RUCHKIN Alexey Vladimirovich,
candidate of social Sciences, associate Professor Department of management and economic theory of Ural state University state agrarian University
SIMACHKOVA Natalia Nickolaevna,
candidate of historical Sciences, associate Professor of the Department of management and rights of the Ural state University agrarian University
CHUPINA Irina Pavlovna,
doctor of Economics, Professor Department of management and law of the Ural state University agrarian University
ECOLOGICAL BEHAVIOR OF MODERN MAN
Annotation. The article summarizes the program, methodology and results of a sociological study of environmental behavior of different age groups of the population, which was conducted by a group of teachers of the Ural state agrarian University in November-December 2019. The object of the study is a group of people selected by random sampling, aged from 18 to 60 years. The subject of the study was the environmental behavior and habits of the respondents. A comprehensive research strategy was used as the research methodology, which includes quantitative and qualitative methods of sociological research: a written survey of respondents and in-depth interviews.
Key word: environmental culture, environmental consciousness, environmental behavior, environmental habits, attitude to nature, types of environmental behavior, questionnaires, group interviews.
В последние время наблюдается рост устойчивого интереса исследователей к проблемам формирования экологического поведения различных социальных групп нашего общества, что связано с ухудшением экологической обстановки, угрозой исчерпания жизненно необходимых природных ресурсов. В этих условиях осознание неразрывной связи человека и общества с природой, формирование бережного, ресурсосберегающего поведения по отношению к природе становится острой жизненной необходимостью.
Объектом проведенного исследования стала группа лиц, отобранная методом случайной выборки. Предметом исследования стало экологическое поведение современного человека.
В цели исследования входило выделение особенностей экологического поведения современного человека и его основных типов.
Исследований экологического поведения различных социальных групп российского общества проводится сегодня немного. Такие исследования, как правило, носят локальный характер, проявления экологического поведения в них рассматриваются в контексте экологической культуры и экологического сознания отельных социальных групп.
Так, Е. А. Шишкина исследует сложившиеся поведенческие практики в экологической культуре
жителей города Астрахани и Астраханской области В результате проведенного исследования автор делает вывод о том, что индивидуальная и групповая природоохранная активность у респондентов невелика, но она заметно выше среди учителей школ и преподавателей вузов, что связано с вовлеченностью преподавателей в экологическое воспитание школьников и студентов [1, с. 84]. Вывод о несформированности природоохранного экологического поведения у многих горожан делает по результатам своего исследования Е. Г. Иванова [2, с. 122].
Л. Г. Титаренко исследует типы экологического поведения горожан в зависимости от доминирующих ценностных ориентаций и установок их экологического сознания [3, с. 112-113], выделяя потребительское, пассивное ресурсосберегающее и активное ресурсосберегающее типы экологического поведения жителей городов Республики Беларусь.
Интересным является социологическое исследование потребительского поведения молодежи в зависимости от развитости их экологического сознания, проведенное в вузах г. Екатеринбурга. Авторы делают вывод о противоречивых тенденциях экологического сознания и потребительского поведения современных молодых людей [4, с. 87].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020
Способы формирования устойчивых навыков экологического поведения в процессе экологического воспитания школьников и студентов рассматривают А. В. Назаренко и И. В. Астрахан-цева [5, с. 122]. Исследователи приходят к выводу о слабой роли семьи в экологическом воспитании учащихся и о необходимости как можно более раннего формирования самостоятельности в экологическом поведении.
Наиболее масштабное исследование экологической культуры россиян провел ВЦИОМ в декабре 2010 года. Одним из результатов проведенного исследования стало выделение двух типов экологической культуры россиян: воспроизводящего и развивающего [6]. Воспроизводящий тип экологической культуры имеет такие существенные признаки, как: отношение к природе только как к необходимым условиям своей жизни, а не самостоятельной ценности; признание связи состояния здоровья человека с состоянием окружающей среды; природное многообразии не является важным фактором повседневной жизни респондентов; восприятие природы часто является схематичным. Для развивающего типа экологической культуры россиян характерны отношение к природе как к самостоятельной и важной ценности, сберегающее отношение к природным ресурсам, способность анализировать поступающую экологическую информацию и вырабатывать стандарты экологического поведения [6].
