Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СТИЛЬ ЖИЗНИ'

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СТИЛЬ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
439
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
СТИЛЬ ЖИЗНИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ЦЕННОСТИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / LIFESTYLE / ENVIRONMENTAL BEHAVIOUR / YOUTH / SOCIOLOGICAL RESEARCH / VALUES / ENVIRONMENTAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Журавлева Людмила Анатольевна, Зарубина Елена Васильевна, Кружкова Татьяна Ивановна, Фатеева Наталья Борисовна

В статье рассматривается актуальная проблема экологического поведения как стиля жизни. Даются определения стиля жизни и экологического поведения как целенаправленной деятельности по сохранению природных ресурсов, окружающей природной и социальной среды и человека как биосоциального существа. Широкая трактовка экологичности поведения как стиля жизни базируется на исследованиях центра New Economic Foundation, использующих критерий «экологичность жизни» для расчета Всемирного индекса счастья (The Happy Planet Index). Кроме того, приводятся данные социологического исследования, проведенного авторами по оригинальной методике. Полученные результаты позволяют выявить экономические и аксиологические предпосылки формирования экологического поведения, и сделать вывод о недостаточной распространенности данного стиля в молодежной среде, что требует разработки системы экологического воспитания молодежи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Журавлева Людмила Анатольевна, Зарубина Елена Васильевна, Кружкова Татьяна Ивановна, Фатеева Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL BEHAVIOR AND LIFESTYLE

The article deals with the actual problem of ecological behavior as a lifestyle. The definitions of life style and ecological behavior as purposeful activity on preservation of natural resources, surrounding natural and social environment and the person as biosocial being are given. A broad interpretation of ecological behavior as a lifestyle is based on the research of the New Economic Foundation, which uses the criterion of “ecological life” to calculate the world happiness index (The Happy Planet Index). In addition, the data of sociological research conducted by the authors according to the original method are given. The results allow us to identify the economic and axiological prerequisites for the formation of environmental behavior, and to conclude about the lack of prevalence of this style in the youth environment, which requires the development of a system of environmental education of young people

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СТИЛЬ ЖИЗНИ»

с^ ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ^D

ЖУРАВЛЕВА Людмила Анатольевна,

кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии Уральского государственного аграрного университета,

e-mail: zhuravleva08@gmail. com

ЗАРУБИНА Елена Васильевна,

кандидат философских наук, доцент кафедры управления и права Уральского государственного аграрного университета,

e-mail: ethos08@mail.ru

КРУЖКОВА Татьяна Ивановна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральского государственного

аграрного университета, e-mail: rustale@yandex.ru

ФАТЕЕВА Наталья Борисовна,

старший преподаватель кафедры управления и права Уральского государственного аграрного университета,

e-mail: natbor73@mail.ru

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СТИЛЬ ЖИЗНИ

Аннотация: в статье рассматривается актуальная проблема экологического поведения как стиля жизни. Даются определения стиля жизни и экологического поведения как целенаправленной деятельности по сохранению природных ресурсов, окружающей природной и социальной среды и человека как биосоциального существа. Широкая трактовка эко-логичности поведения как стиля жизни базируется на исследованиях центра New Economic Foundation, использующих критерий «экологичность жизни» для расчета Всемирного индекса счастья (The Happy Planet Index). Кроме того, приводятся данные социологического исследования, проведенного авторами по оригинальной методике. Полученные результаты позволяют выявить экономические и аксиологические предпосылки формирования экологического поведения, и сделать вывод о недостаточной распространенности данного стиля в молодежной среде, что требует разработки системы экологического воспитания молодежи.

Ключевые слова: стиль жизни, экологическое поведение, молодежь, социологическое исследование, ценности, экологическое воспитание.

