Научная статья на тему 'Кражи из супермаркетов: детерминанты и меры противодействия'

Кражи из супермаркетов: детерминанты и меры противодействия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2379
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / СУПЕРМАРКЕТ / ПОКУПАТЕЛЬ / КРАЖИ / ДЕТЕРМИНАНТЫ ХИЩЕНИЙ / ТИПЫ МАГАЗИННЫХ ВОРОВ / МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КРАЖАМ ИЗ СУПЕРМАРКЕТОВ / TRADE / SUPERMARKET / SHOPPER / THEFT / EMBEZZLEMENT DETERMINANTS / TYPES OF SHOPLIFTERS / MEASURES TO COUNTER THEFTS FROM SUPERMARKETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойко Ольга Альбертовна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с исследованием состояния и уровня краж в отечественных супермаркетах; анализируются причины и условия хищений, совершаемых посетителями магазинов самообслуживания; осуществляется классификация магазинных воров; предлагается комплекс мер по противодействию кражам из торговых предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theft from Supermarkets: Determinants and Countermeasures

The article discusses issues related to the study of the state and the level of theft in domestic supermarkets; analyzes the causes and conditions of thefts committed by visitors, of self-service stores; the classification (typology) shoplifters; proposed a set of measures to combat thefts from commercial enterprises.

Текст научной работы на тему «Кражи из супермаркетов: детерминанты и меры противодействия»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2018. № 1 (54). С. 170-174.

УДК 34:343.71

DOI 10.25513/1990-5173.2018.1.170-174

КРАЖИ ИЗ СУПЕРМАРКЕТОВ: ДЕТЕРМИНАНТЫ И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

THEFT FROM SUPERMARKETS: DETERMINANTS AND COUNTERMEASURES

О. А. БОЙКО (О. А. BOIKO)

В статье рассматриваются вопросы, связанные с исследованием состояния и уровня краж в отечественных супермаркетах; анализируются причины и условия хищений, совершаемых посетителями магазинов самообслуживания; осуществляется классификация магазинных воров; предлагается комплекс мер по противодействию кражам из торговых предприятий.

Ключевые слова: торговля; супермаркет; покупатель; кражи; детерминанты хищений; типы магазинных воров; меры противодействия кражам из супермаркетов.

The article discusses issues related to the study of the state and the level of theft in domestic supermarkets; analyzes the causes and conditions of thefts committed by visitors, of self-service stores; the classification (typology) shoplifters; proposed a set of measures to combat thefts from commercial enterprises.

Key words: trade; supermarket; shopper; theft; embezzlement determinants; types of shoplifters; measures to counter thefts from supermarkets.

На рубеже веков значительное число торговых предприятий, совершенствуя формы реализации товаров и стремясь к созданию благоприятных условий для покупателей при выборе и приобретении продукции, перешли на систему самообслуживания. Привлекательность формата для обеих сторон очевидна: покупатель может самостоятельно ознакомиться с товаром и тщательно выбрать понравившийся продукт, а продавец имеет возможность предлагать значительные объёмы товара, размещая его для обзора на больших площадях, а также «провоцировать» покупателей на незапланированные покупки.

Функционирование крупных торговых центров (супермаркетов), реализующих продовольственные товары универсального ассортимента и непродовольственные изделия (неширокого ассортимента) с отсутствием преграды между продавцом и потребителем, в значительной степени стало причиной увеличения числа краж, совершаемых посетителями.

В настоящее время кражи из супермаркетов весьма распространены и причиняют

значительный ущерб собственнику. В товарном выражении потери супермаркетов от краж составляют от 0,5 до 3 % товарооборота [1]. Затраты на возмещение ущерба, причинённого хищениями, владельцы супермаркетов перекладывают «на плечи» добросовестных покупателей путём повышения цен на реализуемую продукцию. Показатель материальных потерь супермаркетов от воровства не является объективным, поскольку собственники в правоохранительные органы по фактам краж товарно-материальных ценностей обращаются крайне редко. Причинами необращения собственников в правоохранительные органы являются: отсутствие желания привлекать внимание к деятельности предприятия со стороны силовых структур; наличие устоявшейся позиции не выносить «ссор из избы» в случае совершения краж персоналом супермаркетов; убеждённости в отсутствии желания и наличия реальных возможностей полиции по привлечению магазинных воров к уголовной ответственности и ряд других. Наиболее латентными являются кражи, совершённые как покупателями,

© Бойко О. А., 2018 170

так и персоналом магазина путём потребления продуктов питания, напитков непосредственно в торговом зале, подсобных, служебных и (или) складских помещениях [2].

