Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ'

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
985
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / CREATIVE INDUSTRIES / DIGITALIZATION / ECONOMICS / STATE CULTURAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонова Виктория Геннадиевна, Киседобрев Владимир Петрович

В статье рассматривается понятие «креативные индустрии» в современных условиях хозяйствования в Российской Федерации. Сейчас повсеместно проходит процесс цфировизации, который затронул и экономику страны. Креативные индустрии только развиваются в России, особенно это заметно Москве и Санкт-Петербурге. Развитие креативных индустрий способствует не только общему улучшению качества жизни населения, но и формированию экономики в условиях цифровизации. Также данная отрасль является одним из основных направлений роста российского ВВП. В ходе своего развития новая отрасль сталкивается с проблемами, которые невозможно решить без государственной поддержки. В статье рассмотрены основные пути их решения с помощью различных механизмов, а также проведен анализ основных мировых трендов развития креативных индустрий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

УДК 304.44 ГРНТИ 06.71.41

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Антонова Виктория Геннадиевна

Канд. экон. наук, доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеинустрии,

г. Санкт-Петербург Киседобрев Владимир Петрович Канд. воен. наук, профессор кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеинустрии,

г. Санкт-Петербург

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается понятие «креативные индустрии» в современных условиях хозяйствования в Российской Федерации. Сейчас повсеместно проходит процесс цфировизации, который затронул и экономику страны. Креативные индустрии только развиваются в России, особенно это заметно Москве и Санкт-Петербурге. Развитие креативных индустрий способствует не только общему улучшению качества жизни населения, но и формированию экономики в условиях цифровизации. Также данная отрасль является одним из основных направлений роста российского ВВП. В ходе своего развития новая отрасль сталкивается с проблемами, которые невозможно решить без государственной поддержки. В статье рассмотрены основные пути их решения с помощью различных механизмов, а также проведен анализ основных мировых трендов развития креативных индустрий.

ABSTRACT

The article discusses the concept of "creative industries" in the modern economic conditions in the Russian Federation. Now the process of digitalization is taking place everywhere, which also affected the country's economy. Creative industries are just developing in Russia, especially in Moscow and St. Petersburg. The development of creative industries contributes not only to an overall improvement in the quality of life of the population, but also to the formation of an economy in the context of digitalization. Also, this industry is one of the main directions of Russian GDP growth. In the course of its development, the new industry faces problems that cannot be solved without government support. The article discusses the main ways to solve them using various mechanisms, and also analyzes the main world trends in the development of creative industries.

Ключевые слова: креативные индустрии, цифровизация, экономика, государственная культурная политика.

Keywords: creative industries, digitalization, economics, state cultural policy.

Основы государственной культурной политики РФ определяют творческие индустрии как «компании, организации и объединения, производящие экономические ценности в процессе творческой деятельности, а также деятельности по капитализации культурных продуктов и их представлению на рынке. К сфере творческих индустрий относятся промышленный дизайн и индустрия моды, музыкальная индустрия и индустрия кино, телевидение и производство компьютерных игр, галерейный бизнес, издательский бизнес и книготорговля, рекламное производство и средства массовой информации» [1].

Согласно государственной политике Российской Федерации в области развития цифровой экономики, одним из необходимых условий для создания качественно новой модели ответственной, творческой, нравственной личности является цифровизация в сфере культуры.

Использование цифровых коммуникационных технологий, в частности, для обеспечения доступа населения к культурным ценностям вне

зависимости от региона проживания является приоритетной задачей государственной культурной политики РФ в рамках осуществления всех видов культурной деятельности и развития индустрий, связанных с ними, о чем говорится в Основах государственной культурной политики.

Формирование единого российского электронного пространства знаний становится первостепенной задачей. Данное пространство должно формироваться на основе оцифрованных архивных, книжных, музейных фондов, составляющих Национальную электронную библиотеку и национальные электронные архивы по отраслям знаний и сферам творческой деятельности.

