УДК 37.016: 811.11(045)
Шмелева О. Н.
КРЕАТИВНОЕ ПИСЬМО НА ЗАНЯТИЯХ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ В ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Статья посвящена проблеме развития творческой активности обучающихся в вузах технического профиля в процессе обучения иноязычной письменной речи. В статье представлены некоторые приёмы обучения креативному письму на немецком языке, примеры заданий, направленных как на формирование коммуникативной компетенции обучающихся в области письменной речи, так и на развитие их творческого потенциала.
Ключевые слова: креативное письмо, преподавание немецкого языка, творческое самовыражение.
Стратегическим курсом развития российского высшего образования сегодня является подготовка дипломированного специалиста, обладающего не только определёнными профессиональными знаниями, навыками и умениями, но и творческим потенциалом социально-адаптивной личности. Будущий специалист должен обладать профессиональной мобильностью, уметь ориентироваться в потоке информации, самостоятельно приобретать новые знания и умения и творчески применять их для решения новых жизненных и профессиональных задач.
Важность формирования креативности обучающихся подчеркивается в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования третьего поколения. Так, в «Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность» (уровень специалитета)» (от 17 августа 2015 г.) прописано, что в результате освоения программы у выпускника среди прочих общекультурных компетенций должна быть сформирована общекультурная компетенция ОК-7 -«готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала» [1].
Широкие возможности для формирования у обучающихся различных специальностей лингвистической креативности как важной составляющей общей креативности человека предоставляет практический курс иностранного языка. В данной работе рассматривается опыт применения некоторых приёмов обучения креативному письму курсантов АГПС МЧС России на занятиях по немецкому языку.
В методической литературе существуют различные определения термина креативное письмо (kreatives Schreiben). Автор статьи считает, что креативным письмом является написание оригинальных текстов в различных жанрах и форматах, в которых проявляется индивидуальность пишущего, используется возможность его самовыраже-
ния, отражается личный опыт, выражаются мысли, чувства, творческое воображение.
К сожалению, на обучение иноязычной письменной речи в технических вузах отводится довольно ограниченное количество часов, а сам этот вид речевой деятельности рассматривается преимущественно как средство обучения, а не цель. Тем не менее обучением элементам креативного письма не следует пренебрегать, поскольку процесс создания собственного текста является процессом творческим, при осуществлении которого актуализируются и развиваются не только творческие способности обучающихся, но и совершенствуются их коммуникативные компетенции. Ведь для точного и яркого выражения своих мыслей обучающимся приходится подбирать релевантный лексический материал, использовать различные грамматические формы и синтаксические конструкции.
Учитывая специфику подготовки вышеназванной целевой аудитории, в работе используются определённые приёмы обучения продуктивному творческому письму.
Прием моделирования. Суть приёма заключается в том, что обучение креативной иноязычной письменной речи происходит на основе текста-модели. При его использовании обучающиеся учатся писать творческие тексты, заполняя собственным содержанием предложенные модели в соответствии с коммуникативным заданием. Следует отметить, что этот приём обучения креативному письму положительно влияет на лексико-грамматическую сторону обучения иностранному языку, поскольку создает контексты для использования изучаемого лексического и грамматического материала.
Так, после изучения лексики на тему «Процесс горения» обучающимся предлагается написать по образцу короткое стихотворение состоящее из 11 значимых слов (в немецкой терминологии «эльфхен») с ключевым словом «огонь». При этом обучающиеся выражают свое субъективное видение
этой стихии, активизируя изученную лексику, а также самостоятельно расширяя свой словарный
запас. Ниже находится пример выполнения такого задания обучающимися.
Aufgabe. Viele Menschen fühlen sich vom Feuer magisch angezogen. Über Gefühle und Gedanken zum Thema Feuer schreiben Sie ein Elfchen.
Struktur des Elfchens Überschrift (ein Wort)
Was riechen Sie? (2 Wörter) Was hören Sie? (3 Wörter) Was sehen Sie? (4 Wörter) Was fühlen Sie? (ein Wort)
Modelltext Feuer beißender Rauch es knistert laut Flammen züngeln und tanzen Angst!