ZHURAVLEVA Lyudmila Anatolievna,

candidate of philosophy, associate Professor, head of the Department of philosophy of the Ural state agrarian University

ZARUBINA Elena Vasilevna,

candidate of philosophy, associate Professor Department of management

and law of the Ural state agrarian University

KRUZKOVA Tatiana Ivanovna,

candidate of historical Sciences, associate Professor Department of management and the economic theory of the Ural state agrarian University

FATEEVA Natalia Borisovna,

senior lecturer, Department of management and law of the Ural state agrarian University

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

ENVIRONMENTAL BEHAVIOR AND LIFESTYLE

Abstract: the article deals with the actual problem of ecological behavior as a lifestyle. The definitions of life style and ecological behavior as purposeful activity on preservation of natural resources, surrounding natural and social environment and the person as biosocial being are given. A broad interpretation of ecological behavior as a lifestyle is based on the research of the New Economic Foundation, which uses the criterion of "ecological life" to calculate the world happiness index (The Happy Planet Index). In addition, the data of sociological research conducted by the authors according to the original method are given. The results allow us to identify the economic and axiolog-ical prerequisites for the formation of environmental behavior, and to conclude about the lack of prevalence of this style in the youth environment, which requires the development of a system of environmental education of young people.

Keywords: lifestyle, environmental behaviour, youth, sociological research, values, environmental education.

Начнем анализ актуальной проблемы экологического поведения с определения понятий. Категория стиль жизни зарождается в рамках неофрейдистской парадигмы для объяснения социальной детерминации поведения людей. Одним из первых определил данное понятие Альфред Адлер в работе «Наука жить» [1]. Выделяя сущностные характеристики стиля жизни, ученый связывал его с уникальным способом, который выбирает человек для реализации своих жизненных целей, становясь самоактуализирующейся личностью. Это устойчивый способ приспособления к жизни и взаимодействия с ней формируется социальным интересом и степенью активности, и поэтому поддается корректировке и развитию.

В современной науке дефиниция стиля жизни достаточно распространена и применяется при анализе социально-типических паттернов поведения, что вполне применимо для характеристики экологического поведения.

Экологическое поведение является инте-гративным элементом экологического сознания наряду с когнитивной и аксиологической составляющей. Когнитивный аспект включает в себя информацию по экологическим проблемам и возможным путям их решения. Аксиологический компонент экологического сознания направлен на осознание ценности жизни и здоровья в контексте с сохранением природы и ее ресурсов, формирование экологически чистой среды как ценности.

Экологическое поведение представляет собой систематическую деятельность, направленную на сохранение природных ресурсов, окружающей природной и социальной среды и человека как биосоциального существа, в результате чего формируется экологический стиль жизни как модель этического поведения личности, принимающей на себя ответственность за выбор собственного поведения по отно-

шению к природной и социальной среде обитания [2].

Подтверждением актуальности проблемы формирования экологического поведения может являться Всемирный индекс счастья (The Happy Planet Index) — показатель исследовательского центра New Economic Foundation, который измеряет уровень действительного благосостояния людей в разных странах [3]. Интересно, что для расчёта индекса используются неэкономические показатели: субъективная удовлетворенность людей жизнью, ожидаемая продолжительность жизни, неравенство между людьми внутри страны (с точки зрения того, как долго они живут, и насколько они счастливы) и «экологический след», под которым понимается эко-логичность политики и поведения людей, живущих в гармонии с природой.

Таким образом, экологичность жизни напрямую связывается с достижением счастья конкретного человека, страны и планеты в целом. При этом лидируют в рейтинг-списке The Happy Planet Index страны Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона, а богатые западные страны отстают прежде всего из-за более низкой экологичности жизни, вызванной урбанизацией, снижающей возможности гармоничной жизни в единстве с природой, избыточным потреблением невосполняемых природных ресурсов, техногенными катастрофами с нанесением большего ущерба Земле, провоцирующих глобальный экологический кризис.