В результате проведенного исследования делается вывод о том, что в настоящее время у россиян преобладает воспроизводящий тип экологической культуры. Развивающим типом экологической культуры обладает не более 2% населения нашей страны.
Таким образом, в современной аграрной социологии недостаточно внимания уделяется комплексному изучению сложившегося экологического поведения россиян, как на локальном, так и на межрегиональном уровнях, что выражается и в недостаточной понятийной проработанности таких исследований.
Методологической основой проведенного исследования стали идеи русских философов-кос-мистов В. И. Вернадского, А. В. Сухово-Кобылина, К. Э Циолковского, П. А. Флоренского, А. С. Чижевского о неразрыной связи человека и природы, о коэволюции во взаимодействии человечества и космоса. По мысли П. А. Флоренского, человек и природа, взаимно подобны и внутренне едины. Человек и природа равномощны, человек при этом является суммой мира, сокращенным конспектом его, а мир выступает как проекция и раскрытие человека [7, с. 153]. Цель коэволюции человека и природы - защита и развитие всех форм жизни на Земле. Поэтому, по мысли В. И. Вернадского, жизнь природы и жизнь человека в
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020
равной степени обладают ценностью, они взаимозависимы.
Развивая идею коэволюции общества и природы, В. И. Вернадский пришел к понятию ноосферы. Понятие ноосферы В. И. Вернадский впервые использовал в 1927 году для обозначения нового этапа в развитии биосферы.
Сегодня, полагал В. И. Вернадский, наука и техника развились настолько, что коллективный человеческий разум с необходимостью становится геологической силой, влияя на процессы, проходящие в биосфере [8, с. 28]. Формирование ноосферы как многократного увеличения силы воздействия человеческого разума и человеческой деятельности на биосферу приводит к осознанию ответственности человека за все то, что происходит сегодня с природой.
Неразрывное единство ментальности и образа жизни российских крестьян с природой метко характеризовал А. В. Чаянов как ценность, чуждую предпринимательству [9, с. 80]: «чувство хозяина», присущее крестьянину, его особая близость к земле, тесная связь с природными ритмами жизни, традициями добрососедства и взаимопомощи. Чаянов подчеркивал, что «сельская жизнь и труд наиболее здоровы, ... жизнь земледельца наиболее разнообразна», так как они представляют собой «естественное состояние человека». Поэтому сельское хозяйство имеет здоровую природу и его «миновала горькая чаша капитализма».
Вполне уместно, в развитие этих идей отечественных мыслителей, использовать содержание понятий «коэволюция человека и природы» и «ноосфера» для анализа существенных признаков экологического сознания и экологического поведения. Экологическое сознание мы будем понимать как совокупность идей, мыслей, чувств, и представлений об отношении человека и природы, о существующих взаимосвязях в системе «человек - природа» и вытекающих отсюда стратегиях и технологиях взаимодействия человека и общества с природой. Ключевым для экологического сознания является представление о человеке как такой части природы, которая по своему активному воздействию на природу может быть как ответственной и сберегающей, так и разрушительной. Экологическое поведение, соответственно, представляет собой воплощение идей, мыслей, чувств, и представлений об отношении человека и природы, о существующих взаимосвязях в системе «человек - природа» в поступках личности или социальной группы.
Проведенное исследование является частью долгосрочной исследовательской программы «Трендовые направления аграрной социологии», рассчитанной на три года. Методологией проведенного в рамках программы исследования стала
комплексная исследовательская стратегия, в которой мы используем количественные и качественные методы социологического исследования [10, с. 10-11]. Основу используемой в исследовании методологии составили такие количественные и качественные методы исследования, как:
• анкетирование;
• групповое интервью;
• анализ документов по экологии, природопользованию и экологической культуре граждан (экологического законодательства, социологических исследований экологической культуры, информации на сайтах министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области и др.) [11, с. 73].
В проведенном анкетировании участвовало 135 человек, из них женщины составили 80%, мужчины - 20%. По возрасту респонденты распределились следующим образом: 16 - 24 года -69, 8%; 30 - 40 лет 31,2%.
