Вестник СПбГУ. История. 2018. Т. 63. Вып. 4
Крестьяне Олонецкой губернии
на военных перевозках под Санкт-Петербургом
в период нашествия Наполеона
А. М. Пашков
Для цитирования: Пашков А. М. Крестьяне Олонецкой губернии на военных перевозках под Санкт-Петербургом в период нашествия Наполеона // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2018. Т. 63. Вып. 4. С. 1017-1030. https://doi.org/10.21638/11701/ spbu02.2018.403
В статье анализируется неизвестный эпизод Отечественной войны 1812 г. — участие приписных крестьян Олонецкой губернии в военных перевозках под Санкт-Петербургом. После взятия Наполеоном Москвы 2(14) сентября столица Российской империи оказалась в полуизоляции от основной части страны. Это угрожало как потерей управления государством в условиях войны, так и захватом французами самого Санкт-Петербурга. Единственной безопасной коммуникацией в тех условиях стал Ярославский тракт, связывавший Санкт-Петербург и Ярославль. Но для его бесперебойной работы требовалось большое количество телег с возчиками. Комитет министров, который обеспечивал административные и экономические мероприятия по обороне Санкт-Петербурга, принял решение о мобилизации для обслуживания Ярославского тракта 3 тыс. крестьян из Олонецкой губернии с лошадьми и повозками. Этот эпизод до сих пор не получил освещения в историографии. В статье сделана попытка рассмотреть его с позиций исторической антропологии на основе опубликованных и архивных источников. Почти половину крестьян Олонецкой губернии, привлеченных к перевозке военных грузов, составляли приписные крестьяне Петрозаводского уезда общим числом 1408 человек. Они были размещены в районе Тихвина и поделены на несколько отрядов. Их отряды возглавляли мелкие горнозаводские чиновники, которые были обязаны регулярно писать донесения в Петрозаводск о своей работе. Дело с данными донесениями хранится в Национальном архиве Республики Карелия. Изучение этих донесений позволяет представить повседневную жизнь крестьян-возчиков, характер выполнявшейся ими работы, показать их взаимоотношения с местными и заводскими властями, выявить элементы социального протеста и т. д. Автор приходит к выводу, что участие крестьян Олонецкой губернии в военных перевозках потребовало от них огромных усилий, сопровождалось тяжелыми лишениями и проявлениями социального протеста, но сыграло свою роль в обороне Санкт-Петербурга в 1812 г.
Ключевые слова: Олонецкая губерния, приписные крестьяне, военные перевозки, Отечественная война 1812 г., оборона Санкт-Петербурга.
Пашков Алекcандр Михайлович — д-р ист. наук, проф., Петрозаводский государственный университет, Российская Федерация, 185910, Петрозаводск, пр. Ленина, 33; [email protected]
Аleksandr M. Pashkov — Doctor in History, Professor, Petrozavodsk State University, 33, Lenin av., Petrozavodsk, 185910, Russian Federation; [email protected]
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2018
Olonets Province Peasants at Military Transportations near St. Petersburg in the Period of the Napoleon's Invasion
A. M. Pashkov
For citation: Pashkov A. M. Olonets Province Peasants at Military Transportations near St. Petersburg in the Period of the Napoleon's Invasion. Vestnik of Saint Petersburg University. History, 2018, vol. 63, issue 4, pp. 1017-1030. https://doi.org/10.21638/11701/spbu02.2018.403 (In Russian)
The article analyzes an unknown episode of Patriotic war of 1812 — the participation of mining peasants of Olonets province in military transportations near St. Petersburg. When Napoleon occupied Moscow the capital of the Russian Empire St. Petersburg found itself in semi-isolation from the main part of the country. In that conditions the only secure communication became Yaroslavl high road. But its uninterrupted functioning depended from carts and carters abundance. In that period Committee of Ministers protected administrative and economical measures for St. Petersburg defence, and it arrived at a decision to mobilize 3000 peasants from Olonets province with horses and carts for service at Yaroslavl high road. Until now this episode never researched in historiography. The article made an attempt to uncover it from historical anthropology point of view on the base of published and archive sources. Nearly half of Olonets province peasants, involved in military transportations, were 1408 mining peasants from Petrozavodsk district. They were situated nearly city of Tikhvin and were divided into several groups. Every group was headed by a small mining official. These officials were obliged to send reports about their activity to Petrozavodsk regularly. The file with these reports is keeping at National archive of the Republic of Karelia. The analysis of its reports allow to introduce everyday life of these peasant carters and character of their works, to display their relationships with local and mining authorities, to reveal elements of social protest, etc. So participation of Olonets province peasants in military transportations demanded from them huge efforts, was accompanied by heavy asperities and displays of social protests.
Keywords: Olonets province (guberniia), mining peasants, military transportations, Patriotic war of 1812, defence of St. Petersburg.
Историография истории Отечественной войны 1812 г. существует более 200 лет и насчитывает тысячи исследований1. Но еще не все сюжеты, особенно касающиеся влияния войны на отдельные регионы и сословные группы, исследованы достаточно глубоко. В данной статье будет предпринята попытка показать на примере приписных крестьян Олонецкой губернии, какую роль сыграло крестьянство северных
1 Анализ историографии Отечественной войны 1812 г. см.: Абалихин Б. С., Дунаевский В. А. 1812 год на перекрестках мнений советских историков. 1917-1987. М., 1990; Троицкий Н. А. Отечественная война 1812 года: история темы. Саратов, 1991; Тотфалушин В. П., Земцов В. Н. Историография // Отечественная война энциклопедия / под ред. В. М. Безотосного. М., 2004. С. 309-316; Отечественная война 1812 года в современной историографии. Сб. обзоров и рефератов / под ред. О. В. Большаковой. М. 2012; Попов А. И. Современная историография Отечественной войны 1812 года // Российская государственность: от истоков до современности. Сб. статей Международной научной конференции, приуроченной к 1150-летию российской государственности. Самара, 2012. С. 159-161; Шеин И. А. Война 1812 года в отечественной историографии. М., 2013; и другие работы. См. также: История Отечественной войны 1812 года. Указатель советской литературы (19181990 гг.) / под ред. В. А. Дунаевского. М., 1992. Мешков В. М. Гроза двенадцатого года... Путеводитель по книгам об Отечественной войне. М., 2012.
губерний в военных перевозках в районе Санкт-Петербурга в 1812 г. Этот эпизод до сих пор не получил никакого освещения в историографии.
