УДК 338.43 ЖУРАВЛЕВА Людмила Анатольевна,
кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии Уральского государственного аграрного университета
e-mail: zhuravleva08@gmail. com
ЗАРУБИНА Елена Васильевна,
кандидат философских наук, доцент кафедры управления и права Уральского государственного аграрного университета
e-mail: ethos08@mail.ru
КРУЖКОВА Татьяна Ивановна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральского государственного аграрного университета
e-mail: rustale@yandex.ru
СИМАЧКОВА Наталья Николаевна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры управления и права Уральского государственного аграрного университета
e-mail: nikolina73@yandex.ru
КРЕСТЬЯНСКИЕ ФЕРМЕРСКИЕ ХОЗЯЙСТВА В ОЦЕНКАХ МОЛОДЕЖИ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Аннотация. В статье изложены результаты первого этапа социологического исследования, проведенного в Уральском государственном аграрном университете. Объектом исследования являются студенческая молодежь аграрного университета, фермерские семейные хозяйства. Предметом исследования стали культура, мотивы и проблемы труда фермеров. Методология исследования - комплексная исследовательская стратегия, включающая в себя количественные и качественные методы социологического исследования: письменный опрос (анкетирование) экспертной молодежной группы; работа с фокус-группами. Цель исследования определена как выявление проблем и перспектив развития семейного фермерства как особой социальной группы.
Ключевые слова: фермерство, крестьянские (фермерские) хозяйства, аграрная социология, отношение к фермерству, проблемы семейного фермерства, цифровизация фермерского труда.
ZHURAVLEVA Lyudmila Anatolievna,
candidate of philosophy, associate Professor, head of the Department of philosophy of the Ural state agrarian University
ZARUBINA Elena Vasilevna,
candidate of philosophy, associate Professor of the Department of management and law
of the Ural state agrarian University
KRUZKOVA Tatiana Ivanovna,
candidate of historical Sciences, associate Professor of the Department of management
and the economic theory of the Ural state agrarian University
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 2019
SIMACHKOVA Natalia Nikolaevna,
candidate of historical Sciences, associate Professor of management and law of the Ural state agrarian University
PEASANT FARMING IN THE ESTIMATES OF YOUTH: THE EXPERIENCE OF SOCIOLOGICAL RESEARCH
Annotation. The article presents the results of the first stage of sociological research conducted at the Ural state agrarian University. The object of the research is the students of the agrarian University, family farms. The subject of the study was the culture, motives and problems of farmers ' labor. Research methodology - a comprehensive research strategy that includes quantitative and qualitative methods of sociological research: a written survey (questionnaire) of the expert youth group; work with focus groups. The purpose of the study is defined as the identification of problems and prospects of development of family farming as a special social group.
Key words: farming, peasant (farmer) farms, agrarian sociology, attitude to farming, problems of family farming, digitalization of farm labor.
Изучение крестьянских (фермерских) хозяйств как феномена самодеятельной организации сельскохозяйственной деятельности населения не теряет актуальности в отечественной аграрной социологии и имеет как теоретическую, так и практическую ценность. Научная новизна изучения фермерства как социальной общности связана с недостаточным изучением крестьянства как наиболее близкой к природе социальной общности, труд которой выступает в специфически конкретной форме, а продукт труда как потребительская стоимость.
Выдающийся отечественный экономист-аграрник А.В. Чаянов обоснованно считал семей-но-трудовое крестьянское хозяйство особым социально-экономическим и культурным укладом, который отличается как от социалистического, так и от капиталистического производства культурой сельскохозяйственного производства и присущими принципами «моральной экономики» [1, с. 79].
В классическом понимании крестьянское хозяйство, как отмечает Б.А. Воронин [2, с. 81], представляет собой натуральное потребительское мелкотоварное семейное предприятие с простым воспроизводством, ориентированным в первую очередь на обеспечение продуктами питания своей семьи, реализацию лишь излишков продуктов. В этом заключается уникальность общности, живущей за счет труда членов семьи на земле, зависимой от природы, плодородия и бережно охраняющей все живое.
