Научная статья на тему 'Кредитная политика банков в условиях инновационного роста российской экономики'

Кредитная политика банков в условиях инновационного роста российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
634
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / РЫНОК / БАНКОВСКИЕ КРЕДИТЫ / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННЫЕ КРЕДИТНЫЕ ПРОДУКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тихомирова Е.В.

В статье отмечается, что особенностью современного периода является поставленная на государственном уровне задача модернизации экономики на основе внедрения инноваций. Она требует изменения принципов кредитной политики банков, приоритетом которой пока выступает снижение кредитных рисков в ущерб поддержке перспективных инвестиционных проектов клиентов. Определены направления перестройки кредитной политики банков, которые должны обеспечить качественные сдвиги в экономике России, а также меры государственного регулирования, призванные стимулировать инновационные кредитные продукты банков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кредитная политика банков в условиях инновационного роста российской экономики»

Банковское дело

Удк 336.717

кредитная политика банков в условиях инновационного роста российской экономики

E. B. ТИХОМИРОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского дела Е-шиН: tihom06@mail.ru Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов

В статье отмечается, что особенностью современного периода является поставленная на государственном уровне задача модернизации экономики на основе внедрения инноваций. Она требует изменения принципов кредитной политики банков, приоритетом которой пока выступает снижение кредитных рисков в ущерб поддержке перспективных инвестиционных проектов клиентов. Определены направления перестройки кредитной политики банков, которые должны обеспечить качественные сдвиги в экономике России, а также меры государственного регулирования, призванные стимулировать инновационные кредитные продукты банков.

Ключевые слова: инновационный экономический рост, рынок, банковские кредиты, финансовый рынок, кредитная политика, инновационные кредитные продукты.

Приоритетными задачами, поставленными Правительством РФ на современном этапе, выступают модернизация и структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития. Это предполагает формирование национальной инновационной системы, включающей:

- систему научных исследований и разработок, гибко реагирующую на запросы со стороны компаний;

- инжиниринговый бизнес;

- институты рынка интеллектуальной собственности;

- механизмы стимулирования инноваций.

Инновационный экономический рост невозможен без создания высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в науку и экономику. Важнейшая роль здесь принадлежит финансовому рынку, обеспечивающему трансформацию сбережений в капитал. Ключевое значение в этом процессе имеют банки в силу их значительного ресурсного, инновационного и технологического потенциала и преимуществ по сравнению с прочими участниками финансового рынка (инвестиционными, страховыми компаниями, кредитными кооперативами, микрофинансовыми организациями и др.).

В то же время при ежегодном количественном росте кредитных вложений банков в нефинансовый сектор, о чем свидетельствуют данные Банка России [3], не происходит качественных сдвигов в экономике, и существенно не улучшается ее капитальная база. Причиной такого положения дел является незаинтересованность банков в финансовой поддержке предприятий, что обусловлено приоритетами их кредитной политики:

- всемерное снижение кредитных рисков;

- наращивание доходности кредитных портфелей.

Упор на кредитные риски не позволяет банкам развивать инвестиционные кредитные продукты, без которых невозможны экономический рост и повышение конкурентоспособности страны. В настоящее время банковские кредиты обслуживают преимущественно текущие потребности компаний в пополнении оборотного капитала. В связи с этим особо актуальным является переход банков к клиентоориентированному подходу, при котором банки должны помогать своим клиентам в создании условий успешного ведения их бизнеса. Данный подход требует изменения принципов кредитной политики коммерческих банков.

Только при клиентоориентированном подходе ресурсный потенциал банковской системы сможет обеспечить выполнение целей, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Основными из данных целей являются:

- опережающий рост кредитных вложений банковского сектора по сравнению с нефинансовым сектором экономики,

- структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития,

- формирование научно-технического потенциала;

- рост конкурентоспособности ведущих отраслей.

Важным ориентиром развития рынка банковских кредитов становится усиление долгосрочной составляющей в кредитных вложениях банков при повышении уровня доступности для компаний источников долгосрочных инвестиций.

Соответственно, для банковской системы РФ включение в процесс обеспечения инновационного экономического роста означает в первую очередь необходимость переориентации на обслуживание инвестиционных потребностей компаний, за счет которых:

- генерируется научный и технический потенциал;

- модернизируется производство;

- расширяется выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции.

