DOI 10.24411/2076-1503-2020-10951 ЖУРАВЛЕВА Людмила Анатольевна,
кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии Уральского государственного аграрного университета
e-mail: [email protected]
ЗАРУБИНА Елена Васильевна,
кандидат философских наук,
доцент кафедры философии Уральского государственного аграрного университета
e-mail: [email protected]
РУЧКИН Алексей Владимирович,
кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральского государственного аграрного университета e-mail: [email protected]
СИМАЧКОВА Наталья Николаевна,
кандидат исторических наук,
доцент кафедры управления и права Уральского государственного аграрного университета
e-mail: [email protected]
ЧУПИНА Ирина Павловна,
доктор экономических наук, профессор кафедры управления и права Уральского государственно аграрного университета e-mail: [email protected]
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В ОЦЕНКАХ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. В современных условиях пандемии коронавируса жизнь людей резко меняется, уходят одни ценности, повышается значимость других. При этом абсолютными ценностями для людей любого возраста становятся здоровье и здоровый образ жизни. В статье рассмотрено понятие «здоровый образ жизни» и обоснована необходимость его комплексного, системного понимания. В статье представлены программа, методология и результаты социологического исследования об отношении современной молодежи к здоровому образу жизни. Объектом исследования являются студенты ряда вузов и колледжей г. Екатеринбурга в возрасте от 16 лет, отобранные методом случайной выборки. Предмет исследования - отношение респондентов к здоровому образу жизни, а также факторы, способствующие или мешающие респондентам вести здоровый образ жизни. В качестве методологии исследования была использована комплексная исследовательская стратегия, включающая в себя количественные и качественные методы социологического исследования: письменный опрос (анкетирование) респондентов и глубинные интервью.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровье, молодежь, физическое здоровье, ментальное здоровье, социальное здоровье, профилактика, пищевое поведение, социологическое исследование, анкетирование, анализ личных документов.
ZHURAVLEVA Lyudmila Anatolyevna,
Candidate of philosophy, Associate Professor, head of the Department of philosophy of the Ural state University agrarian University
ZARUBINA Elena Vasilyevna,
Candidate of philosophy, Associate Professor of the Department of philosophy of the of the Ural state University agrarian University
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
RUCHKIN Alexey Vladimirovich,
Candidate of social Sciences, Associate Professor of the Department of management
and economic theory of the Ural state University state agrarian University
SIMACHKOVA Natalia Nickolaevna,
Candidate of historical Sciences, Associate Professor of the Department of management and law of the Ural state University agrarian University
CHUPINА Irina Pavlovna,
Doctor of Economics, Professor of the Department of management and law of the Ural state University agrarian University
HEALTHY LIFESTYLE IN ESTIMATES OF YOUTH
Annotation. In the modern conditions of the coronavirus pandemic, people's lives are changing dramatically, some values are disappearing, and others are becoming more important. At the same time, health and a healthy lifestyle become absolute values for people of any age. The article considers the concept of "healthy lifestyle" and justifies the need for its comprehensive, systematic understanding. The article presents the program, methodology and results of a sociological study on the attitude of modern youth to a healthy lifestyle. The object of the study is students of a number of universities and colleges in Yekaterinburg aged 16 and older, selected by random sampling. The subject of the study is the respondents ' attitude to a healthy lifestyle, as well as factors that promote or hinder the Respondent to lead a healthy lifestyle. As a research methodology, a comprehensive research strategy was used, which includes quantitative and qualitative methods of sociological research: written survey of respondents and in-depth interviews.
Key words: healthy lifestyle, health, youth, physical health, mental health, social health, prevention, eating behavior, sociological research, questionnaires, analysis of personal documents.
При всем обилии литературы по здор-вому образу жизни найти точное его определение совсем непросто.
