Научная статья на тему 'Защитят ли супермаркеты от краж кассы самообслуживания?'

Защитят ли супермаркеты от краж кассы самообслуживания? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
996
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / СУПЕРМАРКЕТЫ / КАССЫ САМООБСЛУЖИВАНИЯ / КРАЖИ ИЗ СУПЕРМАРКЕТОВ / МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КРАЖАМ / CRIMINAL LAW / CONSTITUTES A CRIME / VIOLATION OF RULES / TRANSPORT SAFETY / VEHICLE CRIME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойко О.А., Панов С.Л.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с внедрением в деятельность супермаркетов терминалов касс самообслуживания. Исследуется проблема взаимосвязи функционирования касс самообслуживания с уровнем краж, совершаемых покупателями и персоналом торгового предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Will the supermarkets protect themselves from the self-defense cash registers?

The article analyzes criminal and legal prohibitions in the field of ensuring transport security, by the example of the legislation of Lithuania, the Republic of Estonia, Poland, Sweden, Norway and the Czech Republic. The author comes to the conclusion that in some countries of Eastern Europe and the Baltic region, whose criminal legislation could not feel the influence of the CIS Model Code, language of acts similar to domestic ones does not occur, and criminal responsibility for violation of transport security is established on the basis of the specifics of the national legal system. Thus, in the overwhelming majority of European states, criminal law enforcement of the safety of the functioning of transport is achieved only by norms that protect human life and health.

Текст научной работы на тему «Защитят ли супермаркеты от краж кассы самообслуживания?»

X 7 ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ

у ПРЕСТУПНОСТИ

У УДК 34:343.71 Виктимология 1(15) / 2018, с. 93-97

Бойко О. А., Панов С. Л.

ЗАЩИТЯТ ЛИ СУПЕРМАРКЕТЫ ОТ КРАЖ КАССЫ САМООБСЛУЖИВАНИЯ?

В статье рассматриваются вопросы, связанные с внедрением в деятельность супермаркетов терминалов касс самообслуживания. Исследуется проблема взаимосвязи функционирования касс самообслуживания с уровнем краж, совершаемых покупателями и персоналом торгового предприятия.

Ключевые слова: Торговля, супермаркеты, кассы самообслуживания, кражи из супермаркетов, меры противодействия кражам.

Система self-checkout (селф чекаут) -это кассовый терминал, который работает без оператора (кассира). В зону касс самообслуживания можно попасть из торгового зала, а выйти только через специальные ворота, оснащенные сканером, который подаст сигнал в случае выноса товара без чека. Покупатель самостоятельно сканирует штрих-код с выбранных товаров и перекладывает их на свободную платформу, осуществляющую весовой контроль. После проверки соответствия массы отсканированных и отложенных товаров производится расчет наличными деньгами или банковской картой. После проведения оплаты, касса выдает покупателю чек. На экране терминала покупатель самостоятельно отслеживает список купленных товаров, их стоимость поштучно и общий итог покупки. На практике процесс кассового самообслуживания при расчете не сложнее операции, осуществляемой покупателем при взвешивании товара в торговом зале.

Кассы самообслуживания функционируют в Российской Федерации с 2012 года, в основном в супермаркетах с большой проходимостью. В настоящее время значительное число отечественных су-

пермаркетов используют кассовый терминал параллельно с «традиционными» кассами. Кассовые терминалы, функционирующие круглосуточно и без «перерыва на обед», обеспечивают покупателям качественное обслуживание и сокращают время ожидания в очереди до 40%[6].

Как показывает практика, переход крупных супермаркетов на параллельное функционирование «традиционных» касс и терминалов самообслуживания в целом экономически обоснован. Функционирование касс самообслуживания позволяет собственнику (ритейлеру) торгового предприятия решать множество задач:

— электронным устройствам не надо платить заработную плату и премиальные, оплачивать больничные и отпускные;

— оптимизировать затраты фонда оплаты труда в условиях роста зарплат кассиров, так как параллельное наличие касс самообслуживания позволяет обходиться силами одного кассира-менеджера, помогающего посетителям магазина осуществить сканирование товара, при необходимости отменить покупку, снять противокражные элементы, подтвердить

противодействие преступности

93

возраст покупателя, если у него в корзине алкоголь, сигареты и пр.;