На наш взгляд, о стремлении к экологическому стилю жизни свидетельствует распространенный в современном мире феномен «дауншиф-тинга», который можно определить как процесс ухода человека от практики расточительного использования человеческих и природных ресурсов, и саморазрушительного поведения к экологически комфортной жизни и новому пониманию счастья в результате экзистенциального кризиса [4, с.5-14].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

Насколько распространен экологический стиль жизни среди молодежи как инновационной группы в нашей стране? Для ответа на этот вопрос авторами статьи было проведено социологическое исследование студенческой молодежи в сентябре-октябре 2018 г. Объектом исследования выступили студенты двух уральских университетов - аграрного и экономического (УрГАУ и УрГЭУ) (N=221), готовящих различных специалистов (бакалавров и магистров) для сельского хозяйства, а также производства и переработки пищевой продукции как представители экспертной группы внутри молодежной аудитории. Исследование строилось на комплексной стратегии, сочетающей количествен-

ные и качественные методы прикладной социологии [5, с. 36]: анкетный опрос и фокусированные групповые интервью (фокус-группы).

Полученные в ходе социологического исследования данные, позволили нам сделать вывод о противоречивых и амбивалентных тенденциях формирования экологического стиля жизни, что обусловлено как объективными, так и субъективными причинами.

Так, на вопрос респондентов «Где Вы обычно покупаете продукты питания?», группы молодежи, отличающиеся материальным достатком, привели различные ответы (См. табл.1).

Таблица 1

Места покупок продуктов питания в зависимости от материального положения респондентов

(процент от числа опрошенных)

№ Варианты ответа Денег едва хватает на самое необходимое (скромное питание, оплату жилья) Денег хватает на все необходимое (еду и одежду), но покупка бытовой техники вызывает затруднение Денег хватает на покупку бытовой техники, но покупка квартиры, дачи, машины вызывает затруднение Денег хватает на все Итого

1 В обычном магазине, супермаркете 2,8 25,1 52,6 19,4 100,0

2 В специализированных магазинах, торгующих экологически чистой продукцией 0 33,3 16,7 50 100,0

3 На рынке 0 18,2 68,2 13,6 100,0

4 Заказываю через Интернет 0 0 100 0 100,0

5 Покупаю у фермеров 0 0 87,5 12,5 100,0

Анализируя данные, приведенные в таблице 1, можно увидеть тенденцию увеличения потребительской активности в отношении покупок продуктов питания непосредственно у фермеров, на рынках и в специализированных магазинах, торгующих экологически чистой продукцией по мере роста доходов в семье респондентов.

Дальнейшие ответы респондентов подтвердили данную корреляцию: чем выше материальное благосостояние, тем чаще проявляются экологические паттерны поведения, а чем ниже - тем реже. Так, все участники второй фокус-группы, называя причины, по которым они используют полиэтиленовые пакеты, зная об их токсичности и вреде для окружающей природы, ответили, что поку-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

пать и хранить продукты в экоупаковке более финансово затратно, а полиэтиленовые пакеты бесплатны.

Можно сделать вывод, что экологический стиль поведения предполагает определенный уровень материального достатка. Экологическое питание, экологическая одежда, экологический дизайн квартиры или дома, как и проживание в экологически чистом месте экономически затратны и недоступны для социально уязвимых слоев населения.

Вторым фактором становления экологического стиля жизни, который мы выявили в ходе исследования, выступили аксиологические

Анализ данных позволяет увидеть общие и особенные ценности у студентов различных вузов. У студентов аграрного университета ценность экологически чистой среды является доминирующей, что определяется спецификой учебно-воспитательного процесса данного вуза и включенностью студентов в многочисленные экологические проекты. Тогда как в целом по массиву данная ценность находится на девятом месте.

Фокус-группы со студентами УрГАУ подтвердили, что ценность экологически чистой

предпосылки - экологические ценности и установки, свидетельствующие о сформированности экологического гуманизма как этического сознательного отношения к природе, социальному окружению, людям и самому себе [6, с. 28].