Чтобы сформировать информационное пространство знаний необходимо [2]:

•организовать безопасную информационную среду с помощью популяризации информационных ресурсов, которые будут способствовать распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

•усовершенствовать механизмы обмена знаниями;

•сформировать Национальную электронную библиотеку и другие государственные информационные системы, включающих объекты исторического, научного и культурного наследия народов Российской Федерации, а также обеспечить доступ к ним максимально широкого круга пользователей;

•обеспечить условия для популяризации русской культуры и науки за рубежом;

•усовершенствовать меры по эффективному использованию современных информационных платформ для распространения достоверной и качественной информации российского производства;

•обеспечить насыщение рынка доступными, качественными и легальными медиапродуктами и сервисами российского производства.

Предусмотренные отраслевым

законодательством информационные системы направлены прежде всего на обеспечение сбора, регистрации и анализа информации о количестве и качестве объектов культурного наследия и культурных ценностей, а также на обеспечение межведомственного взаимодействия в сфере культуры. Ведение таких информационных систем, как единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации, Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации, реестр книжных памятников, государственный регистр фильмов, является, в том числе, наиболее действенным механизмом обеспечения правовой защиты включенных в них объектов культуры [2].

На данный момент главным источником финансирования сферы культуры является государственный бюджет, поэтому необходимо законодательно предусмотреть возможность финансирования проектов по цифровизации сферы культуры при помощи механизма государственно-частного партнерства, а также взаимодействие и координацию деятельности федеральных и региональных государственных институтов развития, тем самым сфера культуры привлечет новые источники инвестирования.

В условиях цифровизации экономики отрасли, связанные с креативностью, искусством, интеллектуальной собственностью и цифровыми технологиями все чаще называют основными драйверами экономики XXI века. К креативной индустрии относятся такие сектора, как дизайн-индустрия и индустрия моды, ГГ (разработка игр, широкого спектра программных продуктов), музыка, искусство и т.п.

Согласно данным ЮНЕСКО, креативная индустрия генерирует более $2 триллионов в год,

что составляет почти 3% мирового ВВП, а в городах и регионах с высокой концентрацией населения этот показатель выше в 3-5 раз, что делает ее одним из главных финансовых и экономических драйверов.

Сектор креативной экономики в России не достигает и 3% ВВП. Креативная экономика за последние 10 лет в глобальном масштабе выросла в два раза. Тем не менее оборот российских креативных индустрий в течение последних четырех лет ежегодно растет: в 2017-м — на 6%, в 2018-м — на 15%, в 2019-м — на 9%. По оценкам Центра стратегических разработок, к 2024 году доля креативной экономики в ВВП страны может достичь 8,5%, а к 2035 году — 10% [3].

Большую роль в развитии этого сегмента экономики играет социально-ответственный бизнес, способный при помощи творческих подходов привлекать внимание к глобальным проблемам, находить уникальные способы и создавать продукты для их решения.

По мнению экспертов, развитие креативных индустрий способствует комплексному улучшению качества жизни людей и формированию жизнеспособной экономики. Именно креативный бизнес соответствует всем запросам устойчивого развития - концепции, предполагающей максимально

сбалансированный подход к реализации настоящих и будущих потребностей и стремлений человечества. Он эффективен с точки зрения экологии, эксплуатации пространств и использования материальных, человеческих и интеллектуальных ресурсов.

Для поддержки креативных индустрий в регионах необходимы дополнительные инфраструктурные решения: создание креативных хабов, технопарков и других точек притяжения, внедрение целевых программ привлечения инвестиций и поддержки экспорта для творческих предпринимателей [4].

Интеллектуальная собственность в цифровом мире становится все более ценным ресурсом. А индустрия на стыке искусства, культуры, бизнеса и технологий влияет на развитие множества отраслей экономики и на рынок труда.

Ожидается, что при сохранении доминирования на рынке труда креативной индустрии медиасферы к концу 2020 года около 10 млн новых рабочих мест будет создано в визуальном и исполнительском искусстве. Сегодня на эти сектора приходится 20 и 12% занятых соответственно, в аудиовизуальных медиа занято 11%.

Российский рынок креативной индустрии оценивается примерно в 8 трлн руб. ежегодно и имеет потенциал для роста. Как и во всем мире, лидирует сфера« медиа», вторую позицию занимает «функциональное творчество» (дизайн и креативные сервисы). Третье место делят области креативной индустрии« искусство» (визуальное и

исполнительское искусство) и «наследие» (художественные и традиционные ремесла и промыслы, фестивали и культурные объекты).

