Научная статья на тему 'КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО - ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО КАК СЕМЕЙНО-ТРУДОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ'

КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО - ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО КАК СЕМЕЙНО-ТРУДОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
264
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / СЕМЕЙНО-ТРУДОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ЧЛЕНЫ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ / PEASANT (FARM) ECONOMY / LEGAL ENTITY / FAMILY LABOR ASSOCIATION / MEMBERS OF THE FARM / CIVIL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Устюкова Валентина Владимировна

Включение в главу 4 Гражданского кодекса РФ «Юридические лица» специальной статьи, посвященной крестьянскому (фермерскому) хозяйству, привело к появлению множества вопросов как теоретического, так и практического порядка по поводу существенных признаков данной организационно-правовой формы. Одним из таких спорных вопросов является вопрос о том, сохраняется ли за фермерским хозяйством - юридическим лицом признак семейно-трудового объединения, или теперь он не обязателен. Автор делает вывод, что именно этот признак является ключевым, отличающим фермерское хозяйство от иных коммерческих и корпоративных организаций, и он должен быть четко закреплен в Законе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Устюкова Валентина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEASANT (FARM) FARM - A LEGAL ENTITY AS A FAMILY-LABOR ASSOCIATION

The inclusion in Chapter 4 of the Civil Code of the Russian Federation “Legal Entities” of a special article devoted to peasant (farm) farming, has led to the appearance of many questions, both theoretical and practical, regarding the essential features of this legal form. One of such controversial issues is the question of whether the sign of a family-labor association is retained by the farm-legal entity, or is it now optional. The author concludes that this particular feature is the key that distinguishes farming from other commercial and corporate organizations, and it should be clearly established in the Law.

Текст научной работы на тему «КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО - ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО КАК СЕМЕЙНО-ТРУДОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ»

КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО - ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО КАК СЕМЕЙНО-ТРУДОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

УСТЮКОВА Валентина Владимировна,

доктор юридических наук, профессор,

главный научный сотрудник сектора экологического, земельного и аграрного права Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: включение в главу 4 Гражданского кодекса РФ «Юридические лица» специальной статьи, посвященной крестьянскому (фермерскому) хозяйству, привело к появлению множества вопросов как теоретического, так и практического порядка по поводу существенных признаков данной организационно-правовой формы. Одним из таких спорных вопросов является вопрос о том, сохраняется ли за фермерским хозяйством - юридическим лицом признак семейно-трудового объединения, или теперь он не обязателен. Автор делает вывод, что именно этот признак является ключевым, отличающим фермерское хозяйство от иных коммерческих и корпоративных организаций, и он должен быть четко закреплен в Законе.

Abstract: the inclusion in Chapter 4 of the Civil Code of the Russian Federation "Legal Entities" of a special article devoted to peasant (farm) farming, has led to the appearance of many questions, both theoretical and practical, regarding the essential features of this legal form. One of such controversial issues is the question of whether the sign of a family-labor association is retained by the farm-legal entity, or is it now optional. The author concludes that this particular feature is the key that distinguishes farming from other commercial and corporate organizations, and it should be clearly established in the Law.

Ключевые слова: крестьянское (фермерское) хозяйство; юридическое лицо, семейно-трудовое объединение, члены фермерского хозяйства, Гражданский кодекс РФ.

Keywords: peasant (farm) economy; legal entity, family labor association, members of the farm, Civil Code of the Russian Federation.

После вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 302-Ф3 «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее Закон № 302-ФЗ) в России вновь появилась легальная возможность создавать крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - фермерские хозяйства) с правами юридического лица по новой статье 86.1 ГК РФ.

Однако по оценкам многих ученых [1, с. 154; 2, с.32-37; 3, с.32-35; 4, с. 46-52], положения указанной статьи являются недостаточно определенными, расплывчатыми, противоречивыми, в ряде случаев некорректными, что может создать проблемы при их применении на практике. Одним из спорных вопросов является вопрос о том, сохраняется ли для фермерского хозяйства - юридического лица в качестве обязательного принцип его создания и функционирования на семейно-родственной основе, или же теперь членами такого хозяйства могут быть любые граждане.

