Научная статья на тему 'Кредитное поведение жителей моногорода и факторы его трансформации: опыт эмпирического исследования'

Кредитное поведение жителей моногорода и факторы его трансформации: опыт эмпирического исследования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
489
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КРЕДИТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОМОХОЗЯЙСТВ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / МАЛЫЙ МОНОПРОФИЛЬНЫЙ ГОРОД / ОПРОС / РАЗРАБОТКА НОВЫХ КРЕДИТНЫХ ПРОДУКТОВ / HOUSEHOLD CREDIT BEHAVIOR / SUSTAINABLE CREDIT / LOCAL AUTHORITY / SMALL MONOINDUSTRIAL TOWN / SURVEY / DEVELOPMENT OF NEW CREDIT PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шафиров Л. А.

Современные тенденции развития рынка потребительского кредитования в России, в особенности на фоне кризисных экономических явлений последних лет, всё более актуализируют исследовательский интерес к проблеме рационализации кредитного поведения граждан. В статье представлены результаты проведенного автором в декабре 2014 года январе 2015 года эмпирического исследования особенностей кредитного поведения населения малого депрессивного монопрофильного города Гуково Ростовской области и возможностей трансформации этого поведения, состоящей в переориентации на цели и задачи, соответствующие целям и задачам местного экономического развития, в том числе связанным с повышением уровня благосостояния, развития человеческого капитала местных домохозяйств. Основная гипотеза исследования возможность воздействия на кредитное поведение населения посредством увеличения доступности продуктов целевого кредитования населения, в процессе разработки, внедрения и продвижения которых могли бы принимать участие органы местного самоуправления. Предложение доступных для граждан целевых кредитов, характеризуемых гибкими условиями их получения и обслуживания, вкупе с информационной и координационной поддержкой со стороны местной администрации не только в получении, но и в использовании заемных средств, потенциально может повысить кредитную активность населения, способствовать рационализации кредитного поведения населения. Результаты опроса горожан, проведенного методом личного структурированного интервью, и моделирования на основе полученных данных позволили выявить, что часть населения готова к такой трансформации кредитных намерений; кроме того, при условии предложения целевого кредита, разработанного с участием органов местного самоуправления, число потенциальных заемщиков вырастет на 18,75%. Выявлены факторы, повышающие вероятность активного кредитного поведения и его рационализации; осуществлено ранжирование данных факторов в зависимости от их важности для респондентов. Определён портрет потенциального заёмщика целевого кредита, разработанного с участием местной администрации: обратится за получением такого кредита скорее мужчина, позитивно относящийся к кредитованию, при увеличении числа членов домохозяйства и иждивенцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шафиров Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOUSEHOLD CREDIT BEHAVIOUR AND FACTORS FOR ITS TRANSFORMATION: EVIDENCE FROM RUSSIAN MONOTOWN

Current trends in Russian consumer lending, especially against the backdrop of economic crisis of recent years, highlight increasing relevance of the issue of sustainable household credit behavior. Survey conducted in December 2014 and January 2015 was focused on credit behavior of people who live in small depressed Russian monotown Gukovo (sample size is 80 respondents, with the total population of 65,4 thousand people as of January 1, 2015). The study aimed to provide empirical support for the main hypothesis that it is possible to influence the borrowing intentions of the local households to make borrowing more sustainable, through participation of local administration in developing and implementing rational lending programs, as well as in promoting successful rational lending practices aligned with the goals and objectives of local economic development. Data obtained through the personal structured interviews followed a specific questionnaire served as the basis for the model of logistic regression. As the findings have shown, a proportion of local households surveyed demonstrates readiness to change borrowing intentions toward more sustainable borrowing. In addition, provided the target loans developed with the participation of local authority are available, the number of potential borrowers may grow by 18,75%. The factors which can positively influence the active borrowing behavior toward its sustainability are identified and ranked in terms of their importance from the respondents’ perspectives. A statistical profile of the potential borrower of sustainable loan to be developed with the participation of local authority is defined. Young men, who show positive attitudes toward credit use, as the family size and number of dependents grow, are more likely to apply for such credit.

Текст научной работы на тему «Кредитное поведение жителей моногорода и факторы его трансформации: опыт эмпирического исследования»

www.hjournal.ru DOI: 10.17835/2078-5429.2016.7.3.124-142

КРЕДИТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ МОНОГОРОДА И ФАКТОРЫ ЕГО ТРАНСФОРМАЦИИ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ШАФИРОВ ЛЕОНИД АЛЕКСАНДРОВИЧ,

кандидат социологических наук, доктор делового администрирования,

соискатель степени PhD, бизнес-школа Skema, г. Лилль, Франция, докторант экономического факультета, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, _e-mail: [email protected]

Современные тенденции развития рынка потребительского кредитования в России, в особенности на фоне кризисных экономических явлений последних лет, всё более актуализируют исследовательский интерес к проблеме рационализации кредитного поведения граждан. В статье представлены результаты проведенного автором в декабре 2014 года -январе 2015 года эмпирического исследования особенностей кредитного поведения населения малого депрессивного монопрофильного города Гуково Ростовской области и возможностей трансформации этого поведения, состоящей в переориентации на цели и задачи, соответствующие целям и задачам местного экономического развития, в том числе связанным с повышением уровня благосостояния, развития человеческого капитала местных домохозяйств. Основная гипотеза исследования - возможность воздействия на кредитное поведение населения посредством увеличения доступности продуктов целевого кредитования населения, в процессе разработки, внедрения и продвижения которых могли бы принимать участие органы местного самоуправления. Предложение доступных для граждан целевых кредитов, характеризуемых гибкими условиями их получения и обслуживания, вкупе с информационной и координационной поддержкой со стороны местной администрации не только в получении, но и в использовании заемных средств, потенциально может повысить кредитную активность населения, способствовать рационализации кредитного поведения населения. Результаты опроса горожан, проведенного методом личного структурированного интервью, и моделирования на основе полученных данных позволили выявить, что часть населения готова к такой трансформации кредитных намерений; кроме того, при условии предложения целевого кредита, разработанного с участием органов местного самоуправления, число потенциальных заемщиков вырастет на 18,75%. Выявлены факторы, повышающие вероятность активного кредитного поведения и его рационализации; осуществлено ранжирование данных факторов в зависимости от их важности для респондентов. Определён портрет потенциального заёмщика целевого кредита, разработанного с участием местной администрации: обратится за получением такого кредита скорее мужчина, позитивно относящийся к кредитованию, при увеличении числа членов домохозяйства и иждивенцев.

Ключевые слова: рационализация кредитного поведения домохозяйств; органы местного самоуправления; малый монопрофильный город; опрос; разработка новых кредитных продуктов.

