Научная статья на тему 'Место и роль маркетинга и рекламы в развитии креативной индустрии России'

Место и роль маркетинга и рекламы в развитии креативной индустрии России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1379
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КРЕАТИВНАЯ ИНДУСТРИЯ / CREATIVE INDUSTRY / МАРКЕТИНГ / MARKETING / РЕКЛАМА / ADVERTISING / РЫНОК ТРУДА КРЕАТИВНОЙ ИНДУСТРИИ / THE LABOR MARKET OF THE CREATIVE INDUSTRY / КОНКУРСЫ И ФЕСТИВАЛИ РЕКЛАМЫ / CONTESTS AND FESTIVALS OF ADVERTISING / СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА / SOCIAL ADVERTISEMENT / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко Дмитрий Анатольевич

Креативная индустрия самая быстро развивающаяся часть экономики и культуры. К креативной индустрии западные исследователи относят: рекламу, маркетинг, архитектуру, ремесла, дизайн (создание продуктов/товаров, графика и мода), кино, телевидение, видео, радио, фотографию, IТ, программное обеспечение, компьютерные услуги, музеи, библиотеки, галереи, музыку, изобразительное и исполнительское искусство, издательскую деятельность. В 2013 году культурная и креативная индустрия во всем мире получила выручку в размере 2 250 млрд долл. (3% мирового ВВП). В креативных отраслях работает 29 миллионов человек. В России креативная индустрия только начинает развиваться. Стоит задача выявить и устранить барьеры на пути международного бизнеса, ускорить рост экспорта российской продукции, увеличить приток инвестиций. Креативная индустрия в России может развиваться только при поддержке государства. Стратегия развития креативной индустрии должна включать в себя направления, где правительство и креативная индустрия могут работать вместе, чтобы реализовать свои цели. Маркетинг и реклама по своей сути являются частью креативной индустрии. Средства и технологии маркетинга и рекламы являются непременными и необходимыми факторами развития других секторов. В статье определены те шаги и мероприятия, которые могут помочь развитию одного из самых креативных секторов индустрии маркетинга и рекламы. Основу статьи составляет доклад, сделанный на круглом столе, организованном Аналитическим центром Правительства РФ «Формирование стратегических инструментов для развития рынка труда креативной индустрии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Place and Role of Marketing and Advertising in Development of the Creative Industry of Russia

The creative industry is the fastest growing part of the economy and culture. According to Western researchers, the creative industry includes the following type of business: advertising, marketing, architecture, crafts, design (creation of products / goods, graphics and fashion), cinema, television, video, radio, photography, IT, software, computer services, museums, libraries, galleries, music, visual and performing arts, publishing. In 2013, the cultural and creative industries around the world received revenues of $ 2250 billion (3% of world GDP). In creative industries, 29 million people work. In Russia, the creative industry is just beginning to develop. The task is to identify and remove barriers to the international business, accelerate the growth of exports of Russian products, increase the flow of investment. The creative industry in Russia can develop only with the support of the state. The strategy for the development of the creative industry should include areas where the government and the creative industry can work together to realize their goals. Marketing and advertising are inherently part of the creative industry. The means and technologies of marketing and advertising are indispensable and necessary factors for the development of other sectors. The article identifies those steps and activities that can help the development of one of the most creative sectors of the industry marketing and advertising. The basis of the article is a report made at a roundtable organized by the Analytical Center of the Government of the Russian Federation «Forming strategic tools for the development of the labor market of the creative industry

Текст научной работы на тему «Место и роль маркетинга и рекламы в развитии креативной индустрии России»

МЕСТО И РОЛЬ МАРКЕТИНГА И РЕКЛАМЫ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОЙ ИНДУСТРИИ РОССИИ

Шевченко Дмитрий Анатольевич,

профессор маркетинга и рекламы, почетный член Гильдии Маркетологов, эксперт Ассоциации Коммуникационных Агентств России shevm74@mfil.ru