Слово «крестьянин» происходит от древнерусского слова «христшанинъ», так начиная с X в. называли людей, принявших христианство. Этиология слова, как подчеркивает Ж.Б. Иванова [3], в данном случае раскрывает смысл крестьянства как особой общности сельскохозяй-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019
ственных производителей, ведущих индивидуальное (парцеллярное) хозяйство силами своей семьи и опирающихся на религиозные ритуалы и традиции сакрального отношения к Земле-кормилице как сущности, дающей жизнь всему живому. Свидетельством этого служат многие существующие в русской культуре поверья, пословицы и поговорки: «От земли взят, землёй кормлюсь, в землю пойду!», «Без хозяина земля - круглая сирота», «Земля берет труд, а отдает пуд», «Земля - тарелка: что положишь, то и возьмешь», «Крестьянин без земли, как дерево без корня» и многие др. Землей лечились, а отправляясь в путешествие, брали горсть родной земли с собой для удачи.
Россия на протяжении веков была аграрной страной. Образ жизни, ценности, менталитет крестьянства определяли все стороны жизни нашей страны, включая идеологию [4, с. 51]. Сегодня положение дел изменилось. Продукция фермерских хозяйств занимает не более 33% от общего объема сельскохозяйственной продукции. В научной литературе, по мнению Л.А. Журавлевой, Т.И. Кружковой, О.А. Рущицкой, недостаточно внимания уделяется комплексному изучению фермерства как особой социальной группы, включая оценку семейного фермерства различными социальными группами [5, с. 24].
Объектом проведенного в Уральском аграрном университете исследования являются семейное фермерство как социальная группа и студенческая молодежь. Предметом исследования стали культура, мотивы и проблемы труда фермеров. Цель исследования - выявление проблем и перспектив развития семейного фермерства как особой социальной группы.
Для изучения отношения молодежи к семейному фермерству была избрана комплексная исследовательская стратегия, включающая в себя количественные и качественные методы социологического исследования [6, 10].
На первом этапе использовался количественный метод исследования: письменный (анкетный) опрос студенческой молодежи Уральского государственного аграрного университета.
Выбор респондентов осуществлялся с помощью многоступенчатого отбора: вуз, группа специальностей, учебные группы [7, с. 55]. В группу респондентов вошли студенты, обучающиеся по специальностям, готовящих специалистов для сельского хозяйства, а также производства и переработки пищевой продукции, управления качеством, товароведения и экспертизы продовольственных и непродовольственных товаров, технологии и организации общественного питания, бухгалтерского учета и аудита на предприятиях агропромышленного комплекса. Отобранные специальности позволяют считать опрошенных студентов представителями экспертной группы внутри молодежной аудитории.
По своим социально-демографическим характеристикам респонденты распределились следующим образом: мужчины составили 70%; женщины - 30%. По возрасту и программам обучения респонденты распределились следующим образом: 16-18 лет (студенты аграрного колледжа) - 15.8%; 19-23 года (студенты, обучающиеся по программам бакалавриата) - 58.3%; 24-30 лет (студенты, обучающиеся по программам магистратуры) - 25.9% .
На втором этапе исследования был применен метод фокус-группы со студентами бакалавриата Уральского государственного аграрного университета [8, с. 49], который использовался для уточнения выявленного в ходе первого этапа исследования противоречивого отношения молодежи к семейному фермерству.
Основной целью исследования была проверка гипотезы о противоречивых тенденциях в отношении молодежи к семейному фермерству.
Проведенное исследование выявило преимущественно положительное отношение к семейному фермерству у большинства опрошенных представителей молодого поколения.
На вопрос: «Как Вы относитесь к людям, которые занимаются семейным фермерством?», - ответы распределились следующим образом.
Таблица 1
Отношение к семейному фермерству в зависимости от уровня образования (процент от числа опрошенных)
№ Варианты ответа Колледж Бакалавриат Магистратура
1 Положительно 50 57,1 92
2 Нейтрально 50 41,6 8
3 Отрицательно 0 1,2 0
4 Итого 100,0 100,0 100,0
50% опрошенных студентов колледжа (возрастная группа 16-18 лет) сообщили о своем положительном отношении к семейному фермерству; 50% - относятся к семейному фермерству нейтрально. Ни один опрошенный из этой возрастной группы не заявил о своем отрицательном отношении к семейному фермерству.