© Шафиров Л. А., 2016

со ■н о

2

od

5

о

о

х

о

т

а в

о р

и

< ф

р

15 о

о р

с

о

m

о ш сп о

о о ш

Ll_

о

_J

<

HOUSEHOLD CREDIT BEHAVIOUR AND FACTORS FOR ITS TRANSFORMATION: EVIDENCE FROM RUSSIAN MONOTOWN

LEONID A. SHAFIROV,

PhD in Sociology, DBA, PhD Student in Skema Business School, Lille, France,

Doctoral Student, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]

Current trends in Russian consumer lending, especially against the backdrop of economic crisis of recent years, highlight increasing relevance of the issue of sustainable household credit behavior. Survey conducted in December 2014 and January 2015 was focused on credit behavior ofpeople who live in small depressed Russian monotown Gukovo (sample size is 80 respondents, with the total population of 65,4 thousand people as of January 1, 2015). The study aimed to provide empirical support for the main hypothesis that it is possible to influence the borrowing intentions of the local households to make borrowing more sustainable, through participation of local administration in

CD

■H

developing and implementing rational lending programs, as well as in promoting successful rational cm

о

X

О

m

lending practices aligned with the goals and objectives of local economic development. Data obtained 00 through the personal structured interviews followed a specific questionnaire served as the basis for

the model of logistic regression. As the findings have shown, a proportion of local households ^

surveyed demonstrates readiness to change borrowing intentions toward more sustainable borrowing. >

In addition, provided the target loans developed with the participation of local authority are available, ®

the number of potential borrowers may grow by 18,75%. The factors which can positively influence ^

the active borrowing behavior toward its sustainability are identified and ranked in terms of their Щ importance from the respondents ' perspectives. A statistical profile of the potential borrower of sustainable loan to be developed with the participation of local authority is defined. Young men, who

show positive attitudes toward credit use, as the family size and number of dependents grow, are more ^

likely to apply for such credit. ro

Keywords: household credit behavior; sustainable credit; local authority; small monoindustrial town; q.

s

survey; development of new credit products. ^

dû cl

JEL: D19, G02, G28. g

о

Cl d

Тревожные тенденции m

Современные тенденции развития отечественного рынка потребительского z кредитования демонстрируют рост уровня закредитованности домохозяйств, в 2 частности увеличение размеров непогашенной в срок задолженности в сегменте < необеспеченных краткосрочных дорогостоящих ссуд на протяжении последних лет ^ (см. рис. 1)1. ^

Очевидно, что сегодня внимание к ситуации актуализируется в связи с о падением реальных доходов населения на фоне кризисных явлений в экономике: в Щ среднем за 2015 год это падение составило 4% (Министерство экономического

развития Российской Федерации, 2016), а в мае 2016 года этот показатель в годовом о

и.

1--0

См. также динамику ссуд с просроченными платежами с выше 90 дней в сегменте необеспеченных потребительских _|

кредитов в 2012-2014 годах (Центральный банк РФ, 2014. С. 39), а также данные Банка России о рисках кредитования ^

физических лиц за 2008-2016 годы (http://www.cbr.m/statistics/?Prtid=pdko_sub&ch=ITM_60627#CheckedKem - Дата СС

обращения: 24.06.2016). ^

со ■н о см

00

О

исчислении составил 5,7%2. И если общая численность россиян с доходами ниже прожиточного минимума в конце 2015 года составляла 14,4 млн человек, то к концу первого квартала 2016 года за чертой бедности оказались 22,7 млн, или 15,7% жителей России3.

Рис. 1. Прирост просроченной задолженности в сегментах российского кредитного

рынка в 2009-2015 годах Источник: (Кожекина и Волков, 2016).

о

х

О

т

го ш

о ^

<

ф с^

15 о О с^ с

о т

о ш сп о

о о ш

о <

Моногорода в фокусе

Особое внимание, как представляется, следует при этом уделить ранее актуализированной автором (Шафиров, 2013а; 20136) проблеме опережающего роста уровня закредитованности населения в малых городах России, на которую указывают эпизодически проводимые исследования отечественных учёных (см., например: (Кузина, 2014; Центр макроэкономических исследований Сбербанка России, 2013)). Кроме того, необходимо обратить внимание на тот факт, что эмпирические исследования кредитного поведения населения России (представленные, прежде всего, работами таких авторов, как Д. Ибрагимова (Ибрагимова, 2008а; 20086), О. Кузина (Кузина, 2004), О. Стребков и О. Грибанова (Стребков и Грибанова, 2003), Л. Ниворожкина (Ниворожкина, 2014а; 20146) и ряда других) сосредоточены в основном на фактическом кредитном поведении населения России в целом; тогда как возможности, связанные с потенциалом его трансформации, остаются, как правило, вне рассмотрения. Так, важной темой, явно недостаточно прорабатываемой в данном контексте, остаётся выявление и оценка потенциала рационализации кредитного поведения граждан.

Особый же интерес, с точки зрения автора (Шафиров, 2014б), должны вызывать в данном контексте в первую очередь монофункциональные города, как «наиболее уязвимые при изменении экономических условий» (Зубаревич, 2005), в связи с тем, что неустойчивость в развитии территории и даже ее депрессивность зачастую детерминируется небольшим числом функций или преобладающих видов экономической деятельности. Так, исследование кредитного поведения и

2 См.: Федеральная служба государственной статистики РФ. Информация о социально-экономическом положении России: январь-май 2016 года, № 5. (http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/info/oper-05-2016.pdf - Дата обращения: 24.06.2016).

3 См.: Федеральная служба государственной статистики РФ. О соотношении денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума и численности малоимущего населения в целом по Российской Федерации в I квартале 2016 года. (http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/116.htm - Дата обращения: 24.06.2016).

потенциала его изменения может косвенно позволить оценить масштаб такой уязвимости. При этом, как обосновано ранее (см. подр.: (БНа^тоу, 2014; Шафиров, 2014а}), немаловажная роль в разработке и реализации программ рационализации кредитного поведения граждан (включая участие в создании и продвижении кредитных продуктов, координационную и консультационную поддержку, связанную с получением и расходованием заёмных средств) в соответствии с принципами рационального кредитования может быть отведена органам местного самоуправления.

Методологические координаты исследования

В декабре 2014 года - январе 2015 года автором было проведено исследование особенностей кредитного поведения населения и возможностей его изменения под влиянием создания предложения продуктов потребительского кредитования, разработанных при участии органов местного самоуправления. Исследование сфокусировано на населении малого монопрофильного города — города Гуково, расположенного в Ростовской области, относящегося к депрессивным шахтерским моногородам с наиболее сложным социально-экономическим положением4.

Основной гипотезой, которой руководствовался автор, являлась следующая: предложение целевых кредитов для граждан, в процессе разработки и продвижения

со

которых могут принимать участие органы местного самоуправления, может ,н воздействовать на кредитное поведение домохозяйств. Согласно концепции см рационального кредитования, доступные гражданам кредиты с гибкими условиями оо их получения и обслуживания, при координационно-информационной поддержке со ° стороны местной администрации, потенциально способны повысить кредитную активность населения, переориентировать расходование кредитных ресурсов на -5 цели и задачи, согласованные с целями и задачами местного экономического ф развития, в том числе связанные с повышением уровня благосостояния в долгосрочной перспективе, включая финансовую устойчивость и развитие ^ человеческого капитала местных домохозяйств, тем самым детерминируя создание | условий, способствующих опережающему использованию кредитного потенциала о местных жителей (см. подр.: (БНаАгоь, 2014; Шафиров, 2014а))5. §

Опросу подверглось взрослое работающее население в трудоспособном £ возрасте и возрасте старше трудоспособного. Опрашивались индивиды — члены 1 домохозяйств, единицей наблюдения являлось домохозяйство. Сбор данных т осуществлялся методом личного структурированного интервью. ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При формировании выборки был использован метод многоступенчатого ^ вероятностного отбора жилищ: для участия в опросе отбирались домохозяйства, в о. которых случайным образом (с использованием процедуры Киша) выбирался один з респондент. При разработке выборки вначале были выбраны первичные единицы отбора, в качестве которых использовались избирательные участки (всего 37 на о территории г. Гуково). В избирательных участках, отобранных таким способом, список жилищ составлялся на основании данных БТИ. Затем производился ^ систематический отбор необходимого количества жилищ, начиная с адреса, ^ выбранного из списка случайным образом. з

Согласно произведенным расчетам6, размер необходимой численности выборки составил 74,01748 человека, что было округлено в большую сторону до 75 ^

финансовой инклюзии (UNDP, 2008); о практиках обеспечения доступности финансовых услуг для низкодоходных групп населения (Kempson et al., 2000; Morduch, 1999; 2010; Deeming et al., 2011; Demirgüq-Kunt et al., 2008). 6 Расчет необходимой численности выборки произведен для бесповторного отбора. Доверительная вероятность при расчетах была принята за 0,9, при доверительном интервале ±5%. По данным Ростовстата, на 1 января 2014 года

4 В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2014 г № 1398-р. (http://government.ru/media/ о ffles/4Шf68fb74d798eae7Lpdf - Дата обращения: 24.06.2016). 2

5 См. также иностранные источники по данному вопросу: о партисипаторных программах, способствующих и

Ш и_

О <

численность населения г Гуково составила 65,3 тыс. чел., что было использовано при расчетах в качестве СС

объема генеральной совокупности (Ростовстат. Численность населения Ростовской области на 1 января ^

человек. Окончательную выборочную совокупность сформировали 80 наблюдений.