Для вывода о том, что семейный признак фермерского хозяйства теперь не является обязательным, есть некоторые основания, поскольку абзац 2 ст. 86.1 определяет фермерское хозяйство как добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и

объединении членами хозяйства имущественных вкладов. Эта формулировка во многом соответствует определению, данному в ст. 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее - Закон № 74-ФЗ), однако в ней не воспроизведено положение, что объединившиеся в фермерское хозяйство граждане должны быть «связаны родством или свойством».

Как относится к этой новелле? Следует ли и нее однозначно, что наличие семейно-родственных связей в фермерском хозяйстве теперь не требуется? По нашему мнению, нет, не следует, так как системное толкование норм ст. 86.1 приводит к противоположному выводу. Приведем некоторые аргументы.

Необходимо вспомнить, что согласно этой же статье организовать фермерское хозяйство -юридическое лицо могут только граждане, которые ранее уже создали хозяйство без образования юридического лица на основе соглашения, т.е. по Закону № 74-ФЗ, где семейный признак был доминирующим, а количество граждан, не состоящих в родстве с главой хозяйства, ограничивалось (не более 5 человек). Следовательно, если хозяйство без образования юридического лица состояло не из родственников (глава хозяйства и 5 «посторонних» ему граждан)1, то

1 Возможно, в существовании таких хозяйств и есть причина того, что в ГК РФ не упомянули о необходимости «родства или свойства» меж-

таким оно и будет в юридическом лице. Если же хозяйство создавалось на родственной основе, то и хозяйство - юридическое лицо будет семейно-трудовым объединением.

Поэтому не совсем точным представляется утверждение М.Н. Илюшиной, что «наличие семей-но-родствен-ных связей осталось только в нормах Закона о фермерском хозяйстве для случаев его ведения в виде договорного объединения граждан или в форме индивидуального предпринимателя» [5, с.36-39]; тем более неясно, о каких родственных связях можно говорить в единоличном фермерском хозяйстве (по терминологии автора - в хозяйстве «в форме индивидуального предпринимателя»).

Некоторые авторы, анализируя понятие фермерского хозяйства, данное в ст. 86.1 ГК РФ, приходят к странному выводу о том, что «новый Гражданский кодекс игнорирует семейные ценности» [6, с.19-22]. Со ссылкой на О.А. Серову [7, с.6-8] Я.С. Гришина утверждает, что в Гражданском кодексе из редакции в редакцию из норм, регламентирующих правовое положение фермерских хозяйств, исключается ссылка на его семейный характер [6, с.19-22]. Однако, о каких прежних редакциях ГК идет речь, не совсем понятно. В ст. 23 семейного признака никогда не было. В лучшем случае ссылку (намек) на семейный характер фермерского хозяйства можно усмотреть в статьях ГК об общей собственности членов фермерского хозяйства и о наследовании его имущества, но они-то как раз из Кодекса не исключены.

Следующий вопрос, который возникает, такой: если все же допустить, что фермерское хозяйство - юридическое лицо можно будет создавать сразу, минуя стадию хозяйства без образования юридического лица1, то будет ли на такие юридические лица распространяться Закон № 74-ФЗ (в первую очередь, нормы о наличии у членов хозяйства отношений «родства или свойства»)? У некоторых авторов нет никаких сомнений на этот счет, и они прямо указывают применительно к фермерским хозяйствам - юридическим лицам, что «регламентация организации и деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется Федеральным за-

ду членами хозяйства. В Законе № 74-ФЗ семейно-родственный признак был основным, но допускались хозяйства, созданные не на родственной основе (равно как и хозяйства, состоящие из одного лица, -его главы), т.е. и здесь регулирование отношений членства не вполне соответствовало определению фермерского хозяйства.