— снизить зависимость супермаркета от текучести кадров, так как розничная продажа в крупных городах страны испытывает определенный дефицит кассиров;

— повысить объемы продаж товаров (от презервативов и гигиенических прокладок до шампуней от перхоти), которые посетители супермаркета охотнее покупают и оплачивают без свидетелей;

— ускорить процесс прохождение покупателя через кассу за счет увеличения числа электронных платежных терминалов;

— повысить надежность контроля подлинности купюр — ни один кассир не сможет так, как сканирующее устройство, быстро и гарантированно распознать поддельные купюры;

— позволяет автоматически отслеживать наличие или отсутствие денег в кассе, добавляя по необходимости размен или инкассируя выручку;

— оптимизировать зоны продаж супермаркета;

— обеспечить права покупателей: касса самообслуживания не может нагрубить, неправильно обсчитать сумму покупки, обмануть при расчете наличными деньгами.

Покупателям, пришедшим в супермаркет за одной-двумя видами товаров нередко приходиться длительное время стоять в общей очереди, что вызывает обоснованное недовольство. Поэтому многим покупателям (в первую очередь лицам «технологически продвинутым») нравится современный оперативный уровень обслуживания и доверия ритейле-ра. Кроме того, в случае нехватки денег покупатели могут отказаться от приобретения части товара без необходимости объясняться с кассиром под «сочувствующие» взгляды окружающих. Большинство приверженцев систем self-checkout уверены, что расплачиваются за покупку значительно быстрее. Ошибочное впечатление у покупателей создается по двум причинам: во-первых, как правило, очереди к кассам самообслуживания короче; во-вторых, персональное вовлечение в процесс создает впечатление, что прошло «несколько секунд»[4].

К одному из положительных результатов внедрение касс самообслуживания

следует отнести снижение фактов хищений со стороны персонала магазина. По мнению экспертов[1], более 50% магазинных краж происходит при участии персонала, из которых около 80% совершаются непосредственно на кассе, в том числе в результате сговора недобросовестных покупателей с кассиром. Так, кассир самостоятельно или вступив в сговор с покупателем (например, родственником), с целью хищения совершает следующие неправомерные действия:

— при покупке нескольких единиц товара одного наименования чек пробивает только на одну штуку продукта (например, отпускает блок минеральной воды по цене одной бутылки);

— при сканировании покупки закрывает рукой штрих-код некоторых товаров с целью не включения их в чек на оплату;

— оформляет знакомому или родственнику фиктивный возврат товара: выдает из кассы ранее оплаченную сумму, а товар остается у покупателя;

— «не замечает» факт подмены (переклейки) бирки с штрих-кодом от товара с меньшим весом на экземпляр большего объема, а взамен штрих кода с дорого товара считывает штрих-код с дешевого продукта;

— оставляет себе чек, выброшенный покупателем в поставленную рядом с кассой коробку, по которому в последствие отменяет покупку и забирает из кассы денежную сумму;

— не сигнализирует сотрудникам охраны о факте выноса через кассовый проход родственником или знакомым лицом неоплаченного товара;

— передает покупателю скидочную карту, предназначенную для покупок только персоналом магазина.

Выявить такие действия кассира очень сложно, поэтому основными способами борьбы со злоупотреблениями персонала являются: внедрение, прежде всего, системы self-checkout, видеонаблюдение за деятельностью кассиров, постоянный контроль со стороны сотрудников службы безопасности, а также тщательная работа по подбору и расстановке кадров [7, с. 87].

Модернизация системы торговли связана с рядом негативных последствий, к числу которых следует отнести: значительная стоимость касс самообслужива-

ния (от 12 до 20 тыс. евро за 1 аппарат) и небыстрая окупаемость; скорость обслуживания покупателей в 1,5 раза медленнее «традиционной» кассы; технические неполадки электронной системы кассового устройства; трудности, возникающие у определенного числа покупателей (пенсионеры, слабовидящие, малолетние) при пользовании кассами самообслуживания и ряд других. Кроме того, через кассы самообслуживания приобрести алкогольные напитки и табачные изделия могут лица, не достигшие 18-го возраста, не имеющие по закону на это право.

К одному из отрицательных последствий для владельцев супермаркетов от внедрения касс самообслуживания эксперты относят увеличение на 20—25% краж, совершенных покупателями[3].

