Научная статья на тему 'КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ КАК ОБЪЕКТ ИНВЕСТИРОВАНИЯ'

КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ КАК ОБЪЕКТ ИНВЕСТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
796
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / СФЕРА КУЛЬТУРЫ / ТВОРЧЕСТВО / СТРИМИНГОВЫЕ СЕРВИСЫ / СОЗДАНИЕ АНИМАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кононкова Наталья Петровна, Пехтерева Елена Александровна

В статье представлен анализ креативных индустрий в контексте инвестирования. Отмечается, что среди ученых и специалистов до сих пор нет согласия в понимании того, чем креативные индустрии отличаются от сферы культуры. Четкой формулировки понятия «креативная экономика» нет и в российских нормативных документах. Вместе с тем развитие творческого потенциала не может происходить без финансовой поддержки. Креативные индустрии, являясь одним из самых перспективных сегментов экономики, остаются достаточно рискованным объектом инвестирования, так как оценка результатов финансовых вложений очень субъективна. В качестве примера рассмотрена индустрия создания анимационных фильмов. Подчеркивается, что государственная политика, направленная на поддержание креативных индустрий, является значимым стимулом для экономического роста страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE INDUSTRIES AS AN INVESTMENT OBJECT

The article presents an analysis of creative industries in the context of investment. At the same time, it is noted that there is no clear formulation of the concept of “creative economy” in Russian regulatory documents, there is also still no agreement among scientists and specialists in the field of economics in understanding how creative industries differ from the sphere of culture. It is also emphasized that the economic policy aimed at supporting creative industries is a significant incentive for the economic growth of the country. The development of creative potential cannot take place without financial support. At the same time, creative industries, being one of the most promising segments of the economy, are a rather risky investment object, since the assessment of the results of financial investments is very subjective. As an example, the industry of creating animated films is considered. It is emphasized that the state policy aimed at supporting creative industries is a significant incentive for the country’s economic growth.

Текст научной работы на тему «КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ КАК ОБЪЕКТ ИНВЕСТИРОВАНИЯ»

ДЕНЬГИ. ФИНАНСЫ. КРЕДИТ

УДК 338.012

аок 10.31249/е8рг/2022.04.06

Н.П. Кононкова, Е.А. Пехтерева*

КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ КАК ОБЪЕКТ ИНВЕСТИРОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлен анализ креативных индустрий в контексте инвестирования. Отмечается, что среди ученых и специалистов до сих пор нет согласия в понимании того, чем креативные индустрии отличаются от сферы культуры. Четкой формулировки понятия «креативная экономика» нет и в российских нормативных документах. Вместе с тем развитие творческого потенциала не может происходить без финансовой поддержки. Креативные индустрии, являясь одним из самых перспективных сегментов экономики, остаются достаточно рискованным объектом инвестирования, так как оценка результатов финансовых вложений очень субъективна. В качестве примера рассмотрена индустрия создания анимационных фильмов. Подчеркивается, что государственная политика, направленная на поддержание креативных индустрий, является значимым стимулом для экономического роста страны.

Ключевые слова: инвестиции; креативные индустрии; сфера культуры; творчество; стриминговые сервисы; создание анимационных фильмов.

Для цитирования: Кононкова Н.П., Пехтерева Е.А. Креативные индустрии как объект инвестирования // Экономические и социальные проблемы России. -2022. - № 4. - С. 114-128.

* Кононкова Наталья Петровна, д-р экон. наук, заведующая Кафедрой экономики для естественных и гуманитарных факультетов, Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва, Россия). E-mail: npkononkova@econ.msu.ru

Kononkova Natalia, DSn (Econ. Sci.), Head of the Department of Economics of Natural Sciences and Humanities, Faculty of Economics, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia). E-mail: npkononkova@econ.msu.ru

Пехтерева Елена Александровна, канд. экон. наук, младший научный сотрудник Отдела экономики Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН). E-mail: e.pekhtereva@gmail.com

Pekhtereva Elena, PhD (Econ. Sci.), Junior Researcher of the Department of Economics, Institute of Scientific Information for Social Sciences, Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia). E-mail: e.pekhtereva@gmail.com © Кононкова Н.П., 2022

114

N.P. Kononkova, E.A. Pekhtereva Creative industries as an investment object

Abstract. The article presents an analysis of creative industries in the context of investment. At the same time, it is noted that there is no clear formulation of the concept of "creative economy" in Russian regulatory documents, there is also still no agreement among scientists and specialists in the field of economics in understanding how creative industries differ from the sphere of culture. It is also emphasized that the economic policy aimed at supporting creative industries is a significant incentive for the economic growth of the country. The development of creative potential cannot take place without financial support. At the same time, creative industries, being one of the most promising segments of the economy, are a rather risky investment object, since the assessment of the results of financial investments is very subjective. As an example, the industry of creating animated films is considered. It is emphasized that the state policy aimed at supporting creative industries is a significant incentive for the country's economic growth.

