Научная статья на тему 'Креативный подход к инновационному развитию малых предприятий'

Креативный подход к инновационному развитию малых предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
454
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КРЕАТИВНАЯ МОДЕЛЬ / CREATIVITY / CREATIVE APPROACH / INNOVATIVE DEVELOPMENT / SMALL BUSINESS / INNOVATIVE ECONOMY / CREATIVE POTENTIAL / CREATIVE MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хазов А.Ю.

В статье рассматривается одно из возможных направлений экономического развития России посредством формирования инновационной политики. Переход на инновационный путь развития возможен через реализацию креативного подхода, который нацелен на раскрытие творческого потенциала общества. В статье отмечено, что малый бизнес в силу своей мобильности способен быстро реагировать на изменения, происходящие в предпринимательской среде, генерировать новые идеи и инновации. Определен состав креативности как элемента умственной деятельности и образа поведения предпринимателя. Описаны направления деятельности малых предприятий, на которых возможно использование креативного подхода, что позволит занять малым предприятиям новую нишу и найти потенциальные возможности для успешного развития. Предложена схема выбора варианта креативного инновационного развития субъекта малого предпринимательства. Описаны основные этапы реализации предложенной схемы. Также сделаны выводы о возможности формирования и дальнейшего развития инновационной экономики только при наличии нестандартного подхода, в основе которого лежит креативность. Отмечается, что решение данной проблемы возможно лишь при государственной поддержке инновационного предпринимательства, связанной с разработкой мер креативного развития, и при дальнейшем изучении данного вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative approach to innovative development of small enterprises

This article considers one of the possible ways of Russian economic development by means of innovative policy’s formation. Transition to the innovative ways is possible through realization of creative approach, which is aimed at exposing of society’s creative potential. The article underlines that small business due to its mobility is able to react quickly for changes in entrepreneurship environment, generate new ideas and innovations. The author defines a composition of creativity as an element of mind activity and behavior of entrepreneur. The paper also describes activity fields of small enterprises, which can use creative approach; it allows small enterprises to find new niche and potential possibilities for successful development. The author offers a scheme for selecting variant of creative innovative development of small entrepreneurship subjects. The article also describes the basic stages of the offered scheme ’s realization. There are some conclusions about formation ’s possibility and further development of innovative economy only in nonstandard approach with creativity in it. It is underlined that the solution of this problem is possible only with a state support of innovative entrepreneurship connected with development of creative development measures and further investigation of this phenomenon.

Текст научной работы на тему «Креативный подход к инновационному развитию малых предприятий»

А.Ю. Хазов, канд. экон. наук, доцент, кафедра гуманитарных и экономических дисциплин, Алатырский филиал Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, г. Алатырь, Россия, andr@mail.ru

КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД К ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В статье рассматривается одно из возможных направлений экономического развития России - посредством формирования инновационной политики. Переход на инновационный путь развития возможен через реализацию креативного подхода, который нацелен на раскрытие творческого потенциала общества. В статье отмечено, что малый бизнес в силу своей мобильности способен быстро реагировать на изменения, происходящие в предпринимательской среде, генерировать новые идеи и инновации. Определен состав креативности как элемента умственной деятельности и образа поведения предпринимателя. Описаны направления деятельности малых предприятий, на которых возможно использование креативного подхода, что позволит занять малым предприятиям новую нишу и найти потенциальные возможности для успешного развития. Предложена схема выбора варианта креативного инновационного развития субъекта малого предпринимательства. Описаны основные этапы реализации предложенной схемы. Также сделаны выводы о возможности формирования и дальнейшего развития инновационной экономики только при наличии нестандартного подхода, в основе которого лежит креативность. Отмечается, что решение данной проблемы возможно лишь при государственной поддержке инновационного предпринимательства, связанной с разработкой мер креативного развития, и при дальнейшем изучении данного вопроса.

Ключевые слова: креативность, креативный подход, инновационное развитие, малое предпринимательство, малый бизнес, инновационная экономика, творческий потенциал, креативная модель.

Устойчивое развитие экономики на современном этапе сопровождается процессом непрерывного внедрения инноваций, что требует трансформации взглядов на готовность к их практической реализации во всех сферах человеческой деятельности.

Опыт индустриально развитых стран свидетельствует о том, что благодаря творческому настроению, царящему в обществе, возможно осуществление инновационной политики, значительным образом влияющей на эволюционное развитие государства.

