Научная статья на тему 'КРАУДСОРСИНГ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ: СУЩНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ'

КРАУДСОРСИНГ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ: СУЩНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
638
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / КРАУДСОРСИНГ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / НАСЕЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / INFORMATIZATION / E-GOVERNMENT / CROWDSOURCED / PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION / POPULATION / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Харитонова О.В., Бугаева Т.Н.

Целью проведенного в статье исследования явилось научное обоснование внедрения технологии краудсорсинга в органах государственной и муниципальной власти. В статье показана роль процесса информатизации в современном развитии общества и системы государственного и муниципального управления, отражена их взаимосвязь и перспективы интеграции в условиях цифровой экономики. На основании проведенного монографического и сравнительного анализа даны определения краудсорсинга и государственного краудсорсинга, обозначены их дефиниции и обоснован категориально-понятийный аппарат. Рассмотрен опыт практического применения краудсорсинга в сфере государственного и муниципального управления зарубежных стран и Российской Федерации, его нормативно-законодательное обеспечение. Выявлены достоинства и недостатки внедрения краудсорсинга в России, на примере Республики Крым показан процесс его реализации на региональном и муниципальном уровнях ее административно-территориальных образований. Дан обзор информационных ресурсов и онлайн-площадок взаимодействия органов региональной власти и населения полуострова, выявлены их отличия от краудсорсинговых платформ. Раскрыты возможности использования инструментов краудсорсинга в государственном и муниципальном управлении на основе классификации Г. Сакстона, включающей 9 различных способов взаимодействия органов власти и населения. Приведен перечень необходимых требований для их эффективной реализации, включая количественные и качественные характеристики, систему ресурсного обеспечения и общественного контроля, степень распределения ответственности и уровень информированности о достигнутых результатах. В выводах исследования отражены перспективы краудсорсинга для информатизации системы государственного и муниципального управления, оптимизации деятельности электронного правительства и развития цифровой экономики страны и ее отдельных регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Харитонова О.В., Бугаева Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROWDSOURCE IN STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATION: ESSENCE AND PROSPECTS OF USE

The purpose of the research carried out in the article was the scientific justification of the introduction of crowdsource technology in state and municipal authorities. The article shows the role of the informatization process in the modern development of society and the system of state and municipal administration, their relationship and prospects of integration in the conditions of the digital economy. Based on the monographic and comparative analysis carried out, definitions of crowdsource and state crowdsource are given, their definitions are identified and a categorical-conceptual apparatus is justified. Experience of practical application of crowdsource in the sphere of state and municipal administration of foreign countries and the Russian Federation, its normative and legislative support was considered. The advantages and disadvantages of crowdsource implementation in Russia have been identified, the example of the Republic of Crimea shows the process of its implementation at the regional and municipal levels of its administrative-territorial entities. An overview of information resources and online platforms of interaction between regional authorities and the population of the peninsula has been given, their differences from crowdsourced platforms have been revealed. Possibilities of using crowdsource tools in state and municipal administration based on G. Saxton classification, including 9 different ways of interaction between authorities and the population, are disclosed. A list of the necessary requirements for their effective implementation is provided, including quantitative and qualitative characteristics, a system of resource support and public control, the degree of distribution of responsibility and the level of awareness of the results achieved. The conclusions of the study reflect the prospects of crowdsource for informatization of the system of state and municipal administration, optimization of the activity of electronic government and development of the digital economy of the country and its individual regions.

Текст научной работы на тему «КРАУДСОРСИНГ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ: СУЩНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2020, №2, Том 12 / 2020, No 2, Vol 12 https://esj.todav/issue-2-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/91ECVN220.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Харитонова О.В., Бугаева Т.Н. Краудсорсинг в государственном и муниципальном управлении: сущность и перспективы использования // Вестник Евразийской науки, 2020 №2, https://esj.today/PDF/91ECVN220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Khritonova O.V., Bugaeva T.N. (2020). Crowdsource in state and municipal administration: essence and prospects of use. The Eurasian Scientific Journal, [online] 2(12). Available at: https://esj.today/PDF/91ECVN220.pdf (in Russian)