Важной частью визуальной культуры являются традиционные и цифровые изобразительные искусства: живопись, графика, скульптура, фотография. Причем, ожидается, что в ближайшие пять лет будет расти спрос на произведения современных русских художников.

Креативная индустрия может стать одним из важных направлений роста российского ВВП, а ее вклад — увеличиться вчетверо менее чем за десять лет, согласно данным Аналитического центра при правительстве РФ. Однако, экономический рост креативной индустрии зависит от людей, формирующих креативный класс. Сама эта индустрия в нашей стране не является четко определенным видом экономической деятельности . Нет в стране и согласованной госполитики в отношении образовательной инициативы- наряду с подготовкой кадров, обладающих компетенциями, необходимыми для работы в креативной экономике , важна система подготовки профильных специалистов и формирование системы дополнительного профессионального образования и повышения квалификации на базе отраслевых объединений и профильных ассоциаций [5].

Дизайн, мода, кино, художественные галереи, медиа и даже ремесла - сектор экономики объемом минимум $500 млрд. В развитых экономиках их вклад в ВВП может превышать 10%, но в России пока не дорос и до 3%. В России большой, но пока не реализованный потенциал в развитии креативной экономики - это могли бы быть народные ремесла или российский кинематограф.

Согласно данным Федерации

интеллектуальной собственности, экономический потенциал креативной индустрии в России составляют национальные виды творчества. Данной организацией была разработана специальная программа RF.ro, задача которой поиск и эффективное лицензирование культурных, этнических, фольклорных элементов, которые могли бы использовать российские и зарубежные производители товаров и медиаконтента и у которых есть экспортный потенциал.

Популярный пример удачной креативной продукции - мультфильм «Маша и Медведь», который переведен на 36 языков и демонстрируется более чем в 100 странах, число его просмотров на YouTube превышает 50 млрд.

Согласно Докладу Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)« Тенденции международных креативных индустрий» 2019г., существует 5 трендов, которые влияют на развитие креативной экономики [6]:

1. Много гаджетов. Во всем мире люди привыкают одновременно потреблять контент сразу с нескольких устройств, переписываться в мессенджерах и смотреть фильмы. Эта тенденция влияет на рынки маркетинга, рекламы, кино,

телевидения;

2. Искусственный интеллект. А1, AR, и

блокчейн будут играть решающую роль в формировании креативной экономики. По прогнозам разных аналитиков, в 2025 г. объем рынка корпоративного искусственного интеллекта составит около $30 млрд;

3. Аудиовизуальный контент более популярен в цифровом пространстве. Поэтому растет спрос на фотографов, операторов, блогеров, сквозных мультимедийных специалистов. Исполнители-любители наводняют рынок, и профессиональным артистам приходится конкурировать с бесконечным количеством людей;

4. Рост интернет-рекламы и падение традиционного рынка. Вместе с ним развиваются секторы анализа данных, А1, дизайна, анимация, копирайтинг;

5. Технологическая глобализация моды. Набирают популярность разработки дизайнеров для развивающихся стран: рюкзаки с солнечными батареями, которые могут зарядить гаджеты. Спрос на такие продукты по всему миру обеспечат технологически продвинутые миллениалы, что изменит всю модную индустрию.

По словам участников рынка, для развития креативному сегменту нужна поддержка государства. Потенциал креативных индустрий во всем мире уже становится неотъемлемой частью промышленной политики, эти специфические отрасли пользуются государственной поддержкой в Великобритании и Китае, в России же дискуссия началась много лет назад, однако ситуация не изменилась - необходимо создать условия для развития креативного класса в стране.

Например, Ассоциация анимационного кино, консолидировав свою позицию, пролоббировала у премьер-министра Дмитрия Медведева в 2016 г. налоговые льготы для российских компаний, которые выпускают мультфильмы. По аналогии с ^-компаниями, поскольку при создании анимационного кино используется огромное количество софта, который компании дорабатывают под свои нужды, для чего нужно много программистов. Анимационным студиям было сложно конкурировать за ^-специалистов без налоговых льгот [7].