Пока же многие показатели, характеризующие состояние основных фондов российской экономики, свидетельствуют о деградации научно-технического потенциала. В частности, по данным Росстата [2], степень износа основных фондов по отдельным

отраслям экономики составляет более 60 % при их среднем сроке эксплуатации 20-80 лет. Преодоление этих негативных тенденций настоятельно требует массового вовлечения банков в финансирование инвестиций в основные фонды.

Беспрецедентным примером решения данных задач является собственный опыт послевоенного восстановления и индустриализации экономики в условиях планового хозяйства, которые были осуществлены в короткие сроки за счет сосредоточения инвестиционных ресурсов в руках государства и их планомерного распределения в соответствии с приоритетами хозяйственной политики. Применительно к текущим потребностям инновационного роста России наиболее важной, по мнению автора, становится активная позиция государства, которая должна:

- стимулировать современные банки к установлению длительных и тесных отношений с клиентами;

- побуждать банки к разработке инвестиционных кредитных продуктов с «модернизационным зарядом»;

- помочь банкам определить ориентиры их кредитных вложений в экономику в долгосрочной перспективе.

Переход к клиентоориентированному подходу требует изменения принципов кредитной политики банков. В настоящее время ее методология состоит в управлении кредитными рисками и доходностью кредитных портфелей банков, что предопределяет общее нежелание:

- активизировать инвестиционное кредитование как более рискованное (по сравнению в кредитованием потребностей в оборотном капитале);

- кредитовать новые перспективные компании, в том числе малый и средний бизнес (ограничивая круг клиентов «старыми», зарекомендовавшими себя заемщиками);

- разрабатывать способы снижения кредитных рисков и формы финансовой поддержки перспективных, но не высокорентабельных инвестиционных проектов компаний.

Как правило, в сфере инвестиционного кредитования банки выбирают наиболее доходные проекты с небольшим сроком окупаемости, инициаторами которых выступают надежные компании с квалифицированным менеджментом.

В итоге современные кредитные продукты банков, несмотря на их разнообразие и передовые технологии продажи, преимущественно нацелены

на удовлетворение требований самих банков к уровню доходности и риска кредитных портфелей при минимальном учете интересов заемщиков. Большинство банков не заинтересовано в изучении текущих и выявлении будущих потребностей своих клиентов. Далеко не все банки могут квалифицированно оценивать качество подготовки и состоятельность инвестиционных проектов компаний, быть консультантами по вопросам развития их бизнеса и разработки схем финансирования проектов клиентов. Результатом такого положения дел являются:

- несоответствие кредитной политики коммерческих банков приоритетам экономической политики государства;

- отстающая от потребностей экономики качественная и количественная динамика их кредитных вложений;

- снижение конкурентных преимуществ, что имеет долгосрочные негативные последствия.

В условиях роста конкуренции между банками, между банками и прочими участниками финансового рынка доходность стандартных кредитных продуктов будет и далее снижаться. Соответственно, для сохранения рыночных позиций и роста эффективности бизнеса банки должны внедрять инвестиционные продукты, которые и начали развивать западные банки в 1970-1980 гг.:

- проектное и структурное финансирование;

- венчурные инвестиции;

- синдицированные кредиты и пр.

Как отмечают М. А. Поморина и О. Б. Кравец [3], практически все лидирующие в 2000-х гг. западные банки не были таковыми в 1990 г. Именно на основе применения инвестиционных продуктов они обеспечили себе рост прибыльности, капитализацию и стали лидерами. Российским банкам важно понимать преимущества инвестиционных продуктов, которые заключаются в следующем:

1) снижение кредитных рисков за счет:

- лучшей диверсификации портфеля продуктов;

- возможностей продажи (переуступки) кредитов (последнее особо актуально на рынке син-дикаций);

2) увеличение доходов и темпов роста прибыли за счет:

- продажи более дорогих для клиентов продуктов, чем кредиты на преодоление кассовых разрывов;

- роста доли продажи продуктов посредни-ческо-комиссионной деятельности банков, не

требующих отвлечения ресурсов банков (например, стратегический консалтинг, консалтинг по привлечению финансирования, разработке инвестиционных программ, реструктуризации компаний, разработке/экспертизе бизнес-планов проектов, правовое сопровождение сделок клиентов, организация кредитов с целью их последующей продажи, предоставление гарантий, поручительств и т. д.);

- продажи новых продуктов и расширения рынков для существующих продуктов.