Опрос был проведен по разработанной анкете, включающей 4 раздела:

1. Социально-экономические характеристики индивида и домохозяйства.

2. Фактическое кредитное поведение.

3. Будущее и прожективное кредитное поведение.

4. Отношение к общественному мнению и местным властям по вопросам кредитования.

Среди 80 опрошенных оказалось 65% (52 человека) женщин и 35% (35 человек) мужчин. Средний возраст респондентов составил 41,49 лет, при стандартном отклонении 10,7 лет. Максимальный возраст — 69 лет, минимальный — 27. Отсутствие в выборке представителей моложе данного возраста, с одной стороны, не дает возможности исследовать их кредитное поведение, но с другой — позволяет изучить кредитный опыт и намерения граждан зрелого возраста, со сложившимся финансовым поведением и системой взглядов. Можно предположить, что обладающая большей гибкостью и адаптационными способностями молодежь будет характеризоваться более высоким потенциалом изменения кредитного поведения.

Среднее число членов домохозяйства составило 2,48 человека, стандартное отклонение — 1,18 человек. Число лиц, не имеющих собственного дохода (иждивенцев), — в среднем 0,97 при стандартном отклонении 0,852. Доходы респондентов, напротив, имеют значительную вариацию: минимальное значение 2 составило 10 тыс. рублей, максимальное — более 61 тыс. руб., среднее — 21,872 тыс. 8 руб., при стандартном отклонении 9,844 тыс. руб. Коэффициент вариации равен оо 45%, что свидетельствует о неоднородности исследуемой совокупности по данному 2 показателю. Аналогичную неоднородность демонстрирует показатель обязательных I4-" среднемесячных расходов домохозяйства, варьирующий от 3 до 58 тыс. руб., со о средним значением 20,211 тыс. руб., стандартным отклонением 9,158 тыс. руб. и ^ коэффициентом вариации 45,3%.

Опыт кредитования, кредитная дисциплина и кредитные намерения

Как отметило большинство респондентов (77,5%), в своей жизни им приходилось брать кредиты. В среднем срок кредитования составлял около 40 месяцев (от 4 до 240 месяцев); сумма кредита — в зависимости от целей кредитования — также значительно варьируется: от 12000 рублей — на приобретение бытовой техники до 2260000 рублей — на покупку квартиры. Учитывая, что почти 50% респондентов высказало положительное отношение к кредитам и только ^ 27,6% — отрицательное, в целом отношение опрошенных к кредитованию скорее можно рассматривать как позитивное. При этом 22,5% опрошенных продемонстрировали безразличие, что можно трактовать как потенциальную склонность к кредитованию (например, в случае, если кредитное предложение будет о выгодным для заемщика).

" Интересно, что опыт кредитования опрошенных, как демонстрирует таблица

о сопряженности (см. табл. 1), практически не связан с отношением к кредитам: доля ^ имеющих опыт получения кредитов выше, чем доля не имеющих такового, во всех категориях отношения к кредитованию7.

<

о

(http://rostov.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/rostov/resources/50dac00043b747bbbd02bdd06954faf7/%D0%A7%D0%B8% О D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C+%D0%BD%D0o/oB0o/oD1o/o81o/o

^ D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%

О D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9+%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8+%D0%BD%

^ D0%B0+1+%D1%8F%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8F+2014+%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0.htm -

О Дата обращения: 24.06.2016)). Поскольку общая проблематика исследования - кредитное поведение населения, то для

^ расчёта численности выборки было использовано значение доли домохозяйств, которым приходилось приобретать что-

О либо в кредит или брать кредит для приобретения чего-либо, по данным репрезентативного общероссийского опроса

РиДМиЖ, реализованного Независимым институтом социальной политики при финансовой поддержке ОАО «Сбербанк России» за 2011 год. В соответствии с этими данными, значение генеральной доли составило 0,434. СС 7 Даже единственный респондент, выразивший категорически негативное мнение, утверждая, что он никогда не возьмет

О кредит, ответил, что ему брать кредит приходилось.

Таблица 1

Таблица сопряженности для ответов на вопросы «Скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к кредитам и людям, которые их берут?» и «В своей жизни приходилось ли Вам брать кредиты?»

Скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к кредитам и людям, которые их берут? В своей ж ходилос брать к изни при-ь ли Вам редиты? Итого

да нет

очень позитивно, это лучший способ получить нужную сумму в нужный момент Частота 7 0 7

% 100,0% 0% 100,0%

скорее позитивно, при наличии потребности в деньгах и подходящего предложения готов кре-дитоват ься Частота 31 2 33

% 93,9% 6,1% 100,0%

безразл ично, я не осуждаю тех, кто берет кредиты, но н е считаю кредиты главным способом получения денег Частота 11 7 18

% 61,1% 38,9% 100,0%

скорее негативно, считаю кредит крайней мерой получения нужных денежных средств, когда другие варианты исчерпаны Частота 12 9 21

% 57,1% 42,9% 100,0%

очень негативно, сам никогда не возьму кредит, не понимаю и не поддерживаю тех, кто берет кредиты Частота 1 0 1

% 100,0% 0% 100,0%

Итого Частота 62 18 80

% 77,5% 22,5% 100,0%

со ■н о см

00

о с

к

о >

Источник: составлено автором.

Иными словами, отношение к кредитованию «в целом», связанное с некомфортным самоощущением в статусе должника, может быть негативным, однако конкретные обстоятельства могут вынудить человека взять кредит. Об этом же свидетельствует анализ причин, по которым респонденты, не имеющие опыта кредитования, не брали кредитов (см. рис. 2). Общее число респондентов, ответивших, что они никогда не брали кредитов, — 22,5% от опрошенных. Большинство из них (почти 30%) ответили, что причина заключается в нежелании быть должником. Немного меньшее количество ответили, что причина — в отсутствии потребности обращаться за кредитом. Как отметили чуть более 20% респондентов, причина — в том, что плата за кредит слишком высока, и лишь незначительное количество респондентов сочли, что не смогут выплачивать кредит, либо что получат отказ в его получении.

На рис. 3 представлено распределение целей, для реализации которых респонденты использовали полученные кредиты. Как демонстрируют ответы, более половины респондентов (52%), когда-либо бравших кредиты, использовали эти средства для приобретения автомобиля, бытовой техники, одежды, мебели, для финансирования расходов, связанных со свадьбой ребенка, отдыхом. Инвестиции в человеческий капитал, оплату обучения ребенка и расходы на лечение, стоматологические услуги осуществили за счёт заёмных средств 10% респондентов, имеющих опыт кредитования. 35% респондентов указали в качестве цели кредитования покупку и ремонт квартиры или иного жилья.