В первую очередь компаниям креативного сектора в России нужны внятные финансовые инструменты, доступное кредитование и понятные правила игры. Производство мультфильмов уже давно не просто анимация: в отрасли работают 1Т-специалисты, создатели компьютерной графики, УЯ, ЛЯ-развлечений. И на создание мультфильма или мультсериала сильным брендам требуется 3-4 года интенсивной работы, инвестиции вернутся через 5-7 лет. При этом инвесторы в основном не планируют свою активность дальше чем на три года, а банки неохотно работают с нематериальными активами [7].

Темпы развития креативной индустрии значительно выше, чем темпы развития традиционной промышленности и других отраслей — даже во время экономического спада объем мирового креативного сектора вырос на 14%. Наиболее важные причины усиленного роста мирового креативного сектора [8]:

• Высокая доля добавленной стоимости во всех отраслях креативной экономики и отсутствие естественных барьеров как с точки зрения производства, так и с точки зрения потребления.

• Появление десятков и сотен новых бизнесов, которые находятся на стыке творчества и предпринимательства, несомненно ведут к созданию новых рабочих мест. В силу своей специфики креативные индустрии привлекательны для молодежи, а занятость в креативной индустрии уже превышает показатели занятости в реальном секторе.

• Технологии дают необходимые средства к развитию креативной индустрии. В современности можно выделить три тренда: цифровизация — значительно более простой доступ к средствам творческого производства для различных представителей творческого сектора. Средства креативного производства доступны практически для каждого. Аддитивные технологии — сокращается время и издержки производства, повышается гибкость процесса. Искусственный интеллект - спорный тренд, но он имеет право на существование.

• Развитие глобализации. Креативная индустрия создает товары и услуги преимущественно для международного рынка. Привязка к определенной локации уже не имеет такого принципиального значения, самую важную роль играют« создатели контента».

Согласно последним данным, Россия стабильно увеличивает свою долю на рынке международных креативных индустрий. За последние пять лет глобальные кассовые сборы отечественных фильмов выросли в 4 раза: с $11 млн до $44 млн. Кроме того, согласно статистике Фонда кино, за тот же период количество российских картин в зарубежном прокате увеличилось на 44%. По данным Российского экспортного центра (РЭЦ), который развивает программу поддержки и распространения отечественной аудиовизуальной продукции, выручка российской креативной индустрии в 2017 году составила 8 трлн рублей.

Сегодня креативный сектор — это не только развлекательный контент. Симбиоз творчества и инноваций лежит в основе креативных индустрий, эффективную экономическую деятельность которых должны обеспечивать отраслевые цифровые платформы. Российский экспортный центр поддерживает и развитие отечественных цифровых высокотехнологичных проектов — УЯ-и АЯ-технологий. Эти проекты применяются в

разных сферах и не ограничиваются компьютерными играми, что было убедительно продемонстрировано организаторами и участниками дискуссии. и АЯ активно

используют в медицине при проведении высокотехнологичной диагностики и позволяют сократить длительный процесс реабилитации после хирургических операций, а также применяются для социализации и адаптации людей с ограниченными возможностями.

Только при наличии сильной государственной поддержки возможно развитие и

интернационализация креативного сектора России. Целесообразным, в целях эффективного использования ресурсов национальных проектов, разработать Дорожную карту поддержки и интернационализации российской креативной индустрии как приоритетного сектора МСП, направленную на преодоление основных барьеров [8]:

• Отсутствие нормативно-правой базы и соответствующей формализованной терминологии. На общегосударственном уровне до сих пор отсутствует профильное законодательство, не определено понятие сектора креативных индустрий, нет эффективной статистической базы учета креативного сектора экономики. В этой связи важно использовать опыт Санкт-Петербурга, который в 2018 году первым в России на законодательном уровне ввел определение «креативная деятельность» и принял закон о поддержке организаторов креативных пространств.

• Отсутствие четкой стратегии, программы поддержки экспорта продуктов и услуг, создающихся в этой сфере, а также инструментов интернационализации креативного бизнеса. Для масштабирования и выхода на международные рынки предпринимателям и компаниям креативной сферы требуется поддержка фондов и частных инвесторов , с внедрением мер финансовой поддержки со стороны государства в виде субсидий и грантов, а также содействием в поиске агентов реализации для ретейлеров и развитием контактов с шоурумами и байерами в других странах. Для эффективного проникновения российской креативной продукции за рубеж требуется помощь в языковой адаптации продуктов и привлечение в страну крупных международных отраслевых мероприятий.