По месту жительства респонденты распределились следующим образом: жители Екатерин-
бурга и Свердловской области- 65,7 %; жители Калининграда и Калининградской области - 15, 8%; жители Оренбурга и Оренбургской области - 9,8 %; жители Ханты-Мансийского автономного округа - 5,8 %; жители Воркуты - 2,9 %.
По роду занятости состав респондентов был следующий: учащиеся высших и средних специальных учебных заведений - 51,4%; совмещающие работу и учебу - 17,1%; работающие - 28,2%; не учащиеся и не работающие - 2,5% респондентов.
С респондентами г. Екатеринбурга в возрасте от 16 до 24 лет было проведено три групповых интервью для уточнения особенностей и тенденций экологического поведения респондентов.
Подчеркнем, что проведенное исследование носило разведывательный характер, то есть оно было направлено на уточнение предмета исследования и апробацию исследовательской стратегии.
Ответы респондентов на вопрос «Охарактеризуйте свое отношение к природе» представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Преобладающее отношение к природе
№ Варианты ответа 16-24 лет 25-40 лет Итого
1 Природа - среда обитания, источник необходимых для жизни ресурсов 32% 36,6% 68,6%
2 Природа обладает самостоятельной ценностью, человек - часть природы 8% 9,1% 17,1%
3 Не задумывались о своем отношении к природе 8,3% 6% 14.3%
Вопрос об отношении респондентов к природе - один из ключевых в проведенном опросе, поскольку по ответам на него можно судить о базовых представлениях и установках участников исследования по отношению к природе, а значит, и типе их экологического поведения. Анализ полученных ответов показывает, что более двух третей респондентов (68,6%) относятся к природе как к среде обитания и источнику необходимых для жизни человека ресурсов, то есть потребительски. И такой результат соответствует тенденции о преобладании у россиян воспроизводящего типа экологической культуры, которая была выявлена в социологическом исследовании ВЦИОМ «Экологическая культура россиян» в декабре 2010 года [6].
Природа обладает самостоятельной ценностью только для 17,1% опрошенных, что также соответствует выводу о незначительном числе россиян, обладающих в настоящее время, по определению аналитиков ВЦИОМ, экологической культурой развивающего, то есть активного типа.
Достаточно большое количество респондентов (14,3%) не задумывались о своем отношении к природе.
Примечательно, что количество респондентов обеих возрастных групп 18-24 года и 25-40 лет по каждой позиции ответа на вопрос о преобладающем отношении к природе примерно одинаково, что может свидетельствовать либо об отсутствии по месту учебы и работы респондентов мероприятий по экологической культуре и экологически
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020
активному поведению, либо об их недостаточной эффективности.
На вопрос: «Владеете ли Вы информацией о состоянии природной среды и экологических проблемах в современной России?» 64,1% респондентов ответили, что такой информацией обладают; 31,9% опрошенных заявили, что не располагают точной экологической информацией и 4% участников исследования сообщили, что не интересуются информацией о состоянии природы. При этом в качестве наиболее острых экологических проблем в нашей стране большинство респондентов назвали загрязнение воздуха, вырубку лесов, лесные пожары, загрязнение водоемов, загрязнение почвы и проблемы с переработкой мусора. Количество респондентов обеих возрастных групп 18-24 года и 25-40 лет по каждой позиции ответа на этот вопрос также оказалось примерно одинаковым. Полученные результаты указывают на то, что население получает недостаточно информации о состоянии природы и экологических проблемах в нашей стране из разных источников, в том числе из средств массовой информации, по месту учебы или работы. Отметим, что в условиях дефицита точной экологической информации формирование экологического сознания и экологического поведения современного человека затруднено [12, с. ].