57.7% опрошенных студентов бакалавриата (возрастная группа 19-23 лет) сообщили о том, что относятся к семейному фермерству
положительно; 41.6% опрошенных в этой возрастной группе относятся к семейному фермерству нейтрально, а 1.2% - заявили о своем отрицательном отношении к семейному фермерству.
92% опрошенных студентов магистратуры (возрастная группа 24-30 лет) сообщили о том, что относятся к семейному фермерству положительно; только 8% опрошенных в этой возрастной группе относятся к семейному фермерству нейтрально, и никто из опрошенных в этой воз-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 2019
растной группе не заявил о своем отрицательном отношении к семейному фермерству.
Исследование позволило увидеть зависимость положительного отношения к семейному фермерству от уровня образования и возраста респондентов: чем старше респонденты и выше их уровень образования, тем большее их число говорит о своем положительном отношении к семейному фермерству.
Причины нейтрального отношения к семейному фермерству у значительной части молодежи были выявлены при работе с фокус-группой. Участники фокус-группы дали следующие (в порядке значимости) ответы на вопрос: «Чем Вы объясните Ваше нейтральное отношение к семейному фермерству?».
1. Никто из родственников, друзей и знакомых не занимается семейным фермерством.
2. Отсутствуют знания и практический опыт работы в семейном фермерском хозяйстве.
3. Мало знаю о семейном фермерстве.
Таким образом, основной причиной нейтрального отношения к семейному фермерству примерно у третьей части опрошенных являются отсутствие традиций семейного фермерства и непонимание ценности этой формы аграрного производства.
Проведенное исследование выявило противоречивое отношение опрошенной молодежи всех возрастных групп к семейному фермерству. Противоречивое отношение к семейному фермерству проявилось в том, что, несмотря на положительную и отчасти нейтральную оценку, большинство респондентов сами ни при каких условиях не хотят заниматься семейным фермерством.
На вопрос: «Планируете ли Вы сами в будущем организовать семейное фермерское хозяйство?», - были получены следующие ответы.
Таблица 2
Планы организации собственного фермерского хозяйства в зависимости от уровня образования
(процент от числа ответивших)
№ Варианты ответа Колледж Бакалавриат Магистратура
1 Да 0 1,7 20
2 Нет 30,8 51,7 52
3 Затрудняюсь ответить 69,2 46,7 28
4 Итого ответивших 100,0 100,0 100,0
Студенты возрастной группы 16 - 18 лет (учащиеся колледжа) вообще не
планируют организацию собственного фермерского хозяйства, прежде всего, конечно, в силу юного возраста. Из этой группы учащихся 30.8% прямо дали отрицательный ответ на поставленный вопрос, а 69.2% респондентов затруднились ответить.
Только 1.7% студентов возрастной группы 19-23 лет (студенты бакалавриата) планируют в будущем организовать семейное фермерское хозяйство; 51.7% респондентов этой возрастной группы дали отрицательный ответ на вопрос и 46.7% опрошенных затруднились с ответом.
Ответы студентов возрастной группы 24-30 лет (студенты магистратуры) распределились следующим образом: планируют сами в
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019
будущем организовать семейное фермерское хозяйство 20% опрошенных; не планируют -52% и затруднились ответить 28% респондентов.
Анализ результатов проведенного исследования позволил выделить закономерности в ответах респондентов. Во-первых, подавляющее большинство опрошенных (78.2%) либо не планируют организацию собственного семейного фермерского хозяйства, либо затрудняются с ответом. Во-вторых, количество положительных и отрицательных ответов на вопрос об организации собственного фермерского хозяйства растет с возрастом и повышением уровня образования. В-третьих, около половины респондентов всех возрастных групп дали определенно отрицательный ответ на организацию собственного семейного фермерского хозяйства в буду-
щем. На наш взгляд, такое количество отрицательных и неопределенных ответов на вопрос об организации собственного фермерского хозяйства связано с уже выделенными с помощью фокус-группы причинами, а также с рядом объективных проблем развития семейного фермерства в России.
Участникам проведенного исследования был задан вопрос: «Какие проблемы фермерского труда Вы могли бы выделить»? Ответы на этот вопрос по возрастным группам респондентов распределились следующим образом.
Респонденты возрастной группы 16 - 18 лет (учащиеся колледжа) в качестве наиболее важных проблем семейного фермерства выделили преобладание тяжелого физического труда - 17.9% опрошенных; слабую государственную поддержку семейного фермерства - 15.9% респондентов; высокую конкуренцию - 15.4 % от общего количества участников.