Приведем определение здорового образа жизни из Приказа Министерства здравоохранения РФ от 15 января 2020 г. № 8 «Об утверждении стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года»: «Здоровый образ жизни - это образ жизни человека, направленный на предупреждение возникновения и развития неинфекционных заболеваний и характеризующийся исключением или сокращением действия поведенческих факторов риска, к числу которых относятся употребление табака, вредное потребление алкоголя, нерациональное питание, отсутствие физической активности, а также неадаптивное преодоление стрессов» [2]. В этом понятии здорового образа жизни делается упор на профилактику неинфекционных заболеваний и отказ от вредных привычек, что естественно для Министерства здравоохранения.
Литература по здоровому образу жизни в нашей стране, имеет, в основном, научно-популярный характер, в ней сложилась традиция рас-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
смотрения здорового образа жизни, преимущественно медицинские аспекты и составляющие. Автором понятия и одной из наиболее разработанных и известных концепций здорового образа жизни был прославленный кардиохирург Николай Михайлович Амосов, который проводил сложнейшие операции до 79 лет.
Н.М. Амосов понимал здоровый образ жизни как режим регулярных ограничений и нагрузок, которые обеспечивают «сумму резервных мощностей» основных функциональных систем организма человека. В достижении здоровья самым важным являются постоянные усилия человека по ограничениям в питании и тренировкам. Н.М. Амосову принадлежит парадоксальное высказывание: «Медицина может излечить большинство болезней, но она не в силах подарить человеку здоровье. Она не дает ответа на вопрос - как стать здоровым» [4, с. 67].
И.Ф. Дьяконов, Б.В. Овчинников и Т.И. Дьяконова определяют здоровый образ жизни как деятельность человека по сохранению и укреплению своего здоровья, профилактику заболеваний и достижение активного долголетия [8, с. 5]. Авторы книги в популярной форме излагают све-
дения по поддержанию и укреплению здоровья. Они обосновывают необходимость рационального сочетания труда и отдыха, занятий физкультурой и спортом, соблюдения правил гигиены в быту, правильного питания, а также рассматривают вопросы гигиены семейных взаимоотношений и профилактики сексуального здоровья.
Е.Н. Назарова определяет здоровый образ жизни (ЗОЖ) как образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Автор подчеркивает, что здоровый образ жизни - это комплексное понятие, которое включает в себя множество составляющих, а именно все основные сферы человеческого существования, начиная с питания и заканчивая эмоциональным настроем [12, с. 7]. Примерно также здоровый образ жизни определяется в работах большинства авторов учебных пособий, статей и научно-популярных изданий по данной теме.
В своем понимании здорового образа жизни мы исходим из того, что медицинский аспект, при всей его важности, не исчерпывает содержание этого понятия. Здоровый образ жизни - это системное понятие, оно является важнейшим фактором для развития разных сторон жизнедеятельности человека, для достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досу-говой формах жизнедеятельности.
Многоаспектность и комплексность понятия здорового образа жизни вытекает из понятия здоровья в определении Всемирной организации здравоохранения. В преамбуле Устава (Конституции) ВОЗ, который был принят Международной конференцией здравоохранения в Нью-Йорке в июле 1946 г., сказано, что «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов. Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения» [1].
Такое системное понимание здоровья, в принципе чуждо европейской медицине, которая лечит один орган тела человека отдельно от других его органов, лечит тело отдельно от сознания заболевшего человека. Но такое системное понимание здоровья в полной мере присуще восточной медицине и восточным философским учениям. В даосизме и конфуцианстве, например, здоровье рассматривается как личное и бесценное богатство человека, а человек находится в неразрывном единстве с миром, Вселенной. И если человек не идет по своему пути и нарушает
законы Вселенной, то сердце его становится неискренним, ум - слабым, а тело - больным. По словам Конфуция, «богатство приносит пользу дому, порядок приносит пользу телу и уму. Когда сердце искренне, тогда и тело изобилует здоровьем» [11, с. 75].