После взятия Наполеоном 6 (18) августа Смоленска и 2 (14) сентября Москвы столица Российской империи оказалась в полуизоляции от основной части страны. Кроме того, существовала опасность продвижения к Санкт-Петербургу французских войск, уже 8(20) июля захвативших Полоцк. Это угрожало как потерей управления государством в условиях войны, так и захватом французами самого Санкт-Петербурга. Осознавая эту опасность, Александр I издал 10 (22) сентября именной указ — на имя министра внутренних дел О. П. Козодавлева2 «Об учреждении и усилении почтовых по некоторым местам трактов для возки почт, эстафетов, курьеров и посылаемых по воинским надобностям чиновников»3. В нем содержалось повеление «для возки почт, эстафетов и курьеров и посылаемых по воинским надобностям чиновников... учредить и усилить почтовые сношения по следующим трактам: 1) От Санкт-Петербурга чрез Тихвин, Устюжну и Мологу до Ярославля. 2) От Санкт-Петербурга чрез Новгород, Вышний Волочок, Бежецк и Углич до Ярославля». С этой целью на Ярославский тракт, идущий через Тихвин, необходимо было прислать дополнительно 500 «обывательских лошадей» (по 50 лошадей на каждую станцию). На их содержание выделялось 50 коп. в день на лошадь и 5 коп. на лошадь за каждую версту.
Итак, единственной безопасной коммуникацией в сентябре 1812 г. стал Ярославский почтовый тракт, связывавший Санкт-Петербург и Ярославль, и для его бесперебойной работы требовалось большое количество телег с возчиками. Комитет министров, который обеспечивал административные и экономические мероприятия по обороне Санкт-Петербурга, еще 19 (31) июля принял решение «для перевозки воинских снарядов нарядить из ближайших к Санкт-Петербургской и Новгородской губерниям уездов Олонецкой губернии три тысячи добрых обывательских лошадей с повозками, упряжью и проводниками и отправить их, не теряя ни малейшего времени, с собственным фуражом в Новгородскую губернию на дорогу, ведущую от Старой Ладоги на Тихвин и далее, где они будут размещены по распоряжению новгородского губернатора»4. Данное решение, оформленное как предписание Главнокомандующего в Санкт-Петербурге М. И. Кутузова, было получено олонецким гражданским губернатором В. Ф. Мертенсом5 21 июля (2 августа).
На совещании чиновников Олонецкого губернского правления было принято решение взять с крестьян Петрозаводского уезда «1408 лошадей с повозками и проводниками, которые должны иметь собственный фураж для лошадей и хлеб на месячное их продовольствие, считая со дня вступления в путь». Практически
2 Осип Петрович Козодавлев (1753-1819) — министр внутренних дел России в 1810-1819 гг.
3 Об учреждении и усилении почтовых по некоторым местам трактов для возки почт, эстафетов, курьеров и посылаемых по воинским надобностям чиновников. Именной, данный министру внутренних дел. 10 сентября 1812 года // Полное собрание законов Российской империи (далее — ПСЗРИ). Собр. 1-е. Т. 32. СПб., 1830. № 25221. С. 420-421.
4 Донесение горного начальника Олонецких заводов А. В. Армстронга в Департамент горных и соляных дел Министерства финансов от 31 июля 1812 года // Национальный архив Республики Карелия (далее — НАРК). Ф. 37. Оп. 5. Д. 77/523. Л. 17-17 об.
5 Василий Федорович Мертенс (1761-1839) — гражданский губернатор Олонецкой губернии в 1804-1821 гг. Подробнее о нем см.: Кораблев Н. А., Мошина Т. А. Олонецкие губернаторы и генерал-губернаторы. Биографический справочник. Петрозаводск, 2006. С. 33-35.
все крестьяне Петрозаводского уезда были приписными, т. е. находились в ведении заводов, были освобождены от уплаты налогов (подушной подати и оброчного сбора), но должны были эти налоги отрабатывать на вспомогательных заводских работах (добыча озерной и болотной руды, рубка леса и выжиг угля, перевозка грузов и т. д.). Поэтому данное решение губернского правления вызвало недовольство горного начальника Олонецких заводов А. В. Армстронга6, который 31 июля (12 августа) писал в Департамент горных и соляных дел Министерства финансов: «.Сия повинность на Петрозаводский уезд. может причинить большое затруднение в заготовлении материалов для Олонецких заводов, если лошади и проводники не будут возвращены в домы к сентябрю месяцу, ибо многие из числа проводников по обязательствам должны вступить с сего времени в кучную работу7.»8
Вероятно, решение о том, что почти половину предназначенных для военных перевозок крестьян Олонецкой губернии должны были составить приписанные к заводам крестьяне Петрозаводского уезда, было обусловлено еще и субъективной причиной — конфликтом олонецкого гражданского губернатора В. Ф. Мертен-са, постоянно провоцировавшего его, и горного начальника Олонецких заводов А. В. Армстронга9.
Как дисциплинированный чиновник, А. В. Армстронг был обязан выполнить распоряжение о выделении приписных крестьян для перевозки грузов, и до семи вотчин10, в которых проживали приписные крестьяне мужского пола (21 110 человек), была доведена разнарядка, между вотчинами были распределены 1408 крестьян-возчиков11. На каждого крестьянина вотчина должна была собрать по 50 руб. — на закупку фуража для лошадей и продовольствия для самого крестьянина-возчика. Все крестьяне были распределены на пять отрядов. Во главе каждого отряда стоял мелкий горнозаводской чиновник, в распоряжении которого находилось несколько нижних чинов. Первый такой отряд во главе с губернским секретарем Леонтием Климовым выступил в Лодейное Поле уже 2 (14) августа, второй отряд во главе с шихтмейстером 14-го класса Иваном Софоновым — 5 (17) августа, третий отряд во главе с коллежским регистратором (в документах он также называется шихтмейстером 14-го класса) Василием Аберюхиным — 10 (22) августа, четвертый отряд во главе с маркшейдером Федором Корольковым — между
6 Адам Васильевич Армстронг (1762-1818) — шотландец, начальник Олонецких горных заводов в 1808-1818 гг. Подробнее о нем см.: Пашков А. М. Российский шотландец Адам Васильевич Армстронг // Россия — Великобритания. Пять веков культурных связей. Материалы VI Международного петровского конгресса (С.-Петербург, 6-8 июня 2014 г.). СПб., 2015. С. 502-510.
7 Кучная работа — заготовка древесного угля для доменных печей. Заготовленные дрова складывались в кучи, обкладывались дерном и поджигались для получения древесного угля.
8 НАРК. Ф. 37. Оп. 5. Д. 77/523. Л. 18 об.
