Научная статья на тему 'Креативная личность как ценность: научно-этическое сопровождение развития'

Креативная личность как ценность: научно-этическое сопровождение развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
806
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРЕАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЭТИКА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЭТИЧЕСКАЯ НОРМА / НАУЧНО-ЭТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ / CREATIVE EDUCATION / CREATIVE PERSONALITY / ETHICS / RESPONSIBILITY / ETHIC NORM / SCIENTIFIC AND ETHIC SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рындак Валентина Григорьевна

Раскрывается сущность креативной личности как ценности, определяются этические нормы ее бытия и механизмы научно-этического сопровождения ее развития; рассматривается роль свободы, духовности, ответственности в деятельности креативной личности; уточняется значимость этической культуры личности, создания нравственной атмосферы воспитательной среды. Приведены и проанализированы мнения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the essence of a creative personality as a value, determines the ethic norms of creative personality's existence. It deals with the role of freedom, spirituality, responsibility in creative personality's activities, specifies the significance of personal ethic culture, creation of moral atmosphere of the educational environment. It determines the mechanisms of scientific and ethic support of development of a creative personality. The students' views are described and analyzed.

Текст научной работы на тему «Креативная личность как ценность: научно-этическое сопровождение развития»

теория и история педагогики

4. Зуева А.С. Компетентностный подход в организации научно-исследовательской деятельности студентов профессионально-педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2014.

5. Идеологические аспекты методологического обеспечения научных исследований: материалы Всерос. методол. семинара / науч. ред. Е.В. Береж-нова; сост. Н.В. Малкова. М.: МГУП, 2010.

6. Полонский В.М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики и образования // Мир образования - образование в мире. 2004. № 4 (16). С. 16.

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Проспект, 2013.

8. Штинова Г.Н. Образование в контексте понятийно-терминологических проблем педагогики: монография / науч. ред. М.А. Галагузова. Екатеринбург, 1999.

9. Язык педагогики в контексте современного научного знания: материалы всерос. конф.-семинара / гл. ред. в.в. краевский; ред. А.А. Арла-

мов, Р.в. Почтер. волгоград; краснодар; М., 2008. * * *

1. Babanskij Ju.K. Problema povyshenija jeffek-tivnosti pedagogicheskih issledovanij: didakticheskij aspekt. M.: Pedagogika, 1982.

2. Vetoshkin S.A., Galaguzova M.A. Osnovnye ponjatija Federal'nogo zakona «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // Professional'noe obrazovanie. Stolica. 2013. № 3. S. 22-28.

3. Galaguzova M.A., Dorohova T.S., Minihano-va S.A. Ponjatijno-terminologicheskie problemy vned-renija FGOS OOO v obrazovatel'nye uchrezhdenija // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2013. № 4. S. 74-78.

4. Zueva A.S. Kompetentnostnyj podhod v organi-zacii nauchno-issledovatel'skoj dejatel'nosti studentov professional'no-pedagogicheskogo vuza: avtoref. dis. . kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2014.

5. Ideologicheskie aspekty metodologicheskogo obespechenija nauchnyh issledovanij: materialy Vseros. metodol. seminara / nauch. red. E.V. Berezhnova; sost. N.V. Malkova. M.: MGUP, 2010.

6. Polonskij V.M. Ponjatijno-terminologicheskij apparat pedagogiki i obrazovanija // Mir obrazovanija -obrazovanie v mire. 2004. № 4 (16). S. 16.

7. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». M.: Prospekt, 2013.

8. Shtinova G.N. Obrazovanie v kontekste ponja-tijno-terminologicheskih problem pedagogiki: mono-grafija / nauch. red. M.A. Galaguzova. Ekaterinburg, 1999.

9. Jazyk pedagogiki v kontekste sovremennogo nauchnogo znanija: materialy Vseros. konf.-seminara / gl. red. V.V. Kraevskij; red. A.A. Arlamov, R.V. Poch-ter. Volgograd; Krasnodar; M., 2008.

