Научная статья на тему 'КРАУДФАНДИНГ - НОВЫЙ ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ'

КРАУДФАНДИНГ - НОВЫЙ ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАУДФАНДИНГ / ШКОЛА КРАУДФАНДИНГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова И.В.

В статье рассматриваются понятия и сущность краудфандинга. Представлено краткое описание двух самых крупных краудфандинговых платформ. Дана классификация краудфандинга по целям и способам вознаграждения. Перспективы развития краудфандинга в России.The article discusses the concept and the essence of crowdfunding. A brief description of the two largest crowdfunding platforms. A classification of crowd-funding goals and methods of remuneration. Development prospects of crowdfunding in Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРАУДФАНДИНГ - НОВЫЙ ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ»

методология анализа, формы, методы, опыт применения. М.: Триада-фарм. 2002. 346с.

3. Йога Дипика: прояснение йоги / Б.К.С. Айенгар; Пер. с англ. - 5-е изд. -М.: Альпина нон-фикшн,2016. - 494с.

4. Назарова Е.Н.Здоровый образ жизни и его составляющие/ Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 256 с.

5. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий / Т.В. Карасева, 2012 № 11. с. 75.

6. Чубарова С.Н. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей/ С.Н. Чубарова, Г. Е. Козловская, В.В. Еремеева, 2013. №2. с.171-187.

7. Горбатенко О. Ф., Кардаильская Т. А., Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. - Волгоград, 2008 г.

8. Волошина, Л.Б. Организация здоровьесберегающего пространства/ Л.Б. Волошина, 2010. №1. с.114-117.

9. Дмитриева Т.Б. Психологическое здоровье россиян, 2002. - №6. - С.21-31.

УДК 336.4

Кузнецова И.В. магистр экономических наук кафедра «Финансы и кредит» Алтайский государственный университет

Россия, г. Барнаул КРАУДФАНДИНГ - НОВЫЙ ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ В статье рассматриваются понятия и сущность краудфандинга. Представлено краткое описание двух самых крупных краудфандинговых платформ. Дана классификация краудфандинга по целям и способам вознаграждения. Перспективы развития краудфандинга в России.

The article discusses the concept and the essence of crowdfunding. A brief description of the two largest crowdfunding platforms. A classification of crowd-funding goals and methods of remuneration. Development prospects of crowdfunding in Russia.

Ключевые слова: краудфандинг, краудинвестинг, вознаграждение, школа краудфандинга.

Keywords: crowdfunding, credinvest, reparation, school of crowdfunding.

За последние время иностранное слово «краудфандинг» все чаще встречается во всемирной паутине, но далеко не все знают, что же оно означает. Краудфандинг в переводе с английского - «народное финансирование», проще говоря, это получение денег от множества людей, которые заинтересованы в финансировании вашего проекта.

Краудфандинг это отличный способ получить финансовую помощь, как

и для запуска своего бизнеса, так и для воплощения творческих идей. Уникальность его заключается в том, что для поиска и привлечения финансирования используются интернет - платформы, с помощью которых можно получать инвестиции от множества людей. Таким образом, краудфандинг новый источник финансирования без участия банков, бирж и венчурных капиталистов.

Краудфандинг ,как способ интернет-финансирование, получил широкое распространение в 2008 году в США, так же в этом году была запущена первая краудфандинговая площадка Kikstarter, сайт которой входит в тысячу самых посещаемых ресурсов в интернете.[1] В России краудфандинг появился в 2012 году в виде двух самых крупных площадок в стране - Planeta.ru и Boomstarter, тон которых на сегодняшний день задает тенденции для развития рынка.[1]

Planeta.ru - крупнейшая российская краудфандинговая платформа была запущена 7 июня 2012 г. и стала лауреатом «Премии Рунета 2014» в номинации «Экономика, Бизнес и Инвестиции». Planeta.ru это не только сайт или удобные сервисы, это возможность самореализации. Кроме этого она постоянно развивается и расширяет сферы своей деятельности, это логистика, продвижение, пиар проектов, пост-продакшен и обучение. Самые популярные категории проектов в Planete.ru это творческие проекты, но за последнее время растет популярность и таких категорий, как «литература», «общество» и «бизнес». Проект действует по схеме «ОсВ», то есть, «Оставить все собранное». Создатели проекта, вне зависимости от того, была ли достигнута цель, забирают все полученные средства (за исключением комиссионных отчислений). На данный момент проектом на данной площадке удалось привлечь свыше 523 000 000 рублей и реализовать 2251 проект.[2]

Boomstarter - это эффективный инструмент привлечения финансирования. Данный российский краудфандинговый сервис напоминает известную площадку Kickstarter. В отличие от Planeta.ru проект действует по классической схеме «все или нечего». Это означает. что автор получает деньги только в том случае, если наберет всю необходимую сумму за определенный период времени. В 2012 году Boomstarter победил в номинации «Лучший социально значимый стартап» премии «Стартап года». На данный момент удалось привлечь 264 000 000 рублей и реализовать 1269 проектов.[3]

Помимо краудфандинга, на платформах развиваются такие сервисы как, онлайн-трансляции, интернет-магазины товаров и оффлайновое образовательное направление («Школа краудфандинга»). Впервые «Школа краудфандинга» была запущена 7 апреля 2015 г. Преподавателями школы стали лучшие эксперты и сотрудники площадки Planeta.ru и авторы успешных проектов. А в марте 2016 г. была запущена первая всероссийская «Школа краудфандинга», теперь помимо Москвы, жители других городов могли пройти бесплатный оффлайновый курс.[2]

Выделяют 3 модели Краудфандинга по виду вознаграждения для спонсора:

- без вознаграждения (пожертвования);

- нефинансовое вознаграждение (модель Kikstarter);

- финансовое вознаграждение (Краудинвестинг).

