Научная статья на тему 'Экологическая культура и экологическое сознание современных горожан'

Экологическая культура и экологическое сознание современных горожан Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1142
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / СМИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ЦЕННОСТИ / НОРМЫ И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ / ECOLOGICAL CULTURE / ENVIRONMENTAL CONSCIENCENESS / MASS MEDIA / ENVIRONMENTAL PROBLEMS / VALUES / NORMS AND RULES OF BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бельская Ольга Герасимовна

Приведены результаты пробного анкетного опроса, в котором приняли участие 100 жителей трёх городов Иркутской области: Иркутска, Усть-Илимска, Слюдянки. Социологическое исследование проводилось с целью выяснения, как современные горожане трактуют понятия «экологическая культура» и «экологическое сознание» и как оценивают уровень экологической культуры лично свой и своих сограждан. На какое место по значимости самых злободневных проблем они ставят экологические проблемы и беспокоит ли их экологическая ситуация в целом. Какую роль отводят респонденты средствам массовой информации в формировании «экологической культуры» и «экологического сознания». Из каких видов СМИ получают они экологическую информацию, формирующую нормы и правила поведения, которые выражаются в конкретном поведении человека в его взаимоотношениях с природой и окружающей средой. На каких позициях стоят медиаисточники в процессе культуроформирующих свойств современных горожан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL CULTURE AND ENVIRONMENTAL CONSCIENCENESS OF MODERN TOWNSPEOPLE

The article provides the results of the sociological survey of the citizens of three cities of the Irkutsk Region: Irkutsk, Ust-Ilimsk, Slyudyanka, in order to find out: whether they understand what ecological culture and environmental consciousness mean and how they assess the level of ecological culture of modern townspeople. What place is given to environmental problems among the most pressing issues according to their importance. Whether respondents worry about the environmental situation on the whole. What role according to the respondents belongs to mass media in the formation of ecological culture and environmental conscienceness. What types of media serve as sources of environmental information that form the norms and rules of conduct, which find their representation in a specific human behavior in his/her relationship with nature and environment. What position is taken by mass media in the process of culture forming properties of modern townspeople.

Текст научной работы на тему «Экологическая культура и экологическое сознание современных горожан»

потребностей личности в получении соответствующего образования. Следует признать справедливым мнение, что главным в реформе образования является изменение содержания обучения, его новое наполнение и перевод от массово-репродуктивного к актив-но-деятельностному, позволяющему создать необходимые условия для выявления и формирования творческой индивидуальности будущего специалиста. Конвертировать следует не только диплом, но содер-

жание образования, соотнеся его с существующими мировыми стандартами. Вместе с тем, делать это необходимо осторожно, не допуская бездумного разрушения фундаментальности, глобальности действующей национальной образовательной системы, отрицания или игнорирования накопленного положительного опыта, а наоборот, максимально учитывая и используя его, сохраняя сложившиеся отечественные традиции.

Библиографический список

1. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста: науч.-метод. сб. М., 2002.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.

3. Иванова В.И. Реализация Болонских идей в России: нормативные противоречия // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 3. С. 70-74.

4. Медведев С., Пурсиайнен К. Болонский процесс и его значение для России. М.: РЕЦЭП, 2005.

5. Морева Н.А. Технология профессионального образования. М., 2005.

6. Настройка образовательных структур в Европе: Болонский процесс в документах / сост. и пер. Е.В. Шевченко. М.: Логос, 2003. 200 с.

7. Педагогика профессионального образования / под ред. В.А. Сластенина. М., 2006.

8. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 3.

9. Шишов С.Е. Федеральный справочник «Образование в России». 2001.