Креативная индустрия — самая быстро развивающаяся часть экономики и культуры. К креативной индустрии западные исследователи относят: рекламу, маркетинг, архитектуру, ремесла, дизайн (создание продуктов/товаров, графика и мода), кино, телевидение, видео, радио, фотографию, !Т, программное обеспечение, компьютерные услуги, музеи, библиотеки, галереи, музыку, изобразительное и исполнительское искусство, издательскую деятельность. В 2013 году культурная и креативная индустрия во всем мире получила выручку в размере 2 250 млрд долл. (3% мирового ВВП). В креативных отраслях работает 29 миллионов человек. В России креативная индустрия только начинает развиваться. Стоит задача выявить и устранить барьеры на пути международного бизнеса, ускорить рост экспорта российской продукции, увеличить приток инвестиций. Креативная индустрия в России может развиваться только при поддержке государства. Стратегия развития креативной индустрии должна включать в себя направления, где правительство и креативная индустрия могут работать вместе, чтобы реализовать свои цели. Маркетинг и реклама по своей сути являются частью креативной индустрии. Средства и технологии маркетинга и рекламы являются непременными и необходимыми факторами развития других секторов. В статье определены те шаги и мероприятия, которые могут помочь развитию одного из самых креативных секторов индустрии — маркетинга и рекламы. Основу статьи составляет доклад, сделанный на круглом столе, организованном Аналитическим центром Правительства РФ «Формирование стратегических инструментов для развития рынка труда креативной индустрии».

Ключевые слова: креативная индустрия; маркетинг; реклама; рынок труда креативной индустрии; конкурсы и фестивали рекламы; социальная реклама; образование.

МАРКЕТИНГ И РЕКЛАМА ЧАСТЬ

КРЕАТИВНОЙ ИНДУСТРИИ

Маркетинг и реклама — нематериальный актив экономики, создающий добавленную стоимость. Современные экономисты убеждены, что совокупные затраты на маркетинг и рекламу являются показателем развитости рыночной экономики любой страны. Маркетинг и реклама являются одной из отраслей креативной индустрии, которая обладает уникальным потенциалом, так как использует многие направления других подотраслей, имея в своем арсенале основные креативные средства: дизайн, видео, аудио, фото, 1Т-технологии, компьютерные услуги, печать. Ассоциация Коммуникационных Агентств России (АКАР) публикует рейтинги и исследования рекламных агентств,

которые специализируются на креативных технологиях. К ним, в частности, относятся: разработка творческих брифов, визуальной концепции, слогана, разработка соответствующих форматов рекламы (раскадровок ТВ-роликов, сценариев радиороликов, эскизов для прессы и наружной рекламы, и т. п.)

РЫНКИ МАРКЕТИНГА

И РЕКЛАМЫ

Рынок рекламы оценивается в 360 млрд руб.1 В России работают несколько сотен тысяч специалистов в области рекламы, маркетинга (в США 558 000 чел.). Регулирование маркетинга и рекламы осуществляется рядом законов и законодательных положений. Есть статьи ГК РФ, Закон о рекламе, законы о защите дан-

ных, интеллектуальной собственности, авторского права, которые существенно способствуют развитию маркетинга и рекламы. Возникла и развивается социально-профессиональная инфраструктура саморегулирования маркетинговой и рекламной отрасли. В 2004 году образована Ассоциация Коммуникационных Агентств России — АКАР (ранее — РАРА), которая объединяет более 200 ведущих участников рынка коммерческих коммуникаций. В 2001 году создано некоммерческое партнерство Гильдия Маркетологов — ГМ. Это сообщество объединяет физических лиц, профессионально занятых в сфере маркетинга. Есть комитеты, которые осуществляют деятельность по регулированию рекламы и маркетинга при Общественной Палате РФ, при

' Подробно о рынке рекламы см. http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id7363. Для сравнения: в 2017 году США потратили 297 млрд долл. на рекламу.

ТПП. Контролирующие функции по регулированию споров и защите конкуренции осуществляет Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС).

МАРКЕТИНГ В РОССИИ

НАХОДИТСЯ В СТАДИИ

ЗАРОЖДЕНИЯ

В настоящий период маркетинг в России переживает кризис «детского возраста». Ему сложно прописаться в общественном сознании в качестве естественного и релевантного инструмента развития конкурентной бизнес-среды. Маркетингу в России не повезло с самого начала перехода российской экономике к рыночной форме. В 1990-е годы он заявил о себе не совсем удачно. Он появился в сетевой форме. Посыпались коммерческие предложения в адрес населения от компаний «Герба-лайф», «Орифлейм», западных страховых компаний. Укоренилась и поддерживается СМИ устойчивая и вредная ассоциация, что маркетинг, реклама — это продать товары и услуги любой ценой, впарить покупателю, обмануть. И сегодня маркетингу даже в коммерческих организациях отводят роль не выше, чем отделу продаж. высокие руководители разных уровней не благоприятно отзываются о маркетинге, стараются не произносить это слово. СМИ упорно указывают на мошеннический характер маркетинга, упрекая маркетологов в попытке обмануть потребителя любым способом: через упаковку, штрихкод, дизайном, выкладкой товара в магазинах и пр. ухищрениями. Опять и опять депутаты поднимают новый вопрос о сокращении рекламы медицинскихпре-паратов на ТВ, рекламы во время просмотра кинофильмов. Потери прогнозируются в размере не-

скольких млрд рублей. Необходимо наконец-то определиться в отношении статуса и имиджа маркетинга и рекламы.

Восприятие маркетинга и рекламы в обществе постепенно меняется, появляются руководители бизнеса, которые в СМИ рассуждают о маркетинге с положительных позиций.Реклама и маркетинг по содержанию своей деятельности, так или иначе, непременно связаны и используются другими секторами креативной отрасли. Рекламные агентства активно работают по продвижению кино, ТВ, музеев, изобразительного и исполнительского искусства, товаров художественного промысла на конкурентные рынки, в том числе за рубеж.

РЫНОК ТРУДА КРЕАТИВНОЙ

ИНДУСТРИИ

Так же как и другие ресурсные рынки, рынок креативной индустрии представлен покупателем труда — работодателем и продавцом ресурса труда, юридически свободным и защищенным собственником своей рабочей силы. Для рынка креативной индустрии, особенно важно заметить, что продавец труда является носителем особого ресурса, специфика которого состоит в его физической неотделимости от него самого.

На обычном рынке покупка товара означает переход права собственности к покупателю. Но покупка же труда креатора нанимателем (покупателем) означает, что он приобретает только право на определенное время использовать труд обладателя способностей креатора. Спрос на труд кре-атора производный,он зависит от спроса на конечную продукцию и услуги. Сделка между нанимателем и креатором (например, дизайнером, маркетологом, рекла-

мистом) совершается не в целях удовлетворения конечного потребителя (как в случае с продавцом, работником сбыта и пр.), а для того, чтобы производить какую-то конкретную продукцию, получить конкретный результат. На рынке креативного труда приобретают особое значение не денежные, а нематериальные факторы сделки. К ним относятся: содержание и условия труда, режим работы, перспективы карьеры и др.

В отличие от других рынков занятости контакты между нанимателем и креативным работником кратковременны и обезличены. Это обстоятельство следует учитывать, так как оно влияет на взаимоотношения сторон и может сыграть существенную роль в конкурентоспособности организации, фирмы.

Креаторы — люди, находящиеся вне рамок традиционных классов, они не вписываются в иерархическую структуру социума. Они отличаются от остальных творческим потенциалом, позволяющим создавать креативные продукты. Плотный рынок труда должен способствовать горизонтальной карьере креативщиков, давать возможность раз в три-пять лет начинать новый проект. Профессионалы новой генерации не любят быть привязанными к жесткому графику или к непременному присутствию в офисе с 9 до 18 часов. Также они иначе проводят свободное время, стараясь заполнить его активной деятельностью и общением, полезным для творчества. Для людей этого склада большое значение имеет «третье место» (помимо работы и дома). Творческий процесс локализовать сложно и до конца невозможно. Исследования утверждают, что к семи годам только 10% населения имеют признаки высокой

креативности, а при достижении зрелого возраста процент снижается до двух. То есть всего два человека из ста становятся (точнее сказать — «остаются») творчески одаренными, когда вырастают. В этой связи необходимо более терпимо и внимательно относиться к тем, кто с ранних лет проявляет творческие способности. Следует более широко практиковать подход индивидуального образовательного маршрута в отношении одаренных учащихся, «звезд». Практичнее сохранять «звезд», чем их отыскивать заново, некоторые страны их просто закупают.

КРЕАТИВНЫЙ МАРКЕТИНГ

И РЕКЛАМА ЯВЛЯЮТСЯ ЧАСТЬЮ

ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее время наметилась положительная тенденция распространения маркетингового и рекламного сознания, знания и умения в школах, колледжах, вузах. В колледжах проходят различные конкурсы, разыгрываются гранты.

Самой впечатляющей моделью, с точки зрения развития креативных навыков, является движение World Skills в колледжах, а теперь и в вузах. Это движение по развитию рабочих профессий и ремесел получило мировое признание. Россия здесь находится в фавори-

тах. Отрадно, что это движение активно поддерживается государством2.

Получает свое развитие и еще одна позитивная модель развития креативных компетенций — НИОКР. НИОКР в ведущих вузах становятся частью учебного процесса подготовки научных и исследовательских профессиональных кадров. В каждой проектной команде наряду со студентами технических естественных направлений участвуют студенты маркетинга и рекламы, создавая единый творческий коллектив, проектную команду. Например, в Московском политехническом университете в проектной деятельности участвуют студенты бакалавриата и специалите-та с 1-го по 4-й курс. Такую модель вовлечения в индустриальную сферу студентов использует и НИУВШЭ. Финансирование обеспечивается за счет вузов.

Есть и новая инициатива софи-нансирования Минобрнауки РФ научных проектов индустриальных партнеров в размере от 30 до 70%3. В целях реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации Минобрнауки России формирует сеть партнеров — компаний реального сектора экономики по совместному решению научно-технологических задач. Партнерами могут стать компании, которые

видят потенциальные возможности масштабирования бизнеса: развитие российского рынка, выход или расширение присутствия на зарубежных рынках продуктов, услуг или технологий через решение научно-технических задач. Не надо доказывать, что эти мероприятия могут быть эффективно реализованы при участии специалистов маркетинга и рекламы.

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ МАРКЕТИНГЕ И РЕКЛАМЫ ТРЕБУЕТ СВОЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Анализ рынка труда и профилей подготовки в вузах специалистов по маркетингу, с учетом потребностей креативной индустрии, указывает на существенный дефицит подготовки специалистов в сфере дизайна, мерчандайзинга, перфо-манс-маркетинга, контент-маркетинга, архитекторов виртуальной реальности, персонального бренд-менеджера, маркетинга культурной сферы, социальной рекламы, inbound маркетинга4.

Обращает на себя внимание не вполне эффективная организационная структура подготовки молодых специалистов в креативных сферах коммерческих коммуникаций. Сегодня норматив соотношения преподавателя и студентов для подготовки рекламиста или маркетолога таков: 1 преподаватель на

Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам встречи с членами национальной сборной России по профессиональному мастерству, состоявшейся 9 декабря 2016 года. Принято решение о предоставлении начиная с 2017 года субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», направляемых: на подготовку и проведение мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс» в 2019 году в г. Казани; на организацию и проведение национальных чемпионатов по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс»; на подготовку национальной сборной России к международным чемпионатам по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс» и обеспечение ее участия в этих чемпионатах.

Минобрнауки РФ объявляет проведение открытого конкурса предложений научных и образовательных организаций и готово обеспечить софинансирование проектов-победителей в объеме от 30 до 70% в зависимости от уровня технологической готовности решения, разделяя тем самым с бизнес-сообществом риски стадии исследований и разработок. См. подробно об этом: Минобрнауки России формирует сеть партнеров - компаний реального сектора экономики для решения научно-технологических задач. URL: ЬНр://минобрнауки.рф/т/новости/10586.

По некоторым данным спрос на эти специализации в ближайшие годы вырастет в разы, а на дизайнеров прогнозируется в сотни раз.

2

3

4

10—12 студентов. Согласно «дорожной карте» соотношение преподаватель и студент к 2020 году должно составить 1 к 20.

Но есть позитивные примеры, когда на подготовку 1 студента приходится 30—40 преподавателей. Это художественные и музыкальные направления, в том числе по подготовке дизайнеров.

ОСОБАЯ РОЛЬ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОГО СЕКТОРА МАРКЕТИНГА И РЕКЛАМЫ ПРИНАДЛЕЖИТ ФЕСТИВАЛЯМ И КОНКУРСАМ

Фестивали и конкурсы во всем мире являются эффективной формой выявления креативныхталан-тов в рекламной и маркетинговой индустрии. Самый престижный фестиваль — Red Apple, который проходит один раз в год при поддержке АКАР. На протяжение многих лет проходят другие фестивали рекламного творчества: «Московский Молодежный Фестиваль Социальной Рекламы»5; в Санкт-Петербурге: «Белые ночи»6; в Новосибирске: «Идея»7; фестиваль социальных коммуникаций в Омске: «П.О.Р.А.»8; особую популярность завоевал фестиваль маркетинга и рекламы «Серебряный Меркурий»9; Международный фестиваль маркетинга и рекламы «Белый Квадрат» в Минске10. Завоевали доверие и популярность международные фестивали рекламы и маркетинга: Европейский фестиваль Epica11, Европейский фестиваль Golden Drum (Золотой барабан)12, Меж-

дународный фестиваль Clio Awards13, Лондонский международный фестиваль. Особое место принадлежит самому престижному фестивалю во всем мире «Каннские львы».

Примечательно, что в 2017 году фестиваль в Каннах был посвящен именно роли творчества, креатива в экономике, обществе и культуре. Это направление стало ключевой темой, пронизывало всю фестивальную неделю. Однако подготовка и организация участия в фестивале «Каннские львы» преимущественно держатся на энтузиазме одного харизматичного человека — В.А. Евстафьева, профессора, вице-президента АКАР, академика рекламы, который с 1995 года поддерживает связи с Каннами и является представителем России на всемирном фестивале рекламы.

На фестивале традиционно проводятся рекламные дни страны. Это принято называть «вечеринкой». Красочно и содержательно проходят вечеринки США, западных стран, отлично проходят вечеринка Индии, Китая, Южной Кореи. Русский вечер в Каннах проходит более чем скромно. Все держится на драйве частного лица, которому удается иногда найти минимальную финансовую помощь от спонсоров. Оказывается небольшая помощь Правительством Москвы. Выделяются деньги для дублирования кассет с лучшими роликами, победителями Каннских львов. Креативная рекламная продукция, завоевавшая

призы, выставляется на специальном сайте Каннские львы. Такая огромная страна и такой имидж!

Фестивали в США, Южной Корее, Китае стали самыми популярными «тусовками» талантливых и креативных специалистов и студентов. Здесь они демонстрируют лучшие образцы своего креатива в социальной, экономической сфере. Участники из более чем 70 стран пользуются спонсорской помощью со стороны своих государств, которые заинтересованы в своем имидже, пропаганде лучших креативных идей и их авторов. Автору статьи приходилось участвовать в фестивале ADSTARS («Звезды рекламы») в Южной Корее, который проходит в курортном городе Пуссан на берегу океана.

СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА

ОРГАНИЧНО СТРОИТСЯ НА

КРЕАТИВНОМ КОНТЕНТЕ

Особое место в развитии креативной индустрии занимает социальная реклама, которая не может состояться без удачных творческих идей. Следует копировать лучшие креативные идеи и формы организации развития креативной индустрии, в частности, в рекламе у наших соседей, коим удалось найти оптимальные и эффективные способы ее развития.

Например, Южная Корея — лидер в этом направлении. В 1981 году создана Корейская государственная корпорация по распространению рекламы (KOBACO —

5 artstart.info.

6 http://wnfestival.ru/.

7 idea.ru. К сожалению в 2017 году фестиваль не состоится.

8 Фестиваль «ПОРА!».

9 http://silvermercury.ru/.

10 www.adfest.by.

11 epica-awards.com.

12 qoldendrum.com.

13 Lawardsxom.

Korea Broadcasting Advertising Corporation). Корпорация проводит ежегодный национальный конкурс по социальной рекламе. От участников конкурса приходят около 1 500 работ14. Этот фестиваль полностью оплачивается КОВАСО. Вся социальная реклама в Корее финансируется за счет государственных средств KOBACO. Финансовым источником является специальный фонд. Этот фонд наполняется средствами, полученными KOBACO с комиссии за размещение коммерческой рекламы в эфире. В случае финансирования социальной рекламы коммерческими организациями последние получают политические, общественные, не только экономические (финансовые) льготы15.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА И РЕКЛАМЫ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОЙ ИНДУСТРИИ

Попытаемся наметить приоритетные направления признания роли маркетинга и рекламы в развитии креативной индустрии.

На наш взгляд, следует начать со сбора информации о достижениях креативных секторов индустрии. Требуется обеспечить сбор данных об экспорте продукции креативной индустрии, поскольку эти данные в настоящее время носят фрагментарный характер.

Например, оценка ценности экспорта творческого контента отсутствует. Решение этих задач вполне по силам крупным маркетинговым холдингам и рекламным агентствам.

Необходимо укреплять партнерские отношения с зарубежными рекламными и маркетинговыми компаниями, их представительствами для выявления лидеров креативной индустрии на быстрорастущих рынках IT.

Следует подумать о проведении международного круглого стола с участием ведущих мировых экспертов по креативной тематике. Организатором мог бы выступить: «Исследовательский холдинг Ромир»16, входящий в Gallup International. Логично было бы понять, как и насколько продвинулись другие страны в организации и стимулировании креативных отраслей, какие механизмы и модели успешно прошли апробацию и показали свою эффективность. Это станет хорошим имиджевым сигналом от России, которая демонстрирует озабоченность проблемой поиска инструментов развития и регулирования креативной отрасли.

Представляется целесообразным рассмотреть вопрос о включении в образовательные программы школ, лицеев, СПО и ВПО дисциплин по маркетингу, рекламе. В том числе, в форме допол-

нительного образования. АКАР и Гильдия Маркетологов готовы выйти с предложением поддержать идею повышения квалификации преподавателей маркетинга и рекламы, особенно в современных условиях развития диджитал коммуникаций.

Стимулирование и выявление талантов в секторе коммуникаций посредством фестивалей и конкурсов позволяет продвигать самые выдающиеся идеи. Это направление нуждается в государственной поддержке. Следовало бы подумать о создании гранто-вой, иной финансовой поддержки, возможно через специальный фонд развития креативной отрасли, в целях поддержки организации и проведения маркетинговых, рекламных фестивалей и конкурсов, включая поддержку такого престижного во всем мире фестиваля рекламы как «Каннские львы».

Особое место должно принадлежать поддержке со стороны государства участия социальной рекламы в престижных фестивалях и соревнованиях мирового класса. Любой проект, стартап начинается с исследования рынка. Для этого необходимо провести ситуационный анализ, элементарно составить коммерческий план, бюджет. Это требует знаний в области маркетинговых исследований.