Scientific and normative notions in pedagogic research

Thearticle deals with the issues of introduction of scientific and normative notions in pedagogic research. The author marks the objective and subjective difficulties in elaboration of terms and notions. It is proved that the objective difficulties are connected with the renewal and change of categories and notions of pedagogy and education in the period of its modernization, appearance of a number of normative notions that vary from the key scientific notions in pedagogy. The subjective difficulties are connected with gaps in knowledge of a researcher: lack of knowledge in methods of pedagogic notions, logical and methodological principles of introduction of notions in the system ofpedagogy and its sectors. The article reveals the contents of scientific and normative notions, determines their correlation and priority of usage.

Key words: scientific notions, normative notions, pedagogic research.

(Статья поступила в редакцию 29.04.2016)

в.Г. рындак

(оренбург)

креативная Личность как ценность: научно-этическое сопровождение развития

Раскрывается сущность креативной личности как ценности, определяются этические нормы ее бытия и механизмы научно-этического сопровождения ее развития; рассматривается роль свободы, духовности, ответственности в деятельности креативной личности; уточняется значимость этической культуры личности, создания нравственной атмосферы воспитательной среды. Приведены и проанализированы мнения студентов.

Ключевые слова: креативное образование, креативная личность, этика, ответственность, этическая норма, научно-этическое сопровождение развития.

В современном обществе актуализируется успешность личности, обладающей критическим и творческим отношением к миру, способной порождать необычные идеи, откло-

О Рындак В.Г., 2016

няться от традиционных схем мышления, быстро находить выход из проблемных ситуаций, т. е. личности креативной, у которой представления, фантазии, чувство реальности постоянно перемежаются. Но ей, согласно Т.А. Бары-шевой, присущи и самодисциплина, способность отсрочить удовольствие, независимость суждений, терпимость к неопределенности. Креативные личности любознательны. У них развитое воображение, остроумие [1].

Выделим специфическую особенность креативности - ее тесную связь с личностными качествами, а именно: с настойчивостью, открытостью к новому опыту, индивидуализмом, склонностью к риску. Эти качества демонстрируют и современные студенты. Наши наблюдения, диалог со студентами Оренбургского государственного педагогического университета позволяют отметить, что им нравится делать все по-своему, оригинально; для них важно разнообразие в жизни; им свойственна любовь к исследованию нового, любознательность. Но если разнообразие в жизни для них чрезвычайно важно, то стремление к исследованию нового, любознательность - эпизодичны.

отметим, что, несмотря на взросление, накопление жизненного опыта, студент по-прежнему попадает в ситуации, в которых необходимо искать новые решения. Но степень креативности у него снижается, а следовательно, и проблемы им решаются не столь оригинально. Креативность у мужчин-руководителей по сравнению с женщинами-руководителями проявляется в большей степени. у женщин-руководителей она связана с карьерными установками, с вызовом и стремлением к разделению сфер личной и профессиональной жизни; у менеджеров-мужчин креативность и профессиональные установки являются автономными образованиями (Т.И. Порошина, 2007). Мужчины более способны к прогнозированию, ассоциированию, более компетентны в сфере техники и технологии творчества [Там же, с. 92]. Предпринимательская креативность выше у мужчин, чем у женщин (Л.Г. Почебут, В.А. Чикер, 2000).

вразрез с общепринятым утверждением, что личностями не рождаются, личностями становятся, вместе со студентами приходим к выводу, что креативными личностями и рождаются, и становятся, но они находятся на разных уровнях развития креативности. Те, кому присуща непроизвольная креативность, связанная с озарением, вдохновением, пиковыми переживаниями, находятся, естествен-

но, на первом уровне. Те, кто проходит произвольное, связанное с тяжелым трудом, стремлением к совершенству, длительное обучение, находятся на втором уровне. Но и тот и другой уровень свидетельствует об особой восприимчивости, незашоренности (как у ребенка в сказке Г.Х. Андерсена про голого короля). Креативные личности способны видеть новое, специфическое, имеют свежий взгляд на все происходящее вокруг. вследствие этого они живут гораздо более в реальном мире природы, чем в условном мире концепций, абстракций, убеждений и стереотипов, которые обычные люди склонны смешивать с реальным миром.

Поэтому стратегическую цель образования студентов в нашем педуниверситете мы видим в следующем: разбудить в студенте творца и развить его творческий потенциал; воспитать смелость мысли, уверенность в своих творческих силах, способность генерировать новые нестандартные идеи, имеющие общечеловеческую ценность и в то же время не наносящие вреда природе, воспитать потребность в творческом образе жизни, обучить способам творческого мышления, обеспечивая непрерывность и преемственность творческого развития, где системообразующим элементом выступает активная творческая деятельность.