9 Подробнее см.: Пашков А.М. «В стрелянии зверей упражняющихся.»: мобилизация приписных крестьян Олонецкой губернии в ополчение в 1812 году // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Сер. Общественные и гуманитарные науки. 2012. Ноябрь. № 7 (128), т. 1. С. 25-28.
10 В целях улучшения управления приписными крестьянами в 1790-е годы территория Олонецкого горного округа была разделена на 7 вотчин, в составе каждой вотчины было несколько волостей (Балагуров Я. А. Приписные крестьяне Карелии в XVIII-XIX веках. Петрозаводск, 1962. С. 44, примеч. 2).
11 Расписание, сколько следует взять в заводских крестьян лошадей с телегами и подводчиками // НАРК. Ф. 37. Оп. 5. Д. 77/523. Л. 24, 41.
10 (22) и 17 (29) августа и пятый отряд во главе с коллежским секретарем Паплыги-ным — 17 (29) августа.
Эти чиновники были обязаны каждые несколько дней писать в Петрозаводск донесения о своей работе. Дело с их донесениями хранится в Национальном архиве Республики Карелия12. Данные донесения позволяют детально восстановить все обстоятельства участия приписных крестьян Петрозаводского уезда в военных перевозках в районе Тихвина в августе — октябре 1812 г.
Уже в первые дни у крестьян-возчиков стали возникать проблемы. В рапорте А. В. Армстронгу от 8 (20) августа Л. Климов жаловался, что в его отряд вошли крестьяне Шуйской (158 возчиков, 80 телег; 5290 руб. на расходы) и Салменижской (186 возчиков, 30 телег; 3568 руб. на расходы) волостей, но денег на пропитание возчиков и фураж для лошадей, а также на покупку недостающих телег явно не хватало. В Лодейном Поле находился вице-губернатор Олонецкой губернии П. А. Уваров13, персонально отвечавший за отправку всех 3 тыс. крестьян с лошадьми в Тихвин. Он проводил смотры отрядов и закупал фураж. Крестьянам из отряда Л. Климова было куплено по 10 пудов сена и по 3 малёнки14 овса, а безлошадные крестьяне должны были дожидаться, пока им купят за средства Олонецких заводов телеги и лошадей. Поэтому Л. Климов просил А. В. Армстронга выслать дополнительные средства для покупки телег и лощадей15.
В отряде шихтмейстера 14-го класса В. Аберюхина по прибытии в Лодейное Поле насчитывалось 194 лошади с упряжью и 307 крестьян-возчиков. Хуже всех был подготовлен отряд И. Софонова, в нем было только 179 лошадей и 18 телег. Покупка недостающих лошадей и телег происходила в Олонце и Лодейном Поле. 21 августа (2 сентября) обер-бергмейстер Чернышев докладывал горному начальнику А. В. Армстронгу, что всего на военные перевозки было отправлено «лошадей 1374 с подводчиками при каждой», а недостающие 34 лошади «в скором времени отправлены быть имеют»16. К 28 августа (9 сентября) удалось отправить еще 27 лошадей и возчиков17. О том, с каким напряжением приходилось добирать недостающих лошадей, говорит донесение Паплыгина: из 26 лошадей, отправленных в конце августа из Петрозаводска, четыре пали, не дойдя до Олонца18.
При движении к месту назначения большой массе крестьян, к тому же с лошадьми, предстояло преодолеть р. Свирь. Переправа шла медленно, поскольку осуществлялась на пароме. В. Аберюхин докладывал, что из-за ветра и скопления людей его отряд ждал переправы двое суток и только 17 (29) августа достиг Лодейного
12 Дело о наборе с крестьян заводского ведомства стрелков и лошадей и об откомандировании чиновников на Тихвинский тракт, и о взыскании с крестьян денег на починку повозок и прочего // НАРК. Ф. 37. Оп. 5. Д. 77/523. Л. 1-155.
13 Уваров Петр Алексеевич (1759-1822) — вице-губернатор Олонецкой губернии в 18121822 гг. Подробнее о нем см.: Мошина Т. А. Олонецкие вице-губернаторы. Краткий биографический справочник. Петрозаводск, 2007. С. 13-14.
14 Малёнка — старинная русская мера сыпучих тел, маленькая кадочка для зерна.
15 Рапорт губернского секретаря Климова горному начальнику Олонецких заводов А. В. Армстронгу от 8 августа 1812 года // НАРК. Ф. 37. Оп. 5. Д. 77/523. Л. 24, 47.
16 Представление обер-берг-мейстера Чернышева горному начальнику Олонецких заводов А. В. Армстронгу от 21 августа 1812 года // НАРК. Ф. 37. Оп. 5. Д. 77/523. Л. 24, 54-54об.
17 Там же. Л. 24, 61.
18 Рапорт коллежского секретаря Паплыгина горному начальнику Олонецких заводов А. В. Армстронгу от 25 августа 1812 года // НАРК. Ф. 37. Оп. 5. Д. 77/523. Л. 24, 62.
Поля, откуда по тракту отправился в Тихвин. Уже на этом этапе среди крестьян появились больные (по болезни был отправлен домой крестьянин Рыборецкой волости Зиновий Федотов), начали гибнуть лошади (в отряде Ф. Королькова пали 2 лошади), а также происходить побеги. Ф. Корольков доносил в рапорте от 22 августа (3 сентября) из Олонца: «.Два извозчика в городе Олонце учинили побег, а именно Великогубской трети деревни Липовицы Александра Петров и Линдозер-ского погоста деревни Ватчалы Иван Захаров»19.
Одновременно А. В. Армстронг продолжал требовать возвращения приписных крестьян на заводские работы. 14 (26) августа он написал представление на имя министра финансов Д. А. Гурьева20, в котором показал картину отчаянного положения приписанных к Олонецким заводам крестьян и высказал опасение о возможном срыве военных заказов: «Приписные к Олонецким заводам крестьяне. обязаны исправлять заводские работы, состоящие в перевозке к сим заводам руд железных, угля и флюсов. Всех таковых крестьян по последней переписи21 считается 21 110 душ, в том числе престарелых выше 60 лет 1667, малолетних до 15 лет 8007, увечных, неспособных к исправлению работ 114. По наборам в минувшем 1811 и в начале сего 1812 года поступило из того же числа в рекруты 200 человек. А за тем оставалось доныне действительно способных по летам к исправлению заводских работ не более 11 122 душ. Ныне по распоряжению губернского начальства. собирается с подведомственных заводам крестьян 126 стрелков для причисления их к С.-Петербургскому ополчению. Равным образом 1408 лошадей с телегами, проводниками и собственным фуражом. По высочайшему. манифесту в 4-й день сего августа состоявшемуся22, с 21110 душ следует собрать со ста душ двух рекрут, 422 человека. Таким образом, из числа всех приписных к заводам крестьян, писанных по 6-й ревизии, выбудет по наборам до 748 годных работников, а с командированными в Новгородскую губернию при лошадях 1408, всего 2156 человек. Выполнение таковых повинностей сугубо [возложенных] на приписных к заводам крестьян. приводит их в крайнее изнеможение, по причине коего они не в состоянии будут совершенно исправить заводских работ будущею зимою и производить с начала наступающей осени. жжения угля.»23 А. В. Армстронг отмечал серьезные финансовые затраты приписных крестьян в этих условиях, поскольку содержание крестьян-возчиков и их лошадей должны были обеспечить их вотчины. Он подсчитал, что «неукоснительное выполнение всех чрезвычайных повинностей ныне, в одно и то же время на них возложенных и в особенности поставка 1408 лошадей, продовольствие которых фуражом на один месяц и содержание проводника будут стоить им наличными деньгами на каждую лошадь по 50 руб. наличных
19 Рапорт маркшейдера Ф. Королькова горному начальнику Олонецких заводов А. В. Армстронгу от 22 августа 1812 года // НАРК. Ф. 37. Оп. 5. Д. 77/523. Л. 24, 58.