Keywords: investments; creative industries; cultural sphere; creativity; streaming services; creation of animated films.

For citation: Kononkova N.P., Pekhtereva E.A. Creative industries as an investment object // Economic and Social Problems of Russia. - 2022. - N 4. - P. 114-128.

Введение

Креативные индустрии представляют собой особый сектор экономики, основанный на продаже благ, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.

О важности креативных индустрий для мировой экономики говорит тот факт, что по итогам 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 2021 г. был объявлен Международным годом креативной экономики [International year of ... , 2021]. Зарубежные исследователи также подчеркивают, что многие страны мира в целях стимулирования экономического роста все больше ориентируют свою экономическую политику на развитие и поддержку креативных индустрий [Yum, 2016; Zuhdi, 2012].

В России в последнее время тоже многое делается для развития креативной экономики. Согласно прогнозу Центра стратегических разработок, в РФ к 2024 г. долю креативных индустрий в ВВП предполагается увеличить до 8,5%, а к 2035 г. - 10%, приблизив вклад отрасли к уровню показателя развитых стран [Фестиваль-форум ... , 2022]. В настоящее время, по данным Агентства стратегических инициатив, «в креативных индуст-риях России задействовано почти 748 тыс. организаций. Их ежегодная выручка в среднем составляет свыше 10,7 трлн руб., что составляет 4,21% от суммарной выручки всех организаций страны» [Акимова, Волков, Симонов, 2022]. По оценкам специалистов Высшей школы экономики, в 2019 г. в креативном секторе экономики России работали 4,9 млн человек,

115

что составляло 6,8% всех занятых в стране [Развитие креативных индустрий в России, 2021].

Креативная экономика: понятие, измерение, распространение

Изучая направление инновационного развития, ученые и специалисты обратили внимание на важность развития творческого потенциала экономических агентов. Представления о значимости «экономики идей» оформились в виде концепции «креативной экономики».

Считается, что понятие «креативная экономика» введено в научный оборот в 2000 г. журналом Business Week [Дацык, 2010, с. 15]. Как правило, под креативной экономикой понимается деятельность экономических агентов, создающих культурные, художественные и инновационные блага. Вместе с тем до сих пор в научном сообществе нет согласия относительно самого определения и понимания того, чем креативные индустрии отличаются от сферы культуры. Кроме того, креативные индустрии тесно связаны с традиционными отраслями, что затрудняет их точное измерение. Отличие креативной экономики от традиционной состоит в том, что деятельность креативных компаний характеризуется значительно большей ролью новых технологий, высокой долей креатива1 и потребностью в генерации новых знаний.

Отрасли креативной экономики также связаны с производством информационного контента (горизонтальные сети, обеспечивающие свободу обмена креативными продуктами и информацией). В Великобритании к креативным индустриям отнесены: реклама и маркетинг; архитектура; ремесла; дизайн промышленный, графический и мода; кинематография, телевидение, видео, радио, фотография; разработка программного обеспечения, приложений, игр; издательское дело, пресса; музеи, галереи, библиотеки; музыка, театр, искусство. Главная особенность сектора креативных индустрий - сочетание творчества и высоких технологий.

Особого внимания заслуживает теоретическая модель креативных индустрий, разрабатываемая британским экономистом А. Фриманом (Alan Freeman), соавтором системы статистических измерений для креативных индустрий в Великобритании (с 2000 по 2011 г.) По его убеждению, как культурные, так и креативные индустрии не являются новыми явлениями в человеческой жизни. Они появились до зарождения мануфактурного и сельскохозяйственного производства. Креативность нельзя определить как нечто самостоятельное, поскольку она присуща всем товарам. Однако в настоящее время креативность и культура становятся важным фактором

1 Креатив, креативность (от лат. сгеайо - творчество) - умение человека отступать от стандартных идей, правил и шаблонов. Креативность предполагает присутствие прогрессивного подхода, воображения и оригинальности. Прослеживается в различных видах деятельности, ее продуктах, а также в отдельных чертах и сторонах качества личности.

116

производства, поэтому заслуживают выделения в качестве автономной индустрии [Freeman, 2012]. Зарубежные ученые полагают, что развитие креативной экономики способствует формированию привлекательного инвестиционного климата, росту социального согласия и совершенствованию социальной сферы.

Отечественный исследователь Р. Хестанов обращает внимание на стратегии западных стран, направленные на стимулирование развития креативной экономики. Проводимая ими политика «креативных индустрий» рассматривается данным специалистом как стремление к тотальной коммерциализации культурного производства и его глобальной стандартизации. Отмечается, что глобальная имплементация политики развития культурных индустрий началась с инициативы ЮНЕСКО в 1989 г., обусловленной озабоченностью неравенством доступа разных стран и регионов к культурным ресурсам и инвестициям в эту сферу.

Австралийский экономист Д. Хезмондалш (David Hesmondhalgh) выделяет следующие направления данной политики [Хестанов, 2018].