В настоящее время зарубежные банки предлагают клиентам не отдельные продукты, а сразу несколько продуктов в виде пакета готового финансового решения для клиента.

На взгляд автора, методологией кредитной политики российских банков в условиях инновационного роста экономики, соответствующей клиентоориентированному подходу, должна стать методология управления взаимоотношениями с клиентами. Только тогда у банков появятся стимулы к долгосрочному кредитованию инвестиций в обновление капитальной базы своих клиентов. Новая кредитная политика банков требует изменения характера взаимоотношений банков с клиентами:

- банки должны «знать своих клиентов»;

- выступать для них консультантами по вопросам ведения бизнеса, компенсируя недостаток квалификации менеджмента компаний в разных областях;

- формировать их спрос на реализацию новых проектов предложением соответствующих кредитных продуктов, что невозможно без установления с ними постоянных, доверительных отношений.

Иными словами, банки обязаны брать на себя функции организации финансовых и в определенной степени нефинансовых1 отношений клиентов и помогать им в выборе оптимальных способов финансирования развития их бизнеса.

Условия кредитных продуктов должны постоянно совершенствоваться банками, чтобы опережать и предвосхищать потребности клиентов. Своими кредитными продуктами банки должны формировать спрос компаний на эти продукты и на этой основе инициировать их новые потребности инновационно-

1Например, в части выбора контрагентов заемщика по инвестиционным проектам (подрядчиков, поставщиков), преодоления административных барьеров, консалтинга по вопросам получения государственных субсидий, поручительств по кредитам и т. д., взаимоотношений с налоговыми, таможенными органами.

инвестиционной направленности. При этом разработка кредитных продуктов будет осуществляться с учетом специфики потребностей конкретного заемщика. Банкам следует учитывать:

- отрасль;

- масштабы бизнеса;

- период работы и стратегию развития компаний на рынке,

- бизнес-потенциал;

- характер (регулярность и величину денежных потоков) и пр.

Соответственно, необходимы:

- переход к отраслевому порядку кредитования;

- предложение разных кредитных продуктов крупным, средним и малым компаниям, вновь созданным и «старым», компаниям с равномерным и неравномерным характером денежных потоков;

- предложение отдельных продуктов на цели поддержки текущего бизнеса клиентов и на его развитие.

Полезной представляется апробация кредитных продуктов путем их предложения узкому кругу клиентов данного банка.

В нормативно-правовой базе Российской Федерации не определены понятие и перечень кредитных продуктов банков, как и понятие «банковский продукт» и его виды. В экономической литературе, как показал анализ, также нет единства в их понимании. При этом кредитные продукты часто отождествляются с кредитными услугами. По мнению автора, это некорректно с позиции клиентоориентирован-ного подхода, который должен стать основополагающим для российских банков. В соответствии с ним кредитная услуга может быть определена как совокупность взаимосвязанных интеллектуальных, финансовых, технических и прочих действий банка, направленных на удовлетворение потребностей клиентов в привлечении ресурсов на возвратной, платной и срочной основе. Кредитная услуга является абстрактной категорией, не имеет конкретного воплощения и характеризуется следующими свойствами:

- неосязаемость;

- несохраняемость;

- непостоянство качества;

- неотделимость от источника.

В отличие от нее кредитный продукт выступает уже как конкретная категория: это то, что конкретный банк продает данному конкретному клиенту. Его можно определить как конкретное воплощение (способ

оказания) кредитной услуги в форме ее четкого определения и структурирования условий, рассчитанных на конкретного заемщика или на их группу.

Это позволяет говорить о кредитном продукте как экономически (функционально) обоснованной и юридически закрепленной системе отношений между конкретным банком и конкретным заемщиком (их группой) по поводу удовлетворения его (их) специфических финансовых потребностей на основе применения определенной технологии кредитования. Кредитные продукты имеют:

- стоимость, выражающуюся в величине процентной ставки, комиссий банка,

- потребительную стоимость (полезность для конкретных заемщиков).

Конкретно кредитные продукты банков определяет сочетание:

- категории заемщика;

- вида кредита (по набору его параметров);

- метода кредитования (следует выделить отдельно).

