Научная статья на тему 'Креативные индустрии как сектор культуры'

Креативные индустрии как сектор культуры Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3714
505
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / ТВОРЧЕСКИЕ ИНДУСТРИИ / CREATIVE INDUSTRIES / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / CULTUROLOGY / КУЛЬТУРА / CULTURE / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Соловьев М. С., Латкин В. В.

Статья посвящена одному из новых подходов развития творческих отраслей культуры. Он представляет концепцию термина «креативные индустрии», причины отсутствия развития этого подхода в Российской Федерации, технологии развития креативного (творческого) кластера и креативных индустрий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Соловьев М. С., Латкин В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE INDUSTRIES AS A SECTOR OF CULTURE

The article is devoted to one of the new approaches to the development of the creative branches of culture. He presents the concept of the term «creative industries», the reasons for the lack of development of this approach in the Russian Federation, the technologies for the development of creative (creative) cluster and creative industries.

Текст научной работы на тему «Креативные индустрии как сектор культуры»

- Культурология -

КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ КАК СЕКТОР КУЛЬТУРЫ М.С. Соловьев, магистрант

Научный руководитель: В.В. Латкин, канд. ист. наук, доцент Краснодарский государственный институт культуры (Россия, г. Краснодар)

Аннотация. Статья посвящена одному из новых подходов развития творческих отраслей культуры. Он представляет концепцию термина «креативные индустрии», причины отсутствия развития этого подхода в Российской Федерации, технологии развития креативного (творческого) кластера и креативных индустрий.

Ключевые слова: креативные индустрии, культурология, культура, творческие индустрии, креативность.

Креативные индустрии - это один из новых подходов инновационного развития культуры. Он обладает большими возможностями и огромным потенциалом для развития культурного кластера в современных условиях.

Креативные (творческие) индустрии -это тип социально-культурных практик, доминирующей и объединяющей идеей в которых выступают творческие и культурные компоненты. Исходя из сложившихся на сегодня концепций и подходов, к креативным индустриям относят деятельность в области исполнительских и визуальных искусств; дизайна и ремесел; кино, телевидения и медиа. Креативные индустрии можно также определить как отрасль экономики, объединяющую предпринимателей и предприятия, продукция которых несет в себе потенциал создания, производства и эксплуатации творческой интеллектуальной собственности. Развитие креативных индустрии выступает как один из весомых факторов социально-экономического развития постиндустриальной экономики [1].

Творческими людьми сегодня можно назвать не только артистов, писателей художников или представителей творческих профессий. Креативность и творчество сейчас востребовано в самых разнообразных отраслях жизни - начиная от промышленности, заканчивая управлением. На данный момент в бизнес-стратегиях принимают во внимание не только материальные, но и нематериальные. Креативный (творческий) капитал стал немаловажной частью финансовой составляющей

бизнеса. Креативный подход дает плацдарм для нахождения уникальных решений в стремительно меняющемся мире. Главным уроком, который производству на рубеже веков показала культура можно считать - урок творчества [2].

На данный момент в России рано говорить о креативных индустриях как о секторе культуры. Это связано с рядом ограничений. По большей части эти ограничения экономического характера. К ним относится недостаточное развитие многих институтов индустриального мира и сырьевая направленность экономики [3].

Понимание креативной (творческой) индустрии как социального явления, нежели культурологического, создает проблему ее неравномерного развития. На региональном уровне творческие кластеры могут создавать конкурентоспособность регионов, как сейчас это происходит в ряде европейских стран и точечно в России -Пермь, Архангельск и Петрозаводск. Российский опыт внедрения и развития креативных (творческих) индустрий не велик; он представлен в деятельности отдельных творческих и креативных компаний. Но следует заметить, что в России уже имеются достижения в формировании креативных (творческих) индустрий в ряде регионов (прежде всего в Санкт-Петербурге, и ряде крупнейших региональных центров - Красноярск, Самара, Краснодар); так же креативный кластер активно развивается в Москве.

Работа креативных кластеров чаще всего сконцентрирована на создании смысловых творческих единиц, которые служат

- Культурология -

для создания брэнда региона. Стоит заметить, что брэндинг не стоит делать задачей «творческих лабораторий», они должны лишь создавать смысловую нагрузку брэнда. Прогнозируемый и измеримый результат развития этой цепочки на уровне регионов, можно отследить через приток туристов, развитие инфраструктуры, увеличение рабочих мест, а также через положительный социальный эффект внутри региона.