На вопрос «Реализуется ли эта цель?» студенты отвечают, что да, т. к. в ходе образовательной деятельности они постоянно ощущают поддержку преподавателей. она выражается в восполнении пробелов в знаниях, формировании мыслительной культуры, диалоге. Студенты отмечают устойчивость своей мотивации на творчество, постоянную потребность в творчестве.

Среди механизмов развития креативности они выделяют творческое сознание и креативное взаимодействие. Задачи взаимопонимания, рефлексивного взаимодействия решаются ими успешно, потребность в самопроявлении, самопознании, самоопределении очевидна. Это они демонстрируют в своих ответах и отношении к подготовке и реализации продуктов креативной деятельности (проекты, кве-сты, презентации).

Креативное образование является для них оптимальным средством развития креативности, т. к. это процесс творческого и социального взаимодействия субъектов, их созидательного партнерства на пути к креативному результату. При этом интересы и ценности студентов учитываются в образовательной дея-

тельности, а креативный потенциал целенаправленно развивается.

Радость творца, радость открытия они переживают, когда поставленные задачи решаются успешно, их решение отмечают преподаватели и сокурсники, фантазии реализуются, а знания приобретают ценностный характер.

выполняя задание обозначить свое ценностно-смысловое поле, студенты выделяют в нем открытость, эстетичность, комфортность, что позволяет смело делиться своими мыслями, идеями, высказывать свою точку зрения, где тебя услышат и помогут. Но в этом поле всегда упущенными остаются этические нормы. По мнению ведущих отечественных и зарубежных ученых, именно они диктуют творцу необходимость быть Человеком на этапе развития креативного общества. Оно дает человеку больше свободы, а значит, требует от человека и большей ответственности за последствия внедрения креативного продукта, созданного им. Именно этика является основополагающей составляющей бытия креативной личности, бросающей вызов времени, т. е. обнажающей проблемы, от эффективного решения которых зависят судьбы человечества.

Креативный продукт как результат деятельности креативной личности требует осмысления последствий его использования и принятия ответственности за него в условиях свободного общества. Обратим внимание на то, что зависимость между свободой креативной личности и ее ответственностью прямо пропорциональна. Проблема свободы всегда интересовала человечество.

Человек свободен лишь тогда, когда его деятельность отвечает интересам и потребностям развития общества и вместе с тем интересам его собственного социального, культурного и нравственного развития. Тот человек, который идет по этому пути, который убежден, что нужно делать так, а не иначе, - этот человек действует по собственной воле, по своему желанию, а не по принуждению извне.

Какую же роль играют в жизни современного студента свобода, духовность? Отвечая на этот вопрос, студенты называют их основными показателями жизнедеятельности человека, гранями ответственности, ориентирами личностного развития.

В этом студенты правы: ответственность является органическим добавлением к свободе. Она соотносится, во-первых, со смыслом, за осуществление которого мы ответственны; во-вторых, с тем, перед кем мы несем эту ответственность (В. Франкл).

И если свобода представляет собой возможность или способность принимать решение со знанием дела или поступать со знанием дела, то ответственность - это необходимость (диктуемая объективными условиями, законами, формирующими ту или иную ситуацию) или же обязанность принимать такие решения, в которых одновременно выражались бы и цели, интересы людей, групп, классов, поскольку всякой деятельностью управляют не только объективные взаимодействия, но и ценности, идеалы, нормы, идеологии, мировоззрения, опосредованно и суммарно выражающие реальные интересы людей. Содержание ответственности, следовательно, формируется в результате взаимодействия факторов двоякого рода: объективных, понуждающих к действию через потребности и, соответственно, через более или менее адекватное познание действительности, и субъективных (выступающих для субъекта как внутренние), сознательных, в том числе ценностных.

Кроме того, ценностное содержание ответственности, характеризующее цель деятельности, также должно совпадать с тенденциями объективного развития ситуации. Це-леполагание на основе отражения интересов в ценностной форме, с одной стороны, и знания, используемые как средство к достижению цели в рамках данной деятельности применительно к данной ситуации, с другой, не должны быть противоположны друг другу, изолированы одно от другого.