Недорогие товары «исчезают» в основном из прикассовой зоны, где размещены бритвенные станки и лезвия, презервативы, шоколад и шоколадные батончики, жевательная резинка, прочие мелочи, которые легко взять незаметно. Покупатели крадут элитный алкоголь, колбасные, рыбные и мясные деликатесы, сыр, икру, кофе, брендовую парфюмерию и косметику, прочие малогабаритные и дорогостоящие товары. Летом интенсивнее в магазинах крадут напитки, фрукты и овощи, в зимнее время чаще всего «заимствуют» шоколад, кофе и чай, конфеты. Проблема краж существует как в дорогих торговых точках, так и в магазинах со средним и низким уровнем цен. Несмотря на то, что кражи имеют место в любой время года, самые большие убытки владельцы супермаркетов терпят в осенне-зимний период (в холодное время года значительно легче спрятать украденный товар под одеждой - прим. автора), а пик потерь приходится на новогодние праздники. В течение суток всплеск краж наблюдается в часы, когда в торговом зале магазина больше всего покупателей: с 17 до 20 часов в будни и с 10 до 18 часов в выходные дни [3]. Как показывает практика, похитителями товаров из супермаркетов являются совершенно непохожие по возрасту (начиная от детей и заканчивая бабушкой в весьма преклонном возрасте), полу, образованию (например, студенты и научные сотрудники), национальности, материальному достатку лица [4].

Кражи в магазинах самообслуживания можно условно разделить на три группы: внешние, внутренние и смешанные. К внешним кражам относятся те случаи воровства, в которых участвуют только покупатели, к внутренним - когда «нечистым на руку» оказывается кто-то из персонала супермаркетов, к смешанным относятся кражи, обусловленные сговором персонала магазина (чаще всего кассиров и охранников) и посетителей. В статье будут рассмотрены аспекты краж, совершаемые покупателями магазинов самообслуживания. Проблемы хищений в супермаркетах, совершаемые персоналом торго-

вого предприятия как самостоятельно, так и в сговоре с иными лицами (например, покупателями, поставщиками и др.), требуют отдельного исследования.

Рассмотрим основные причины краж из супермаркетов.

До сих пор воровство хотя бы «по мелочам» воспринимается отдельными гражданами как само собой разумеющееся - способ «борьбы за существование». Регулярное и в ряде случаев необоснованное значительное повышение цен на товары первой необходимости (прежде всего продукты) «подталкивает» часть потребителей на кражу, которая воспринимается ими как способ восстановления социальной справедливости. Правонарушители руководствуются при этом следующими принципами: «как по-другому жить» и «многие так делают».

Определённая категория граждан (безработные, пенсионеры, члены многодетных семей, инвалиды и др.) в связи с экономической ситуаций в стране, низкими доходами, ростом цен на лекарства, коммунальные услуги вынуждена совершать кражи жизненно необходимых товаров и продуктов питания.

Причиной роста краж из супермаркетов в определённой степени послужило смягчение уголовной ответственности за указанные противоправные деяния. Так, с 2016 г. минимальный размер хищения для возбуждения уголовного дела по ст. 158 Уголовного кодекса РФ был повышен с 1 тыс. до 2,5 тыс. руб. [5]. Работники полиции из-за загруженности в работе неохотно выезжают на места совершения краж из супермаркетов, за которые похитителю грозит административная ответственность. Поэтому лица, совершающие кражи на небольшую сумму, прекрасно осознают, что «по мелочам» хозяева торгового предприятия, в силу бюрократических процедур, связанных с оформлением административного правонарушения, в полицию обращаться не будут, а следовательно, за попытку выноса неоплаченного товара правонарушителю в худшем случае грозит его возврат или оплата покупки полностью.

