Научная статья на тему 'Креативный подход к обучению иностранным языкам будущих специалистов'

Креативный подход к обучению иностранным языкам будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АККУМУЛЯЦИЯ ИНФОРМАЦИИ / ACCUMULATION OF INFORMATION / ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ / POTENTIAL / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ / КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД / CREATIVE APPROACH / ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ / САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / АЛЬТЕРНАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ALTERNATIVE WAY OF THINKING / АЛГОРИТМ / ALGORITHM / MENTAL SELFGOVERNMENT / INTENCIFIC1ATION / MEANS OF SELFREGULATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лысанова Н. В., Бояркина С. А.

В статье рассматриваются некоторые аспекты обучения иностранным языкам будущих специалистов на основе креативного подхода, который предполагает развитие у обучаемых творческой активности, созидательной способности в ходе выполнения познавательно-информативных упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лысанова Н. В., Бояркина С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Креативный подход к обучению иностранным языкам будущих специалистов»

Н.В. Лысанова

канд. пед. наук, доцент, кафедра иностранных языков, ФГБОУ ВПО «Северо-Восточный Федеральный университет

им. М.К. Аммосова»

С.А. Бояркина

ст. преподаватель, кафедра иностранных языков, ФГБОУ ВПО «Северо-Восточный Федеральный университет

им. М.К. Аммосова»

КРЕТИВНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты обучения иностранным языкам будущих специалистов на основе креативного подхода, который предполагает развитие у обучаемых творческой активности, созидательной способности в ходе выполнения познавательно-информативных упражнений.

Ключевые слова: аккумуляция информации, психическая саморегуляция, проблемная ситуация, потенциальный, интенсификация, креативный подход, формирование творческой личности, самоорганизующиеся средства обучения, альтернативное мышление, алгоритм.

N.V. Lysanova , North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov

S.A. Boyarkina, North Eastern Federal University named after M.K. Ammosov

CREATIVE APPROACH TO TEACHING FOREIGN LANGUAGES

Abstract. The article deals with some ways and methods of teaching of foreign future specialists foreign languages. It dwells on the creative approach to teaching which helps to develop the creative abilities of the students.

Keywords: accumulation of information, mental selfgovernment, potential, intencificlation, creative approach, means of selfregulation, alternative way of thinking, algorithm.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Это сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Успех модернизации российского общества базируется на структурном и содержательном изменении профессиональной деятельности специалистов за счет внедрения соответствующих технологий и повышения роли профессионализма, на максимально полной реализации личностью своих потенциальных возможностей и способностей.

В современном обществе постоянно возрастает роль изучения иностранных языков. Одним из важнейших аспектов глобальной проблемы интенсификации является проблема интенсификации учебного процесса на основе внедрения компьютерных технологий преподавания иностранных языков. Каждый творчески работающий преподаватель всегда находится в поиске оптимальных путей решения проблем интенсивного обучения своему предмету. Это особенно касается преподавателей иностранных языков, на долю которых выпадает большая ответственность - обучить другому языку искусственно, вне условий речевой коммуникации. В данном случае метод интенсивного обучения неизбежен, задачей преподавателя остается правильный выбор подхода, методическая организация процесса обучения и постоянный поиск резервов взрослого обучаемого. Обучаемый не ограничивается только самим фактом общения - он занимается своим делом, имеет специальность, то есть свое орудийное окружение.

Одним из эффективных направлений может считаться креативная ориентация процесса обучения, что не умаляет важность других методических концепций, таких как метод проблемного обучения, коммуникативный метод и др.

Креативная направленность предполагает развитие у обучаемых творческой активности, созидательной способности в ходе выполнения познавательно-информативных упражнений. Данные упражнения направлены на формирование умений самостоятельного видения проблем, новой стороны в знакомом объекте (альтернативное мышление), умений комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые.

Мы вслед за Г.С. Альтшуллером считаем, что творчеству, как любой деятельности, можно научиться. Преподаватель должен раскрыть и сформировать творческие способности и

творческое воображение обучаемых и на основе творческих начал научить самостоятельно приобретать умения и знания. При составлении упражнений мы применяем различные методы развития творческого воображения: метод разрешения противоречий, метод снежного кома, этажного конструирования, мозговой атаки и др.

Далее покажем сущность креативной ориентации процесса обучения на базе основных методических понятий, таких как цель, содержание и методы обучения.

Цель - формирование творческой личности, осуществляющей самостоятельное, интенсивное, сознательно-творческое изучение иностранного языка.

Содержание - классические языковые единицы, правила их формирования и функционирования плюс интеллектуальные информационные технологии (компьютерные программы учебного назначения, аудио- и видеоматериалы), методы и приемы, гарантирующие тренировку обучения, повышение творческой, созидательной активности обучаемого.

Метод - всевозможные деловые игры, разнообразные методы активизации психологии обучаемых. Особые методы активизации и развития творческого потенциала, используемые в ходе изучения иностранного языка, составляют методическую базу интенсивного курса. В числе таких методов можно назвать: а) метод дополнительных трудностей; б) метод собственной разработки.

Основное отличие средств обучения предлагаемого подхода состоит в том, что они являются самоорганизующимися. Самоорганизующиеся средства обучения предполагают разработку двух видов средств: индивидуальных, предназначенных для обеспечения индивидуальных упражнений на освоение языка и коллективных - для совместных действий в ходе занятий. Коллективные средства представляют собой постоянно пополняемый фонд пособий, наглядных средств обучения, создаваемых обучаемыми в ходе учебного процесса, способствуют снятию психологического барьера и включению всех обучаемых в процесс созидания.

На основании вышеизложенного можно сделать следующее заключение:

1) метод креативного подхода к обучению иностранному языку дает возможность сравнительно легко производить наложение интеллектуальных технологий на традиционные компоненты урока. Сегодня - время внедрения информационных технологий в процесс обучения, преподаватели должны быть подготовленными методистами, знающими не только свой предмет - один из иностранных языков, но и смело и умело использующими в преподавании новые информационные технологии, требующие возможно дополнительные трудности для гуманитариев. А всякий гуманитарий видит любую сложную аппаратуру как технические средства обучения, помогающие быстро и эффективно решить задачи обучения языку;

2) включение в методический процесс самого обучаемого как активного созидателя самой методики делает обучение управляемым с двух сторон, а их взаимодействие в процессе обучения оценивается как пик творчества. В свете применения НИТ этот процесс можно наглядно увидеть в составлении компьютерных учебных игр, когда студенты составляют сценарий компьютерных программ, алгоритмируя каждый раздел вместе с преподавателем, когда конечный результат первоначально известен, задачей студентов является раскрытие действия с конца до начала игры.

Список литературы:

1. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // ИЯШ. 2001.№ 4.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.:Педагогика, 1991.

3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: Арти-Глассо. 2000.

List of references:

1. Bim I.L. Some actual problems of modern teaching of foreign language // IJaSh. I2001. № 4.

2. Vygotsrki L.S. Pedagogical Psychology. M.: Pedagogy,1991.

3. Galskova N.D. Modern methods of teaching of foreign languages.M.:Arti-Glasso,2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.