1. Признание, что в культурном производстве центральную роль играют коммерческие компании, которые влияют на вкусы и предпочтения населения.

2. Выделение государственных субсидий не производителям, а сетям распространения культурной продукции (приоритет «демократизации» доступа).

3. Субсидирование представителей креативных индустрий в целях создания рабочих мест и качественно новой занятости.

Интересно, что попытки многих правительств сформулировать подобные стратегии осуществляются на фоне дискуссий об отличии культурных индустрий от креативных. Ставкой является не только определение двух концептов, но также пересмотр представлений о границах культурной сферы и, как следствие, разное определение стратегических государственных приоритетов в культурной политике. Важно решить, сохранять ли за государством миссию развития сферы культуры или ограничить его регулирующими функциями. В этой связи ставится вопрос о целесообразности копирования опыта Великобритании, который предполагает интенсивную коммерциализацию культуры и имплементации в РФ политики «креативных индустрий». Следует отметить, что такой подход сделал отрасль интересной для частного капитала, что способствовало созданию конкурентных условий и привлечению новых источников финансирования проектов в сфере культуры [Хестанов, 2018].

Западная наука уделяет креативной экономике особое внимание, полагая, что ядром общества становится креативный класс (представители творческих профессий). Например, американский социолог Р. Флорида (Richard Florida) называет представителей творческих профессий новым общественным классом. Причем, по его мнению, креативной деятельно -стью можно заниматься практически в любой сфере деловой и обществен-

117

ной жизни (бизнес, право, здравоохранение, образование и т.д.) [Флорида, 2011, с. 12]. Тем самым он расширяет понятие, хотя на практике основными участниками креативной экономики являются деятели культуры и создатели творческого, обучающего и развлекательного контента в Сети.

Отдельные исследователи даже полагают, что успешными в современном быстро меняющемся мире могут быть только представители креативного класса. По мнению маркетолога П. Берновича, в ближайшем будущем «лучше всех жить будет креативный класс, а все остальное - это будет инфраструктура для него. Остановить развитие креативной экономики не представляется возможным, потому как у многих заинтересованных сторон есть реальный спрос на ее создание и развитие» [Бернович, 2018]. С первой частью этого высказывания можно было бы поспорить, однако то, что креативная индустрия во всем мире, не исключая Россию, пользуется огромным спросом и развивается высокими темпами, не подлежит сомнению. Особенно эта тенденция проявилась во время пандемии, когда люди, вынужденные оставаться в четырех стенах, обратились к книгам, кинофильмам, виртуальным выставкам и концертам, сами занялись творчеством.

В российское законодательство понятие «креативная индустрия» только вводится. Однако законопроекты о креативных индустриях и творческом предпринимательстве разрабатываются, а опыт креативного развития регионов находится в поле зрения экономистов [Акимова, Волков, Симонов, 2022].

Исследователи обращают внимание на распределение креативных индустрий в регионах РФ, отмечая его значительную неравномерность. В небольшом количестве регионов-лидеров находится наибольшее количество предприятий креативной сферы, которые обеспечивают основной вклад креативных видов деятельности в экономику региона. Обычно -это крупные городские агломерации с развитой инженерно-технической, логистической, цифровой и культурно-досуговой инфраструктурой [Акимова, Волков, Симонов, 2022, с. 101-104].

По мнению ученых, такая ситуация может быть рассмотрена как результат экспоненциального развития креативных индустрий в регионах, вызванного циклом с усиливающей обратной связью. На территориях с более развитыми элементами креативной индустрии есть возможности дальнейшего привлечения инвестиций, существуют школы и институты развития, есть связи и опыт коммерциализации результатов креативной деятельности. Все это облегчает расширение креативных индустрий и создание новых организаций в этой области, что, в свою очередь, обеспечивает условия для развития креативных индустрий, укрепляя и уже имеющиеся институты

Признавая важность наращивания креативной активности в современной России, специалисты считают необходимым формирование критической массы креативных предпринимателей, образующих ядро креа-

118

тивной экономики [Акимова, Волков, Симонов, 2022, с. 105]. В регионах-лидерах целесообразно запускать пилотные проекты в формате государственно-частного партнерства, такие, например, как Rurban Creative Lab.

Данная программа представляет собой онлайн-марафон по формированию региональных продюсерских центров для развития креативных индустрий в регионах страны. На участие в Rurban Creative Lab, самой масштабной в России программе по созданию креативных кластеров на месте промзон и заброшенных зданий, из 80 российских регионов в 2021 г. поступило больше 3,3 тыс. заявок. Программа реализуется Агентством стратегических инициатив1 в партнерстве с фондом «Дом. РФ»2. Ее цель -разработать и запустить механизмы преобразования не участвующих в хозяйственном обороте площадок в локации формирования сообществ творчески-ориентированных предпринимателей [Rurban Creative Lab, 2021].