Поэтому переход России на инновационный путь развития является одной из са-

мых актуальных проблем. Выход на новый уровень инновационного развития будет способствовать не только появлению конкурентных преимуществ на мировом рынке, но и даст возможность раскрыть творческий потенциал людей, гармонизировав все сферы человеческой деятельности и биосферу.

Одной из актуальных задач, занимающей умы многих ученых, в настоящее время является вопрос о том, кто и как влияет на инновационное развитие и каковы потенциальные возможности различных субъектов, являющихся движущей силой инновационной деятельности. Решение данной

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

задачи послужит основой для формирования Креативность как элемент умственной

и развития институциональной среды, опре- деятельности и образа поведения предпри-деляющей готовность России к переходу ин- нимателя, выходящих за рамки принятых новационным путем на совершенно новый моделей генерации идей, состоит из следую-уровень своего развития.

В современных экономических условиях новые идеи и инновации охватывают все сферы деятельности человека, раскрывая его творческий потенциал. Креативность становится ос-

новным источником эко-

Т1

номической ценности .

Во многих странах мира, в том числе и в России, реализующих инновационные направления развития экономики, человеческий капитал рассматривается как основной элемент инновационного потенциала2.

Построение и формирование новой модели инновационной экономики определяется состоянием предпринимательской среды.

Предпринимательство, в свою очередь, может инициировать на основе раскрытия творческого потенциала людей развитие креативного общества посредством продуцирования новых идей и инноваций. Малое предпринимательство, как показывает практика, в силу своей креативности имеет возможность быстро реагировать на изменения, происходящие в экономике, что положительно влияет на динамику роста прибыли за счет применяемых инновационных технологий, позволяющих быстро открывать новые рыночные направления.

Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество не могут нормально существовать и развиваться3.

Относительно мало-

Выход на новый уровень инновационного развития будет способствовать не только появлению конкурентных преимуществ

на мировом рынке, но и даст возможность раскрыть творческий потенциал людей, гармонизировав все сферы человеческой деятельности и биосферу.

го предпринимательства креативность выступа-

Креативность как особенное свойство малого предпринимательства способствует созданию новых моделей функционирования малого предприятия.

щих компонентов:

— грамотность -знания, которыми обладает бизнесмен;

— способность творчески мыслить - поиск нестандартных вариантов решения поставленных задач;

— заинтересованность - мотивированность на разрешение

проблемы.

Креативность как особенное свойство малого предпринимательства способствует созданию новых моделей функционирования малого предприятия. Под влиянием креативных идей обновляется жизненный цикл организации, организационной структуры управления малого предприятия, длительность которого измеряется потенциалом креативности. Наличие креативности в развитии малого бизнеса объясняет его свойство моментально реагировать на изменения конъюнктуры рынка, восприимчивость к появляющимся инновациям. Альтернативного пути выживания малые предприятия попросту не имеют.

Креативность можно использовать на предприятиях малого бизнеса при внедрении инноваций в следующих сферах:

— ресурсосбережение и экологически чистые технологии (рациональное использование сырья и материалов; создание экологически чистых технологий; внедрение безотходных и малоотходных производств);

— производство экологически чистых продуктов (ведение тепличных хозяйств; выращивание грибов, зелени, улиток; страусиные

ет в нескольких значениях: как элемент ум- и перепелиные фермы);

ственной деятельности и образа поведения — инвестиционно-строительные про-

предпринимателя, а также как особенное екты (строительство объектов жилищного,

свойство малого предпринимательства. производственного, социального и природо-

охранного назначения; ремонтно-строительные работы);

— интернет-коммерция (обмен информацией в сети; торговля с помощью Интернета; электронный маркетинг; интернет-банкинг; интернет-страхование; электронное движение капитала и т. д.);

— образовательные проекты (репетиторство; занятия со школьниками по утвержденной государством программе; открытие студий, кружков, курсов и т.д.);

— организация агротуризма (сдача в аренду сельского жилья; торговля изделиями народных промыслов; организация корпоративного отдыха);

— предоставление различных услуг (бытовые, юридические, клининговые, брокерские, бухгалтерские услуги);

— вендинговый бизнес (продажа различных товаров и услуг с помощью специ-

альных автоматов - автоматы для пополнения счета мобильного телефона, кофейные автоматы);

— социальное предпринимательство (решение государственных задач: открытие детских садов, учреждений дополнительного образования, кабинетов ме-добслуживания, оказание услуг по уходу за престарелыми, организация трудоустройства инвалидов, молодых мам) и т.д.4

Данные направления позволят занять малым предприятиям новую нишу и найти потенциальные возможности для успешного развития.