Именно деятельность, сознательная и це-леполагающая, позволяет человеку не только изменить форму того, что дано природой, но и осуществить свою осознанную цель, определить способ и характер своих действий, подчинять свою волю. Включаясь в креативную деятельность, студенты постепенно приходят к выводу, что деятельность креативной личности всегда сопряжена с ответственностью. При этом осознаются не только цель действий и средства, которые используются для ее достижения, но и все многообразие человеческой деятельности, механизмы, эту деятельность направляющие (от объективных законов природы до сложного переплетения духовных ценностей, порой противоречащих друг другу); когда осознается и сама по себе ответственность как необходимость активно воздействовать на меняющуюся действительность и пытаться предвидеть последствия своей деятельности.

Не будем забывать и о том, что экологическая катастрофа, грозящая человечеству, тоже результат деятельности креативных лю-

- известия вгпу. пе,

дей. Всё это является подтверждением того, что знания и умения вне связи с человеческими ценностями таят в себе смертельную угрозу для существования человечества. «Все про-грессы реакционны, если рушится человек», -написал А. Вознесенский.

Современная система креативного образования обеспечивает не только глубокое, осознанное и систематическое восприятие учебной информации, самостоятельный поиск нового знания, генерирование новых идей, творческое развитие, но и самореализацию в контексте девиза античного гуманизма «Человек есть мера всех вещей». Следовательно, нравственное обновление креативного образования, организация гармоничного, взаимообога-щающего, подлинно адекватного взаимодействия с окружающим миром есть цель, средство и способ. Студенты на занятиях и во внеаудиторной деятельности неоднократно убеждались в том, что их ценности находятся в сложном взаимодействии с их знаниями, но не вытекают из знаний.

Психологическим инструментом их усвоения является мышление, а механизмом - обретение ценностей, переживание. Отсюда креативное образование опосредовано культурой человека, познающего мир мышления и культуры, осмысляющего бытие переживания с культурой творчества путем воображения, формирования потребности и способности общаться с другими людьми, природой и «образами, сотворенными фантазией, как с равными ему самому на основе духовной, истинно человеческой, диалогической связи его ценностей» [6, с. 25].

Этические нормы креативного образования мы вправе рассматривать как сложные, но определенным образом организованные принципы, которые придают порядок и направление бесконечному потоку мыслей и действий, касающихся креативного образования. Например:

1. Способность к самостоятельной деятельности - самостоятельной работе, самоанализу и самоконтролю. В этом случае первично умение разобраться в самом себе, например, проанализировать собственную личность (каковы мои интересы, способности, потенциал, индивидуальные образовательные цели, условия, пути и способы их достижения). Далее умение контролировать собственные эмоции, разграничивать в самом себе и других личное и типичное, т. е. обусловленное национальной культурой, условиями жизни и

гогические науки -

общественными стандартами. Баланс независимости от доминирующих взглядов окружающих. Умение определять и отстаивать собственную индивидуальную позицию. умение уважать принятые в обществе нормы поведения и индивидуальные позиции других.

2. Личная ответственность за происходящее в образовательной деятельности, за личные решения и действия и за принятие благоприятных для индивида решений другими лицами, т. е. ответственность становится не просто декларируемым постулатом, актуализирующимся в периоды «выяснения отношений», а нормой реальности. она приобретает характер и качества бессознательной привычки.

Схематично такое положение можно представить следующим образом: «Как здорово, что это у меня получилось! Как это произошло? Что я могу и должен сделать, чтобы преуспеть в следующий раз?» Или: «Не получилось. Что я сделал не так? Что можно и нужно было сделать по-другому, чтобы избежать такого результата? Что я должен сделать в следующий раз для обеспечения положительного эффекта?».

3. Способность быстро и эффективно приобретать необходимые знания и навыки в противовес их механическому накоплению. да, при стремительном возрастании потоков и объемов информации, при смене областей деятельности, включая образовательную, при необходимости постоянного решения задач, требующих сведений из разнообразных областей знаний, способность быстро найти необходимое, приобрести новые умения, востребованные в данный момент, имеет критическое значение для личностного роста и творческого саморазвития индивида.