о

х О

т

го ш

о р

< р

15 о

О р

с О

т

о £

з О ш СП

о

о о ш

о <

со ■н о см

00

О

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос о причинах, по которым респонденты не брали

кредитов Источник: составлено автором.

о

X

О

т

го ш

о р

< р

15 о

О р

с

О

т

о ш сп о

о о ш

о

_J

<

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос о целях кредитования Источник: составлено автором.

В большинстве случаев — у 93,5% опрошенных, имеющих опыт кредитования, — условия кредитования предусматривали ежемесячные платежи в погашение кредита. У 55,2% из тех, кто когда-либо получал кредит, по состоянию на текущий момент он уже погашен; 39,7% продолжают выплачивать кредит. Всего лишь 10% респондентов, имеющих опыт кредитования, сталкивались с ситуацией, когда они не могли внести вовремя очередной платеж по кредиту; большинство из них (8,3%) впоследствии погасили долг. В качестве причин возникновения данной ситуации те респонденты, которые не отказались ответить на соответствующий вопрос, отметили болезнь ребенка и необходимость оплаты медицинских услуг, смену работы супругом и просто отсутствие нужной суммы в нужный день. Длительность просрочки (составившую 3, 7 и 15 дней) смогли конкретизировать только три респондента. Таким образом, можно отметить, что практически все респонденты, бравшие кредиты, соблюдали дисциплину выплат по кредитам, были аккуратными плательщиками: даже в случае возникновения просрочки, в короткий срок она ликвидировалась.

О желании взять кредит в течение года, следующего за периодом проведения опроса, заявили 12,5% респондентов: половина из них планирует приобрести в кредит автомобиль. В табл. 2 представлены причины отсутствия планов кредитоваться в следующем году. Только около 45% ответивших на данный вопрос действительно не имеют потребности в кредите (варианты ответов 1, 6, 8, 10).

Таблица 2

Ответы на вопрос о причинах отсутствия планов кредитоваться в течение

следующего года

№ п/п Причина Частота Процент

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 в настоящий момент нет необходимости 28 35,90

2 действующий кредит 20 25,64

3 не люблю быть должником 6 7,69

4 не уверен(а) в том, что смогу погашать кредит 5 6,41

5 очень высокая процентная ставка по кредитам 5 6,41

6 не планирую делать крупные покупки 4 5,13

7 в нашей стране опасно брать кредит/нестабильность, кризис 4 5,13

8 считаю, что нужно жить по средствам 2 2,56

9 жизнь покажет 1 1,28

10 не хочу 1 1,28

11 необходимо прежде всего сыну закончить учебу в университете 1 1,28

12 предпенсионный возраст 1 1,28

со ■н о см

00

о с

к

о >

о

X

о т

го ш

о <

Ь ф с^

15 о О с^ с

о т

о £

з о ш СП

о

о о ш и.

о <

Источник: составлено автором.

Потенциал кредитования на рациональные цели

Для целей оценки наличия у респондентов потенциала кредитования на цели, ассоциированные с целями и задачами, направленными на повышение уровня благосостояния в долгосрочной перспективе, включая финансовую устойчивость и развитие человеческого капитала местных домохозяйств, респондентам был задан вопрос о том, не хотели ли они осуществить в течение следующего года что-либо из предложенного списка8. Результаты представлены в табл. 39.

8 Как продемонстрировано в прежней работе (см. подр. (Шафиров, 2014а)), данные цели могут рассматриваться в контексте целей и задач, связанных с развитием территории проживания (региона и муниципального образования). Кроме того, список сконструирован на основе соответствия между представленными в нём целями, с одной стороны, и целями и задачами местного развития - с другой (на основе анализа Стратегии Гуково 2020, утв. Решением Гуковской городской Думы от 27.10.2011 г № 258).

9 Всего на этот вопрос ответили 76 респондентов, при этом у них была возможность отметить несколько целей. Поэтому общая сумма частот превышает количество ответивших на вопрос. Проценты рассчитаны от числа ответивших.

Таблица 3

Ответы на вопрос «Хотели бы Вы в течение ближайшего года приобрести или осуществить что-то из представленного в списке»

№ п/п Цель Частота Процент

1 отремонтировать жилье 20 26,32

2 повысить образование/квалификацию детей/внуков/ супруга(и) посредством платного обучения 8 10,53

3 приобрести жилье 7 9,21

4 приобрести автомобиль российского производства 7 9,21

5 провести платное лечение (свое или кого-то из родных) 6 7,89

6 провести утепление дома/квартиры 5 6,58

7 подвести магистральный газ к дому 3 3,95

8 открыть/развить свое дело (не обязательно в статусе предпринимателя) 3 3,95

9 погасить старые долги, по которым высокие проценты/ пени за просрочку 3 3,95

10 осуществить сезонную закупку угля/иного топлива 2 2,63

11 закупить в сезон оптом овощи/фрукты или другие продукты питания 2 2,63

12 приобрести дачу/садовый участок 2 2,63

13 благоустроить дачу/садовый участок 2 2,63

14 повысить собственное образование/квалификацию посредством платного обучения 1 1,32

18 нет, ничего их вышеперечисленного мне не нужно 29 26,32

19 отказываюсь отвечать 2 10,53

со ■н о см

00

О

Источник: составлено автором.

о

х О

т

го ш

о ^

< ф

с^

15 о О с^ с

о т

С) §

3

о ш СП

о

о о ш

о

_J <

Как демонстрируют полученные результаты, наибольшее количество опрошенных хотели бы отремонтировать жилье. В связи с тем, что цель ремонта жилья фигурировала в числе наиболее популярных среди тех, кто уже имел опыт кредитования, эти данные могут свидетельствовать о том, что состояние жилья в г. Гуково Ростовской области не удовлетворяет требованиям населения. Следующий по популярности ответ — стремление оплатить образование детей, внуков или супруга(и) — дает возможность предположить наличие желания инвестировать в человеческий капитал будущих поколений. Равны по популярности (занимая третье место среди ответов респондентов) намерения приобрести жилье и автомобиль отечественного производства. За ними следует платное лечение и утепление квартиры или дома. При этом показательным можно считать тот факт, что о наличии каких-либо целей, которые можно считать рациональными, заявили почти 63% респондентов, давших ответ на данный вопрос.

Далее респондентам был предложен вопрос о том, захотели бы они воспользоваться целевым кредитом на указанные ими рациональные цели. 33,8% из числа ответивших на данный вопрос респондентов (74 человека) ответили утвердительно, и данный результат можно считать показательным, поскольку данное количество ответивших составляет 31,25% от числа всех опрошенных. Учитывая, что о намерении кредитоваться в течение года заявили лишь 12,5% опрошенных, можно сделать вывод, что при условии предложения целевого кредита, разработанного с участием органов местного самоуправления, число потенциальных заемщиков вырастет на 18,75%.

При этом выявлено, что только 26,3% респондентов готово следовать общественному мнению при кредитовании (положительный ответ на вопрос «Предположим, Вы узнали, что группа Ваших знакомых/родственников/коллег/ соседей берет определенный кредит на конкретные цели. То, на что они собираются потратить деньги, Вам тоже нужно. Возьмете ли Вы такой же кредит, если

удостоверитесь в его честности и выгодности?»). Большинство (46,3%) не станут участвовать в кредитовании «за компанию», даже если такой кредит им нужен. Можно предположить, что такие результаты указывают, с точки зрения развития направлений кредитования, связанных с влиянием местных сообществ разных уровней, на необходимость адресной работы с конкретными заемщиками. Примечательно, что в данном случае респондентами были приведены те же причины нежелания кредитоваться, что и при ответе на вопрос о том, почему респонденты не пользовались кредитами ранее (см. рис. 2).