Респонденты возрастной группы 19-23 года (студенты бакалавриата) наиболее важными проблемами семейного фермерства посчитали отсутствие инновационных технологий -93.3% опрошенных; преобладание тяжелого физического труда - 71.4% респондентов; высокую конкуренцию - 69.2% опрошенных.
Респонденты возрастной группы 24-30 лет (студенты магистратуры) самые значимые объективные проблемы развития семейного фермерства увидели в трудностях в получении льготных кредитов для организации семейного фермерства - 40% участников опроса; в низкой рентабельности производства экологически чистой продукции в фермерских хозяйствах -35% опрошенных; в недостаточном развитии социальной инфраструктуры в сельской местности - 27.8% респондентов.
Анализ полученных в ходе исследования результатов позволил выделить две группы проблем в развитии фермерства, по оценкам молодежи. Решение этих проблем привлечет значительное количество молодежи на работу в фермерских хозяйствах, в том числе к организации собственного семейного фермерского хозяйства. Первая группа проблем - утрата традиций семейного фермерства как образа жизни и связанная с этим недооценка фермерского труда и фермерства как социальной общности. Вторая группа проблем - малое присутствие инновационных технологий, в том числе цифровых, в семейном фермерском труде и быте и прямо связанная с этим недостаточно развитая социальная инфраструктура на селе.
Таким образом, анализ результатов проведенного исследования свидетельствует о проти-
воречивых оценках семейного фермерства экспертной группой молодежи - студентов аграрного университета. Большинство представителей экспертной группы, положительно оценивая семейное фермерство и фермерский труд, не планируют в будущем организовывать собственное семейное фермерское хозяйство. Такая противоречивая оценка фермерства молодежной экспертной группой отражает объективные проблемы в развитии семейного фермерства в России. Первая группа проблем - утрата традиций семейного фермерства как образа жизни и связанная с этим недооценка ценности фермерского труда и фермерства как социальной общности [9, с. 49]. Вторая группа проблем - малое присутствие инновационных технологий, в том числе цифровых, в семейном фермерском труде и быте [10, с. 285].
Представляется, что образовательное и культурное пространство аграрного университета может быть использовано как полигон для выбора адекватных решений выделенных молодежью проблем семейного фермерства.
Возрождению традиций семейного фермерства будут способствовать организация конференций и «круглых столов» с участием семейных фермеров, выставок с экологически чистыми и органическими продуктами фермерского труда, организация прохождения производственных практик студентов в передовых семейных фермерских хозяйствах; приглашение фермеров для встреч со студентами, а может быть, и для проведения небольших спецкурсов, участие фермеров в качестве экспертов в конкурсе бизнес-проектов студентов «Начинающий фермер».
Решению второй группы проблем семейного фермерства будет способствовать внедрение цифровых технологий в образовательный процесс аграрного университета: введение в учебные планы бакалавриата или магистратуры дисциплины «Цифровое сельское хозяйство», создание силами преподавателей и студентов и использование в учебном процессе цифровой фермы. Естественно, что для решения таких проблем понадобятся время, средства и значительные усилия.
Список литературы:
[1] Журавлева Л.А., Зарубина Е.В., Симач-кова Н.Н. Социально-философская модель развития сельского хозяйства А. В. Чаянова // Манускрипт. - 2018. - № 5 (91). - С. 78 - 81.
[2] Воронин Б.А., Потехин Н.А., Воронина Я.В. Экономико-правовые проблемы создания крестьянских фермерских хозяйств гражда-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 2019
нами, ведущими личные подсобные хозяйства / / Аграрный вестник Урала. - 2015. - № 5 (135). - С. 81 - 86.
[3] Иванова Ж.Б. Сакральный характер земли в сознании русского народа как основа охраны природы русского Севера [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://severnoe-trehrechie.ru (дата обращения: 10.03.2019).
[4] Зарубина Е.В. Проблема формирования общенациональной идеологии в современной России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.
- 2016. - № 11-1 (73). - С. 51-53.
[5] Журавлева Л.А., Кружкова Т.И., Рущицкая О.А. Проблемы и тренды развития АПК // Аграрное образование и наука. - 2016. -№ 2. - С. 24.