Всего в конкурсном отборе приняли участие жители из 575 населенных пунктов. В их числе - больше 150 собственников креативного пространства3, 690 представителей муниципалитетов и свыше 400 - региональных властей, более 450 предпринимателей, больше 780 представителей творческой профессии и свыше 820 интересующихся данной тематикой горожан [Васильева, Дубов, 2021]. Итогом реализации программы должно стать создание 30 креативных кластеров в 10 регионах России.

Привлекательность креативных индустрий для инвесторов

В новой экономической реальности креативные индустрии - один из самых перспективных сегментов экономики. Об этом свидетельствует, например, активность компаний, предоставляющих стриминговые услуги4, и интерес к ним инвесторов. На фоне событий 2020 г., связанных с пандемией коронавируса, когда были прекращены все массовые мероприятия и люди были вынуждены оставаться дома, наблюдался уверенный рост потребления онлайн-контента и выручки стриминговых сервисов. Например,

1 Агентство стратегических инициатив (АСИ) - некоммерческая организация, созданная Правительством России для продвижения приоритетных проектов в экономической и социальной сферах, в частности, для реализации мероприятий по улучшению предпринимательской среды в России, развитию профессиональных кадров и т.п. Действует с 11 августа 2011 г.

2 Фонд «Дом. РФ» - финансовый институт развития в жилищной сфере. Создан в 1997 г. постановлением Правительства РФ для содействия проведению государственной жилищной политики. 100% акций компании принадлежит государству в лице Росимущества.

3 Креативное пространство - общедоступная территория, предназначенная для свободного самовыражения, творческой деятельности и взаимодействия людей.

4 Стриминговые услуги предоставляют компании, которые имеют доступ к хранилищам музыкального контента в цифровом виде и обеспечивают его воспроизведение по запросу пользователей через Интернет на различных устройствах (смартфонах, беспроводных колонках, медиапроигрывателях и т.д.).

119

если на конец 2019 г. в России насчитывалось 7,9 млн подписчиков музыкальных стриминговых сервисов, то в 2022 г. их уже больше 10, и количество просмотров у каждого из подписчиков растет. Очевиден потенциал этого рынка [Сухотин, 2022].

Кроме того, существуют успешные интернет-платформы, которые собирают пожертвования (донаты) под интеллектуальную собственность или привлекают к проекту инвесторов в форме краудфандинга. В последнем случае инвесторы добровольно объединяют деньги или другие ресурсы, чтобы поддержать авторов интересующей идеи. Это, по сути, сервисы для специальной группы потребителей - поклонников той или иной творческой личности [Решетникова, 2021].

Для сбора средств, как правило, выбирается платформа, которая больше всего отвечает особенностям проекта, и устанавливается конкретный срок окончания инвестирования. Автор (фаундер) также указывает сумму, которую ему нужно собрать за это время. Принципом краудфандинга является прозрачность всех денежных потоков. Инвестор (бэкер) должен понимать, как используются его деньги. Взамен он получает либо часть будущей прибыли проекта, либо внесенные им средства должны полностью вернуться. Хотя некоторые проекты предусматривают безвозмездное пожертвование [Решетникова, 2021]. При этом все действия участников проекта в России должны соответствовать принятому в 2019 г. Федеральному закону «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Федеральный Закон ... , 2019].

Мировыми лидерами по объемам рынка краудфандинга являются Китай, Япония, Южная Корея и США: доля таких вложений на инвестиционном рынке этих стран составляет от 2% до 5%. В России пока только 0,15% инвестированных средств привлекается подобным образом.

В России по состоянию на 2021 г. насчитывалось 26 официальных краудфандинговых платформ. Неквалифицированные инвесторы могли вкладывать в проекте от 5 до 600 тыс. руб., а профессиональные - неограниченные суммы. В 2020 г. общий объем сделок с использованием таких платформ составил более млрд руб. При этом более 60% средств привлекли путем краудлендинга, т.е. через платформы, которые предоставляют краткосрочные займы юридическим и физическим лицам [Решетникова, 2021].

Краудлендинговые платформы в России тоже развиваются. Например, новая платформа такого типа Со-И была создана совместно с Национальным фондом поддержки правообладателей1. Она позволяет пред-

1 Национальный фонд поддержки правообладателей - негосударственная некоммерческая организация, созданная авторами и иными правообладателями в 2017 г. для осуществления управления авторскими правами на коллективной основе в различных областях культуры и искусства.

120

ставителям креативных индустрий - музыкантам, актерам, режиссерам, видеоблогерам и др. - привлекать капитал в свои проекты под залог интеллектуальных прав. Примечательно, что уже на стадии разработки проекта Co-Fi на сайте была открыта опция «Оставить заявку и получить уведомление о запуске платформы», и разработчики получили заявки от 100 инвесторов. При этом последние даже не представляли, какие именно предложения появятся на платформе [Сухотин, 2022]. Проект привлекателен тем, что на подобных платформах можно собирать инвестиции для творческих проектов в обмен на долю в интеллектуальной собственности.