УДК 316.3: 504.03

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ГОРОЖАН

О.Г. Бельская1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Приведены результаты пробного анкетного опроса, в котором приняли участие 100 жителей трёх городов Иркутской области: Иркутска, Усть-Илимска, Слюдянки. Социологическое исследование проводилось с целью выяснения, как современные горожане трактуют понятия «экологическая культура» и «экологическое сознание» и как оценивают уровень экологической культуры лично свой и своих сограждан. На какое место по значимости самых злободневных проблем они ставят экологические проблемы и беспокоит ли их экологическая ситуация в целом. Какую роль отводят респонденты средствам массовой информации в формировании «экологической культуры» и «экологического сознания». Из каких видов СМИ получают они экологическую информацию, формирующую нормы и правила поведения, которые выражаются в конкретном поведении человека в его взаимоотношениях с природой и окружающей средой. На каких позициях стоят медиаисточники в процессе культуроформирующих свойств современных горожан. Ил. 13. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: экологическая культура; экологическое сознание; СМИ; экологические проблемы; ценности; нормы и правила поведения.

ECOLOGICAL CULTURE AND ENVIRONMENTAL CONSCIENCENESS OF MODERN TOWNSPEOPLE O.G. Belskaya

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article provides the results of the sociological survey of the citizens of three cities of the Irkutsk Region: Irkutsk, Ust-Ilimsk, Slyudyanka, in order to find out: whether they understand what "ecological culture" and "environmental co n-sciousness" mean and how they assess the level of ecological culture of modern townspeople. What place is given to environmental problems among the most pressing issues according to their importance. Whether respondents worry about the environmental situation on the whole. What role according to the respondents belongs to mass media in the formation of "ecological culture" and "environmental conscienceness". What types of media serve as sources of enviro n-mental information that form the norms and rules of conduct, which find their representation in a specific human behavior in his/her relationship with nature and environment. What position is taken by mass media in the process of culture forming properties of modern townspeople.

1Бельская Ольга Герасимовна, доцент кафедры рекламы и журналистики, тел.: 89501397865, e-mail: olgabelskaya@mail.ru Belskaya Olga, Associate Professor of the Department of Advertising and Journalism, tel.: 89501397865, e-mail: olgabelskaya@mail.ru

14 figures. 5 sources.

Key words: ecological culture; environmental conscienceness; mass media; environmental problems; values; norms and rules of behavior.

Общепризнано, что истоки и перспективы решения экологических проблем связаны с ценностными установками человека. Справиться с экологическим кризисом с помощью одних лишь технических и экономических средств невозможно. Роль человека всегда будет определяющей в сложной системе взаимоотношений общества и природы. Что же является регулятором человеческой деятельности по отношению к природе? И как люди оценивают факторы, помогающие им регулировать взаимоотношения с природой?

В 2011 году в трёх городах Иркутской области: Слюдянке, Усть-Илимске и Иркутске - был проведён пробный анкетный опрос, позволивший выявить тенденции в аспекте формирования экологической культуры наших современников. В опросе приняли участие 100 респондентов: 29% из них в возрасте до 25 лет, 27% - от 25 до 40 лет, и самый большой процент участников (46%) - в возрасте от 40 до 70 лет. 75% опрошенных - женщины и 25% - мужчины. 66% из них имеют высшее образование, 31% - среднее специальное, 2% респондентов ещё учатся или только закончили школу.

Опрос был сфокусирован на значении влияния средств массовой информации (СМИ) в формировании экологических установок и представлений. Далее будет представлен спектр мнений, отражающих понимание респондентами факторообразующих представлений.

Итак, один из первых вопросов, заданных респондентам, был: Как Вы думаете, какова сегодня экологическая культура жителей вашего города? 44% ответили, что низкая, 29% - очень низкая, 28% - невысокая, лишь 1% опрошенных считает, что экологическая культура высокая (рис. 1).

