1 077 373

Анализ полученных результатов показывает, что сайт superjob.ru наиболее эффективен сразу по четырем показателям: тематический индекс цитирования Yandex, количество проиндексированных в Google страниц, количество просмотров и посетителей сайта по счетчикам Liveinternet.

В приведенной классификации присутствуют два региональных сайта spb.hh.ru (Санкт-Петербург) и job-mo.ru (Московская область).

С цель анализа структуры рынка он-лайн ре-крутмента рассмотрен вклад, вносимый отдельными job-сайтами в общее количество посещений всех анализируемых сайтов. Анализируемые сайты

упорядочены по убыванию количества посещений, указанному в рейтинге «top100.rambler.ru/ Работа и карьера» [3]. Исследованы первые пятьдесят сайтов с наибольшим рейтингом посещений. Определена зависимость вклада наиболее посещаемых рЬ-сайтов в общее количество посещений от числа наиболее посещаемых рЬ-сайтов (рис. 1). Построенная зависимость свидетельствует о значительной концентрации ресурсов онлайн рекрутмента: на долю первых семи в рейтинге по посещаемости рЬ-сайтов приходится свыше 90 % всех посещений. Отмеченный факт является косвенным свидетельством концентрации рынка рекрутинговых услуг.

Рис. 1. Зависимость вклада в общее количество посещений наиболее посещаемых job-сайтов от их числа (по данным <йор100.гатЫег.ги/Работа и карьера»)

250 000 000

200000 000

150 000 000

g 100 000 000 т

с о

50 000 000

У = 0,00000414х2-F? = 6,58х + 2 696 0,94 806 ♦

• /

2 000 000 4 000 000 6 000 000 Количество посетителей

8 000 000 10 000 000

Рис. 2. Зависимость между количеством посетителей и количеством просмотров рЬ-сайтов (по данным «1ор100.гатЬ1ег.ш/Работа и карьера»)

На рис. 2 приведена зависимость между двумя основными характеристиками посещаемости сайтов: количеством посетителей по уникальным 1р-адресам и количеством просмотров. Наблюдается опережающий рост количества посещений по сравнению с количеством посетителей. Это объясняется тем, что больший объем баз данных о резюме и вакансиях влечет большее количество просмотров, приходящихся на одного посетителя.

Итак, в настоящее время наблюдаются следующие основные тенденции развития рынка рекрутинговых услуг: развитие рынка в регионах, развитие он-лайн рекрутмента, концентрация рынка, выход в социальные сети.

Подавляющее большинство продавцов рекрутинговых услуг обладают развитыми интернет-сервисами. Анализ рЬ-сайтов является простым и эффективным средством исследования рынка рекрутинговых услуг. Такой анализ целесообразно проводить на основе многокритериального оценивания с выделением Парето-эффективных объектов. Результаты количественного анализа активности субъектов рынка он-лайновых рекрутинговых услуг свидетельствуют о значительной концентрации ресурсов он-лайн рекрутмента в пределах нескольких наиболее посещаемых рЬ-сайтов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Интернет-портал Google [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.google.ru/

2. Интернет-портал Яндекс. Работа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rabota.yandex.ru/

3. Медиа-портал Рамблер // Работа и карьера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://top100. rambler.ru/navi/?theme = 541

4. Подиновский, В.В. Парето-оптимальные решения многокритериальных задач [Текст] / В.В. Поди-

новский, В.Д. Ногин . - М.: Наука, 1982.

5. Поиск работы и социальные сети [Электронный ресурс] // ЯИметрика. - 2009. - 19 февр. - Режим доступа: http://rumetrika.rambler.ru/review/1641/3715

6. Рейтинг сайтов Liveinternet. - URL: http://www. liveinternet.ru/rating/ru/

7. Российский рынок труда в Интернете [Электронный ресурс] // RUметрика. 2009. - 19 февр. - Режим доступа: http://rumetrika.rambler.ru/review/1641/3686

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.