УДК 316.422 ГРНТИ 06.56.31

Харитонова Оксана Владимировна

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Симферополь, Россия

Институт экономики и управления (структурное подразделение) Доцент кафедры «Финансов и кредита» Кандидат экономических наук, доцент E-mail: voy007@mail.ru РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=799562

Бугаева Татьяна Николаевна

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Симферополь, Россия

Институт экономики и управления (структурное подразделение) Доцент кафедры «Финансов и кредита» Кандидат экономических наук, доцент E-mail: bugaevafinansy@mail.ru

Краудсорсинг в государственном и муниципальном управлении: сущность и перспективы использования

Аннотация. Целью проведенного в статье исследования явилось научное обоснование внедрения технологии краудсорсинга в органах государственной и муниципальной власти. В статье показана роль процесса информатизации в современном развитии общества и системы государственного и муниципального управления, отражена их взаимосвязь и перспективы интеграции в условиях цифровой экономики.

На основании проведенного монографического и сравнительного анализа даны определения краудсорсинга и государственного краудсорсинга, обозначены их дефиниции и обоснован категориально-понятийный аппарат. Рассмотрен опыт практического применения краудсорсинга в сфере государственного и муниципального управления зарубежных стран и Российской Федерации, его нормативно-законодательное обеспечение. Выявлены достоинства и недостатки внедрения краудсорсинга в России, на примере Республики Крым показан процесс его реализации на региональном и муниципальном уровнях ее административно-территориальных образований. Дан обзор информационных ресурсов и онлайн-площадок взаимодействия органов региональной власти и населения полуострова, выявлены их отличия от краудсорсинговых платформ.

Раскрыты возможности использования инструментов краудсорсинга в государственном и муниципальном управлении на основе классификации Г. Сакстона, включающей 9 различных способов взаимодействия органов власти и населения. Приведен перечень необходимых

требований для их эффективной реализации, включая количественные и качественные характеристики, систему ресурсного обеспечения и общественного контроля, степень распределения ответственности и уровень информированности о достигнутых результатах.

В выводах исследования отражены перспективы краудсорсинга для информатизации системы государственного и муниципального управления, оптимизации деятельности электронного правительства и развития цифровой экономики страны и ее отдельных регионов.

Ключевые слова: информатизация; электронное правительство; краудсорсинг; государственное и муниципальное управление; население; эффективность

Большинство современных инновационных методов государственного и муниципального управления были заимствованы органами исполнительной власти из предпринимательского сектора. Сфера бизнеса более динамична и менее формализирована, высокий уровень конкуренции обуславливает ее быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды и требует поиска новых решений повышения ее конкурентоспособности. Сфера государственного и муниципального управления строго регламентирована, является своеобразным монополистом в процессе принятия решений на национальном и региональном уровнях, и не требует постоянных изменений своей внутренней структуры и порядка функционирования. Тем не менее, интеграция этих двух сфер общественной жизни не только неизбежна, но и в значительной мере активизировалась в последние десятилетия, в том числе и благодаря межсекторальным научным исследованиям и разработкам.

Основным цивилизационным трендом последних десятилетий является информатизация, продукты которой стремительно трансформируются из редких в общественные блага. Качество жизни современного человека все больше зависит от разнообразия и доступности интерактивных продуктов и сервисов. При этом информационные технологии меняют статус с сугубо технологических инноваций на сложное социокультурное явление, революционно влияющее на весь уклад деятельности общества и отдельных индивидов, открывающее принципиально новые возможности для использования интеллектуальных ресурсов и процесса овладения знаниями.