Отметим, что в соответствии с определением ВОЗ здоровье человека складывается из трех составляющих: физическое здоровье, душевное (ментальное) здоровье и социальное здоровье. Здоровый образ жизни нацелен на сохранение и укрепление всех этих граней здоровья человека.
С этой точки зрения физическое здоровье представляет собой нормальное состояние и функционирование всех органов и систем организма человека, отсутствие болезней. Понятно, что физиологические нормы, согласно представления современной медицины, не имеют четких границ, они варьируются в зависимости от пола, возраста человека, его физиологической конституции и других факторов. Еще К.Г. Юнг подчеркивал расплывчатость границ между здоровьем и болезнью у современного человека [13, с. 95].
Душевное или ментальное здоровье представляет собой состояние интеллектуального и эмоционального благополучия человека, адекватность его реакций на происходящие события, отсутствие психических заболеваний или расстройств. Поддерживать ментальное здоровье помогают техники «позитивного мышления», с помощью которых человек может постепенно изжить негативные мысли и настроения, быть сосредоточенным на настоящем, сконцентрировано решать стоящие перед ним задачи и получать удовольствие от маленьких и больших радостей жизни. По выражению М. Ганди, «человек -это продукт его мышления, что он думает, тем он и становится» [7, с. 157].
И наконец, социальное здоровье представляет собой способность человека устанавливать и поддерживать сеть социальных контактов как со своей семьей, родственниками и друзьями, так и с коллегами, соседями, работниками сферы обслуживания и др.
В контексте такого понимания здоровья здоровый образ жизни можно определить как такое мышление и поведение человека, которое ведет к сохранению и укреплению его физического, душевного и социального здоровья, обеспечивает профилактику серьезных заболеваний и полноценнее выполнение человеком своих обязанностей перед другими людьми, обществом и государством.
По современным оценкам специалистов, здоровье современного человека на 50-55% определяется образом его жизни, на 18-20% — его
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
генетическими особенностями, примерно на 20% здоровье человека зависит от состояния окружающей среды и на 8-10% — от системы здравоохранения.
Подчеркнем, что здоровый образ жизни формируется обществом, точнее социальными группами, в которых живет человек. Отсюда следует, что формирование привычки к здоровому образу жизни в указанном выше смысле - это не только медицинская, но и психологическая, педагогическая, экономическая и социальная задача.
Рискнем высказать мысль о том, что формирование здорового образа жизни как привычки к поддержанию своего физического, ментального и социального здоровья является одной из основных целей образования, как школьного и среднего специального, так и вузовского.
Авторы в составе исследовательской группы весной 2020 г. в рамках долгосрочной исследовательской программы «Трендовые направления аграрной социологии», рассчитанной на три года, провели разовое социологическое исследование «Здоровый образ жизни в оценках молодежи».
Объектом проведенного исследования стала группа молодых людей, отобранная методом случайной выборки. Предметом исследования выступило отношение респондентов к здоровому образу жизни.
Цели исследования были определены как анализ мотивации молодежи к ведению здорового образа жизни и выделение факторов, способствующих или мешающих респондентам вести здоровый образ жизни.
В качестве методологии проведенного исследования мы использовали комплексную исследовательскую стратегию, описанную ранее в ряде статей [5, с. 11], которая сочетает в себе количественные и качественные методы социологического исследования. Основу используемой в проведенном исследовании и методологии составили такие количественные и качественные методы исследования, как:
- анкетирование;
- анализ документов по состоянию здоровья современного человека и здоровому образу жизни. Сюда относится нормативная база по здоровому образу жизни: Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения [1], Указ
Понятие здороЕ
Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Федеральный проект «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» [3], Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.01.20 г. № 8 «Об утверждении стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года» [2], паспорт национального проекта «Демография» от 11.09.2018 г.; материалы проведенных исследований по здоровому образу жизни на сайтах ВЦИОМ и «Левада-центра»; информация по здоровому образу жизни, размещенная на сайтах Министерства здравоохранения РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства здравоохранения Свердловской области, Министерства труда и социальной защиты Свердловской области;
- анализ личных документов респондентов, а именно написанных ими эссе о культуре питания и своем пищевом поведении.