4. Способность воспринимать окружающий мир и собственную личность в свете здорового оптимизма. Так, критическое внимание к собственной личности, понимание того, что «все в наших руках» и только мы являемся причиной всего, что с нами происходит, при негативном характере происходящего не должно приводить к самоуничтожению, депрессии и упадку сил. Студенты убеждаются, что ценность жизни во всех ее проявлениях и ценность собственной личности, ее уникальность и многомерные возможности должны быть поставлены ими во главу угла.

отметим, что именно этические нормы креативного образования вкупе с конструктивным мышлением и поведением, осознанием и развитием своего опыта (генерировать

идеи, проектировать ситуации успеха) обеспечивают нестандартность решения творческих задач.

В ходе занятий мы побуждаем студентов задуматься: в чем смысл существования индивида, если все люди все равно смертны? Объясняя, почему правило «не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе» или «поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой» называют золотым, студенты приравнивают его к бумерангу: как ты, так и к тебе; называют путеводным в жизни человека, направляющим взаимоотношения субъектов; значимым показателем взаимоотношений.

Предлагаем студентам подумать, какое из следующих высказываний можно охарактеризовать как частный случай золотого правила поведения и почему. Человек должен... довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе (Т. Гоббс). Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим (М. Клауди-ус). О свободе надо судить по степени свободы низших (Дж. Неру). Делай, что хочешь, но так, чтобы не лишиться этой возможности в будущем. Человека образуют обстоятельства (И.Г. Песталоцци). Человек только тогда достигает чего-либо, когда оказывается сильнее обстоятельств (Л.Е. Балашов). Поиск ответа на вопрос позволяет студенту убедиться в том, что его свобода заканчивается там, где начинается свобода другого, а также задуматься над тем, какую степень свободы по отношению к себе и к другим можно рассматривать как норму.

Сегодня особенно остро встаёт проблема формирования высокой этической культуры личности, создания нравственной атмосферы как единственно возможной характеристики воспитательной среды. Этическое сопровождение креативного образования, внедрение механизмов этического контроля результатов исследований, создание независимых этических комитетов - это должно стать нормой современного бытия, т. к. «оценка новых знаний не может оставаться только в узкопрофессиональных рамках, без учета социальных последствий ее использования» [2, с. 144]. На этом настаивают исследователи Н.Ф. Бучило, И.А. Исаев.

Подтверждая мнение, что научно-технический прогресс - это процесс рискованный, студенты отмечают, что техника остается символом прогресса, но ее нежелательные побоч-

ные воздействия как на современное общество, так и на последующие поколения очевидны (складирование радиоактивных отходов, изменение климата в силу техногенных причин и т. д.).

Сегодня обсуждаются научные и этические вопросы, связанные с возможным клонированием человека. Это естественно, т. к. невозможно заранее рассчитать последствия этих и других манипуляций, например, пересадку генов других организмов. С этической точки зрения создание человека с животными (растительными, бактериальными) генами вызывает общее неприятие.

Подтверждение вышесказанному студенты находят в том, что техника стала для многих источником всех цивилизационных бед (шум, жуткий темп на работе, стиль вождения автомобиля, мусор). Ф. Юнгер, например, считает технику безнравственной. С другой стороны, научно-технический прогресс расширяет возможности человека, открывает новые области мышления и действия, преобразует недоступное в поддающееся манипуляции и проектированию, раздвигает или устраняет границы деятельности, увеличивает независимость от природы, расширяет многообразие вариантов, преобразует природные опасности в риски, зависящие от принятия решений. При этом научно-технический прогресс принуждает к определенным решениям со своими рисками. Он не только разрешает определенные проблемы, но и создает зачастую новые и при этом выявляет свою принципиальную двойственность.

Студентов просим вспомнить, что в «Фаусте» Гете предугадано приспособление дьявола к прогрессу науки, попирающее всякие моральные нормы, попытки обратить новые открытия в пламя, от которого чумеют, в котором сгорают заживо люди, выдать подталкивание человека к пропасти за благо для него.

Как в научных теориях, так и в прикладных областях научного знания возрастает роль различного рода моделей, призванных, с одной стороны, объединять разрозненные научные знания, а с другой - служить своего рода «проектом» будущего, создавая (по крайней мере, по форме) видимость разработок, ориентированных на применение. Эти модели являются наглядным представлением и схемой современного общества и подчеркивают их роль в науке. Например, мы наблюдаем ежедневно такого рода модели прогноза погодных условий по телевидению. «И хотя все

- известия вгпу. пе,

знают их ограниченную ценность, социальные ожидания от этого не уменьшаются, а с годами даже увеличиваются» [5, с. 75].