К одной из причин краж можно отнести ограниченные возможности действия сотрудников охраны супермаркета, которые не имеют права проводить личный досмотр вещей (пакетов, сумок, рюкзаков и др.) поку-

пателя без его согласия, обвинять посетителя и угрожать ему возможным наказанием. Охранник не является сотрудником МВД, он такой же гражданин, как и покупатель, поэтому не имеет каких-либо особых прав и полномочий. Сотрудник охраны может задержать покупателя до приезда полиции, только если тот действительно присвоил товар, а это видел охранник, сообщили другие сотрудники магазина или посетители, а также если данный факт запечатлела камера видеонаблюдения.

Одной из причин краж из супермаркетов - введение системы взвешивания, обсчёта и оплаты (посредством касс самообслуживания) покупки самими покупателями. Недобросовестные покупатели докладывают часть экземпляров в ранее взвешенный товар (например, фрукты, овощи); вместо более дорогих замороженных продуктов (например, пельменей, голубцов) или конфет отбивают дешёвые; меняют бирку с одного товара (например, сыра или мяса) на бирку с другого товара (например, картошки) схожий по весу; осуществляют подмену товаров, реализуемых в упаковке (например, зубной пасты, одеколона, электроламп), с низкой ценой на более дорогие товары известных фирм. Касса самообслуживания, являясь электронным устройством, реагирует на информацию на бирке, штрихкод и вес покупки, но не может определить сорт фруктов, овощей, отличить замороженные голубцы от замороженных перцев, пельмени «русские» от «домашних», выявить подмену товара, находящегося в упаковке [6]. При оплате покупки в «традиционных» кассах украсть товар способами, используемыми в терминалах самообслуживания, значительно сложнее, так как кассир при обсчёте покупке должен не только определить, тот ли товар покупателем предъявлен, как указан на бирке, но и удостовериться в правильности определения веса, а также проверить вид товара, реализуемого в упаковке.

В торговых точках, расположенных по принципу «соседских» магазинов, есть ещё один фактор, обуславливающий кражи. Такие магазины обслуживают жителей спальных районов и рассчитаны на довольно узкий круг постоянных посетителей. Зачастую персонал таких супермаркетов набирают из жителей окрестных домов, потому случаи про-

тивоправного сговора работника торговой точки с покупателями с целью хищения товаров встречаются довольно часто.

Одной из причин хищений из супермаркетов является так называемый психологический фактор. От непосредственного контакта с огромным количеством товаров у некоторых покупателей начинаются приступы импульс-шоппинга, заглушить которые можно либо покупкой большого количества понравившихся товаров, либо завладением ими при помощи воровства. Кроме того, для некоторых недобросовестных покупателей корпорация, которой принадлежит торговая сеть, не ассоциируется с конкретными пострадавшими лицами, которые могут «потерять» деньги, поэтому они крадут как бы ни у кого по принципу «ничего страшного, бизнес не обеднеет» [7].

В Интернете наличествует значительное количество сайтов, на которых размещена информация о возможных способах совершения краж покупателями; даются советы посетителям торговых предприятий, каким образом себя вести в случае их задержания с неоплаченным товаром; публикуются интервью с лицами, регулярно и «успешно» занимающимися воровством в супермаркетах и вселяющих в недобросовестных покупателей веру в фактической безнаказанности в случае совершения краж, особенно на небольшую денежную сумму.

Кражам из супермаркетов способствует наличие «тупиков» и «закоулков», плохо просматриваемых персоналом, плохое освещение отдельных участков торгового зала. Кроме того, в связи с кризисом, снижением покупательского спроса, а следовательно, и прибыли многие владельцы супермаркетов экономят на техническом оснащении системы безопасности магазина: используются муляжи камер слежения, не функционирует система повсеместного и круглосуточного видеонаблюдения в торговом зале, не работают противокражные ворота, используется ограниченное число сотрудников охраны и проч.