Ihr Elfchen
Катасонов Иван (гр. 2115) Feuer fürchterliche Wärme Flammen schlagen hoch Es leuchtet und zerstört Macht!
Тутов Данил (гр. 2115) Feuer starker Brandgeruch Zusammenbruch und Schreien Flammen, Glut, Qualm, Tumult Ärger!
Болдышев Максим (гр. 2115) Feuer glühender Rauch das Haus kracht Feuerwehr löscht mit Wasser Brandbekämpfung!
Использование этого приёма обучения креативному письму позволяет отрабатывать и грамматический материал, в частности времена глагола
в страдательном залоге в рамках темы «Чрезвычайные ситуации». В этом случае предлагается задание, расположенное ниже.
Aufgabe. Was für ein' Tag! Verfassen Sie auf der Basis des Modeltextes Ihren eigenen Text.
Modelltext Ihr Text Meine Tochter wurde von einem Hund gebissen. ..........................................
Mein Auto wurde von der Polizei abgeschleppt. ..........................................
Mein neues Computerprogramm wurde von einem Virus zerstört. ..........................................
Und ich wurde von meinem Chef angebrüllt, als ich zu spät zur Arbeit kam...........................................
Was für ein' Tag! Was für ein' Tag!
Коновалов Данил (гр. 2115)
Mein Handy wurde gestohlen.
Mein Freund wurde plötzlich zur Arbeit gerufen.
Mein Auto wurde zerkratzt.
Meine Schwester wurde ins Krankenhaus gebracht!
Was für ein' Tag!
Скальнов Виталий (гр. 2115) Ich wurde am Morgen nicht geweckt. Zum Frühstück wurde Brei gegessen. Mir wurden drei schlechte Noten erteilt. Und ich wurde zum Dienst eingeteilt. Was für ein' Tag!
Эвристический nриeм с использованием вербальных и невербальных опор. В рамках этого приёма разрабатываются упражнения, опирающиеся на креативность в процессе обучения письменной речи на иностранном языке. В качестве опоры могут выступать:
- письменные тексты (чтение), содержание которых рассматривается как проблемная ситуация, на которую предлагается отреагировать письменно;
- неполные письменные тексты, часть которых обучающимся предлагается дописать самостоятельно;
- аудиотексты или музыкальные произведения (со словами);
- картинки или серии картинок;
- видеосюжеты;
- музыка + шумы и т. п.
Примеры некоторых заданий с использованием вышеназванных опор:
1. Aufgabe. Lesen Sie den Text über Rauchmelder. Schreiben Sie einen einprägsamen Werbungstext bzw. einen Werbeslogan für Rauchmelder.
2. Aufgabe. Lesen Sie den Anfang und das Ende der Geschichte über einen Brandfall. Wie könnte der Handlungsablauf der Geschichte aussehen? Erfinden Sie den Mittelteil (ca. 100 Wörter). Verlassen Sie sich dabei auf Ihre eigenen Kenntnisse und Erfahrungen, versuchen Sie sich in die Personen hineinzuversetzen. Schreiben Sie zur ganzen Geschichte noch den passenden Titel dazu.
3. Aufgabe. Hören Sie das Lied des Feuerwehrautos «Tatütata» (https://www.youtube.com/watch?v=RB9VZxP5tmM). Stellen Sie sich vor, dass Sie dieses Auto sind. Beschreiben Sie Ihren typischen Tag bei der Feuerwehr.
По мере обретения обучающимися опыта креативного письма роль опоры и текстов-образцов заметно снижается, и задания могут выполняться без них. В этом случае используется эвристический приём без использования опор (приём сочинительства). Следует отметить, что применение данного приема ограничивается лишь несколькими заданиями. Это обусловлено спецификой неязыкового вуза. Тем не менее после изучения темы «Пожарная профилактика» обучающиеся довольно успешно справляются с написанием сказки для дошкольников о правильном поведении в случае возникновения пожара. В качестве импульса, обеспечивающего мотивацию письменной креативной деятельности, также используются пословицы, музыкальные произведения без слов, эпизоды из фильмов без звука.