14 Креативная реклама Южной Корее отличается блестящими шедевры социальной рекламы, которая выполняет роль государственной и социальной идеологии. Вот пример интерактивной креативной рекламы: http://www.colors.life/ post/436708/

15 КОВАСО является государственной корпорацией, финансируемой правительством с 23 мая 2012 года. В результате область, которую охватывает КОВАСО, как официальный представитель интересов СМИ, расширилась от только наземного вещания до новых медиа, таких, как кабельное телевидение, спутниковое телевидение и 1РТУ. Организация также взяла на себя новые задачи по продвижению рекламной индустрии, такие, как измерение эффективности рекламы, создание и эксплуатация основной рекламной сети, а также обзор и проверка доли аудитории. Чтобы достичь своей цели стать ведущим в отрасли представителем публичных СМИ, КОВАСО стремится достичь трех основных целей: быть перспективным лидером, который руководит сбалансированным развитием рекламной индустрии, специализированным представителем СМИ с комплексными медийными решениями и социально-значимой компанией, которая выполняет свою социальную миссию. Подробнее см. об этом на сайте КОВАСО на англ. языке: https:// www.kobaco.co.kr/eng/

16 http://romir.ru/

Далее встанет задача продвижения проекта или продукции, а это требует специальных знаний в области рекламы. Полагаем, что основы маркетинга и рекламы должны стать обязательными специальными дисциплинами в учебных планах всех без исключения образовательных программ. Такой подход используется в некоторых странах — в Великобритании, Финляндии, в Китае, Южной Корее в художественной подготовке.

Кроме этого, следует предусматривать расходы на маркетинг и продвижение в бюджетах грантов и программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Пока львиная доля субсидий, которые выделяются промышленным предприятиям, не включают компенсацию затрат на маркетинг и рекламу.

Современная экономика сопровождается сокращением традиционных рабочих мест. Растет число безработных. Одновременно растет число самозанятых. С учетом возрастания числа самозанятых, фрилансеров, возрастающего числа специалистов, особенно в 1Т, дизайне, использующих работу в домашних условиях, необходимо задуматься о государственной поддержке развития дополнительного образования и повышения квалификации с обязательным включением дисциплин маркетинга и рекламы.

Многие проекты и усилия развития креативной рекламы и маркетинга носят несистемный характер. Они могут состояться и не состояться, многое зависит от конъюнктуры, финансов, спонсоров. Необходимо задуматься о координирующем центре поддержки и управления этим масштабным проектом, который мог бы стать самым настоящим инкубатором креатива в России. Необходимо, на наш взгляд, создать государственный фонд поддержки и развития креативной индустрии. Этот фонд должен носить межведомственный характер, в него войдут в качестве соучредителей представители министерств, ведомств и общественных профессиональных организаций: ФАС, Минфин, Минобрнауки, Минкультуры, Минэкономразвития, Минпромторг, ТПП, АКАР, Гильдии Маркетологов (ГМ).

Поскольку креативность становится все более движущей силой на международном рынке, важно измерить ее влияние не только на экономику, но и на общество в целом. Для этого потребуется собрать необходимые данные методами маркетингового исследования. Актуально, на наш взгляд, создание российского реестра креативного контента. В реестр могут войти наиболее выдающиеся победы частных и юридических лиц в период 2007—2017 гг. в частности, в сфере маркетинговых

коммуникаций (маркетинг, реклама, ЯЛ)17.

Следует обстоятельно обсудить проведение международного круглого стола с участием ведущих мировых экспертов развития мировой креативной индустрии. Место проведения: г. Сочи. Требуется обсуждение бюджета. Участники: АКАР, ГМ, Минкульт, ФАС, ТПП. В бюджетах субсидий, грантов и программ предусматривать расходы на маркетинг и рекламу. Участники: ФАС, Минобрнауки, Минфин, Минэконом, Минпром-торг.

Целесообразно включение в образовательные программы дисциплины «Основы рыночной экономики» на всехуровнях: школа — колледж — вуз. Участники: Минобрнауки, АКАР, ГМ. Необходима продуманная государственная поддержка развития дополнительного образования и повышения квалификации с обязательным включением дисциплин для самозанятых «Основы рыночной экономики». Участники: Минобр-науки, АКАР, ГМ.