20 Дмитрий Александрович Гурьев (1758-1825) — министр юстиции России в 1810-1823 гг.
21 Имеется в виду шестая ревизия, проходившая в 1811 г.
22 Манифест о наборе рекрут с удельных и казенных крестьян повсеместно, а с помещичьих во всех тех губерниях, где не назначено ополчение, со ста душ по два человека, и о исключении от сего набора губерний, на военном положении объявленных, также Псковской и Эстляндской. 4 августа 1812 года // ПСЗРИ. Собр. 1-е. Т. 32. СПб., 1830. № 25198. С. 405.
23 Представление горного начальника Олонецких заводов А. В. Армстронга министру финансов Д. А. Гурьеву от 14 августа 1812 года // НАРК. Ф. 37. Оп. 5. Д. 77/523. Л. 41-42 об.
денег, а всего более 70 000 руб.»24 Другая проблема, возникшая в связи с посылкой 1408 крестьян с телегами и лошадьми под Тихвин, заключалась в том, что у многих приписных крестьян телег просто не было. А. В. Армстронг писал: «.Многие крестьяне по неимению телег, которых в некоторых волостях вовсе не употребляют, принуждены были покупать оные в других местах весьма дорогою ценою»25.
В заключение А. В. Армстронг просил Д. А. Гурьева облегчить положение приписных крестьян, выразив при этом опасение, что в противном случае возможна остановка выпуска артиллерийских орудий и снарядов на Олонецких заводах: «Если не будет им [приписным крестьянам] сделано никакого облегчения, то. неминуемо последует остановка в производимой на Олонецких заводах с такою удоб-ностию и поспешностию в отливке орудий и всех военных снарядов, которые при настоящих обстоятельствах толико нужны»26. Копию представления министру финансов Д. А. Гурьеву А. В. Армстронг направил своему непосредственному начальнику — директору Департамента горных и соляных дел Министерства финансов А. Ф. Дерябину27.
Представление А. В. Армстронга было рассмотрено на заседании Комитета министров 27 августа (6 сентября), по нему приняли следующее решение: «Комитет, находя представляемые министром финансов причины достойными уважения, положил все следующее с заводских крестьян количество подвод и проводников, разложив по губернии, освободить их в домы свои для занятий заводскими работами»28. Директор Департамента горных и соляных дел А. Ф. Дерябин известил об этом решении начальника Олонецких горных заводов А. В. Армстронга только 28 сентября (9 октября), а его уведомление было получено А. В. Армстронгом лишь 5 (17) октября29. Вероятно, такая задержка могла объясняться тем обстоятельством, что быстро найти замену приписным крестьянам было трудно, для этого требовалось время, но и оставить Ярославский тракт без перевозчиков тоже было нельзя. Видимо, было принято решение оставить приписных крестьян на перевозке грузов на месяц, т. е. до начала октября.
Тем временем приписные крестьяне с лошадьми постепенно прибывали к месту назначения. 26 августа (7 сентября) отряд Ф. Королькова вышел (364 лошади с извозчиками) из Лодейного Поля в Тихвинский уезд. Помимо 364 приписных крестьян ему были подчинены 9 петрозаводских мещан с лошадьми30. 29 августа
24 Там же. Л. 43.
25 Там же. Л. 43 об.
26 Там же. Л. 44.
27 Представление горного начальника Олонецких заводов А. В. Армстронга директору Департамента горных и соляных дел Министерства финансов А. Ф. Дерябину от 11 августа 1812 года // НАРК. Ф. 37. Оп. 5. Д. 77/523. Л. 45-45об. — Андрей Федорович Дерябин (1770-1820) — директор Департамента горных и соляных дел в 1811-1817 гг. Подробнее о нем см.: Шумилов Е. Ф. Андрей Фёдорович Дерябин. 1770-1820. Очерк жизни гениального человека пушкинской эпохи. Ижевск, 2000.
28 Журналы комитета министров. Царствование императора Александра I. 1802-1826 гг. Т. 2. 1810-1812 гг. СПб., 1891. С. 540.
29 Уведомительное письмо директора Департамента горных и соляных дел Министерства финансов А. Ф. Дерябина горному начальнику Олонецких заводов А. В. Армстронгу от 28 сентября 1812 года // НАРК. Ф. 37. Оп. 5. Д. 77/523. Л. 95-95.
30 Рапорт маркшейдера Ф. Королькова горному начальнику Олонецких заводов А. В. Армстронгу от 25 августа 1812 года // НАРК. Ф. 37. Оп. 5. Д. 77/523. Л. 24, 63.
(9 сентября) из Лодейного Поля в Тихвинский уезд отправился и отряд Паплыги-на (155 человек с лошадьми)31.
Отряды И. Сафонова, В. Аберюхина и Л. Климова были направлены на Чеми-хинскую32 почтовую станцию, находившуюся в 24 верстах от Тихвина, и прибыли туда 23-24 августа (4-5 сентября). К этому времени в отряде И. Сафонова один крестьянин по болезни был отправлен домой и одну лошадь украли на почтовой станции, поэтому у него осталось 177 крестьян с лошадьми. В отряде В. Аберюхина пали 4 лошади и умер 1 крестьянин, осталось 303 лошади и 306 крестьян33. В отряде Л. Климова тоже были потери: бежал с лошадью крестьянин Вешкельской волости Антон Архипов, а крестьянин Часовенской волости Никита Васильев был отправлен домой «за старостию и глухостию», пала одна лошадь. В результате в отряде осталось 342 человека и 343 лошади34. Отряд Ф. Королькова прибыл на Чеми-хинскую станцию 30 августа (11 сентября), но затем был переброшен в Тихвин. На переходе из Лодейного Поля пали 3 лошади и сбежал крестьянин Великогубской трети Иван Андреев35. Наконец, в начале сентября на Чемихинскую станцию прибыл отряд Паплыгина. Другие отряды из Олонецкой губернии, состоявшие из государственных крестьян, были сосредоточены на Воскресенской почтовой станции.