1 Сейчас, исходя из буквального смысла п.1 ст. 86.1, это невозможно,

поэтому потребуется внести в данный пункт соответствующие изменения.

коном от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [8].

Другие ученые полагают, что это не так, поскольку данный Закон регулирует отношения в хозяйствах, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, и, соответственно, на юридические лица не распространяется [9, с. 53-59]. Однако эти авторы не учитывают положения абзаца 2 п. 3 ст. 23 Закона № 74-ФЗ, согласно которому на крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные по Закону РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», нормы рассматриваемого Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

Таким образом, если и ранее Закон № 74-ФЗ мог распространяться на фермерские хозяйства -юридические лица, то почему теперь он не должен распространяться на юридические лица, созданные по ст. 86.1 ГК РФ (опять же, при условии, что иное не вытекает из законов или существа правоотношений), соответственно семейный признак и для них является определяющим.

Стоит также напомнить, что семейный признак создания фермерского хозяйства (юридического лица) в Законе 1990 г. также присутствовал. Правда, Закон допускал создание такого хозяйства не только отдельным гражданином или «семьей» (терминология Закона), но и «группой лиц»2, но хозяйства «группы лиц» также были скорее исключением, чем правилом. Так что фермерское хозяйство по Закону 1990 г. было прежде всего семейно-трудовым объединением. Соответственно, и фермерские хозяйства - юридические лица, которые будут создаваться по ст. 86.1, обязательно должны быть организованы именно на семейной основе. Впредь до принятия специального закона

2 В связи с этим трудно согласиться с мнением, что в Законе 1990 г. фермерское хозяйство было «грамотно сконструировано как односе-мейная трудовая форма ведения сельскохозяйственного производства» [9, с. 53-59]. Также некорректно утверждение данного автора, что в Законе № 74-ФЗ фермерское хозяйство было определено как многосемейное хозяйство (хозяйство семейного типа), поскольку именно такой формулировки в Законе нет. Согласно Закону № 74-ФЗ фермерское хозяйство может быть, по терминологии Н.Н. Тютеревой, и «од-носемейным», и «многосемейным», а также единоличным или созданным главой с посторонними лицами, не являющимися членами его семьи. Автор же берет только одну из этих форм («многосемейное хозяйство» и утверждает, что Закон закрепляет именно ее, а о других формах не упоминает, как будто их и нет.

(внесения изменений в действующий закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве») на фермерские хозяйства - юридические лица будут распространяться и ограничения, касающиеся количественного и «качественного» состава хозяйства - в части ограничения количества семей в одном хозяйстве (не более трех) и количества лиц, на состоящих в родстве с главой хозяйства (не более пяти человек). Аналогичной позиции придерживается Е.Л. Минина, которая также считает, нормы Закона № 74-ФЗ об ограниченном количестве членов хозяйства, не являющихся членами семьи главы КФХ, обязательны для тех хозяйств, которые приобретают права юридического лица. Эти нормы не противоречат ГК РФ; и в большинстве стран ближнего зарубежья, в том числе там, где КФХ обладают правами юридического лица, законодательство содержит требование о семейном составе фермерских хозяйств [10]. По нашему мнению, при разработке изменений в действующий закон нормы о возможности участия в хозяйстве лиц, не являющихся членами семьи (родственниками) главы хозяйства было бы целесообразно отменить, с тем, чтобы семейный признак формирования членского состава фермерского хозяйства не допускал никаких исключений.

Некоторые исследователи называют фермерское хозяйство «исторически сложившимся семейным (родственным) корпоративным бизнесом» [11], и это действительно так. Как справедливо отмечает О.В. Попова, выделение фермерского хозяйства в качестве самостоятельной организационно-правовой формы юридического лица может быть оправдано наличием признаков, отличающих его от других субъектов, и эти признаки должны быть ясно сформулированы законодателем [12, с. 44-50]. К числу таких признаков, безусловно, должен относиться признак функционирования хозяйства как семейно-трудового объединения, в противном случае теряется специфика именно данной формы хозяйствования.