На вопрос об участии респондентов в устранении экологических проблем 25,7% респондентов ответили, что регулярно принимают такое участие; 37,1% участников опроса заявили, что принимают участие иногда и 37,2% сообщили, что не принимают никакого участия. Этот вопрос был проработан в проведенных групповых интервью. По результатам групповых интервью примерно третья часть участников сообщила о своих устойчивых экологических привычках, таких как соблюдение чистоты в общественных местах и при выездах на природу, частичная сортировка мусора, участие в субботниках по месту работы, учебы или жительства, разумная экономия природных ресурсов, привычка к разумному потреблению, периодическое употребление экологически чистых или органических продуктов питания. Около трети участников группового интервью сообщили, что принимают участие в устранении экологических проблем иногда, от случая к случаю, что свидетельствует об отсутствии у этой части респондентов устойчивых привычек экологического поведения. Оставшаяся третья часть участников группового интервью заявили, что никакого участия в устранении экологических проблем не принимают.
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что только у третей части респондентов сформированы устойчивые при-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020
вычки экологического поведения, а примерно у 35% респондентов такие привычки отсутствуют вовсе. Причины отсутствия устойчивых навыков экологического поведения у значительного числа опрошенных, на наш взгляд, связаны, во-первых, с отсутствием достоверной информации как об экологических проблемах, так и о способах их решения; во-вторых, со слабым развитием экологического воспитания в образовательных организациях, вне учебных кружках и секциях, а также на предприятиях и в учреждениях; в-третьих, с отсутствием условий для поддержания некоторых устойчивых экологических привычек, таких, например, как сортировка мусора или использование электромобиля.
Участникам опроса были заданы вопросы об отдельных экологических привычках: участии в субботниках, в сортировке мусора, отказе от пластиковой упаковки товаров. 68,6% респондентов ответили, что поддерживают идею субботников по уборке мусора, озеленению городов и иных населенных пунктов, по очистке водоемов и т.д., и периодически участвуют в них; 28,6% респондентов нейтрально относятся к субботникам и не участвуют в них; 2,7% опрошенных сообщили о своем негативном отношении к субботникам и неучастии в них. Достаточно высокий процент людей, участвующих в субботниках, частично объясняется тем, что во многих организациях и учреждениях субботники являются обязательными мероприятиями, но проводятся они редко.
Только 34,3% респондентов сортируют мусор, 57,1% не сортируют, но готовы сортировать, если баки для разных видов мусора будут расположены рядом с домом; 8,6 % опрошенных не сортируют и не готовы сортировать мусор ни при каких условиях. Полученные результаты подтверждают нашу гипотезу о том, что только примерно у третей части населения сформированы устойчивые привычки экологического поведения.
Постоянно используют замены пластиковых упаковок товаров, например, бумажные пакеты или сумки-шопперы из ткани, 37,1% участников опроса; 34,3% респондентов используют экологичную упаковку товаров иногда и 28,6% опрошенных не используют никогда. То, что примерно две трети респондентов нерегулярно используют, либо не используют вовсе экологичную упаковку товаров, может объясняться тем, что в нашей стране пока еще существует мало альтернатив пластиковой упаковке и стоят эти альтернативы дороже пластиковой упаковки. Ну и, конечно, по этому вопросу проводится мало разъяснений.
Устойчивые привычки экологического поведения включают в себя и употребление экологически чистых и органических продуктов питания. На вопрос о том, как часто респонденты покупают
экологически чистые и органические продукты питания были получены следующие ответы: покупают часто - 5% опрошенных; покупают иногда или редко - 89% респондентов; никогда не покупают 6% участников опроса. Тот факт, что всего 5% респондентов регулярно покупают экологически чистые или органические продукты питания свидетельствует, на наш взгляд, не об отсутствии привычки к экологическому питанию, но о том, что такие продукты питания не продаются в каждом магазине и стоят довольно дорого [12, с. ].
На открытый вопрос: «Какие привычки экологического поведения Вы хотели бы видеть у себя и своих сограждан?» ответы распределились следующим образом: сортировка мусора и отходов производства - 82,9% респондентов; отказ от пластиковой упаковки - 74,3% опрошенных; строительство очистных сооружений - 65,7% участников опроса; разумное ограничение в использовании природных ресурсов - 54,% опрошенных; переход на экологически чистые источники энергии - 48,6% респондентов. Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о том, что несмотря на недостаточную сформированность, указанные привычки экологического поведения востребованы в современном обществе, что подтверждается и другими исследованиями [13, с. 97].