Рассмотрим более подробно возможные виды вознаграждения для спонсоров.

1) Без вознаграждения (пожертвования). Пожертвования обычно являются добро- вольными актами, сделанными на основе альтруизма и без всяких обязательств для получателя. Чаще всего эта модель применяется в социальных, политических, экологических и медицинских проектах. В качестве обратного действия может выступать некое «спасибо», то есть упоминание инвестора на сайте и т.д.

2) Нефинансовое вознаграждение (модель Kikstarter). На текущий момент - это самая распространенная по количеству интернет-платформ модель краудфандинга. Она зарекомендовала себя как эффективный инструмент сбора средств на любые проекты, начиная от креативных и заканчивая сложными технологическими продуктами. Главной особенностью является получение спонсоров в ответ на свою поддержку нефинансового вознаграждения. Оно может выражаться в виде записанного альбома, приглашения на концерт, упоминания в титрах, первом образце произведенного продукта.

3) Финансовое вознаграждение (Краудинвестинг). Краудинвестинг -это составная часть краудфандинга. Его основной характеристикой и отличительной особенностью от других форм является наличие Финансового вознаграждения, которое получает спонсор (в данном случае уже инвестор) в обмен на свою поддержку.

Последнее делится на три формы, рассмотрим коротко каждую их них.

1. Роялти. Является логическим продолжением схемы нефинансового вознаграждения. Только кроме нефинансовых бонусов и различных поощрений спонсор (инвестор) получает долю от доходов или прибыли финансируемого проекта

2. Народное кредитование. Чемпион по количеству привлеченных средств и предмет пристального внимания специалистов. В качестве основного преимущества для кредиторов выделяют более высокие ставки и саму возможность предоставления займа в очень широком спектре отраслей. Заемщик выигрывает в более низких тарифах и удобстве получения кредита. Ключевой характеристикой данной формы краудинвестинга является наличие четкого плана-графика возврата заемного капитала инвесторам. То есть инвестор заранее имеет всю информацию о том, когда он получит обратно свои вложения вместе с оговоренным процентом. Источником финансирования выступают исключительно физические лица

3. Акционерный Краудфандинг. Пожалуй, это самая передовая форма краудфандинга, где в качестве вознаграждения спонсор (инвестор) получает часть собственности, акции предприятия, дивиденды или право голосования на общих собраниях акционеров. Будучи самой инновационной формой краудфандинга данный подход является одновременно и наиболее

обсуждаемым и противоречивым, потому что затрагивает организационно-правовую форму предприятия и связан с повышенным риском для инвесторов.[1]

По целям краудфандинг можно разделить по следующим категориям: бизнес проект; креативный, политический и социальный.

Несмотря на то, что краудфандинг появился в России относительно недавно и первое время встретил огромное сопротивление, общий сбор по России на 2016 году превысил более 700 000 000 рублей. Краудфандингом начинают пользоваться все большее количество пользователей, но еще много кто не знает о нем ничего, либо относится очень насторожено и скептично. На данный момент в России существует порядка 10 крупных краудфандинговых площадок.

В России люди много лет, по понятным причинам, с недоверием относились к интернет-технологиям, так или иначе связанным с деньгами. Но сейчас ситуация в корне меняется, глобальный рост продаж в сфере интернет-торговли это подтверждает. Доверие к краудфандингу растет с каждым днем, потому что уже есть сформировавшиеся и успешные кейсы, законченные проекты, которые собрали деньги, выпустили то, что хотели, и, главное, есть довольные участники таких проектов, которые становятся двигателями самой идеи краудфандинга, за что мы им безмерно благодарны.

Со временем краудфандинг попадёт под влияние государства и, возможно, так же будет использоваться не только в политических целях, но и как инструмент для до финансирования федеральных и городских бюджетов. Несмотря на все трудности, с которыми сталкивается рынок краудфандинга в России, он постоянно продолжает развиваться и с каждым годом выходит на более высокий уровень. Уже сейчас можно смело заявить, что краудфандинг, как финансовый инструмент успешно ассимилировался на российском рынке инвестиций и стал его неотъемлемой частью.

Использованные источники:

1. Краудфандинг [Электронный ресурс]. URL: https://crowdsourcing.ru/ (дата обращения: 25.10.2016)

2. Planeta.ru [Электронный ресурс]. URL: https://planeta.ru/ (дата обращения: 25.10.2016)

3. BOOMSTARTER- Сделай жизнь ярче! [Электронный ресурс]. URL: http://main.boomstarter.ru/ (дата обращения: 25.10.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.