Можно ли умалять эвристическую ценность компьютерных и имитационных моделей как для самого научного исследования, так и для демонстрации его результатов заказчику, инвесторам и общественности, в том числе и в средствах массовой информации? Нет, отмечают студенты. Но возможны как положительные, так и отрицательные последствия. И в этом они правы, подчеркивая, что, во-первых, человек губит природу, хищнически используя «дармовые» ресурсы. Во-вторых, человек подчиняется технике, ее рациональности и организации, которые враждебны человеческой сути. В-третьих, техника вызывает насилие как модус жизни, и этот модус распространяется и на общество. отсюда - войны.

Возражая против идеологизации технологии, иными словами - против наделения ее правом производить цели и ценности, с тезисом Э. Агацци трудно не согласиться: «Вместо того, чтобы обвинять науку и технологию в проникновении во все поры нашего существования, мы должны спросить себя, до какой степени их проникновение стало возможным из-за познавательного и практического пренебрежения теми ценностями, которые должны одновременно хранить смысл существования и обеспечивать бдительность, которая не позволила бы упустить этот смысл» (цит. по: [7]). Здесь явно не проговаривается, но подспудно чувствуется идея: за любым культурным, научным, техническим артефактом стоит человек в качестве автора, изготовителя, оператора, потребителя и т. д. В моральных суждениях о науке и технике (да и в других случаях) необходимо принимать во внимание цели, средства, условия, обстоятельства и последствия в комплексе.

Если мы за техникой и в самой технике, и в ее применении видим антропологическое, гуманистическое содержание, то вся проблематика специфической технической этики, где якобы этическое отношение возникает между человеком и чем-то неодушевленным, пусть это будет даже природа, животный мир, опасные естественнонаучные открытия, возвращается на круги своя и опять ставится вопрос о том, как должны относиться друг к другу люди, т. е. мы, уже взвалившие на свои плечи глобальную ответственность за весь доступный мир.

Х. Ленку пишет: «Этика не только должна стать ориентированной на все человече-

гогические науки -

ство, более открытой в будущее, более социальной, более основанной на сотрудничестве и более прагматичной, но ... должна также направляться на коллективно действующего человека с точки зрения более широкого понятия "опекунской" и предотвращающей ответственности» (цит. по: [3, с. 94]).

В качестве примера студенты часто обращаются к научной деятельности А.Д. Сахарова, который хорошо знаком им как физик и общественный деятель, один из создателей отечественной водородной бомбы, доктор физико-математических наук, профессор, академик АН СССР. Он стоял у истоков успешного испытания водородной бомбы в ноябре 1955 г., которое было омрачено гибелью девочки и солдата, а также серьезными травмами многих людей, находившихся вдали от полигона, что и заставило Андрея дмитриевича всерьез задуматься о трагических последствиях атомных взрывов, о возможном выходе этой страшной силы из-под контроля.

В своих сообщениях студенты отмечают, что спустя три года, в 1958 г., появляются две его статьи о вредном воздействии радиоактивности ядерных взрывов на наследственность и, как следствие, снижении средней продолжительности жизни. По оценке ученого, каждый мегатонный взрыв приводит в будущем к 10 тыс. жертв онкологических заболеваний. В том же году Сахаров безуспешно пытался повлиять на продление объявленного СССР моратория на атомные взрывы.

Противоречивая деятельность по разработке оружия и запрещению его испытаний, приведшая в 1962 г. к острым конфликтам А.Д. Сахарова с коллегами и государственными властями, имела в 1963 г. положительный результат - Московский договор о запрещении испытания ядерного оружия в трех средах. Это и приводит студентов к пониманию значимости результата абсолютной честности академика А.Д. Сахарова [9].