В основе кредитных продуктов лежат, по сути, кредитные услуги. Но в то же время один и тот же кредитный продукт может сочетать в себе несколько банковских услуг (например, овердрафт сочетает кредитные, гарантийные и расчетные услуги). В отличие от банковских услуг, набор которых является относительно постоянным, перечень банковских продуктов практически ничем не ограничен. При этом по кредитным услугам набор банковских продуктов является одним из самых разнообразных, что обусловлено широким спектром потребностей платежного оборота заемщиков.

Особо актуальной в свете приоритетов государственной политики РФ является активизация инвестиционных кредитных продуктов банков. Банковские кредиты должны предоставляться не столько на поддержку текущего бизнеса заемщиков, преодоление их кассовых разрывов, когда они обеспечивают компаниям лишь кратковременное решение их финансовых проблем, сколько на наращивание их капитальной базы, когда будет достигаться кардинальное улучшение их платежеспособности. Для инвестиционных кредитных продуктов, в отличие от обычных краткосрочных, характерна следующая специфика:

1) вложение средств банками осуществляется в создание новых или усовершенствование и расширение действующих производств, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки,

направленные на создание новых базовых технологий и необходимой для их реализации техники;

2) банковский кредит изменяет качество и структуру производственного потенциала предприятий, т. е. участвует в создании:

- новых основных фондов;

- нематериальных активов;

- технологий;

- производственных мест;

3) обязательным условием получения кредита является представление инициаторами проектов банку бизнес-планов их практической реализации;

4) участие банка в кредитовании проектов осуществляется в разных формах:

- инвестиционное, проектное кредитование;

- проектное финансирование;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- лизинг;

- покупка ценных бумаг предприятий - инициаторов проектов.

Также это происходит на разных этапах реализации проекта, исходя из уровня риска, который готов принять на себя банк;

5) инвестирование банком средств в проект осуществляется в течение длительного периода, определяемого периодом освоения и окупаемости новых производств или окупаемости затрат действующих предприятий. Соответственно, кредит является среднесрочным (от трех до пяти лет) или долгосрочным (более пяти лет);

6) погашение кредита и процентов по нему осуществляется преимущественно или только (в случае проектного кредитования и проектного финансирования) за счет доходов, генерируемых инвестиционным проектом.

Специфика инвестиционных кредитов выдвигает на первое место детальный анализ не самого заемщика (его текущей кредитоспособности и делового риска), а эффективности его инвестиционного проекта и его инвестиционной кредитоспособности. Как свидетельствует практика, российские банки при оценке и отборе инвестиционных проектов отдают предпочтение финансовым показателям. Вместе с тем, опираясь на опыт западных банков, можно утверждать, что более правильным является первоначальная оценка и отбор проектов по экономическим критериям. Это предполагает изучение стратегических приоритетов (целей) проектов и их соответствия инвестиционной политике банка. Здесь основным фактором привлекательности проектов для банков может выступать расширение какого-

либо отраслевого или регионального рынка за счет наращивания конкурентных преимуществ заемщиков (путем внедрения им современных технологий, новой техники, диверсификации бизнеса).

Помимо стратегических задач инвестиционных проектов, их оценка по экономическим критериям должна включать анализ:

- обоснованности планов практической реализации проектов;

- рыночной конкурентоспособности продуктов или услуг, планируемых к выпуску (оказанию);

- опыта и финансового состояния партнеров заемщика по проектам.

В настоящее время российские банки, кредитующие инвестиционные проекты, предпочитают работать по самой простой схеме инвестиционного кредитования как наименее рискованной. В дальнейшем должны получить развитие такие инновационные инвестиционные кредитные продукты банков, как проектное кредитование и проектное финансирование, в том числе на синдицированной основе. Это произойдет при соблюдении следующих условий:

1) освоение банками инвестиционных технологий;

2) формирование системы государственной поддержки инвестиционных проектов компаний;

3) формирование инфраструктуры инвестиционно-кредитного рынка;

4) рост инвестиционной активности компаний, которую пока сдерживают:

- их нестабильное финансовое положение;

- низкий уровень рентабельности;

- инфляционные ожидания;

- бюрократические барьеры;

- избыток производственных мощностей;

- отсутствие четких инвестиционных стратегий и опыта в подготовке инвестиционных проектов.

