- экспансионистская стратегия, направленная на расширение рыночной доли (агрессивный маркетинг);
- инновационная технологическая стратегия: продажа новых товаров высокого качества;
- ценовая стратегия: методы ценовой конкуренции;
- коммерческая стратегия: совершенствование методов продажи;
- стратегия диверсификации фирм, традиционно выступающих на других рынках, но пытающихся проникнуть на наш рынок (конгломератная диверсификация).
Список литературы
1. Короткова Т.Л. Современные тенденции в маркетинге, 2013. С. 141.
2. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В.И. Беляев. 4-е изд., перераб.и доп. М.: КНОРУС, 2010. 680 с.
3. Маркетинговые исследования: Учебное пособие / Н.Б. Сафронова, М.Е. Корнеева. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. 296 с.
4. Маркетинг: практика проведения исследований: учеб. пособие для вузов / Е.Г. Лашкова, А.И. Куценко. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 240 с.
КРЕДИТОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В АО «РОССЕЛЬХОЗБАНК» Резников А.А.
Резников Алексей Александрович — студент, кафедра денежного обращения и кредита, Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар
Аннотация: в данной статье рассматривается кредитный портфель банка, основная доля которого предоставляется корпоративным клиентам. Также анализируется структура кредитных вложений АПК, которая направлена на финансирование инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации объектов АПК.
Ключевые слова: кредитный портфель, корпоративные заемщики, структура кредитных вложений АПК.
Кредитование юридического лица является неотъемлемой частью функционирования любого предприятия. Инновационные программы любого банка в настоящее время позволяют решить поставленные задачи, которые могут быть рассчитаны на ближайшую или долгосрочную перспективу. Юридическое лицо, не располагающее большой суммой денежных средств, которое имеет положительную кредитную историю и доверие со стороны коммерческого банка, может беспрепятственно получить кредит на определенные цели и погашать взятые на себя обязательства в соответствии с условиями договора.
Рассмотрим кредитование юридических лиц в АО «Россельхозбанк» более подробно.
Основную долю кредитного портфеля банка обычно составляют кредиты, предоставленные корпоративным заемщикам. В 2016 году выдано кредитов корпоративным заемщикам на сумму 1 519,1 млрд рублей. По состоянию на 01.01.2017 доля корпоративного кредитного портфеля составила 81,3% от общего портфеля. Объем корпоративного кредитного портфеля банка составил на конец 2016 года 1 410,7 млрд рублей, что на 0,1%, или на 1,5 млрд рублей, выше уровня 01.01.2016.
Основная доля кредитных вложений банка приходится на заемщиков сферы АПК: в течение 2016 года объем вложений в отрасль увеличился на 7,4% — с 1 087,1 до 1 168,0 млрд рублей.
Крестьянским (фермерским) хозяйствам в 2016 году было предоставлено 2,4 тыс. кредитов объемом 11,2 млрд рублей (на 1,3% больше, чем в 2015 году).
Розничный кредитный портфель составил 325,2 млрд. руб., увеличившись с начала года на 32,7 млрд рублей, или на 11,2%
В 2016 году выдано розничных кредитов на сумму 161 млрд рублей, 92% из которых составляют ипотечные и потребительские кредиты. Объем выданных ипотечных кредитов составил 65,8 млрд рублей.
Основные направления кредитной поддержки Банком российского АПК обусловлены его участием в реализации Госпрограммы АПК.
За 2016 год банком выдано 511,2 тыс. кредитов в рамках реализации мероприятий Госпрограммы АПК, включая кредиты предприятиям и организациям АПК, крестьянским (фермерским) хозяйствам, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на общую сумму 1 030,8 млрд рублей. По сравнению с 2015 годом объем выданных кредитов увеличен банком на 61,7%. На долю краткосрочных кредитов в 2016 году пришлось 74,7% всего объема выдач, на долю долгосрочных — соответственно 25,3%.
По состоянию на 01.01.2017 47,0% кредитных вложений в АПК было сформировано за счет кредитов организациям — сельскохозяйственным товаропроизводителям. Доля кредитов гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, составила 3,2%, крестьянским (фермерским) хозяйствам — 3,3%. В структуре вложений в АПК на кредиты предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности приходится 16,9%; предприятиям, обслуживающим АПК, — 0,3%.
Одним из основных направлений кредитования в банке является финансирование сезонных работ. На эти цели в 2016 году банком выдано 260,0 млрд рублей (на 36,9% больше, чем в 2015 году).
Важным направлением деятельности банка в рамках реализации Госпрограммы АПК является финансирование инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации объектов АПК (животноводческие комплексы, теплицы, овощехранилища и т.п.). В 2016 году по данному направлению было выдано 45,0 млрд рублей кредитов (на 2,7% больше по сравнению с 2015 годом).
Банк успешно реализует специальные программы кредитования корпоративных заемщиков на приобретение сельскохозяйственной техники и/или оборудования. На указанные цели за прошедший год банком предоставлено 19,3 млрд рублей кредитных средств, что на 45,8% превышает объем кредитов, выданных в 2015 году.