Не случайно, одной из центральных задач нашего исследования было выявление ценностных ориентаций респондентов как факторов непосредственно влияющих на мотивацион-но-поведенческую структуру деятельности личности, на образ жизни, а значит, и на социальное поведение в целом [7, с. 10]. Полученные результаты, представлены в таблице 2.

среды, по мнению респондентов, напрямую связана с жизненными перспективами, состоянием здоровья, продолжительностью жизни и ее гармоничностью, ощущением счастья. Экологический стиль поведения, с точки зрения респондентов, связан с бережным отношением не только к природе, но и социальному окружению и человеку как частью природу. Так, токсичные отношения, агрессия, негативные формы аддикции, потребительство практически всеми участниками фокус-групп были названы как неэкологичными и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

Таблица 2

Ценности студентов

(процент от числа опрошенных)

Ценности Ранг по массиву УрГЭУ УрГАУ

Семья 1 43,5 56,5

Здоровье 2 39,7 60,3

Любовь 3 44,2 55,8

Дружба 4 48,2 51,8

Возможность личностного развития, реализация своих способностей 5 35,4 64,6

Деньги 6 43,6 56,4

Достижение успеха в профессиональной деятельности 7 50,6 49,4

Отдых, удовольствия, развлечения 8 55,2 44,8

Экологически чистая среда и продукты питания 9 18,2 81,8

Учеба 10 57,1 42,9

саморазрушительными наряду с расточительным отношением к природе, нарушающим баланс интересов человека и животных. При этом участники фокус групп не смогли описать свой стиль жизни как экологичный, рассказали о практиках неэкологического питания, расточительного отношения к питьевой воде, электроэнергии, использования полиэтиленовых пакетов, несистемной сортировкой мусора и другими действиями саморазрушительного порядка (отсутствие привычки бережного отношения к здоровью, курение, злоупотребление алкогольными напитками и др.).

Участники фокус-групп пришли к выводу о важности включенности каждого человека в процесс сохранения и защиты окружающей социальной и природной среды. Такой результат возможен в условиях непрерывной экологической социализации личности, начатой буквально с рождения и продолжающейся в течение всей жизни.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что формирование экологического стиля жизни является важнейшей задачей институтов социализации личности - семьи, образования, науки, поскольку напрямую связан с одной из глобальных проблем современности и сохранением жизни на планете Земля, ростом продолжительности и качества жизни населения.

Однако, экологический стиль жизни еще недостаточно распространен среди современной молодежи, которые демонстрируют противоречивые образцы поведения и разрывы когнитивного и ценностного уровней экологического сознания, что требует разработки системы экологического воспитания молодежи.

Список литературы:

[1] Адлер А. Наука жить. Издательство: Port-Royal, 1997. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://lib.ru/PSIHO/ADLER/live.txt_ with-big-pictures .html

[2] A. M. Tikhomirova, L.A. Zhuravleva, T.I. Kruzhkova Ecological

consciousness as a factor in consumer behavior of young people in the context of new industrialization: sociological research experience // Proceedings of the 2nd International Scientific conference on New Industrialization: Global, national, regional dimension (SICNI 2018). Part of series Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Publication date 2019/01/11. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.atlantis-press.com/

proceedings/sicni-18/55911906

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

[3] Рейтинг стран мира по уровню счастья Sustainable Development

Solutions Network. Гуманитарная энциклопедия: Исследования [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006-2019 (последняя редакция: 30.03.2019). Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/world-happiness-report/info/

[4] Современные социально-экономические процессы: проблемы,

закономерности, перспективы. Монография / Под общ. ред. Г. Ю. Гуляева Пенза: МЦНС «Наука и просвещение». 2018. - 174 с. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.

asp?id=32589916

[5] Зарубина Е. В., Фатеева Н. Б. Качественные методы изучения организационной культуры предприятия / Е. В. Зарубина, Н. Б. Фатеева / / Аграрное образование и наука. 2016. № 4. С. 36.