Также невелико число респондентов, которые захотели бы взять кредит, разработанный с участием местной администрации — 22% (см. рис. 4). 7,7% респондентов, давших ответ на этот вопрос, ответили, что не доверяют местной власти. Среди вариантов ответов:

- «не уверен в компетентности нашей администрации»;

- «недоверие к местной власти»;

- «нет уверенности в этом кредите»;

- «у меня нет уважения и доверия к местной администрации»;

- «я не доверяю нашей администрации».

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «Предположим, Вы узнали, что некоторое кредитное предложение разработано с участием местной администрации, которая будет выступать посредником между Вами и банком. Возьмете ли Вы такой кредит?»

Источник: составлено автором.

Моделирование кредитных намерений и портрет потенциального

заёмщика

С целью определения факторов, влияющих на кредитные намерения и планы, была построена модель логистической регрессии. В качестве зависимой переменной была использована переменная, сконструированная на основе анализа результатов ответа на вопрос о том, планируют ли респонденты взять кредит в течение следующего года, и принимающая значение 1, если планируют, и 0, если не планируют. После оценивания ряда спецификаций модели выбрана спецификация, представленная в табл. 4.

Построенная модель позволяет корректно классифицировать 85,7% наблюдений выборки. С учетом сложности моделируемого явления объясняющая способность модели достаточна: модель статистически значима по критерию хи-квадрат (статистика хи-квадрат равна 22,599, р-уа1ие — 0,012). Д-квадрат Кокса и Снелла равен 0,276, Найджелкерка — 0,493. Значение статистики критерия Хосмера-Лемешова для модели равно 4,885 при р-уа1ие 0,77, что позволяет сделать вывод о корректности спецификации модели.

со ■н о см

оо

о с

К

О >

о

х

О

т

го ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о <

Ь ф с^

15 о О с^ с

о т

о £

з О ш СП

о

о о ш

о <

Таблица 4

Результаты оценивания модели логистической регрессии с зависимой переменной «наличие планов взять кредит в течение

следующего года»

Переменная Коэффициент Стд. ошибка Критерий Вальда р^а1ие Коэффициент отношения шансов Ехр(В)

Наличие рациональных целей (1=наличие) 2,085 1,230 2,872 0,090 8,041

Пол (1=женский) 0,495 1,013 0,239 0,625 1,641

Возраст -0,040 0,055 0,532 0,466 0,961

Число членов домохозяйства 0,542 0,674 0,645 0,422 1,719

Число иждивенцев в домохозяйстве 0,764 0,822 0,863 0,353 2,147

Приходилось ли в жизни брать кредиты (1=да) -2,127 1,377 2,385 0,122 0,119

Отношение к заимствованию денег у знакомых/родственников (1=позитивное) 1,214 0,496 5,983 0,014 3,365

Готовность взять кредит «за компанию» (1=готовы) 0,310 0,656 0,224 0,636 1,364

Готовность взять кредит, разработанный с участием местной администрации (1=готовы) 0,001 0,006 0,021 0,884 1,001

Готовность пропагандировать кредит, разработанный с участием местной администрации (1=готовы) -0,290 0,524 0,307 0,580 0,748

Константа -5,684 3,406 2,784 0,095 0,003

со ■н о см

00

О

о

х О

т

го ш

о ^

< ф

с^

15 о О с^ с

о т

С) §

3

о ш СП

о

о о ш

о <

Источник: составлено автором.

Как показывают результаты оценивания, значимо влияют на планы взять кредиты только такие факторы, как наличие у индивида рациональных целей и позитивное отношение к заимствованиям у родных, знакомых и родственников. Вместе с тем проинтерпретировать знаки и значения коэффициентов при других переменных также представляется возможным.

Так, к факторам, способным оказать позитивное влияние на вероятность обращения респондента за кредитом в течение следующего года, отнесены: наличие рациональных целей, принадлежность к женскому полу, число членов домохозяйства и иждивенцев в нем, позитивное отношение к одалживанию денег у знакомых и родственников, готовность взять кредит «за компанию», а также участие органов местной власти в разработке целевого кредита. В свою очередь снижают эту вероятность возраст респондента, наличие опыта получения кредитов и готовность распространять информацию о кредитных продуктах, разработанных с участием местной администрации.

Более наглядна интерпретация результатов логистической регрессии с использованием коэффициентов отношения преобладания. Наибольшее влияние на вероятность наличия планов по кредитованию (увеличивая эту вероятность в 8 раз) оказывает наличие рациональных целей. Положительное отношение к заимствованию денег с целью совершения крупных покупок увеличивает вероятность обращения за кредитом в 3,4 раза. Каждый новый член домохозяйства увеличивает эту вероятность в 1,7 раза (а если он является иждивенцем, — в 2 раза). Принадлежность к мужскому полу увеличивает вероятность обращения за кредитом в предстоящем году в 1,6 раза по сравнению с принадлежностью к женскому полу.

Так, высока вероятность наличия кредитных намерений у мужчин, принадлежащих младшим возрастным группам (в пределах вошедшего в выборку возрастного интервала), скорее всего женатых и имеющих ребенка (что следует из размера домохозяйства и наличия иждивенцев), не имеющих текущего кредита, положительно настроенных по отношению к заимствованию денег, готовых взять кредит, имея перед глазами пример знакомых, а также готовых обратиться за получением целевого кредита, разработанного с участием администрации. Однако пропагандировать такие кредиты они скорее не готовы.

Перспективы трансформации кредитного поведения

Как было выявлено на предшествующих этапах анализа, при условии предложения целевого кредита, в разработке и продвижении которого принимала бы участие местная администрация, кредитные намерения изменило 18,75% респондентов. В табл. 5 представлены описательные статистики для переменных, характеризующих фактические и прожективные кредитные намерения.

Таблица 5

Описательные статистики для показателей фактических и прожективных кредитных намерений

Вопросы Количество ответивших Минимум Максимум Среднее Стд. отклонение

фактические кредитные намерения

Какую сумму Вы хотите взять в кредит? (руб.) 6 150000 600000 300000 158113,9

На какой срок Вы хотите взять кредит? (месяцев) 7 12 60 34,286 14,5798

Какова желательная для Вас сумма ежемесячного платежа по будущему кредиту? (руб.) 6 4000 12500 8166,67 3502,38

прожективные кредитные намерения при предложении целевого кредита

Какую сумму Вы взяли бы в кредит? (руб.) 19 50000 2000000 410526,3 4,74Е+0 5

На какой срок Вы взяли бы кредит? (месяцев) 21 12 168 49,1429 33,27805

Какова была бы желательная для Вас сумма ежемесячного платежа по кредиту? (руб.) 18 2500 30000 9611,111 7267,08

со ■н о см

00

о с

к

о >

о

X

о т

го ш

о <

Ь ф с^

15 о О с^ с

о т

о £

з о ш СП

о

о о ш

о <

Источник: составлено автором.

Фактические кредитные намерения оценивались посредством анализа ответов на вопросы относительно планов взять кредит в течение предстоящего года, прожективные — в соответствии с ответами на вопросы о том, хотели бы респонденты взять целевой кредит на реализацию «рациональных» целей. Как демонстрируют результаты, кредитные намерения меняются не только с точки зрения количества ответивших на вопросы респондентов, но и в отношении желаемых параметров кредитов. Так, небезоснователен вывод, что целевые кредиты потенциально востребованы на разные суммы, поскольку границы размаха вариации желаемой суммы кредита существенно раздвинулись: в среднем она стала более чем на сто тысяч выше. Изменились и характеристики сроков кредитования, поскольку большие суммы предполагают более длительные сроки. Вполне логичным при этом представляется сделать вывод о потенциальной привлекательности программ целевого кредитования населения, а также о том, что часть респондентов способна обдумывать и планировать собственное будущее кредитное поведение, рассчитывая не только необходимую сумму кредита, но и остальные параметры желательного кредитного предложения. Именно данную группу респондентов можно рассматривать в качестве потенциальной целевой группы для кредитования на рациональные цели.