Можно предположить, что люди по-разному понимают, что такое «экологическая культура». Респондентам было предложено четыре формулировки этого понятия. Если ни одно из предложенных определений, по мнению респондента, не соответствует его пони-

манию «экологической культуры», то он мог дать свою формулировку. Это сделали только два человека, определив «экологическую культуру» как: 1) осознание неразделимой взаимосвязи человек - природа и соответствующее личное поведение, правила поведения человека в его окружении; 2) гармонию с природой. Большинство же опрошенных выбрали определения, предложенные в анкете, а именно: 74% считают, что «экологическая культура» - это набор ценностей, из которых следуют нормы и правила поведения человека в природе и окружающей среде. 11% полагают, что «экологическая культура» - это кодекс поведения, который определяет поступки человека; 7% -это способ соединения человека с природой; 5% - это форма более глубокого познания человеком природы (рис. 2).

Половина респондентов, а именно 54%, считают, что понятие «экологическая культура» тесно связано с понятием «экологическое сознание», так как в своей речи мы чаще используем сочетание «экологически сознательный человек», нежели «экологически культурный». Лишь 2% опрошенных думают, что это разные понятия. Остальные либо не знают (8%), либо считают, что возможно они связаны (36%) (рис. 3).

Что же такое «экологическое сознание»? 48% опрошенных выбрали такую формулировку: «выработка собственного кодекса поведения на основе экологических знаний и ценностей»; 25% считают, что это «информированность об экологических проблемах в частности и экологической обстановке в целом»; 23% - «усвоение специальных знаний, связанных с изучением окружающей среды». 3% не согласились ни с одной из предложенных формулировок и дали свои определения: «осознание последствий тех или иных действий для окружающей среды»; «осознание сущности экологической проблемы, формирование к ним собственного отношения, экологические ценности»; «осознание человеком важности природы и экологии в целом» (рис. 4).

Ряд1; высокая; 1%; 1%

низкая очень низкая не высокая I высокая

Рис. 1. Мнения респондентов о том, какова экологическая культура жителей города

Рис. 2. Мнения респондентов о том, что такое «экологическая культура»

Рис. 3. Мнения респондентов о взаимосвязи понятий «экологическая культура» и «экологическое сознание»

Рис. 4. Мнения респондентов о том, что такое «экологическое сознание»

Примечательно, что 33% респондентов считают себя экологически сознательными, 50% только стремятся к этому, 3% не относят себя к числу экологически сознательных, 15% не думали об этом и 1 респондент заявил, что ему это не интересно. Проверочный вопрос подтверждает данные: экологически культурным человеком считает себя 30% респондентов, 52% стремятся к этому, 4% не считают себя экологически культурными и 16% не задумывались об этом (рис. 5).

Таким образом, практически все респонденты, независимо от их пола, возраста и образования, считают, что уровень экологической культуры и экологического сознания в целом низок. Но при этом почти треть опрошенных считают себя экологически сознательными людьми, а половина респондентов стремятся быть экологически сознательными.

По пассивности и активности реализации своих ценностных норм и правил респонденты почти равномерно разделились на две группы. 48% активно участвуют в экологических мероприятиях, 38% - мысленно, то есть пассивно соучаствуют в этом. Лишь

14% не готовы ни к той, ни к другой форме участия. Сознательно не участвующих в экологических мероприятиях опрос не выявил.

Итак, какие же формы участия у «активистов»: 81% респондентов участвовали в акциях по уборке мусора, 68% высаживали деревья, 27% распространяли информацию, 18% участвовали в протестных действиях (митингах, шествиях, пикетах, акциях неповиновения), 17% собирали подписи, 16% участвовали в работе общественных организаций, местных экологических групп и 13% участвовали в «круглых столах», общественных слушаниях, общественных экспертизах (рис. 6).

Возможно, такой уровень социальной активности обусловлен специфичностью региона. Тема Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) поднимается в регионе уже более полувека. А в 2000-е годы общество всколыхнула тема строительства нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан», угрожающая загрязнением озера Байкал и нарушением экосистемы всего Прибайкалья.

Рис. 5. Ответы на вопрос: Считаете ли вы себя экологически сознательными?