[6] Журавлева Л.А., Зарубина Е.В., Ермолаева Т.А. Крестьянские

фермерские хозяйства в Свердловской области: проблемы и перспективы развития // Экономика и управление: современные проблемы. Материалы Всероссийской национальной научно-практической конференции «Тенденции развития гуманитарного и социально-экономического образования в высшей школе». Уральский государственный аграрный университет, 25-26 октября 2018 года. Том 2. Издательский дом «Ажур», 2018. С. 28-32.

[7] Вершинин С. Е., Зарубина Е. В., Журавлева Л. А. Культура фермерского труда: методология исследовательского проекта // Экономика и управление: современные проблемы. Материалы Всероссийской национальной научно-практической конференции «Тенденции развития гуманитарного и социально-экономического образования в высшей школе». 2018. С. 9-14.

Spisok literatury:

[1] Adler A. Nauka zhit'. Izdatel'stvo: Port-Royal, 1997. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dos-tupa: http ://lib.ru/PSIHO/ADLER/live.txt_ with-big-pictures. html

[2] Tikhomirova A. M., Zhuravleva L.A., Kruzhkova T.I. Ecological consciousness as a factor in consumer behavior of young people in the context of new industrialization: sociological research experience // Proceedings of the 2nd International Scientific conference on New Industrialization: Global, national, regional dimension (SICNI 2018). Part of series Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Publication date 2019/01/11. [Elektronnyy

resurs] Rezhim dostupa: https://www.atlan-tis-press.com/proceedings/sicni-18/55911906.

[3] Reyting stran mira po urovnyu schast'ya Sustainable Development Solutions Network. Gumanitarnaya entsiklopediya: Issledovaniya [Elektronnyy resurs] // Tsentr gumanitarnykh tekhnologiy, 2006-2019 (poslednyaya redaktsiya: 30.03.2019). Rezhim dostupa: https://gtmarket. ru/ratings/world-happiness-report/info/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[4] Sovremennyye sotsial'no-ekonomiches-kiye protsessy: problemy, zakonomernosti, pers-pektivy. Monografiya / Pod obshch. red. G. Y. Gulyayeva Penza: MTSNS «Nauka i prosvesh-cheniye». 2018. - 174 s. Rezhim dostupa: https:// elibrary.ru/item.asp?id=32589916.

[5] Zarubina Y. V., Fateyeva N. B. Kachest-vennyye metody izucheniya organizatsionnoy kul'tury predpriyatiya / Y. V. Zarubina, N. B. Fateyeva / / Agrarnoye obrazovaniye i nauka. 2016. № 4. S. 36.

[6] Zhuravleva L.A., Zarubina Y.V., Yermo-layeva T.A. Krest'yanskiye fermerskiye khozyay-stva v Sverdlovskoy oblasti: problemy i perspek-tivy razvitiya / / Ekonomika i upravleniye: sovremennyye problemy. Materialy Vserossiyskoy nat-sional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Tendentsii razvitiya gumanitarnogo i sotsi-al'no-ekonomicheskogo obrazovaniya v vysshey shkole». Ural'skiy gosudarstvennyy agrarnyy uni-versitet, 25-26 oktyabrya 2018 goda. Tom 2. Izdatel'skiy dom «Azhur», 2018. S. 28-32.

[7] Vershinin S. Y., Zarubina Y. V., Zhuravleva L. A. Kul'tura fermerskogo truda: metod-ologiya issledovatel'skogo proyekta // Ekonomika i upravleniye: sovremennyye problemy. Materialy Vserossiyskoy natsional'noy nauchno-praktich-eskoy konferentsii «Tendentsii razvitiya gumani-tarnogo i sotsial'no-ekonomicheskogo obra-zovaniya v vysshey shkole». 2018. S. 9-14.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.