Здесь банки выступают как полноправные участники проектов, полностью принимая на себя все инвестиционные риски. За рубежом проектное финансирование уже не ассоциируются у банков с повышенными рисками, так как банки научились управлять рисками на основе грамотного структурирования сделок. В России, по оценкам экспертов [2], объем сделок проектного финансирования колеблется в интервале от 4 до 40 млрд руб. при сроках окупаемости проектов от 3 до 15 лет. В основном проектное финансирование используется для реализации инвестиционных программ в строительстве

транспортных и промышленных объектов энергетической и нефтегазовой отраслей. Доля участия каждого спонсора проекта обычно составляет не ниже 30 % от общего объема финансирования. Процентные ставки определяются банками для каждого инвестиционного проекта индивидуально. Они зависят от следующих факторов:

- степень рисков,

- масштабы и наличие дополнительных гарантий.

Ставки составляют, как правило, от 15 до 18 % годовых в рублях.

Развитие проектного финансирования в России сдерживают:

- опасения банков, которые связывают его с высокими рисками;

- нежелание частного бизнеса инвестировать средства на длительные сроки (5-10 лет);

- отсутствие четкой, отлаженной системы государственной (прямой и косвенной) поддержки инвестиционных проектов и инновационных кредитных продуктов банков.

По мнению автора, риски долгосрочного кредитования во многом завышают сами банки, вуалируя свое нежелание изучать бизнес клиентов, осваивать новые кредитные продукты и кредитно-инвестици-онные технологии.

Риски инвестиционных продуктов могут быть снижены банками путем их структурирования в соответствии с инвестиционной кредитоспособностью инициаторов проектов и параметрами кредитуемых проектов. Инвестиционная кредитоспособность характеризует способность заемщика к своевременному и полному погашению кредита в результате реализации проекта. Банкам следует оценивать инвестиционную кредитоспособность, увязывая текущее финансовое состояние заемщика с денежными потоками проекта. Это позволяет спрогнозировать, как реализация проекта повлияет на него и наоборот -как предприятие с генерируемыми им рисками способно снизить эффективность проекта либо даже оказаться не в состоянии осуществить проект.

Неотъемлемыми условиями структурирования инвестиционных кредитов также являются:

- улучшение финансовых показателей проектов (например, за счет удешевления привлеченных для финансирования проекта ресурсов);

- уступки банков клиентам в обмен на определенные меры по снижению рисков и выгоды от их обслуживания.

Остановимся подробнее на подходах к структурированию инвестиционных продуктов, которые рекомендуются банкам к применению. В основе инновационных кредитных продуктов долгосрочного характера (инвестиционное, проектное кредитование, проектное финансирование, лизинг) лежит сама идея будущих денежных потоков, генерируемых создаваемыми в рамках кредитуемого проекта активами. В связи с этим для банков исключительно важна возможность контроля и распоряжения потоками по проекту. Такую возможность банкам предоставляют:

- право безакцептного списания средств с расчетных счетов заемщика и связанных с ним компаний;

- обязательства заемщика проводить расчеты по проекту через открытый в банке-кредиторе расчетный счет (с поддержанием определенного объема поступлений на него в течение срока кредита, направлением их в первую очередь на погашение задолженности банку и с депонированием части выручки по проекту на эскроу-счете в банке-кредиторе в качестве обеспечения возврата кредита);

- контроль банка за деятельностью заемщика (путем участия или возможного (при невозврате долга) участия в его капитале, принятия в залог ключевых активов заемщика).

Выбор обеспечения как дополнительного источника возврата кредитов должен определяться целью кредитования с юридическим оформлением права банка на него. Структура обеспечения по инвестиционным кредитным продуктам обязана быть многоуровневой, особенно при проектном финансировании. Она предполагает:

- участие инициаторов в проекте (как правило, не менее 30 % его общих затрат);

- распределение рисков по проекту среди максимального числа его участников с принятием каждой стороной тех видов рисков, которые максимально зависят от нее и/или которыми она может лучше всех управлять;

- залог активов, генерируемых проектом, и прав денежных требований заемщика к его контрагентам по проекту в сочетании с залогом крупного пакета акций заемщика, имеющихся основных средств, прав собственности на объекты интеллектуальной деятельности;

- государственные гарантии, гарантии международных экспортных агентств, поручительства собственников компании-заемщика, связанных с ним компаний, иных участников проекта;

- страхование рисков и пр.