Рис. 6. Виды экологической активности респондентов

Формы участия «пассивистов» несколько иные: 53% обсуждают экологические проблемы с окружающими, 52% интересуются темой, 48% «болеют душой», 20% стараются получить научные знания о проблеме, 5% дают деньги на различные экологические мероприятия. Кроме предложенных вариантов респонденты указали: «думаю об использовании биосумок и электрических автомобилей», «делаю дело», «не оказываю вреда» (рис. 7).

Что же касается экологического вреда, который является краеугольным камнем в отношениях человека и природы, респонденты, чтобы как можно меньше вредить окружающей среде, выразили готовность: 61% - раздельно собирать бытовые отходы, 60% -экономить электроэнергию, 55% - сократить потреб-

ление воды, 48% - участвовать в акциях по уборке мусора, посадке деревьев, строительстве кормушек для птиц, 27% - объяснять людям о вреде сжигания мусора, 24% - приобретать товары преимущественно отечественных производителей, 21% - участвовать в протестных действиях, 20% - участвовать в творческих видах экологических действий (писать книги/статьи, снимать фильмы/видеоролики, рисовать плакаты/листовки, выступать с лекциями, придумывать акции), 7% - отказаться от авиаполётов и заменить их железнодорожным или автомобильным транспортом, 4% - поддерживать собственными финансами деятельность экологических групп и 8% заявили, что со всем этим справятся специалисты без их помощи (рис. 8).

Рис. 7. Формы пассивного участия в решении экологических проблем

Рис. 8. Что готовы делать респонденты, чтобы уменьшить экологический вред

На вопрос, беспокоит ли респондентов экологическая обстановка, 79% ответили утвердительно, 17% -когда это угрожает лично мне и моим близким, и лишь 2% - у меня достаточно других беспокойств, это не главное, 1% - нет, не беспокоит, и 1% - пусть об этом беспокоятся власти, а не простые граждане (рис. 9).

Надо сказать, что при значимости вопросов, которые волнуют респондентов, экологические проблемы стоят на втором месте (25%) после роста цен (34%). Далее в числе наиболее важных указываются: проблемы трудоустройства (11%), преступность неудовлетворенность политическим курсом (6% коррупции (5%), медицинское обслуживание угроза ядерного конфликта (3%), ухудшение качества образования (2%), ущемление прав и свобод (2%). Демографические проблемы и инфляцию ни один из респондентов не отнёс к трём наиболее важным проблемам, которые их волнуют. Но один из респондентов к перечисленным в анкете добавил ещё одну, важную для него проблему, - низкий уровень этиче-

рост

о/„

ских норм у населения (рис. 10).

Какие же экологические угрозы больше всего беспокоят респондентов? В числе первых называют вырубку леса (80%), загрязнение Байкала (49%), загрязнение воды вообще отходами производств (45%), бытовые отходы (35%), загрязнение воздуха отходами производств (32%). Другие экологические проблемы вызывают меньше опасений: 15% опрошенных волнует загрязнение воздуха от сжигания мусора и травы и влияние опасных отходов на здоровье, 13% - загрязнение почвы отходами производств, 11% - развитие ядерной промышленности и угроза месту проживания, 10% - исчезновение некоторых видов животных и растений, 9% - изменение климата, 6% - чрезмерно актьивное развитие туризма и исчезновение первозданных уголков природы, 4% - электромагнитные загрязнения, и 2% - эрозия почв. Такую проблему, как строительство ЛЭП, обезображивающих ландшафты, не указал ни один из респондентов (рис. 11).

Рис. 9. Беспокоит ли респондентов экологическая обстановка

Низкий уровень этических норм у населения Ущемление прав и свобод Ухудшение качества образования Угроза ядерного конфликта Медицинское обслуживание Рост коррупции Неудовлетворенность политическим курсом

Преступность Проблемы фудоустройства Экологические проблемы Рост цен

■ 1%

I 2% I 2%

I 3

I 3

5%

I 6%

Я 7%

I 11%

25%

I I I I Рис. 10. Какие проблемы вообще волнуют респондентов

34%

При ответе на вопрос, из каких источников респонденты получают информацию об экологических проблемах, 75% назвали телевидение, 54% - Интернет, 35% - газеты и журналы, 23% - от своих знакомых. На оставшихся позициях: 20% - радио, 16% -общественные объединения, 12% - коллеги, 11% -фильмы, 10% - книги, 5% - родственники, 3% - лекции (рис. 12).