Идея и необходимость создать краудфандинговые и краудлендинго-вые платформы возникла из-за потребности практики и трудностей привлечения заемного капитала: представители креативных индустрий в поисках источников финансирования своих проектов часто сталкиваются с проблемой залогового обеспечения по запрашиваемым кредитам. Если промышленные предприятия для банка или инвестора понятны с точки зрения залоговых активов - складов, станков и т.д., - то сфера интеллектуальной собственности, основывающаяся не на физических активах, таким консервативным институтам трудна для понимания. Им сложно осознать и принять то, что такие нематериальные активы как музыка, видео или иное произведение могут быть довольно ликвидными, не теряющими стоимости со временем и поэтому выступать залогом по кредиту. Но даже если предположить, что банки в России станут рассматривать такие активы в качестве залога, то они все равно будут принимать во внимание и позицию регулятора. Центральный же банк РФ по умолчанию относит интеллектуальную собственность к залогу «низкого качества». Соответственно, банки для выдачи такого кредита вынуждены будут создавать повышенные резервы. Следует признать, что финансовым организациям проще размещать деньги вкладчиков в кредитах под залог недвижимости или движимого имущества, ценных бумаг или товарных запасов [Сухотин, 2022]. В силу сложностей получения банковского кредитования креативные индустрии все чаще привлекают инвестирование вне банковского сектора.

Наиболее привлекательными для инвесторов стали стриминговые компании. На вопрос о том, зачем инвестировать в креативные индустрии, представленные такого типа компаниями, инвесторы называют следующие мотивы: новый вид заработка на создании модного контента; использование популярного контента для перевода аудитории в своих покупателей в случае создания онлайн-магазинов; краудфандинг и др. Инвесторов привлекает гибкость среды, массовый переход в онлайн и возможность монетизации творческого контента.

Интересным примером является также инвестирование в создание анимационных фильмов, или мультфильмов. По сравнению с киностудиями, снимающими игровые или документальные фильмы, анимационные студии характеризуются своей спецификой производства и имеют иную целевую аудиторию. В первую очередь они ориентированы на детей,

121

хотя создатели стремятся заинтересовать своей продукцией и взрослое население, выпуская семейные полнометражные анимационные фильмы.

Следует помнить, что мультипликация играет важную социальную роль в жизни общества, так как оказывает достаточно сильное влияние на воспитание детей. Не случайно в развитых странах уделяется большое внимание развитию анимационной отрасли. В США, например, существуют сотни анимационных студий, многие из которых приобрели мировую известность, такие, например, как Disney Animation Studios. Часто анимационные студии в США являются дочерними компаниями крупных конгломератов (Pixar Animation Studios, DreamWorks SKG, Nickelodeon Animation Studio). В России анимационная отрасль развита значительно меньше, но тем не менее имеет богатую историю. В настоящее время она представлена такими компаниями, как «Союзмультфильм», «Петербург», «Мельница», «Аэроплан», «Анимаккорд», Wizart, Группа компаний «Рики» и др.

Создание анимации требует значительных инвестиций, и инновации в этой сфере не всегда приводят к снижению издержек. По имеющимся данным, одна секунда 3D мультфильма стоит в несколько раз дороже, чем одна секунда 2D мультфильма. Например, 1 секунда мультфильма «Смешарики. Начало» оценивается специалистами в 1646 долл. [Болецкая, Трифонов, 2012]. При этом окупаемость финансовых вложений сильно зависит от субъективной оценки потребителей, что значительно повышает риски инвесторов. Ассоциации анимационного кино в 2016 г. удалось добиться таких же налоговых льгот для российских компаний, которые выпускают мультфильмы, как и у IT-компаний. Необходимость этого была очевидна: при создании анимационного кино используется огромное количество программных продуктов, которые компании дорабатывают под свои нужды, для чего нужно много опытных и квалифицированных программистов. Анимационным студиям было сложно конкурировать за IT-специалистов без налоговых льгот [Разина, Богомолова, 2021].

Анализ характера финансирования отрасли показал, что основными инвесторами анимационных студий являются крупные коммерческие конгломераты (экосистемы), стриминговые компании, сами производители мультфильмов и частные инвесторы.

Понятие «экосистемы» в экономику проникло относительно недавно; оно связано с развитием информационных технологий и цифрови-зацией. Наличие электронной платформы для совместного ведения бизнеса позволяет объединять экономических субъектов разных секторов экономики и выстраивать эффективную систему их взаимодействия. В России основные примеры экосистем - «Яндекс», «Сбер» и VK [Халин, Чернова, Калайда, 2021].