Вместе с тем, нельзя не сказать, что некоторые рассуждения, касающиеся семейно-родствен-ных отношений в фермерском хозяйстве, являются надуманными. Так, Е.А. Золотовская усматривает «гендерное неравенство» в том, что в перечислении членов фермерского хозяйства в ст. 6 Закона № 74-ФЗ мужскому роду существительного "внук" не соответствует женский род этого же существительного -"внучка". По ее мнению, Закон также не дает ответа на вопрос, «имеют ли значение боковые линии родства, т.е. могут ли быть членами КФХ родственники

супругов не только по прямой линии, восходящей и нисходящей, но и по боковым линиям: двоюродные, троюродные (и т.д.) братья и сестры, двоюродные и троюродные бабушки и дедушки и т.д.» [13, с. 36-41]. На наш взгляд, если Закон допускает участие в фермерском хозяйстве посторонних для главы хозяйства лиц, почему возникают сомнения в отношении родственников, пусть и с боковыми линиями родства? Никто не запретит входить в хозяйство «двоюродным братьям и сестрам» (исходя из обшедозволительного принципа «что не запрещено, то разрешено»), важно лишь, чтобы в хозяйстве было не более трех семей. То же касается и гендерного подхода: в ст.1142 ГК РФ также не упомянуты «внучки» наследодателя, а указано, что по праву представления наследниками первой очереди являются внуки наследодателя и их потомки. Но разве у «внучек» когда-либо возникали проблемы с наследованием только по той причине, что о них специально не сказано? Так что никакого «очевидного дефекта» (по выражению автора) в данной норме нет.

В литературе имеется и еще один неочевидный подход: из рассуждений Н.Н. Тютеревой можно сделать предположение, что, по ее мнению, семейно-трудовым объединением может быть только фермерское хозяйство, осуществляющее свою деятельность без образования юридического лица [4, с. 46-52]. Однако, как говорилось выше, российский опыт начала 1990-х годов свидетельствует о том, что и хозяйство с правами юридического лица также может быть таковым. Более того, Н.Н. Мельников, исследовавший правовой статус фермерских хозяйств в зарубежных странах, показал, что в мире существуют различные типы фермерских хозяйств с правами юридического лица, но все они существуют на семейной основе [14, с. 11].

Исходя из изложенного, мы не рассматриваем отсутствие упоминания в ст. 86.1 ГК РФ о требовании родства или свойства для членов хозяйства как осознанный отказ законодателя от семейного признака фермерского хозяйства, а относим редакцию данной статьи все же к досадным недостаткам юридической техники, которые необходимо устранить.

Наилучший вариант - внести соответствующее изменение в сам Гражданский кодекс РФ и более четко отразить в нем семейный признак создания фермерского хозяйства. В качестве примера можно было бы взять статью 115-1 Гражданского кодекса Республики Беларусь, согласно п. 1 которой «крестьянским (фермерским) хозяйством признается коммерческая организация, созданная одним граждани-

ном (членами одной семьи), внесшим (внесшими) имущественные вклады, для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его (их) личном трудовом участии и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель» (https://kodeksy-by.com/grazhdanskij_kodeks_rb/115-1.htm (дата обращения: 20.01.2020 г.). Однако применительно к данной норме возникает вопрос, что понимается под «одной семьей», если учесть что в следующем пункте данной статьи определено, что «членами семьи признаются супруги, их родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные), братья и сестры, супруги и дети указанных лиц, а также другие лица, признанные членами семьи в соответствии с законодательством о браке и семье». Если все ли лица - члены одной семьи, то это очень большая семья!