Все прибывшие в Тихвинский уезд крестьяне попали в «заведывание и распоряжение» «начальника Ярославского тракта» надворного советника Ивана Герасимовича Александрова. Он вручил предписание губернскому секретарю Л. Климову (вероятно, как старшему в чине). В предписании говорилось, что нужно составить список всех крестьян, разделить их на десятки во главе с десятником, полусотни во главе с пятидесятником и сотни во главе с сотником, предоставлять лошадей только по «билетам» Главнокомандующего в Санкт-Петербурге, ежедневно направлять по 300 крестьян (150 с утра и 150 после обеда) для ремонта дороги и мостов. Проезжающие должны платить возчикам за проезд по 5 коп. на каждую лошадь за каждую версту, но дальность прогона ограничивать только соседней станцией, организовать выпас лошадей, «чтобы лошади довольствовались подножным кормом» и т. д.36 На деле воинские команды ездили бесплатно. Кроме обычного дежурства крестьян на почтовой станции по требованию И. Г. Александрова постоянно должны были дежурить 24 лошади «в готовности с исправными извозчиками, и чтобы были из всех лучшие и надежнейшие». Если все проезжающие получали лошадей в порядке общей очереди, то этот резерв использовали только по «особому извеще-
31 Рапорт коллежского секретаря Паплыгина горному начальнику Олонецких заводов А. В. Армстронгу от 29 августа 1812 года // НАРК. Ф. 37. Оп. 5. Д. 77/523. Л. 24, 64-64 об.
32 Ныне деревня Чемихино в Тихвинском районе Ленинградской области, к западу от города Тихвина.
33 Рапорт шихтмейстера 14-го класса И. Сафонова горному начальнику Олонецких заводов А. В. Армстронгу от 27 августа 1812 года // НАРК. Ф. 37. Оп. 5. Д. 77/523. Л. 24, 67; Рапорт коллежского регистратора В. Аберюхина горному начальнику Олонецких заводов А. В. Армстронгу от 27 августа 1812 года // НАРК. Ф. 37. Оп. 5. Д. 77/523. Л. 24, 68-68 об.
34 Рапорт губернского секретаря Л. Климова горному начальнику Олонецких заводов А. В. Армстронгу от 24 августа 1812 года // НАРК. Ф. 37. Оп. 5. Д. 77/523. Л. 69-69 об.
35 Рапорт маркшейдера Ф. Королькова горному начальнику Олонецких заводов А. В. Армстронгу от 3 сентября 1812 года // НАРК. Ф. 37. Оп. 5. Д. 77/523. Л. 24, 71.
36 Рапорт губернского секретаря Л. Климова горному начальнику Олонецких заводов А. В. Армстронгу от 3 сентября 1812 года // НАРК. Ф. 37. Оп. 5. Д. 77/523. Л. 73-74.
нию» И. Г. Александрова. Кроме того, еще 50 крестьян с лошадьми были отданы «в ведение и управление Тифинской (sic!) почтовой конторы».
По итогам первых трех недель работы и с учетом требований царского указа от 10 (22) сентября надворный советник И. Г. Александров принял согласованное с губернатором Новгородской губернии П. И. Сумароковым37 решение изменить условия работы возчиков: с учетом того, что многие лошади были слабосильными, а крестьяне больными и престарелыми, он предложил оставить только 1 тыс. лошадей и запрягать их по две (одну сильную и одну слабую) в одну повозку, оставшихся забракованных лошадей отправить домой, туда же отправить слабых, больных и престарелых крестьян, а также тех из них, кто согласится оставить своих лошадей. Еще одной причиной такого решения, возможно, была необходимость в экономии средств. Многие крестьяне воспользовались этой возможностью и вернулись домой38. Так, в отряде маркшейдера Ф. Королькова из 360 лошадей осталось только 200, остальные были забракованы и отпущены домой39. Вероятно, вместе с крестьянами вернулись в Петрозаводск и два командира отрядов И. Сафонов и Паплюгин. По крайней мере, донесений от них больше не поступало.
Будничный труд оставшихся крестьян по перевозке людей и грузов «по Тихвинскому тракту» продолжался. По-прежнему происходили единичные случаи падежа лошадей, умирали люди (например, умер крестьянин Шелтозерской Бережной волости Веденей Тимофеев). О характере перевозок имеются сведения в рапортах командиров отрядов. Коллежский секретарь Л. Климов докладывал 17 (29) сентября: «.На станции Чемихино извозчики возят ополчителное (sic!) войско, а за недостатком курьерских и почтовых лошадей — проезжающих людей»40. В рапорте от 17 (29) сентября маркшейдер Ф. Корольков писал: «Употребляются же лошади и извозчики на провозе идущих батальонов, партий ратников, за расходом почтовых и за неимением в городе Тифине (sic!) обывательских лошадей под курьеров, эстафетов и прочих проезжающих». В этом же рапорте он оправдывался за задержку с посылкой предыдущего рапорта: «Прошедшую же почту 9-го числа не рапортовал по той причине, что был отправлен начальником для препровождения морского батальона, следующего по тракту к Ярославлю от города Тифины (sic!) до другой станции»41.
Интересные детали содержатся в рапорте Ф. Королькова от 24 сентября (6 октября): «.из оставшихся под надзором моим транспорта лошадей числом двухсот. сдано в почтовое ведомство тихвинскому почтмейстеру 20 лучших лошадей с ямщиками под возку почт, эстафетов и курьеров, прочие же подводы употребляются ныне под перевозку набранных в ополчение ратников, стрелков и воинов, следующих по Ярославскому тракту в Санкт-Петербург, а также и пленных француз-
37 Сумароков Павел Иванович (1767-1846) — гражданский губернатор Новгородской губернии в 1812-1814 годах.
38 Рапорт губернского секретаря Л. Климова горному начальнику Олонецких заводов А. В. Армстронгу от 10(22) сентября 1812 года // НАРК. Ф. 37. Оп. 5. Д. 77/523. Л. 84-84 об.
39 Там же. Л. 86 об.