Среди телеканалов лидирует «Первый канал» -

Эрозия почв Электромагнитные загрязнения Чрезмерное развитие 1уризма и исчезновение...

Изменение климата Исчезновение видов животных и растений Разви1ие ядерной промышленности и угроза... Загрязнение почвы оводами производств Влияние опасных входов на здоровье Загрязнение воздуха от сжигания мусора и травы Загрязнение воздуха входами производств

Бытовые отходы Загрязнение воды отходами производств Загрязнение Байкала Вырубка леса

его смотрят 57% респондентов, не отстаёт канал «Россия» - 42%, затем из центральных каналов следует «НТВ» - 32%. Остальные позиции занимают телеканалы: «ТНТ» - 15%, «Рен» - 14%, «СТС» - 10% и «ДТВ» - 6%. Из местных каналов наиболее высокий рейтинг у «ВГТРК Иркутск» - 33% опрошенных. Достаточно высокий процент респондентов вообще не смотрят телевизор - 13%.

■ 2% 49

9% 10% I 11°/.

I 13

I 1Ё I 1

%

I 32'

■ 3

■ 45% М 49%

I I I I I Рис. 11. Какие экологические угрозы беспокоят респондентов

80%

I Телевидение Газеты и журналы I Рацио Коллег и Книги Лекции

Рис. 12. Источники, из которых респонденты получают информацию об экологических проблемах

Из печатных СМИ на первом месте газета «Аргументы и факты» (35%), на втором - «Комсомольская правда» (21%), на третьем - «Пятница» (18%). За ними следуют «СМ №1» (14%), «Байкальские вести» (13%) и «Российская газета» (12%). Оставшиеся позиции у газет «Восточно-Сибирская правда» (9%), «Областная» и «Известия» (5%) и «Независимая газета»

. По 1% респондентов в качестве источников экологической информации назвали газеты «Коммерсант», «Ведомости», «Труд», «Видеоканал», «Жизнь», «Пенсионер». Из местной прессы популярна газета «Славное море» (5%). Треть опрошенных (31%) не читает газет вообще.

По мнению респондентов, из перечисленных СМИ чаще всего они получают следующую экологическую информацию: о загрязнении Байкала (77%), о проблемах с закрытием БЦБК (50%), о незаконной вырубке леса (40%), браконьерстве (36%), изменении климата и загрязнении окружающей среды отходами производств (29%), о проблемах с бытовыми отходами (22%), об исчезновении некоторых видов животных и растений (21%), влиянии опасных отходов на здоровье (18%), развитии ядерной промышленности и экологических угрозах, связанных с этим (15%), последствиях сжигания мусора и травы (14%), чрезмерно активном развитии туризма и исчезновении первозданных уголков природы (11%), электромагнитных

загрязнениях (6%), недостаточном экологическом образовании и просвещении (5%) (рис. 13).

По значимости формирования экологической культуры и экологического сознания СМИ, по мнению респондентов, стоят на третьем месте. Первое отдаётся воспитанию в семье, второе - воспитанию в образовательных учреждениях (детский сад, школа, среднее специальное учебное заведение, высшее учебное заведение). Данные опроса подтверждают, что основные ценностные установки, из которых затем складываются нормы и правила поведения человека, формируются в процессе воспитания и образования. Следовательно, в корне решения экологических проблем и надвигающегося экологического кризиса находятся именно источники знаний и информации формирующейся личности. Это, как показал опрос, семья, школа (образовательные учреждения от начального до высшего) и медиа.