Обобщая результаты проведенного исследования, можно сформулировать следующие выводы:
Во-первых, экологическое поведение современного человека зависит от его экологического сознания, базовым представлением экологического сознания является определенный тип отношение человека к природе.
Во-вторых, экологическое поведение современного человека отчетливо подразделяется на три типа: активное, пассивное и не сформированное. Для активного экологического поведения характерны отношение к природе как к самостоятельной ценности, наличие самостоятельных стратегий и устойчивых привычек, стремление к формированию новых привычек экологического поведения. Для пассивного экологического поведения характерны отношение к природе как к среде обитания и источнику необходимых ресурсов, отсутствие самостоятельных стратегий и неустойчивые привычки, небольшое стремление к формированию новых привычек экологического поведения. Несформированному экологическому поведению присущи нейтральное отношение к природе, отсутствие самостоятельных стратегий и устойчивых привычек, почти полное отсутствие стремления к формированию новых привычек экологического поведения. Опасность несформи-рованного экологического поведения заключается
в том, что оно легко может стать агрессивным и разрушительным по отношению к природе, а значит и к человеку.
По результатам исследования каждый тип экологического поведения присущ примерно третьей части респондентов.
В-третьих, причинами небольшого числа людей с активным типом экологического поведения в нашей стране являются: недостаток достоверной информации о состоянии природы и экологических проблемах; отсутствие систематического экологического воспитания разных групп населения; отсутствие условий для формирования и закрепления некоторых экологических привычек.
Соответственно, для формирования активного экологического поведения современного человека необходимо целенаправленно и систематично решать указанные проблемы на уровне реализации общероссийских и региональных программ.
Список литературы:
[1] Шишкина Е. А. Экологические практики как фактор формирования экологической культуры (по материалам Астраханской области) // Социологические исследования. 2008. № 9. - С. 79 - 84.
[2] Иванова Е. Г. Экологическое поведение горожан: социологический аспект // Научное сообщество студентов. Сборник материалов VIII Международной студенческой научно-практической конференции. - Чебоксары: изд.-во «Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2016. - С. 119 - 122.
[3] Титаренко Л. Г. Экологический аспект образа жизни: основные ценности и типы поведения // Социологические исследования. 2015. № 2.
- С. 107 - 113.
[4] Журавлева Л. А., Зарубина Е. В., Круж-кова Т. И., Рущицкая О. Е. Потребительское поведение молодежи: новые тенденции (исследование в вузах Екатеринбурга) // Муниципалитет: экономика и управление. 2019. № 3 (28). - С. 80 - 89.
[5] Астраханцева И. В., Назаренко А. В. Формирование навыков практической экологической деятельности как ведущий фактор приобщения к экологическому образу жизни // Педагогико-пихо-логические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016. № 1 (38).
- С. 121 - 127.
[6] Экологическая культура россиян. Аналитический обзор. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=1763 (дата обращения: 11.01.2020).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020
[7] Флоренский П. А. Оправдание космоса. -СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1994. - 226 с.
[8] В. И. Вернадский. Живое вещество. - М.: Наука, 1978. - 358 с.
[9] Журавлева Л. А., Зарубина Е. В., Симач-кова Н. Н. Социально-философская модель развития сельского хозяйства А. В. Чаянова // Манускрипт. - 2018. № 5 (91). - С.78-81.
[10] Вершинин С. Е., Зарубина Е. В., Журавлева Л. А. Культура фермерского труда: методология исследовательского проекта // Экономика и управление: современные проблемы. Материалы Всероссийской национальной научно-практической конференции «Тенденции развития гуманитарного и социально-экономического образования в высшей школе». -2018. - С. 9-14.
[11] Зборовский Г. Е., Александрова Т. Л., Журавлева Л. А., Орлов Г. П., Целищев Н. Н. Основы социологии для преподавателей и студентов. -Екатеринбург, 1993. - 150 с.
[12] Воронин Б. А., Чупина И. П., Воронина Я. В. Возрождение российского рынка экологической продукции // Аграрный вестник Урала. 2019. № 4 (183). - С. 96 - 100.