Без внимания студентов не остается и то, что все же человечество приняло такие правила жизни, которые, как они наблюдают, в короткое время привели к катастрофическому разрушению природной среды, и не собирается их менять. Поэтому скорость развития экологической катастрофы ощутимо нарастает. Сохранение нынешней ситуации смертельно опасно для биосферы планеты, а значит, и для человечества. Социологи в ужасе замечают: дети, выросшие у компьютеров, не умеют читать, писать, разговаривать. Все большему количеству молодых людей и девушек общение

друг с другом заменяют порносайты. Не менее разрушительным является вдалбливание в головы со школьной скамьи идеи, что человек -венец природы, что она ему должна дать все, что нужно для жизни. Он же природе ничем не обязан. Но главная задача принципиально иная: нам надо понять, что мы - дети природы и всецело зависим от нее.

Теоретический анализ позволяет студентам убедиться, что основной движущей силой развития цивилизации является не получение прибыли, а разумная гуманная деятельность человека, т. е. ноосферный путь развития (С.А. Подолинский, В.И. Вернадский, А.И. Моисеев, Р.Ю. Кузнецов), который базируется на следующих принципах: понимание процессов в природе и обществе; духовное и нравственное воспитание; восприятие себя. При этом студенты отмечают свою неготовность следовать этим принципам и утверждают: для того, чтобы выжить, человечество должно избавиться от доминанты денег и создать новую доминанту, направленную на сбалансированное взаимодействие человека и природы. Одной из основных задач человечества на данном этапе его развития они видят создание экологической доминанты, переход к развитию научно организованной, управляемой эколого-социально-экономической системы.

Беспрецедентный по своим темпам и размаху научно-технический прогресс является одной из наиболее очевидных реалий нашего времени. Страна, которая не в состоянии обеспечить достаточно высокие темпы научно-технического прогресса и использования его результатов в самых разных сферах общественной жизни, обрекает себя на состояние отсталости и зависимое, подчиненное положение в мире [4, с. 533].

Этим и определяется сегодня социальная ответственность ученого. Опыт истории убедил нас, что знание - это сила, что наука открывает человеку источники могущества и власти над природой. Мы отметили, что последствия научно-технического прогресса бывают очень серьезными и далеко не всегда благоприятными для людей. Поэтому, действуя с сознанием своей социальной ответственности, ученый должен стремиться к тому, чтобы предвидеть возможные нежелательные эффекты результатов его исследований. Ведь он благодаря своим профессиональным знаниям подготовлен к такому предвидению лучше и в состоянии сделать это раньше, чем кто-либо

другой. Социально-ответственная позиция ученого предполагает, чтобы он максимально широко и в доступных формах оповещал общественность о возможных нежелательных эффектах, связанных с проводимыми исследованиями, о том, как их можно избежать, ликвидировать или минимизировать. Только те научно-технические решения, которые приняты на основе достаточно полной информации, можно считать в наше время социально и морально оправданными.

Согласимся, что это, во-первых, подтверждает, что креативная личность - это общечеловеческая ценность. Ее деятельность определяют этические ориентиры. Несоблюдение этических норм разрушает креативную личность. Во-вторых, современное общество порождает, как мы отмечали, массу проблем. Но это не значит, что нам остается лишь безропотно подчиняться прогрессу науки и техники, по возможности приспосабливаясь к его негативным последствиям.

Постепенно студенты приходят к выводу, что креативность поддается развитию, научно-этическое сопровождение, включающее рекомендации по актуализации воспитательного компонента этической направленности в развитии креативной личности, для них значимо.

Подтверждение этому студенты находят в своем личном опыте, в опыте своих друзей, близких, формируя систему своих представлений о мире как стимуле творческих преобразований в соответствии с этическими нормами, о себе как субъекте креативной деятельности и, наконец, о креативности как ценности. Осознанные ими креативные свойства становятся устойчивыми и стабильно проявляются в их поведении, что и обеспечит творческую продуктивность их образовательной деятельности в вузе, способность к нестандартному реагированию на жизненные ситуации. Их отношение к окружающему миру становится креативным. Это проявляется в поисково-преобразовательной активности студентов, обретении личностного смысла развития креативности.

Список литературы

1. Барышева Т.А., Жигалов Ю.А. Психолого-педагогические основы развития креативности. СПб., 2006.

2. Бучило Н.Ф., Исаев И.А. История и философия науки: учеб. пособие. М.: Проспект, 2010.

3. Воронин А.А. Техника и мораль // Вопросы философии. 2004. № 10.

4. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия науки. Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

5. Горохов В.Г. Научно-техническая политика в обществе незнания // Вопросы психологии. 2007. № 12. С. 75.

6. Зинченко В.П. Время - действующее лицо // Вопросы психологии. 2001. № 6. С. 25.

7. Макарьев И. Этика и образование в свете проблем соотношения свободы и ответственности // Этика в современном мире (Российско-немецкий симпозиум по преподаванию этики в вузах). Оренбург, 2007. С. 291-303.

8. Рындак В.Г. Педагогика креативности: монография. М.: Универ. книга, 2012. С. 284.

9. Смирнов В.С. Патриотический интернет-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проект «Герои страны». 2000-2011.

* * *

1. Barysheva T.A., Zhigalov Ju.A. Psihologo-pedagogicheskie osnovy razvitija kreativnosti. SPb., 2006.

2. Buchilo N.F., Isaev I.A. Istorija i filosofija nauki: ucheb. posobie. M.: Prospekt, 2010.

3. Voronin A.A. Tehnika i moral' // Voprosy filosofii. 2004. № 10.

4. Golubincev V.O., Dancev A.A., Ljubchenko V.S. Filosofija nauki. Rostov n/D.: Feniks, 2007.

5. Gorohov V.G. Nauchno-tehnicheskaja politika v obshhestve neznanija // Voprosy psihologii. 2007. № 12. S. 75.

6. Zinchenko V.P. Vremja - dejstvujushhee lico // Voprosy psihologii. 2001. № 6. S. 25.

7. Makar'ev I. Jetika i obrazovanie v svete problem sootnoshenija svobody i otvetstvennosti // Jetika v sovremennom mire (Rossijsko-nemeckij simpozium po prepodavaniju jetiki v vuzah). Orenburg, 2007. S. 291303.

8. Ryndak V.G. Pedagogika kreativnosti: mono-grafija. M.: Univer. kniga, 2012. S. 284.

9. Smirnov V.S. Patrioticheskij internet-proekt «Geroi strany». 2000-2011.

Creative personality as a value: scientific and ethic support of development

The article deals with the essence of a creative personality as a value, determines the ethic norms of creative personality's existence. It deals with the role of freedom, spirituality, responsibility in creative personality's activities, specifies the significance of personal ethic culture, creation of moral atmosphere of the educational environment. It determines the mechanisms of scientific and ethic support of development of a creative personality. The students' views are described and analyzed.

Key words: creative education, creative personality, ethics, responsibility, ethic norm, scientific and ethic support.

(Статья поступила в редакцию 13.04.2016)

А.н. магомедова

(Махачкала)

СОВРЕМЕННОЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ОРИЕНТАЦИЯ НА КУЛЬТУРУ

Представлен авторский взгляд на современное экологическое образование, становление которого происходит под влиянием разнонаправленных процессов в науках и обществе, приводится аргументация в пользу культурологической модели экологического образования.

Ключевые слова: экологическое образование, культура, биоэтика.

Сегодня передний край экологии как науки развивается под влиянием идей из системы культуры. Экологическое же образование до сих пор ориентировано на отражение цивилизации. Его переориентация с цивилизации на культуру необходима по разным причинам. Наиболее существенные из них следующие [2; 4; 6; 7].

Во-первых, современная экология представляет собой как бы фокус, где пересекаются «векторы» взаимного влияния техники, философии, науки, этики, биоэтики, эстетики. Поэтому ориентация экологического образования на культуру отвечает нынешнему состоянию методологии.

Во-вторых, целостное понимание мира может быть достигнуто только в системе культуры на основе синтеза с философией, этикой, эстетикой, техникой. Иначе говоря, учебная дисциплина, за которой стоит наука, должна конструироваться как модель этой науки в системе культуры.

В-третьих, наука о жизни все более становится проводником гуманистических идей и экологического стиля мышления. Под влиянием биоэтического мировоззрения трансформируются понятия и образы гуманитарных наук, в содержание гуманизма включаются как обязательное требование защита жизни, создание условий для ее расцвета. Через призму учения о биосе преломляется содержание культуры.

В-четвертых, реконструкция содержания экологической области знания необходима еще и потому, что ее предметом изучения сегодня выступает не только природный мир,

О Магомедова А.Н., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.