В экономически благополучных странах мира принцип функционирования касс самообслуживания основан на доверии к покупателям, и к тому, что они выполняют все действия согласно инструкции, не пытаясь при этом мошенничать со штрих-кодами, бирками или неправильно указывать названия и вес приобретаемого товара. В Росси в сложных экономических условиях определенное число покупателей утаивают часть приобретенных товаров, руководствуясь принципами: «авось не обеднеют» и «многие так делают».

В отечественных супермаркетах покупатели наделены правом самостоятельно взвешивать (обсчитывать) выбранный товар. В связи с этим, определенное число недобросовестных покупателей совершают неправомерные действия: докладывают часть экземпляров в ранее взвешенный товар (например, фрукты, овощи); вместо более дорогих замороженных продуктов (например, пельмени, голубцы) или конфет отбивают — более дешевые; осуществляют подмену товаров, реализуемых в упаковке (например, зубная паста, одеколон, электрические лампочки) с низкой ценой и менее качественнее на более дорогие известных производителей. Касса самообслуживания, являясь электронным устройством, реагирует на бирку на ранее взвешенном продукте или штрих код, а также вес товара, но не может, например, определить сорт фруктов, овощей, отличить пельмени «сибирские» от «сытных», выявить подмену товара, реализующегося в упаковке.

Возможность совершения покупате-

лями краж, перечисленными способами, при оплате в кассах самообслуживания обусловлена тем, что сегодня надежных методов автоматической идентификации товара, кроме как по штрих коду и по весу на практике фактически не существует. Кроме того, небольшая часть покупателей считают «делом престижа» обмануть современную технику.

Вышеперечисленные способы краж, совершаемые при оплате в кассах самообслуживания, могли бы быть частично предотвращены при расчете в «традиционных» кассах. В отличие от системы self-checkout «обычный» кассир при обсчете покупке должен не только определить, тот ли товар покупателем предъявлен к оплате, как указан на бирке, но и удостовериться в весе, а также проверить вид товара, реализуемого в упаковке.

Случаев выноса полностью или частично неоплаченных товаров из супермаркета через терминалы самообслуживания становится больше и в силу того, что сотрудникам охраны (контролерам), стоящим у выхода из кассовой зоны выявить факты воровства сложно по следующим причинам[2]:

— контролер (охранник) не имеет права без согласия покупателя проверить сумку (пакет) с купленным товаром и сверить его количество с данными на чеке, а также задерживать без оснований (например, факт неоплаты запечатлела камера видеонаблюдения) посетителя;

— фактическое отсутствие в определенный период времени охранника у выхода из терминала самообслуживания;

— сотрудник службы охраны надеется на электронное устройство противокраж-ных ворот и реагирует на факт воровства только в случае сигнала;

— отсутствие у определенного числа охранников профессиональных навыков определения потенциальных воров в общей массе покупателей и умения применять их на практике;

— несвоевременное оповещение персоналом торгового зала сотрудников охраны о попытки выноса неоплаченного товара через ворота терминала касс самообслуживания;

— наличие противоправного сговора между покупателем и менеджером касс самообслуживания.

Кроме того, спиртные напитки после оплаты в отдельной кассе, функциониру-

ющей непосредственно в зале магазина, могут быть обменены на более дорогие, а затем вынесены по чеку через кассовый терминал «на глазах» у охранника, который не является специалистом по ассортименту алкоголя.

У большинства покупателей, задержанных за неоплаченный товар в терминале самообслуживания, фактически одни и те же ответы (отговорки) — или забыл просканировать, или электронное устройство допустило ошибку. Поэтому инцидент с неоплаченным товаром в кассах самообслуживания, как правило, заканчивается принудительной оплатой покупателем всех выбранных товаров, без привлечения к разбору ситуации сотрудников полиции.

Подводя итог, следует сказать, что задача обеспечения безопасности супермаркета от нечестного покупателя, не решается путем использования одной, пусть даже самой «продвинутой» техно-

логии. Например, разоблачить вора, спрятавшего под одеждой тот или иной товар, «бдительное» электронное устройство не сможет: подобная кража возможна в магазине вне зависимости от того, установлена ли там касса самообслуживания или работает «традиционный» кассир. С кражами посетителей супермаркетов необходимо бороться, используя комплекс защитных мер[5]: система self-checkout, видеонаблюдение, противо-кражные ворота, RFID-метки, ограничение времени действия чека, внимательность и бдительность персонала магазина и др. Так, одним из психологических мер борьбы с «забывчивостью» покупателей в терминале касс самообслуживания является установка на уровне глаз посетителей мониторов, на которых демонстрируются все происходящие операции на кассовом узле, при этом указывается, что за клиентами магазина ведется видеонаблюдение.