• Неблагоприятный бизнес-климат и условия ведения экспортной деятельности. Новые компании и молодые дизайнеры не могут выйти из «серой зоны» из-за тяжелого налогового бремени и отсутствия достаточного финансирования. Во всех сферах креативной индустрии смена юрисдикции и релокация креативного бизнеса происходят достаточно просто

, в результате одним из побочных эффектов этой простоты становится миграция трудовых ресурсов, когда российские лидеры креативной экономики, дизайнеры, архитекторы после обучения уезжают за границу. Снижение налоговой нагрузки — важный стимул для создания комфортных условий и повышения конкурентоспособности российских экспортеров на внешних рынках. По информации Российского экспортного центра, нулевая ставка НДС при экспорте работ и услуг начала действовать с 1 июля 2019 года. Возможность вычета НДС охватывает компании широкого спектра отраслей с высоким экспортным потенциалом.

• Недостаток квалифицированных кадров. Для успешного развития креативных отраслей требуется, в первую очередь, человеческий капитал, обладающий определенными характеристиками, среди которых высокий уровень образования, профессиональных навыков, склонность к творческой деятельности, инновациям. Все это требует организации современного образовательного процесса, совершенствование системы профессиональной подготовки специалистов в области креативных индустрий.

• Центры поддержки творческих индустрий. Необходимо учитывать лучшую международную практику создания инфраструктурных организаций, нацеленных на специфику работы с креативным сектором и обеспечивающих эффективное взаимодействие между акторами и стейкхолдерами креативного сектора на уровне государства, культуры, искусств, науки и технологий, медиа и бизнеса. Цель этих организаций - помогать креативным предпринимателям в получении необходимой информации, повышении квалификации, совершенствовании навыков управления и продвижения проектов; содействовать в преодолении бюрократических преград и юридической неграмотности, оказывать помощь в поиске партнеров на внутренних и внешних рынках, разработки продуктов и их продвижения на рынке, поддерживать партнерское взаимодействие со специализированными институтами, фондами, проектами и программами.

• Определенная среда. В первую очередь, речь идет о территории, где люди работают вместе и где проекты возникают за счет творческого взаимодействия. Поэтому сегодня креативная индустрия живет кластерами, которые постепенно осваивают городские территории, в первую очередь - промышленные зоны. Объединение творческих лидеров креативной экономики, создание на территории России «креативных хабов», кластеров и «Виртуальной особой экономической зоны» призвано обеспечить упрощенный вход для культурного, креативного и ^-бизнеса за счет

льготных условий, инфраструктуры для нетворкинга, организационного и бизнес-развития.

На сегодняшний день большое количество креативных пространст открыто в Санкт-Петербурге, благодаря принятому закону о поддержке организаторов креативных пространств . Уже насчитывается более 50 креативных пространств и появляются новые на территориях бывших предприятий, построенных еще в дореволюционное время, заводов и особняков: новые коворкинги, открытые лаборатории, лофты, арт-центры.

При этом важно отметить вклад творческих индустрий в процесс ревитализации, возвращения к жизни важных для Санкт-Петербурга и России объектов индустриального и культурного наследия: Центр дизайна ARTPLAY SPb, возникший на месте бывшего Центрального конструкторского бюро машиностроения; Креативное пространство «Ткачи» — крупнейший в Санкт-Петербурге территориальный креативный кластер,

расположенный в здании реконструированной ткацкой фабрики; «Новая Голландия» — креативное пространство, которое открылось на территории бывшего закрытого военного острова; Планетарий №1 с самым большим в мире проекционным куполом 37 метров в диаметре, расположившийся в здании крупнейшего старинного газгольдера России и др.

В случае правильной расстановки приоритетов, реализация и локализация национальных проектов «Малое и среднее предпринимательство и поддержка

индивидуальной предпринимательской

инициативы», «Международная кооперация и экспорт», «Цифровизация экономики» смогут вывести креативные индустрии России и Санкт-Петербурга на принципиально новый уровень развития, что обеспечит экономический рост и увеличение экспорта продукции и технологий, которая создается креативным кластером.