40 Рапорт губернского секретаря Л. Климова горному начальнику Олонецких заводов А. В. Армстронгу от 17(29) сентября 1812 года // НАРК. Ф. 37. Оп. 5. Д. 77/523. Л. 83.
41 Рапорт маркшейдера Ф. Королькова горному начальнику Олонецких заводов А. В. Армстронгу от 17 сентября 1812 года // НАРК. Ф. 37. Оп. 5. Д. 77/523. Л. 24, 86-86 об.
ской службы офицеров и рядовых»42. Всего в почтовое ведомство в конце сентября было отдано 50 лошадей «самых добрых»43.
К середине сентября в отрядах возчиков возникла еще одна проблема: заканчивались деньги, выделенные на фураж и продовольствие возчикам. Маркшейдер Ф. Корольков доносил в рапорте от 17(29) сентября: «.На содержание оставшихся 200 лошадей и извозчиков за расходом по 17 число сентября осталось всей суммы 181 рубль, то дабы не довесть их до беззаконного поступка и лошадей в изнурение, прошу. на содержание оных по неизвестности времени возвращения прислать суммы»44. Рапорт Л. Климова от 23 сентября (3 октября) на ту же тему носил уже панический характер: «.Я с 2-го августа нахожусь с транспортом возчиков в отправке, а на месте, в станции Чемихино, по сие число кончился месяц, деньгами на фураж и провиант удовлетворен на один только месяц, но за всеми моими к содержанию извозчиков с лошадьми выгодами, мог пропитать их только по сие время, а ныне покорнейше прошу. так как деньги на провиант кончаются, а перемены извозчиков по сие число не слышно, прислать на содержание 500 лошадей с извозчиками сколько-нибудь денег, дабы. не подпасть бы таковой же невинно ответственности как г[осподин] Климовский, у коего олонецкие извозчики, не имев содержания на лошадей и себя, бежали со станции с лошадьми»45. Из последней фразы видно, что крестьяне других уездов Олонецкой губернии, когда им переставали выдавать деньги на содержание, просто бежали домой.
Вопрос о финансировании крестьян-возчиков первоначально решался так: каждая вотчина должна была обеспечить своих крестьян-возчиков и их лошадей деньгами на месяц, но по царскому указу от 10 (22) сентября их должна была финансировать казна, в указе даже содержалось предупреждение о том, что «никакого сбора для них в губерниях, из которых они поставлены, не делать». Но до крестьян эти средства не доходили, и только панические донесения командиров отрядов и случаи самовольного бегства крестьян-возчиков из-за безденежья заставили власти поторопиться. В конце сентября крестьяне-возчики получили деньги за период с 1 сентября по 1 октября из расчета 50 коп. на каждую лошадь в сутки46. Помимо выделения средств из казны продолжалась присылка денег и из правления заводов. Так, маршейдер Ф. Корольков получил оттуда 8(20) октября 1110 руб.
К началу октября у крестьян-возчиков уже накопились усталость от неустроенного быта и тоска по дому, шли холодные осенние дожди, приближались холода. В этих условиях моральный дух крестьян падал. 3(15) октября бежали крестьяне Остречинского погоста Марк Аникеев и Евдоким Федоров47. И простых возчиков, и их начальников волновал один вопрос: когда прибудет смена. Маркшейдер Ф. Ко-
42 Рапорт маркшейдера Ф. Королькова горному начальнику Олонецких заводов А. В. Армстронгу от 28 сентября 1812 года // НАРК. Ф. 37. Оп. 5. Д. 77/523. Л. 24, 87.
43 Рапорт губернского секретаря Л. Климова горному начальнику Олонецких заводов А. В. Армстронгу от 23 сентября 1812 года // НАРК. Ф. 37. Оп. 5. Д. 77/523. Л. 90-90 об.
44 НАРК. Ф. 37. Оп. 5. Д. 77/523. Л. 24, 86 об.
45 Рапорт губернского секретаря Л. Климова горному начальнику Олонецких заводов А. В. Армстронгу от 23 сентября 1812 года. Л. 91.
46 Рапорт губернского секретаря Л. Климова горному начальнику Олонецких заводов А. В. Армстронгу от 1 октября 1812 года // НАРК. Ф. 37. Оп. 5. Д. 77/523. Л. 93-93 об.
47 Рапорт губернского секретаря Л. Климова горному начальнику Олонецких заводов А. В. Армстронгу от 7 октября 1812 года // НАРК. Ф. 37. Оп. 5. Д. 77/523. Л. 99-99 об.
рольков, находившийся со своим отрядом в Тихвине, писал 1 (13) октября: «27-го числа сентября находящийся со мной на одной Тихвинской станции с транспортом Олонецкого и Петрозаводского уездов мещанами и крестьянами титулярный советник Чивилев48 получил из Олонецкого губернского правления указ, в коем. означено, что следуемых на смену из городов Каргополя, Вытегры, Пудоги [Пудо-жа] и Повенца земским судам о скорейшей высылке учинено подтверждение, но по сие число на смену ни из коего города ни коликого числа не явилось»49. Обер-бер-гмейстер Ф. И. Бутенев50, основываясь на донесениях командиров отрядов, с тревогой сообщал А. В. Армстронгу: «.Чиновники, находящиеся на Тихвинском тракте, коим вверен надзор за подводчиками и лошадьми. доносят 6-го и 8-го октября, что о перемене тех подводчиков вовсе не слышно, и что крестьяне, простояв на станции более месяца, начинают роптать, отчего с трудом их удерживают.»51
Однако замена возчиков зависела не от горнозаводского, а от губернского начальства, которое сначала собиралось заменить своих государственных крестьян. Л. Климов докладывал 14(26) октября: «На первую Воскресенскую станцию перемена извозчиков с лошадьми прибыла 400 человек с лишним, а к нам на Чемихино и по сие число смены не видно, также и денег, положенных по 50 коп. на лошадь, за октябрь месяц еще не получали нисколько»52. Ситуация продолжала ухудшаться, и недовольство крестьян усиливалось. Маркшейдер Ф. Корольков писал А. В. Армстронгу 15 (27) октября: «Из присланных ко мне из заводского правления денег на содержание лошадей и извозчиков уже последняя выдача выдана 13-го октября, буде выдачи по Высочайшему повелению по 50 коп. в день не будет, содержать лошадей и извозчиков не чем, на смену же по сие число никого не явилось, хотя говорят, что скоро будут, но не известно, когда. Лошади же от великого разгону пришли в изнурение, и крестьяне, не имея на продовольствие денег, ропщут. .Крестьянин Кижской трети Василий Трофимов чинит между всеми подводчиками возмущения, собрав руки к доверию, намеревался подать проезжающему из Санкт-Петербурга военному губернатору53 просьбу о перестое на станции и неимении продовольствия, помимо меня и начальника станции надворного советника Александрова, но вскорости был захвачен и до намерения своего не допущен»54. Попытка подать жалобу на свое тяжелое положение, предпринятая крестьянами, показательна тем, что характеризует уровень их правового сознания. Государственные крестья-
48 Чивилев — вероятно, отец или родственник Александра Ивановича Чивилева (1806-1867), выпускника петрозаводской гимназии 1823 г., впоследствии профессора Московского университета и известного экономиста и статистика.