В контексте оценки перспектив вовлечения органов местного самоуправления в процессы разработки и внедрения рациональных кредитных продуктов важность приобретает исследование отношения к местной администрации как к потенциальному посреднику-координатору в данном процессе. Сомнения в компетентности местной администрации в таковом качестве, а также отсутствие уважения и доверия к местной власти высказали 8 человек, что составляет 10,26% из числа ответивших на соответствующий вопрос. Однако, как показал анализ, такое негативное отношение к кредитным предложениям, разработанным с участием органов местного самоуправления, не является преобладающим. Часть респондентов готова брать кредиты такого рода, а часть — даже может изменить свои кредитные планы. Для выявления факторов, обусловливающих изменение кредитных намерений в связи с предложением целевого кредита на рациональные цели, была оценена модель логистической регрессии. В качестве значения зависимой переменной, равного 1, было принято отсутствие намерения обращаться за получением кредита в течение предстоящего года, наряду со стремлением взять целевой кредит на «рациональные» цели; в качестве значения, равного 0, — отсутствие изменения планов (см. табл. 6). Модель статистически значима, значение критерия хи-квадрат составляет 15,595 при р-уа1ие, равном 0,076. Д-квадрат Кокса и Снелла равен 0,192, Д-квадрат Найджелкерка - 0,29. Модель корректно предсказывает 82,2% наблюдений. 2 Результаты оценивания свидетельствуют о том, что среди статистически

8 значимых факторов, влияющих на изменение кредитных намерений оо респондентов, — количество членов домохозяйства, число иждивенцев и отношение к

2 кредитованию. Вместе с тем представляется необходимым проанализировать знаки г*-" и значения параметров всех переменных, включенных в модель.

о Так, можно увидеть, что возраст респондента, число иждивенцев, позитивное

Ф отношение к кредитованию, а также позитивное отношение к кредитам «за компанию», к кредитам, разработанным с участием органов местного ^ самоуправления, а также к их пропаганде — увеличивают вероятность изменения | кредитных намерений. В свою очередь, уменьшает вероятность изменения § кредитных намерений только число членов домохозяйства, принадлежность к ° женскому полу и наличие опыта кредитования. С точки зрения интерпретации с сс использованием коэффициентов отношения шансов, наибольшее влияние на х вероятность изменения кредитных намерений при предложении целевого кредита § оказывают положительное отношение к кредитованию (вероятность увеличивается в ^ 3,7 раза) и рост числа иждивенцев (в 3,6 раза).

^ С учётом вышесказанного, обоснованным представляется вывод о том, что с

о. большей вероятностью захотят взять целевые кредиты на рациональные цели £ граждане (скорее - мужчины), позитивно относящиеся к кредитованию, при о. увеличении числа членов домохозяйства и иждивенцев (основываясь на анализе о структуры выборки — скорее, при появлении детей), даже в отсутствие планов " кредитоваться в ближайшем будущем.

о В контексте эмпирически подтвержденного интереса потенциальных

Ь заемщиков к целевым кредитам на рациональные цели, которые могут быть

3 разработаны и реализуемы с участием органов местного самоуправления, в табл. 7 ш представлены результаты оценки важности отдельных характеристик таких ^ кредитных продуктов. Семь из тринадцати параметров кредита, осуществляемого с ^ участием органов местного самоуправления, получили максимальную оценку «очень § важно» со стороны большинства респондентов.

§ Наиболее важной среди данных факторов предсказуемо оказалась более

¡-¡-1 низкая процентная ставка. На втором месте — снижение комиссий по кредиту, на о третьем — удобство и простота получения кредита, на четвертом — возможность < получения отсрочки платежей на период возникших чрезвычайных обстоятельств, сс затрудняющих платежи по кредиту. Возможность получения более полноценной о информации о кредите в доступной форме, снижение штрафов за просрочку и более

длительный срок кредита продолжают список. Максимальную оценку «важно» получили такие факторы, как сумма кредита, сокращение требований к залогу, наличие возможности подстройки графика платежей к сезонным доходам, возможность получения консультации юриста при заключении кредитного договора и помощь в том, чтобы потратить кредитные деньги рационально.

Таблица 6

Результаты оценивания модели логистической регрессии с зависимой переменной «изменение кредитных намерений при предложении целевого

кредита на рациональные цели»

Переменная Коэффициент Стд. ошибка Критерий Вальда р-уа1ие Коэффициент отношения шансов Ехр(В)

Возраст 0,002 0,038 0,002 0,963 1,002

Число членов домохозяйства -1,246 0,503 6,138 0,013 0,288

Число иждивенцев 1,294 0,701 3,405 0,065 3,646

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пол (1=женский) -0,235 0,722 0,106 0,745 0,791

Приходилось ли брать кредиты (1=да) -1,105 0,986 1,254 0,263 0,331

Отношение к кредитованию (1=позитивное) 1,319 0,723 3,330 0,068 3,741

Отношение к кредитам «за компанию» (1=позитивное) 0,942 1,009 0,871 0,351 2,564

Отношение к кредитам, разработанным с участием администрации (1=позитивное) 0,656 0,942 0,485 0,486 1,927

Отношение к пропаганде кредитов, разработанных с участием администрации (1=позитивное) 0,155 0,931 0,028 0,868 1,168

Константа -0,373 2,628 0,020 ,887 0,689

Источник: составлено автором.

Таблица 7

Ранжирование факторов целевого кредита по максимальной оценке

важности

№ п/п Фактор Максимальная оценка Число респондентов, давших эту оценку

1 более низкая процентная ставка очень важно 53

2 снижение комиссий, связанных с кредитом очень важно 40

3 удобство и простота получения кредита очень важно 38

4 возможность получения отсрочки платежей по кредиту на период до окончания чрезвычайных обстоятельств в семье, в результате которых возникли дополнительные расходы или утрачен источник дохода очень важно 37

5 возможность получить больше информации о кредите в доступной форме очень важно 35

6 снижение штрафов за просрочку очень важно 30

7 более длительный срок кредита очень важно 21

Окончание Табл. 7

№ п/п Фактор Максимальная оценка Число респондентов, давших эту оценку

8 помощь в том, чтобы потратить кредит на нужные цели, приобрести необходимое по возможно более низким ценам, быть уверенным в качестве и в том, что не обманут важно 27

9 возможность подстройки графика платежей к сезонному или меняющемуся доходу важно 29

10 консультация юриста при заключении кредитного договора важно 29

11 сокращение требований к залогу и поручителям важно 32

12 сумма побольше важно 33

13 поручительство за меня администрации безразлично 24

5 О

ГО ш о

Источник: составлено автором.

со Так, можно констатировать, что отношение населения к продуктам целевого

о кредитования, в разработке и продвижении которых может принимать участие ^ местная администрация, незначительно отличается от отношения к традиционным кредитным предложениям: на первом месте для граждан в обоих случаях находятся ценовые характеристики кредита. Следовательно, актуализируется важность нахождения способов уменьшения стоимости кредита для населения, увеличения сроков предоставления кредитных ресурсов, а также разработка и реализация мер ® информационной поддержки.