Процесс выбора варианта креативного инновационного развития субъекта малого предпринимательства из числа возможных схематично можно представить так, как это сделано на рисунке.

Государство

8 л

н о О

С

Практическая реализация программы

31

Конкуренты

к

ч

В к

ю

О

С

Схема выбора направления инновационного развития субъекта малого предпринимательства

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

Выбор направления определяют внутренние возможности малого предприятия, а также ограничения, диктуемые внешней средой.

Основными этапами процесса выбора варианта креативного инновационного развития малого предприятия являются следующие.

Первый этап - определение целей и задач инновационного развития малого предприятия.

Это может быть повышение эффективности производства, наращивание экономического потенциала, обеспечение определенного уровня рентабельности деятельности, повышение ликвидности активов и т.п.5

Правильно и четко сформулированные цели позволяют задать параметры развития малого предприятия. Важная задача первого этапа - определение субъектов внешней среды. Она включает тех участников рынка, с которыми взаимодействует малое предприятие. Также определяются внутренние ресурсы предприятия, оказывающие ограничивающее влияние на его развитие.

Второй этап предполагает оценку экономической эффективности и реализуемости направления инновационного развития малого предприятия через мониторинг затрат и результатов.

Всесторонний анализ внутреннего строения организации обеспечивается благодаря системному подходу6.

Третий этап - построение модели инновационного развития малого предприятия:

— выбор параметров для оценки, которая позволит определить, насколько результаты способствуют достижению целей;

— введение ограничений, устанавливаемых состоянием внутренней и внешней среды;

— построение модели инновационного развития малого предприятия, которая будет принята к реализации, обеспечивая достижение цели при наличии всех ограничений.

Заключительный этап - разработка программы инновационного развития малого предприятия. Если данная программа

Формирование и дальнейшее

развитие инновационной экономики возможно только при наличии нестандартного подхода, в основе которого лежит креативность.

удовлетворяет по выбранным параметрам, то она принимается к практической реализации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование и дальнейшее развитие инновационной экономики возможно только при наличии нестандартного подхода, в основе которого лежит

_ креативность. Свойство

креативности изначально заложено и в природу малого предпринимательства, поэтому логичным будет отнесение его к одной из основ развития инновационной экономики.

Даже при наличии всех статистических данных оценить реальный вклад малого предпринимательства в процесс формирования инновационной экономики практически невозможно.

Несмотря на то, что в России наблюдается процесс роста и развития малых предприятий, протекает он очень трудно и медленно. Сегодня выживаемость и функционирование таких предприятий на рынке объясняются нахождением нужной ниши выпускаемой ими наукоемкой продукции. Высокие риски, характерные для инновационной сферы, являются одним из сдерживающих образование новых инновационных предприятий барьером.

Как показывает опыт, решение данной проблемы возможно лишь при государственной поддержке инновационного предпринимательства, связанной с разработкой мер креативного развития, и при дальнейшем изучении данного вопроса.

V

Литература

1. Журавлев В. А. Креативное общество, креативная экономика и инновации // Проблемы развития инновационно-креативной экономики: сборник докладов по итогам Международной научно-практической конференции / под общ. ред. О.Н. Мельникова. М.: Креативная экономика, 2010. 384 с.

2. Лукишин А.В. Отрицательный человеческий капитал: социально-экономический аспект // Россия и Европа: связь культуры и экономики: материалы Х Международной научно-практической

конференции / отв. ред. Н.В. Уварина. Прага: WorldPresssr.o., 2014. 410 с.

3. Хазов А.Ю. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в регионе // Научный альманах по материалам Международной научно-практической конференции «Перспективы развития науки и образования», Россия, Тамбов, 31 октября 2015 г. № 10-1 (12). 486 с.

4. Пахомова О.А. Социальное предпринимательство как эффективный способ решения социальных проблем // Вестник научных конференций. 2015. № 2-4 (2). Перспективы развития науки и образования: по материалам Международной

научно-практической конференции: в 6 ч. Тамбов, 2015. Ч. 4. 164 с.

5. Мингалиев К.Н. Методические основы анализа и прогнозирования инновационного развития экономических систем // Проблемы развития инновационно-креативной экономики: сборник докладов по итогам Международной научно-практической конференции / под общ. ред. О.Н. Мельникова. М.: Креативная экономика, 2010. 384 с.