Один из факторов, «играющих на руку» недобросовестным покупателям, - зеркала, установленные, казалось бы, специально для обеспечения безопасности. С одной стороны, они помогают персоналу хорошо обозревать весь торговый зал и видеть все его закутки,

а с другой - покупатели, имеющие намерение утаить часть товаров, могут наблюдать за персоналом магазина, отслеживая их перемещение по торговому помещению.

Одним из условий, способствующих кражам из супермаркетов, является отсутствие преграды между товарами и потребителями, тем самым недобросовестные покупатели получают значительную «свободу выбора» механизма и способов присвоения реализуемых предприятием товаров.

Ещё один фактор, способствующий кражам, - просторные площади. Небольшой торговый зал весь на виду, его вполне могут контролировать несколько продавцов. А увеличение площадей оборачивается более высокими рисками и затратами на охрану. Нерациональное использование торговых площадей - один из факторов, влияющих на безопасность супермаркетов.

Выделяют ряд мер противодействия кражам из супермаркетов [8].

За последнее десятилетие российские бизнесмены стали уделять большее внимание вопросу безопасности организации и снижению ущерба, причинённого в результате воровства. В зависимости от того, какого рода товар продаётся в торговой точке, его количества, ассортимента применяются различные способы предотвращения краж.

Противокражные системы [9] предназначены для предотвращения выноса неоплаченного товара покупателями. Электронные системы защиты от краж включают в себя: прикрепляемые к товару жёсткие датчики, противокражные ворота, размещаемые на выходе из магазина, деактиваторы для сжигания датчиков и защитных этикеток, кото -рые устанавливают на кассах. Принцип действия всех систем основан на приёме и передаче электромагнитных волн от датчиков к антеннам: при попытке несанкционированного выноса товара, когда датчик попадает в зону действия ворот, появляется звуковой или световой сигнал. Противокражные системы на базе радиочастотной технологии являются наиболее распространёнными среди противокражных систем. Эти системы завоевали высокую популярность (ими оборудованы многие отечественные супермаркеты) благодаря соотношению «цена - качество», а кроме того, просты в установке, не требуют

соблюдения особых технических условий и позволяют ставить на охрану любой товар, независимо от габаритов, формы и материала. Для защиты товара от краж используются также защитные этикетки соответствующей технологии. Одно из основных требований -незаметность и недоступность для покупателя, а также невозможность удалить её с поверхности товара. Поэтому защитные этикетки часто «маскируют» под ценники и штрих-коды, вклеивают внутрь упаковки товара.

Эффективность в защите от магазинных воров может быть обеспечена посредством установки в супермаркете системы замкнутого видеонаблюдения. Активная система видеонаблюдения подразумевает наличие оператора, который в реальном времени осуществляет контроль обстановки в торговом зале с целью своевременного реагирования на поведение лиц, пытающихся совершить хищение. Оператор с помощью камер видеонаблюдения может отследить покупателей, которые спрятали товар в своей одежде или в специальных приспособлениях. После чего по радиосвязи данная информация доводится до сотрудника безопасности, который, взаимодействуя с оператором видеонаблюдения, сопровождает подозрительное лицо до касс, а затем действует согласно должностной инструкции [10]. Кроме того, профилактическую роль в виде психологического воздействия на недобросовестных покупателей могут сыграть специальные объявления, информирующие о том, что контроль в торговом зале осуществляется с помощью видеонаблюдения.

Снижению уровня краж способствует соблюдение определённых правил размещения товаров, уменьшающих вероятность их хищения: например, расположение дорогого товара в специальных прозрачных витринах, запирающихся на ключ, а мелкого дешёвого продукта на стеллажах ближе к кассам и (или) в хорошо контролируемых местах. Кроме того, процесс реализации товаров должен осуществляться таким образом, чтобы проход из торговой зоны был только через кассовый узел без неконтролируемого выхода на улицу.

Для борьбы с магазинными ворами, а также лицами, потребляющими продукты в торговом зале, могут быть эффективны зеркала безопасности. Они представляют собой

круглые небьющиеся зеркала, имеющие специальную выпуклую форму, благодаря которой обеспечивается увеличенный обзор территории. Будучи установленными в «укромных уголках», местах с плотно расположенными стеллажами, углах торгового зала, зеркала предоставляют сотрудникам магазина увеличенный обзор и превращают труднообозримое пространство в хорошо контролируемую зону.