Список литературы:

1.Указ Президента РФ от 24.12.2014 №808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики".

2.Цифровизация в сфере культуры. URL: http://komitet2 -3.km. duma. gov. ru/Novo sti-Komiteta/item/15584405 (Дата обращения: 08.11.2020).

3.Творчество как товар. Как развивается креативная экономика в России? URL: https://polit.ru/article/2020/08/24/creative/ (Дата обращения: 07.11.2020).

4.Фокус на развитии: почему креативный бизнес стал важным инновационным драйвером/ URL: https://rg.ru/2019/12/05/fokus-na-razvitii-pochemu-kreativnyj-biznes-stal-vazhnym-innovacionnym-drajverom.html (Дата обращения: 06.11.2020).

5.Задание для креативного класса. URL: https://plus.rbc.ru/news/5cb8ae1b7a8aa935f18ca10b (Дата обращения: 06.11.2020).

6.Доклад Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) «Тенденции международных креативных индустрий» 2019г. https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/tdr2019over view_ru.pdf (Дата обращения: 08.11.2020).

7.Креативный локомотив. Как творческие индустрии могут подстегнуть экономику.

URL:https://www.vedomosti.ru/partner/artides/2019/1 0/21/814145-kreativnii-lokomotiv (Дата обращения: 08.11.2020).

8.Креативная экономика: стратегии продвижения высокотехнологичного экспорта URL: https://roscongress.org/sessions/spief-2019-kreativnaya-ekonomika-strategii-prodvizheniya-vysokotekhnologichnogo-eksporta/expert/ (Дата обращения: 07.11.2020).

ПРИМЕНЕНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ _И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК В НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ_

Р01: 10.31618/Б8и.2413-9335.2020.5.80.1129 Аралбаев Азамат Ташбулатович, Аралбаев Закарья Ташбулатович

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается применение маркетингового подхода к формированию государственных и муниципальных закупок в нефтегазовой промышленности. Проведен анализ совокупного объема государственных и муниципальных закупок, осуществляемый заказчиками в нефтегазовой промышленности, а также объем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции. Определены виды закупок, осуществляемые организациями. Выявлено, что в совокупном объеме закупок для нефтегазовой промышленности наибольшее количество приходится на электронный аукцион, определена доля инновационной техники.

Ключевые слова: закупки, маркетинговый поход, нефтегазовая промышленность, инновации

Применение маркетингового подхода для управления государственными заказами предусматривает формирование необходимых предпосылок для решения следующих основных задач: 1) комплексное исследование рынка предприятий по выпуску (разработке) интересующей заказчика продукцию; 2 корректировка поставок продукции с применением инновационных технологий по реальным возможностям и потребностям потребителей; 3) установление экономически действенной политики размещения заказов (конкурсного и неконкурсного); 4) установление комплекса маркетинга заказчика с целью заключения оптимального контракта и другие.

Государственный заказ на закупку товаров, работ, услуг представляет собой документ, содержащий перечень необходимой продукции для нужд нефтегазовой промышленности. В то же время, государственный контракт - это договор, заключаемый между заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в котором в соответствии с законодательством РФ оговариваются все условия на поставку товаров, работ, услуг для нужд нефтегазовой промышленности. Государственный контракт на любую закупку, в том числе и инновационной

продукции, может быть заключен только по результатам торгов. Таким образом, контрактная система ввела новый способ финансирования расходов на закупки инновационной продукции -контрактное финансирование. На сегодняшний день контрактное финансирование

инновационного развития - это наиболее распространенный инструмент системы контрактных отношений-договоров между заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на поставку высокотехнологичных товаров, работ, услуг. [1]

В контрактной системе РФ предусмотрены следующие способы закупок, отраженные на рисунке 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контрактная система предусматривает также проведение в электронной форме открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также в отдельных случаях по решению Правительства РФ закрытых способов торгов.

Отдельную нишу в современной контрактной системе занимают закупки инновационной продукции на основе реализации принципа стимулирования инноваций при осуществлении государственных и муниципальных закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.