Научная статья на тему 'КРЕАТИВНЫЕ КЛАСТЕРЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ'

КРЕАТИВНЫЕ КЛАСТЕРЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креативный кластер / кластер / креатив / цифровой творческий кластер. / creative cluster / cluster / creative / digital creative cluster

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юхина Анастасия Андреевна

В статье рассматриваются различные подходы к пониманию творческого кластера. Выделены ключевые преимущества и определены виды творческих кластеров. Рассмотрен цифровой творческий кластер города Люксембург.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE CLUSTERS IN THE ECONOMIC SYSTEM

In the article discusses various approaches to understanding of the creative cluster. The key advantages were highlighted and the different kind of clusters were identified. The digital creative cluster of the city of Luxembourg is considered.

Текст научной работы на тему «КРЕАТИВНЫЕ КЛАСТЕРЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ»

XIМеждународная научно-практическая конференция УДК 332.1

Юхина Анастасия Андреевна Yukhina Anastasia Andreevna

Аспирант Post-graduate

Государственный Университет Управления The State University of Management

КРЕАТИВНЫЕ КЛАСТЕРЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ CREATIVE CLUSTERS IN THE ECONOMIC SYSTEM

Аннотация: В статье рассматриваются различные подходы к пониманию творческого кластера. Выделены ключевые преимущества и определены виды творческих кластеров. Рассмотрен цифровой творческий кластер города Люксембург.

Abstract: In the article discusses various approaches to understanding of the creative cluster. The key advantages were highlighted and the different kind of clusters were identified. The digital creative cluster of the city of Luxembourg is considered.

Ключевые слова: креативный кластер, кластер, креатив, цифровой творческий кластер.

Keywords: creative cluster, cluster, creative, digital creative cluster.

К одной из первых концепций промышленной агломерации относится теория промышленных районов, предложенная в конце XIX века экономистом А. Маршаллом. Автор впервые объяснил концентрацию фирм на локальной территории. А. Маршалл предположил, что экономическая выгода зависит от географической близости, а также внутренней и внешней экономии [1].

На агломерации творческих и культурных районов акцентирует внимание Г. Эванс. Автор утверждает, что эти районы могут стать творческим ядром, так как в них сконцентрированы люди, различные виды деятельности и предприятия. Г. Эванс определяет такой тип агломерации как творческие кластеры [2].

«Научные исследования и инновации» Понимание творческого кластера в своем исследование предложили ученые Л. Проприс и Л. Хиппонен. Творческие кластеры они определяют, как места объединения сообществ творческих людей, новаторов разных направлений деятельности [3].

С. Розенфельд провел исследование творческого кластера штата Монтаны, где выявил и представил наиболее полное определение креативных кластеров с точки зрения его участников. В работе С. Розенфельд распределил акторов по трем уровням [4, с. 893]:

Независимые творческие люди. Эта категория объединяет художников, мастеров, писателей, поэтов, актеров, дизайнеров, композиторов и т.д. Часть творческих талантов периодически обращается к коммерческим производствам, например, писатели в издательство.

Мастера, которые имеют малые и средние компании. К ним относятся семейные предприятия, коммерческие и некоммерческие организации. Эта категория включает керамистов, ткачей, фотографов, работников киноиндустрии, производителей мебели и аксессуаров для дома. В эту категорию входят также творческие коллективы. К этому уровню относятся и более крупные предприятия искусства такие как производство керамики и стекла.

Специализированные компании, поставщики услуг и независимые таланты - это графические дизайнеры, рекламные компании, РЯ-агентства, мультимедийные компании, архитекторы, ландшафтные дизайнеры, дизайнеры веб-сайтов. В этих компаниях высокая концентрация художников и творческих людей.

Ученые отмечают, что творческие кластеры в основном создаются в мегаполисах. В связи с чем исследование креативных кластеров малых и средних городов заслуживает наибольшее внимание.

XIМеждународная научно-практическая конференция Исследователи Э. Томас и К. Селада рассмотрели развитие творческих кластеров в малых и средних городах и выявили, что государственная политика направлена на улучшение качества городов как способа привлечения талантов, следствие чего является появление стартапов, увеличение рабочих мест, доходов и инноваций. Ученые выделяют пять важных аспектов возникновения творческих кластеров в малых и средних городах [5, с.45]:

Управление занимает центральное место в продвижении творческих кластерах в небольших городах.

Естественная и искусственная среда относится к природному, культурному, архитектурному и археологическому наследию, которые являются важным аспектом для привлечения творческих людей.

Социальный и нематериальный капитал связан с сообществом и социальными взаимодействиями, социальной атмосферой, самобытностью и местным населением.

Экономическая деятельность и культурные объекты. Сюда относятся: бизнес-климат, уровень предпринимательства, местная экономическая деятельность, знаниями, культурной творческой инфраструктурой (музеи, галереи, рестораны, кафе, отели и др.).

Связь города с малонаселенными пунктами сельской местности (сотрудничество творческих работников, виды деятельности, ресурсы и т.д.).

Комплекс факторов влияющих на формирование творческих кластеров позволяет систематизировать творческие кластеры по видам.