За 2016 год на покупку сельскохозяйственных животных банком было выдано кредитов на сумму 2,3 млрд рублей (рост на 18,2% по сравнению с 2015 годом).
Всего с 2006 по 2016 год, в период реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», трансформировавшегося в последующем в государственные программы развития сельского хозяйства, Банк оказал кредитную поддержку предприятиям, организациям и К(Ф)Х в реализации 4 935 инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих (птицеводческих) комплексов и прочих объектов АПК с общим объемом финансирования 526,2 млрд рублей. Из общего количества объектов, финансируемых банком (4 935), по состоянию на 01.01.2017 в эксплуатацию введено 3 968 производственных объектов, в том числе 17 объектов — в 2016 году[1].
Таблица 1. Динамика рыночной доли банка в основных сегментах рынка, [1]
Рынок 01.01.2016 01.01.2017
Кредитования:
Юридических лиц (нефинансовых организаций) 4,2 4,7
Физических лиц 2,7 3,0
АПК 28,2 29,8
Сезонных работ 72 75
Отрасли «сельское хозяйство» 38,3 38,3
Отрасли «пищевая промышленность» 19,4 22,0
Привлечения:
Средств физических лиц 2,1 2,5
В 2016 году банк обеспечил опережающую динамику развития на всех основных рынках:
- на рынке кредитования населения прирост портфеля банка составил 11,2% при приросте рынка на 1,1%, доля банка увеличилась на 0,3 п.п. — до 3,0%;
- на рынке кредитования юридических лиц (нефинансовых организаций) динамика портфеля банка составила 0,6% при снижении портфеля по банковской системе на 9,5%, доля банка на этом рынке увеличилась на 0,5 п.п. — до 4,7%;
- темп прироста привлеченных средств физических лиц в банке в 2016 году составил 25,4% против 4,2% по банковской системе, прирост доли банка составил 0,4 п.п. — до 2,5%;
- объем привлеченных средств юридических лиц в банке в 2016 году увеличился на 4,6% на фоне сокращения на 10,1% по банковской системе, прирост доли банка составил 0,8 п.п. — до 5,4% [1].
Банк управляет кредитным риском — риском возникновения потерь (убытков) вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения контрагентом и/или третьей стороной по договору финансовых обязательств в соответствии с условиями договора (в том числе по операциям на финансовых рынках).
В рамках управления кредитным риском банк:
- принимает кредитный риск с учетом оценки структуры сделки и всей доступной информации о кредитном качестве контрагента/группы контрагентов;
- использует инструменты, снижающие кредитный риск (в том числе принятие ликвидного обеспечения, поручительств и гарантий), и ценообразование с учетом принимаемого кредитного риска;
- устанавливает лимиты кредитного риска на отдельных контрагентов и группы контрагентов, объединенных по наличию экономической и/или юридической связи;
- на постоянной основе проводит мониторинг уровня принятого кредитного риска.
В связи с негативной макроэкономической конъюнктурой банком предпринимаются меры по предупреждению роста уровня кредитных рисков по корпоративным заемщикам, в частности:
- применяются повышенные требования к финансовой устойчивости заемщиков, а также к уровню и качеству обеспечения сделок;
- при структурировании сделок используется комплексный набор стандартных ковенантов, ограничивающих уровень принимаемого риска;
- ужесточены риск-правила при кредитовании высокоцикличных отраслей;
- приоритет отдается предоставлению рублевого финансирования.
Список литературы
1. Официальный сайт АО «Россельхозбанк» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://rshb.ru/ (дата обращения: 01.06.2018).
ПОТРЕБИТЕЛЬ-ОРИЕНТИРОВАННАЯ РАЗРАБОТКА ПРОДУКТА
Море Э.Э.
Море Эрик Эренбург — студент, кафедра микробиологии, иммунологии и общей биологии, Челябинский государственный университет, г. Челябинск
Аннотация: разработка и внедрение нового продукта на рынок - один из ключевых моментов, позволяющих компании повысить продажи и усилить свою позицию на рынке. Тем не менее, разработка продукта - довольно сложный процесс и многие новые позиции на рынке не выдерживают конкуренции, проигрывая борьбу за существование. Понимание основ успешной разработки и продвижения продукта и, в частности, нужд покупателя, является ключевым фактором, определяющим успех или провал инновации. Ключевые слова: продукт, разработка, потребитель.
Основой успешной реализации продукта являются четыре составляющие: продукт, место, цена, реклама. Ключевым фактором является продукт, внедряемый на рынок - без него, фактически, остальные факторы не могут оказать необходимого полноценного эффекта.
В настоящее время, благодаря внедрению новых технологий и методов, количество пищевой продукции, доступной потребителю, стремительно возросло. Рынки стали переполнены, вследствие чего необходимой составляющей успеха на рынке продуктов является потребитель-ориентированный подход. Разрабатываемый товар должен полностью удовлетворять нужды покупателя и соответствовать всем необходимым параметрам [4].