В государственной и муниципальной сфере с помощью информатизации была сформирована управляющая модель, получившая название «электронного управления» («еgovemance»), а также ее производная - «электронное правительство» («e-govemment»). Последнее не является прямой альтернативой правительства в его привычном понимании, а представляет собой электронную систему взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления, субъектов предпринимательской деятельности и граждан с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Целью исследования явилось научное обоснование внедрения технологии краудсорсинга в органах государственной и муниципальной власти. Необходимость изучения данного процесса обусловлена тем, стратегия реформирования системы государственного и муниципального управления в России актуализирует потребность в новейших эффективных инструментах публичного администрирования. Гипотеза исследования заключается в том, что современные информационные технологии открывают широкие возможности для коммуникации органов власти с гражданами, их политического участия в процессе разработки и принятия управленческих решений, повышения качества государственных и муниципальных услуг.

Введение

Понятие краудсорсинга

Инструментарий электронного управления государством и его отдельными регионами не только достаточно обширен, но и постоянно пополняется новыми инновационными технологиями. Одной из наиболее эффективных из них и теоретики, и практики государственного управления считают краудсорсинг («сrowdsourcmg»), в буквальном переводе означающий «использование ресурсов населения».

Термин «краудсорсинг» был впервые введен в научный оборот Дж. Хофи и М. Робинсоном в 2006 году [1], однако, как социальная технология привлечения широких слоев населения для решения конкретных задач он применялся задолго до развития глобальных информационных сетей, отмечают Н.Д. Казакова и Ж.А. Денисова [2]. За прошедшее десятилетие учеными был сформулирован целый ряд определений краудсорсинга, которые можно объединить в четыре группы:

1. добровольное использование коллективного разума и труда для различных полезных целей, в том числе носящих коммерческий характер [3];

2. передача институциональным субъектом определенных функций неопределенному кругу лиц без заключения с ними трудового контракта на основе публичной оферты [4];

3. процесс делегирования задач значительному и преимущественно анонимному количеству индивидов (Интернет-сообществу) и привлечение их активов, ресурсов, знаний или опыта [5];

4. получение идей и отзывов для принятия решений относительно развития деятельности хозяйствующего субъекта или субъекта управления [6].

Все приведенные определения описывают различные стороны краудсорсинга и базируются на гносеологической гипотезе о том, что значительная часть знаний всегда находится вне границ системы, продуцирующей эти знания. Предметное знание распределено между неопределенным количеством носителей и аккумулируется лишь в процессе их непосредственной коммуникации. Специфический способ генерирования знаний, идей или информации от неограниченного количества участников посредством глобальных информационных сетей и составляет сущность краудсорсинга. Он является технологией решения определенных задач с привлечением добровольцев, для которых главным мотивом поведения выступает не материальное вознаграждение, а самореализация, интерес, возможность выдвинуть свою идею и увидеть ее реальное воплощение.

Как уже было сформулировано выше, предпринимательский сектор первым начал активно внедрять технологию краудсорсинга с целью как использования творческой энергии масс, предлагающих свежие и оригинальные бизнес-идеи, так и сокращения в результате их внедрения затрат на маркетинг, научно-исследовательские разработки и оплату труда штатных работников. Постепенно показавший свою бизнес-эффективность краудсорсинг стал использоваться и органами государственной и муниципальной власти.

Одной из первых стран, применившей краудсорсинг в системе государственного и муниципального управления, стала Исландия [7]. Ее опыт интересен и тем, что краудсорсинг был использован во время разработки Конституции страны, и тем, что эта технология стала одним из методов выхода государства из политического и экономического кризиса 2008 года [8].

Краудсорсинг открывает широкие возможности для разработки программ социально-экономического развития территорий, административного планирования, политического прогнозирования и выполнения законотворческой функции государства в целом. С этой целью

правительством Великобритании создана социальная сеть «Jolitics» (https://twitter.com/Jolitics), которая позволяет гражданам и общественным группам лоббировать свои интересы в законотворческом процессе. В США данную задачу выполняет крауд-платформа «Pop Vox» (https://www.popvox.com/about), которая открыта для предложений к законопроектам, находящихся на рассмотрении в Конгрессе. В Финляндии поправки к законам граждане могут инициировать с помощью ресурса «Open Ministry» (http://openministry.info). В Эстонии голосование в сети Интернет использовалось в процессе парламентских выборов, где таким образом изъявили свою волю 25,0 % от общего числа избирателей [9].