Вместе с тем практика показывает, что законодатель неохотно идет на внесение «точечных» изменений в ГК РФ. Тогда семейно-трудовой характер фермерского хозяйства - юридического лица может быть закреплен в новой редакции закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». И это не будет противоречить Гражданскому кодексу РФ, ведь п. 5 ст. 86.1 ГК РФ устанавливает, что особенности правового положения фермерского хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом. Закон как раз и отразит эту особенность, равно как и Библиография:

1. Сафин З.Ф. Новое в гражданско-правовом положении крестьянских (фермерских) хозяйств // Ученые записки Казанского университета. 2013. Том 155, кн. 4. С. 151-155.

2. Зинченко С.А., Галов В.В. Три правовых статуса крестьянского (фермерского) хозяйства: достоинства, недостатки и способы их устранения // Законодательство. 2014. № 1. С. 32-37.

3. Зинченко С.А. Об очередных попытках законодателя разрешить проблемы правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства // Юрист. 2016. № 7. С.32-35.

4. Тютерева Н.Н. Правовые проблемы приведения правового положения крестьянских хозяйств в соответствие с действующим законодательством // Право и экономика. 2019. № 4. С. 46-52.

5. Илюшина М.Н. Реформа ГК России: правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 7. С. 36 - 39.

6. Гришина Я.С. Правовые средства обеспечения социально-предпринимательской деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств // Российская юстиция. 2014. № 3. С. 19-22.

7. Серова О.А. Крестьянское (фермерское) хозяйство в системе субъектов предпринимательской деятельности // Российский судья. 2006. № 2. С. 6-8.

8. Гражданский кодекс Российской Федерации. Юридические лица: Постатейный комментарий к главе 4 / Под ред. П.В. Крашенинникова. М., Статут. 2014.- 524 с. // СПС «КонсультантПлюс» (Автор комментария к статье 86.1 - П.В. Крашенинников).

9. Тютерева Н.Н. Актуальные проблемы правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства // Право и экономика. 2018. № 12. С.53-59.

10. Государство и бизнес в системе правовых координат: монография / В.Р. Авхадеев, С.Б. Бальхаева, Ю.В. Боброва и др.; отв. ред. А.В. Габов. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2014. 320 с. // СПС «КонсультантПлюс» (Автор параграфа - Е.Л. Минина).

11. Лаптев В.А. Корпоративное право: правовая организация корпоративных систем: монография. М.: Проспект, 2019. 384 с. // СПС «Кон-сультантПлюс»

12. Попова О.В. Признаки крестьянского (фермерского) хозяйства // Юрист. 2018. № 5. С. 44 - 50.

13. Золотовская Е.А. К вопросу о гражданско-правовом статусе крестьянского (фермерского) хозяйства и правовом режиме его имущества // Административное и муниципальное право. 2019. N 2. С. 36 - 41.

14. Мельников Н.Н. Теоретические проблемы формирования правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2012. С. 11.

некоторые другие. Однако следует констатировать, что работа над принятием такого Закона неоправданно затянулась, ведь с момента появления в ГК статьи 86.1 прошло уже более семи лет, а никаких сдвигов в этом направлении нет.

Между тем, нерешенность этой проблемы может привести к тому, что у фермерских хозяйств могут возникнуть трудности с получением мер государственной поддержки. В частности, в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 (в ред. от 18 декабря 2019 г.), выделена подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования». Эта подпрограмма предусматривает такое направление государственной поддержки, как предоставление гранта на развитие семейной фермы. Поскольку, как показано в этой статье, толкование ст.86.1 ГК РФ в части признания фермерского хозяйства семейно-трудовым объединением является неоднозначным, возможны отказы таким хозяйствам участвовать в данной грантовой программе. Это может отрицательно сказаться и на реализации приоритетного проекта "Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", паспорт которого, утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 21 ноября 2016 г. № 10, также исходит из необходимости развития семейных животноводческих ферм в рамках названного приоритетного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.