Следует оказать финансовую поддержку ежегодному фестивалю мирового уровня «Каннские львы» для продвижения креативного контента маркетинговых коммуникаций во Франции в г. Канны. Оплата участия российской делегации и молодых авторов рекламы — бюджет 700 тыс. рублей. Организацию этого

17 Например, анимационный сериал «Маша и медведь» российской студии «Анимаккорд» добился настоящего успеха за рубежом: мультик переведен на 25 языков, его показывают в 100 странах. «Маша» объединяет многие тысячи поклонников по всему миру, а эпизод «Маша плюс каша» поставил рекорд на Youtube: это единственное русскоязычное видео, которое набрало более миллиарда просмотров на крупнейшем видеохостинге. В 2015 году выручка производителей от продажи товаров по лицензии «Анимаккорда» под брендами «Маши и Медведя» составила $225 млн. В 2016 году управляющий директор компании Дмитрий Ловейко планирует увеличить ее на 25% за счет зарубежных партнеров. «Секрет» рассказывает, как небольшая компания вошла в десятку лучших мировых анимационных студий и продолжает завоевывать рынки. Создатели продукта явно не ограничивали себя категорией «мультфильм». Речь с самого начала шла о формировании серьезного коммерческого бренда. Долгосрочная стратегия, анализ целевой аудитории, позиционирование, креатив и бренд-бук — это надежные инструменты для превращения милых персонажей в машину по зарабатыванию денег. Это чистый маркетинг, стремящийся охватить как можно больше точек контакта с потребителем. Источник: https://secretmag.ru/cases/stories/masha-i-medved.htm.

мероприятия могла бы осуществить исполнительная дирекция АКАР.

Оказать поддержку фестивалей и конкурсов социальной рекламы для выявления талантов в секторе креативных коммуникаций. Следует обсудить организацию и проведение российского международного фестиваля социальной

рекламы России в г. Сочи. Примерное название фестиваля — «ВМЕСТЕ». Участники: ФАС, Минфин, Минобрнауки, Минкультуры, АКАР, ГМ. Бюджет примерно — 15 млн рублей.

Отрасль маркетинга и рекламы во всем мире получила должное признание, благодаря тому факту, что она выступает побудите-

лем новых технологий, новых отраслей, новых материальных и социальных благ. Есть все основания надеяться, что один из самых быстро развивающихся секторов креативной индустрии, маркетинг и реклама, найдет свою поддержку и признание со стороны государства, СМИ, общества в целом.

Place and Role of Marketing and Advertising in Development of the Creative Industry of Russia Shevchenko Dmitry Anatolyevich,

Professor of Marketing and Advertising, Honorary Member of Guild of Marketers, Expert of Russian Association of Communication Agencies (shevm@rggu.ru)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The creative industry is the fastest growing part of the economy and culture. According to Western researchers, the creative industry includes the following type of business: advertising, marketing, architecture, crafts, design (creation of products / goods, graphics and fashion), cinema, television, video, radio, photography, IT, software, computer services, museums, libraries, galleries, music, visual and performing arts, publishing. In 2013, the cultural and creative industries around the world received revenues of $ 2250 billion (3% of world GDP). In creative industries, 29 million people work. In Russia, the creative industry is just beginning to develop. The task is to identify and remove barriers to the international business, accelerate the growth of exports of Russian products, increase the flow of investment. The creative industry in Russia can develop only with the support of the state. The strategy for the development of the creative industry should include areas where the government and the creative industry can work together to realize their goals. Marketing and advertising are inherently part of the creative industry. The means and technologies of marketing and advertising are indispensable and necessary factors for the development of other sectors. The article identifies those steps and activities that can help the development of one of the most creative sectors of the industry — marketing and advertising. The basis of the article is a report made at a roundtable organized by the Analytical Center of the Government of the Russian Federation «Forming strategic tools for the development of the labor market of the creative industry.»

Keywords: creative industry; marketing; advertising; the labor market of the creative industry; contests and festivals of advertising; social advertisement; education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.