Предпосылками внедрения краудсорсинга в системе государственного и муниципального управления в Российской Федерации стала административная реформа, поэтапно внедряемая в органах власти с 2003 года и предусматривающая их сближение с населением страны в вопросах публичного управления, в том числе с применением электронных технологий. В той или иной степени вопросы краудсорсинга затрагивают такие нормативно-правовые документы, как: Стратегия развития информационного общества Российской Федерации на 2017-2030 годы; Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года; Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» и целый ряд других подзаконных актов. Вместе с тем, само понятие «краудсорсинг» в действующем национальном законодательстве не регламентировано.

Исходя из того, что в общем виде краудсорсинг представляет собой технологию передачи определенных производственных функций неопределенному кругу лиц на основании публичной оферты, не подразумевающей заключение юридически обязывающих соглашений, и определения оферты, данном в ст. 435 ГК РФ, можно охарактеризовать государственный краудсорсинг как тип коллективной деятельности (преимущественно в режиме «онлайн»), в рамках которой орган государственной власти обращается к неоднородной группе индивидов с неформальным приглашением к добровольному принятию участия в решении некоторой задачи. По сути, этот процесс означает передачу определенной общественно значимой функции внешним исполнителям, круг которых изначально не определен [10].

Характер сложившихся взаимоотношений между органами власти и населением России свидетельствует, что в настоящее время краудсорсинговые технологии в большей степени подходят для функциональной, чем для электоральной системы представительства общественных интересов. Примерами каналов воздействия общества на отечественные органы государственной власти являются Портал Экспертного совета при открытом правительстве РФ (Экспертный совет онлайн) и «Российская общественная инициатива» (РОИ), которую можно назвать главной платформой для политического краудсорсинга в России. Помимо этих онлайн-ресурсов, в России функционирует еще около 45 краудсорсинговых платформ федерального и свыше 250 - регионального уровня, информация о которых сконцентрирована на едином портале крауд-сервисов (http://crowdsourcing.ru/crowdmap).

Одной из наиболее разработанных платформ, имеющей к тому же шестилетнюю историю развития, является сайт «Краудсорсинг-проекты правительства Москвы» (https://crowd.mos.ru/). Свой первый краудсорсинг-проект «Наш город» правительство Москвы запустило еще в феврале 2014 года, к 2020 году увеличив их количество до 23. В реализации данных проектов, охвативших такие важные сферы общественной жизни, как электронные услуги и сервисы, библиотеки, музеи, спорт, парки, культурные центры, детские поликлиники, активное долголетие и экологическую стратегию, участвовало более 104 тысяч идей граждан,

Краудсорсинг в России

из числа которых экспертами было отобрано около 4 тысяч для дальнейшей проработки. В числе положительных социально-экономических эффектов функционирования городской краудсорсинговой платформы правительство Москвы называет вовлеченность жителей в процесс принятия решений муниципального уровня, повышение их общественной значимости и степени самореализации, улучшение условий жизни и имиджа города в целом.

Как и любое новое общественное начинание, государственный краудсорсинг имеет и ряд проблем его внедрения, особенно в отдельных регионах и муниципальных образованиях. Прежде всего, это связано с низким уровнем информированности населения о функциях краудсорсинговых ресурсов, субъективной поддержкой отдельных инициатив граждан государственными структурами и их лоббированием местными властями, проблемами технологического характера, возникающими при работе с соответствующими порталами и сайтами. Начинать работу по исправлению данных недостатков можно непосредственно с официальных страниц администраций муниципальных образований, формируя затем автоматический переход на специализированные краудсорсинговые ресурсы.

Краудсорсинг в системе государственного и муниципального управления Республики Крым

В качестве примера рассмотрим систему государственного и муниципального управления Республики Крым. На официальном сайте Правительства региона (https://rk.gov.ru), как и на сайтах его 25 административно-территориальных единиц, поисковой запрос по термину «краудсорсинг» не выдает никаких результатов, за исключением страницы г. Керчь. На ней представлена ссылка на общероссийский портал «СтратегияРФ» (https://strategyrf.ru), являющийся современным аналогом электронного Госплана, средством для публикации, обсуждения и реагирования властей на общественные и предпринимательские инициативы.