В проведенном анкетировании участвовало 130 человек, студенты бакалавриата и магистратуры вузов г. Екатеринбурга. По возрастной шкале респонденты были распределены следующим образом: женщины - 38%, мужчины - 62%. По возрасту распределение респондентов было следующим: 18-19 лет - 61.5% участников опроса; 20 - 22 года - 30,8% опрошенных и 23-25 лет - 7.7% представителей молодого поколения.
По роду занятости состав респондентов был следующий: учащиеся высших учебных заведений по программам бакалавриата и магистратуры - 100%; из них совмещающие работу и учебу - 47.1%.
Студенты Уральского государственного аграрного университета, кроме этого, написали эссе о культуре питания и своем пищевом поведении, что дало возможность проанализировать, какую роль отводят респонденты питанию в поддержании здорового образа жизни.
Ответы респондентов на один из ключевых вопросов проведенного исследования: «Как Вы понимаете здоровый образ жизни?», - представлены в табл. 1.
Таблица 1
о образа жизни
№ Варианты ответа 18-19 лет 20-22 года 23-25 лет
1 Здоровый образ жизни - это поведение человека, направленное на сохранение здоровья и профилактику заболеваний 32.6% 29.3% 34.5%
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
2 Здоровый образ жизни - это рациональное питание, занятия физической культурой и спортом, отказ от вредных привычек 31% 33.1% 30.1%
3 Здоровый образ жизни - это мышление и поведение человека, которое ведет к сохранению и укреплению его физического, душевного и социального здоровья, обеспечивает профилактику серьезных заболеваний 20.5% 22.9% 22.1%
4 Не задумывался о здоровом образе жизни 15.9% 14.7% 13.3%
Итого 100% 100% 100%
Вопрос о понятии здорового образа жизни является одним из основных в проведенном исследовании, поскольку по ответам на него можно судить о базовых представлениях и установках участников исследования по отношению к здоровому образу жизни.
Анализ ответов респондентов показывает, что примерно третья часть респондентов (32.6% в возрасте 18-19 лет, 29.% в возрасте 20-22 года и 34.5% в возрасте 23-25 лет) понимают здоровый образ жизни через перечисление его основных признаков: рациональное питание, занятие физической культурой и спортом, отказ от вредных привычек. Такое понимание здорового образа жизни сегодня является необходимым, но недостаточным.
Еще третья часть респондентов (31% в возрасте 18-19 лет, 33.1% в возрасте 20-22 года и 30.1% в возрасте 23-25 лет) понимают здоровый образ жизни как поведение человека, направленное на сохранение здоровья и профилактику заболеваний. Таким образом, можно сделать вывод о том, что примерно две трети участников опроса придерживаются традиционного для нашей страны понимания здорового образа жизни в медицинском аспекте - как сохранение здоровья, отказ от вредных привычек. Системное понимание здорового образа жизни как мышления и поведения человека, которое ведет к сохранению и укреплению его физического, душевного и социального здоровья, обеспечивает профилактику серьезных заболеваний, имеется только у 20.5% респондентов в возрасте 18-19 лет, 22.9% - в возрасте 20-22 лет и у 22.1% - в возрасте 23-25 лет.
При этом достаточно большое количество респондентов: 15% в возрастной группе 18-19 лет, 14.7% в возрастной группе 20-22 года и 13.3% в возрасте 23-25 лет заявили, что пока не задумывались о здоровом образе жизни. Такие цифры, с одной стороны, свидетельствуют об отсутствии серьезных проблем со здоровьем у столь молодых респондентов, но с другой стороны, говорят о
недостатке информации у студенческой молодежи о здоровом образе жизни, его составляющих и основных принципов.
