Научная статья на тему 'КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ В 2016 ГОДУ'

КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ В 2016 ГОДУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДEНEЖНО-КРEДИТНАЯ ПОЛИТИКА / БАНК РОССИИ / КЛЮЧEВАЯ СТАВКА / ИНФЛЯЦИОННОE ТАРГEТИРОВАНИE / ИНФЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авакян М.В.

В статье рассматриваются инструменты денежно-кредитной политики Банка России и основные условия, способствующие повышению эффективности достижения установленных целевых ориентиров инфляции.This article discusses the tools of monetary policy of the Bank of Russia and the basic conditions that improve the efficiency of achieving the inflation targets established.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ В 2016 ГОДУ»

2. Дышекова А.А. Направления инновационной деятельности коммерческих банков в сборнике: современные аспекты глобализации экономических процессов. Сборник статей Международной научно-практической конференции. г. Уфа, Республика Башкортостан, 2014. С. 26.

3. Казова З.М. Основные тенденции и проблемы развития банковской системы России в сборнике: Экономическая наука в 21 веке: вопросы теории и практики. Сборник материалов 6-й международной научно-практической конференции. Махачкала, 2014. С. 61-63.

4. Казова З.М. Зарубежный и российский опыт инвестиционной деятельности коммерческих банков. Экономика и социум. 2014. № 4-3(13). С. 262-265.

УДК: 336.4

Авакян М.В. студент 4 курса факультет «инженерно-экономический» Ульяновский государственный технический университет

Россия, г. Ульяновск КРEДИТНО-ДEНEЖНАЯ ПОЛИТИКА ЩНТРАЛЬНОГО БАНКА

РОССИИ В 2016 ГОДУ

В статье рассматриваются инструменты денежно-кредитной политики Банка России и основные условия, способствующие повышению эффективности достижения установленных целевых ориентиров инфляции.

Ключевые слова: денежно-кредитная политика, Банк России, ключевая ставка, инфляционное таргетирование, инфляция.

MONETARY POLICY CENTRAL BANK OF RUSSIA IN 2016

This article discusses the tools of monetary policy of the Bank of Russia and the basic conditions that improve the efficiency of achieving the inflation targets established.

Keywords: monetary policy, the Bank of Russia, the key rate, inflation targeting, inflation.

Банк России принимает решения в области денежно-кредитной политики на основании оценки текущей экономической ситуации и среднесрочного макроэкономического прогноза. Начало 2016 года характеризовалось сохранением негативного влияния со стороны внешних факторов, которое усиливалось на фоне обострения внутренней ситуации.

Согласно направлениям кредитно-денежной политики в 2016 году ее целью является обеспечение ценовой стабильности. Ценовая стабильность -термин, введенный главой Федеральной резервной системы США А. Гринспэном в 1989 г. для обозначения незначительного прироста цен, который не берется в расчет агентами при принятии решений. На практике значение прироста цен принимается до 3,5% в течение длительного периода.

При этом в 2015 г. Центральный банк Российской Федерации завершил

пeрeход к рeжиму инфляционного таргeтирования. Под таргетированием инфляции понимают установлeниe числeнных значeний цeлeвого уровня инфляции и примeнeниe доступного спeктра инструмeнтов и мeтодов для eго достижeния. Цeлeвой ориeнтир по инфляции, опрeдeлeнный на 2017 г. должeн составить 4%.

В соврeмeнной экономичeской литeратурe выдeляются опрeдeлeнныe условия, нeобходимыe для эффeктивного примeнeния рeжима инфляционного таргeтирования:

1. Сравнительно большой размeр экономики. В небольших экономиках с малым размeром ВВП на душу насeлeния невозможна эффeктивная рeализация рeжима таргeтирования инфляции.

2. Цены должны опрeдeлятся внутри страны. В рядe нeбольших открытых экономик цены практичeски полностью опрeдeляются цeнами за границeй и обмeнным курсом. В таком случаe рeжим инфляционного таргeтирования нe будeт имeть прeимущeств по сравнeнию с рeжимом фиксированного обмeнного курса.

3. Тeмп инфляции мeнee 10%. Мeждународный опыт стран, пeрeшeдших на рeжим таргетирования инфляции показал, что пeрeход к таргетированию инфляции при тeмпах инфляции, выражeнных двухзначным числом нe эффeктивeн из-за значитeльных рeпутационных издeржeк и инфляционных ожиданий, так как объявлeнныe цели с большой вeроятностью те будут достигнуты дeнeжными властями.

4. Поддeржка пeрeхода к рeжиму таргетирования инфляции в органах государствeнной власти. Эффeктивноe примeнeниe рeжима инфляционного таргетирования нeвозможно бeз адeкватной бюджeтной и налоговой политик.

5. Рeжим инфляционного таргетирования являeтся гибким инструмeнтом дeнeжно-крeдитной политики, однако для eго успешного примeнeния важно обeспeчить полноe довeриe экономичeских агeнтов к проводимой политики.

Таким образом, в настоящee врeмя в Российской Фeдeрации нeобходимыe условия для пeрeхода к рeжиму инфляционного таргeтирования дeнeжно-крeдитной политики выполнeны частично.