^ В заключение

о Проведенное эмпирическое исследование в качестве своей основной гипотезы

о ориентировалось на идею о том, что на кредитное поведение населения возможно т воздействовать посредством создания предложения целевых кредитов для граждан, ^ в разработке и продвижении которых могут принимать участие органы местного самоуправления. Анализ результатов опроса 80 жителей города Гуково Ростовской области, относящегося к депрессивным шахтерским моногородам, и моделирование < на основе полученных данных позволили выявить следующие особенности ш кредитного поведения горожан:

з - кредитные намерения населения малого монопрофильного города в первую о очередь связаны с наличием или отсутствием действующих кредитов:

граждане, имеющие кредиты, не готовы кредитоваться повторно, так как опасаются, что не смогут погашать их; 2-е большой вероятностью будут иметь кредитные намерения мужчины р младших возрастных групп (в вошедшем в выборку возрастном интервале),

скорее всего женатые и имеющие ребенка (что следует из размера о домохозяйства и наличия иждивенцев), не имеющие текущего кредита,

ее позитивно относящиеся к заимствованию денег, готовые взять кредит, когда

— его берут знакомые, а также льготный кредит, разработанный с участием

о администрации, однако скорее не готовые пропагандировать такие кредиты;

о - наиболее важные параметры кредитования: более низкая процентная ставка; ш снижение комиссий по кредиту; удобство и простота получения кредита;

о получение отсрочки платежей на период возникших чрезвычайных

^ обстоятельств, затрудняющих платежи по кредиту; возможность получения

^ большего объёма информации о кредите в доступной форме, снижение

Э штрафов за просрочку и более длительный срок кредита.

о т

При этом подтверждено наличие возможности изменения кредитных намерений посредством предложения целевых «рациональных» кредитов, в разработке и продвижении которых может принимать участие местная администрация. С большей вероятностью захотят воспользоваться таким целевым кредитом, даже если не имеют намерений обращаться за кредитом в ближайшем будущем, индивиды (скорее мужчины), позитивно относящиеся к кредитованию, при увеличении числа членов домохозяйства и иждивенцев (основываясь на анализе структуры выборки — скорее, при появлении детей). Это позволяет сделать вывод, что разработка и реализации подобных программ сможет позитивно сказаться на кредитном поведении населения.

СПИОК ЛИТЕРАТУРЫ

Зубаревич Н. В. (2005). Россия регионов: в каком социальном пространстве мы живем? М.: Поматур.

Ибрагимова Д. Х. (2008a). Жизнь в кредит: ареалы распространения // Овчарова Л. Н. Российские домохозяйства накануне финансового кризиса: доходы и финансовое поведение. М.: Независимый институт социальной политики, 208 с.

Ибрагимова Д. Х. (2008б). Потребности населения в кредитных ресурсах // Овчарова Л. Н. Российские домохозяйства накануне финансового кризиса: доходы и финансовое поведение. М.: Независимый институт социальной политики, 208 с. со

Кожекина Л. и Волков С. (2016). Риски банковской системы: капитальные о

см

00

о с

к

проблемы // Эксперт РА, 15 марта. (http://www.raexpert.ru/researches/banks/ bankrisk_2016/ - Дата обращения: 24.06.2016).

Кузина О. (2004). Экономико-психологическое моделирование финансового поведения // Психология. Журнал Высшей школы экономики, Т. 1, № 3, с. 83—105.

Кузина О. Е. (2014). Динамика пользования банковскими кредитами и > долговой нагрузки россиян (2009—2013 гг.) // Конференции НИУ-ВШЭ. М.: НИУ • ВШЭ. (http://regconf.hse.ru/uploads/d2e5b845f9e4ae440a74404de6dffe6f25ec381d.pdf - _ Дата обращения: 24.06.2016). |

Министерство экономического развития Российской Федерации (2016). Об ^ итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2015 году. М., § февраль. (http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/bfeda678-29cd-44ae-b07b- т

d3c6d7200d32/%D0%98%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%B8_2015.pdf?MOD=AJPERES | &CACHEID=bfeda678-29cd-44ae-b07b-d3c6d7200d32 - Дата обращения: 24.06.2016).

Ниворожкина Л. И. (2014a). Воздействие потребительского кредитования на уровень неравенства и бедности домохозяйств // Известия высших учебных заведений, Северо-Кавказский регион, серия «Общественные науки», № 4(182), с. 76—83.

Ниворожкина Л. И. (2014б). Сберегательное и кредитное поведение домохозяйств: опыт эмпирического исследования // Научные очерки ведущих ученых РГЭУ (РИНХ): сборник научных трудов. Ростов н/Д: Рост. гос. эконом. ун-т, т с. 126—182. 2

Стребков О. и Грибанова О. (2003). Развитие системы кредитования в 2 России: анализ потребностей и предпочтений населения. М.: Независимый институт ^ социальной политики. (http://www.socpol.ru/grantprog/pdf/Strebkov.pdf - Дата ^ обращения: 24.06.2016). £

Центр макроэкономических исследований Сбербанка России (2013). о Кредитное поведение населения: результаты опросов и эконометрическое ^ моделирование. М. (http://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/analytics/2013/ macro_13082013.pdf - Дата обращения: 24.06.2016).

Центральный банк РФ (2014). Обзор финансовой стабильности, № 10. М. (http://www.cbr.ru/publ/Stability/fin-stab-2014_2-3r.pdf - Дата обращения: 24.06.2016).

Шафиров Л. А. (2013a). Концепция оценки наличия потенциала рационального кредитования населения малых монопрофильных городов РФ (на примере кредитования домохозяйств для улучшения их жилищных условий) // Тегга

о

Economicus, Т. 11, № 3, ч. 3, с. 20-30. (http://te.sfedu.ru/evjur/data/2013/ journal11_3_3.pdf - Дата обращения: 24.06.2016).

Шафиров Л. А. (20136). Кредитование населения как фактор устойчивого развития депрессивных монопромышленных городов (концепция и рабочие гипотезы исследования) // Те^а Economicus, Т. 11, № 3, Ч. 2, с. 107-114. (http:// te.sfedu.ru/evjur/data/2013/journal11_3_2.pdf - Дата обращения: 24.06.2016).

Шафиров Л. А. (2014a). Оптимизация кредитования низкодоходных групп населения на региональном и муниципальном уровнях: обоснование проблемы исследования // Вопросы регулирования экономики, Т. 5, № 4, с. 136-161.

Шафиров Л. А. (2014б). Потенциал кредитования граждан на рациональные цели: особенности населения малых моногородов Российской Федерации // Вопросы регулирования экономики, Т. 5, № 3, с. 124-138.

Deeming C., Collard S. and Hayes D. (2011). Affordable credit: Lessons from overseas // A report prepared for Consumer Focus by the Personal Finance Research Centre (PFRC) University of Bristol. (http://www.consumerfocus.org.uk/files/2011/08/ Affordable-credit-Lessons-from-overseas.pdf - Дата обращения: 24.06.2016).

Demirgug-Kunt A., Beck T. H. L. and Honohan P. (2008). Finance for all?: Policies and pitfalls in expanding access. Washington, D.C: World Bank. (A World Bank policy research report). (https://pure.uvt.nl/portal/files/1107575/Financeforall.pdf - Дата обращения: 24.06.2016). ^ Kempson E., Whyley C., Caskey J. and Collard S. (2000). In or out? Financial

° exclusion: a literature and research review. // Consumer Research, no. 3, Financial crj Services Authority, July. (http://www.bristol.ac.uk/geography/research/pfrc/themes/

2 finexc/pfrc0002.pdf - Дата обращения: 24.06.2016).

К Morduch J. (1999). The role of subsidies in microfinance: evidence from the

Grameen Bank // Journal of Development Economics, vol. 60, no. 1, pp. 229-248.