6. Солдатова О. А. Роль и место межструктурных взаимоотношений в системе управления предприятиями региона // Вестник Чувашского университета. 2008. № 1. С. 488-492.

CREATIVE APPROACH TO INNOVATIVE DEVELOPMENT OF SMALL ENTERPRISES

A.Y. Khazov, Candidate of Economics, Docent, The department of humanitarian and economic disciplines, Alatyr branch of I. N. Ulyanov Chuvash State University, Alatyr, Russia, hazov_andr@mail.ru

This article considers one of the possible ways of Russian economic development - by means of innovative policy's formation. Transition to the innovative ways is possible through realization of creative approach, which is aimed at exposing of society's creative potential. The article underlines that small business due to its mobility is able to react quickly for changes in entrepreneurship environment, generate new ideas and innovations. The author defines a composition of creativity as an element of mind activity and behavior of entrepreneur. The paper also describes activity fields of small enterprises, which can use creative approach; it allows small enterprises to find new niche and potential possibilities for successful development. The author offers a scheme for selecting variant of creative innovative development of small entrepreneurship subjects. The article also describes the basic stages of the offered scheme's realization. There are some conclusions about formation's possibility and further development of innovative economy only in nonstandard approach with creativity in it. It is underlined that the solution of this problem is possible only with a state support of innovative entrepreneurship connected with development of creative development measures and further investigation of this phenomenon.

Key words: creativity, creative approach, innovative development, small business, small business, innovative economy, creative potential, creative model.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Zhuravlev VA. Kreativnoe obshchestvo, kreativna-ia ekonomika i innovatsii [Creative society, creative economy and innovation]. Problemy razvitiia inno-vatsionno-kreativnoi ekonomiki: sbornik dokladov po itogam Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. / pod obshch. red. O.N. Mel'nikova [Problems of development of innovative-creative economy. Collect. of reports of inter. sci.-pract. confer. Ed. by O.N. Melnikova]. Moscow, Kreativnaia ekonomika Publ., 2010. 384 p.

2. Lukishin A.V. Otritsatel'nyi chelovecheskii kapital: sotsial'no-ekonomicheskii aspect [Nega-

tive human capital: a socio-economic aspect]. Ros-siia i Evropa: sviaz' kul'tury i ekonomiki: mate-rialy Kh Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii / otv. red. N.V. Uvarina [Russia and Europe: the relationship of Economics and culture. Materials of X inter. sci.-pract. confer. Ed. N.V. Evarina]. Praga, WorldPresssr.o. Publ., 2014. 410 p.

3. Khazov A.Iu. Problemy i perspektivy razvitiia malogo predprinimatel'stva v regione [Problems and prospects of development of small entrepreneurship in the region]. Nauchnyi al'manakh po materialam

Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Perspektivy razvitiia nauki i obrazovaniia» [Scientific almanac on materials of the Inter. sci.-pract. confer. "Prospects of development of science and education"]. Tambov. 2015. № 10-1 (12). 486 p.

4. Pakhomova O.A. Sotsial'noe predprinimatel'stvo kak effektivnyi sposob resheniia sotsial'nykh problem [Social entrepreneurship as an effective way to solve social problems]. Vestnik nauchnykh konferentsii. 2015. № 2-4 (2). Perspektivy razvitiia nauki i obrazovaniia: po materialam Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii: v 6 ch. [Journal of scientific conferences. 2015. No. 2-4 (2). Prospects of development of science and education: materials of International scientific-practical conference: in 6 part]. Tambov, 2015. Part 4. 164 p.

5. Mingaliev K.N. Metodicheskie osnovy analiza i prognozirovaniia innovatsionnogo razvitiia eko-

nomicheskikh system [Methodological framework for the analysis and forecasting of innovative development of economic systems]. Problemy razvitiia innovatsionno-kreativnoi ekonomiki: sbornik dokladov po itogam Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii / pod obshch. red. O.N. Mel'nikova [Problems of development of innovative-creative economy. Collect. of reports of inter. sci.-pract. confer. Ed. by O.N. Melniko-va]. Moscow, Kreativnaia ekonomika Publ., 2010. 384 p.

6. Soldatova O.A. Rol' i mesto mezhstrukturnykh vzaimootnoshenii v sisteme upravleniia predpriiati-iami regiona [Role and place of the interdepartmental relationship in the management system of enterprises in the region]. Vestnik Chuvashskogo universiteta -Bulletin of the Chuvash University, 2008, no. 1, pp. 488-492.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.