В своем исследовании Г. Эванс выделил четыре вида творческих кластеров [2, с.40]:

Производство монокультурной индустрии - вертикальные интегрированные творческие кластеры. Например, Пост-продакшн и студии ТВ / кино.

«Научные исследования и инновации»

Производство многокультурной индустрии - горизонтально

интегрированные творческие кластеры, например, изобразительное искусство, архитектура и дизайн.

Культурное производство-потребление - открытые студии, арт-рынки, фестивали.

Культурное потребление - розничная торговля, уличные рынки, музеи театры и кинотеатры, рестораны, клубы, бары.

Британский Национальный Фонд Науки, Технологий и Искусства (NESTA) в своем исследовании отмечает, что не каждые творческие организации могут трансформироваться в творческий кластер. Важна связь между фирмами внутри кластера с сотрудниками, деловыми партнерами и источником инноваций за пределами кластера. Имеет значение также неформальное взаимодействие с фирмами в других секторах, которые могут выступать как клиенты, но и как источник новых знаний и идей [6, ^5].

Ученые Э.Хиттерс, Й. Вангарден и др. выделяют три важнейших набора преимуществ для творческого производства: мотивация, идентичность и взаимодействие [7, с.105].

Авторы отмечают, что культурное производство зависит от повседневного взаимодействия в благоприятной среде. При таком условии творческий кластер влияет на формирование предпринимательской идентичности и пробуждает

предпринимательский энтузиазм и мотивацию.

В этом случае мотивацией для развития предпринимательской деятельности служат вдохновленные и увлеченными идеями творческие участники в ближайшем окружении.

Авторы также подчеркивают, что творческий кластер влияет на предпринимательскую идентичность. Исследователи выделяют три компонента идентичности: способность развивать свой бизнес; способность вводить инновации или адаптировать услуги и продукты;

XIМеждународная научно-практическая конференция а также способность включать культурные или художественные

качества в эти продукты и услуги.

С развитием цифровых технологий креативный кластер теперь может быть и виртуальной сетью. Например, творческий кластер города Люксембург разработал онлайн-платформу, которая охватывает 12 различных креативных отраслей: архитектуру; ремесла и производство; изобразительное искусство; киноиндустрию и аудиовизуальные материалы; дизайн; интерактивные медиа и игры; маркетинг и коммуникации; литературу; цифровые СМИ и издательское дело; исполнительное искусство и музыку.

Цифровая платформа креативного кластера Люксембурга служит основой для развития креативных индустрий и на целена на решение стратегических задач города [8]:

Объединить творческих игроков Люксембурга на одной цифровой платформе для обмена, сотрудничества, доступ к информации и т.д.

Расширить бизнес через цифровой узел онлайн-платформы для возможности поиска партнеров, повышения узнаваемости сектора на национальном и международном уровне.

Поддержать творческих профессионалов и их навыки путем создания онлайн-каталога, который включает полный список творческого бизнеса по разным творческим областям, поддерживающие структуры и программы для творческих профессионалов (финансовые средства, инкубаторы, творческие центры, федерации и т. д.).

Привлечение новых потенциальных клиентов и сотрудничество в Ь2Ь секторе.

Информационная поддержка мероприятия, вакансии, предложения сотрудничества по проектам, обмен знаниями и т.д.

«Научные исследования и инновации» Важно отметить, сегодня экономические перспективы

сместились с крупного бизнеса на развитие стартапов, индивидуальное

предпринимательство и развитие творческих секторов. В связи с тем,

что они показывают наибольшую устойчивость в развитии инноваций,

занятости и создании добавленной стоимости. В следствие новой

политики творческие сектора могут получить импульс к созданию и

развитию творческих кластеров.

Библиографический список:

1. Marshall, A. Principles of Economics. [Text]: monograph. / A. Marshall. - London: Macmillan, 1920. - ISBN 1-57392-140-8.

2. Evans, G. From Cultural Quarters to Creative Clusters -Creative Spaces in the New City Economy. // The Sustainability and Development of Cultural Quarters, edited by M. Legner. - 2009. - С. 32-59.

3. De Propris, L., Hypponen, L. Creative Cities, Cultural Clusters and Local Economic Development. Edward Elgar Publishing, 2007. - 384 с.

4. Rosenfeld S. Art and design as competitive advantage: A creative enterprise cluster in the Western United States // European Planning Studies. - 2010. - №12(6). - С. 891-904.

5. Tomaz, E., Selada, C., Cunha, I. Creative-Based Strategies in Small and Medium-Sized Cities: Key Dimensions of Analysis // Quaestiones Geographicae. - 2011. - №31(4). - С. 43 - 51.

6. National Endowment for Science, Technology and the Arts (NESTA) Research report. Creative clusters and innovation // - 2010. - С. 55.

7. Hitters E., Bhansing P., Wijngaarden Y. Creative Cluster Development Governance, Place-Making and Entrepreneurship. Edited By Marlen Komorowski, Ike Picone. - New York: Routledge, 2020. - 266 с.

XIМеждународная научно-практическая конференция 8. Официальная цифровая платформа The Luxembourg

Creative Industries Cluster // URL: https://creativecluster.lu/ (дата

обращения: 25.08.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.