В 2020 г. было объявлено о создании ООО «Союзмультфильм», дочерней компании ФГУП «Союзмультфильм». «Сбербанк» приобрел 80% ООО «Союзмультфильм» и при этом инвестировал 1 млрд руб. в раз-

122

витие отечественной анимации. В настоящий момент на сайте «Сбербанка» в разделе для инвесторов «Союзмультфильм» числится как часть экосистемы. «Сбер» рассчитывает вывести компанию в лидеры, полагаясь на положительную репутацию студии, заслуженную в советское время. В рамках сотрудничества планируется создание уникального контента, в первую очередь детской анимации. Будут претворяться в жизнь новые проекты киностудии - сериалы для дошкольников и школьников, полнометражные фильмы для семейной аудитории. Согласно совместно разработанной долгосрочной стратегии, «Союзмультфильм» станет крупнейшей отечественной компанией на рынке за счет масштабного наращивания производства, расширения дистрибуции, развития собственных лицензионных продаж и технологий. Это позволит создавать современную высококачественную анимацию различных форматов [Сбербанк и «Союзмультфильм» ... , 2021].

Специалисты считают, что сотрудничество «Сбербанка» и «Союзмультфильма» - это бизнес-проект будущего. «Сбербанк» строит бизнес на основе самых современных технологий и на базе киностудии «Союзмультфильм» уже начал создаваться креативный кластер. Синергия творческих идей и современных бизнес-технологий может привести к стремительному развитию отечественной анимационной индустрии, которая обладает высочайшим творческим потенциалом.

В свою очередь, владельцы стриминговых сервисов часто готовы инвестировать в создание мультипликации для пополнения и разнообразия распространяемого контента. Так, в 2018 г. компания Netflix (основная деятельность которой связана с одноименным стриминговым сервисом), инвестировала 1,1 млрд долл. в создание анимации, а Amazon, владеющая стриминговым сервисом Amazon Prime Video, - 300 млн долл. [Lee, 2018].

Сами компании анимационной отрасли также осуществляют инвестирование - с целью расширения бизнеса. Например, Группа компаний «Рики», которая была образована в 2003 г. (сериал «Смешарики»), в 2011 г. взяла курс на расширение и инвестировала 3 млн долл. в анимационный проект «Фиксики» студии «Аэроплан». В 2020 г. в рамках достигнутых договоренностей ГК «Рики» консолидировала 100% акций этой студии. Предполагается, что таким образом легче искать инвестиции и продавать брендированную продукцию c «Фиксиками» и «Смешариками». В компании «Рики» сделку называют частью новой стратегии по объединению активов: в частности, группа ранее выкупила у ВГТРК права на производство мультфильма «Тима и Тома». Специалисты считают, что окупить подобные инвестиции удастся нескоро. Однако если какая-то структура инвестирует в мультфильмы, значит, она рассчитывает на то, что это даст не кратковременный, а долгосрочный эффект [Колганов, 2020].

Частные инвесторы, проявляя интерес к индустрии анимации, особенно в США, приобретают акции публичных компаний типа Disney, Pixar и DreamWorks. В России компании по производству анимационных филь-

123

мов пока не выпускают ценных бумаг. Попыткой привлечь частных инвесторов в России было создание частного инвестиционного кинофонда компанией «Тройка Диалог» с целью финансирования производства полнометражного 3D мультфильма «Смешарики. Начало». В итоге мультфильм не окупился, собрав в прокате 8,5 млн долл. при общем бюджете 11,5 млн. Тем не менее создание фонда стало новаторством не только для российского, но и для мирового кино. Фонд «Тройки» в дальнейшем намеревался финансировать конкретные проекты на короткий срок - полтора-два года. «Смешарики» был пилотным проектом по привлечению в кино профессиональных инвесторов [Болецкая, Трифонов, 2012].

Анимационная отрасль, как высокотехнологичная, требует привлечения опытных специалистов и больших финансовых затрат. При этом инвесторы готовы вкладывать свои ресурсы только в проекты надежных студий и компаний, т.е. имеющих устоявшуюся, бесперебойно работающую модель производства и историю успеха. В США таковыми являются в первую очередь Disney и DreamWorks - так называемые «мейджоры», ведущие анимационные студии мира, являющиеся публичными компаниями. В России анимационная отрасль отстает от американской, но продолжает развиваться.

Некоторые исследователи считают, что для достижения коммерческого успеха отечественной анимации необходимо опираться и даже копировать западный опыт, делая ставку на крупные проекты с большими бюджетами, высококвалифицированной командой аниматоров, композиторов, сценаристов и актеров, озвучивающих героев. Для этого нужны проекты, ориентированные на создание полнометражных мультфильмов и сериалов. В целом специалисты подчеркивают высокую эффективность индустриальных механизмов создания анимации и перспективность отрасли [Карпушин, 2016]. При этом они признают, что для реализации модели масштабного развития анимационной отрасли необходимы значительные финансовые вложения.

Кроме того, важным направлением развития анимационных студий в России являются инвестиции в образовательные курсы или программы подготовки специалистов по анимации, которые бы обеспечили приток квалифицированных кадров в индустрию.

