Научная статья на тему 'Крестьянские хозяйства Ленинградской области'

Крестьянские хозяйства Ленинградской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельское хозяйство / земельная реформа / фермерское хозяйство / колхоз / аграрная политика / agriculture / land reform / farm / collective farm / farm policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. Е. Карвонен

В докладе рассматриваются и анализируются положение, сложившееся в Ленинградской области в результате проведения земельной реформы, включающей реорганизацию колхозов и совхозов, развитие фермерского сектора, выявляются основные проблемы и предлагаются пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Farms of the Leningrad region

This report discusses and analyzes the situation in Leningrad region as a result of land reform, including restructuring of collective farms and state farms, the development of the farm sector; it identifies main problems and suggests the ways to overcome them.

Текст научной работы на тему «Крестьянские хозяйства Ленинградской области»

НАУЧНЫЕ ДОКЛАДЫ

УДК 631.11(470.23)

ББК 65.324(2Рос-4Лен)

А. Е. Карвонен

Крестьянские хозяйства Ленинградской области

В докладе рассматриваются и анализируются положение, сложившееся в Ленинградской области в результате проведения зе-мельной реформы, включающей реорганизацию колхозов и совхозов, развитие фермерского сектора, выявляются основные проблемы и предлагаются пути их преодоления.

This report discusses and analyzes the situation in Leningrad region as a result of land reform, including restructuring of collective farms and state farms, the development of the farm sector; it identifies main problems and suggests the ways to overcome them.

Ключевые слова: сельское хозяйство, земельная реформа, фермерское хозяйство, колхоз, аграрная политика.

Key words: agriculture, land reform, farm, collective farm, farm policy.

Радикальная экономическая реформа начала 90-х годов предусматривала конструктивные преобразования в аграрном секторе страны. Она включала в себя проведение земельной реформы, реорганизацию колхозов и совхозов, являющихся доминирующей формой социалистического хозяйствования в аграрной сфере, развитие фермерского сектора.

Главной целью земельной реформы было и остается перераспределение земли между хозяйствующими субъектами для равноправного развития различных форм хозяйствования и рационального использования земель на территории России. Закон о земельной реформе, принятый в декабре 1990 г., отменял государственную монополию на

землю на всей территории страны и возрождал институт частной собственности на землю [1].

В конце 1991 г. правительством РФ были приняты постановления о реорганизации колхозов и совхозов и порядке приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий [3]. Эти меры были нацелены на изменение организационно-правового статуса коллективных хозяйств, на реализацию права свободного выбора формы предпринимательства с закреплением за работниками имущественных паев и земельных долей с правом свободного выхода из состава коллективного хозяйства без согласия на то трудового коллектива. Реорганизации подлежали все коллективные хозяйства независимо от эффективности их деятельности. На их базе могли быть созданы товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские фермерские хозяйства и их ассоциации.

Развитие фермерского сектора в России началось с принятия в декабре 1990 г. Закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [2], который определил экономические, социальные и правовые основы организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и их ассоциаций как формы свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды.

Таким образом, в начале 90-х годов была заложена законодательная база для формирования многоукладной экономики в аграрном секторе страны и свободного выбора каждым сельским тружеником формы хозяйствования на земле.

Реорганизация колхозов и совхозов практически завершилась к началу 1994 г., когда 95 % коллективных хозяйств прошли перерегистрацию. В результате проведенной реорганизации 66 % коллективных хозяйств изменили свой организационно-правовой статус, а 34 % воспользовались правом сохранить прежнюю форму хозяйствования. На базе реорганизованных хозяйств было создано 0,3 тыс. акционерных обществ открытого типа, 11,5 тыс. товариществ (всех видов), 1,9 тыс. сельскохозяйственных кооперативов,

0,4 тыс. подсобных хозяйств предприятий и организаций, 0,9 тыс. ассоциаций крестьянских хозяйств, 81,6 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, 2,3 тыс. прочих формирований [4].

Таким образом, в результате реорганизации коллективных хозяйств был сделан первый шаг на пути создания многоукладной аграрной экономики на базе равноправия всех форм собственности и способов хозяйствования на земле.

Одной из целей нашего исследования является анализ создания и функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств в Ленинградской области, в том числе оценка их влияния на общее положение и результаты деятельности сельского хозяйства в нашем регионе.

Следует отметить, что в течение нескольких десятилетий в Ленинградской области в структуре сельскохозяйственной продукции увеличивалась доля общественного сектора, одновременно укреплялась и материально-техническая база отрасли. Наибольшую долю в производстве сельхозпродукции занимали сельскохозяйственные предприятия в 1991 г. - 75,5 %. В период перехода к рыночным отношениям крупные предприятия не смогли обеспечить в полном объеме поступление оборотных средств и с 1995 по 1997 г. допустили сокращение объемов производства сельхозпродукции. С начала 1997 г. производство сельскохозяйственной продукции в сельхозпредприятиях стабилизировалось, их доля в общем объеме производства приближается к 60 %.