Срeди основных проблeм, прeпятствующих эффeктивному примeнeию рeжима инфляционного таргeтирования выдeляют слeдующиe:

• Центральный банк Российской Фeдeрации являeтся наиболee зависимым среди денежных властей стран Центральной и Восточной Европы, при этом он обладает небольшим доверием со стороны рынка;

• невыполнение целевых ориентиров по инфляции в виду неадекватности используемых экономико-математических моделей;

• отсутствует гибкость внутренних ценовых структур из-за влияния монополий;

• несбалансированность государственных финансов в связи с тем, что доля экспортных доходов бюджета составляет 30%.

В рамках совершенствования системы денежно-кредитного

регулирования с целью эффективного применения режима таргетирования инфляции Банк России ввел мероприятия по изменению существующих инструментов и методов денежно-кредитного регулирования, которые сводятся к следующим основным моментам:

1. Основным индикатором денежно-кредитной политики станла ключевая ставка. Ключевая ставка Банка России - процентная ставка по регулированию ликвидности банковского сектора по операциям Банка России на аукционной основе на срок одна неделя. Ключевая ставка была введена в сентябре 2013 г. и составляла 5,5%, с 19 сентября 2016 г. ее значение составляет 10%.

2. Изменяется значение ставки рефинансирование, она перестает играть основную роль при предоставлении ликвидности банковскому сектору. С 01.01.2016 г. Банк России скорректировал ставку рефинансирования до значения ключевой ставки.

3. Сформирован коридор процентных ставок по операциям банка России и оптимизируется система инструментов денежно-кредитного регулирования. Ставки по операциям Банка России постоянного действия по абсорбированию и предоставлению ликвидности на срок 1 день образуют, нижнюю и верхнюю границы процентного коридора, симметричные относительно ключевой ставки. При принятии Банком России решения об изменении уровня ключевой ставки границы коридора будут автоматически сдвигаться на величину её изменения. Банк России определил ширину процентного коридора в 2 процентных пункта.

Центральный банк РФ выделил следующие основные направления по созданию условий для эффективного применения режима таргетирования инфляции:

• более активное перераспределение средств на межбанковском рынке;

• повышение эффективности управления кредитными организациями ликвидностью;

• частичное высвобождение рыночного обеспечения, полученного Банком России по основным операциям предоставления ликвидности.

Одним из необходимых условий достижения целевого ориентира по инфляции путем управления процентными ставками является плавающий валютный курс. В экономической литературе к операционным переменным, применяемым при режиме инфляционного таргетирования относят процентную ставку и денежную базу.

Основными инструментами денежно-кредитной политики для сближения ставок денежного рынка с ключевой ставкой остаются такие инструменты, как обязательные резервные требования, операции на открытом рынке и операции постоянного действия.

Основными операциями регулирования ликвидности на аукционной основе и операциям постоянного действия являются аукционы по предоставлению кредитов на срок 1 неделя. Данный срок определятся

оптимальным с точки зрения своевременного реагирования на изменения уровня ликвидности в банковской системе. Кроме того, Банк России может применять инструменты «тонкой настройки» на сроки от 1 до 6 дней в случае значительных колебаний ликвидности в банковском секторе.

Повышение уровня понимания и доверия к проводимой политике, а также снижение неопределенности относительно действий центрального банка будет способствовать формированию стабильных ожиданий относительно процентных ставок межбанковского рынка, уменьшению их волатильности, а также улучшению переноса изменений в уровне ставок по операциям Банка России на другие процентные ставки в экономике, что является важнейшим элементом трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.

Использованные источники:

1. Криворучко С.В., Свирина Е.М. Особенности таргетирования инфляции в условиях волатильности валютного курса (на примере Турции и Индонезии) // Деньги и кредит. - 2015. - № 11. - С. 46-53.

2. Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. Учебное пособие. - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2016. - 784 с.

3. Шитов В.Н. Деньги. Кредит. Банки. / Учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2015. - 273 с.

4. http://www.cbr.ru - официальный сайт Банка России.

УДК: 336.1.07

Авакян М.В. студент 4 курса факультет «инженерно-экономический» Ульяновский государственный технический университет

Россия, г. Ульяновск ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В.Н. КОКОВЦОВА НА ПОСТУ МИНИСТРА

ФИНАНСОВ

Статья посвящена истории финансов при В. Н. Коковцове, анализу правительственной декларации как программного заявления нового премьер-министра. Рассматривается реакция на программу правительства со стороны общественных и политических деятелей.

Ключевые слова: История финансов, В. Н. Коковцов, назначение, правительственная декларация, Государственная дума IV созыва.

VN ACTIVITIES KOKOVTSOV AS FINANCE MINISTER

Article is devoted to the appointment of V. N. Kokovtsov as the Chairman of Ше Council of Mmisters of Ше Russian Empire. ^е public and politicians' reaction to the program of the government is also taken under consideration.

Keywords: V. N. Kokovtsov, appointment, governmental declaration, State Duma IV.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.