Обучение креативному письму осуществляется в три этапа:
- подготовительный,
- продуктивный,
- рефлексивный.
На практике работа преподавателя с обучающимися может быть индивидуальной, в парах или групповой. Результаты речетворческой деятельности обучающихся оцениваются преподавателями вместе со студентами. В подобных случаях
большую роль играет содержание письменного высказывания, а не только правильность употреблённых языковых средств.
Обучающиеся охотно включаются в процесс создания креативных текстов, предлагая порой необычные решения поставленной коммуникативной задачи, используя экспрессивно-стилистические возможности немецкого языка. Так, нарушение рамочной конструкции немецкого предложения встречается наиболее часто в таких текстах, что может быть вполне оправданно эмоциональной выразительностью высказывания [2]. Поэтому можно согласиться с утверждением немецких методистов Х.-В. Хунке и В. Штайниг, что «письменная форма креативного задания освобождает обучающегося от стресса, открывает для него защищенное, «безопасное» пространство, в котором его языковая деятельность менее управляема извне, чем на традиционном уроке, а поэтому создаваемый текст приобретает личностное звучание, а мотивация выполнения креативных заданий значительно повышается» [3].
Развитию креативности, самостоятельности обучающихся содействует то, что они постоянно находятся в ситуации выбора языковых и речевых средств, необходимых для создания письменного творческого продукта. Стремление к выразительности побуждает их к поиску новых слов, использованию разных грамматических форм и синтаксических конструкций, что, в свою очередь, способствует совершенствованию их коммуникативной компетенции.
Таким образом, использование элементов креативного письма на занятиях по немецкому языку в Академии ГПС МЧС России не только развивает творческие способности обучающихся, но и помогает им преодолеть чувство неуверенности и страха в процессе коммуникации на изучаемом иностранном языке.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность» (уровень специалитета): [ФГОС: принят 17.08.2016] [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http:// минобрнауки.рф/документы/6486/файл/5419/Prikaz_№_85l_ ot_17.08.2015.pdf (дата обращения 06.03.2017).
2. Фадеева Л. В. Рамочная конструкция предложения и её нарушение в современном немецком языке // Теория и история германских и романских языков в современной высшей школе России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2015. - С. 142-146.
3. Huneke H.-W., Steinig W. Deutsch als Fremdsprache. Eine Einführung. Grundlagen der Germanistik. Band 34.- Berlin: Erich Schmidt Verlag GmbH & Co; Auflage: 4 (19. Juli 2005), 203 S.
4. Böttcher I. Kreatives Schreiben: Grundlagen und Methoden -Beispiele für Fächer und Projekte, Schreibecke und Dokumentation. -Berlin: Cornelsen Lernhilfen, 1999, 192 S.
5. Brenner G. Kreatives Schreiben: Ein Leitfaden für die Praxis. - Frankfurt am Main: Cornelsen Scriptor, 1994, 192 S.
6. Der Konjunktiv im Deutschen. Учебное пособие на немецком языке / сост. О. Н. Шмелева. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. - 74 с.
7. Gay M. Türen zur Fantasie. Kreatives Schreiben im Unterricht mit 100 Schreibspielen. - Berlin: Autorenhaus Verlag GmbH; Auflage: 2, 2012, 208 S.
8. Spinner K. H. Kreativer Deutschunterricht: Identität -Imagination - Kognition. - Velber: Friedrich Verlag, 2001, 192 S.
9. Spinner K. H. Kreatives Schreiben // Praxis Deutsch. Zeitschrift für den Deutschunterricht. Heft 119. - Velber: Friedrich Verlag, Mai 1993, S.S. 17-23.
10. Steiner A. Anders schreiben lernen. Von der Gegenwart zur Zukunft des Schreibunterrichts - ein Konzept zur Entwicklung und Förderung schreibstrategischer Kompetenzen in der Sekundarstufe. - Baltmannsweiler: Schneider Verlag GmbH -Hohengehren, 2007, 182 S.