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Грета И. Кассы самообслуживания. За и против. URL: https:// datawiz.io>ru/ blogs/279 (дата обращения: 10.12.2017).

2. Петрова А. Свободная касса: зачем супермаркету терминалы самообслуживания. URL: https: imspm.spb.ru>Аналитические материалы>271669.рЬр (дата обращения:

12.12.2017).

3. Садчикова А. Кассы самообслуживания. Чего боятся российские ритейлеры? URL: https://www.TasteOfBusiness.com/kassi_samoo...teileri.html (дата обращения: 10.01.2018).

4. Самообслуживание в ритейле: сценарии, плюсы и минусы. URL: https:// new-retail. ru/business (дата обращения: 13.01.2018).

5. Унежский С. Уроки безопасности бизнеса: «Безопасность сетевых супермаркетов. Предотвращение хищений и краж». URL: http:// www.sec4all.net (дата обращения:

22.01.2018).

6. Фрес Г. Как это устроено: кассы самообслуживания. URL: https:// bigvill.ru/ city/14258-kak-eto-ustroeno-kassy-samoobsluzhivaniya (дата обращения: 21.12.2017).

7. Хмелевская Е. Как бороться с воровством персонала // Трудовые споры. 2017. № 6.

REFERENCES:

1. Greta I. Kassy samoobsluzhivaniya. Za i protiv. URL: https:// datawiz.io>ru/blogs/279 (data obrashcheniya: 10.12.2017).

2. Petrova A. Svobodnaya kassa: zachem supermarketu terminaly samoobsluzhivaniya. URL: https: imspm.spb.ru>Analiticheskiye materialy>271669.php (data obrashcheniya:

12.12.2017).

3. Sadchikova A. Kassy samoobsluzhivaniya. Chego boyatsya rossiyskiye ri-teylery? URL: https://www.TasteOfBusiness.com/kassi_samoo...teileri.html (data obrashcheniya:

10.01.2018).

4. Samoobsluzhivaniye v riteyle: stsenarii, plyusy i minusy. URL: https:// new-retail.ru/ business (data obrashcheniya: 13.01.2018).

5. Unezhskiy S. Uroki bezopasnosti biznesa: «Bezopasnost' setevykh su-permarketov. Predotvrashcheniye khishcheniy i krazh». URL: http:// www.sec4all.net (data obrashcheniya: 22.01.2018).

6. Fres G. Kak eto ustroyeno: kassy samoobsluzhivaniya. URL: https:// bigvill.ru/ city/14258-kak-eto-ustroeno-kassy-samoobsluzhivaniya (data obrashche-niya: 21.12.2017).

7. Khmelevskaya Ye. Kak borot'sya s vorovstvom personala // Trudovyye spory. 2017. № 6.

о

БОЙКО Ольга Альбертовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры криминологии, психологии и педагогики, Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Омск E-mail: mario011@mail.ru.

ПАНОВ Сергей Леонидович, кандидат юридических наук, ветеран МВД России, г. Омск

E-mail: spanov1960@mail.ru

Boyko O. A., Panov S. L.

WILL THE SUPERMARKETS PROTECT THEMSELVES FROM THE SELF-DEFENSE CASH REGISTERS?

The article discusses issues related to the introduction to the work of supermarkets, terminals self-checkout. Explores the problem of interconnection between the functioning of self-checkout with the level of thefts committed by customers and staff of commercial enterprise.

Keywords: Trade, shopping, self-checkout, thefts from supermarkets, measures against theft.

BOYKO Olga Albertovna, candidate of legal Sciences, Associate Professor of criminology, psychology and pedagogy, Omsk Academy of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, Omsk E-mail: mario011@mail.ru

PANOV Sergey Leonidovich, A veteran of the MIA of Russia, candidate of legal Sciences, Omsk E-mail: spanov1960@mail.ru

Дата поступления: 07.02.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.