Примечательно, что количество респондентов трех возрастных групп по каждой позиции ответа на вопрос о содержании понятия здорового образа жизни примерно одинаково, что может свидетельствовать либо об отсутствии в высших учебных заведениях, в которых обучаются респонденты, мероприятий по реализации здорового образа жизни, либо об их недостаточной эффективности.
В целом, ответы респондентов указывают на неполную сформированность у большинства из них понятия здорового образа жизни, отсутствие получения систематической и современной информации о здоровом образе жизни.
На вопрос: «Выделите основные составляющие здорового образа жизни», - на который нужно было дать три ответа из предложенных, высказывания респондентов распределились следующим образом:
- здоровое питание - 83.6% респондентов;
- занятия физической культурой и спортом -81.7% участников опроса;
- отказ от вредных привычек - 76.4% опрошенных;
- соблюдение режима дня - 68% респондентов;
- полноценный и достаточный по продолжительности сон - 54.3% участников;
- достаточная двигательная активность -52.8% опрошенных;
- умение снимать стресс, избегать конфликтов - 36.9% респондентов;
- поддержание хорошего настроения и позитивных мыслей - 34.2% участников опроса;
- развитие навыков продуктивного общения - 18.7% респондентов.
Полученные данные подкрепляют сделанный вывод о том, что подавляющее большинство участников понимают здоровый образ жизни
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
только как деятельность по поддержанию физического здоровья и избавлению от вредных привычек, т.е. в медицинском аспекте. В структуре здорового образа жизни участники исследования на первое место поставили здоровое питание (83.6% респондентов); на второе место - занятия физической культурой и спортом (81.7% опрошенных); на третьем месте оказался отказ от вредных привычек (76.4% участников опроса).
Примечательно, что лишь чуть больше трети опрошенных молодых людей (36.9%) отнесли к здоровому образу жизни умение снимать стрессы и избегать конфликтов, поддерживать у себя хорошее настроение и позитивные мысли (34.2% респондентов). Развитие навыков продуктивного общения включили в структуру здорового образа жизни только 18.7% участников опроса.
Таким образом, большинство молодых людей, которые участвовали в исследовании, включают в здоровый образ жизни только физическое здоровье человека. Только чуть больше трети опрошенных включают в понятие здорового образа жизни ментальное (душевное) здоровье, социальное же здоровье отнесли к здоровому образу жизни лишь 18.7% респондентов. Такие результаты вновь свидетельствуют о недостатке современной и качественной информации, которую получает молодежь о здоровом образе жизни и, как следствие, о недостаточно сформированной и устойчивой мотивации молодых людей к ведению здорового образа жизни.
Респондентам был задан вопрос о том, из каких источников они получали в детстве и получают сейчас информацию о здоровом образе жизни. Полученные ответы распределились следующим образом: от родителей и иных родственников получали информацию 86% участников опроса; в школе на уроках физической культуры - 76.8% респондентов; в вузе на уроках физической подготовки - 64.9% участников; от преподавателей вуза и вузовских мероприятиях - 54.2% опрошенных; от учителей и на школьных мероприятиях - 34.5% опрошенных; самостоятельно получают информацию из Интернет-источников -51.5% респондентов; от друзей и знакомых -13.6% респондентов. Заявили о том, что никакой информации по здоровому образу жизни они не получали и не получают - 9.6% участников опроса. Отметим, что на данный вопрос можно было давать несколько позиций ответов.
Анализ полученных результатов показывает, что основным источником информации о здоровом образе жизни для молодых людей являются родительские семьи и иные родственники. В школе и вузе информацию о здоровом образе жизни подростки и молодежь получают, в основном, на уроках физической культуры, на это ука-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
зали почти три четверти опрошенных. Из этого обстоятельства можно сделать вывод о том, что никакой особой работы по информированию подростков и молодежи о здоровом образе жизни, кроме как на уроках физической подготовки, в средних школах и в высших учебных заведениях не проводится, что частично можно объяснить загруженностью учителей в школах и преподавателей в вузах, у которых значительно возросли нормы труда. К тому же многие педагоги вынуждены подрабатывать, выполняя нагрузку до полутора ставок, а по факту и больше.
Вместе с тем, можно сделать вывод о том, что у примерно половины участников опроса (51.5%) сформирована определенная мотивация к ведению здорового образа жизни и к самостоятельному поиску информации о здоровом образе жизни. Какого качества информацию молодежь самостоятельно извлекает из Интернет-источников - это отдельный и большой вопрос. О том, что мотивация к ведению здорового образа жизни является недостаточной косвенно свидетельствует то, что только 13.6% респондентов обсуждают вопросы здорового образа жизни со своими друзьями и знакомыми и что почти 10% участников опроса заявили, что не получали, не получают никакой информации по здоровому образу жизни. Последнее обстоятельство объясняется, на наш взгляд, отсутствием интереса этой небольшой части респондентов к проблематике здорового образа жизни.
Далее респондентам был задан вопрос о том, ведут ли они сами здоровый образ жизни. На этот прямой вопрос были получены следующие ответы: 53.8% опрошенных указали, что в основном придерживаются правил здорового образа жизни; 38.5% участников исследования сообщили, что лишь иногда придерживаются здорового образа жизни; 7.7% респондентов признались, что не ведут здоровый образ жизни вообще.
Отметим, что в контексте остальных вопросов анкеты и результатов анализа эссе участников исследования о культуре питания, 53.8% молодых людей, ведущих здоровый образ жизни, нам представляется цифрой несколько завышенной. На один из вопросов проведенного анкетирования о наличии у себя вредных привычек положительно ответили 63.7% опрошенных. На наш взгляд, такое положение дел объясняется слишком узким пониманием самого понятия здорового образа жизни почти двумя третьими от общего числа респондентов.
Следующая группа вопросов касалась занятий физкультурой, спортом, иной двигательной активности респондентов. На вопрос: «Делаете ли Вы зарядку?», - только 23.1% участников опроса ответили положительно; 38.5% опрошен-
ных указали, что делают зарядку время от времени и 38.4% - не делают зарядку. Вместе с тем, более половины участников исследования постоянно занимаются спортом (53.8% респондентов), иногда занимаются спортом 38.5% участников и не занимаются никогда только 7.7% опрошенных.
Такой высокий процент молодых людей, занимающихся спортом, объясняется тем, что респонденты - студенты вузов г. Екатеринбурга. А современные вузы, во-первых, имеют хорошую материальную базу для занятий спортом - спортивные залы, стадионы. Во-вторых, часто организуются и проводятся межвузовские региональные и всероссийские соревнования по различным видам спорта. В-третьих, во многих вузах абитуриентам, которые имеют спортивный разряд или звание кандидата в мастера спорта или мастера спорта начисляются дополнительные баллы при поступлении. Кроме этого, физическая культура входит в число обязательных учебных дисциплин во всех государственных вузах нашей страны. Подчеркнем также, что ответы на эту группу вопросов показывают важность создания материальных и организационных условий для занятия молодых людей физической культурой и спортом, в целом для ведения здорового образа жизни.
В анкету была включена группа вопросов о здоровом питании как важнейшей составной части здорового образа жизни. На вопрос: «Соблюдаете ли Вы правильный режим питания?», - были получены следующие ответы: ежедневно правил здорового питания придерживается только 8.3% опрошенных; иногда придерживаются 62.7% респондентов и не придерживаются совсем 29% молодых людей. Примерно также распределились ответы на вопрос о регулярном употреблении экологически чистых или органических продуктов питания: 7.6% респондентов ответили, что регулярно употребляют такие продукты; употребляют иногда 56% опрошенных и не употребляют совсем 36.4% участников проведенного исследования.
Тот факт, что почти трем четвертям опрошенных не удается придерживаться здорового питания можно объяснить тем, что часть студентов живет не дома и не имеет возможности употреблять пищу домашнего приготовления; многие молодые люди имеют плотное расписание, т.к. совмещают работу и учебу на очной форме обучения. К тому же, экологически чистые и органические продукты не всегда есть в продаже и стоят дорого [6, с. 97].
Наличие проблем в организации здорового питания молодежи подтверждает и анализ личных документов участников исследования - их эссе о культуре питания, которое было предложено написать в форме развернутых ответов на вопросы. Большинство респондентов оценили
свое питание по пятибалльной шкале на 3 и 4 балла. Авторы эссе отдали свое предпочтение домашнему питанию, но отметили, что «питаться дома удается далеко не всегда, часто приходится перекусывать чем попало из-за плотного графика работы и учебы». Вместе с тем, многие респонденты пишут о своем стремлении к здоровому питанию, об ограничениях в употреблении фаст-фуда, о поиске продуктов, в которых бы оптимально сочетались цена и качество [9, с. 85], а также о составлении ежедневного рациона питания, в котором бы «содержалось необходимое количество белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов».
Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о наличии серьезных проблем с ведением здорового образа жизни у современной молодежи.
1. Недостаточная информированность большей части молодежи о понятии, принципах и правилах здорового образа жизни. Основным источником знаний о здоровом образе жизни для большинства респондентов является семья, а роль школы, средних специальных учебных заведений и организации высшего образования, а также СМИ, к сожалению, остается незначительной.
2. Значительная часть молодых людей не имеет достаточной мотивации к ведению здорового образа жизни, что объясняется как недостатком информированности в этой области, так и факторами, которые мешают вести здоровый образ жизни.
3. К важнейшим факторам, которые мешают вести здоровый образ жизни, относятся недостаток материальных и организационных условий и отсутствие времени, которое у значительной части молодежи распределено между учебой и работой.
В качестве кратких рекомендаций по проведенному исследованию отметим насущную необходимость решения указанных проблем с формированием у молодежи привычек к здоровому образу жизни. В решении этой непростой задачи ключевую роль может сыграть разработка, принятие и реализация федеральных и региональных программ по здоровому образу жизни молодежи. Реализация таких программ поможет молодым людям осознать свое здоровье не только как индивидуальную ценность, но и как достояние общества, постепенно сформировать у них компетенции ведения здорового образа жизни.
Список литературы:
[1] Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://docs.cntd.ru/
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
document/901977493 (дата обращения: 31.10 2020).
[2] Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.01.20 г. № 8 «Об утверждении стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: garant.ru / products / ipo / prime /doc 73421912 (дата обращения: 30.10 2020).
[3] Федеральный проект «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://spending.gov.ru/np/P/fp/P4/ contracts (дата обращения: 04.10.2020).
[4] Амосов Н.М. Краткая энциклопедия Амосова. - М.: Аст, Сталкер, - 2005. - 365 с.
[5] Вершинин С.Е., Зарубина Е.В., Журавлева Л.А. Культура фермерского труда: методология исследовательского проекта // В сб.: Экономика и управление: современные проблемы: материалы Всеросс. нац. науч.-практ. конф. «Тенденции развития гуманитарного и социально-экономического образования в высшей школе». -2018. - С. 9-14.
[6] Воронин Б.А., Чупина И.П., Воронина Я.В. Возрождение российского рынка экологической продукции // Аграрный вестник Урала. - 2019. - № 4 (183). - С. 96-100.
[7] Ганди М.К. Моя жизнь. - М.: Наука, 1969.
- 278 с.
[8] Дьяконов И.Ф., Овчинников Б.В., Дьяконова Т.И. Основы здорового образа жизни для всех. - СПб.: Спецлит, 2018. - 126 c.