49 Рапорт маркшейдера Ф. Королькова горному начальнику Олонецких заводов А. В. Армстронгу от 1 октября 1812 года // НАРК. Ф. 37. Оп. 5. Д. 77/523. Л. 24, 92.
50 Бутенев Федор Иванович (ок. 1770-1824) — выпускник С.-Петербургского горного училища, с мая 1795 г. служил на Олонецких горных заводах, с 1800 г. — член горного правления, с 1806 г. — первый, или старший, член горного правления (замещал горного начальника Олонецких заводов в его отсутствие).
51 Представление старшего члена горного правления Ф. И. Бутенева горному начальнику Олонецких заводов А. В. Армстронгу от 15 октября 1812 года // НАРК. Ф. 37. Оп. 5. Д. 77/523. Л. 102.
52 Рапорт губернского секретаря Л. Климова горному начальнику Олонецких заводов А. В. Армстронгу от 14 октября 1812 года // НАРК. Ф. 37. Оп. 5. Д. 77/523. Л. 104.
53 Вязмитинов Сергей Кузьмич (1744-1819) — военный генерал-губернатор Санкт-Петербурга с марта 1812 г. по октябрь 1816 г.
54 Рапорт маркшейдера Ф. Королькова горному начальнику Олонецких заводов А. В. Армстронгу от 15 октября 1812 года // НАРК. Ф. 37. Оп. 5. Д. 77/523. Л. 24. Л. 106.
не Русского Севера отличались знанием законодательства и стремлением решать свои проблемы через подачу прошений и жалоб в различные центральные и местные административные и судебные учреждения и должностным лицам высокого уровня55. В стремлении подать жалобу о своем тяжелом положении не было ничего противозаконного. Скорее противозаконным было решение пресечь эту попытку.
Возможно, ухудшение положения крестьян-возчиков было связано с тем, что в середине октября произошел перелом в войне с Наполеоном. 11 (23) октября русские войска вступили в покинутую французами Москву, а 12 (24) октября произошло сражение при Малоярославце, после которого началось отступление армии Наполеона из России. В этих условиях власти могли переключить внимание на восстановление коммуникаций на освобожденных территориях, и Ярославский тракт начал быстро утрачивать свое значение.
Тревожные донесения командиров отрядов из Чемихино заставили горного начальника А. В. Армстронга 21 октября (2 ноября) обратиться к олонецкому губернатору В. Ф. Мертенсу56. В отношении А. В. Армстронга отмечалось, что отряды Л. Климова, Ф. Королькова и В. Аберюхина до сих пор не дождались замены, и «как люди, так и лошади по неимению провианта и фуража доведены до крайнего изнурения, ибо положенных по 5 коп. на лошадь в день денег за октябрь месяц нисколько еще выдано не было». А. В. Армстронг предупреждал В. Ф. Мертенса, что в случае подачи челобитной генерал-губернатору С.-Петербурга С. К. Вязмитинову ответственность падет на него, поскольку именно губернские власти не выполнили постановление Комитета министров о замене приписных крестьян на военных перевозках. Кроме того, А. В. Армстронг предупредил В. Ф. Мертенса и об ответственности за срыв рекрутского набора среди приписных крестьян и снабжения заводов необходимыми материалами. Письмо аналогичного содержания А. В. Армстронг направил 23 октября (4 ноября) в Департамент горных и соляных дел57. Эти письма возымели действие, но не сразу.
Бюрократическая машина работала очень медленно, а положение забытых в Чемихино приписных крестьян становилось все хуже. Коллежский регистратор В. Аберюхин докладывал 22 октября (3 ноября), что с 15 по 22 октября в его отряде пало 7 лошадей и его возчики с 1 (13) октября не получали положенных им денег58. Л. Климов доносил, что в дер. Чемихино произошел пожар, сгорело 8 домов, и «у некоторых извозчиков от того погорело по части денег, хлеба и сена»59. Наконец, маркшейдер Ф. Корольков сообщил, что 17 (29) октября он получил из заводского правления 3635 руб., 20 октября (1 ноября) на смену его отряду прибыли лошади и возчики из Каргополя и Вытегры, а 21 октября (2 ноября) с отрядом в 190 лоша-
55 Камкин А. В. Отношение крестьянства к государству. Крестьянское правосознание // История северного крестьянства. Т. 1. Крестьянство Европейского Севера в период феодализма / под ред. В. Т. Пашуто. Архангельск, 1984. С. 339-347.
56 Отношение горного начальника Олонецких заводов А. В. Армстронга к гражданскому губернатору Олонецкой губернии В. Ф. Мертенсу от 21 октября // НАРК. Ф. 37. Оп. 5. Д. 77/523. Л. 24, 107-108 об.
57 Представление горного начальника Олонецких заводов А. В. Армстронга в Департамент горных и соляных дел от 23 октября 1812 года // НАРК. Ф. 37. Оп. 5. Д. 77/523. Л. 111-112.
58 Рапорт коллежского регистратора В. Аберюхина горному начальнику Олонецких заводов А. В. Армстронгу от 22 октября 1812 года // НАРК. Ф. 37. Оп. 5. Д. 77/523. Л. 24, 113-113 об.
59 Рапорт губернского секретаря Л. Климова горному начальнику Олонецких заводов А. В. Армстронгу от 22 октября 1812 года // НАРК. Ф. 37. Оп. 5. Д. 77/523. Л. 114.
дей и 194 возчиков он двинулся из Тихвина в Петрозаводск60. Вероятно, в эти же дни началось возвращение в Петрозаводск и двух других отрядов.