Morduch J. (2010). Targeting the Ultra Poor // Financial Access Initiative w Research Framing Note, August. (http://www.financialaccess.org/sites/default/files/blog/ T RFN 13_Targeting_The_Ultra_Poor(2010-8-10)_0.pdf - Дата обращения: 24.06.2016). I Shafirov L. A. (2014). Sustainable Consumer Lending: Local Communities,

о Rationality, and Economic Policy // Вопросы регулирования экономики, Т. 6, № 3, § с. 67-82.

££ United Nations Development Programs (2008). Poverty Reduction Programme —

Financial Inclusion, 34 p. Version: 22 October. Project Brief: Financial Inclusion. (http:// www.undp.org/content/dam/undp/documents/projects/IND/00049804_Project%20Docu ment%20-%2061074.pdf - Дата обращения: 24.06.2016).

REFERENCES

Centre for Macroeconomic Research of Sberbank of Russia (2013). Credit Behavior of the Population: Results of Surveys and Econometric Modeling. Moscow. (http://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/analytics/2013/macro_13082013.pdf -Access Date: 24.06.2016). (In Russian).

Deeming C., Collard S. and Hayes D. (2011). Affordable Credit: Lessons from Overseas. A Report Prepared for Consumer Focus by the Personal Finance Research Centre (PFRC) University of Bristol. (http://www.consumerfocus.org.uk/files/2011/08/ Affordable-credit-Lessons-from-overseas.pdf - Access Date: 24.06.2016).

Demirgug-Kunt A., Beck T. H. L. and Honohan P. (2008). Finance for All?: Policies and Pitfalls in Expanding Access. Washington, D.C: World Bank. (A World Bank о policy research report). (https://pure.uvt.nl/portal/files/1107575/Financeforall.pdf -о Access Date: 24.06.2016).

ш Ibragimova D. Kh. (2008a). Living in Credit: Areas of Distribution. In:

о Ovcharova L. N. Russian Households on the Eve of the Financial Crisis: Income and <c Financial Behavior. Moscow, Independent Institute for Social Policy Publ., 208 p. (In

o^ Russian).

3 о

пз

Ш

о <

CD 15

О О

С

О

m

о ш си о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ibragimova D. Kh. (2008b). The Needs of the Population in Credit Resources. In: Ovcharova L. N. Russian Households on the Eve of the Financial Crisis: Income and Financial Behavior. Moscow, Independent Institute for Social Policy Publ., 208 p. (In Russian).

Kempson E., Whyley C., Caskey J. and Collard S. (2000). In or out? Financial exclusion: a literature and research review. Consumer Research, no. 3, Financial Services Authority, July. (http://www.bristol.ac.uk/geography/research/pfrc/themes/ finexc/pfrc0002.pdf - Access Date: 24.06.2016).

Kozhekina L. and Volkov S. (2016). Bank system risks: «problems of capital character». RAEX, March 15. (http://www.raexpert.ru/researches/banks/bankrisk_2016/ -Access Date: 24.06.2016). (In Russian).

Kuzina O. (2004). Economic and psychological modeling of financial behavior. Psychology. Journal of Higher School of Economics, vol. 1, no. 3, pp. 83-105. (In Russian).

Kuzina O. E. (2014). The dynamics of bank loans and debt load of Russians (2009-2013) / HSE Conferences. Moscow, Publ. House of Higher School of Economics. (http://regconf.hse.ru/uploads/d2e5b845f9e4ae440a74404de6dffe6f25ec381d.pdf - Access Date: 24.06.2016). (In Russian).

Morduch J. (1999). The role of subsidies in microfinance: evidence from the Grameen Bank. Journal of Development Economics, vol. 60, no. 1, pp. 229-248.

Morduch J. (2010). Targeting the Ultra Poor. Financial Access Initiative co Research Framing Note, August. (http://www.financialaccess.org/sites/default/files/blog/ o

CM

od

o c

RFN13_Targeting_The_Ultra_Poor(2010-8-10)_0.pdf - Access Date: 24.06.2016).

Nivorozhkina L. I. (2014a). Impact of Consumer Credit on the Level of Household Inequality and Poverty. University News. North-Caucasian Region. Social Sciences Series, no. 4(182), pp. 76-83. (In Russian). _

Nivorozhkina L. I. (2014b). Saving and credit behavior of households: empirical > research. Research essays by leading scientists of the Rostov State Economic University. • Rostov-on-Don, Publ. House of Rostov State Economic University, pp. 126-182. (In „ Russian). *

Shafirov L. A. (2013a). The Concept of Assessing the Availability of Capacity for | Sustainable Lending to Households Living in Russian Monotowns (Purpose-Loans to g Households to Improve Their Housing Conditions Case). Terra Economicus, vol. 11, m no. 3, part 3, pp. 20-30. (http://te.sfedu.ru/evjur/data/2013/journal11_3_3.pdf - Access i Date: 24.06.2016). (In Russian). «j

Shafirov L. A. (2013b). The Lending to Individuals as a Factor for Sustainable ° Development of the Depressed Mono-Towns (Research Concept and Working Hypotheses). Terra Economicus, vol. 11, no. 3, part 2, pp. 107-114. (http://te.sfedu.ru/ evjur/data/2013/journal11_3_2.pdf - Access Date: 24.06.2016). (In Russian).

Shafirov L. A. (2014a). Optimizing Lending to Low-Income Households at Regional and Municipal Levels: Justification for Research. Journal of Economic Regulation, vol. 5, no. 4, pp. 136-161. (In Russian). m

Shafirov L. A. (2014b). Potential of Sustainable Lending to Individuals: Russian Small Monotowns' Population Peculiarities. Journal of Economic Regulation, vol. 5, no. 3, pp. 124-138. (In Russian). <:

Shafirov L. A. (2014c). Sustainable Consumer Lending: Local Communities, ^ Rationality, and Economic Policy. Journal of Institutional Studies, vol. 6, no. 3, qJ pp. 67-82. o

Strebkov O. and Gribanova O. (2003). Development of credit system in Russia: ^ analysis of needs and preferences of the population. Moscow, Independent Institute for g Social Policy Publ. (http://www.socpol.ru/grantprog/pdf/Strebkov.pdf - Access Date: ^ 24.06.2016). (In Russian).

The Central Bank of the Russian Federation (2014). Financial Stability Review, no. 10. Moscow. (http://www.cbr.ru/publ/Stability/fin-stab-2014_2-3r.pdf - Access Date: 24.06.2016). (In Russian).

<

CD 15

О О

О

142

Wa^upoB A. A.

Ministry of Economic Development of the Russian Federation (2016). On the current economic situation in the Russian Federation 2015. Moscow, February. (http:// economy.gov.ru/wps/wcm/connect/bfeda678-29cd-44ae-b07b-d3c6d7200d32/%D0%98%D1 %82%D0%BE%D0%B3%D0%B8_2015.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=bfeda678-29cd-44ae-b07b-d3c6d7200d32 - Access Date: 24.06.2016). (In Russian).

United Nations Development Programs (2008). Poverty Reduction Programme — Financial Inclusion, 34 p. Version: 22 October. Project Brief: Financial Inclusion. (http:// www.undp.org/content/dam/undp/documents/projects/IND/00049804_Project%20Docu ment%20-%2061074.pdf - Access Date: 24.06.2016).

Zubarevich N. V. (2005). In what social space do we live in? Moscow, Pomatur Publ. (In Russian).

CD ■H O CM

od

5 o

o

X

o rn

CD m

o <

CD

15 o o

c

o m

LU

cc o

o o

LU LL

o

_J <

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.