[9] Журавлева Л.А., Зарубина Е.В., Кружкова Т.И., Рущицкая О.Е. Потребительское поведение молодежи: новые тенденции (исследование в вузах Екатеринбурга) // Муниципалитет: экономика и управление. - 2019. - № 3 (28). - С. 80-89.
[10] Журавлева Л.А., Зарубина Е.В., Круж-кова Т.И., Фатеева Н.Б. Экологическое поведение как стиль жизни // Образование и право. - 2019. -№ 2. - С. 281-286.
[11] Конфуций. Великое учение с комментариями и объяснениями // Сунь-цзы, Лао цзы и др. Большая книга мудрости Восток. - М.: АСТ, 2020.
- 608 с.
[12] Назарова Е.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. - М.: Academia, 2018. - 191 c.
[13] Юнг К.Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. - М.: Мартис, - 1995. -320 с.
Spisok literatury:
[1] Ustav (Konstituciya) Vsemirnoj organizacii zdravoohraneniya [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/901977493 (data obrashcheniya: 31.10 2020).
[2] Prikaz Ministerstva zdravoohraneniya RF ot 15.01.20 g. № 8 «Ob utverzhdenii strategii formirovaniya zdorovogo obraza zhizni naseleniya, profilaktiki i kontrolya neinfekcionnyh zabolevanij na period do 2025 goda. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: garant.ru / products / ipo / prime /doc 73421912 (data obrashcheniya: 30.10 2020).
[3] Federal'nyj proekt «Formirovanie sistemy motivacii grazhdan k zdorovomu obrazu zhizni, vklyuchaya zdorovoe pitanie i otkaz ot vrednyh privychek» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://spending.gov.ru/np/P/fp/P4/contracts (data obrashcheniya: 04.10.2020).
[4] Amosov N.M. Kratkaya enciklopediya Amosova. - M.: Ast, Stalker, - 2005. - 365 s.
[5] Vershinin S.E., Zarubina E.V., Zhuravleva L.A. Kul'tura fermerskogo truda: metodologiya issledovatel'skogo proekta // V sb.: Ekonomika i upravlenie: sovremennye problemy: materialy Vseross. nac. nauch.-prakt. konf. «Tendencii razvitiya gumanitarnogo i social'no-ekonomicheskogo obrazovaniya v vysshej shkole». - 2018. - S. 9-14.
[6] Voronin B.A., Chupina I.P., Voronina Ya.V. Vozrozhdenie rossijskogo rynka ekologicheskoj produkcii // Agrarnyj vestnik Urala. - 2019. - № 4 (183). - S. 96-100.
[7] Gandi M.K. Moya zhizn'. - M.: Nauka, 1969. - 278 s.
[8] D'yakonov I.F., Ovchinnikov B.V., D'yakonova T.I. Osnovy zdorovogo obraza zhizni dlya vsekh. -SPb.: Speclit, 2018. - 126 c.
[9] Zhuravleva L.A., Zarubina E.V., Kruzhkova T.I., Rushchickaya O.E. Potrebitel'skoe povedenie molodezhi: novye tendencii (issledovanie v vuzah Ekaterinburga) // Municipalitet: ekonomika i upravlenie. - 2019. - № 3 (28). - S. 80-89.
[10] Zhuravleva L.A., Zarubina E.V., Kruzhkova T.I., Fateeva N.B. Ekologicheskoe povedenie kak stil' zhizni // Obrazovanie i pravo. - 2019. - № 2. - S. 281286.
[11] Konfucij. Velikoe uchenie s kommentariyami i ob"yasneniyami // Sun'-czy, Lao czy i dr. Bol'shaya kniga mudrosti Vostok. - M.: AST, 2020. - 608 s.
[12] Nazarova E.N. Osnovy medicinskih znanij i zdorovogo obraza zhizni: ucheb. - M.: Academia, 2018. - 191 c.
[13] Yung K.G. Analiticheskaya psihologiya. Proshloe i nastoyashchee. - M.: Martis, - 1995. -320 s.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020