Как же респонденты оценивают участие власти в решении экологических проблем? Три уровня власти: местную, региональную и федеральную - предложено было оценить, выбрав одну их двух прямо противоположных позиций, отражающих в четырёх парах вопросов достаточно полный спектр оценок участия властных структур в решении экологических проблем. Вот что показали ответы:

Рис. 13. Экологические темы, наиболее освещаемые СМИ, по мнению респондентов

Местная власть:

- 23% обеспокоенное / 54% необеспокоенное;

- 2% активное / 73% пассивное;

- 5% рациональное / 59% нерациональное;

- 8% развитое / 48% антиэкологическое.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Региональная власть:

- 27% обеспокоенное / 35% необеспокоенное;

- 4% активное / 70% пассивное;

- 1% рациональное / 64% нерациональное;

- 9% развитое / 49% антиэкологическое.

Федеральная власть:

- 23% обеспокоенное / 36% необеспокоенное;

- 8% активное / 61% пассивное;

- 3% рациональное / 64% нерациональное;

- 12% развитое / 59% антиэкологическое.

Таким образом, на основании проведённого опроса можно сделать следующие выводы: большинство респондентов хорошо разбираются в понятиях «экологическая культура» и «экологическое сознание». Уровень экологической культуры современных горожан, по мнению их самих, достаточно низкий. При этом треть опрошенных лично себя считают экологически культурными и сознательными людьми, а половина респондентов стремится к этому. Почти 80% указали, что их беспокоит экологическая ситуация в целом и 20% - лишь тогда, когда это угрожает лично им или их близким. По значимости и важности экологические

проблемы респонденты поставили на 2-ое место (на 1-м месте - рост цен, на 3-м - проблемы трудоустройства). Среди экологических угроз больше всего беспокоят: вырубка леса (80%), загрязнение Байкала (49%), загрязнение воды вообще отходами производств (45%), бытовые отходы (35%), загрязнение воздуха отходами производств (32%). Участие властных структур в решении экологических проблем большая часть респондентов считает необеспокоенным, пассивным, нерациональным, антиэкологичным. Почти половина респондентов активно участвуют в экологических мероприятиях и около 40% морально соучаствуют в них: интересуются темой, распространяют информацию, «болеют душой», дают деньги на экологические мероприятия. Основную информацию об экологических проблемах и угрозах респонденты получают из телевидения (75%), Интернета (54%), газет и журналов (35%). По мнению опрошенных, СМИ находятся на третьем месте по значимости формирования экологической культуры и экологического сознания личности, которое проявляется в ценностях, образующихся из норм и правил, и выражается в конкретном поведении человека в его взаимоотношениях с природой и окружающей средой. Следовательно, влияние медиаин-формации находится на лидирующих позициях в формировании экологической культуры и экологического сознания современных горожан.

Библиографический список

1. Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: учеб. пособие для высшей школы. 2-е изд. М.: Академический проект, 2006.

2. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1995.

3. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования:

описание, объяснение, понимание социальной реальности: учебник для вузов. М.: Добросвет, 2000.

4. Сибирев В.А. Введение в анализ социологической информации: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.

5. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М.: Тривола, 1998.

УДК 378.14

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ В.М. Гасанов1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Обозначена актуальность проблемы развития региональной инновационной системы как органичной части национальной инновационной системы. Приведен рейтинг инновационного развития регионов Российской Федерации, и определено место в нем Иркутской области. Проанализирована специфика инновационного развития области, и предложены опорные точки для ее развития. Табл. 2. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: национальная инновационная система; региональная инновационная система; инновационная активность хозяйствующих субъектов; инновационное развитие; инновационная инфраструктура.

DEVELOPMENT OF REGIONAL INNOVATION SYSTEMS V.M. Gasanov

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article indicates the importance of the problem of regional innovation system development as an integral part of the

1Гасанов Векил Мансим-оглы, старший преподаватель кафедры экономической теории и финансов, тел.: 89016668448, e-mail: ulia@istu.irk.ru

Gasanov Vekil Mansim-ogly, Senior Lecturer of the Department of Economic Theory and finance, tel.: 89016668448, e-mail: ulia@istu.irk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.