В плане определения сроков кредитов на реализацию инвестиционных проектов решающее значение имеет разделение периодов освоения и окупаемости затрат для установления отсрочки в погашении кредита на период освоения затрат с последующим поэтапным (по мере ввода объектов в эксплуатацию) погашением основного долга. Как правило, для равномерности притока средств в банк оптимальным считается льготный период, не превышающий трети или половины срока открытой под проект кредитной линии или разового кредита. А в качестве приемлемой периодичности выплаты процентов - не реже одного раза в квартал, начиная с даты первой выдачи кредита или с даты окончания льготного периода по выплате процентов.

В качестве техники кредитования банкам целесообразно применять выдачу кредитов траншами - с предоставлением каждого следующего транша после освоения заемщиком соответствующей части затрат, на финансирование которых был предоставлен предыдущий транш. В этом случае инвестиционные кредитные продукты будут дисциплинировать заемщиков, нацеливая их на эффективное вложение полученных средств и их своевременный возврат и одновременно - снижать кредитные риски банков. Поэтому в качестве техники кредитования банкам следует применять кредитные линии (общие - под все затраты по проекту или рамочные).

В отношении порядка ценообразования по инвестиционным продуктам банки должны учитывать следующее. Объективно процентная ставка по кредитам имеет нижний и верхний пределы.

Нижним пределом выступают:

- затраты банка по привлечению ресурсов, содержанию своего аппарата

- минимальная норма прибыли, необходимая для развития банка.

Верхним пределом - уровень рентабельности конкретных проектов.

Значение кредитных продуктов банков, как уже отмечалось, должно заключаться в удовлетворении, а в идеале - в стимулировании инновационно-инвестиционных потребностей экономики (в этом проявляется их капиталотворческая функция). Объективно банки выбирают инвестиционные проекты с максимальной доходностью и стремятся компенсировать высокие риски по кредитам повышением процентных ставок, устанавливая их зачастую выше нормы рентабельности проектов. Это ограничивает

спрос на кредиты, увеличивает риски участников проектов и говорит о невыполнении рынком банковских кредитов своего предназначения.

Решение дилеммы, как представляется автору, заключается в компенсации принимаемых банками рисков. В первую очередь - государством через механизм государственно-частного партнерства (по экономически и социально значимым проектам). А также другими способами, приемлемыми для конкретного проекта:

- распределение рисков между участниками проекта,

- временное участие банка в капитале инициатора проекта,

- принятие обеспечения по кредиту.

Возможен и путь диверсификации кредитных

продуктов банка.

Также немаловажное значение имеет и механизм ценообразования кредитов, который должен минимизировать риски заемщиков и на этой основе улучшать их финансовые показатели. В частности, следует учитывать, что установление для подверженных процентным рискам компаний плавающих процентных ставок по кредитам противоречит самой основе возврата кредитов - завершению кредитуемой сделки и только увеличивает риски обеих сторон кредитной сделки.

Важным моментом в свете реализации клиенто-ориентированного подхода представляется предложение банками (наряду с собственно инновационными кредитными продуктами, стимулирующими инвестиционную активность клиентов) комплекса сопровождающих продуктов. Ими могут быть:

- разработка инвестиционных стратегий и проектов для клиентов;

- экспертиза проектов;

- юридическая помощь;

- налоговое консультирование;

- подбор контрагентов (подрядчиков, поставщиков, страховщиков, оценщиков и т. д.) по инвестиционным проектам;

- консалтинг по вопросам получения государственных субсидий, гарантий, по вопросам преодоления бюрократических барьеров и т. д.

Априори банки располагают здесь большим объемом информации и вполне могли бы использовать ее в интересах своих клиентов.

Большое значение имеют вопросы государственного регулирования рынка банковских кредитов и экономики РФ. По мнению автора, здесь госу-

дарством должны быть предприняты определенные меры, стимулирующие инвестиционные программы компаний и соответствующие им кредитные продукты банков. Прежде всего необходима выработка четкой долгосрочной инвестиционной стратегии или стратегии развития рынка банковских кредитов РФ, в которой будет отражена позиция Правительства РФ (прочих государственных органов) в части приоритетных направлений реализации инвестиционных проектов:

- по отраслям экономики;

- группам заемщиков;

- географическим регионам инвестиций;

- целям проектов.

Такие приоритеты - ориентиры кредитной политики для банков могут быть определены на уровне регионов - местными органами власти при согласовании с Правительством РФ.