В данный момент креативные индустрии не имеют четких норм и рамок для их регулирования, как на федеральном, так и на региональном уровнях, что имеет важное значение в определении правового поля деятельности креативных (творческих) кластеров [4].

Первые исследования проводимые организацией «Совет Большого Лондона» в Великобритании в области креативных (творческих) индустрий, позднее были дополнены и развернуты британскими исследователями из агентства «Comedia» и другими консультантами и исследователями в сфере культурологии. Даже сегодня к этим исследованиям присоединяются новые академические ученые, тем самым дополняя построение моделей существующих креативных связей и цепочек, основанных на социологических и статистических исследованиях. Все это легло в основу, которая теперь применяется повсеместно для оценки потенциала креативных (творческих) индустрий, формирования путей и стратегий их поддержки и развития. Технология получила название - картирование (mapping).

Картирование территорий - это составление карты культурных и творческих ресурсов территории для работы и оценки потенциала креативного (творческого) сектора, а так же определения его потребностей и возможностей. А главным является то что на основе картирования формируется стратегия развития креативных (творческих) индустрии на данной территории. Оно может осуществляться как для креативных (творческих) индустрии в целом, так и для отдельных секторов (например, только театр, музыка и т. д.).

Проводить такие исследования важно и

нужно по трем главным причинам:

1. Различные суботрасли креативных индустрий: исполнительские искусства (театр), музыка, изобразительные искусства, телевидение и т. д. интегрированы на развитие культурологии, экономики и включены в разряд социального развития общества. Он работают как «креативные кластеры» и обладают кумулятивным эффектом, который в свою очередь оказывает существенное влияние на развитие креативных индустрий.

2. Креативные кластеры сосредоточены в крупных метрополиях.

3. Взаимная связь наиболее четко может проявляться между коммерческим и некоммерческим секторами, между искусством и ростом экономики на местном уровне.

Исследователи разных стран, таких как Великобритания, Германия и др., работали над созданием собственных методик картирования и развития креативных (творческих) индустрий. Если проанализировать эти подходы в целом, то наиболее востребованной и показательной методикой является методика, которую разработало британское агентство «EUCLID».

Попробуем проанализировать и описать ее в общих чертах.

Производственная цепочка креативных индустрий включает четыре стадии:

1. Зарождение идеи - создание креативных (творческих) замыслов и проектов.

2. Производство - создание пригодных для коммерческой реализации продуктов.

3. Распространение - обращение продуктов путем трансляции, записей, кинопоказов, показов спектаклей и т. д.

4. Потребление - получение определенного опыта конечным пользователем.

На стадии зарождения идеи рассматриваются:

- материальные культурные предметы или продукты - чертежи, проекты, песни, сценарии и другие рукотворные объекты;

- нематериальные креативные концепции и идеи -, репутация, брэнд, характер, узор, цветовая гамма и т. д.

На стадии производства происходит трансформация из «сырого» креативного

■ Культурология

материала в рыночный продукт:

- допускающие массовое воспроизводство - фильмы, телепередачи, книги, записи, компакт-диски и т. д.;

- создаваемые однократно - картины, театральные постановки, дизайнерская одежда и другие предметы.

Хочется отметить, что все эти методи-

сти в работе со статистическими данными. Так как рубрикация в системе статистики не позволяет выделить отдельные секторы креативных (творческих) индустрии, тем самым затрудняя работу исследователей. Таким образом, «поворот к культуре» требует других культурологических и общественных систем в соответствии с требованиями времени и их адаптации [2].

ки, являются новыми и вызывают сложно-

Библиографический список

1. http.•//www.creativeindustries.ru

2. Зеленцова Е. Креативные индустрии. Зарубежный опыт прикладных исследовании. -[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mista.in.ua. - 12.05.2010 .

3. Гончарик А. Политика в области творческих индустрии: зарубежный опыт и российские реалии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.creativeindustries.ru.].

4. Креативные индустрии как сектор новой экономики // Креативная экономика. -2011. - №1. - С. 20-24.

CREATIVE INDUSTRIES AS A SECTOR OF CULTURE M.S. Soloviev, graduate student

Supervisor: V.V. Latkin, candidate of historical sciences, associate professor Krasnodar state institute of culture (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article is devoted to one of the new approaches to the development of the creative branches of culture. He presents the concept of the term «creative industries», the reasons for the lack of development of this approach in the Russian Federation, the technologies for the development of creative (creative) cluster and creative industries.

Keywords: creative industries, culturology, culture, creative industries, creativity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.