Фактический опыт краудсорсинга, исходя из информации, представленной на официальных страницах муниципальных образований Республики Крым, есть только у г. Симферополя и г. Евпатории. В частности, в интерактивной системе электронных опросов и голосований на городском сайте «Активный Симферополь» зарегистрировано более 10,5 тысяч человек, активные горожане выразили свыше 271 тысячи мнений по наиболее актуальным и социально значимым вопросам жизнедеятельности города, всего на голосование выставлено 356 вопросов. Завершено голосование по 5 опросам: благоустройство и санитарное состояние Симферополя, оценка проведения праздничных новогодних мероприятий, муниципальный бюджет, перенос остановки общественного транспорта, предоставление муниципальных услуг.

В Евпатории продолжается работа над созданием Стратегии социально-экономического развития города до 2030 года. Подготовка Стратегии ведется с максимально широким привлечением к этому процессу общественности путем электронного анкетирования жителей по вопросам социально-экономического развития городской территории.

В остальных городских округах и муниципальных районах Республики Крым население привлекается к общественной работе на уровне создания органов территориального общественного самоуправления, обсуждения местных бюджетов, муниципальных программ и стратегий развития в устной, письменной и совещательной форме. Кроме того, на главной странице официального сайта Правительства Республики Крым, хотя и не в видимой части, представлена информация о возможности интерактивного участия граждан в общественной жизни региона с помощью сервиса Всероссийской мультисервисной платформы гражданской активности «iGrajdanin.ru».

Платформа «iGrajdanin.ru» была создана в мае 2012 года группой активных жителей подмосковного города Коломны и представляет собой независимый и бесплатный инструмент

для улучшения городской среды и сельских территорий. С помощью платформы жители всех населенных пунктов России могут в удобной для себя форме контактировать с городскими службами, департаментами муниципалитетов и надзорными органами, сообщая властям волнующие их проблемы и требуя их решения. Однако, данную платформу нельзя отнести к краудсорсинговым, так как в ней не соблюдается его основной принцип - делегирование государственных или муниципальных функций населению для обсуждения, выполнения и выдвижения инновационных идей.

Таким образом, внедрение технологий краудсорсинга в систему государственной и муниципальной власти Республики Крым находится на начальном этапе. Аналогичным образом обстоит ситуация и в других регионах Российской Федерации, особенно с низким уровнем информатизации населения. Масштабная оцифровка инфраструктуры органов власти, наряду с оптимизацией деятельности электронного правительства, является на сегодняшний день обязательным элементом эффективного государственного и муниципального управления [11].

Результаты исследования

Технология краудсорсинга предлагает множество разнообразных инструментов взаимодействия органов власти и населения, наиболее полная классификация которых была дана Г. Сакстоном [12] (таблица 1).

Использование приведенных в таблице 1 возможностей краудсорсинга в сфере государственного и муниципального управления будет эффективным при соблюдении следующих условий:

• исключение трансформации краудсорсинга в политическую кампанию либо формальную административную процедуру [13];

• наличие регламентированных и прозрачных механизмов учета предложений в процессе взаимодействия власти с населением [14];

• готовность власти вести диалог с гражданским обществом, которое уже продемонстрировало свою готовность к диалогу с властью [15];

• постоянная обратная связь с участниками проектов и высокая степень их информированности о результатах;

• исключение практики изъятия из круга обсуждаемых в проекте вопросов, тем и проблем, по которым уже реализуются непопулярные управленческие решения;

Таблица 1

Возможности использования инструментов краудсорсинга в государственном и муниципальном управлении

Тип краудсорсинга Возможности применения

Модель посредника Организаторы проекта выступают в роли посредника между заказчиком контента (органом власти) и исполнителями задачи. Данная модель чаще всего реализуется в целях поддержки инноваций

Производство медиа-продуктов гражданами Проекты данного типа предполагают создание членами сообщества онлайнового медиа-продукта, содержание которого оценивают путем голосования посетители сайта

Модель совместной разработки В рамках данной модели процесс организуется путем декомпозиции задания государственного органа на микрозадачи и последующей интеграции отдельных выполненных заданий в итоговый продукт

Тип краудсорсинга Возможности применения

Модель реализации сувенирных товаров В рамках данной модели создаются электронные торговые площадки, где краудсорсеры размещают цифровой контент (фотографии, видео, графику, сувениры с символикой страны, региона, города), который могут купить все желающие

Модель разработки дизайна сувенирных товаров В рамках данной модели создается торговая площадка, на которой краудсорсеры выставляют свои варианты дизайна продукции (принты на футболках, дизайн предметов интерьера и т. п.), лучшие из которых отбираются путем голосования, и организуется их производство

Модель децентрализованного социального финансирования Данная модель предполагает создание финансовой онлайн-площадки, на которой встречаются заемщики и инвесторы для воплощения социально значимых проектов. При этом гарантируется их анонимность, а процентные ставки предлагаются выгоднее, чем у коммерческих банков

Модель потребительского отчета В рамках данного типа проектов краудсорсеры оставляют отзывы о работе того или иного органа государственной или муниципальной власти, либо о работе того или иного специалиста

Модель создания базы знаний Данная модель предполагает создание сообществом портала с текстовым контентом в различных сферах общественной жизни. Он представляет собой полезное пошаговое руководство, созданное усилиями жителей данного государства, региона или муниципального образования

Модель совместного научно-технического проекта Данная модель предполагает разработку специального программного веб-приложения, с помощью которого члены сообщества могут выполнять какие-либо задания и тем самым вносить свой вклад в развитие науки и технологий государства, региона или муниципального образования

Источник: составлено авторами

полная ответственность органов власти за принятые и реализованные по итогам краудсорсинг-проектов управленческих решений;

обеспечение бесперебойной работы технических и информационных средств;

количественно и качественно подтвержденное представление состава участников, их мотивов, а также результатов краудсорсинга;

наличие научно обоснованной и адаптированной методики оценки эффективности краудсорсинг-проектов в государственном и муниципальном управлении;

осуществление государственного и общественного контроля расходов бюджетных средств на краудсорсинг-проекты.

Выводы

Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы о состоянии и возможностях использования краудсорсинга в государственном и муниципальном управлении Российской Федерации:

1. Как и многие зарубежные страны, Россия находится в начале процесса внедрения краудсорсинга в систему государственного и муниципального управления, что связано как с инновационностью этой технологии, так и низким уровнем информатизации населения в целом.

2. Исходя из того, что понятие «государственный краудсорсинг» в действующем национальном законодательстве не регламентировано, дана авторская трактовка этого термина, под которым предлагается понимать тип коллективной деятельности (преимущественно в режиме «онлайн»), в рамках которой орган государственной власти обращается к

неоднородной группе индивидов с неформальным приглашением к добровольному принятию участия в решении некоторой задачи.

3. Имеющийся опыт использования краудсорсинга в системе государственного и муниципального управления Российской Федерации свидетельствует, что его применение ограничено несколькими крупными муниципальными образованиями, так как в большинстве аналогичных информационных платформ не соблюдается основной принцип краудсорсинга.

4. Поддержка краудсорсинговых платформ со стороны государственных и муниципальных органов власти России не только создаст предпосылки для эффективного функционирования электронного правительства, но поможет сформировать современное информационное общество и цифровую экономику страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Howe, J. The Rise of Crowdsourcing / J. Howe // Wired Magazine. - 2006. - M 14(6). -Р. 1-4.

2. Казакова, Н.Д. Технология краудсорсинга в государственном региональном управлении (на примере краудсорсинг-проектов правительства города Москвы) /

H.Д. Казакова, Ж.А. Денисова // Власть. - 2016. - Т. 24. - M 4. - С. 21-28.

3. Долгин, А. Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка / А. Долгин.

- М.: АСТ, 2010. - 256 с.

4. Хацкевич, Ю.Г. Новейший словарь иностранных слов и выражений / Ю.Г. Хацкевич. - М.: АСТ, 2017. - 976 с.

5. Hemer, J. A snapshot on crowdfunding / J. Hemer // The Open Access Publication Server of the ZBW. - 2011. - Р. 1-39.

6. Belleflamme, P. Crowdfunding: tapping the right crowd / Р. Belleflamme, Т. Lambert, A. Schwienbacher // Journal of Bussiness Venturing. - 2013. - M 7. - Р. 1-45.

7. Ковбасюк, Ю.В. Краудсорсинг как инструмент публичной власти / Ю.В. Ковбасюк // Актуальные проблемы экономики. - 2016. - M 4(178). - С. 349-357.

8. Курочкин, А.В. Краудсорсинг как новый метод политического управления в условиях сетевого общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013. - M 9-1. - С. 78-81.

9. Фельдман, П.Я. Политический краудсорсинг как институт электронной демократии: проблемы становления и развития / П.Я. Фельдман // Власть. - 2014.

- M 6. - С. 21-22.

10. Сидорова, А.А. Электронное правительство / А.А. Сидорова. - М.: Юрайт, 2020. -166 с.

11. Авдеева, И.Л. Использование платформенных технологий в современном государственном управлении / И.Л. Авдеева // Вестник экспертного совета. - 2019.

- M 1(16). - С. 28-32.

12. Saxton, G. Rules of Crowdsourcing: Models, Issues, and Systems of Control / G. Saxton, O. Onook, R. Kishore // Information Systems Management. - 2013. - M 30. - P. 2-20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Шапигузов, С.М. Краудсорсинг в госсекторе: инновация с расчетом на гражданское общество / С.М. Шапигузов, А.К. Синягин // Бюджет. - 2012. - M 7. -С. 13-20.

14. Насыров, И.Р. Технологии краудсорсинга в государственном управлении / И.Р. Насыров, И.Л. Савельев // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - Т. 154. - Кн. 6. - С. 94-104.

15. Волошинская, А.А. «Российская общественная инициатива»: парадоксы отечественной электронной демократии / А.А. Волошинская // Власть. - 2016. - M

I. - С. 47-50.

Khritonova Oksana Vladimirovna

V.I. Vemadsky Crimean federal university, Simferopol, Russia

Department of economics E-mail: voy007@mail.ru

Bugaeva Tatyana Nikolaevna

V.I. Vernadsky Crimean federal university, Simferopol, Russia

Department of economics E-mail: bugaevafinansy@mail.ru

Crowdsource in state and municipal administration: essence and prospects of use

Abstract. The purpose of the research carried out in the article was the scientific justification of the introduction of crowdsource technology in state and municipal authorities. The article shows the role of the informatization process in the modern development of society and the system of state and municipal administration, their relationship and prospects of integration in the conditions of the digital economy.

Based on the monographic and comparative analysis carried out, definitions of crowdsource and state crowdsource are given, their definitions are identified and a categorical-conceptual apparatus is justified. Experience of practical application of crowdsource in the sphere of state and municipal administration of foreign countries and the Russian Federation, its normative and legislative support was considered. The advantages and disadvantages of crowdsource implementation in Russia have been identified, the example of the Republic of Crimea shows the process of its implementation at the regional and municipal levels of its administrative-territorial entities. An overview of information resources and online platforms of interaction between regional authorities and the population of the peninsula has been given, their differences from crowdsourced platforms have been revealed.

Possibilities of using crowdsource tools in state and municipal administration based on G. Saxton classification, including 9 different ways of interaction between authorities and the population, are disclosed. A list of the necessary requirements for their effective implementation is provided, including quantitative and qualitative characteristics, a system of resource support and public control, the degree of distribution of responsibility and the level of awareness of the results achieved.

The conclusions of the study reflect the prospects of crowdsource for informatization of the system of state and municipal administration, optimization of the activity of electronic government and development of the digital economy of the country and its individual regions.

Keywords: informatization; e-government; crowdsourced; public and municipal administration; population; efficiency

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.