Сотрудники службы безопасности супермаркетов очень часто уповают исключительно на технические средства контроля. Однако одной из мер борьбы с кражами является доведение до сотрудников охраны супермаркета информации о возможных способах хищения товаров и типах магазинных воров; обучение персонала приёмам обнаружения и правилам поведения с «потенциальными» похитителями, методам ведения присмотра за подозрительными клиентами в торговом зале во взаимодействии с оператором видеонаблюдения. Особое внимание сотрудников охраны должны привлекать: покупатели с открытыми сумками, рюкзаками, пакетами, газетными свертками; посетители, которые ведут себя нервно, оглядываются, у которых бегают глаза, «руки не находят места»; лица, длительно слоняющиеся по торговому залу, не выбирая товара; постоянные покупатели, после визитов которых замечены пропажи товаров.

В целях повышения эффективности деятельности сотрудников охраны в ряде супермаркетов разработана бонусная система оценки результатов борьбы с кражами: например, при небольших потерях от воровства (менее 3 %) - бонусное награждение, а при больших (более 3 %) - наоборот, взыскание.

Крупные супермаркеты могут позволить себе использовать отдельных сотрудников охраны в качестве подставных покупателей: «тихари» курсируют с тележкой по торговому залу, осуществляя негласный контроль с целью выявления лиц, намеревающихся совершить кражу товаров.

В некоторых супермаркетах службой безопасности создаются фотогалереи ранее выявленных за воровство граждан и выставляются на обозрение либо в помещениях для служебного пользования, либо в торговых залах. Такие стенды несут не только инфор-

мационную, но и воспитательно-профилактическую нагрузку по предотвращению возможных краж [11].

Резюмируем сказанное выше. Полностью исключить в супермаркетах кражи, совершаемые посетителями, невозможно. Однако применение комплекса технических, организационных, профилактических и иных мер позволяет в значительной степени минимизировать финансовые потери торговых предприятий от воровства со стороны покупателей.

1. См.: МешковаЮ. Воровство в магазине: списание потерь // Расчёт. - 2012. - 6 нояб.

2. См.:ХмелевскаяЕ. Как бороться с воровством персонала // Трудовые споры. - 2017. - № 6. -С. 87.

3. См.: Иванова С. Д. Кражи в торговле: виды и методы борьбы // Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ. -2005. - № 10. - С. 16.

4. См.: Лебедь А. Л. Классификация магазинных воров // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2017. - № 2. -С. 66-69.

5. Челобитчиков М. Стоимость похищенного имущества // Законность. - 2016. - № 3. -С. 31-32.

6. См.: Мирошниченко А. Как воруют покупатели в магазинах и как с этим бороться // Безопасность бизнеса : информ. портал некоммерческого партнерства «Союз руководителей служб безопасности Урала». - URL: http://www.ekb-security.ru/publications/6370-2013-02-21-12-06-36.html (дата обращения: 30.01.2018).

7. См.: БаязитоваА. Магазинные кражи выросли вдвое // Известия - 2015. - 23 июля. -URL: https://iz.ru/news/589108 (дата обращения: 10.10.2017).

8. См.: КайбжановМ. Ж. Предупреждение краж: уголовно-правовые и криминологические аспекты // Актуальные проблемы юридической науки и практики: взгляд молодых учёных. - 2016. - С. 121-127.

9. См.: Огнев А. Без систем защиты в Вашем магазине кражи могут стать «обычным делом» // ООО Фирма «TOR» : сайт. - URL: http://www.iptor.ru>Оборудование и ПО>218 (дата обращения: 12.10.2017).

10. Унежский С. Уроки безопасности бизнеса: «Безопасность сетевых супермаркетов. Предотвращение хищений и краж» // Безопасность для всех : группа темат. интернет-порталов. -URL: http://sec4all.net/statea120.html (дата обращения: 20.01.2018).

11. Новиков К. Методы борьбы с воровством в магазине, супермаркете // Директор по безопасности. - 2010. - 19 авг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.