Небольшой эпизод Отечественной войны 1812 года — участие 1400 приписных крестьян Петрозаводского уезда Олонецкой губернии в августе — октябре 1812 г. в военных перевозках в районе Тихвина — хорошо задокументирован благодаря многочисленным рапортам руководителей отрядов крестьян-возчиков, сохранившимся в Национальном архиве Республики Карелия, и другим источникам. Эти источники позволяют раскрыть новые подробности как обороны Санкт-Петербурга, так и обеспечения функционирования этого города как столицы Российской империи. Продвижение французских войск в сторону Санкт-Петербурга и взятие ими Москвы вызвало большую озабоченность российского правительства. Уже 19 (31) июля Комитет министров принял решение о мобилизации 3 тыс. крестьян Олонецкой губернии для перевозки военных грузов между Старой Ладогой и Тихвином. Указ Александра I от 10 (22) сентября конкретизировал это решение, обязав Министерство внутренних дел наибольшее внимание уделить усилению перевозок на тракте Санкт-Петербург — Ярославль, выделив под это мероприятие государственное финансирование. Таким образом, обеспечение бесперебойных военных перевозок по тракту Санкт-Петербуг — Ярославль стало одной из важнейших задач тылового обеспечения ведения войны с Наполеоном.
В целом чиновники, ответственные за эту работу в Олонецкой губернии, справились со своей задачей, несмотря на медлительность бюрократического аппарата и межведомственные склоки губернского и горнозаводского начальства. В условиях быстрой и массовой мобилизации к военным перевозкам по Ярославскому тракту оказались привлечены не только слабосильные и больные лошади, но и больные и престарелые крестьяне. Однако уровень падежа лошадей и смертности среди людей не был высоким. Большое значение для успешного решения проблемы организации военных перевозок имела отправка в начале сентябре 1812 г. части престарелых, больных и лишних крестьян и отбракованных лошадей домой, а также перевод оставшихся по царскому указу от 10(22) сентября на государственное финансирование.
Показательно отношение к этой мобилизации приписного крестьянства. Отправка людей и лошадей на военные перевозки первоначально осуществлялась (в конечном итоге) за счет денег, собранных в вотчинах с самих крестьян, и вызвала большие экстраординарные расходы, так как у многих крестьян не было ни лошадей, ни телег. Сами крестьяне-возчики около двух месяцев жили в суровых условиях скученности и хронической нехватки денег, продовольствия и фуража. Тем не менее подавляющее большинство проявило патриотизм и высокую сознательность. Случаи побегов имели место, но носили единичный характер. Показательно также то, что в октябре 1812 г. крестьяне, доведенные до отчаяния тем, что их не сменяют, и отсутствием финансирования, решили отстаивать свои права, и в силу развитости своего правого сознания они подали прошения, причем петербургскому генерал-губернатору С. К. Вязмитинову — через голову непосредственного начальства. Следует отметить и то, что в этих тяжелых условиях крестьяне гор-
60 Рапорт маркшейдера Ф. Королькова горному начальнику Олонецких заводов А. В. Армстронгу от 15 октября 1812 года. Л. 24, 115.
нозаводского ведомства проявили большую сознательность по сравнению с государственными крестьянами, среди которых имели место случаи массовых побегов.
Эпизод с участием приписных крестьян Олонецкой губернии в военных перевозках под Санкт-Петербургом осенью 1812 г. дает ранее неизвестную информацию о роли столицы в Отечественной войне 1812 г. и еще раз показывает, что война не случайно получила название Отечественной. В борьбе с армией Наполеона самоотверженность народа проявлялась в разных формах, включая и военные перевозки в районах, приближенных к театру военных действий.
References
Abalakhin B. S., Dunaevskii V. A. 1812 god na perekrestkakh mnenii sovetskykh istorikov. 1917-1987.
Moscow, Nauka Publ., 1990, 245 p. (In Russian) Balagurov Ya. A. Pripisnye krest'iane Karelii v XVIII-XIX vekakh. Petrozavodsk, Karel'skoe knizhnoe
izdatel'stvo, 1962, 352 p. (In Russian) Kamkin A. V. Otnoshenie krestianstva k gosudarstvy. Krestianskoe pravosoznanie. Istoriia severnogo krest'ianstva. Vol. 1. Krest'ianstva Evropeiskogo Severa v period feodalizma. Ed. by V. N. Pashuto. Arkhangelsk, Severo-zapadnoe knizhnoe izdatel'stvo, 1984, pp. 339-347 (In Russian) Korablev N. A., Moshina T. A. Olonetskie gubernatory i general-gubernatory. Biographicheskii spravochnik.
Petrozavodsk, OOO "Paritet" Publ., 2006, 100 p. (In Russian) Meshkov V. M. "Groza dvenatsatogogoda..."Putevoditel'po knigam ob Otechestvennoi voine. Moscow, Pashkov dom Publ., 2012, 286 p. (In Russian) Moshina T. A. Olonetskie vitse-gubernatory. Kratkii biographicheskii spravochnik. Petrozavodsk, [S. n.], 2007, 42 p. (In Russian)
Pashkov A. M. "V strelianii zverei uprazhdniaustchiesia...": mobilizatsiia pripisnykh krestian Olonetskoi gubernii v opolchenie v 1812 godu. Uchnye zapiski Petrozavodkogo gosudarsnvennogo Universiteta. Sotsial'nye igumanitarnye nauki, 2012, November, no. 7 (128), vol. 1, pp. 25-28. (In Russian) Pashkov A. M. Rossiiskii shotlandets Adam Vasil'evich Armstrong. Rossiia —Velikobritaniia. Piat' vekov kul'turnykh sviazei. Materialy VI Mezhdunarodnogo petrovskogo kongressa (S.-Petersburg, 2014, June 6-8). St. Petersburg, Evropeiskii dom Publ., 2015, pp. 502-510 (In Russian) Popov A. I. Sovremennaia istoriographiia Otechestvennoi voiny 1812 goda. Rossiiskaia gosudarstvennost': ot istokov do sobremennosti. Sbornik statei Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, priurochennoi k 1150-letiiu rossiiskoi gosudarstvennosti. Samara, Samara Research Centre of RAS Publ., 2012, pp. 159161. (In Russian)
Totfalushin V. P., Zemtsov V. N. Istoriographiia. Otechestvennaia voina 1812 goda: entsyklopediia. Ed. by
V. M. Bezotosnyi. Moscow, ROSSREN Publ., 2004, pp. 309-316. (In Russian) Troitskii N. A. Otechestvennaia voina 1812 goda: istoriia temy. Saratov, Saratov State University Press, 1991, 112 p. (In Russian)
Shein I. A. Voina 1812 goda v otechestvennoi istoriographii. Moscow, Nauchno-politicheskaia kniga Publ., 2013, 262 p. (In Russian)
Shumilov E. F. Andrei Fedorovich Deriabin. 1770-1820. Ocherk zhizni genial'nogo cheloveka pushkinskoi epokhi. Izhevsk, Udmurt State University Press, 2000, 256 p. (In Russian)
Received: November 21, 2017 Accepted: September 10, 2018