На 1 января 2008 г. валовое производство сельскохозяйственной продукции Ленинградской области во всех категориях хозяйств составило 37,8 млрд руб. или 104,2 %% к уровню 2006 г. Объем прироста производства сельскохозяйственной продукции в Ленинградской области выше, чем в целом по Российской Федерации (3,3 %)[7].

Со времени вступления в силу закона РФ о крестьянском (фермерском) хозяйстве и реорганизации колхозов и совхозов у российских крестьян появилась реальная возможность стать самостоятельными хозяйствующими субъ-

ектами. За 1991-1997 гг. число фермерских хозяйств по России выросло до 279 тыс. Но, начиная с 1994 г. темпы прироста фермерских хозяйств стали сокращаться. Этот процесс продолжается и по настоящее время, о чем свидетельствует динамика численности крестьянских хозяйств в Ленинградской области (рисунок).

ш н

о

к

со о

X

о

со ц

о

8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

6 864 1 ( 8 7 8 6 >92" 7 ( 63

5 ¡87' ( 097 7 5 905 \ ! 5891

2000 2001

2002 2003 2004 2005

2(00)6

2007

Рисунок

Количество крестьянских (фермерских) хозяйств в Ленинградской области с 2000 по 2007 г. сократилась на 973 единиц, или на 16,5 % [5]. Тем не менее крестьянские (фермерские) хозяйства продолжают выполнять важную функцию, связанную с сохранением сельскохозяйственного производства на территориях, где отсутствуют крупные агропредприятия. Существенным препятствием развития ЛПХ и КФХ области являлись ограничения, связанные с доступом к комплексу инфраструктурных услуг, включая услуги по предоставлению кредитов, а также тяжелые условия труда и старение населения. Главными и достаточно объективными причинами неустойчивости крестьянских хозяйств по мнению специалистов являются:

• чрезвычайно высокие налоги;

• непомерные цены на сельскохозяйственную технику, горючее и прочие ресурсы;

• незащищенность прав собственника;

• слабая поддержка со стороны государства;

• предоставление земельных наделов низкого качества, удаленных от мест основной застройки;

• отсутствие дорог и коммуникаций.

Однако часть неудач обусловлена и субъективными причинами, связанными с недостатком опыта у российских крестьян в самостоятельном ведении хозяйства, нехваткой знаний, неготовностью к работе в условиях экономического и социального риска.

Разделение в производстве продукции между сельскохозяйственными предприятиями и хозяйствами населения не сводится только к различиям в продуктовой специализации. Различно отношение этих хозяйств к рынку. Если производство сельскохозяйственных предприятий в первую очередь обслуживает рынок, то производство хозяйств населения нацелено в первую очередь на самообеспечение семей. Аграрная политика на перспективу, на наш взгляд, должна строиться с учетом как удельного веса категорий хозяйств валовой продукции сельского хозяйства, так и сложившегося разделения производства и труда между этими хозяйствами и сельскохозяйственными предприятиями. Без реального учета в аграрной политике участия отдельных категорий хозяйств в создании продовольственного фонда страны нельзя рассчитывать на выход из аграрного кризиса, на создание стабильных условий развития аграрного сектора [6].

Чтобы реализовать аграрный потенциал России, труд крестьян должен стать прибыльным. Только тогда в сельское хозяйство пойдут серьезные инвестиции, и только тогда миллионы наших граждан перестанут быть «малоимущим слоем населения». Таким образом, для того, чтобы возродить наше село, нужно:

• выровнять условия конкуренции на внутреннем рынке путем ограничения импорта субсидированной и генномо-дифицированной продукции;

• развивать экспортную инфраструктуру - портовые мощности, а при необходимости поддерживать экспортеров с помощью субсидий;

• разработать систему адресных дотаций для бедных и вести разумную политику по международной интеграции, прежде всего по вопросам вступления нашей страны в ВТО.

Список литературы

1. Закон РСФСР «О земельной реформе» от 27 дек. 1990 г // Сб. законодательных актов по аграрной реформе в РСФСР. - М., 1991.

2. Закон РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» Как получить землю? // Сб. основных документов по земельной реформе в России. - М., 1992.

3. Постановление правительства РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» // Собр. Постановлений правительства РФ. -1992. - № 1-2. - Ст. 9.

4. Сельское хозяйство России // Госкомстат России. - М., 1995.

5. «Муниципальное образование Ленинградской области» // Статистич. сб. - СПБ., за период с 2000 по 2007 г. включительно.

6. Агробизнес-Россия. - № 7. - 2008.

7. Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному ком -плексу Ленинградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.