Развитие инвестиционных кредитных продуктов банков сдерживает недостаток долгосрочных ресурсов. Увеличение инвестиционного потенциала банковской системы представляется возможным за счет:

- избыточных страховых резервов;

- сверхнормативного валютного запаса страны;

- средств пенсионных накоплений при строгом мониторинге их целевого использования коммерческими банками и возврата кредитов.

Пенсионные, страховые накопления и валютные резервы РФ могли бы предоставляться через ОАО «Внешэкономбанк» или другой институт развития на длительные сроки под низкие процентные ставки надежным банкам для последующего финансирования инвестиций предприятий в инновационные проекты. Также необходимы создание механизма рыночного рефинансирования банков на основе секьюритизации их активов (инвестиционных кредитов) и переход к системе инвестиционного рефинансирования Банка России. Это предполагает разрешение Банку России предоставлять долгосрочные кредиты коммерческим банкам. Такая практика уже применяется в развитых странах.

Банк России мог бы осуществлять рефинансирование региональных банков на срок 2-3 года для кредитования инвестиционных проектов, имеющих большую значимость для развития местной экономики или отдельной отрасли. Предоставление средств на такое долгосрочное целевое финансирование может осуществляться в рамках открытия банкам кредитных линий, обеспечением по которым будут

выступать права требования по предоставленным целевым кредитам. При этом следует использовать опыт двухуровневой системы кредитования через уполномоченные региональные банки, внедренный в практику ОАО «Российский банк развития» (при кредитовании малого бизнеса). Для реализации данного механизма необходимо внесение изменений в Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» относительно удлинения сроков кредитов Банка России.

Для снижения рисков банков актуальным, по мнению автора, является формирование эффективной и комплексной системы государственно-частного партнерства, важнейшими элементами которой должны стать:

- механизм государственных гарантий РФ, субъектов РФ;

- федеральные и региональные фонды поддержки малого и среднего бизнеса;

- государственные структуры (фонды) разработки и экспертизы инвестиционных проектов;

- механизм синдицированного кредитования, когда в качестве банка - организатора кредита будет выступать какой-либо крупный банк (институт развития), имеющий опыт в сфере разработки, анализа и кредитования инвестиционных проектов, привлекающий к участию в кредите другие банки (региональные), не обладающие такими навыками.

Здесь необходима разработка нормативно-правовой базы РФ в сфере государственно-частного партнерства, в которой должны быть определены:

- формы взаимодействия государства и частного сектора;

- типовые формы документации, регламентирующей отношения сторон и приоритетные отрасли экономики для внедрения государственно-частного партнерства, поскольку привлечение инвестиций сразу во все отрасли и регионы страны невозможно и нецелесообразно.

Согласно зарубежной практике, система государственно-частного партнерства эффективна при наличии сильного государственного аппарата (в частности, квалифицированных менеджеров в сфере анализа рисков проектов) и при реализации перспективных проектов, имеющих важное экономическое и социальное значение (прежде всего в сфере инфраструктуры и концессионных соглашений). Логика государственно-частного партнерства состоит в выборе государственными

органами значимых для них проектов, их экспертизе и подключении к ним частного бизнеса, в том числе банков.

Таким образом, в условиях приоритетов инновационного роста экономики страны ключевую роль в их реализации должны играть банки. Их переход к клиентоориентированному подходу и соответствующей ему методологии кредитной политики позволит активизировать инвестиционное кредитование экономики, которое невозможно без реализации следующих условий:

- установление тесных и долгосрочных отношений с клиентами;

- желание банков изучать специфику и потребности бизнеса клиентов и инициировать их потребности в обновлении капитальной базы.

Кредитные продукты банков должны помогать клиентам в создании условий успешного ведения биз-

неса. Именно на этой основе будет достигаться снижение кредитных рисков банков. Стимулировать банки к разработке инновационных кредитных продуктов обязано государство на основе определения долгосрочных приоритетов инвестиционной стратегии, мер поддержки инвестиционных проектов и создания системы государственно-частного партнерства.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. ПоморинаМ. А., Кравец О. Б. Инвестиционный бизнес банка как инновация в его деятельности // Банковское дело. 2008. № 1.

2. Романов Н. Финансирование государственного масштаба // РБК daily Санкт-Петербург. 26.05.2011. № 81.

3. URL: http://www.cbr.ru/publ/BBS/Bbs.

4. URL: http:// www.gks.ru/free_doc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.