Следует заметить, что в целом в творческих индустриях наблюдаются специфические проблемы накопления капитала, а именно - необычайно высокие инвестиционные риски. В сфере культуры, например, крайне трудно предвидеть и просчитать, какие продукты или авторы будут иметь очевидный успех у потребителей. Специалисты уверены, что данный успех не может быть гарантирован даже относительно высокими инвестициями в рекламу и маркетинг.

124

Заключение

Креативная экономика, являясь одним из важных направлений развития передовых стран мира, все больше привлекает внимание как зарубежных, так и отечественных исследователей, стремящихся найти ответы на многие вопросы, связанные с данным феноменом.

В органах власти и управления России также растет осознание значимости креативных индустрий. Правительство страны уже стало предпринимать меры по поддержке креативной экономики, в том числе путем привлечения капитала и расширения возможностей для инвестирования в эту сферу деятельности. Так, в сентябре 2021 г. перед Министерством культуры России и другими федеральными органами исполнительной власти и организациями была поставлена задача разработать план мероприятий по реализации «Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их господдержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 г.» в 2022-2024 гг. [Распоряжение Правительства РФ ... , 2021].

Выполняя данное поручение, Министерство культуры и Министерство экономического развития объявили о создании проектного офиса по разработке механизмов привлечения бюджетного финансирования в креативные индустрии. Этот офис совместно с фондами развития, представителями венчурного капитала, кредитных организаций, малого и среднего бизнеса должен определить перечень возможных направлений для инвестирования в этой сфере, разработать критерии венчурного и кредитного финансирования и начать их апробацию с 2024 г. в качестве пилотного проекта. Новая структура будет создана в рамках федерального проекта «Придумано в России» и начнет свою работу во второй половине 2023 г. Поддержка креативных индустрий позволит повысить их долю в российской экономике, а также увеличить долю граждан, занятых в творческих профессиях [В России создадут ... , 2022].

Данная инициатива чрезвычайно важна потому, что, как показали исследования, всесторонняя финансовая поддержка креативных проектов является самым действенным механизмом стимулирования роста числа предпринимателей и новых рабочих мест в творческих индустриях, отличающихся особыми рисками. Для становления и развития креативных индустрий расширение возможностей инвесторов, и, в частности, возможность привлечения венчурного финансирования остро необходима, особенно в индустрии компьютерных игр, анимации и соответствующих программных сервисов. Поддержка в виде грантов имеет особое значение для старта бизнеса. Она способствует созданию нематериального актива в виде объекта интеллектуальной собственности, под залог которого в дальнейшем возможно масштабирование производства и вывод креативного продукта на рынки, включая глобальные.

125

Креативные индустрии представляют собой перспективный сектор национальной экономики как с позиции социальной значимости и инновационного развития, так и с точки зрения новых возможностей для предпринимательства. Вместе с тем они являются чрезвычайно рискованным для инвестирования, поэтому требуют стимулирующей поддержки со стороны государства.

Список литературы

1. Акимова О.Е., Волков С.К., Симонов А.Б. Креативные индустрии в России : тенденции развития и потенциал роста // Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика. -2022. - № 1. - С. 96-114.

2. Бернович П. Креативная экономика как способ заработать // Noomarketing. - 2018. -08.06. - URL: https://noomarketing.net/kreativnaya-ekonomika (дата обращения: 19.06.2022).

3. Болецкая К., Трифонов А. Частные инвесторы «Смешариков» могут остаться без прибыли. // Ведомости. - 2012. - 12.01. - URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/ 2012/01/12/narisovannyj_nedobor (дата обращения: 21.07.2022).

4. Васильева В., Дубов Г. В России стартовала программа АСИ по созданию креативных кластеров на месте промзон // Агентство стратегических инициатив. - 2021. - 18.02. -URL: https://asi.ru/news/179208/ (дата обращения: 09.07.2022).

5. В России создадут проектный офис по привлечению венчурных инвестиций в креативные индустрии // Ассоциация анимационного кино. - 2022. - 16.06. - URL: http:// aakr.ru/v-rossii-sozdadut-proektnyj-ofis-po-privlecheniju-venchurnyh-investicij-v-kreativnye-industrii/ (дата обращения: 07.08.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Группа компаний «Рики» консолидирует 100% акций Группы компаний «Аэроплан» (бренд «Фиксики») // Группа компаний «Рики». - 2020. - 21.02. - URL: https://ru.riki. team/news/gruppa-kompaniy-riki-konsolidiruet-100-aktsiy-gruppy-kompaniy-aeroplan-brend-fiksiki-/ (дата обращения: 21.10.2021).

7. Дацык А.А. Исследование тенденций креативной экономики в России и за рубежом // Проблемы развития инновационно-креативной экономики : сборник докладов по итогам международной научно-практической конференции, Москва, 29 марта - 09 апреля 2010 г. / под общей редакцией проф. Мельникова О.Н. - Москва : Креативная экономика, 2010 - С. 15-20. - URL: https://www.hse.ru/data/2011/02/17/1208835712/2Сборник %20креативная%20экономика.pdf#:~:text=Впервые%20термин%20креативной%20эко-номики%о20бьт,торговых%о20марок%о20и0/о20оригинальных0/о20разработок (дата обращения: 29.07.2022).