[6] Вершинин С.Е., Зарубина Е.В., Журавлева Л.А. Культура фермерского труда: методология исследовательского проекта: сб. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ: материалы Всеросс. нац. науч.-практ. конф. «Тенденции развития гуманитарного и социально-экономического образования в высшей школе». - 2018. - С. 9 - 14.
[7] Зборовский Г.Е., Александрова Т.Л., Журавлева Л.А., Орлов Г.П., Целищев Н.Н. Основы социологии для преподавателей и студентов. - Екатеринбург, 1993. - 150 с.
[8] Зарубина Е.В., Фатеева Н.Б. Качественные методы изучения организационной культуры предприятия // Аграрное образование и наука. - 2016. - № 4. - С. 49.
[9] Зарубина Е.В., Симачкова Н.Н., Фатеева Н.Б. Проблемы управления персоналом на предприятиях АПК // Повышение управленческого, экономического, социального и инновационно-технического потенциала предприятий, отраслей и народно-хозяйственных комплексов: сб. ст. IX Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Ф.Е. Удалова, В.В. Бондаренко. - 2018.
- С. 46 - 50.
[10] Горбунова О.С. Эффективность использования человеческого капитала // Островские чтения. - 2014. - № 1. - С. 283 - 288.
Spisok literatury:
[1] Zhuravleva L.A., Zarubina E.V., Simach-kova N.N. Cocial'no-filosofskaya model' razvitiya
sel'skogo hozyajstva A. V. Chayanova // Manuskript. - 2018. - № 5 (91). - S. 78 - 81.
[2] Voronin B.A., Potekhin N.A., Voronina Ya.V. Ekonomiko-pravovye problemy sozdaniya krest'yanskih fermerskih hozyajstv grazhdanami, vedushchimi lichnye podsobnye hozyajstva // Agrarnyj vestnik Urala. - 2015. - № 5 (135). - S. 81 - 86.
[3] Ivanova Zh.B. Cakral'nyj harakter zemli v soznanii russkogo naroda kak osnova ohrany prirody russkogo Severa [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: URL: http://severnoe-trehre-chie.ru (data obrashcheniya: 10.03.2019).
[4] Zarubina E.V. Problema formirovaniya obshchenacional'noj ideologii v sovremennoj Rossii // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvove-denie. Voprosy teorii i praktiki. - 2016. - № 11-1 (73). - S. 51-53.
[5] Zhuravleva L.A., Kruzhkova T.I., Rush-chickaya O.A. Problemy i trendy razvitiya APK // Agrarnoe obrazovanie i nauka. - 2016. - № 2. - S. 24.
[6] Vershinin S.E., Zarubina E.V., Zhuravleva L.A. Kul'tura fermerskogo truda: metod-ologiya issledovatel'skogo proekta: sb. EKONO-MIKA I UPRAVLENIE: SOVREMENNYE PROB-LEMY: materialy Vseross. nac. nauch.-prakt. konf. «Tendencii razvitiya gumanitarnogo i social'no-ekonomicheskogo obrazovaniya v vyss-hej shkole». - 2018. - S. 9 - 14.
[7] Zborovskij G.E., Aleksandrova T.L., Zhuravleva L.A., Orlov G.P., Celishchev N.N. Osnovy sociologii dlya prepodavatelej i studentov. - Ekaterinburg, 1993. - 150 s.
[8] Zarubina E.V., Fateeva N.B. Kachestven-nye metody izucheniya organizacionnoj kul'tury predpriyatiya // Agrarnoe obrazovanie i nauka. -2016. - № 4. - S. 49.
[9] Zarubina E.V., Simachkova N.N., Fateeva N.B. Problemy upravleniya personalom na pred-priyatiyah APK // Povyshenie upravlencheskogo, ekonomicheskogo, social'nogo i innovacion-no-tekhnicheskogo potenciala predpriyatij, otraslej i narodno-hozyajstvennyh kompleksov: sb. st. IX Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / pod obshch. red. F.E. Udalova, V.V. Bondarenko. -2018. - S.46 - 50.
[10] Gorbunova O.S. Effektivnost' ispol'zovaniya chelovecheskogo kapitala // Ostro-vskie chteniya. - 2014. - № 1. - S. 283 - 288.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019