Материал поступил в редакцию 10 октября 2016 года.
Shmeleva O.
CREATIVE WRITING AT TEACHING GERMAN AT FIRE-TECHNICAL EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS
ABSTRACT
Purpose. In this article the author deals with creativity, creative writing and principles and methods of creative writing. Examples of using creative writing in German language teaching at the fire-technical educational establishment are given.
Methods. The author has studied the potential possibilities of creative writing in the process of teaching foreign languages.
Findings. The research carried out allows claiming that the creative exercises improve not only the students' writing competence, but also help them develop their imagination, self-knowledge and self-expression during German classes. One of the chief distinguishing characteristics of creative writing texts is playful engagement with the language, where risk
is encouraged. Such writing combines cognitive and affective modes of thinking.
Research application field. The suggested types of tasks for creative German writing at fire-technical educational establishments can be used by teachers at the lessons of German.
Conclusions. Creative writing aids language development at all levels: grammar, vocabulary, phonology and discourse. It allows learners to manipulate the language in interesting and demanding ways in attempting to express unique personal meanings.
Key words: creative writing, German languages teaching, creative self expressing.
REFERENCES
1. Federal state educational standard of higher education in the specialty 20.05.01 "Fire safety" (specialist's degree): [GEF: adopted 17.08.2016]. Available at.: http://MHHo6pHayKH.p^/flo-KyMeHTbi/6486/$a™/5419/Prikaz_№_851_ot_17.08.2015.pdf (accessed 06 March, 2017). (in Russ.).
2. Fadeeva L.V. framework structure of the sentence and its violation in modern German. Mat. Vserossiiskoi nauch.-prakt. konf. "Teoriia i istoriia germanskikh i romanskikh iazykov v sovremennoi vysshei shkole Rossif [Mat. of all-Russian scie.-pract. conf. "Theory and history of Germanic and romance languages in the modern higher education system of Russia"]. Kaluga, Kaluga State University of K.E.Tsiolkovcki, 2015, pp. 142-146.
3. Huneke H.-W., Steinig W. Deutsch als Fremdsprache. Eine Einführung. Grundlagen der Germanistik. Band 34. - Berlin: Erich Schmidt Verlag GmbH & Co; Auflage: 4 (19. Juli 2005), 203 p.
4. Böttcher I. Kreatives Schreiben: Grundlagen und Methoden -Beispiele für Fächer und Projekte, Schreibecke und Dokumentation. -Berlin: Cornelsen Lernhilfen, 1999, 192 p.
5. Brenner G. Kreatives Schreiben: Ein Leitfaden für die Praxis. - Frankfurt am Main: Cornelsen Scriptor, 1994, 192 p.
6. Der Konjunktiv im Deutschen. Ed. by Shmeleva O.N. -Astrakhan, Izdatel'skii dom "Astrakhanskii universitet", 2009. 74 p.
7. Gay M. Türen zur Fantasie. Kreatives Schreiben im Unterricht mit 100 Schreibspielen. - Berlin: Autorenhaus Verlag GmbH; Auflage: 2, 2012, 208 p.
8. Spinner K. H. Kreativer Deutschunterricht: Identität -Imagination - Kognition. - Velber: Friedrich Verlag, 2001, 192 p.
9. Spinner K. H. Kreatives Schreiben // Praxis Deutsch. Zeitschrift für den Deutschunterricht. Heft 119. - Velber: Friedrich Verlag, Mai 1993, pp. 17-23.
10. Steiner A. Anders schreiben lernen. Von der Gegenwart zur Zukunft des Schreibunterrichts - ein Konzept zur Entwicklung und Förderung schreibstrategischer Kompetenzen in der Sekundarstufe. - Baltmannsweiler: Schneider Verlag GmbH -Hohengehren, 2007, 182 p.
Olga Shmeleva I Candidate of Philology Sciences, Associate Professor
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia