Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КРЕАТИВНОГО КЛАСТЕРА'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КРЕАТИВНОГО КЛАСТЕРА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
642
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креативный кластер / кластер / концепция креативного кластера / типы креативных кластеров / структура креативного кластера. / creative cluster / cluster / creative cluster concept / types of creative clusters / creative cluster structure

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Юхина Анастасия Андреевна

В статье исследуются основные принципы создания творческих кластеров. Выявлены различные типы творческих кластеров и причины их создания. Проанализированы особенности структуры и элементы творческих кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTUAL FRAMEWORK OF CREATIVE CLUSTER

The article examines the main principles for the establishment of the creative clusters. Different types of the creative clusters and reason for creating clusters are identified. Features of the structure and the elements of the creative clusters are analyzed.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КРЕАТИВНОГО КЛАСТЕРА»

«Научные исследования и инновации»

УДК 332.1

Юхина Анастасия Андреевна Yukhina Anastasia Andreevna

Аспирант Post-graduate

Государственный Университет Управления The State University of Management

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КРЕАТИВНОГО КЛАСТЕРА THE CONCEPTUAL FRAMEWORK OF CREATIVE CLUSTER

Аннотация: В статье исследуются основные принципы создания творческих кластеров. Выявлены различные типы творческих кластеров и причины их создания. Проанализированы особенности структуры и элементы творческих кластеров.

Abstract: The article examines the main principles for the establishment of the creative clusters. Different types of the creative clusters and reason for creating clusters are identified. Features of the structure and the elements of the creative clusters are analyzed.

Ключевые слова: креативный кластер, кластер, концепция креативного кластера, типы креативных кластеров, структура креативного кластера.

Keywords: creative cluster, cluster, creative cluster concept, types of creative clusters, creative cluster structure.

Сегодня актуальным направлением стало изучение теории и практики создания и развития креативных кластеров.

Кластерная теория впервые появилась в концепции М. Портера. В соответствии с теорией М. Портер определил кластеры как «географические концентрации взаимосвязанных компаний и учреждений в определенной области. Кластеры включают в себя множество связанных отраслей и других субъектов, важных для конкуренции» [1, с.78].

Ученые Дж. Дови и Э. Пратт акцентируют внимание, что кластер — это инструмент промышленной политики. Совместно размещенные предприятия создают совокупность ценностей и повышают производительность. Культурный или творческий кластер аналогичен

XIМеждународная научно-практическая конференция промышленному, где сетевые и пространственные элементы создают

экосистему, где прослеживается взаимозависимость между

разнообразием видов деятельности, культурными мероприятиями

внутри и вне помещений [2, с. 10].

Автор К. Чапейн отмечает, что креативные кластеры целостные. Они объединяют производство, обмен, потребление культурных продуктов и отдых, где решающие значение, имеет связь между жизнью и работой, производством и потреблением [3].

По мнению Г. Эванса, творческий кластер определяется четырьмя типами, связанными между собой пространственными объектами [4]:

Творческие рабочие места, которые включают единое местоположение.

Творческие городские кварталы, представлены разнонаправленными творческими сообществами.

Региональные творческие кластеры, где сконцентрировано творческое сообщество на локализованной территории.

Виртуальные кластеры в понимании онлайн сети сообществ.

Характерной особенностью четырех типов являются различные виды взаимодействия. К ним можно отнести: сотрудничество, конкуренцию, идентичность. Автор отмечает, индивидуальные черты каждого кластера, в котором проявляются сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.

Другой взгляд на типологию творческих кластеров представлен Филиппом Клаусом. Исследователь определил три типа творческих кластеров по направлениям [5]:

Творческие кластеры, направленные на развитие имиджа и возрождения городов.

Творческие кластеры, направленные на политику развития занятости.

«Научные исследования и инновации»

Творческие кластеры, направленные на развитие творческих

районов со своей субкультурой, фрилансерами и малыми и средними предприятиями.

Говоря о причинах, влияющих на кластеризацию можно выделить исследования ученых Р. Бойш, Дж. Эрвас и др. Авторы разделяют причины возникновения креативных кластеров на общие и специфические [6, с. 5-6].

Авторы отмечают, что общие причины базируются на региональной и городской экономике. Пространственная кластеризация связана с транзакционными издержками, локализацией специализированных кадров, поставщиками на различных этапах производственной цепочки, с распространением знаний, с размером местного рынка, производственным и социальным разнообразием, государственной политикой и планированием.

Исследователи также выделили специфические причины, влияющие на кластеризацию креативных индустрий. К ним относится: 1) культурная инфраструктура, 2) мягкие факторы - качество жизни, разнообразие, культурная среда и т.д. 3) жесткие факторы включают транспортную доступность и телекоммуникационную инфраструктуру, отношение с политической властью, традиции, творческий класс, идентичность, бренд и имидж.

Для понимания пределов креативного кластера необходимо проанализировать структуру и выделить необходимые элементы, образующие кластер.

Р. Юцявичюс выделил основные структурные элементы, образующие кластер [7, с. 222].

Первый элемент - это ядро, которое включает основные компании с наибольшей степенью дохода. Ядро может состоять из транснациональных компаний или множества местных начинающих, малых и средних предприятий.

XIМеждународная научно-практическая конференция Второй элемент - вспомогательная деятельность прямо или

косвенно способствующая деятельности ядра кластера.

Третий элемент - мягкая социальная инфраструктура. К ней

авторы относят все учебные заведения, научно-исследовательски

институты, промышленные и торговые комплексы, профессиональные

ассоциации, которые расположены в кластере. Важной составляющей

в мягкой инфраструктуре является социальным капитал, навыки,

взаимное доверие. Автор считает, что это определяет и влияет на

производительность.

Четвертый элемент - жесткая инфраструктура объединяет в себе

материальные элементы инфраструктуры города, в том числе дороги,

порты, телекоммуникацию.

Авторы С Джонстон и Л. Данбар отмечают разнообразие

кластеров с разной экономической основой, историей, размером,

уровнем зрелости, с четким выработанным направлением развития и

целью. Авторы предлагают основу из десяти элементов для разработки

новых, а также существующих творческих кластеров, которая может

стимулировать рост кластера [8, с. 6]:

Международное признание. Поддержка грантового

финансирования, продвижение местных талантов на международных

мероприятиях и в цифровой среде, продвижение продуктов и

установление новых отношений.

Экономическая поддержка. На разных уровнях политическая и

финансовая поддержка, обучение и повышение квалификации.

Взаимодействие с сообществами. Включает условия

сотрудничества, взаимовыгодные инициативы, разнообразие,

идентичность, местную культуру, творческое образование и

трудоустройство.

Фестивали и мероприятия. Продвижение местных,

региональных, национальных и международных мероприятий,

«Научные исследования и инновации» демонстрация талантов, стимулирование продаж продукции, создание

сетей и сотрудничество, поддержка инноваций и развитие туризма.

Межсекторальное сотрудничество. Обмен знаниями, развитие сотрудничества.

Связь между городами и небольшими населенными пунктами. Творческое преобразование промышленных и сельскохозяйственных зон инфраструктуры в творческое рабочее пространство для бизнеса, содействие объединению социальных групп на местном уровне.

Лидерство - ключевые фигуры управления, участвующие в стратегическом развитии креативного кластера.

Физические центры. Локальное пространство для развития творческого потенциала, которое включает офисы, помещения, оборудование, проведение образовательных программ и т.д.

Виртуальные сети - онлайн-сети, поддерживающие взаимодействие и сотрудничество на местном и международном уровнях.

Взаимодействие деятелей искусства и промышленности. Развитие устойчивости за счет предоставления пространств и финансирования талантов.

К дополнительным элементам авторы относят «стимулирующую» инфраструктуру:

Партнерство в области НИОКР - академические круги и промышленность.

Коммуникации и брендинг.

Развитие интеллектуальной собственности - правовые основы.

Последовательная политика развития креативного кластера.

В итоге можно выделить, что креативные кластеры рассматриваются авторами с разных точек зрения. Все исследования не противоречат, а дополняют теоретическую основу по изучению творческих кластеров.

XIМеждународная научно-практическая конференция Библиографический список:

1. Porter M. Clusters and the new economics of competition // Harvard Business Review. - 1998. - С. 77-90.

2. Dovey J., Pratt A., Moreton S., Virani T. The Creative Hubs Report 2016 // City University of London. - 2016. - С. 95.

3. Chapain C. and Comunian. Creative Cities in England: Researching Realities and Images. // Built Environment. - 2009. - №35 (2). - С. 220-237.

4. Creative Clusters. Creative Economy. Cultural Policy. // Creative Clusters URL: https://creativeclusters .com/clusters.dreamhosters.com/?page_id=1599 (дата обращения: 25.08.2021).

5. Klaus P. Stadt, Kultur, Innovation. Seismo Verlag, 2006. - 256

с.

6. Boixa R., Hervas-Oliver J.L., De Miguel-Molina B. Micro-geographies of creative industries clusters in Europe: from hot spots to assemblages // Regional Integration: Europe the Mediterranean and the World Economy.53rd ERSA Congress. - 2013. - С. 42.

7. Jurene S., Jureniene V. Creative cities and clusters // Transformations in Business and Economics. - 2017. - №16 (2). - С. 214234.

8. Johnston S., Dunbar L. The anatomy of a creative cluster-Inspiration from global creative initiatives. 2019. - С. 64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.