[13] Tikhomirova A.M., Zhuravleva L.A., Kruzhkova T.I. Ecological consciousness as a factor in consumer behavior of young people in the context of new industrialization: sociological research experience // Proceedings of the 2nd International Scientific conference on New Industrializtion: Global, national, regional dimension (SICNI 2018). Part of series Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Publication date 2019/01/11 ISSN Part of series: ASSEHR, ISSN: 2352-5398, volume: 240 ISBN 978-94-6252-654-9. - Режим доступа: https://www.atlantis-press.com/ proceedings/sicni- 18/55911906 (дата обращения: 11.01.2020).
Spisok literatury:
[1] Shishkina E.A. Ekologicheskie praktiki kak faktor formirovaniya ekologicheskoj kul'tury (po materialam Astrahanskoj oblasti) // Sociologicheskie issledovaniya. 2008. № 9. - S. 79 - 84.
[2] Ivanova E.G. Ekologicheskoe povedenie gorozhan: sociologicheskij aspekt // Nauchnoe soobshchestvo studentov. Sbornik materialov VIII Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Cheboksary: izd.-vo «Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu «Centr nauchnogo sotrudnichestva «Interaktiv plyus», 2016. - S. 119 - 122.
[3] Titarenko L.G. Ekologicheskij aspekt obraza zhizni: osnovnye cennosti i tipy povedeniya // Sociologicheskie issledovaniya. 2015. № 2. - S. 107 -113.
[4] Zhuravleva L.A., Zarubina E.V., Kruzhkova T.I., Rushchickaya O.E. Potrebitel'skoe povedenie molodezhi: novye tendencii (issledovanie v vuzah Ekaterinburga) // Municipalitet: ekonomika i upravlenie. 2019. № 3 (28). - S. 80 - 89.
[5] Astrahanceva I. V., Nazarenko A. V. Formirovanie navykov prakticheskoj ekologicheskoj deyatel'nosti kak vedushchij faktor priobshcheniya k ekologicheskomu obrazu zhizni // Pedagogiko-pihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta. 2016. № 1 (38). - S. 121
- 127.
[6] Ekologicheskaya kul'tura rossiyan. Analiticheskij obzor. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=1763 (data obrashcheniya: 11.01.2020).
[7] Florenskij P.A. Opravdanie kosmosa. - SPb.: Izd-vo Russkogo Hristianskogo gumanitarnogo instituta, 1994. - 226 c.
[8] V. I. Vernadskij. Zhivoe veshchestvo. - M.: Nauka, 1978. - 358 s.
[9] Zhuravleva L.A., Zarubina E.V., Simachkova N.N. Cocial'no-filosofskaya model' razvitiya sel'skogo hozyajstva A.V. Chayanova // Manuskript. - 2018. № 5 (91). - S.78-81.
[10] Vershinin S. E., Zarubina E. V., Zhuravleva L.A. Kul'tura fermerskogo truda: metodologiya issledovatel'skogo proekta // Ekonomika i upravlenie: sovremennye problemy. Materialy Vserossijskoj nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii «Tendencii razvitiya gumanitarnogo i social'no-ekonomicheskogo obrazovaniya v vysshej shkole». -2018. - S. 9-14.
[11] Zborovskij G.E., Aleksandrova T.L., Zhuravleva L.A., Orlov G.P., Celishchev N.N. Osnovy sociologii dlya prepodavatelej i studentov. -Ekaterinburg, 1993. - 150 s.
[12] Voronin B.A., Chupina I.P., Voronina Ya.V. Vozrozhdenie rossijskogo rynka ekologicheskoj produkcii // Agrarnyj vestnik Urala. 2019. № 4 (183).
- S. 96 - 100.
[13] Tikhomirova A.M., Zhuravleva L.A., Kruzhkova T.I. Ecological consciousness as a factor in consumer behavior of young people in the context of new industrialization: sociological research experience // Proceedings of the 2nd International Scientific conference on New Industrializtion: Global, national, regional dimension (SICNI 2018). Part of series Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Publication date 2019/01/11 ISSN Part of series: ASSEHR, ISSN: 2352-5398, volume: 240 ISBN 978-94-6252-654-9. - Rezhim dostupa: https://www.atlantis-press.com/ proceedings/sicni- 18/55911906 (data obrashcheniya: 11.01.2020).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020