8. Карпушин Е.С. Повышение конкурентоспособности российской мультипликации // Петербургский экономический журнал. - 2016. - № 1. - С. 103-110. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-konkurentosposobnosti-rossiyskoy-multiplikatsii (дата обращения: 21.07.2022).

9. Колганов Г. «Смешарики» породнятся с «Фиксиками» // Коммерсантъ. - 2020. - 21.02. -URL: https://www.kommersant.ru/doc/4266899 (дата обращения: 05.08.2022).

126

10. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2021 № 2613-р «Об утверждении Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года» / Правительство России. - 2021. - 20.09. - URL: http://government.ru/docs/all/136723/ (дата обращения: 03.07.2022).

11. Развитие креативных индустрий в России: ключевые индикаторы / Центр междисциплинарных исследований человеческого капитала, Высшая школа экономики. - 2021. -20 с. - URL: https://www.hse.ru/data/2021/08/05/1425538563/Human%20Capital_NCMU_ Digest%201_Creative%20Industries_2021.pdf (дата обращения: 18.06.2022).

12. Разина Е., Богомолова А. Креативный локомотив // Ведомости. - 2021. - 01.10. - URL: https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2019/10/21/814145-kreativnii-lokomotiv (дата обращения: 10.06.2022).

13. Решетникова М. Что такое краудфандинг : обзор платформ и советы начинающим // РБК. - 2021. - 01.07. - URL: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/60a4f17d9a 794732 92bfd627 ; https://trends.rbc.ru/trends/innovation/60a4f17d9a79473292bfd627 (дата обращения: 10.08.2022)

14. Сбербанк и «Союзмультфильм» создали совместное предприятие для развития анимационной индустрии / Сбербанк. - 2021. - 15.06. - URL: https://www.sberbank.ru/ru/ press_center/all/article?newsID=e53296a3-84ae-480b-9df3-e417458c41f4&blockID=1303& regionID=77&lang=ru&type=NEWS (дата обращения: 21.06.2022).

15. Сухотин А. Co-Fi: как заработать на инвестировании в творческие активы // Forbes global russians. - 2022. - URL: https://www.forbes.ru/brandvoice/ipquorum/425891-co-fi-kak-zarabotat-na-investirovanii-v-tvorcheskie-aktivy (дата обращения: 10.06.2022).

16. Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (последняя редакция) // КонсультантПлюс. - 2019. -02.08. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330652/ (дата обращения: 05.08.2022)

17. Фестиваль-форум «Российская креативная неделя» // Президентский фонд культурных инициатив. Проекты. - URL: https://фондкультурныхинициатив.рф/public/application/ item?id=956edd3b-36bc-4e8f-8d71-59a77e288323 (дата обращения: 25.08.2022)

18. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. - Москва : Классика-XXI, 2011. - 430 с.

19. Халин В.Г., Чернова Г.В., Калайда С.А. Экономические экосистемы и их классификация // Управленческое консультирование. - 2021. - № 2. - С. 38-54.

20. Хестанов Р. Креативные индустрии : модели развития // Russian sociological review. -2018. - Vol. 17, № 3. - С. 173-196. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnye-industrii-modeli-razvitiya/viewer (дата обращения: 01.08.2022).

21. Freeman A. Is creation an industry? A constructive critique of the economics of the cultural and creative industries // SSRN Electronic journal. - 2012. - 03.06. - URL: https://www. researchgate.net/publication/256021223_Is_Creation_an_Industry_A_Constructive_Critique_ of_the_Economics_of_the_Cultural_and_Creative_Industries/link/5bd390494585150b2b8a1a 22/download (дата обращения: 03.08.2022).

127

22. International year of creative economy for sustainable development / UNESCO. - 2021. -URL: https://en.unesco.org/commemorations/international-years/creativeeconomy2021 (дата обращения: 24.07.2022).

23. Lee W. Netflix and Amazon spark animation revival, spending heavily in quest for binge-worthy shows // Los Angeles Times. - 2018. - 18.11. - URL: https://www.latimes.com/ business/holly wood/la-fi-ct-animation-streaming-20181118-story .html (дата обращения: 21.07.2022).

24. Rurban Creative Lab. Программа по преобразованию территорий в креативный кластер / Агентство стратегических инициатив. - 2021. - URL: https: //rurban. space/lab# schedule (дата обращения: 21.08.2022).

25. Yum S. The economic growth of creative industries in the Miami Metropolitan area // Creative industries journal. - 2016. - July. - S. 130-145.

26. Zuhdi U. Analyzing the influence of creative industry sector to the national economic structural changes by decomposition analysis: the case of Indonesia // Elseviar. - 2012. -December. - S. 980-985.

Статья получена: 16.08.2022 Одобрена к публикации: 12.09.2022

128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.